- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,13 Кб
Жизнь и творчество Сальвадора Дали
Реферат на тему:
"Жизнь и творчество Сальвадора Дали"
Выполнила студентка:
Гришкова А.И.
Омск 2013
Увидел – и запало в душу, и
через кисть пролилось на холст.
Это живопись.
И то же самое – любовь.
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали один из самых известных и ярких художников XX века. Это гений сюрреализма, девизом жизни автора было выражение – "Главное – пусть о Дали говорят. На худой конец пусть говорят хорошо". Теперь по всему миру известны его неповторимые произведения даже тем, кто не интересуется изобразительным искусством.
Самую большую память о себе художник оставил в Театре-Музее Сальвадора Дали во Фигерасе.
Он представляет собой вселенную абсурда, созданную из мира сновидений, кошмаров и галлюцинаций. Это символ творчества художника, ключ к его гениальности.
Также он известен своими литературными произведениями и художественными фильмами.
C. Дали и сюрреализм
Я не сюрреалист, я – сюрреализм. (С. Дали).
На творчество С. Дали также оказало большое влияние течение дадаизм, предшествующее сюрреализму.
Дадаизм или как по – другому его называли искусство дада – это дерзкое, эпатирующее "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом всемирных мировых катастроф (мировых войн, различных европейских революций). Это течение отвергало всякую эстетическую программу, и предлагал "антиэстетику". Для представителей этого течения все доброе и разумное потерпело крах, весь мир для них казался безумным и подлым: "Мы с лёгкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы всё оплёвывали… мы представляли собой чистый нигилизм, и нашим символом являлось Ничто, Пустота, Дыра". Одной из их целей было разрушение любого стиля, любой эстетики при помощи безумия. Главным видом их деятельности являлось – "абсурдизированное зрелище", "воинствующая антихудожественность", которая выражалась в использовании предметов фабричного производства в художественных композициях.
Дадисты одними из первых стали использовать нетрадиционную технику для рисования такую, как бросание красок на холст, в результате чего получались иррациональные конфигурации. Художник при этом считался марионеткой каких-то неподвластных, мировых сил.
Отсюда следует, что сюрреалистическое отношение к бессознательному вытекает из дадаизма. Но творческая направленность у сюрреалистов была иной – не просто разрушительной, а созидательной, но через разрушение.
Механические методы (к примеру, они подкладывали под бумажный лист шероховатую поверхность, а затем натирали бумаги при помощи сухих красок, при этом получались различные конфигурации, напоминающие заросли волшебного леса – это техника "фроттажа").
Психоаналитические приемы. Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества:
) освобождение сознания от рациональных связей и достижения состояния транса;
) подчинение неконтролируемым различным внутренним импульсам;
) работать быстро, без осмысления проделанной работы.
К примеру, Сальвадор Дали принимался за рисование сразу после утреннего пробуждения, когда его мозг был еще не освобожден от бессознательных образов. А иногда он вставал и посреди ночи, так как считал, что промедление приносит с собой искажение полученных во сне образов под воздействием сознания.
Например, картина Курта Швиттерса "Картина с двумя собачками". Этот дадаист создавал картины из мусора, но они представляют собой не бессмысленные объекты, а вполне гармоничные абстарктыне композиции.
На доске в непонятном сочетании закреплены различные предметы (почтовая открытка, рванная оберточная бумага, автобусные билеты, вперемешку с газетными вырезками и прописанной краской).
Сюрреализм (франц. Surrealism, букв. – сверхреализм) – это направление в искусстве XX века, которое провозглашало источником искусства сферу подсознания (сновидения, инстинкты, галлюцинации), а его методом – разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями.
Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дададизма (писатели – А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники – М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 1930-x гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги), главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность. Сюрреалисты стремились переделать мир и изменить его жизнь. Они верили в то, что бессознательное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле. Термином sommeils (пер. сны наяву) они обозначали свои собрания. Во время таких "снов наяву" представители сюрреализма занимались игрой. Они были заинтересованы в случайных и бессознательных смысловых сочетаниях, которые возникали в ходе определенных игр, например такой как "буриме", в которой участники поочередно на листке бумаги составляли фразу, ничего не знаю о частях, написанных предыдущими игроками.
Меня зовут Сальвадором – спасителем – в знак того, что во время угрожающей техники и процветания посредственности, которые нам выпала честь претерпевать, я призван спасти искусство от пустоты. (С. Дали)
Сальвадор Дали очень любил говорить о себе, об этом свидетельствуют многочисленные дневники художника, биографии, множество стихов, статей и других литературных произведений.
Собственными руками С. Дали сотворил миф о себе и своей жизни, поэтому иногда очень не просто понять, где написана, правда, а где чистый вымысел. Как говорил о себе, сам художник: "Дали – наркотик, без которого уже нельзя обходиться".
Художник родился 11 мая 1904 года в семье дона Сальвадора Дали-и-Куси и доньи Фелипы Доменеч в испанском городке Фигерасе, расположенном неподалеку от Барселоны.
Талант к искусству живописи у юного Дали впервые проявился в четырех летнем возрасте. "В шесть лет я хотел стать поваром, в семь – Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли", – так говорит Дали. В возрасте десяти лет он рисует свою первую картину, небольшой пейзаж при помощи масляных красок на деревянной доске. А потом день за днем он просиживал в специально отведенной для его творчества комнате, рисуя свои первые картины. Вдохновением для написания первых работ послужили пейзажи его родного города Фигераса, а также руины римского города Ампуриуса.
В четрынадцателетнем возрасте С. Дали провидит свои персональную выставку в муниципальном театре Фигераса. Он осваивает такие техники как – импрессионизм, кубизм, пуантизм, и ищет свои собственную манеру рисования. С шестнадцати лет Дали начинает писать, и с того времени литература так же как и живопись становится неотделимой частью его жизни.
Огромное влияние на жизнь и творчество художника в 1929 году оказали два важнейших события в его жизни. Одним и можно сказать, самым главным событием становится встреча художника с его музой Галой Элюар в Кадакесе. "Гала-единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без нее я никто" – говорит С. Дали. Она спасает автора от психологического кризиса, и без ее веры он вряд ли бы стал великим художником.
А другим важным событием становится решение С. Дали официально вступить в движение парижских сюрреалистов. В 1929 году в Парижской галерее Гемана проходит первая персональная выставка автора. Также в 1929 вместе со своим товарищем Сан-Фернандо Луисом Бюнюэлем из академии Дали снимает фильм, который являет собой классику сюрреализма под названием "Андалузский Пес". На следующий день после премьеры фильма авторы становятся знаменитыми. Два года спустя вышел фильм "Золотой век". Художник разрабатывает свой неповторимый сюрреалистический метод под названием "параноидально-критическая деятельность". Разрыву Дали с сюрреалистами способствовали его бредовые политические высказывания, его восхищение Адольфом Гитлером. Окончательный разрыв происходит в 1939 году.
Отец, недовольный связью сына с его возлюбленной запретил им появляться в родном доме. Дали и Гала переезжают в небольшую деревню под названием Порт Лигат. Тем самым между сыном и отцом возник конфликт, который стал темой для последующих работ автора. Художник начал писать пустынный пляж, навеянный последними событиями его жизни. Дали создает одну из самых сильных и знаменитых работ под названием "Постоянство памяти", написанная в 1931 году. А эту работу художника по его словам тающий на тарелки сыр камембер, лежащий на тарелке, тем самым заполняющим пустоту его душевного состояния. Ведь все трагические события в нашей жизни оставляют после себя пустоту, которую со временем мы можем заполнить новыми событиями. Картина была куплена нью-йоркским музеем современного искусства. И Дали с Галой строят дом в Порт-Льигата.
Начавшаяся гражданская война помешала С. Дали вернуться в родную Испанию и под ее влиянием художник пишет трагическую картину в 1936 году "Предчувствие гражданской войны". Художник называет ее проверкой его гениальной интуиции, так как была написана за 6 месяцев до начала гражданской войны в Испании в 1936 году.
В 1940-х годах, прибывая в США, Дали пишет свою лучшую книгу, свою биография "Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим". Также художник занимается такой работой как ювелир, дизайнер, фоторепортер, иллюстратор, портретист, декоратор, оформитель витрин, делает декорации к фильмам. После впечатлений, навеянных автору событиями 6 августа 1945 года взрывом над Херосимой, С. Дали пишет картину "Расщепление атома" 1947 год. В то же время Дали увлекается ядерной физикой и пишет такие работы, как "Взрывающаяся голова Рафаэля", 1951 год и "Галантея сфер", 1952 год, в котором голова его возлюбленной состоит из вращающихся сфер. Новым символом для написания работ у автора становится рог носорога, и впоследствии созданная картина "Носорогообразная Фигура Илисса Фидия", 1954 год. Он утверждает, что рог носорога – это единственная в природе абсолютно точная логарифмическая спираль, а поэтому единственная совершенная форма. К 1959 году уже никто не сомневается в гениальности художника, он продает свои картины за высокие цены. Миллионеры того времени мечтали заполучить картины великого автора.
В 1965 году Дали знакомится с ученицей художественного колледжа, подрабатывающей моделью Амандой Лир, впоследствии его нимфой. И в течении последующих восьми лет они с Дали не расстаются. Но Аманда уходит от художника, решив заняться собственной карьерой, тем самым их любовно-дружеский союз распадается – Дали не простил ей обрушившегося на нее успеха.
В 1970 году художнику приходит идея построить для своих работ музей, для которого он выбрал и перестроил театр во Фигерасе. Он открывается в 1974 году.
В 1968-1970 годах была создана картина "Галюциогенный Тореадор" – шедевр метаморфоза. Автор называет ее "весь дали в одной картине", так как она представляет собой целую метаморфозу его образов. Самого тореодара нелегко рассмотреть, необходимо приглянутся, и все встанет на свои места. В то время популярность Дали росла с бешеной скоростью, различные издатели книг, журналов моды, режиссеры – одним словом все боролись, чтобы заполучить его. Он уже создал иллюстрации ко многим шедеврам мировой литературы, таким как – Библия, "Божественная комедия" Данте, "Потерянный рай" Милтона, "Бог и монотеизм " Фрейда, "Искусство любви" Овидия. Выпускает книги посвященные самому себе и искусству, где восхваляет свой талант – "Дневник одного гения", "Дали по Дали", "Золотая книга Дали", "Тайная жизнь С. Дали".
В конце 60-х годов отношения между Галой и Дали сходили на нет, поэтому Дали покупает ей отдельный замок, где она проводит время в обществе молодых людей. За несколько недель до смерти Галы художник пишет картину под названием "Три знаменитых загадки Гала", 1982 год.
После смерти возлюбленной жизнь для художника стала тусклой и серой, некоторые люди считали, что. Гала была движущей силой С. Дали. Он на некоторое время перестал писать картины и появляться в обществе, хотя популярность его с каждым днем все больше росла. Некоторое время спустя Дали начинает рисовать картины, навеянные эпохой Возрождения.
Последние годы жизни С. Дали проводит в полном одиночестве в замке Галы в Пуболе и в своей комнате в Театре-Музее Дали. "Ласточкин хвост", 1983 год – это последняя из написанных работ художника, представляет собой простую каллиграфическую композицию на белом листе, идеей для которой послужила теория катастроф.
С. Дали скончался 23 января 1989 года, оставив свое состояние и свои работы Испании. Как говорил художник: "Смерть завораживает меня вечностью".
сальвадор дали выставка художник
Фотографии С. Дали
Фотографии Сальвадора Дали сделанные в 1948 году в Нью-Йорке фотографом Филлипом Халсманом.
Картину "Дали и кошки" снимали шесть часов, кошек кидали 28 раз.
В 1954 году фотограф создает целую книгу "Усы", посвященную незаурядной растительности на лице испанского художника.
Мои усы радостны и полны оптимизма. Они сродни усам Веласкеса и являют собой полную противоположность усам Ницше, – Сальвадор Дали.
Выставка С. Дали в музее М.А. Врубеля
Я всегда видел то, что другие не видели; а того, что видели другие, я не видел. (С. Дали)
В начале этого года, в музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля проходила выставка из частных немецких коллекций под названием "Сальвадор Дали.100 цветных ксилографий. Знаменитые иллюстрации мастера к "Божественной комедии" Данте из частных коллекций Германии".
В 1951 году итальянское правительство заказало художнику серию иллюстраций к новому изданию "Божественной комедии" в рамках подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения Данте. Над этими иллюстрациями художник работал в течение 9 лет (с 1951 года по 1960 год), он создавал по одной акварели к каждой тысяче строк поэта, при этом каждой иллюстрации давал определенное название. В дальнейшем, по заказу французского издателя Жозефа Форэ (для которого С. Дали создал около 5-ти тысяч гравюр, повторяющих созданную серию, в период с апреля 1959 года оп ноябрь 1963 года) эта серия акварельных работ была воплощена в графике, что потребовало немало труда художника.С. Дали создал около трех с половиной деревянных досок для изготовления пяти тысяч гравюр, которые к окончанию работ были уничтожены во избежание создания различных копий в будущем. На сегодняшний день местонахождение большого числа акварельных работ неизвестно.
Вот как художник, прочитав всего несколько строк произведения, создает эти немыслимые образы. Больше всего из представленных ста ксилографий мне запомнились три – это "Грозный цербер", "Падший ангел" и "Лес самоубийц". Меня поразило, то, что даже при близком и пристальном рассматривании картин, ты замечаешь все новые и новые образы, созданные С. Дали. На картине "Грозный цербер" рисунок создан с помощью геометрической фигуры – круга. Они обладают цветом непревзойденного качества, максимально приближающим графику к живописи.