- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,81 Кб
Категории информации и культуры
РЕФЕРАТ
Категории информации и культуры
Содержание
1. О природе информации
. Информационный подход в современной науке
. Культура как информационный феномен
Литература
. О природе информации
Проблема изучения информации, которая возникла немногим более полувека тому назад, рассматривается нами не только в междисциплинарном и общенаучном аспекте, – она становится глобальной и даже космической проблемой, которую изучают синергетика, физика, космология и другие науки о космосе. В последнее время в философии появился своего рода «ренессансный» интерес к этой проблеме. Современная наука признает широкое понимание информации, которое дает основание считать информатику одной из фундаментальных наук и позволяет предвидеть появление ряда других областей знания об информации. Расширение и повышение категориального статуса информации позволяет по-новому рассматривать ряд проблем, в числе которых важное место занимает проблема культуры.
В науке имеется ряд методологических подходов к пониманию природы информации. Один из таких подходов – признание всеобщности информации – мы используем в своих работах и считаем его весьма плодотворным. Эта точка зрения с течением времени получает все больше подтверждений. Она основана на атрибутивном видении феномена информации.
Существует и иное понимание, основанное на том, что информация присуща лишь биологической или даже социальной ступени эволюции. Это просто способ видения мира, который связывает информацию с управлением либо только с мышлением. Пока эти подходы конкурируют, но все же «пальма первенства» – за «атрибутивной» концепцией, которая завоевывает новые области наук и на которой строятся не только информатика и философия информации, но и синергетика и практически все науки о неживой природе.
Информацию в широком понимании связывают с разнообразием и различием (У.Р. Эшби) или неоднородностью (В.М. Глушков). Этим подобный информационный подход отличается от энергетического похода, принятого в физике и науках о неживой природе, который абстрагируется от проблемы разнообразия и различия, какие бы формы они ни принимали.
С нашей точки зрения, информация – это объективное свойство реальности, которое проявляется в неоднородном (асимметричном) распределении материи и энергии в пространстве и времени, в неравномерности протекания процессов на всех уровнях эволюции материи. В этом отличие информации от энергии, которая однородна и определение которой не учитывает наличия разнообразия. Поэтому с точки зрения энергетического подхода все объекты тождественны и различаются только количеством заключенной в них энергии.
Можно, конечно, не считать, что разнообразие и информация – это одно и то же. Но информационный подход тесно связан с понятиями «различие» и «разнообразие». И это не зависит от каких-либо взглядов на природу информации и от ее интерпретаций. В том числе – от тех трактовок, которые не основаны на представлениях о всеобщности информации.
Если информация ассоциируется с разнообразием и различием, то уже на концептуальном уровне можно обнаружить существенные связи с таким способом существования материи, как движение.
Если движение – это изменение вообще, то очевидно, что в процессе изменения какого-либо материального образования одно его состояние будет чем-то отличаться от другого. Именно в процессе движения как изменения и возникает различие, как отличие последующего состояния от предыдущего. Однако различие и разнообразие существуют и как нечто статическое не только в процессах изменения, но и в реальном существовании отличных друг от друга явлений, объектов и систем в одно и то же время.
На это в свое время обратил внимание У.Р. Эшби, который считал, что «самым фундаментальным понятием кибернетики является понятие различия, означающее, что либо две вещи ощутимо различны, либо одна вещь изменилась с течением времени».
Возможность фиксации этого различия и составляет «элементарную ячейку» информационного подхода, при котором акцент делается не на изменении вещественно-энергетических характеристик, а на динамике разнообразия (различия в процессе изменений).
Таким образом, можно утверждать, что там, где есть движение, там существуют различие и разнообразие. Вместе с тем, их наличием в мироздании, как мы увидим далее, обусловлены и процессы изменения, движения. А это значит, что и информация, которую мы также связываем с отражением (передачей, копированием, репликацией и т.п.), тесно связана с движением.
Количественное представление информации также основано на понятии различия, и информационные синтаксические оценки и критерии в семиотическом плане измеряют количество разнообразия как некоторой совокупности различий.
Поэтому независимо от того, является ли информация атрибутом – всеобщим свойством материи, или же не является, можно использовать информационный подход в любой области научного знания для оценки разнообразия и сложности материальных систем в процессе их эволюции.
Этот подход используется многими науками для оценки направленности и степени развития материальных систем Вселенной, и он показал свою эффективность на протяжении нескольких десятилетий его применения.
. Информационный подход в современной науке
Информационный подход в принятом нами широком (синтаксическом) смысле может применяться в любой области знания. Что же касается семантических и ценностных аспектов информации, то они характеризуют, в основном, кибернетические системы с управлением, т.е. системы, к которым относится и культура как самоорганизующаяся социально-информационная система.
Понятие информации мы, как упоминалось, связываем с универсально-философской категорией отражения, как существенной стороной (аспектом) взаимодействия. Именно понятие «взаимодействия» является первичным для синергетики и других наук об эволюции. Поэтому неслучайно Г. Хакен назвал синергетику наукой о взаимодействии. Такой подход открыл возможность исследования информационных процессов как отражательных, а отражательных процессов – как информационных. Уже здесь содержится альтернативное решение: отождествить эти два процесса, либо один из них (информационный) считать лишь стороной процесса отражения.
Под отражением, в самом широком смысле, обычно понимают определенный аспект взаимодействия (воздействия) двух (или нескольких) объектов. Этот аспект выражается в том, что из всего содержания взаимодействия выделяется лишь то, что в одной системе появляется в результате воздействия другой системы и соответствует (тождественно, изо- или гомоморфно) этой последней.
В понятии отражения наиболее существенными являются два признака: во-первых, взаимодействие, во-вторых, определенное тождество систем, появляющееся в результате взаимодействия. В силу наличия этих признаков отражение отличается и от взаимодействия, и от того или иного типа тождества. Хотя в литературе можно встретить точки зрения, тяготеющие к сведению отражения или к тождеству, или к взаимодействию.
Отражение отличается от взаимодействия, поскольку здесь выделяется лишь аспект тождества отражаемого и отражающего объектов (систем). В само же содержание взаимодействия могут входить и моменты, черты, которые не выражают отношение тождества между отражаемым и отражающим (взаимодействующими объектами).
Особую роль понятие отражения играет в культурной эволюции, поскольку она сущностно связана с сознанием, о чем еще пойдет речь далее.
Концепция информации, как отражения разнообразия, включается в предлагаемую нами интерпретацию информации, как «передающейся», транслирующейся части отражения. В эту интерпретацию включаются и другие версии видения информации, в частности:
как сообщения,
как уменьшаемой неопределенности,
как управленческой функции.
Можно полагать, что к настоящему времени завершился определенный этап познания природы информации, начавшийся с ее понимания как сообщения, передаваемого людьми, который через разного рода интерпретации привел нас к концепции информации как «передаваемой» стороне отражения, аспекту взаимодействия.
Как видим, новая интерпретация, являющаяся самой общей, на более высокой ступени познания «повторяет» исходную, но уже обогащенную категорией отражения.
Уяснение того, что общенаучное понятие информации конкретизирует, в определенном аспекте, как категорию отражения, так и категорию взаимодействия, представляет собой своего рода «методологический инструмент» перехода к выявлению связи информации с культурой.
3. Культура как информационный феномен
информационный культурный сознание человек
Информационные параметры тех или иных объектов и систем можно оценивать по степени, уровню и некоторым характеристикам отражения. И наоборот, – если известны информационные свойства объекта, можно судить о его отражательных характеристиках. Понятие отражения, в свою очередь, связано с понятиями взаимодействия и движения.
Важным аспектом взаимодействия, движения является развитие, на котором в дальнейшем будет сделан акцент. В логическом плане категории отражения и развития тесно связаны, и они имеют непосредственное отношение к феномену культуры.
Среди упомянутого ряда культурных феноменов можно отчетливо увидеть их общую информационную природу. Между тем важно понять, почему именно информация выбрана в качестве фундаментальной основы интерпретации культуры. Ведь ранее были попытки (например, Л. Уайта) связать эволюцию культуры с изменением энергии, а уровень культурного развития определять по уровню энергопотребления. Но почему-то это направление не было поддержано исследователями культуры. Энергетический подход, адекватно отображающий природу и динамику объектов неживой природы, оказался малопригодным для феномена культуры и ее эволюции, хотя ясно, что без энергии культура существовать не может.
И если на заре становления человечества основным источником энергии был организм человека, то в дальнейшем увеличение энергоресурсов развивающегося общества происходило за счет экстракорпоральных энергетических источников. Рост энергетического потенциала и могущества человечества, так же, как и накопление информации, происходил за счет окружающей человека среды, и это вполне согласуется с принципами синергетики. Значит, дело не только во внеорганизменном накоплении информации, энергии и вещества, а именно в информации, которая оказалась, по мнению многих исследователей, гораздо ближе к природе культуры, чем вещество и энергия. Хотя опять-таки подчеркнем, что без них культура, как информационный феномен, существовать не может.
Культура вначале не была выделена из синкретической человеческой деятельности, в том числе – из синкретизма вещества, энергии и информации. Она появилась тогда, когда была осознана эволюционная необходимость развития этого относительно автономного преимущественно информационного социального процесса.
В отечественной литературе информационный подход к культуре развивал Ю.М. Лотман, который дал определение понятия человеческой культуры как совокупности всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения».
Возможность создания, накопления и передачи негенетическим путем разнообразной информации другим индивидам и потомкам принципиально отличает человека от его диких родственников. В дальнейшем удалось обобщить эти идеи и показать, что социальная ступень эволюции характеризуется особой надындивидуальной внеорганической системой средств накопления, хранения и передачи информации от поколения к поколению, что важно для коллективного объединения входящих в общество индивидов.
Это также означает, что в отличие от предыдущих ступеней развития, сегодня человечество начинает расширять сферу своего распространения как на Земле, так и в космосе, не только для получения вещественно энергетических ресурсов, но, прежде всего, для получения негэнтропии (информации) из окружающей среды для продолжения собственных информационных процессов.
Информационная трактовка культуры уже вошла и в учебные пособия. Так, А.С. Кармин дает «теоретическое определение культуры», исходя из того, что «культура – социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств». При этом подчеркивается, что культура представляет собой особый тип информационного процесса, которого не знает природа, поскольку, например, у животных информация сохраняется и накапливается в самом организме, а ее передача от одного поколения к другому происходит в основном генетическим путем.
В связи с информационной трактовкой культуры возникает ряд вопросов, которые имеют отношение к рассматриваемым концепциям информации. Очевидно, что семиотическое представление культуры выделяет лишь знаковые средства, с помощью которых кодируется социальная информация, расшифровываются тексты и другие носители информации. Вместе с тем ряд ученых не считает, что культура состоит из объектов, которые только обозначают другие объекты. В этом случае культура также может представляться в качестве информационного феномена, но не в семиотическом понимании информации, а в более широкой – атрибутивной трактовке.
При этом информационная культурология в широком понимании мыслится как направление интерпретации и исследования феномена культуры на основе широкого понятия информации и информационного подхода, выявления законов и тенденций культурной информодинамики и эволюции.
При этом речь идет не обо всей информации, а только о социальной. Социальная информация, как понятие, гораздо шире своего культурно-семиотического вида. Она включает как информацию о социуме, так и информацию, которую человечество получило за все время познания и преобразования окружающего мира.
Ясно, что понятие «культура» и понятие «социальная информация» не совпадают. Последнее по своему объему в определенном аспекте существенно превышает первое. Например, информацию содержат все артефакты, хотя не вся эта информация имеет социальную природу. Так, например, культурные растения и домашние животные содержат информацию биологического характера, а вовлеченные в сферу человеческой деятельности предметы неживой природы – структурную информацию, значительная часть которой имеет естественный, а не «артефактный» характер.
Информация, заключенная в культуре, имеет двойственный характер: в артефактах информация не вся зависит от человека и человечества, а другая часть, благодаря интеллектуально-духовной деятельности человека, наделена тем или иным смыслом (значением). Кроме того, сознание человека может наделять смыслом не только артефакты, но и естественные феномены, что сплошь и рядом имеет место в естественных науках.
Тем самым культура представляет собой лишь те информационные процессы и системы, которые, будучи артефактами либо естественными объектами и процессами, оказались вместе с тем и знаками, которые человек наделил смыслом. Культура выступает в качестве социально-информационных, и прежде всего информационно-семиотических процессов, в отличие от информационно-генетических процессов в живой природе.
Но если это принять, то первичным в появлении смыслов (значений) выступает не сам этот смысл, а его создание сознанием человека, поскольку культура не существует без человека и общества. И это уместно подчеркнуть, поскольку имеется точка зрения, что «не наличие у людей сознания отличает их от своих родственников – крупных травоядных животных, хотя оно гораздо более развитое и включает механизм мышления, а возможность создания, накопления и передачи внегенетическим путем разнообразной информации другим индивидам и потомкам».
Наличие надбиологических механизмов, т.е. программ, кодов, алгоритмов и т.д., играет важнейшую роль в развитии общества, выражая не только его отличие от биологической ступени, но фактически глубинную информационную сущность социальной ступени развития. Многие важные тенденции цивилизационного развития можно объяснить, исходя из того, что природа социального заключена именно в культуре. Но это свойство внутренне связано с сознанием и одухотворенными им различными видами деятельности, и не только орудийной. В обществе одно без другого не существует, причем именно сознание наделяет смыслом артефакты-знаки, которые в дальнейшем активно участвуют в формировании сознания как индивидов, так и коллективного интеллекта в форме культуры.
Сознание человека в становлении и развитии культуры играет роль того опережающего фактора, без которого не появился бы культурно-информационный процесс. Иначе пришлось бы ставить и отвечать на вопрос: какое же иное сознание создало для человека мир смыслов и породило феномен культуры?
Литература
1.Гуревич П.С. Культурология. – М., 2009.
2.Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2012.
.Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006.
.Учебный курс по культурологии. Под ред. Драча Г.В. – Ростов-на-Дону, 2012.
6.Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2007.