- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,5 Кб
Католицизм в современном мире
Католицизм в современном мире
Содержание
Введение
. Разделение христианства на католическое и православное направления
. Особенности вероучения католицизма
. Специфика обрядности
. Организация Римско-католической церкви
. Католицизм в современном мире
. Католицизм в России: история и современность
Заключение
Список литературы
Введение
Католицизм представляет собой самую многочисленную и наиболее распространенную разновидность христианства. По данным статистического еженедельника Ватикана – международного центра Римско-католической церкви, – в настоящее время число последователей этой религии достигает 1 млрд. Католическое вероисповедание широко распространено среди населения Испании, Португалии, Италии, Франции, Австрии, Польши, Словакии, Венгрии, Бельгии, Литвы, США, стран Латинской Америки. На территории СНГ последователи католицизма проживают в основном в западных областях Украины и Беларуси. Имеются католические приходы и в России. Немало обращенных в католичество миссионерами в разных странах Африки, Азии, Океании.
Таким образом, католицизм, играет важную роль в современном мире и его изучение является необходимым.
1. Разделение христианства на католическое и православное направления
В 395 г. Римская империя распалась на западную и восточную части. Однако христианская церковь вопреки сложившимся обстоятельствам оставалась единой организацией. Почетное первое место в списке иерархов этой церкви занимали римские епископы, которые считали себя преемниками апостола Петра. Сам же Петр, как это следует из Евангелия от Матфея, получил старшинство в церкви непосредственно от самого Иисуса. Будучи, в сравнении с восточными епископами, независимыми от светской власти, римские епископы на Западе решительно выступали как ревнители истинной христианской веры.
С падением Западной Римской империи (476 г.) римские епископы, к которым применяли титул «папа» (с лат. – отец), получили новые возможности для расширения своей административной власти как внутри руководимой ими церкви, так и вне ее. С этого времени начали формироваться представления, согласно которым духовная власть естественным образом влечет за собой и светскую, а церковь, как имеющая власть непосредственно от Бога, одна только может вручать ее светским правителям.
Отсутствие в административно раздробленной Западной Европе единоличной светской власти, а также реальная мощь христианской церкви объективно обуславливали тот факт, что римские епископы выступали в роли «защитников» всего западного мира. Они стремились проводить свою собственную политику, занимали важное положение в государственной системе, возглавляли военные походы под прикрытием освобождения Гроба Христова из-под власти «неверных». В IX в. папа Иоанн VIII провозгласил право церкви не только короновать (или не короновать) светских властителей, но и лишать их корон.
Между западной и восточной ветвью христианства (римско-католической и православной церквами) развернулась борьба за влияние, которая завершилась их формальным разрывом в 1054 г.
К тому времени христианство уже из гонимой веры превратилось в государственную религию. Это произошло в IV в. при императоре Константине и узаконено так называемым Миланским эдиктом в 313 г. Началась «Константинова эра» в истории христианства, многовековой «союз алтаря и трона».
2. Особенности вероучения католицизма
Доктрина католицизма формировалась на протяжении нескольких веков на основе трудов таких теологов, как Тертуллиан (ок. 160-после 220), Ириней (ок. 130 – ок. 200), Киприан (201-258), Амвросий (ок. 339-397) и др. Особенно плодотворными для идейного оформления католицизма оказались творчество и деятельность Аврелия Августина (354-430), соединившего в целостную систему разнородные идеи и доктрины. В учении Августина нашли место ранние формы верований и евангельские представления о вере, признание авторитета церкви и культа мистерий. Августин был создателем теократической концепции, стоящим над которой церковь является институтом, стоящим над государством. При этом церковь по всем параметрам отличается от государства и несопоставима с ним, именно она ведет человечество к «Божьему граду».
Огромную роль в деле идеологического обоснования устоев католицизма сыграл знаменитый схоласт Фома Аквинский (1225-1274). Согласно его учению, католическая церковь представала как божественная по своему происхождению иерархическая организация во главе с наделенным неограниченной властью Римским папой. Все земные государи должны, были повиноваться Римскому папе, власть которого исходила от самого Иисуса Христа.
Католицизм как направление в христианстве возникает в XI в. после формального разрыва между восточной (православной, ортодоксальной) и западной (римской, латинской) церквами. Отметим догматические расхождения, которые до настоящего времени разделяют эти церкви.
Католическое вероучение основывается на Библии («Священное Писание») и Традиции («Священное Предание»), которое объявляются церковью двумя источниками божественного Откровения.
Согласно католицизму, передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов – учеников Христа, однако Откровение может в наши дни улучшаться благодаря правильному его постижению. Римский папа, являющийся по католическому учению наместником Бога на земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов – наследников апостолов – совместно создают церковное учение, обладающее статусом «непогрешимости». Таким образом, католическая церковь обосновывает правоверность принятия главой церкви и соборами догматов, которые должны восприниматься верующими так же, как и Откровение самого Бога. Кроме этого, в состав Священного Писания католики включают 11 книг ветхозаветной части Библии, которые ими признаются как «богодухновенные».
Католическая церковь утверждает догмат об исхождении Духа Святого не только от Бога-Отца, как об этом сказано в принятом на первых двух Вселенских соборах (325 и 381 гг.) Символе веры, но и от Бога-Сына («филиокве» – «и сына»). Восточная же (православная) церковь признает исхождение Святого Духа только от Бога-Отца. Это разногласие руководители католической и православной церквей всегда считали и считают главнейшим и даже единственно непримиримым.
Католицизм учит, что человек может рассчитывать на спасение своей души только благодаря помощи церкви, обладающей возможностью передавать грешникам добрые дела праведников. Отсюда практика продажи индульгенций, отпущения грехов. В начале XV в. принято учение, согласно которому души умерших, прежде чем решится их участь, должны пройти через чистилище, промежуточную инстанцию между раем и адом. Очищение от грехов совершается посредством различных испытаний, а также добрых дел в пользу церкви родных и близких покойного. Значительную роль в католицизме играет догмат о непогрешимости в вопросах веры и морали Римского папы, В отличие от православия, католицизму присуще безбрачие (целибат), обязательное для духовенства.
Говоря о догматических особенностях католицизма, следует сказать об особом месте учения о Богородице и культа, посвященного ей. В 1854 г. появился догмат о непорочном зачатии Божьей Матери, а в 1950 г. папа Пий XII дополнил вероучение догматом о телесном вознесении Девы Марии на небо. Существует особый церковный праздник, посвященный королеве небес – Деве Марии.
Важным отличием католицизма является устройство церкви. Во-первых, церковь имеет единственного главу – папу Римского. Во-вторых, в церкви существует разветвленный аппарат, состоящий из клира, огромного корпуса священников, каждый из которых живет по единственному уставу.
3. Специфика обрядности
Католицизму присущ пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства для воздействия на чувства и сознание верующих. Это прежде всего росписи, фрески, скульптурные украшения, хоровое пение, органная, а в последнее время – современная музыка с использованием электроинструментов и усилителей. Католические храмы обычно возводятся на основании, имеющем форму креста. Эта форма призвана напоминать об искупительной жертве Христа. Иногда храмы сооружаются в форме корабля, как бы доставляющего верующих к тихой пристани Царства Небесного. Используются в церковной архитектуре и другие символы, в том числе круг – символ вечности веры в Бога и звезда (чаще всего восьмиугольник) – небесное светило, указывающие человечеству путь к совершенству.
Подобно другим христианам, католики считают главным средством общения с Богом молитву, сопровождаемую крестным знамением – изображением креста правой рукой; причем они крестятся всей ладонью в то время как православные складывают вместе три пальца: большой, указательный и средний.
Католики признают семь святых таинств, однако они выполняются несколько иначе, чем в православии. Например, таинство крещения производится путем окропления водой или погружения в нее, тогда как в православии – только погружением в воду. В отличие от православного обряда миропомазания, католический обряд конфирмации совершается не одновременно с крещением, а по достижении 7-12 летнего возраста. Производится она обязательно епископом в торжественной обстановке, что должно содействовать закреплению религиозного чувства. Причащение в католицизме вплоть до 60-х гг. совершалось хлебом и вином только для священнослужителей, а для мирян – одним хлебом. Теперь те и другие причащаются хлебом и вином. В числе других изменений в католическом культе можно назвать разрешение проводить богослужение (литургию) не на латинском, а на родном языке верующих дополнять его элементами национальных обрядов местных народов. Вместе с тем из религиозных традиционных обрядов изымаются наиболее устаревшие элементы, унаследованные еще из языческих магических обрядов, как, например, «дуновение» священника на ребенка, «помазание» его слюной, «кормление» солью при совершении крещения.
. Организация Римско-католической церкви
В отличие от других направлений в христианстве, католицизм имеет единую, строго централизованную и иерархизированную церковную организацию. Центр католицизма и резиденция его главы – Римского папы – Ватикан, город-государство на территории Рима (44 га). Применительно к Ватикану применяют два разных определения: «Апостольская столица» и «Государство-град Ватикан».
Первое означает конфессиональный центр, под вторым подразумевается абсолютистское государство, главой которого является глава католической церкви. Таким образом, нынешний Римский папа является единственным абсолютным монархом на планете, объединяющим в своем лице высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. Государство-град Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн (музыку к нему написал в XIX в. французский композитор Шарль Гуно), почту, радио, телеграф, прессу и прочие атрибуты государственной власти. В настоящее время, как суверенное государство, Ватикан обменивается дипломатическими представителями со 146-ю государствами мира, в том числе и с Италией, на территории которой он находится. Дипломатические отношения Ватикана с некоторыми государствами дополнены конкордатами – соглашениями с правительствами этих стран, где оговорены положение католической церкви, ее права, условия функционирования.
Подлинным правительством Ватикана является римская курия – орган папской администрации. Она осуществляет повседневное руководство всеми сторонами жизни Римско-католической церкви и ватиканского государства. Главное учреждение римской курии – государственный секретариат. И если Римский папа является верховным правителем Ватикана, то назначаемого им генерального секретаря можно считать главой правительства, поскольку его полномочия в целом совпадают с функциями премьер-министра любого светского государства.
Помимо государственного секретариата, в состав курии входят 9 своеобразных министерств – конгрегации – по вопросам вероучений, восточных церквей, богослужения и соблюдения таинств, ленонизации, по делам епископов, евангелизации народов, по делам духовенства, институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни, католического образования. Другими самостоятельными учреждениями курии являются папские трибуналы, канцелярии, апостолический церковный суд, занимающийся рассмотрением дел, связанных с внутренней жизнью церкви.
Католическая церковь как организация сложилась в условиях феодализма и приняла форму, типичную для административного устройства феодального государства. Первичной ячейкой католической церкви является приход (парафия), который управляется священником. Приходский священник назначается епископом и подчиняется только ему. Несколько приходов образуют так называемый деканат, но декан является лишь связующим звеном между приходом и папской курией. Деканаты объединяются в свою очередь в более крупные подразделения – диоцезы, которыми управляют епископы. Несколько диоцез образуют митрополию, или архиепископство. Архиепископы (митрополиты), как и примасы (главы национальных церквей), в настоящее время скорее почетные звания, так как каждый епископ подчиняется непосредственно папе. Высший (после папы) духовный чин в католической церкви – кардинал. Кардиналов назначает сам папа с согласия консистории – собрания кардинальской коллегии. Римский папа – абсолютный пожизненный правитель церкви – избирается через 18 дней после смерти очередного главы Ватикана кардиналами, которых созывают по этому случаю на специальное закрытое собрание – конклав. Для избрания папы требуется 2/3 голосов участников конклава плюс один голос. Число участников конклава не должно превышать 120. По католическому учению, в папе сосредоточена вся полнота церковной власти: без его санкции ни в одной стране не может быть поставлен или отставлен епископ, созван собор, издан какой-либо церковный закон. Своими декреталиями и буллами папа может не только определять всю жизнь церкви, но и устанавливать либо изменять церковные обряды и каноны (правила церковной организации, вероучения и культа).
Католическая церковь располагает огромной армией священнослужителей и монахов. В 1996 г. в мире насчитывалось около 450 тыс. священников, действующих почти в 200 тыс. приходов, свыше 1 млн. монахов и монахинь. Монахини, а их большинство (866 тыс.), работают в сфере здравоохранения, воспитания, образования, миссионерстве. Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордены. Внутренняя жизнь каждого ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую степень централизации власти, требующей безусловного подчинения указаниям сверху. Имеются «нищенствующие» ордены – францисканцев, бернардинцев, капуцинов, доминиканцев и некоторых других, уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом, приносящим постоянный доход. Другие ордены, которые не причисляют себя к указанной группе, обладают правом зарабатывать деньги, идущие в церковную казну или на благотворительные цели.
Особое место среди католических монашеских орденов занимал и занимает орден иезуитов, основанный в 1534 г. испанским монахом Игнатием Лойолой. Орден подставляет собой элитарное «государство в государстве» со строгой централизацией (абсолютная власть внутри ордена принадлежит генералу ордена), строгой субординацией и беспрекословным подчинением младших старшим. В настоящее время орден иезуитов руководит 177 католическими университетами и культурными центрами, рассеянными по всему миру, а также 500 школами, которые посещают 1,5 млн. человек.
католицизм идеологический вероучение обрядность
5. Католицизм в современном мире
Начало современному осмыслению социального развития мира в католицизме положила энциклика папы Льва XIII «Рерум новарум» («Новые вещи», 1891 г.), имевшая подзаголовок «О положении рабочего класса, или о так называемом социальном вопросе». В этой энциклике содержится анализ социально-экономической ситуации конца XIX в. и определены основные задачи по разрешению конфликтов между рабочими и работодателями.
Дальнейшим развитием социальной доктрины католицизма явились энциклики папы Пия XI «Квадрагезимо анно» («В год сороковой», 1931) и «Дивини редемпторис» («Божественное искупление», 1937), в которых активно пропагандировалась выдвинутая фашистами идея корпоративизма как союза рабочих и работодателей. Папа безоговорочно одобрил тезис фашистских идеологов о необходимости создания такого государственного устройства, которое было бы основано «на мирном сотрудничестве социальных классов, ликвидации социалистических организаций и нейтрализации их поползновений».
После того как фашизм стал в Западной Европе основной антикоммунистической и антисоветской силой, Ватикан превратился в его естественного союзника. В конце 30-х гг. Ватикан всячески подталкивал фашистов к развязыванию войны против СССР. Подобный курс существенно подорвал авторитет католической церкви.
В социальной программе папы Иоанна XXIII (начало 60-х гг.) прослеживается стремление устранить существующие противоречия между богатыми и бедными и способствовать развитию рыночной экономики с умеренной регулятивной функцией государства. В начале 70-х гг. с резкой критикой эксплуатации человека труда, колониализма, национализма и расизма, угнетения «богатым Западом» стран «третьего мира» выступил папа Павел VI. По его мнению «в случае очевидной и длительной тирании существенно нарушающей права личности и наносящей вред общему благу», в обществе допустимы социальные революции.
Много нового в социальное учение католицизма привнес понтификат Иоанна Павла II. В целом для этого папы характерен пессимистический взгляд на развитие современного мира. Он много говорит и пишет о тех бедствиях, которые обрушились на современную цивилизацию, предупреждает о возможности самоуничтожения человечества, рисует трагедию существования современного человека. В качестве рецепта для разрешения многочисленных проблем, порожденных цивилизацией – угрозы экологической катастрофы и ядерной войны, пороков общества массового потребления, нарушения прав и свобод человека и т.п., – папа предлагает воплотить в жизнь социальное и этическое учение церкви, придерживаться принципов приоритета личности над вещью, духа над материей. В одной из своих энциклик – «Центезимус аннус» («Сотый год», 1991 г.) – Иоанн Павел II, характеризуя события в Восточной Европе на рубеже 80-90-х гг., пишет:
«Можно ли сказать, что после падения коммунизма капитализм является социальной системой, которая его заменит, и что к нему должны быть направлены усилия стран, стремящихся восстановить свою экономику и своё общество? Такую ли модель следует предложить странам Третьего мира, которые ищут путь к подлинному прогрессу в экономике и в гражданском обществе?» Однозначного ответа на этот вопрос у церкви нет, разъясняет Иоанн Павел II. Это потому, что ни одно земное общественное устройство католическая церковь не считает совершенным.
Современное социальное учение католической церкви большое внимание уделяет проблемам семьи нравственной субстанции общества. Кризис семьи, связанный с разрушением ее патриархальных основ и ростом сексуальной свободы, поставил под вопрос существование одного из гарантов нравственного благополучия общества. Тенденция роста разводов наравне с падением привлекательности семьи вызывает нравственное сопротивление церкви, которая активно выступает против проституции, порнографии, распущенности, безграничной сексуальной свободы. Католическая церковь считает преступлением против человека и человечества аборты – самый безнравственный акт, приносящий в жертву новому сексуальному сознанию незащищенную человеческую жизнь.
Одним из самых важных моментов в социальном учении католицизма является его отношение к государству. Католическая церковь как надгосударственное образование постоянно боролась против всевластия государства, хотя основной социальный идеал церкви связан, прежде всего, с государством. Государственная власть, по её мнению, есть начало порядка, она происходит от Бога. В то же время применение насилия вызвано грехопадением человека. В своей главной функции охраны добра и борьбы со злом государство служит задаче спасения человека и образует единство с церковью. Это единство обуславливает естественное сотрудничество между церковью и государством, где государство выступает материальной опорой церкви, а католическая церковь – его духовной опорой.
В социальной доктрине католической церкви большое внимание уделяется проблеме войны и мира. В традиционном истолковании социальной доктрины, основу которой составляет учение Ф. Аквинского, война (справедливая) представляется как средстве самозащиты, как естественное средство восстановления международной справедливости. По мнению папы Иоанна XXIII и его сторонников, в отличие от традиционного представления война в современном мире может перерасти в тотальную, поэтому церковь должна определенно высказаться за пацифизм. Другое направление в католицизме выступает против пацифизма, доказывая, что даже сегодня нельзя смешивать такие понятия, как «война» и «тотальная война». Его приверженцы считают, что не всякая современная война может привести к применению оружия массового уничтожения, поэтому можно говорить о «конвенциональной войне», где сохраняет свое значение традиционная трактовка войны, ведущейся, по выражению Ф. Аквинского, на «достаточном основании». В настоящее время в международной политике линия церкви направлена на укрепление силы международного права, на поддержание между странами добрососедских отношений, противодействие тоталитарным режимам, содействие укреплению международного единства вместе с ростом влияния международных организаций, особенно ООН, с правом вмешиваться в разгорающиеся вооруженные конфликты.
Особую позицию католическая церковь занимает в вопросе о развивающихся странах, где конфликт богатства и бедности, социальная несправедливость приобрели особенно острый характер. Церковь призывает развитые страны оказывать действенную поддержку этим странам, избегая при этом политики неоколониализма. Усиленное внимание в последнее время обращено к странам Восточной Европы, восстановление в которых нормальной жизни крайне сложно без помощи извне. В одном из своих выступлений Иоанн Павел II заметил следующее: «Помощь со стороны других стран, прежде всего, европейских, составляющих часть той же самой истории и несущих на себе ответственность, является долгом справедливости».
В современной социальной доктрине католической церкви находят свое развитие и другие проблемы, такие, как демократия, культура, экология и т.п. Эволюция проблематики осуществляется не только в направлении углубления религиозного ее истолкования, но и с учетом необходимости гуманистического преобразования общества.
6. Католицизм в России: история и современность
На территории славянских народов католичество стало появляться со второй половины IХ в. Папа Григорий VII в ХI в., используя междоусобную борьбу русских князей, попытался расширить сферу своего влияния на Востоке с помощью финансовой и военной поддержки отдельных княжеств, а в ХIII в. Иннокентий III благословил рыцарей-крестоносцев Тевтонского и Ливонского орденов на захват северных русских земель. И хотя князь Александр Невский нанес им сокрушительное поражение, Ватикан и в последующие века не оставлял попыток распространить свое влияние на народы России. Подобные действия Святого Престола обусловили негативное отношение к католицизму в России на протяжении нескольких столетий. Вплоть до XVIII в. в Российском государстве практически не было построено ни одного католического храма, да и католиков были единицы.
Официальные отношения между Россией и Ватиканом стали складываться при Екатерине II и в конце XVIII в. между ними был заключен конкордат. С некоторым перерывом папский нунций, аккредитованный с этою времени в России, находился здесь вплоть до 1917 г. К началу XX в. католическое население Российской империи насчитывало свыше 10,5 млн. человек. В общей сложности действовало более 5 тыс. католических костелов, в которых служило 4,3 тыс. священников. На территории России также действовало 8 мужских и 16 женских католических монастырей, в которых проживало свыше 700 монахов и монахинь. Первыми католическими орденами, получившими распространение в России с 1724 г. стали францисканцы и доминиканцы. Позже появились августинцы, кармелиты, мериане и другие. Члены монашеских католических орденов занимались не только миссионерской, но также просветительской и благотворительной деятельностью – созданием школ, больниц, приютов.
В СССР католическая церковь разделила участь всех других церквей. Непросто складывались отношения между Ватиканом и новым государством. Революционные перемены породили у Святого Престола надежду на возможность активизации католической церкви на территории бывшей Российской империи. Однако утрата православием положения государственной религии и уравнение ее в правах с другими религиями не принесли католикам ожидаемых свобод. Католицизм, как и православие, попал под пресс преследования и унижения.
Камнем преткновения в отношениях между Ватиканом и СССР стал вопрос о судьбе греко-католиков (униатов) – верующих, предки которых перешли в конце XVI в. во время русско-польской войны за Украину под духовную власть Римского папы. Эти верующие оказались в СССР в результате воссоединения всех украинских земель в составе УССР в 1939 г.
Первые деловые контакты между Ватиканом и СССР в послевоенный период был установлены при Н.С. Хрущеве после того как Советский Союз вместе с другими государствами обязался уважать неприкосновенность Ватикана как суверенного государства в случае войны.
После долгого перерыва в 1990 г. в Москве приступил к выполнению обязанностей папский нунций в России. К настоящему времени Святой Престол установил дипломатические отношения со всеми странами СНГ. В 1990-1991 г. Ватикан приступил к реформированию структуры Римско-католической церкви действовавшей на территории тогдашнего Советского Союза и в России в частности. Папа Иоанн Павел II возвел апостольского администратора Минска епископа Тадеуша Кондрусевича в сан архиепископа и назначил его апостольским администратором для католиков европейской части России с резиденцией в Москве. Апостольским администратором азиатской части России с резиденцией в г. Новосибирске был назначен епископ Иозеф Верт. В настоящее время в России действуют около 200 католических приходов, две духовные семинарии, колледж католической теологии им. Фомы Аквинского. Создано католическое информационное агентство «Истина и жизнь», издается одноименный ежемесячный журнал на русском языке с постоянными рубриками «Москва католическая», «Католичество и Россия», «Русские католики».
Заключение
Католицизм как направление в христианстве возникает в XI в. после формального разрыва между восточной (православной, ортодоксальной) и западной (римской, латинской) церквами. Католическое вероучение основывается на Библии («Священное Писание») и Традиции («Священное Предание»), которое объявляются церковью двумя источниками божественного Откровения.
Важным отличием католицизма является устройство церкви. Во-первых, церковь имеет единственного главу – папу Римского. Во-вторых, в церкви существует разветвленный аппарат, состоящий из клира, огромного корпуса священников, каждый из которых живет по единственному уставу.
Католическая церковь сегодня располагает огромными финансовыми средствами, широкой сетью информационных систем, она финансирует и организационно поддерживает множество католических школ, колледжей, институтов и университетов, а также исследовательских центров в системе папской Академии наук. Она продолжает оказывать заметное влияние на духовное состояние народов всего мира.
Список литературы
1.Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1999.
2.Губман Б.Л. Современная католическая философия. М., 1988.
.Католицизм. Словарь. М., 1991.
.Ковальский Я.В. Папы и папство. М.,1986 .
.Красиков А.А. Ватикан: история современности. М.,1991.
.Крывелев И.А. История религии. Т. 1. М., 1988.
.Мчедлов М.П. Католицизм. М.,1974.
.Пупар П. Вера католической церкви. М.,1992.
.Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994.