- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,68 kb
Китай – монастыри и не только
Китай – монастыри и не только
Б. Виногродский
Что в первую очередь поражает в Китае – это связность времен, отдельность пространств и различие локальных, местных культур при единстве общих взглядов на мир. В основе видения китайцев на мир лежит представление о процессе вечных изменений, о времени и о необходимости человеку вписываться в течение природных циклов системой своих циклических перемен.
Что самое главное в Китайском монастыре – это его устройство по образу и подобию естественных процессов. Ведь не зря в даосизме говорят, что самое главное – это природная естественность. И следование своему естеству, которое по самой своей сути, совпадает с естеством Вселенной – это основное дело уважающего себя даоса. Принцип этот, приложенный к нам, навел нас на мысли о том, что все мы даосы, потому как и нам больше всего хотелось быть естественными.
Среди множества волшебных тропинок и лестниц, бегущих по склонам Цинчэншаньских гор, дышалось вольно, а пообедать можно было в любом из десятка небольших монастырей, разбросанных на расстоянии в несколько километров друг от друга. Вокруг каждого из таких монастырей вот уже в течение тысяч лет растут чайные сады.
Во втором веке нашей эры пришел в эти места сам Чжан Лин, от которого и начался религиозный даосизм, основная традиционная китайская конфессия. С тех пор, переживая периоды относительного расцвета и упадка, система монастырей просуществовала около двух тысяч лет, о чем очень убедительно свидетельствует огромный гинко двулополистный, что растет во дворе монастыря Тяньшидун. К дереву ходят паломники.
Раньше был непосредственный доступ, можно было прикоснуться, потереться спиной, привязать красную ленточку, помолиться, попросить потомства, удачи. И просьба, искренне высказанная, не могла не сбыться. Теперь, когда количество людей, посещающих монастыри, растет с каждым днем, сделали очень красивую оградку из живописных веток, соединенных между собой естественным образом. А когда оказываешься с другой стороны дерева, то тебя не видно. Хотя, даже если китайцы и замечают присутствие человека, не желающего идти на контакт, то ведут себя очень деликатно, не навязывая свое общение.
Китайцы любят и умеют договариваться – тысячелетняя культура общения. Все прописано правилами, в том числе и порядок обращения с правилами. Потому и заказ еды в ресторане – это священнодействие. Так же, как и правильное поведение за столом, размещение в соответствии с ритуалом, то есть так, чтобы главный гость оказался на самом почетном месте. Для этого нужно распределить статусы – тоже часть ритуальной культуры поведения, присущей китайцам если не от рождения, то проявляющейся на самых ранних стадиях детства.
Часто говорят о коммунистической идеологии, которая царит в Китае, многие представляют лозунги, развешенные тут и там. Вот чего нет, того нет. Идеологии нигде не видно, хотя очевидно, что коммунисты управляют Китаем. Но никто не суетится. Ведь не обязательно, будь ты названным кем угодно, должно делать свое дело суетливо и бестолково. Во всем видна стратегия. Это значит, что смотрят в будущее и пытаются увидеть естественные тенденции развития, чтобы гармонично соединить их с сиюминутными нуждами.
Очень интересное впечатление от города Урумчи. Это административный центр Синьцзян-уйгурского автономного района. Смесь тюркской и ханьской культур поражает воображение. С одной стороны – явная “Самарканд-бухара”, урюк-кишмиш, плов-млов, замедленность движений и мыслей, повсюду виноград, дыни, настоящие восточные мужчины, белые тюбетейки уйгуров, узбекские клинки. А с другой – китайская деловитость, четкость движений прямо внутри первой конструкции. Производит впечатление. Все надписи на двух языках, много мечетей, но и буддизм тоже есть.
Урумчи – это центр добычи белого нефрита. С древних времен главный амулет и талисман, всегда сопровождающий китайских императоров, это предмет из белого нефрита. Существует поговорка: без причины владыка не отдаляет нефрит от тела. Нефрит добывается именно в этих пустынях. Гальки: белые, полупрозрачные и матовые, стоящие иногда целые состояния, и просто бесценные, лежат по руслам высохших рек, когда-то бежавших с отрогов Кунь-луньских гор, где, по поверьям, обитают бессмертные и где ежегодно на приеме у Си Ван-му, Матери-Владычицы запада, подают для бессмертных яства из белого нефрита.
Когда-то, в династию Хань, драгоценную гальку из белого нефрита обменяли на шесть городов. Это была серьезная сделка. Китайцы верили, что нефрит притягивает счастье к его владельцу. А китайцы, несмотря на всю свою внешнюю экзотичность, народ абсолютно прагматический.
Есть такая шутка: “Красота спасет мир. Никто не спорит, но хотелось бы знать точную методологию процесса”. Это про китайцев. Все готовы обсуждать самые высокие и абстрактные схемы, писать самые странные рассуждения об устройстве бытия, но, в конце концов, все привязывается к здоровью, ибо высшая ценность для китайцев – это здоровое долголетие. А здоровое долголетие основывается на правильном питании, на правильном устройстве среды обитания, и на правильном расположении систем идей в головах обычных граждан.
Вот этим все и заняты в Поднебесной, то есть наводят порядок, ибо порядок требует поддержания, сначала в своем теле, потом в семье, а потом уже и в мире. Так сказал когда-то Лао-цзы, основоположник даосской философии, философии, согласно которой слабость побеждает силу, а мягкость способна подчинить жесткость. Именно по этой философии и построил таинственный дедушка Дэн всю систему, которая, при всей внешней очевидности, совершенно неочевидна, и требуется еще много экспедиций и исследований, требуется съесть еще не один пуд китайского соевого соуса, чтобы понять истинную механику китайских реформ, которые запущены и работают весьма успешно.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bronislav.ru/