- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,06 Кб
Классический джаз в современной хореографии
Введение
джаз художественный танец
Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия, обогащения выразительного языка будущего хореографа и руководителя танцевального коллектива. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства заставляет обратиться к изучению новых техник танца. Основными ведущими направлениями современной хореографии являются – модерн, и джаз танец. Это динамично развивающиеся системы, органично соединяющие технику джазового танца, танца-модерн и классического балета. Развиваясь в течение последних лет, эти танцевальные техники сформировали свой лексический модуль, форму урока и методику преподавания.
Особенность движенческого словаря современных танцевальных направлений, к коим относится, например модерн-джаз танец, состоит в том, что в единое целое органически соединяются движения, характерные для танцевальных систем антагонистов, какими на первый взгляд являются джазовый танец и классический балет. Однако именно это позволяет создать свой богатейший, выразительный язык движений, характерный именно для современных танцевальных стилей. Эти танцевальные системы имеют свои специфические законы и принципы, свою стилистику и технику исполнения, в корне отличающуюся от классического и народного танца. Занятия джазом, модерном, эстрадным танцами позволяет студентам выработать необходимые для современного исполнителя и руководителя качества: координацию, чувства ритма, свободу тела, ориентацию в сценическом пространстве. Эти качества вырабатываются целостной системой упражнений, построенных на основных законах новых танцевальных техник: полицентрии и полиритмии, мультипликации других принципах, отличных от техники классического танца.
Применение современных танцевальных направлений в настоящее время достаточно многообразно: театральная практика, варьете и эстрада, кино и шоу-бизнес. Большое распространение в последние годы получили любительские коллективы современного танца. Именно для педагогов, хореографов, руководителей танцевальных коллективов, менеджеров в сфере культуры необходимо освоение новых тенденций в искусстве.
Изучение данных танцевальных систем позволит еще более расширить творческую палитру будущих руководителей хореографических коллективов.
1. История джаз-танца
Джазовый танец был привезен из Африки, но исторически сложился и эволюционировал в США. Художественная особенность джазового танца – совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джазовый танец – это прежде всего воплощение эмоций танцора, это танец ощущений.
Джазовый танец представляет собой классификацию, включающую в себя широкий диапазон танцевальных стилей. До 1950-х годов джазовый танец относился к танцевальным стилям, которые произошли из aфро-американского коренного танца. В 1950-х появился новый жанр джазового танца – современный джазовый танец или джаз-модерн, корни которого шли из традиционного Карибского танца. В каждом отдельном стиле джазового танца можно проследить корни одного из этих различных истоков.
Джаз как художественное явление – это результат столетней эволюции игры на ударных инструментах африканских племен. Каждое племя имеет свой собственный набор танцев с определенными ритмами для каждого конкретного случая. Ритмы меняются даже в зависимости от времени года и четко дифференцированы. Чтобы полностью исполнить многие из них, требуется более четырех часов. В 1830 году в театре города Луисвиль (США) Томас Дарт-мунд Раис поставил спектакль, в котором принял участие знаменитый танцор того времени Уильям Хенри Лейн – «Мастер Джуба». Это был первый чернокожий исполнитель, чье имя сохранила история джазового танца. Черных актеров стали допускать на сцену только после окончания в 1865 году Гражданской войны в США. Однако чернокожих трупп было очень мало, и, чтобы завоевать симпатии белых зрителей, они должны были показывать себя только в отрицательно-ироническом стиле, поэтому в основном получили развитие такие жанры сценического искусства, как скетч, водевиль и комедия. Именно в этих жанрах стал развиваться джазовый танец как танец театральный, составляющий единое целое с пением и музыкой. Этот путь развития привел в XX веке к появлению такого типично американского жанра, как мюзикл. В промежутке между 1890 и 1916 годами происходит настоящий взрыв популярности «черных» танцев и в области бытового танца. Их танцует весь Новый и Старый Свет. «Чарльстон», «Блэк Боттон», «Ту стэп», «Биг Аппл», «Чикен стретч», «Дрэг», «Шимми», «Конго», «Фанки Бат» сменяли друг друга с невероятной быстротой. К этому же времени относится появление слова «джаз» и «джазовый танец». Это слово происходит от многих корней, но исследователи склоняются к тому, что оно употреблялось африканцами и как существительное и как глагол. В качестве существительного оно переводится как «сила, порывистость, экстаз». А в качестве глагола – «возбуждать, активизировать, восхищать». 1917-1930 годы – вершина развития джазового танца.
«Черный» танец и музыка становились неотъемлемой частью музыкальных спектаклей на Бродвее и в Гарлеме, Выдающиеся исполнители того времени – Билл Робинсон, Берт Вильяме, Бэк и Баболс были в центре всех музыкальных представлений в «черном» варьете Гарлема – столицы негритянского искусства и культуры, история которого началась с 1920 года. Джазовый танец, пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный танец, постепенно становился особым видом танцевального искусства. Он постепенно захватывает и всю Европу. В шоу и музыкальных спектаклях блистал и «черная Венера «- Жозефина Бейкер (» Шоколадный денди «), Билл Джангла Робинсон – лучший исполнитель стэпа и другие.
В 30-е годы интерес к джазовому танцу несколько угасает. Это вызвано тем, что данное искусство было чисто развлекательным. Многие хореографы пытались создать языком джазового танца более серьезные по теме произведения, однако эти попытки не всегда были успешными. Но наиболее известным хореографом, танцовщицей, писателем, этнографом и антропологом была Кэтрин Данхэм – человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Глубоко изучив историю и конкретно африканские народные танцы, она включила их элементы в свою хореографию. Можно с уверенностью назвать точную дату превращения «черного» танца в сценическое искусство. Это 18 апреля 1940 года, когда Кэтрин Данхэм представила в Нью-Йорке свою первую джазовую постановку «Тропики и горячий Джаз» с подзаголовком «От Гаити до Гарлема».
2. Особенности джаз-танца
«На пальчиках», танцовщица поднимается с колен, поддерживая баланс тела на пальчиках ног. Танцовщица – акробатка выполняет шпагат в прыжке, что также встречается в джазовом танце.
Модерн-джаз часто испытывает влияние других танцевальных стилей таких как акробатический танец, балет, современный танец, лирический танец, хип-хоп. В свою очередь многие танцевальные стили испытывают влияние джаза.
Как и в большинстве видов танца техника является основой всех движений в джазовом танце. В частности танцоры джаза извлекают пользу из знания балетной техники и поэтому в учебную программу джазового танца обычно включают балетные тренировки.
В джаз-модерне встречаются различные техники, как например:
Контроль центра тела
Рассматривая центр баланса как точку, из которой исходят все движения, становится возможным поддерживать равновесие и контроль во время выполнения движений, что в противном случае вывело бы танцора из равновесия.
Местоположение
Носок ноги
Танцоры вытягивают лодыжку и указывают носком так, чтобы выровнять стопу с линией ноги в приятной эстетической манере.
3. Основные стили джаз-танца
CLASSICAL – взаимствовал у классического танца дисциплину движений, позиции рук и ног. Основоположник классического джаза, Мэтт Мэтокс. Если говорить о классическом джаз-танце, то основных «китов» здесь три – импровизация, полиритмия и полицентрия. Если с первым все понятно, то остальные два означают движения различных частей тела в разных ритмах. Движение может исходить из головы, плеча, колена, очень часто посредством импульса. Полицентрия, безусловно, требует владения техникой изолированного движения для каждой части тела. Тело используется здесь как метроном: оно отбивает ритм, задаваемый музыкальным инструментом.
BLUES – В бурном потоке джаз танца, это ощущение глубокого падения. Гипсовой змеей он вьется и спускается, оплакивая угнетенное настроение афроамериканской религиозной песни. Изначально блюз танцевали исключительно под блюзовую музыку, однако, затем для танца стала использоваться любая небыстрая музыка определенного темпа, в частности, музыка в стиле рок и Rn’B. Блюз обретал популярность, и у него появилось много вариаций, таких, как, например, медленный драг. Сейчас блюз широко распространен не только в США, но и по всему миру.
Джазовый танец блюз акробатический. Он отличается медленным течением языка движений, это ощущение глубокого падения, змеиная пластика то вьется, то спускается, эмоционально оплакивая угнетенное настроение религиозных негритянских песен. Блюз – это самый медленный из джазовых танцев, поэтому он требует и соответствующего исполнения. Невероятно стильный и очень простой, этот танец приятен в изучении, и его все чаще можно наблюдать на различных танцевальных вечерах и даже в качестве свадебного танца.
LYRICAL – это стиль танца, созданный из слияния балета с современном джазом. Отличается большим количеством различных движений на единицу темпа, выполняемых очень мягко, без видимого напряжения. Движения при всей сложности выполняются с максимальным растягиванием их во времени.
HOT – этот стиль полон высоких выразительных шагов и возбуждающих движений, в этом стиле джазового танца присутствует много элементов степа, т.к. ритм слишком быстрый, позы могут допускать сутулую спину, поднятые плечи и качающиеся бедра, чаще всего этот стиль исполняется в телевизионных, коммерческих шоу и мюзиклах.
Горячим джазом принято считать танцы новоорлеанских пионеров второй волны, чья наивысшая творческая активность совпала с массовым исходом новоорлеанских джазовых музыкантов на Север, преимущественно в Чикаго. Этот процесс, начавшийся вскоре после закрытия Сторивилла вследствие вступления США в Первую Мировую Войну и объявления по этой причине Нового Орлеана военным портом, знаменовал собой так называемую Чикагскую эпоху в истории джаза.
С эмоциональным накалом, характерным для манеры исполнения этих сольных партий и связано само название этого вида джаза. Термин Hot первоначально был синонимом джазовой сольной импровизации для подчёркивания отличий в подходе к солированию, произошедших в начале 1920-ых годов. В дальнейшем, с исчезновением коллективной импровизации, это понятие стали связывать со способом исполнения джазового материала, в частности с особенным исполнением, определяющим индивидуальный и отличный от других стиль исполнения, так-называемого хотирования или хот-интонации: совокупности особенных способов ритмизации и специфических интонационных особенностей.
BROADWAY (Театральный) – Одним из популярных видов современного танца стал бродвейский джаз. Этот стиль возник ещё в 20-е годы ХХ века, в то время, когда джазом стали заниматься профессионально. Нам давно известно музыкальное направление джаз, но танец джаз имеет к нему мало отношения. Танцевальная техника джаз стала следствием огромной популярности бродвейских мюзиклов и взяла своё название от нью-йоркской улицы Бродвей, где и находится знаменитый театр. Для американцев мюзикл стал настоящим праздником и выделился в отдельное театральное искусство, а танец в нём был обязательным элементом. Бродвейский джаз выделился в особое направление танца, благодаря многочисленным театральным постановкам. Мюзиклы, ставшие популярными в 20-30-е года ХХ века, требовали все более сильной хореографии, понятной и зажигательной для зрителя. Тут и появился стиль, позднее названный бродвейским джазом. По сути, сейчас он сочетает элементы спектакля, шоу и современной хореографии.
Но чем отличается техника бродвейского джаза? Этот стиль был создан афро-американцами и берёт свои истоки из танцев народов Африки.
Помните, как танцуют африканцы? Они полностью погружаются в танец, передают движениями каждую свою эмоцию. Ещё Джеффри Говард, известный путешественник, отметил, что любое событие из жизни, радость это или горе, чёрные люди передают посредством танца, без танца жизнь для них немыслима. Танец в этом понимании подразумевает ритм. Безусловно, на ритм накладываются определённые танцевальные движения, но вся толпа и сам солист постоянно занимаются импровизацией.
Безусловно, бродвейский джаз имеет свои принципы. В этом случае можно говорить об импровизации, полиритмии и полицентрии. Импровизация вытекает из самой природы танца африканцев. В основе полиритмии лежит движение разных частей тела в разных ритмах, а полицентрия предполагает возникновение движения в различных частях тела. Очень часто посредством импульса движение может начинаться от головы, плеча, колена. Именно полицентрия требует особых навыков, ведь необходимо научиться владеть изолированными движениями каждой части тела.
Каждый танцор не просто выполняет движения, а решает еще актерские задачи, плюс показывает максимально свою индивидуальность.
Основная задача – зрелищность.
AFRO – объединяет традиционный африканский танец с элементами джаза. Широко использует движения корпуса, плеч, бедер и головы. В качестве музыкального сопровождения используется этническая музыка и ее обработки.
МОДЕРН-ДЖАЗ – энергичный и выразительный танец, образный танец, который взял все самое лучшее с джазовой хореографии и модерна, к тому же он заметно улучшает координацию движений.
Балет и танцы самых разных направлений смешались, и в результате родилось совершенно новое танцевальное направление, которое получило название «джаз». Считается, что джаз-танец создали африканцы и афроамериканцы, а в основе техники лежит негритянский фольклор, смешанный с танцами других эмигрантов, проживающих на территории США. Основные принципы джаз-танца подобны принципам джаза в музыке. Это, возможно, и стало причиной единого названия. Основные принципы – импровизация, полиритмия, полицентрия (последние два сродни музыкальной полифонии). В модерне имеет значение внутреннее наполнение движения, четкость линий, умение работать с дыханием.
Техника джаз-модерна широко используется практически во всех современных танцах. Большинство западных звёзд поп-культуры изучают джаз-модерн как основу хореографии и широко используют в постановках своих шоу и клипов.
У джаз-танца есть несколько характерных особенностей. Во-первых, ритм – согласование движений с ритмом музыки; во-вторых, синкопирование – ритм между сильными долями музыки (это очень важный навык в джазовом танце; отрабатывая синкопирование, вы научитесь слышать ритм той музыки, под которую танцуете); в-третьих, в бродвейском джазе часто используются движения бедер и таза, что придает танцу особую выразительность; в-четвертых, изолированные движения – подвижность только одной части тела, в то время как все тело остается неподвижным или двигается в противоположном направлении (как и вращения бедрами; изолированные движения подчеркивают ритм музыки – создается впечатление, будто музыка проходит сквозь тело танцора).
ROCK-N-ROLL:: это более ударный стиль джаза, основан на характере музыки, свободная, непринужденная манера исполнителя с включением специфических эффектов, характерных для творческой индивидуальности танцора.
Рок-н-ролл (танец)
Акробатический Рок-н-Ролл относится к спортивной, предназначенной для соревнований форме танца, берущем начало от Линди Хопа.
Акробатический рок-н-ролл исполняется под ритмичную музыку (частотой 48-52 удара в минуту). Средняя длительность танцевальной программы составляет полторы минуты. Танцевальная программа в акробатическом рок-н-ролле отличается сочетанием характерных движений ногами и исполнением акробатических или полу-акробатических элементов. Танцевальный рисунок акробатического рок-н-ролла основан на, так называемом, «основном конкурсном ходе»: характерных бросках ног за пол такта «5-6» – это kik – ball change и один такт «1-2-3-4» – это kik – step kik – step музыки (kik – ball change – kik – step – kik – step). Акробатические элементы являются украшением к танцу и жёстко регламентированы, в соответствии со сложностью программы и классом выступления.
В рок-н-ролле трюки ценны не сами по себе, а во взаимосвязи с танцем. Такое положение коренным образом отличает акробатический рок-н-ролл от выступления смешанных пар в спортивной акробатике. Ещё одним отличием является отсутствие в рок-н-ролле балансовых элементов, что так же связано с необходимостью сочетания между акробатикой и активным, динамичным танцем. Стойки и равновесия не соответствуют характеру рок-н-ролла. Кроме того, выступления танцоров проходят на жестком полу, а не на мягком гимнастическом ковре, что повышает ответственность спортсменов за качество исполнения трюков.
4. Основные термины в джаз-танце
ARCH – прогиб верхней части торса назад.
BODY ROLL – группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением цента корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «волна»).
BRUSH – скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.
CONTRACTION – сжатие, и округление позвоночника, исполняется на выдохе.
CURVE – изгиб верхней части позвоночника («до солнечного сплетения») вперед или в сторону.
CROSS – раздел урока, построенный на перемещении в пространстве и использовании базовых шагов и прыжков джаз танца.
DEEP BODY BEND – наклон корпуса вперед ниже 90 гр., сохраняя прямую линию корпуса и рук.
DROP – падение расслабленного корпуса вперед или в сторону.
FLAT BACK – наклон корпуса вперед, в сторону (на 90 гр).
HINGE – положение танцора, при котором он прямой спиной наклоняется назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полу – пальцах.
HIP LIFT – подъем бедра вверх.
JACK KNIFE – положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во 2 параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.
JAZZ HAND – положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны.
LAY OUT – положение, при котором нога открыта на 90 гр. в сторону или назад и торс составляет с ней одну прямую линию.
LEAP – прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед или в сторону.
LOW BACK – округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.
PAS DE BOUREE – танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на деми плие.
ROLL DOWN – спиральный наклон вниз, начиная от головы.
ROLL UP – обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию.
RELEASE – расширение объема тела (раскрытие), обратное CONTRACTION, которое выполняется на вдохе.
STEP BALL CHANGE – связующий шаг, состоящий из шагов в сторону или вперед и двух переступаний на полу-пальцах (синоним step pas deburee).
SWING – раскачивание любой частью тела (рукой, ногой, головой, торсом), в особом джазовом ритме.
TILT – угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, «рабочая» нога может быть открыта в противоположном направлении на 90 гр. и выше.
WARM UP – танцевальный разогрев.
Заключение
Анализируя любую систему танца (классический, народный, историко-бытовой, бальный танец), можно четко выделить определенный набор движений, которые свойственны только этой системе танца. Особенно четко это можно проследить в классическом балете, где существует веками отшлифованный, четко зафиксированный язык движений. Когда же речь заходит о современном танце, то зачастую анализ языка движений заменяется рассуждениями о современности темы произведения, современности звучания музыки, современности героев произведения.
Джазовый танец – это, прежде всего, воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи, как это происходит в танце-модерн.
Джазовый танец, пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный танец, постепенно становился особым видом танцевального искусства.
К концу 60-х годов джаз-танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии. Его применение было достаточно широко: бытовой танец, танец театральный, танец кино, и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца. Будучи «открытой» системой, джазовый танец в своих исканиях обращается к средствам выразительности других систем и направлений танца, вбирая в себя достижения, открытые танцем-модерн, классическим танцем, народной хореографией и другими направлениями танцевального искусства. В результате начался процесс слияния основных школ современной хореографии и возникло новое художественное явление – модерн-джаз танец.
Можно с уверенностью сказать, что на данном этапе развития человеческого общества, танец занимает один из главных пластов в мировой культуре. Развиваясь стремительными темпами, остается только догадываться какие же еще удивительные формы, а также стили каждого направления придумает многогранный мозг человека. В нашей работе, мы рассмотрели лишь часть стилей джазового танца, которые считаются основными. Конечно, существует огромное количество подстилей джазового танца. Их великое множество. В последние годы, практикуется теория о том, что каждый хореограф создает СВОЙ уникальный стиль какого-либо направления, отличный от других. Это в свою очередь является и положительным и отрицательным моментом в развитии. Минус этого заключается в том, что молодых, а также опытных хореографов великое множество, и даже при огромном желании невозможно постичь все формы танца. А огромный плюс состоит в том, что отличная от классического танца школа джаз танца предлагает хореографу безграничное множество выражения своей индивидуальности, своей уникальности. Каждому стилю характерны свои определенные элементы, которые при помощи стилизации можно варьировать во всевозможных ракурсах.
Данная работа написана на основе теоретического материала, а также личных взглядов и убеждений, сформировавшихся в процессе обучения. Ничего не стоит на месте. Окружающий мир постоянно развивается. Вместе с ним и развивается мир хореографии, танца и пластики.
Список литературы
1. С.С. Полятков «Основы современного танца»
. «Искусство современного танца»
. В.Ю. Никитин «МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ. Этапы развития. Метод. Техника»
. Н. Шереметьевская «Танец на эстраде»