- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,46 Кб
Кочевники Северной Африки и Аравии
Кочевники Северной Африки и Аравии
Введение
Статистические данные, характеризующие неоседлое население мира, неполны, в ряде случаев противоречивы, требуют критического анализа. Наиболее значительные группы неоседлого населения сохранились в странах Африки и Азии, главным образом в пределах аридной зоны (географическая зона с малым увлажнением), где вне земледельческих оазисов основным занятием было скотоводство с сезонным передвижением скота и людей. (Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. М., 1985. С. 82).
Учёные выделяют в Африке пять типов животноводства: кочевое, полукочевое, отгонно-пастбищное, пастбищное и современные животноводческие хозяйства.
Наиболее высокий удельный вес неоседлого населения отмечен в Северной Африке: значительные по численности группы скотоводов-кочевников и полукочевников зафиксированы в Судане, Марокко, Алжире, Ливии. Для стран Северной Африки характерен более или менее однородный состав населения – арабы и берберы. (Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 96.).
Среди областей Зарубежной Азии страны Юго-западной Азии выделяются высоким удельным весом неоседлого населения. Исторически этому способствовало то, что центральные области Юго-Западной Азии представляют собой один из наиболее древних очагов скотоводства и земледелия, где почти 10 тыс. лет назад была осуществлена доместикация многих видов животных и съедобных растений.
Наиболее значительная группа неоседлого населения сохранилась в Иране, Афганистане и Саудовской Аравии, обитатели которой арабы-бедуины (эль-бадна – житель черного шерстяного шатра, ведущий кочевую жизнь со стадами верблюдов) и арабы эль-хадхар – оседлые земледельцы.
(Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 134-136).
Цели данной работы:
.Выявить специфику хозяйственно-культурной деятельности кочевников Северной Африки и Аравии.
.Рассмотреть особенности материальной культуры и быта кочевников Северной Африки и Аравии.
Для выполнения поставленных целей в работе будут рассмотрены два представителя кочевников на территории Северной Африки и Аравии – это берберы и бедуины. Поскольку они являются наиболее распространёнными на данной территории.
Задачи:
.Раскрыть сходства и различия хозяйственно-культурной деятельности и материальной культуры берберов и бедуинов.
.Сделать заключение по изученному материалу.
Таким образом, кочевники Северной Африки и Аравии будут рассматриваться на примере берберов в Северной Африке и бедуинов Аравии. В работе будут изучены хозяйственно-культурная деятельность, материальная культура и быт кочевников.
1. Берберы
Берберы – коренное население Северной Африки, говорившее на языке семито-хамитской группы. Слово «берберы», вероятно, не является самоназванием. Бербер, скорее всего, происходит от уничижительных терминов, таких как «барбар», использовавшиеся завоевателями и торговцами, чтобы описать «варварское» население Северной Африки. Большинство берберов называют себя «Амазигами». На берберском «амазиг» значит «свободный человек». Женская форма – «Тамазиг». (Encyclopedia of the people of Africa and the Middle East. New York, 2008.С. 112).
Среди современных берберов встречаются высокие и средние роста, длинноголовые, широколицые, смуглые и темноглазые. У них много негроидных черт, особенно в южных районах Северной Африки. Кроме того среди них встречаются низкорослые широкоголовые люди.
Берберы были именно тем народом, который может быть отнесён к древним египтянам и тесно связан с неолитическими обитателями Франции. Среди берберов в наше время широко представлен негритянский элемент.
(Дюбуа У.Э.Б. Африка. очерк по истории Африканского континента и его обитателей. М, 1961. С. 42-43).
Основная часть берберов относилась к кочевникам. На основе изучения их культуры можно рассмотреть культуру кочевников Северной Африки в целом.
2. Хозяйственно-культурная деятельность берберов
Главная особенность хозяйства неоседлого населения Африки заключается в экстенсивном использовании природных ресурсов пустыни, что вместе с кочевым и полукочевым образом жизни способствует в определенных политических условиях сохранению архаических форм социальной организации. В Африке сохранились многие древние хозяйственно-культурные типы, которые принято объединять в несколько групп. Берберы-кочевники по классификации Андрианова Б.В. относятся к пастбищно-животноводческому типу сельского хозяйства, основанного на ручном труде. (Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 91-93).
Берберы составляют основное население оазисов Алжирской Сахары, Ливии, оазиса Сива в Египте. К числу берберов относятся также туареги.
Берберы туареги – классические кочевники Центральной Сахары. По характеру своих хозяйственных скотоводческих миграций они относятся к «малым» кочевникам. Стада перемещаются на протяжении всего года. Длительные миграции у туарегов Центральной Сахары отсутствуют, и даже короткие перекочевки нерегулярны. Основная часть передвижений ограничена небольшой территорией, закрепленной традицией за определенным родовым подразделением. В каждой небольшой долине сухого сая (уэда) обычно размещается до десятка шатров. Кроме коз, дающих большую часть средств к жизни туареги разводят верблюдов, но преимущественно для транспорта и обычно выпасают их отдельно от основного стада. Диапазон кочевнических миграций в пределах пустынных нагорий и возвышенностей не превышает 30-50 км в год. (Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 105-107).
Верблюд был главной причиной того, что туареги стали кочевниками, потому что владелец верблюда не может оставаться на месте: ему нужно, исходя из времени года и количества осадков, искать пастбища, пригодных для его скота.
Стада состоят преимущественно из вьючных верблюдов, но существуют также беговые верблюды, составляющие особую породу, называемую мегари (по-берберски архелом), которая отличается необычайной быстротой хода, изумительной выносливостью и умеренностью в пище. (Реклю Жан Элизе. Земля и люди. СПб., 1899. С. 760).
Туареги обычно передвигаются со стадами с одного пастбища на другое, используя при этом все три вертикальные природные зоны пустынных возвышенностей Южной Сахары. Так в самой высокой зоне Атакор размешены лучшие пастбища позднего лета и осени; обилие влаги и трав привлекает сюда кочевников в это время. В зоне, расположенной ниже, хорошо растут акации и кустарники, которые зеленеют позже.
По склонам возвышенностей широко разбросаны шатры берберов туарегов. Их сезонные стойбища относительно редко меняют свои традиционное место. Женщины и дети остаются на стойбище со стадами коз, а мужчины перегоняют верблюдов на юг и попутно меняют мясо и шкуры на зерно.
В недалеком прошлом кочевники играли большую роль в дальних торговых караванных связях, совершая путешествия на тысячи километров. Однако в последние годы торговля солью, зерном и другими товарами сильно сократилась. Но и теперь еще небольшие караваны по нескольку десятков верблюдов возят соль из Билмы, где её добывают, в Агадес и дальше на юг. (Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 105-107).
Страны Магриба – Марокко, Алжир и Тунис – составляют западную часть Северной Африки; восточную часть Северной Африки занимает Египет. Между ними находится Ливия. С запада страны Магриба омывает Атлантический океан, с севера и востока – Средиземное море. (Нар А.С129)
В степях внутренней части Магриба живут скотоводы, для которых земледелие играет вспомогательную и местами совсем незначительную роль. В области солончаковых озёр (шоттов) земледелие невозможно. Здесь на просторах, пасут свои стада кочевники.
Население стран Магриба разводит главным образом мелкий рогатый скот – овец и коз. В качестве рабочего скота используют лошадей, мулов, ослов и верблюдов.
Во внутренних степных и пустынных районах скотоводы ведут кочевой или полукочевой образ жизни, перегоняя скот в сухое время в предгорьях Атласа и возвращаясь с ним зимой на свои пастбища. Ежегодно берберы-кочевники разбивают свои шатры близ городов. Здесь они продают шерсть, кожу и запасаются мукой, сахаром, текстильными и металлическими изделиями. В некоторых местах маршрут кочёвок достигает 700 км. (Народы Африки./ под ред. Ольдерогге, И.И. Потехина. М., 1954. С. 159-160).
Таким образом, кочевой образ жизни берберов, обусловлен в большей мере их хозяйственно-культурным типом, а также суровыми природными условиями Северной Африки. Скотоводы вынуждены постоянно переходить с одного места на другое в поисках пищи и воды для скота.
3. Материальная культура и быт берберов
бербер бедуин культурный традиция
Берберы славились здоровьем и долголетием. В основном они употребляли вегетарианскую пищу. Скотоводы довольствовались козьим молоком и редко били скот. Дичь, моллюски и мед были излюбленной пищей. Пили только воду. (Жульен Ш.-Андре. История Северной Африки. Тунис. Алжир. Марокко. Т.1. М., 1961. С. 78-79).
Берберы туареги крайне умерены в пище. Они едят только раз в день в пути и два раза во время пребывания на стойбище: зерна, финики и смоквы, ягоды сальвадоры персидской, зелень, немного мяса. Им обычаями запрещено употреблять в пищу птицу и рыбу. (Реклю Жан Элизе. Земля и люди. С. 765).
В жизни берберов значительную роль играли верблюды. В сезон пастьбы верблюжье молоко составляло единственную пищу семьи берберов туарегов. Из верблюжьей шерсти плетут веревки; навоз, высушенный на солнце, служит топливом. Мясо верблюда считается самым лакомым блюдом, которым угощают почетных гостей; кожа верблюда используется для изготовления палаток, сбруи и разной хозяйственной утвари. (Реклю Жан Элизе. Земля и люди. С. 761-762).
В качестве оружия берберы предпочитали меч и метательное копьё. В целях самообороны берберы прикрывались легким щитом из слоновой кожи, который из-за дождя делался непригодным. (Жульен Ш.-Андре. История Северной Африки. Т.1. С. 78-79).
Одежда мужчин состоит из хлопчатобумажной рубахи синего цвета и таких же штанов. Женщины раскрашивают себя охрой. Никто из них никогда не моется, потому что от воды кожа становится более чувствительной к переменам температуры. Предписанные религией омовения исполняются с помощью песка или камешков. (Реклю Жан Элизе. Земля и люди. С. 766).
Берберы – и мужчины и женщины – любили драгоценности. Мужчины носили серьги, женщины надевали на лодыжки кольца, и те и другие украшали себя браслетами и ожерельями.
Для берберов искусство является обыденным явлением жизни, а не уделом избранных. Женщина чаще, чем мужчина, выступает в роли художника, разрисовывая глиняную посуду или выделывая ковры.
Искусство берберов ограничивается геометрическим узором. Это геометрическое искусство, под внешним однообразием которого скрыты, быть может, те или иные видоизменения, отражающие различные стадии его развития, очевидно, уходит своими корнями в очень далекое прошлое. (Жульен Ш.-Андре. История Северной Африки. Т.1. С. 79).
Жильём берберов-кочевников служит фелидж – шатёр из верблюжьей или козьей шерсти, растянутый на кольях. Широко раскинутый низкий и плоский шатёр приспособлен к суровым условиям кочевой жизни. Он прекрасно противостоит ветрам Сахары, несущим тучи песка. В каждом шатре живёт обычно одна семья – муж, жена и их дети. Домашний уют был неведом берберам, спали они на земле или на каменных плитах, а имущество их состояло в основном из глиняной посуды. (Народы Африки./ под ред. Ольдерогге, И.И. Потехина. С. 161).
Для защиты глаз от солнечных лучей и от пыли, поднимающейся от песка, туареги всегда ходят с закрытым лицом. Со временем этот обычай превратился в своеобразный религиозный обряд у мужчин. Благородные и богатые носят обыкновенно черное покрывало, а люди низшей касты отдали предпочтение белому. Женщины никогда не закрывают своё лицо, разве только перед иностранцами, в знак уважения. Берберы бреют голову, оставляя только ряд волос ото лба до затылка. (Реклю Жан Элизе. Земля и люди. С. 765-766).
С началом арабских завоеваний в конце VII века происходит арабизация и исламизация берберского населения, особенно в XI-XII веках. В то же время сохраняется выраженное этническое самосознание.
Сохраняются родо-племенные институты (такбилт-леффигхс). Центром племенной группы служит укреплённое селение касба (арабское), тигремт (берберское) или дшар (берберское). Во главе племенного объединения стоит вождь (аглид, амгар). Вопросы хозяйственной жизни и внешних сношений решает выборный совет старейшин – джмаа (арабское), имзран (берберское). Распространены межклановые союзы (тиуизи), сотрудничество, например, в выпасе скота (тауаллат). Среди берберов широко народная медицина, магия, различные формы фольклора. (Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, С. 95-96.)
Военная организация стала для берберов насущной необходимостью, тем не менее берберам удавалось сохранять весьма гибкую общественную систему, которая способствовала обороне, но в то же время отличалась простотой. Система родства у берберов делает возможными многоступенчатые отношения между людьми и группами. Здесь не происходила централизация власти. Берберы создали выборную систему, при которой власть рассеяна и переходит по очереди к различным сегментам племени. Таким образом, ни одна семья и ни один сегмент не пользуются властью слишком долго, чтобы злоупотреблять ею, но все же власть и централизация в племени существуют и служат военным интересам. Благодаря этой системе безболезненно проходит и ежегодная фрагментация племени, когда оно расходится по пустыне. (Тернбул К. Человек в Африке. М., 1981. С. 114).
Материальная культура и быт подчинены кочевому образу жизни. Жильё и одежда были удобными для многочисленных перемещений. Питались тем, что могли раздобыть в пустыне. Быт берберов был предельно прост, поскольку тяжело было бы перевозить большое количество вещей собой.
. Бедуины
Бедуины это главным образом арабы-кочевники, живущие на протяжении большей части пустыни в Северной Африке и полупустынных регионах Северной Аравии. Бедуины также могут быть найдены на Ближнем Востоке, прародине арабов. Бедуины прибыли в Северную Африку вскоре после восьмого века н.э. во время арабских завоеваний этого региона. Как и другие арабы, бедуины говорят на диалектах арабского языка. Подавляющее большинство бедуинов являются мусульманами. Бедуины – кочевники-скотоводы (животноводы), которые путешествуют с места на место в поисках пастбищ и воды для своих стад. Они держат овец, коз, верблюдов, и, реже, крупный рогатый скот. Наряду с этим они хорошо используют маршруты миграции для выращивания растительных культур, которые могут быть собраны на обратном пути. Также бедуины занимаются торговлей. (Encyclopedia of the Peoples of Africa and the Middle East. С. 105-106).
Бедуины взяты в качестве объекта изучения, исходя из того, что они населяли как территорию Аравии, так и территорию Северной Африки. Бедуины изначально кочевники, сохранили свои традиции до сих пор. Таким образом, они являются наиболее удачным примером для рассмотрения.
5. Хозяйственно-культурная деятельность бедуинов
Многие зарубежные этнографы (А. Кробер, Р. Бэкон, Р. Патаи) рассматривают всех скотоводов Аравии как единую группу бедуинов, представителей особого «культурного ареала», который по своим хозяйственно-культурным характеристикам противопоставляется оседлому населению деревень и городов. По мнению А П Першица, источники позволяют выделить три формы скотоводческого хозяйства: 1) собственно кочевников-бедуинов, 2) полукочевников, сочетающих скотоводство с земледелием, 3) полукочевников, отдающих предпочтение земледелию.
(Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 134-136).
Северо-восточная и Северная Аравия, расположенная между Месопотамской низменностью, с одной стороны, и плоскогорьем внутренней Аравии – с другой, за исключением немногих и далеко друг от друга разбросанных оазисов, представляет собою маловодную степь и фактически находится во власти арабов-бедуинов
На дружественных отношениях с оседлым населением по берегам пустыни зиждется экономическая жизнь кочевников, т.е. сбыт ими своих продуктов и закупка необходимых им товаров. (Аравия и европейские державы. Сборник./под ред. Ротштейна Ф.М., 1924. С. 131-132).
Эль-Хаса представляет собой узкую низменную полосу, почти нигде не выше 100 метров над уровнем моря, у подножья, перед внутренним углом, Аравийского плоскогорья. Внутренне пространство Эль-Хасы почти не имеет оседлого населения; через них проходят лишь бедуины со своими стадами.
Жаркий, здоровый, чистенький городок, но лишенный собственного источника питьевой воды, которую привозят издалека и продают за деньги, Ковейт представляет собой гавань, через которую небольшая бедуинская область вывозит шерсть, овечий сыр и шкуры. (Аравия и Европейские державы. С. 133-135).
Бедуины – крупнейшая группа североаравийских кочевников. Их преимущественное занятие составляло верблюдоводство.
В условиях огромных песчаных и каменистых пустынь Аравии верблюд являлся единственно пригодным средством передвижения, делавшим возможным самые перекочевки бедуинов.
Бедуины отдавали земледельцам верблюдов внаём, занимались караванным извозом, а, главное, создали обширный рынок сбыта верблюдов. Продажа скота давала состоятельным кочевникам возможность покупать финики, зерно, ремесленные и промышленные товары.
Отдавались внаём и шли на продажу главным образом верблюды-самцы, которыми сами бедуины пользовались в качестве вьючных животных (баир).
Самки ценились как объект молочного скотоводства; их же (гораздо реже кастрированных самцов) использовали как верховых животных (далул).
Труд кочевника-верблюдовода не был простым и лёгким. От скотовода требовалось детальное знание пастбищной территории, её кормовых и водных ресурсов. Жизнь аравийских пустынь зависит от дождей, которые выпадают здесь не часто и не регулярно. Одни районы славятся своими обильными, но кратковременными травяными пастбищами (хашиш), другие покрыты скудными, но надежными многолетними кустарниками (хатаб), в третьих известковая почва подолгу удерживает дождевые пруды и лужи. Чтобы прокормить и сохранить свой скот, чтобы получить нормальные надои молока и поддерживать животных в «рабочей форме», бедуин должен был умело чередовать пользование различными участками и различными видами пастбищ, тщательно рассчитывать сроки поения скота, вовремя перегонять его на солончаки для подкормки солью и т.д. (Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в ХIX-пер. трети ХХ в. М., 1961. С. 27-29).
С началом зимних дождей пустынные пастбища покрывались свежей растительностью и стада перегонялись туда. С наступлением первых холодов скот переводили в зоны кустарников, а во время сильных морозов укрывали стада в долинах. Весной кочевники возвращались на открытые степные пространства, где стада давали обильные удои. С началом жары кочевники перемещались в холмистую и возвышенную местность.
Жаркие, засушливые месяцы бедуины проводили у постоянных водных источников на возвышенностях. Недостаток в молочной пище кочевники восполняли собирательством съедобных растений. (Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 137).
Уход за животными требовал от кочевника неослабного внимание и немалого труда. Весной верблюдов стригли. Весной же, когда верблюдицы телились, пастухи присматривались к молодняку и отбирали верблюжат под вьюк или под седло. Как вьючных, так и беговых животных подвергали длительному обучению, постепенно приручая к ноше, седоку, командам, управлению поводом. Подросших верблюжат отучали от вымени, вставляя им в носовую перегородку острую деревянную палочку (хилал).
Дважды в день, утром и вечером верблюдиц пригоняли к шатрам и доили. Утренняя дойка считалась обязанностью женщин, вечерняя – мужчин. (Першиц А.И. Хозяйство и общ.-пол. строй Северной Аравии. С. 29).
У бедуинов существовали отхожие промыслы. Наибольшую роль в экономике играл караванный извоз. Бывало, что состоятельные кочевники, начав с караванного извоза, с течением времени превращали его в самостоятельную посредническую торговлю зерном или финиками.
Другим распространенным видом отходничества был сезонный уход на жемчужные промыслы Красного моря и в особенности Персидского залива.
Еще одним видом стороннего приработка, практиковавшимся наименее обеспеченными кочевниками, было выжигание на продажу древесного (вернее кустарникового) угля.
Таким образом, хозяйственно-культурная деятельность бедуинов строилась относительно потребностей их главной ценности – верблюда. Сезонные переходы с одного пастбища на другое, торговля с оседлым населением, отхожие промыслы существовали для того, чтобы обеспечить жизнь стада. Вся кочевая жизнь была направлена на сохранение и увеличение численности стада. Поскольку скотоводство было главным источником их дохода.
6. Материальная культура и быт бедуинов
Бедуины отличаются скромностью и простотой быта. В шатре эмира или шейхов можно увидеть подушки, китайский фарфор, как результат союза с турками. Но у простого бедуина не было ничего кроме циновки, на которой он спал; подушкой же ему служил камень. Ночью лагерь охраняют сторожевые собаки. Что же касается кобылиц (ибо бедуины предпочитают именно их, а жеребцов-производителей продают туркам), то они составляют главную любовь жителей пустыни, являются как бы членами семьи и поэтому спят в шатрах. (Пирен Ж. Открытие Аравии. Пять веков путешествий и исследования. М., 1970. С. 92-95).
Будучи едва ли не самым универсальным из домашних животных, верблюд находил у бедуинов самое разнообразное применение. Его молоко, мясо, жир (кроме жира горбов, который обычно не ели) шли в пищу; шерсть – для изготовления грубых тканей; шкура – для выделки бурдюков и обуви; навоз – на топливо; использовалась даже моча, служившая для мытья и считавшаяся лекарственным средством.
Основное, почти единственное, достояние бедуина, верблюд играл в его жизни огромную роль. Верблюд-самец был у кочевников эталоном ценности, бедуин клялся «верблюдицей предка», её имя зачастую являлось составной частью военного клича племени, некоторые племена держали особые стада священных верблюдов. (Першиц А.И. Хозяйство и общ.-пол. строй Северной Аравии. С. 28).
Бедуины, которых рисует нам д Арвьё в своей работе 1771 года «Путешествие в Палестину к великому эмиру, вождю арабских князей пустыни, известных под именем бедуинов», строги, скромны и серьёзны, они мало говорят и мало смеются, речь их учтива, а игры (шахматы и шашки) носят общественный характер, на деньги они никогда не играют, о женщинах никогда не говорят.». (Пирен Ж. Открытие Аравии. С. 93).
У женщин оригинальная косметика: «Они накалывают на руках и кистях различные фигуры, цветы и т.д., мажут себе ступни ног и кисти рук темно-коричневой краской, а ногти красят в красноватый цвет, делая краску из зелёной глины, называемой хна». На лицо они сажают голубых мушек, не только для красоты, но также «чтобы задержать взгляды людей на цвете этих мушек, ибо тогда их минуют злые чары волшебников, не причинив никакого вреда».
Естественно, что манера есть, столь необычная в глазах европейца, поразила воображение д Арвьё.
У эмира – стол, то есть большой кожаный круг, как у турок, положенный на пол. Но «что касается простого араба, то у него нет ни стола, ни скатерти: три-четыре котелка и большие деревянные миски, нечистые и весьма грубо сделанные, полные супа с мясом, плова (рис пилав) и других видов рагу – вот и вся их сервировка. Арабы садятся кружком, таким образом, что плечо одного упирается прямо в грудь, сидящего рядом, а правая рука каждого касается блюда; левая же рука обращена наружу и служит лишь для того, чтобы на неё опереться. Суп они едят из горсти, пригорошнями же берут и плов, и рис, мнут его в ладонях и делают из него комок, которым забивают весь рот. Когда те, что сидят, встают, стоявшие занимают их места, а слуги, которые едят последними, ставят миски одну в другую и несут их эмиру. Тот, кто поел, пьёт большими глотками из кружки, которую затем передаёт соседу. Руки они моют песком, так как не знают мыла.»
Этот обычай принимать пищу бедуины соотносят с религией: в самом деле, если они едят руками, то «многие делают это вследствие набожности, говоря, что Мухаммед отпускал грехи тем, кто ел с помощью трёх пальцев руки, являющихся естественной вилкой, данной им богом, чтобы пользоваться ею за столом». (Пирен Ж. Открытие Аравии. С. 93-95).
Лето, особенно затянувшееся, было порой лишений. На высохших кустарниковых пастбищах верблюдицы давали мало молока, а затем и совсем переставали доиться. Запасы фиников и зерна кончались, и малоимущие бедуины, не имеющие возможности резать скот. Женщины и дети собирали съедобные корни и дикорастущие злаки, местами – мёд диких пчёл. Особенно большое значение имел сбор самха – небольшого кустистого растения с плодами, содержащими мучнистые семена, которые смалывали в муку для лепёшек. «Хлебом пустыни были также тартут, листья талха, белые трюфели, ягоды мезаи. Ели ящериц, тушканчиков, ежей, съедобную красноватую разновидность саранчи; варили в солёной воде, сушили, толкли в порошок и смешивали с жиром и финиками. (Першиц А.И. Хозяйство и общ.-пол. строй Северной Аравии. С. 31).
В кочевьях бедуинов сохранялись разнообразные старинные ремесла. Женщины пряли на деревянных веретенах (мигзал) шерсть и ткали на простейших горизонтальных станках (натту, матрах) полотнища для шатров, абба, хурджины, паласы, пояса и т.п. Мужчины обрабатывали шкуры: вымачивали их в кислом молоке с солью, выскабливали и затем дубили с помощью растительных дубителей. Кожаную, деревянную и каменную утварь – бурдюки, распяленные деревянной крестовиной кожаные вёдра и большие полусферические сосуды на дугообразных деревянных подствках, служившие для поения верблюдов, деревянные чашки и подойники, каменные жернова и ступки, верблюжьи сёдла и т.п. – бедуины делали сами или покупали в городах или же у живших среди них профессиональных ремесленников – сунна. (Перщиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй северной Аравии. С. 33).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что материальная культура и быт бедуинов соответствует кочевому образу жизни. Как и в хозяйственной деятельности здесь значительную роль играет верблюд. Как и у всех кочевников быт бедуинов был скромен и непритязателен.
Заключение
Кочевники Северной Африки и Аравии являются самыми многочисленными среди всего неоседлого населения мира. Для выявления специфики хозяйственно-культурной деятельности, материальной культуры и быта кочевников данных регионов были рассмотрены две крупнейшие группы – бедуины и берберы.
Опираясь на изложенный материал, можно выявить сходства и различия в жизни кочевников Северной Африки и Аравии. Важным объединяющим фактором являются природные условия: в основном это засушливые степи или пустыни с островками оазисов. Это вынуждает скотоводов вести кочевой образ жизни в поисках пищи и воды для скота.
Бедуины и берберы совпадают по хозяйственно-культурному типу, Андрианов называет его пастбищно-животноводческим. (Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 91-93). Они занимаются скотоводством. Верблюд для обеих групп кочевников представляет особую ценность, не только в качестве транспортного средства, но и как источник пищи.
Образ жизни кочевников Северной Африки и Аравии в целом единообразный: переходы с одного пастбища на другое в зависимости от времени года, торговля с оседлым населением, занятия охотой.
Конечно, различия так же присутствовали. Дальность кочевок у берберов значительно больше. чем у бедуинов. Берберы постоянно подвергались вмешательствам чужеземных завоевателей, что отразилось на их культуре.
В материальной культуре так же можно выделить общие черты. Это однообразный вид жилища, близкий состав питания. Однако у бедуинов сохранились ремесла в кочевьях, у берберов подобного не наблюдалось.
В быту кочевники были скромны и просты. Это обуславливалось постоянными переходами с одного стойбища на другое.
Список литературы
бербер бедуин культурный традиция
1.Андрианов Б.В. Неоседлое население мира: историко-этнографическое исследование. – М., 1985.
2.Аравия и Европейские державы. Сборник/под ред. Ротштейна Ф. – М., 1924.
.Дюбуа У.Э.Б. Африка. Очерк по истории Африканского континента и его обитателей. – М., 1961.
.Жюльен Ш.-Андре. История Северной Африки. Тунис. Алжир. Марокко. Т.1. – М., 1961.
.Народы Африки/под ред. Ольдерогге Д.А., Потехина И.И. – М., 1954.
.Народы и религии мира. Энциклопедия. – М., 2000.
.Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX-первой трети ХХ в.: Историко-этнографические очерки. – М., 1961.
.Пирен Ж. Открытие Аравии. Пять веков путешествий и исследования. – М., 1970.
.Реклю Э. Земля и Люди. Всеобщая География: в 19 т. Т. 10. Северная Африка /под ред. Зыкова С.П. – СПб, 1899.
.Тернбул Колин. Человек в Африке. – М., 1981.
11.Encyclopedia of the people of Africa and the Middle East/Jamie Stokes, editor; Antony Gorman and Andrew Newman, historical consultants. – New York. Facts On File. 2008.