- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,72 kb
Коляда.Святочные вечера.
Настали святки.То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла,необрозима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно : надежда им
Лжет детским лепетом.
А.С.Пушкин.
Коляда.
Слово “колядки” имеет своим корнем латинское слово “календа”, то есть первый в месяце или первый в году, откуда в европейских языках и появилось слово “календарь”.
С рождением Христа связано понятие об установлении новой эры, которую уже давно исчисляют “до и после Рождения Христова”. Пение колядок являлось прославлением этого великого события, “первого в эре”. Колядки-общехристианские песни, появившиеся еще в дни зарождения христианства, но только у славянских народов они сохранили свое название.
“Колядовать” у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома, колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят,что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж, если сказать правду, то в калядках и слова нет про Коляду. Поют часто про рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому.
Все славянские племена праздновали с незапамятных времен Новый год. У чехов, сербов и болгар “ходите по коледе” означало поздравлять с Новым годом;у словаков “коледовать” значило благославлять в Новый год; у задунайских славян “коледою” именовался подарок в Новый год. У поляков все сословия принимали участие во взаимном поздравлении и одаривании,это называлось “коленда”.
В России коляды две: одна перед Новым годом-Васильевская; вторая перед Богоявлением-Крещенская. Первая еще известна под именем богатой, а вторая-постной. Канун Нового года в России назывался Васильев вечер в который провожали старый год со всевозможным весельем, чтобы Новый год был счастливым.
Кто не провожает старого и не встречает Нового года с особой радостью? Иному прошлый год был несчастлив, но и тот его провожает в надежде найти в новом году счастья для себя. Другой радовался и наслождался всеми земными благами и встречает Новый год с трепетным волнением: таков ли он будет для него и теперь? Все чувства заняты тревожными гаданиями… Ряженые, рождественские игры, гадания, песни-нет такого другого праздника, где бы так причудливо переплелись традиции народные и христианские.
Раньше эти рождественские праздники торжественно освещались благочестивыми делами. Государи освобождали народ от разных недоимок,уменьшали подати, выпускали преступников из темниц. Пастыри наставляли святить праздники Господни богоугодными приношениями. Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли Святками, или Святыми. Народ же обратил их в свои забавы.
Коляда,коляда!
Пришла коляда
На канун Рождества;
Мы ходили,мы искали
Коляду святую
По всем по дворам, по проулочкам.
Нашли коляду…
С 25 декабря начинались на Руси Святки, веселое время для всех возрастов. Утро дети проводили в “славлении” и “виршевании”. Славление заключалось в хождении с вертепом (ящиком), звездой,рацеями и виршами. Вертеп в Сибири, например устраивался в виде ящика с двумя ярусами. В верхнем ярусе изображалась смерть Ирода, а в нижнем – Иродиадины пляски. В вертепе горели свечи. Славельщики ходили с ним по домам. За пение нагрождали деньгами и пирогами. Для сбора пирогов один человек носил кузов, деньги в тарелку собирал сборщик. На рассвете к ним присоединялись губочники, которые учавствовали в дележе.
Хождение со звездой было общепринятым на Руси. Звезда делалась из бумаги величиной с аршин, раскрашивалась красками и освещалась свечами. Мальчики, прогуливаясь по улице, поворачивали звезду в разные стороны.
За свое пение славельщики получали подарки. Они приходили к своим патронам и милостивцам и приветствовали их виршами. Рацеи (речь певучим говорком) переходили из поколения в поколение по наследству.
Славление у взрослых начиналось около полудня.В старину нем учавствовали все сословия. Корнелий Брюин так описывал московское славление: сначала появлялись два человека с баробанами и ударяли по ним палочками; за ними в санях ехал царь с князьями, боярами и придворными. Входя в дом, пели стихеры и поздравляли хозяина. Хозяин подносил царю в подарок деньги и угощал всех славельщиков. Великий Петр участвовал в славлении в 1702 году с великолепным поездом у Бранса и Лупса. Славельщиков записывали в списки и за небытие наказывали плетями.
В наши дни вместо славления взрослые ездят с поздравлениями в гости к родным и знакомым.
С 26 декабря на Руси начинались гадания и переряживания.
“Васильев вечер” для русских девиц был очень важным днем. Он приходился на восьмой день Святок, когда святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются и чтобы ни вышло по гаданию в этот вечер, то обязательно сбудится.
В Васильев вечер происходили варения каши,засевание зерен, хождения по домам.
Варение каши совершалось до рассвета. Старшая в доме женщина в два часа ночи приносила из амбара крупу. Старший мужчина приносил воды из реки или колодца. Крупа и вода должны были стоять на столе до тех пор, пока не истопится печь. К ним никто не имел права прикосаться, в противном случае могла случиться беда. Когда нужно затирать кашу, все семейство садилось за стол, а старшая женщина, причитая, размешивала кашу со словами: “Сеяли, ростили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к ним гостевать”.
После этого все вставали, а хозяйка вынимала кашу из печи со словами: ” Милости просим к нам во двор со своим добром”.
Первым делом смотрели: полон ли горшок. Нет хуже несчастия, если каша вылезет из горшка. Если горшок треснул – тоже хорошего не жди. Потом снимали ножом пленку: каша полная, красная предвещала счастье всему дому, будущий хороший урожай и талантливую дочь. Каша мелкая, белая угрожала бедами. Завтрок из каши заканчивал попытки предсказать будущее. При плохих предзнаменованиях кашу выбрасывали в реку.
В некоторых местах для Васильего вечера варили свиные ноги. Поселяни ходили в этот вечер под окнами, собирали пироги и свиные ноги, приговаривая: “Свинку да боровку выдай для Васильего вечерка”. Подходя к окнам, толпа причитала: “Кишку да ножки в верхнее окошко”.
Святочные вечера
Святочные годания сопровождались иногда пением, а иногда таинственным молчанием. Существенный предмет гадания – суженый. Только в святочные дни девушки имеют право сидеть подле суженых и годать при них. Матушки весело тарабарят про старину, грустят о девичьим житье, припоминают прежние счастливые годы и шепотом просят красных девиц загадать судьбу.
Молодые женщины добровольно вступали в обязанности свах. Об остальном предоставляли хлопотать родителям.
Богатый дом, назначаемый сборным местом для девиц, посылал “нарядных с делом” просить старых и молодых посидеть вечером: подразумевалось просить девушек на святочные игры и посиделки. Посылались “с нарядным делом” старые женщины и нянюшки, которые ходили по домам сзывать на Святки. При приглашении они приговаривали: “Если милости вашей не оскорбительно, просят пожаловать с братцем” – который всегда был в числе суженых.
Нарядных с делом принимали с поклонами и почестями и сторались хорошо угостить. Чарка вина встречала и провожала их. Матушки хлопотали наперед у нарядных с делом: кто будет из молодых. Но они хранили глубокое молчание. Сметливые хозяйки одаривали их подарками. Тогда нарядные с делом открывали все и обещали хвалить их дочерей перед всеми почими.
К вечеру появлялась “бабка-позыватка”: ее угощали еще усерднее, потому что она ходила высматривать невест. Бабки-позыватки получали от девиц подарки, узелки с орехами, пряникоми и винными ягодами. Отдавая их, девица улыбалась и приговаривала: “Вот те, бабушка, возьми, не прогневайся, внучкам твоим зубки позабавить, а тебе на потешенье”. “Вестимо, мать моя, – отвечала бабка-позыватка, – благодарствуем”. И уходила с поклонами. Одаренная трубила по всем домам о любезности и красоте девушки, каторая “в доме родителей сущий ангельчик”.
В некоторых местах приглашения на вечер получали за несколько дней, а в других – в тот же самый вечер.
В прежние годы съезжались девушки длинным поездом; матушки неотлучно находились при своих дочерях. Рассказывали старые люди, что на Святки съезжалось званых гостей до ста человек и гуляли несколько дней сряду. Девичьи посиделки превращались в многодневные пиры.
И вот наступал первый святочный вечер… По улицам тянулись поезды, в которых везли девушек в званый дом погостить на Святках.
Матушки, оставляя дочку в званом доме, со слезами просили “принять свою ненаглядную дитятку, утешать и миловать”. Уверения хозяйки дома: “Не осрамим себя, удоволим детище, не бросим себя в грязь” – сопровождали приезжих до ворот. Таковы были встречи для всех девушек.
Званые девушки тотчас дружились. С первого вечера подруженьки придумывали разные затеи: что делать на Святках? Чему быть днем, чему вечером? Новых гостей угощали всевозможными яствами, вареными и печеными. Укладывали спать на пуховых перинах посреди комнаты, на полу, с разными гаданиями.
На следующий день хозяйка с нетепением ожидала обедень, чтобы поднять своих гостей. Едва только слышался колокольный звон, она уже стояла в дверях и приговаривала: “Пора, пора, красные девицы, вставать! Ваши суженые давным-давно встали; три овина обмолотили; на вороных конях проезжали; своих суженых искали. Что снилось, что во сне виделось?”
С последними словами, растворяя двери, входила хозяйка с бабушками и красными девицами разгадывать сны. Среди этих
бабушек всегда были свахи, подосланные от суженых, бабки-позыватки, подговоренные с вечера матушками замечать за свахами и разгадывать сны, когда откроются недоброжелатели. Хозяева не могли отказать свахам и бабкам-позываткам: это значило бы нарушить старые обычаи и посориться со всем городом.
Девичьи сны и отгадывания бабушек повторялись от слова до слова на всех Святках. Прежде всего начинала рассказывать самая богатая девушка…