- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,02 Мб
Комбинация у станка. Battements Retire
Федеральное агентство по образованию РФ
Саратовский Государственный Университет
им. Н.Г. Чернышевского
Педагогический Институт
Факультет искусств и художественного образования
Реферат по классическому танцу на тему:
«Комбинация у станка. Battements Retiré»
Выполнила:
Заводчикова А.Ю.
Саратов 2010
Содержание
Введение
. Особенности изучения классического танца на первом году обучения
. Описание движения
.1 Правила выполнения
.2 Основные ошибки
.3 Дополнения
. Комбинация у станка
Заключение
Список литературы
Введение
Классический танец – это система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращает его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя. Она вырабатывалась с тех пор, как балет стал равноправным жанром музыкального театра, то есть начиная с 17 века.
Классический танец – основа хореографии. На этом уроке постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой.
Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.
Главный принцип классического танца – выворотность, на основании которой разработано понятие о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croise) и не скрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях наружу (en deors) и внутрь (en dedans). Разделение на элементы, систематизация и отбор движений послужили основой школы классического танца. Она изучает группы движений, объединенных общими для каждой группы признакам: группа вращений (pirouette, tour, fouette), группа приседаний (plie), группа положений корпуса(attitude, arabesgue) и другие.
.
Особенности изучения классического танца на первом году обучения
Основными задачами предмета «Классический танец» являются:
приобретение необходимых навыков и умений в движении;
приучение детей к ежедневному тренажу при тщательном выполнении установленных правил для оздоровления, физического развития и совершенствования;
выработка трудолюбия, раскрытие посредством пластики личностного и творческого потенциала, художественного и музыкального образа.
Обучение предмету « Классический танец» целесообразно начинать с ознакомления со значением танца и движения в жизни человека, понятиями – «пляска», «танец», «гимнастика», «балет», 2строение тела». После этого предлагаются общеразвивающие специальные упражнения для формирования балетной осанки в позициях с неполным разворотом ног, позициях рук и положений головы (на месте, в движении по кругу). Необходимо практиковать игры в образы, иллюстрирующие музыкальный материал с использованием уже приобретенных умений и навыков из азбуки классического танца.
Полное изучение учебного материала программы первого года обучения (первый класс хореографии – 3, 4 классы средней школы) возможно в случае успешного освоения материала подготовительного этапа (нулевые классы).
На протяжении первого года обучения необходимо хорошо закрепить правильную общую постановку, грамотность движений, точность поз.
При методической разработке танцевального материала необходимо придерживаться такого правила: идти от легкого к трудному, раскладывая сложные движения на простые.
Для правильного развития танцевальности рекомендуется, овладев танцевальной пластикой каждого движения отдельно, перейти к соединению двух, трех и более движений в единое целое, комбинацию.
Все упражнения начинают изучать, стоя лицом к палке, держась за неё двумя руками. Потом постепенно переходят к тем же упражнениям, стоя боком к палке.
Приступая к показу упражнения, необходимо уяснить понятия опорной и работающей ног. Опорная нога поддерживает корпус в движении, принимая на себя его тяжесть. Работающая нога освобождена от тяжести корпуса, она выполняет движение. Функции работающей ноги значительно более разнообразны, чем функции опорной ноги, но тем не менее понятия «опорная» и «работающая» до известной степени условны, так как натянутость опорной ноги в упражнении является залогом устойчивости в танце.
Уже на первых уроках следует развивать музыкальный слух учащихся, знакомить с размерами 2/4,3/4, 4/4.
Ноги, корпус, руки, голова являются теми элементами, работа над которыми протекает на уроках классического тренажа постоянно; каждый элемент выполняет свою функцию в танцевальных движениях. От правильной постановки этих элементов в значительной степени зависит техническое мастерство танцующих; ошибки, допущенные в начале обучения, влекут за собой печальные последствия, мешая всестороннему и закономерному развитию танцевальной виртуозности. Позднее эти ошибки трудно, а иногда и невозможно исправить.
классический танец battement retiré
.
Описание движения
Battement retiré – (перевод с французского) отведенный, извлеченный. Движение, в котором вы разворачиваете бедро во вторую позицию, согнув колено и скользя пальцами в сторону опорной ноги, до того как она достигнет углубления позади колена.
Это движение предшествует изучению battement développé. Оно вырабатывает правильный ход ноги до колена и положение у колена спереди и сзади, а также выворотность верхней части ноги, тазобедренного сустава. Изучается на два такта 4/4 лицом к палке, затем на один такт 4/4. Музыкальный размер: 4/4. Характер музыкального сопровождения плавный, связный.
.1 Правила выполнения
Если retiré делается с I или V позиции, работающая нога непременно должна сначала занять положение cou-de-pied, после чего продолжается сгибание её. Оно осуществляется (с сохранением полной выворотности колена) следующим порядком: ступня, обращенная пальцами вниз и до конца вытянутая в подъёме, ведется вверх до голени, не касаясь её, либо впереди последней (когда retiré делается вперед или в сторону), либо позади неё (когда оно делается назад или в сторону), пока ступня не достигнет колена опорной ноги, а бедро работающей ноги не будет поднято на 90°. Верх ноги выворотный, развернутый. Бедра ровные. Пятка удерживается вперед; носок прикасается к опорной ноге одним или двумя пальцами. Корпус подтянут. Мышцы живота и ягодиц подобраны. В позицию работающая нога возвращается по передней (задней) части опорной ноги, не теряя выворотности.
В конце упражнения рука вместе с ногой медленно опускается в исходное положение.
Пример медленного исполнения battement retiré:
Исходная позиция – V позиция, правая нога впереди, лицом к палке. На два вступительных аккорда правая рука, приоткрываясь за тактом, открывается на вторую позицию.
-й такт.
Раз-и – нога подбирается на cou-de-pied впереди.
Два-и – положение сохраняется.
Три-и – нога поднимается до колена.
Четыре-и – положение сохранить.
-й такт.
Нога возвращается в V позицию в обратной последовательности.
Затем движение изучается слитно: из V позиции спереди нога поднимается вверх до колена, переводится назад и опускается в V позицию сзади. И обратно.
На рисунке 1 представлен пример использования battement retiré:
Рисунок 1. Вattement retiré
На рисунке 2 наглядно показаны положения ног в battement retiré:
.2 Основные ошибки
При выполнении battement retiré очень важна координация корпуса, тазобедренного сустава и бедра. Это движение требует хорошо разработанного, подвижного тазобедренного сустава. Его подвижность, гибкость должны контролироваться сильной спиной и мышцами бедер. Спину и опорную ногу необходимо держать абсолютно прямыми и подтянутыми. Нога должна работать от тазобедренного сустава, талия остается неподвижной. Нельзя прогибаться в пояснице, «садиться» на бедро, выпячивая ягодицы, а также расслаблять колено опорной ноги. Поднимая работающую ногу нужно стараться тянуть её колено к корпусу, а не наоборот. В то же время корпус не должен отклоняться в сторону от поднимающейся ноги.
При выполнении упражнения нельзя наваливаться на станок, нужно лишь слегка держаться за него. Станок служит не для опоры в обычном понимании этого слова€, а для облегчения выполнения упражнений, точнее, для усвоения правильного навыка исполнения движения. Во время экзерсиса у станка необходимо периодически убирать руку со станка, тем самым проверяя свою устойчивость. Она не должна теряться при опускании кисти со станка.
Рука, открытая на вторую позицию, и рука, лежащая на палке, сохраняют правильное положение, так как они имеют тенденцию смещаться. Голова в начале изучения сохраняет положение en face.
Необходимо держать бедра параллельно станку, чтобы убедиться в равномерной выворотности обеих ног. Особенно тщательно выполняйте retire в более быстром темпе, держите носок рабочей ноги в контакте с другой ногой и полностью натяните колено рабочей ноги.
.3 Дополнения
Battement retire можно выполнять и на середине зала. Последовательность такая же как у станка. При этом необходимо внимательно следить за корпусом и руками.
Вattement développé включает в себя battement retiré. Только после достижения носком рабочей ноги колена опорной ноги мы вытягиваем рабочую ногу вперед не ниже 90°, нога медленно опускается по правилам battement releve lent и нога закрывается в исходную позицию.
. Комбинация у станка
№
такт
работа ног
работа рук
работа головы и корпуса
Музыкальный размер 4/4
Исходное положение
Встать в V позицию, правая нога впереди
Левая рука на станке, правая в подготовительной позиции
Левым боком к станку, голова в центр зала
1
Раз-и, два-и
Прослушать музыкальное вступление
три-и
Поднять правую руку в 1 позицию
Голову немного наклонить налево, взгляд на ладонь правой руки
четыре-и
Руку раскрыть во вторую позицию
Голову в центр зала
1
Раз-и
нога подбирается на cou-de-pied впереди
Два-и
положение сохраняется
Три-и
нога поднимается до колена
Четыре-и
положение сохраняется
2
Раз-и
нога опускается на cou-de-pied впереди
Два-и
положение сохраняется
Три-и
нога ставится в V позицию впереди
Четыре-и
положение сохраняется
3
Раз-и
нога подбирается на cou-de-pied впереди
Два-и
положение сохраняется
Три-и
нога поднимается до колена
Четыре-и
положение сохраняется
4
Раз-и
Нога опускается на cou-de-pied сзади
Два-и
положение сохраняется
Три-и
нога ставится в V позицию сзади
Четыре-и
положение сохраняется
5
Раз-и
нога подбирается на cou-de-pied сзади
Два-и
положение сохраняется
Три-и
нога поднимается до колена
Четыре-и
положение сохраняется
6
Раз-и
нога опускается на cou-de-pied сзади
Два-и
положение сохраняется
Три-и
Четыре-и
положение сохраняется
7
Раз-и
нога поднимается до колена
Два-и
положение сохраняется
Три-и
нога опускается в V позицию сзади
Четыре-и
положение сохраняется
8
Раз
нога поднимается до колена
И
нога опускается в V позицию сзади
Два
нога поднимается до колена
И
нога опускается в V позицию впереди
Три
нога поднимается до колена
И
нога опускается в V позицию сзади
Четыре
нога поднимается до колена
и
нога опускается в V позицию впереди
На два заключительных аккорда опустить правую руку в подготовительную позицию, головой сделать поклон
Заключение
Классический танец – система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классический танец эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде.
Классический танец – аналогичный продукт многовекового творчества: в нем все неестественно с точки зрения первобытных танцевальных побуждений и все закономерно, если подойти к строению тела умозрительно и задаться целью найти все его танцевальные возможности.
Библиографический список
1. «Классический танец. История и современность» Л.Д. Блок
. «Классический танец» Н.А. Вихрева
. «Основы классического танца» А. Я. Ваганова
. «Балет. Уроки» Иллюстрированное руководство по официальной балетной программе
. «Методика классического тренажа» В.Э. Мориц, Н.И. Тарасов, А.И. Чекрыгин
. «Школа классического танца» Г. Альберт
. «Азбука классического танца» Н. Базарова, В. Мэй