- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,53 Кб
Композиция костюма
Композиция костюма
1. Отношение
С отношением связаны понятия пропорции, нюанса, контраста, масштабности, тождества. Пропорциональные соотношения – это соразмерность элементов, единство частей и целого. В моделировании одежды пропорции являются наиболее важным фактором.
Тождество – равенство характерных форм, размеров, пластики, цвета, фактур. Принцип тождества или подобия считается соблюденным в костюме в том случае, если взятый за основу один элемент или один геометрический объем развивается, повторяется в различных варрантах.
Масштабность имеет большое значение в одежде. Масштабность – одно из начал, организующих форму костюма. Масштаб, как относительная величина определяется системой членений, соотношений частей и целого, служит средством повышения эмоциональной выразительности формы, а также средством выявления структурных и композиционных связей между частями формы и композиционной разработкой.
При определении масштабных характеристик формы учитывают антропологический, структурный и композиционный уровни формообразования.
Одним из самых действенных средств композиции является контраст, так как сущность его – противопоставление, борьба разных начал, что создает наиболее выразительную форму в целом, подчеркивает разность характеристик и придает динамичность общей формы костюма, оказывает влияние на свойство композиции.
Контраст костюма может проявляться различием форм, размеров, пластики. Цвета, фактур. Контрастная композиция визуально всегда активна, форма при контрасте особенно заметна.
Нюанс как средство композиции имеет не меньшее значение, чем контраст, он создает дополнительные связи между элементами, способствует гармоничности решения композиции, так как характеризует оттенки сходства и различия между элементами.
В моделировании нюансировке подвергаются конструктивные линии, детали, цвет, фактура и даже соотношение самых форм. Широко применяются цветовые нюансные отношения, когда используются соотношения пастельных цветов. Нюансные проработки элементов формы, легкий декор при четким контрастном решении формы только подчеркивают идею композиции, заставляют ее звучать более выразительно и образно.
Нюансировка применяется не только для доведения композиции костюма до окончательной согласованности формы, цвета, но и для получения видоизменения формы. Нюансировка формы костюма во многом бывает связано со спецификой материала, цвета, тона. Вся композиция может быть построена на нюансах.
Нюанс – самое тонкое средство композиции. Нюансировка – это главное, что делает вещь элегантной.
2. Симметрия
Симметрия – это закономерное расположение равных частей относительно друг друга. Существует несколько видов симметрии, которые дают возможность создавать разнообразные симметричные композиции:
Зеркальная симметрия – одна половина представляет собой зеркальное отражение другой. Плоскость симметрии, делящая изображение пополам, обычно располагается вертикально;
Центрально-осевая симметрия. При этом виде симметрии равные доли расположены вокруг центра оси и. при повороте вокруг нее, они полностью совмещаются.
Симметрия винта и спирали – композиция создается путем вращения элемента вокруг оси и одновременного движения вдоль этой оси.
Симметрия является одним из наиболее ярких композиционных средств. С помощью которых форма организуется приводится к порядку, устойчивости и стабильности. Наблюдая и осмысляя симметрию в природе, человек стал осмыслять ее как своеобразную норму прекрасного. При проектировании одежды симметрия играет ведущую роль. Обуславливая размеры частей костюма распределение его членения и деталировку.
Симметрия в костюме может наблюдаться в различных проявлениях: в силуэте, в конструктивной основе, распределении деталей, размещении декоративной отделки, цветовых пятен и т.д.
Симметрия воспринимается зрителем, как проявление покоя, закономерности, неподвижности. Симметрия может проявляться в расположении отдельных элементов изделия, фурнитуры, отделки, и др.
Асимметрия – средство композиции, в котором равенство частей и их расположения, заменяется зрительным равновесием непохожих друг на друга частей.
Асимметрия в костюме достигается путем внутренних членений – горизонтальных, вертикальных, особенно диагональных, что может усиливаться благодаря использованию различных по цвету, рисунку или фактуре ткани.
Асимметрия предпочтительнее для нарядной одежды. Асимметричное расположение элементов костюма должно быть обязательно уравновешено.
4. Диссимметрия
Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Любое отклонение в симметричной системе, устранение или добавление хотя бы мелкой детали, привлекает внимание. Вносит в композицию некоторую напряженность.
Диссимметрия используется как художественное средство композиции в том случае, когда симметричные формы производят слишком строгое впечатление.
. Ритм
Ритм – закономерное чередование, повторение, последовательное изменение составляемых элементов.
Ритмическая композиция состоит из элементов, отличающихся один от другого, но связанных межу собой единым приемом изменения.
Ритм сообщает композиции динамическое развитие, причем для создания выразительного ритмического движения большую роль играет не только характер и размещение элементов. Но и их количество. Для хорошо выраженного ритмического изменения достаточно трех элементов.
Самое простое проявление ритма в костюме – это повторение одного и того же элемента через равные промежутки. Такой ритм называется метрическим. Все разнообразие линий по их назначению можно разделить на три группы: прямые, кривые, с постоянным радиусом кривизны параболы и спирали.
Прямые линии и дуги выражают равномерное и спокойное движение. Линии с переменным радиусом кривизны (параболы, спирали) динамичны, они выражают ускорение или замедленное движение.
По схеме организации элементов в костюме ритмический или метрический ряд может иметь вертикальное, горизонтальное, спиральное, лучевое, параллельное, комбинированное направление.
Таким образом, проявление ритма в костюме весьма разнообразно. Ритмическая организация его различных элементов является важным средством для создания целостного образа, поэтому её относят к закономерностям композиционного построения костюма.
Ритмический строй изделия проявляется в пластике формы, динамических линиях, силуэте. Каждый костюм обладает определённым ритмическим решением, учитывающим его назначение.
. Динамика
Динамика характеризует композицию, в которой обязательно присутствует развитие, изменение, определенная направленность.
В динамической композиции движение может быть направлено к центру и иметь как бы конечную точку движения; может быть направлено от центра, уводя взгляд зрителя за пределы композиции; вверх или вниз, вертикально или наклонно.
Более динамична одежда, имеющая трапециевидный силуэт. Причем, чем больше контраст между величинами большого и малого основания этой трапеции, тем более активное, направленное вверх движение имеет общая композиция костюма.
. Статика
Статичность как главное композиционное средство, уместнее в повседневном деловом костюме, который не имеет цели выделится, обратить на себя внимание. Наиболее статичной является одежда прямого силуэта, которая по форме приближаются к квадрату или прямоугольнику.
Прямые горизонтальные линии, ассоциируясь в нашем сознании с горизонтом. Вызывают ощущение покоя, равновесия. Неподвижности. Поэтому наличие их в костюме придает фигуре статичность.
8.Наличие композиционного центра
Художественная образность костюма является во всем строении его композиции но концентрированно звучит именно через композиционный центр. Композиционный центр – это акцент, кульминация, где используют самые сильные средства. Все компоненты, которые могут составить композиционный центр в решении композиционной модели, разделяются на два вида:
главные, к которым относится все то, что образует объемную форму;
декоративно – конструктивные (покрой или линия покроя), детали фурнитуры, украшения.
Конкретное выражение композиционного центра в костюме целиком зависит от характера его основной ведущей функции. Одной из закономерностей композиции является чёткая взаимосвязь между формой костюма и характером его отдельных элементов и деталей. Все элементы формы костюма должны обладать общими свойствами, например, если изделие имеет прямую форму с чёткими контурами, то такими же линиями должны обладать и все детали, пуговицы, отделки и т.д.
Форма костюма характеризуется определёнными параметрами. Основные из них – это силуэт, пропорция, масса, материал, цвет, и др. Форма, конструктивное решение, выбор материала, отделки и цвета подчиняются двум основным функциям – эстетической и практической. Лучше всего выражает форму костюма силуэт. Силуэты различают по степени прилегания к фигуре (прилегающий, полуприлегающий, свободный, расширенный или зауженный к низу) и по геометрическому виду (прямоугольный, трапециевидный, овальнообразный).
9. Равновесие
костюм масштабность симметрия композиционный
Равновесие – это такое состояние формы костюма, при котором все элементы его сбалансированы между собой.
Организованность формы костюма характеризуется распределением объемов, площадей, цвета и фактуры материала. Достижение равновесия в композиции костюма значительно облегчается равновесием симметрического строения человеческой фигуры. Однако симметрия фигуры не всегда гарантирует композиционное равновесие.
Композиционное равновесие, в зависимости от функциональной роли костюма, решается по-разному.
Визуальное равновесие зависит не только от соотношения масс формы, но и от цвета. Так, яркий цвет повышает воздействие формы на ее визуальное восприятие – силуэт воспринимается активнее.
Для сохранения устойчивости композиционного равновесия необходимо правильно применять активность цвета и его количество в цветной композиции костюма.
Равновесие в композиции нельзя проверить расчетом или геометрическим построением. Оно основывается на развитии интуиции художника.
10.Характерность
Характерность костюма проявляется в ярко выраженном внешнем своеобразии, имеющим бытовой, национальный, исторический и т.д. характер. Характерность костюма проявляется доминирующей индивидуальности всего костюма или его деталей.
11.Акцентирование
Акцентирование – расположение главных акцентов в композиции, которое предусматривается условной схемой построения композиции, которая устанавливается в зависимости от существенного направления моды.
Два правила выделяют сущность закона композиции: выявление центрального акцента композиции и подчинение ему других компонентов и уравновешенность композиции.
12.Целостность
Целостность – это целостное восприятие всей художественной формы костюма.
Гармоничная целостность композиции образуется при взаимодействии свойств и качеств композиции, которые создаются соразмерностью, согласованностью и соподчиненностью всех элементов композиции, то есть единства (связью их). Цельность композиции, ее гармоническая целостность достигается не только тонко прочувствованной соразмерностью всех частей, элементов, свойств формы, что составляет основу тектонической формы; она зависит и от социально-психологических факторов.
13. Выразительность формы
Форма костюма создаётся путём конструктивного решения и сопряжения отдельных объёмов и элементов. Линии, по которым происходит это сопряжение, называют конструктивными. К ним относятся: соединительные швы, рельефы, вытачки, подрезы, и т.д. Если эти линии декоративно оформлены (шнуром, вышивкой, тесьмой и т.д.), то их называют конструктивно-декоративными. Форма костюма композиционно может быть организована по принципам симметрии и асимметрии.
Итак, выразительность формы костюма зависит от пропорций отдельных её объёмов, характера формообразующих линий, конструктивного решения и технологической обработки изделия. Под пластикой понимается постепенность в переходе от одной части формы к другой. Пластика костюма выявляется благодаря ткани: направление движения складок, воланов, конструктивных и декоративных линий образует «движение» формы.
Степень выразительности формы костюма зависит от того, насколько удачно решена композиция в целом. Если не будут согласованы сочетания основных объемов и оформления, если не найдены общие пропорции костюма, никакие украшения не сделают костюм красивым.
Список литературы
1.Горина Г.С. Моделирование формы одежды. М., 2006
2.Парман Ф.М. Композиция костюма. М., 2006