Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Концепция изучения культуры Ф. Ницше

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать реферат

  • Вид работы: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,87 kb

Концепция изучения культуры Ф. Ницше

Прежде, чем начать рассмотрение непосредственно концепции изучения культуры, мне хотелось бы немного остановиться на самом философе. Обратимся к энциклопедии (“Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”): НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900), немецкий философ, представитель философии жизни. Профессор классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в связи с душевной болезнью. В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о “сверхчеловеке” индивидуалистический культ сильной личности (“Так говорил Заратустра”, “Воля к власти”) сочетался у Ницше с романтич. идеалом “человека будущего”. Из этой краткой выдержки трудно представить себе философа, а тем более человека. Однако то, что мы, столетие спустя читаем его работы, мыслим и спорим над ними, несомненно, говорит о незаурядности этого человека. Душевная болезнь, к сожалению, приблизила его смерть, но, по моему мнению, также усилила его индивидуальность. Наверное, Ницше немало задумывался о таком понятии, как культура, если его отношение к ней упомянуто в энциклопедической статье. Сейчас я приведу цитату самого мыслителя о том времени, в котором он жил. Разве не напоминает она нам, жителям другого века о современности? “Воды религии отливают и оставляют за собою болота или топи; нации снова разделяются, враждуют между собой и жаждут растерзать друг друга. Науки раздробляют и подтачивают всякую твердую веру; образованные классы и государства захвачены потоком грандиозного и презренного денежного хозяйства. Никогда мир не был в такой степени миром, никогда он не был беднее любовью и благостью”. Так в те времена философ смотрел на культуру. Видя мир во всеобщей спешке и возрастающей быстроте, в прекращении созерцательности и уничтожении простоты, он воспринимал это как симптомы полного истребления и искоренения культуры. По его мнению, даже культурный человек и тот превратился в величайшего врага культуры в своем слепом отрицании общей болезни и препятствии врачам. Мир во власти грубых и злых сил – ” эгоизма приобретателей и военной тирании”. Характеризуя современность как эпоху атомов и атомистического хаоса, Ницше был уверен в необходимости атомистической революции. И здесь он рассматривал мельчайшие, неделимые частицы человеческого общества, то есть человеческий образ с трех известных концепций: как человека Руссо, человека Гете и человека Шопенгауэра. Из них первый образ самый зажигательный, и ему обеспечено широчайшее влияние; второй создан лишь для немногих, именно для созерцательных натур и непонятен для массы. Третий, и наиболее близкий Ницше, ищет в качестве зрителей, самых деятельных людей, ибо лишь таковые в состоянии без вреда взирать на него; созерцательных же он ослабляет, а толпу пугает. По мнению Ницше, этот третий образ и следует взять за основу в деле спасения мира. Мы должны научиться добровольно обрекать себя на страдание – страдание правдивости – как выражался Ницше, ибо “быстрейшее животное, которое доведет вас до совершенства, и есть страдание”. Счастья нет, есть только героический жизненный путь. Став “порядком злым” и правдивым, сильным в самозабвении во имя своей веры человек совершает этот жизненный путь. Но тут, быть может, ему уготовано разочарование, нечто невыразимое, по сравнению с которым счастье и истина лишь очертания. ”Никогда человек не найдет того, чего он ищет”. Мыслями о человеке Ницше вводит нас в понимание культуры. Ибо культура, по его мнению, есть “дитя самопознания каждого отдельного человека и его неудовлетворенности самим собой”. Первое посвящение в культуру наступает в момент признания величия какого-нибудь человека и отдания ему своего сердца. Вторая ступень посвящения – переход от внутренних переживаний к оценке внешнего мира: его осознанию и непременному действию – борьбы за культуру. Здесь, однако, следует быть осторожным, ибо существует род “эксплуатируемой и взятой в услужение культуры”. Те силы, которые активнее всего поддерживают культуру, питают при этом задние мысли. Это, прежде всего, эгоизм приобретателей, которые видят в ней цель и меру. Во-вторых, эгоизм государства, подчиняющего культуру в помощь существующему порядку. В-третьих, лицемеры, использующие внешний лоск для прикрытия скудного и безобразного содержания жизни. В-четвертых, эгоизм науки, разумеющий под культурой содействие науке в деле познания мира в стороне от страдающего человека. “Сколь усердно все четыре совместно размышляют над тем, как им помочь себе при посредстве культуры, столь же вялы и бездумны они, когда не затронут их интерес”. Таково мое понимание концепции изучения культуры Фридриха Ницше с использованием цитат самого автора.

Похожие записи

Ренессанс – рассвет или закат Европы

Культурология

Тенденции символизма в творчестве Врубеля

Культурология

Русская культура XIII-XV веков

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.