- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 34,37 Кб
Конфликт добра и зла в дуалистических религиях (на примере зороастризма)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
КОНФЛИКТ ДОБРА И ЗЛА В ДУАЛИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЗОРОАСТРИЗМА)
Габышева Наталья Ксенофонтовна
г. Владивосток 2015
Оглавление
Введение
. Зороастризм: краткая история и характеристика зороастризма, боги и духи
1.1Сущность Добра и Зла в зороастризме
1.2Учение о добродетелях и правила духовной чистоты человека
. Влияние зороастризма на дуалистические религии (индуизм, иудаизм, христианство и ислам)
1.3Роль законов зороастризма в становлении мировых религий
1.4Развитие добра и зла в ведущих мировых религиях
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Основная часть конфликтов в течение всей истории человечества происходили на почве противоречивого понимания добра и зла в той или иной религии. На сегодняшний день эта проблема остается глобальной и актуальной, так как причины некоторых общественных волнений, происходящих из-за религиозных убеждений и приводящих ко многим потерям, лежат в неправильном понимании понятия борьбы за мир. Современные социологи рассматривают и анализируют подходы к решению религиозных разногласий, опираясь на историю и положение сторон главенствующих дуалистических религий (ислам, христианство, иудаизм и буддизм).
В данной работе рассматривается зороастризм, который в свое время был государственной религией трех Иранских империй, владевших большей частью Ближнего и Среднего Востока с 6 в. до н.э. по 7 в. н.э. Влияние и мощь Ирана помогли стать зороастризму могущественной религией, вследствие чего некоторые его доктрины переняли другие религии, такие как христианство, иудаизм, ислам и гностические секты, а также повлиял на развитие северного варианта буддизма. Зороастризм является наиболее трудной для изучения из ныне проповедуемых религий по причине утраты священных писаний вследствие преследования последователями ислама в начале его распространения. На сегодняшний день количество зороастрийцев уменьшилось по причине воздействия различных событий (они разделились на общины и живут в основном в Иране и Индии), но вероучения, озвученные пророком Заратустрой, до сих пор не теряют актуальности.
Целью данного исследования является рассмотрение зороастризма, как пример борьбы добра и зла и источник основных постулатов дуалистических вероисповеданий. Его изучение может помочь понять изначальное значение дуалистических религий, их предназначение и мировоззрение современных последователей зороастризма, ислама, христианства и иудаизма. В этой работе идет осмысление вопроса о влиянии зороастризма на его последователей.
Задачи:
проанализировать материалы об истоках учения Заратустры;
охарактеризовать представителей добра и зла в данной религии;
выявить необходимость обращения к зороастризму при изучении конфликтов добра и зла в дуалистических религиях.
Объектом исследования данной работы является конфликт добра и зла в зороастризме.
Предмет исследования – эволюция конфликта добра и зла в дуалистических религиях.
1. Зороастризм: краткая история и характеристика зороастризма, боги и духи
Зороастризм назван в честь основателя этой религии – пророка Заратустры. Время жизни пророка, его место рождения, начало проповедей нового вероучения и область распространения зороастризма до сих пор не находят точных ответов у ученых. Главным источником для изучения зороастризма является Авеста-свод священных текстов зороастрийского вероучения. Впервые Европу познакомил с содержанием Авесты французский ученый Анкетиль Дюперрон в 18 веке. В 1755-1761 гг. он побывал в Индии, в штате Гуджерат у парсов, потомков иранских зороастрийцев. Купив несколько рукописей текстов Авесты и вернувшись во Францию, Анкетиль Дюперрон сделал перевод Авесты в 1771 г., идя от парсийской традиции. Позднее академик Бартольд назвал этот перевод важнейшим событием в изучении древнего Ирана. Перед попыткой представления главных черт данной религии, необходимо вкратце рассмотреть ее литературу. Основным источником информации является Авеста, священное писание персов. Авеста значит «знание», осуществленное благодаря откровению, Заратустра получил «закон» в беседах с богом или с его духами, чтобы возвести его людям. Часть Авесты утеряна, согласно маловероятной легенде, она была уничтожена Александром, но скорее в этом были виноваты арабы. Имеющаяся в сегодняшнем распоряжении Авеста состоит из отрывков.
Дошедший до нас текст Авесты включает в себя следующие части:
А) Ясна (жертвоприношение или молитва);
Б) Яшты (гимны божествам);
В) Видевдат (закон против дэвов, злых духов).
В Ясну входят 17 Гат (песен или гимнов Заратуштры), а также так называемая Ясна семи глав, примыкающая к Гатам по времени и характеру языка. Ясна содержит гимны, произносимые при жертвенных действиях, часть этих гимнов составляют гаты – песнопения, которые признаются самой древней частью данной литературы из-за более широкой формы языка, древнеарийского размера и темного, сжатого способа выражения. Все остальные части Ясны, Яштов и Видевдата составляют так называемую Младшую Авесту, язык которой близок к западноиранским языкам, но имеет ряд восточноиранских особенностей, свойственных архаичному диалекту Гат.
Яшты тоже подобны жертвенным песням, их суть в хвалебных песнях в честь язат. Многие из яшт-это списки имен, состоящие из обращений к богам и духам.
Видевдат – это книга закона, название переводится как «данный против дьяволов», является книгой очищений, в ней находится этика и право мидо-персов, поскольку они могли войти в собрания священных предписаний. Видевдат – это единственная книга из Авесты времен Сассанидов, которая дошла до настоящего времени в целом виде, она начинается космогоническими гонениями и заканчивается эсхатологическими взглядами.
Ясны и Видевдат образуют в обычном делении. Вместе с небольшим жертвенным молитвенником Висперед, Яшты причисляются к Корда – Авесте, или сокращенной Авесте, небольшой молитвенной книге, в которой помещаются также молитвы, читаемые мирянами и предназначенные для различных времен дня и года.
Существует много арабских и армянских известий из средних веков, но большинство доступны только на своем языке.
Современные ученые не могут сойтись в мыслях и догадках по вопросу происхождения и времени жизни Заратустры, но несмотря на свою некоторую мифичность и легендарность (в Гатах Авесты) Заратустра был реальным историческим лицом. А значение его имени и на сегодняшний день вызывает много споров. Так, советский исследователь В.И. Абаев переводил слово Заратустра как «обладатель старых верблюдов», отсюда выходит, что Заратустра – обыкновенное имя, не несущее религиозный смысл («уштра» переводится как верблюд.) Мусульманский ученый аль – Бируни предполагал, что Заратустра жил за 258 лет до Александра Македонского. Эта дата также упоминается при первых Сасанидах. При исчислении времени жизни Заратустры пользуются следующими данными: начало правления Александра Македонского (336 г. до н. э.), завоевание Александром Македонским Ирана (333 г. до н. э.), смерть последнего Ахеменидского царя Дария 3 (330 г. до н. э.)
Отечеством Заратустры восточные источники относят к западному Ирану; то есть к местности, прилежащей к Атропатене, северо-западной окраине Мидийского царства. Авеста указывал на область Ариана-Вэджа, Бундехеш упоминал, что он там жил. В других исследованиях говорится, что Заратустра родился в Гецне, в самой Атропотане, а проживал в жреческом городе Раге. Все перечисленные данные указывают на северо-западный угол Мидийской области.
В поздних частях Авесты рассказывается о том, что Заратустра происходил из небогатого рода Спитамы, его отец Поурушаспа, а мать Дугдова. Он был женат на племяннице министра царя Вистаспа, Хвови, дочери Фрашаостры, имена сыновей и дочери Заратустры упоминаются в Авесте, и от троих его сыновей, по легенде, произошли три сословия: жрецы, воины и земледельцы. Заратустра выступает в Гатах как проповедник новой веры, профессиональный жрец, борющийся и страдающий человек. Также говорится о том, что его вероучение не получило признания и последователей на родине, Заратустра был вынужден покинуть свои края и нашел пристанище у Виштаспы, который являлся правителем одной из стран, а вследствие принял веру, стал его покровителем и последователем. Однако в Гатах не упомянуто название страны, которой правил Виштаспа.
Авеста указывает на одну черту, имеющую большое значение – это история искушения Заратустры (Вендидад 19). По приказу дьявола один из демонов пытается уничтожить Заратустру, но пророк отражает его святыми молитвами и сам нападает на демонов, вооружившись большими камнями. Дьяволу становится страшно, и он старается искусить его обещанием земного господства. Но Заратустра отказывается, говоря: «Лопни мое тело и душа, но я никогда не оставлю законов поклонников Мазды». О его дальнейшей жизни рассказывается еще целый ряд чудес, имеющих легендарный характер.
В Авесте официальных богов именуют Язата («достойный почитания», новоперс. изед), искусственно созданное слово, которым хотели избежать злого дева.
Из богов Авесты во-первых нужно указать на круг агурийских божеств, которые были собраны вокруг Агура-Мазды; но наряду с ними являются различные позднейшие народные божества, в начале не принятые в систему Заратустры. Всему миру богов противостоит царство демонов с дьяволом Ангромайниу или Ариманом во главе.
В зороастризме высшим божеством выступает Агура-Мазда. Его имя в переводе означает мудрый дух или «господь». По вероучению, Агура-Мазда ниспослал откровение пророку Зороастру и открыл ему суть новой религии и вверил обращение людей в новую веру. Зороастр выступал против массовых жертвоприношений скота и культа опьяняющего напитка хаомы, обожествления некоторых древних богов и явлений природы. Но в ритуалах зороастризма сохранена особая роль культа огня, как «высшей, всепроникающей стихии», как воплощение Арты-Правды, одного из древнейших понятий ариев, ассоциирующегося с Верховным богов Агура-Маздой.
Духовная сущность Агура-Мазды состоит прежде всего в совершенном познании, т.е. в правильном различении между добром и злом или правдой и обманом. Через эту способность он преобладает над злом, слабость которого изображается как противоречие и самообман.
Вокруг Агура-Мазды стоит его небесная свита слуг, или вассалов, семь Амеша-Спента, или «Бессмертные святые». Амеша-Спенты, могущественные, смотрящие свысока владыки, высокие, сильные агуры, несравненно справедливые, которые все семеро имеют одну и ту же мысль, говорят одно и то же слово, совершают одни и те же деяния; все они признают одного и того же отца и господина-творца Агура-Мазду; один смотрит в душу другого, «помня благие мысли, слова и созерцая рай; пути их светлы; они помогают приносящему жертву» (Яшты 17).
Характер Амеша-Спент можно увидеть в названии. Вогу-мано, благая мысль, Аша-вагиста и ормузд часто образуют троицу. Далее по значимости идут Кшатра-вайрия, вожделенное царство, ил царство (божественной) воли, Спента Армаити, святое смирение, и пара: Гаурватат и Амератат, здоровье, совершенство и бесмертие. К ним причисляется седьмой Сраоша, послушание, если только число семь не дополняется самим Агура-Маздой как первым из Амеша-Спент.
«Царство» Авесты имеет такое же глубокое значение, как и соответствующее выражение в иудейской или христианской эсхатологии. Оно есть грядущее. Ожидаемое состояние-«царство», которое выше нас, которое человек стремится приобрести и распространять среди других людей. Соответственно этому значению тело Кшатра-вайрья есть и металл и вместе с тем небесный свет, или огонь.
После смерти Заратустры в течение столетий складывается одна из важнейших религий древности – зороастризм. Наиболее обычным ее названием среди зороастрийцев было «вахви даэна маздаясни» – добрая вера почитателей Мазды.
Из вышеназванных данных следует, что зороастризм наравне с распространенными на сегодняшний день дуалистическими религиями имеет собственные учения и течения, древнюю и глубокую историю. Его корни уходят далеко в прошлое, хоть Заратустра в своих учениях и не дал точных дат тех или иных событий, но исторические данные и факты дают исследователям информацию о приблизительных промежутках времени жизни пророка и религии.
.1 Сущность Добра и Зла в зороастризме
Самой выразительной, наиболее бросающейся на глаза чертой зороастризма при первом же ознакомлении является его резко выраженный дуализм, т.е. признание в мире двух начал, доброго и злого, борьба которых и составляет содержание существования мира. Дуализм присущ еще и исламу и христианству. В этих религиях тоже присутствует понятие злого начала, иначе нечем объяснить появление Зла в мире, которым правит единое доброе божество. Но в этих религиях дьявол существует с ведома, и даже дозволения Бога, который якобы может пресечь действия со стороны зла в любой момент, однако не делает этого, что вызывает сомнения среди мусульман и христиан. В зороастризме же все как раз наоборот: два начала начали существование в один и тот же момент, а Агура-Мазда, хоть и могуч, но не всемогущ, и не в состоянии уничтожить Зло в любой момент. Олицетворением Зла является Ахриман, с которым Агура-Мазда постоянно борется с помощью своего небесного войска-богов и святых духов.
«И в начале были два духа, которые подобны были близнецам, и каждый из них был тогда сам по себе. И когда два духа встретились, тогда они создали, прежде всего, жизнь и смерть, и чтобы, в конце концов, преисподняя служила для злых, а небо для праведных. Из этих духов неверный дух избрал себе злое дело, а святой дух выбрал доля себя справедливость, и он избрал себе тех, которые чистыми поступками угождают Агура-Мазде».
Ясна 30-я, которая составляет сущность и ядро Авесты, дает основные черты древнеперсидского мировоззрения, состоящего в крайнем дуализме, распространяющемся на все существующее.
Две жизненные силы, Добро и Зло, являются духовными принципами, они близнецы, и различаются только в смысле понимания. Легенда о двух первичных Духах и их противоборстве изложено в «Бундахишне», где подробно рассказывается о первичном проникновении зла в наш мир, в результате чего рубиновое небо было расколото и произошло осквернение благих творений Ахуры Мазды. В ней же рассказывается о том. что «Хормазд и Пространство, Религия и Время Хормазда» были, есть и будут всегда. При этом Хормазд отождествляется с Безграничным Временем, а Пространство он вынужден делить с Ахриманом, который ограничен как Временем, так и Пространством. Сверху же он ограничен Пустотой, которая простирается между ним и Хормаздом. Но это не навечно, пока «творение Хормазда не воцарится в Последнем Теле навечно и навсегда». В зороастризме Хормазд временно ограничен в себе самом «противоположным принципом, Ахриманом». Предание о космической битве заканчивается уничтожением Ахримана и «становлением совершенным несовершенного Бога». «Добрый Дух раздвигает свои границы и превращается в бесконечного, и человек, сражаясь на стороне Хормазда. сражается за свое собственное бессмертие». Путь борьбы со злом был выбран духами-хранителями людей еще в самом начале создания мира.
В книге «Живой огонь» говорится о том, что развитие нашего мира происходит в четырех промежутках времени. В Эру творения Ахура Мазда (Хормазд) создал наш мир – Вселенную. Пока не было реального выбора, не было и зла, которое возникло тогда, когда «по воле Ахура Мазды начался процесс перехода мира из идеального, невоплощенного состояния в проявленное, воплощенное состояние». И проявилось зло в нашем мире именно «вследствие неправильного использования реального права выбора». Тогда дух зла Ангра Майнью (Ахриман) вторгся в мир и начал его разрушение. Вторая эра, наступившая при переходе мира в воплощенное состояние, называется Эрой смешения добра и зла. Она продолжается до сих пор, но скоро завершится.
Заратустра в своих учениях, как и позже на протяжении всей истории зороастризма, главное место отводил человеку. Человеку предоставлен выбор принятия любой стороны в борьбе Добра и Зла. Такой выбор, согласно Гатам Зороастра, был сделан двумя главными «духами»-Спента-Майнью и Анхра-Майнью, дайвами, ставшими на сторону зла, скотом или его олицетворением «Душой быка», перешедшими на сторону добра. Праведный человек, который ведет борьбу со злом, должен следовать трем заповедям: Добрая мысль, доброе слово, доброе деяние.
Оружием заратустры против Ахримана и Друджа всегда считалось не только чтение молитв, страстная вера в зороастрийское учение, но и неукоснительное следование указанным выше трем правилам – заповедям.
Жизнь в этом мире представляет беспрерывно продолжающуюся борьбу между двумя силами, а задача Вселенной состоит в преодолении и уничтожении зла и восстановлении единодержавия Ормузда и его верных. Ариман, в Авесте Ангро-Майнью, князь злых, что означает злой дух, является духом муки и бедствий. Он, как и Ормузд, есть исключительно духовная сила, или даже абстрактный образ: он действует не как живой дьявол, а скорее как принцип зла и противоречия; а Ормузд понимается как абсолютно противоположный принцип и выступает в спорах всегда как «спента майниу», святой дух.
Ормузд окружен своими бессмертными святыми, а Ариман повелевает бесконечным сонмом бесов, ведьм и чудовищ, которые выполняют в мировой жизни его злые намерения. Общее название для этих демонов дева (новоперс. дев), бывшее в более раннюю религиозную эпоху именем божиим. Демоны обозначаются словом «друк», от корня «друдж», который переводится как «обманывать». Понятие Друдж персонифицируется в виде женского существа, которое оплодотворяется грешниками путем совершения греха и порождает свои бесчисленные вредные исчадия. Этот же термин друдж употребляется и нарицательно по отношению к дэвовским существам женского пола, например Насу, олицетворение смерти, которая в виде мухи прилетает с севера, вселяется в трупы правоверных существ, может проникнуть и в живых людей, если этому не воспрепятствовать соответствующими молитвами и обрядами.
Согласно зороастризму, Земля имеет форму шара, в Авесте к ней прилагается эпитет скарна – «круглая». Небо имеет три сферы (ступени, среднеперс. Падак, тадж. поя)- сферу звезд, сферу луны и солнца. За сферой солнца (вверху) находится Гаронмана – «Дом хвалы», рай Агура-Мазды. В противоположном направлении (внизу) – тесное царство дэвов, «место плохого бытия» – дужахва (тадж. дузах). Посреди – место смешения света и тьмы, Добра и Зла – область жизни.
Зороастрийское учение обязывает своих последователей преследовать одну главную цель в жизни каждого человека – помощь Агура-Мазде в его борьбе с Ахриманом. Это, прежде всего активная деятельность. Посильное участие в космической борьбе. Идеал пассивного праведника для зороастризма лишен всякого смысла. Друдж (олицетворение Лжи и Зла) награждается эпитетом авэрэзики – «ленивая» или «внушающая лень». Но направление деятельности зависит от самого человека. Человек, сделав выбор между Правдой и Ложью, берет на себя ответственность за свой выбор.
Внешность демонов меняется, смотря по их происхождению и деятельности; согласно ортодоксальному учению Заратустры они невидимы, но в Авесте они являются в совершенно ощутительных образах, и притом различные их органы и деятельности обозначаются особенно грубыми, вульгарными выражениями – дуализм чувствуется даже в лексиконе. Их жилье находится на севере, так как им приятен холод и мрак; но они живут и во всяких глухих местах, на могилах, в пустынях и горах; внутри земли, и, как и во всех мифологиях, существует преисподняя для дьяволов; первоначальное жилище Аримана переносится в бездну (Abyssus).
Для зороастрийца основной добродетелью является прилежное занятие сельским хозяйством, бережное отношение к скоту и усердная обработка земли: «Корень веры почитания Мазды…хлебопашество; кто возделывает хлеб, возделывает правду…когда появляется хлеб, дэвы пугаются еще больше». Согласно Видевдату, приумножение материальных благ человека, развитие скотоводства (преимущественно на раннем этапе) и земледелия (позднее), рождение у праведных зороастрийцев сыновей, которые приумножат воинство благого начала, приведут, в конечном счете, к победе Добра над Злом.
В 3 веке н.э. в государстве Сасанидов возникла новая религия – манихейство, которая также отражала древнеиранские дуалистические представления. Манихейство содержало в себе элементы христианства, гностицизма и буддизма. Эта религия вызвала зависть зороастрийских жрецов. Основоположник данной религии Мани утверждал, что для борьбы с силами зла и победы сил добра и справедливости человек должен освободиться от власти дьявола, а для этого необходимо отказаться от своей собственности и вести аскетический образ жизни. Манихейство получило широкое распространение и стало опасным для зороастрийской церкви, Мани был казнен в 276 г. н.э.
Это учение было частично использовано маздакитами (конец 5 в.). маздакиты утверждали, что только они призваны поведать народу истинный смысл зороастрийского учения и Авесты, которая, по мнению Маздака, была изменена и искажена зороастрийским жречеством. Маздакитская доктрина исходила из дуалистических принципов борьбы Добра со Злом, противопоставления света тьме (в этом общее между манихейством и маздакизмом). Маздак утверждал, что силы Добра на Земле одержат победу над Злом. Последователи маздакизма боролись за установление социального равенства.
Зороастризм своей основной целью мирового процесса ставит победу Добра над Злом, что подразумевает ведение постоянной борьбы с враждебными силами, за победу правды и Добра над ложью и Злом.
.2 Учение о добродетелях и правила духовной чистоты человека
Заратустра получил откровение, когда достиг 30 лет, как было упомянуто в одной из Гат ( Ясна 43). На самом деле Ахура-Мазда являлся одним из трех ахур, которые были хранителями аша. Но по необъяснимым причинам Заратустра объявил Ахура-Мазду единственным богом и творцом всего живого. Существуют мнения, что он пришел к этому выводу во время размышлений о ежедневных богослужениях священнослужителя. И после того, как Заратустра почувствовал присутствие Ахура-Мазды, он объявил: «Пока у меня есть силы и возможности, я буду учить людей стремиться к истине-аша». Жизненные обстоятельства и угнетающая действительность, скорее всего, и явились для Заратустры причинами выбора стороны Добра и праведности, так как в одном из видений ему предстала противоположная сторона Ахура-Мазды – Ахриман. И то, какие приоритеты выбрала каждая из сторон, и явилась конфликтогеном их противоборства.
В развитии мира, согласно учению Авесты, есть 4 этапа:
) Эра Творения.
В самом начале Бог создал мир совершенным, и не было в нем ни единого проявления зла. Торжествовали Истина, Красота, целостность миропорядка, называемая Артой или Ашей, сохраняющая и гармонизирующая сила. Но без зла этот мир не смог развиваться и идти к прогрессу.
) Эра Смешения добра и зла.
Бог засеял зло в мире. В жизни людей в равной степени встречаются и зло, и добро. Согласно учению, современный мир живет во второй эре. Но скоро она закончится, и, если верить зороастрийцам, воцарится добро и гармония.
) Эра Разделения добра и зла.
Смысл этой эры состоит в окончательном искоренении зла. В начале Эры будет суд над всеми сущностями, имеющими право выбора, который определит всем им подобающее наказание или заслуженную награду. В конце зло отделится от добра.
) Эра Слияния и торжества мудрости, когда все части мира сольются в едином потоке гармонии и любви. Что последует после этой эры неизвестно.
составные части мира в зороастризме:
идеальный, невоплощенный, духовный мир – Меног;
реальный, воплощенный, физический мир – Гетиг;
связующий идеальный и реальный миры и поддерживающий равновесие между ними мир – Ритаг.
В зороастризме есть определенные правила и ритуалы, которые помогают его приверженцу обрести духовную чистоту:
-Кушти (Kasti). Этот ритуал выполняют в определенное время и после/перед конкретными мероприятиями (при утреннем пробуждении, перед едой, молитвой, при посещении Священного Огня, после туалета, ванны).
-Следование правилам личной гигиены
-Прославляющая песня «Бадж», которую поют во время умывания.
-Молитвы «Бадж», произносимые при различных жизненных ситуациях.
Человек живет в несовершенном мире, полном зла и болезней, и чтобы дух добра смог победить в схватке, нужно соблюдать правилам телесной чистоты, так как человеческое тело в зороастризме считается священным.
Процессы жизнедеятельности человека, например, принятие пищи, выделение, сексуальное поведение и рождение детей, являются необходимыми для продолжения жизни. Строгие правила телесной чистоты помогают человеку отделиться от зла и болезней. Всё, что оставляет человеческое тело немедленно должно быть правильно утилизировано, с минимальными загрязнениями. Ритуалы омовения и молитвы восстанавливают нарушенные границы человеческого тела.
В зороастризме чистота делится на ментальную и физическую. Физическая нечистота находящегося рядом человека может вызвать болезнь другого, равно как духовная нечистота вызывает ощущение внутреннего загнивания. В зороастризме существуют краткие молитвы Бадж, которые произносят перед купанием, едой и отправления естественных потребностей.
Описанным выше ритуалам и действиям следовали во избежание болезней и зла, а также поддержания духовной чистоты человека.
Неправильно утверждать, что зороастризм хоть как-то приравнивает добро злу, ставит их на один уровень, считает их равноправными участниками создания и развития мира. А ведь так полагают многие сторонники термина "дуализм" в применении к зороастризму. Между добром и злом, согласно учению, существует огромная разница. Во-первых, добро существовало всегда, и будет существовать вечно, а зло появилось на определенном этапе развития мира и будет неминуемо уничтожено, когда придет назначенный срок. Во-вторых, добро бесконечно, а зло всегда ограничено. В-третьих, добро самодостаточно, оно вполне может существовать без зла (и существовать гораздо лучше, чем со злом), а вот зло принципиально не может существовать без добра.
2. Влияние зороастризма на дуалистические религии (индуизм, иудаизм, христианство и ислам)
Зороастризм считается религией откровения, оказавшей наибольшее влияние на современный мир. Ее корни уходят во 2-ое тысячелетие до н. э., во времена, когда на территории евразийских степей формировались две культурные общности:
)Андроновская культура – это культура, зародившаяся на юге Урала и охватившая Северный Казахстан. Эта культура охватывает период до начала проповедей Заратустры об основах зороастризма.
)Индоарийская культура – культура индоарийцев, перенесенная в Индию и Иран. Ее называют эпохой индоиранской общности, охватывает период 15-20 вв. до н.э.
Религия Заратустры играла огромную роль в формировании, становлении и в период становления Ахеменидской, Сасанидской и Парфянской империй, а также общемировое значение и обеспечивала могущество и власть Ирана, как сильнейшего государства мира. Основные положения зороастрийской религии были переняты иудаизмом, исламом, христианством и некоторыми гностическими сектами.
Арийцев называют протоиндоираноевропейцами. Их потомки мигрировали и они стали европейцами, индусами и иранцами – зороастрийцами. Их общий источник доказывают философия и похожие языки.
Санскрит является древним священным языком индийцев, имеет практически одинаковые черты с древним иранским языком авеста. Это можно заметить, изучая правила строения слов – этимологии, грамматике, значение слов, синтаксис, фонетику и ритмику. Если заменять в словах некоторые переходящие буквы, то эти языки станут практически одинаковыми.
Процесс разделения замечается при изучении философии и теологии иранцев и индусов. Бывшие родственными племена постепенно обособлялись и начали соперничать. Слова «дева» – демон, и «асура» – бог, в Авесте имеют противоположное значение по сравнению с Ведами. Следовательно, некоторые из богов в индуизме предстают как демоны в авесте, как Шарва, Насатья. Имеются и общие боги двух традиций, как Митра, Варуна, Ваю, Арьяман, Нарьосанг, Арамати, Хаома, Уша.
В Авесте и Ведах Земная космогония является сходной. Центральная Ось Земли, как мира вместилища обозначена горой Меру в Ведах и горой Хукарья в Авесте. Северный океан простирается вокруг центрального острова.
Рассматривая огромное влияние зороастрийской религии на Авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам) нужно подчеркнуть, что зороастризм имел наибольшее распространение в Иране, когда иудаизм и христианство были рождены.
Иудаизм и Христианство
Зороастрийский король Кик в Библии и в «Свитках Мертвого моря», в «Руководстве Дисциплины», и «Войны Сыновей Света и Сыновей Тьмы» назван Мессией – Спасителем.
Навуходоносор, король Вавилона, захватил Иерусалим в 606 г. до н. э. и пленил евреев на семьдесят лет, до Кира, взявшего Вавилон в 536 г. до н. э. Тот освободил их и разрешил идти на родину, селиться на прежних местах. Кир дал им золотой и серебряный сосуды, которые были унесены из Иерусалима во время захвата. Кир также помог им восстановить их разрушенный храм Соломона. Последователь Кира Дарий продолжил эту помощь. Позже Артаксеркс уполномочил Нехемию восстанавливать стены Иерусалима.
Ахамениды, управляли евреями почти два столетия, от 536 до 33 г. до н. э. Их политика допускала снисхождение и воздержанность к побежденным. Это очень увеличило уважение к зороастрийцам со стороны евреев. По этой причине, Библия оценивает иранцев так высоко. Кир признается как "помазанник" Бога "пастух" кто исполняет волю Бога и "человек" кто представляет себя Богу. Лоренс Х. Миллс говорят, что если бы не Кир, верующий в Ахура Мазду, еврейские пророки не появились бы в Иерусалиме.
В это длительное время иудаизм перенимал зороастрийские элементы. Еврейская религия очень долго пребывала под воздействием зороастрийской религии. Это доказывается тем, что Библия имеет много ссылок на Иран и его королей Кира, Дария, Ксеркса и Артаксеркса. Книга Эстер почти полностью посвящена им, а книга Даниила имеет несколько упоминаний. Декрет Кира Великого зафиксирован почти дословно в Книге Езра.
Зороастрийская концепция Бога всегда была не-антропоморфическая. Бог древних евреев был антропометрическим (человекоподобным). Это было только после того, как евреи встретили иранцев, они стали рассматривать своего Бога как не-антропоморфичного.
Известен факт, что большинство еврейских религиозных источников были написаны после возвращения из Вавилона. Так, доктрины Добра и Зла, Света и Тьмы, Смерти и Суда, Небес и Ада, Небесной Иерархии и Бессмертия, имеют своим источником Зороастризм, который расценен экспертами как "историческая мать Христианского богословия".
Концепция Небесной Иерархии очень похожа в обеих религиях. Концепция семи Амешаспентов, как атрибутов Ахура Мазды принята как "семь глаз Бога (Захария 4. 10) " которые являются "семью Духами Господними, посланными во все земные дали (Апокалипсис 5. 6, Апокалипсис 4. 5) ". Деятельность и функции некоторых архангелов схожи у зороастрийцев и иудеев. Например "Божественное Слово" – архангел Гавриил имеется в зороастризме с доледниковых времен как архангел Сраош. "Божественный Свет" – архангел Михаил имеется с той же древности у зороастрийцев и в Ведах, как архангел Митра.
Имеется также близкое подобие в доктрине Бессмертия Души. Иудаизм долгое время был очень расплывчат относительно загробной жизни, вплоть до вливания идей из Зороастризма. Идея бессмертия, то есть будущей награды или наказания, и прибытия будущего Спасителя были взяты из доктрин Зороастризма. Христианство также приняло доктрину, что в конце мира наступит триумф добра над злом и наступит бессмертие в духе. Это были Зороастрийские священники, кто пошли в Вифлеем, чтобы предложить подарки новому младенцу пророку Иисусу (Матфей 2. 11). Христианство расценено некоторыми учеными, как зороастрийские идеи, внедренные в Иудаизм, как показано выше. Бог евреев имел примитивную этику, был более диктатор, чем милостивый. Бог Иисуса реализовывает Универсальное совершенство и полностью хорош.
Ислам в 570 годах нашей эры
Византийская Империя подстрекала Абиссинцев уничтожить Мекку и ввести Христианство в Аравии. Если бы не своевременная помощь персидского императора Хосроя Великого, мусульманство могло не возникнуть вовсе, и Аравия стала бы Христианской.
Хотя Ислам также был под влиянием Иудаизма и Христианства, его заимствования из Зороастризма не могут быть отрицаемы. Две нации арабы и персы были в близком контакте в течение долгого времени. Иран влиял на аравийский ислам, как метрополия влияет на провинцию в зените могущества. Многие авестийские идеи перетекают в заново сформированный Коран. Даже после поражения Яздгарда III в 641 году нашей эры, иранская цивилизация и Зороастрийские идеи продолжали работать на веру Мухаммеда.
Наиболее важный вклад Зороастризма в Ислам было то, что иранец Салман помог пророку Мухаммеду в Медине в составлении философии, космогонии, доктрин Корана. Об этом говорится в Коране (Secret Book of the East, Том VI). Некоторые люди также полагают, что Салман – часть Исламской троицы вместе с Мухаммедом и Али, и что это может быть из-за его влияния что Ханифизм, первоначальное название религии пророка Мухаммеда, было впоследствии изменено на Ислам (И-Салман). Салман идентифицирован с иранским святым Бехзадом, и также известен как Дастур Дин-яр. Арабы обычно называют его Салман-и-Фарс "Персидский Соломон"
Влияние Зороастризма замечено почти во всем Коране. Каждая глава, кроме девятой, начинается с формулы Бишмилла ар рахман ур рахим – bismilla ar rahman ur rahim – "От имени Аллаха (Бога), милостивого и милосердного". Это обращение точно подобно зороастрийскому обращению – Ба наме язадбакшаяндех бакшаязгар ммехербан – ba name yazad bakhshayandeh bakhshayazgar meherban – "От имени Бога, милостивого, милосердного и справедливого". Даже указание о молитве пять раз в день было принят в Исламе, как заимствование из Зороастризма, молитва в пять частей дня.
В концепции иерархии, Коран очень близко походит на Зороастризм. Также, как Ахура Мазде помогают Амешаспенты (архангелы) и Язады (ангелы) в Его работе, Аллаху помогают ангелы и архангелы, и их общая цель провести человека из тьмы в Свет. (Коран. Часть. 33. 42). Также подобна вера в Исламе и Зороастризме, что темные силы пытаются приуменьшить работу Бога и соблазняют человека во зло.
Мост Чинвад в Зороастризме, который душа должна пересечься на рассвете четвертого дня после смерти является источником идеи Моста Аль Сират (Аl Sirat) Мусульман, который ведет в Небеса или Ад и где происходит Суд всех умерших.
Идеи зороастризма о бессмертии души, воскрешения и прибытия Господа Бога были внедрены в ислам, когда пророк Мохаммад умер.
По мусульманской вере, спаситель Махди вернется в конце времен, и тогда восторжествует справедливость и воскресение.
А также символ Ислама – полумесяц с Венерой внутри, изначально принадлежал Ирану. На монетах некоторых Сасанидских королей, особенно Фироза можно обнаружить алтарь огня с полумесяцем справа и звезде слева. В монетах Кобада и многих королей после него, звезды были помещены внутри полумесяца. Последователи Заратустры относятся с уважением к объектам природы, а еще они сведущи в области астрологии и астрономии. Символ полумесяца и Венеры отображает в символической форме благоприятное соединение этих двух объектов, редкого астрономического явления.
Иран во времена расцвета был великолепен в отношении гуманизма, нежели остальные страны Древнего мира, он был связующим звеном Запада и Востока. Иранскую цивилизацию сформировала зороастрийская религия, повлиявшей на мировые религии и другие страны. Основной чертой могущества зороастризма является то, что даже после поражения Ирана его власть и влияние сохранялось и даже распространялось.
Некоторые постулаты и традиции, взятые из зороастризма другими дуалистическими религиями, стали основными в плане гуманистического отношения ко всему живому на Земле. Отсюда следует вывод, что учения Заратустры вне времени, его мысли были заимствованы и распространены в исламе, христианстве и иудаизме.
.1 Роль законов зороастризма в становлении мировых религий
Христианство
Для христианина истинным благом является все то, что соединяет его с Богом, и то, что ведет к Нему. Следовательно, зло – это уводящее, отвлекающее от Всевышнего.
Христианская этика основывается на Священное Писание, которое основано на представление об истинном предназначении человека, т. е. служить Богу и творить добро.
Относительно христианства возникает ряд вопросов о зле. Если зло вторично, а Бог является абсолютным добром, то откуда в мире появились злые начала? На эти вопросы оправданий для Бога ответы ищет теодицея. Она ищет вопросы на основные вопросы:
А)Откуда возникло зло?
Б)Почему Бог не искоренит зло?
Теология привела объяснение происхождения зла: оно родилось в результате неверного использования свободы и гордыни. История такова: ангел Люцифер намерился сместить Творца с места и начал с ним борьбу. Он обратил в свою сторону многих ангелов. Люцифер превратился в Дьявола, так и родилось зло, согласно христианскому учению.
Бог предоставил человеку выбор – следовать воле всевышнего или отозваться на зов зла. Адам, первый человек, не перенес испытания, нарушив запрет своего Отца. За это Адам был свергнут в наш мир, полный боли, старости, смерти, жестокости и ненависти. То есть, зло является порождением бунтарства.
То, что христианство – это религия, которая основывается на страданиях добродетелей ради удержания верха над злом, говорит история Христа Спасителя. Он был распят за грехи человеческого рода, и это открыло глаза людей на содержание человеческих мук и жертв и на то, что добро подлежит наказанию. Путем мук и испытаний добра в христианстве могут достичь только те, кто действительно уверовал в Иисуса Христа. Христианство дает положительный ответ на вопрос о зле.
Зло – это человеческая ошибка, которую он совершает, тем самым создавая препятствия на пути к Богу. Грех является злом, согласно абсолютизму христианской морали.
Иудаизм
Книга Бытия оценивает все акты творения следующим образом: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:4, 10, 12. 18, 21, 25); «И увидел Бог все, что Он создал, и вот весьма хорошо» (Быт. 1:31).
Иудаизм придерживается правила о том, что каждый человек сам отвечает за свои поступки и может выбирать между добром и злом.
Вопрос о страданиях праведников и благоденствии грешников озадачивает многих библейских мыслителей: ему уделено много внимания в книге Исайи, Иеремии, в Псалмах и, в особенности, в книге Иова. Различные ответы на этот вопрос стали позднее предметом подробного рассмотрения законоучителей Талмуда, которые, отвергая дуализм в объяснении существования зла, склонялись, с одной стороны, к мысли о том, что зло, как и добро, происходит от Бога (ср. Ис. 45:6-7), но с другой – считали, что зло вообще не обладает собственным существованием, а является лишь отсутствием добра. Проблема видимого отсутствия справедливого воздаяния в земной жизни решается законоучителями Талмуда по-разному. Одни утверждают непостижимость этой проблемы для ограниченного человеческого ума, другие пытаются разрешить ее путем рационального толкования (Бр. 7а). Некоторые рассматривают страдания праведников как испытание, посланное им любящим Богом для укрепления в них веры и терпения (Бр. 5а). Осознание невозможности решения этой проблемы в рамках только земного бытия неизбежно приводит к идее загробного воздаяния, которой не знает Библия.
В трудах средневековых еврейских мыслителей этические идеи законоучителей Талмуда получают философское обоснование. Отрицание реальности зла обнаруживается как у Саадии Гаона, так и у Маймонида, который предлагает сложную классификацию видов зла в мире и стремится показать, что Бог не несет ответственности за зло. Большинство видов страдания, по мнению Маймонида, является следствием неразумного поведения человека (Наст. 3:8-12).
Размышления о происхождении и природе зла являются одной из главных тем каббалистической литературы (см. Каббала), в которой содержатся различные решения этой проблемы. В ряде каббалистических произведений очевидно влияние неоплатонизма, согласно которому зло не обладает объективной реальностью и является лишь неполнотой добра. В трудах испанских каббалистов развивается учение, усматривающее источник зла в разделении между Божественными атрибутами кары и милосердия. Начало суда и кары, не смягченное любовью и милосердием, порождает злое начало – ситра ахара (`другая сторона`) – область темной эманации и демонических сил. В книге Зохар говорится о происхождении зла из остатков миров, разрушенных до сотворения ныне сущего мира. Происхождение зла связывается также с грехопадением Адама, в душе которого первоначально были соединены души всех людей. Адам отделил древо познания добра и зла от древа жизни и тем положил начало самостоятельному существованию зла. Тот же метафизический смысл имеет грех Евы, сорвавшей плод с древа познания: это является прототипом всех упоминаемых в Библии великих грехов, смысл которых – внесение разделения в Божественное единство. Всякий грех является, по существу, повторением греха Адама. В каббале теряется различие между космическим злом, порожденным внутренней диалектикой процесса эманации, и моральным злом, порожденным человеческими поступками. В книге Зохар содержится утверждение, что склонность к моральному злу коренится в зле космическом, областью которого является ситра ахара. Сила зла уподобляется некоторыми каббалистами коре (клиппа) древа эманации. Клиппот (`оболочки`) зла понимаются иногда в духе неоплатонизма как последние звенья в нисходящей цепи эманации, где все погружается во тьму. Согласно книге Зохар, даже в области «другой стороны» содержатся искры добра.
Ислам
В исламе целью человеческой жизни является достижение духовного совершенства с помощью веры в Бога (иман), знания Бога (марифатуллах), любви к Богу (мухабатуллах) и поклонения Богу (ибадат). Как и в христианстве, добро – это все, что приближает человека к Богу, а зло – то, что отделяет.
Всякая беда поражает лишь по воле Аллаха. (Тагабун, 64:11).
Благосостояние и здоровье могут считаться добром. Однако, если они толкают человека погрязнуть в мирских соблазнах и забыть Бога, то они становятся для этого человека злом. Видел ли ты того, кто своим богом сделал свою страсть: разве ты будешь над ним надсмотрщиком? (Фуркан, 25:43)
Следующее положение Корана дает пример того, как добро и зло влияют на ход нашей жизни:
Благочестие состоит не в том, чтобы обращали ваши лица на восток и запад, но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Судный день, в ангелов, Писание, пророков, кто раздавал имущество, хоть оно было ему дорого, близким, сиротам, бедным, путникам и просящим подаяния, тратил его на рабов, совершал молитву, давал закат; [благочестивы] верные данной ими клятве, терпеливые в беде и в нужде и во время опасности. Это – те, которые правдивы, те, которые богобоязненны.
Стремление к добру и неприятие зла свойственно каждому человеку. Пророк Мухаммад учил, что добро есть красота личности и красота добродетелей личности, в то время как зло есть то, что заставляет страдать сердце человека, делает его несчастным, и является той стороной человека, о которой он не хочет, чтобы знали другие.
Ислам учит, что добрые дела в этом мире подобны семенам, которые принесут урожай в мире потустороннем:
Кто бы ни совершил добро – [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [воздаяние за] него (Зилзал, 99:7).
Исламу присуща вера в то, что и добро, и зло исходят от Бога.
Где бы ты ни был, смерть найдет тебя, даже если ты в высокой и недоступной башне! Если им ниспосылают добро, то они говорят Это от Бога; но если это – зло, то они считают Это от тебя (О, Пророк). Скажите: Все от Бога».
Господь творит как добро, так и зло, основываясь на нашем выборе. Как только мы сделали выбор, Господь независимо от нас сотворяет деяние. К примеру, когда человек решает поднять левую руку, Господь создает у него в мышцах все необходимые действия, чтобы это произошло. Желание поднять руку может возникнуть у человека для того, чтобы помочь кому-то или, наоборот, обидеть. Такое решение он принимает сам, в то время как Господь просто претворяет это решение в действие. Мы знаем – или обязаны знать – о последствиях наших действий. Человеку известно, что если он совершит кражу и будет пойман, то попадет в тюрьму. Мы не можем упрекнуть власти, что они заставляют такого человека страдать, поскольку это были его действия, что привели его в тюрьму. Власти просто претворяют в действие закон, который гласит: за совершение кражи полагается тюремное наказание. Соответственно, закон Господа заключается в том, что если человек выбирает зло, то его он и получает взамен, и если он выбирает добро, то добро он себе и получит.
Когда человек совершает выбор, то на него оказывают влияние различные силы. От природы люди имеют склонность совершать хорошие поступки. Размышления о прекрасных качествах Господа, таких как сострадание и любовь, направляют человека на сотворение доброго дела. Однако человека всегда сопровождают два врага, которые толкают его ко злу. Ими являются сатана и человеческое эго, или его внутренняя суть.
Ислам учит, что сатана сам по себе не обладает властью творить. Между ним и Господом не существует вражды, это все голливудские фантазии. Господь дал сатане какое-то время после того, как тот восстал против Него, поскольку, противясь его соблазнам, человек может добиться определенного результата и возвеличиться духом. Единственная сила сатаны заключается в его способности нашептывать человеку в душу, пытаясь сбить того с толку, и он делает это, чтобы помешать ему совершить доброе дело или хотя бы задержать человека с его поступком.
Основной метод ислама для противления сатане есть молитва и убежище у Бога. Без позволения Божьего сатана не может причинить никакого вреда. Человек, нашедший пристанище у Бога и с открытым сердцем желающий Его помощи, будет неуязвим для злобных нашептываний сатаны. Мы должны постоянно мотивировать себя тем, чтобы быть ближе к Богу. Мы должны помнить о Господе всегда, и что бы мы ни делали в жизни, мы должны иметь связь с Господом через молитвы. Изучение жизни Пророка Мухаммада свидетельствует о том, что он провел большую часть своей жизни в поклонении Всевышнему и молитвах. Опубликованные пророческие традиции содержат различные молитвы (мольбы), которые направлены на то, чтобы оградить нас от попыток дьявола.
2.2 Развитие вопроса добра и зла в ведущих мировых религиях
Все три основные мировые религии являются дуалистическими. Их положение на сегодняшний день нестабильно, поэтому оценить их положение весьма проблематично. По данным «Encyclopedia Britannica» на начало третьего тысячелетия количество верующих христиан составляло 2 млрд. человек, из них католиков – 968 млн., протестантов – 466 млн., православных – 218 млн., других христианских конфессий – 275 млн.; исповедующих ислам – 1 млрд. человек, индуизм – 780 млн., буддизм – 324 млн.
Во времена Первой мировой войны вера населения в Бога практически подорвалась. В СССР марксисты пропагандировали антирелигиозное мировоззрение. Но в начале 20 века позиции религии начали занимать значительные места в жизни населения. В 20 веке интеллигенция ратовала за укрепление религии.
В России в начале прошлого века получает развитие религиозная философия (Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк и др.), богоискательские настроения отражаются в поэзии, литературе, живописи. Свойственные интеллигенции начала прошлого века радикальный атеизм и враждебность к религии начинают уступать место в научных кругах, если не принятию религии, то, по крайней мере, заинтересованному и терпимому отношению к ней.
Активную роль в национальных движениях играли ислам, буддизм. Например, религиозно мотивированная ориентация на переустройство общества, получившая особенно широкое распространение в Латинской Америке теология освобождения, которая исходит из того, что нельзя быть христианином, не вступая в борьбу с социальным злом и несправедливостью, с неоколониализмом и империализмом. Или исламская революция 1978 г. в Иране, лидер которой Аятолла Хомейни руководствовался идеями исламского возрождения.
Характерная черта идеологической жизни западного общества в XX в. – развернувшаяся борьба между христианством и марксизмом, сыгравшая особенно важную роль в холодной войне, противоборстве двух систем в послевоенном мире. Хотя политические позиции религиозных организаций, различных церквей были неоднозначны, христианская вера воспринималась как альтернатива атеистическому коммунизму.
Теологический модернизм – направление в религии, ставящее задачу обновления религии, приспособления ее к современным реалиям, в частности, ищет возможности демифологизировать христианство, преодолеть противопоставление Бога как потусторонней, сверхъестественной сущности посюстороннему миру. Позиция умеренного обновления становится преобладающей во второй половине ХХ в. не только в христианстве, но и в исламе, и в буддизме.
Зороастрийцы в современном мире
По официальным данным сейчас в мире насчитывается около 150000 зороастрийцев. Наиболее многочисленная группа (более 90000 человек) существует в Индии, главным образом в Бомбее, хотя общины есть по всей стране.
Другая многочисленная группа – это зороастрийцы Ирана, не пожелавшие принимать ислам. По данным на 1976 год их насчитывалось около 30000 человек, а в 1984 г. уже меньше 20000. Около 4000 зороастрийцев в середине 80-х годов проживало в Пакистане, который раньше был частью Индии. И если в исконных зороастрийских местах число верующих сокращается, то растет число зороастрийцев (в основном за счет перемещения из Ирана и Индии) в США, Канаде и Великобритании. Так, в 1984 году на Северо-Американском континенте проживало 3000 зороастрийцев, а в 1993 году их было там уже около 12000. Община Великобритании – 3000 человек. Кроме того, общины зороастрийцев существуют в Гонконге, Сингапуре, Шри-Ланке, Австралии, Новой Зеландии, Восточной Африке и в других местах. А уж немногочисленные группы единоверцев вы можете найти как во всех англоговорящих странах, так и в некоторых не англо-говорящих. Называют себя зороастрийцы по-разному; собственно зороастрийцы, заратуштрийцы или, как это было принято в древности, зартушти. Некоторые традиционалисты призывают отказаться от ставшего привычным названия зороастриец как от греческого искажения, хотя для большинства это не имеет существенного значения. Объединения зороастрийцев называются анджоман, что означает скорее не общину, а ассоциацию.
После распада СССР зороастрийский мир потрясла весть, что почти миллион таджиков, порвав с исламским прошлым, возвращается в родную для них религию – зороастризм. В одном Душанбе сейчас несколько анджоманов, таджики активно принимают участие в международных авестийских симпозиумах и конференциях. Впрочем, остальные зороастрийцы относятся к такому проявлению религиозного рвения пока осторожно, не понимая, что мешало самопроявлению таджиков на протяжении столетий. Поскольку сведения о таджикских единоверцах крайне скудны, и контактов с ними у нас пока нет, в этом обзоре мы ограничимся только этим сообщением о них
Разные общины придерживаются и различных календарей. Их три, и различаются они по времени начала года: по календарю Фаспи Навруз празднуют 21 марта, по календарю Шеншай – около 23 августа, а по календарю Кадми – на месяц раньше, в июле. Парсы, которые представляют большинство современных зороастрийцев, ориентируются на календарь Шеншай, а иранцы и американские зороастрийцы – как и мы, на Фасли. При этом сами календари абсолютно идентичны: после Навруза наступает месяц Фравардин и т.д. Существует и два способа летоисчисления: эра Йездигарда (относится к календарю Шеншай и Кадми) и эра Заратуштры (с принятой у современных зороастрийцев даты основания религии). Сейчас 1367 год по первому летоисчислению, и 3735 год по второму.
Различна не только география и календари современных зороастрийцев, но и их взгляды на религию. Фактически каждая из общин воспринимает религию по-своему. В настоящее время в зороастризме есть два направления.
С одной стороны, это потомки зороастрийцев, переехавшие в страны Европы и Америки, и люди иных национальностей, привлеченные непосредственно «Посланием Заратуштры». Они называют себя последователями «Доброй религии», которая пробуждает мысль, учит логическому монотеизму, стимулирует духовный и физический потенциалы, способствует свободе мысли, слова и дела, признает равенство мужчины и женщины, отрицает расизм, социальное или профессиональное превосходство, помогает быть всегда современным и прогрессивным, чтит Создателя и Создания, учит искать гармонию с природой и поддерживать чистоту окружающей среды. В числе главных задач этого «мыслящего» направления религии – раскрытие творческого потенциала человека, его богоподобной сущности. Последователи «Послания Заратуштры» не признают «книжного» подхода и в качестве священных текстов используют только Гаты, Ясну Семи Глав, и те немногочисленные тексты, которые составлены на «староавестийском» диалекте. Всю остальную Авесту (а это и большая часть Ясны, и Яш ты, и Видевдат) они не считают за Откровение и рассматривают только как сочинения древних поэтов, исполненные мудрости и красоты, но имеющие малую связь с самим пророком. В этом направлении религии находят прибежище люди, ищущие Истину, но не признающие «книжных» подходов. Главным организующим звеном у них является Зороастрийская Ассамблея, с штаб-квартирой в Калифорнии (США). Для того, чтобы стать зороастрийцем в Ассамблее, главное знать Гаты и следовать им в жизни. По традиции зороастрийцы Ассамблеи празднуют Гахамбары и Навруз, придерживаясь календаря Фасли.
С другой стороны, это «Традиционная Маздаяснийская Зороастрийская Религия», представители которой от выше описанного направления отличаются, прежде всего тем, что считают происхождение обязательным условием пребывания в религии, а пояс Кушти – обязательным атрибутом ритуала.
То, что количество зороастрийцев после многовекового полузабытья увеличивается, говорит о том, что религия – основоположник дуалистических религий может частично вернуть былую мощь. Нынешнее положение зороастрийцев неустойчиво из-за возникших и назревающих религиозных конфликтов в странах, в которых пророк Заратустра начал читать проповеди.
зороастризм дуалистический религия добро
Заключение
Необходимо понимать, что, несмотря на существенное различие между религиями, их основной целью является донести до последователей истинную сущность Добра и Зла, предоставление права на выбор между ними и постараться повлиять на правильный ход мыслей человека.
Изначально были изучены основные материалы об истоках первой мировой религии, чьи доктрины и некоторые моменты истории из жизни пророка были переняты другими дуалистическими вероисповеданиями – зороастризма. На базе полученных знаний были выявлены сходства и различия между дуалистическими религиями, их понятиями о Добре и Зле. Характеристика представителей Добра и Зла (а именно Аша и Друджа, христианского Бога, Аллаха и Сатаны), помогла выявить причину конфликтов между людьми, не до конца узревших истинное предназначение религий и откровений пророков.
Так как зороастризм является первой мировой религией, вполне очевидно, что последующие дуалистические вероисповедания имеют очень много заимствованных постулатов, традиционных празднований и схожих по смыслу и содержанию молитв. На сегодняшний день, когда большая часть военных, политических и социальных конфликтов происходят из-за религий, противоречивых, на первый взгляд, мировоззрений и духовных ценностей, крайне важно доказать и донести до общества бессмысленность вышеперечисленных действий, приводящих к напрасным людским и материальным жертвам.
В данной работе проведен анализ конфликтов Добра и Зла в дуалистических религиях, что помогло выявить схожие черты в их этике и менталитете проповедующих народов.
Изучение основных моментов христианства, иудаизма и ислама доказали необходимость обращения к зороастризму при исследовании и выявлении причин конфликтов религиозного характера в современном мире.
Приведение фактов из демографии зороастрийцев, проповедующих учение Заратустры и по сей день показало истинную глубину и огромный смысл зороастризма, так как для религии, которую практически стерли с лица Земли в начале распространения ислама, она сохранила последователей и хоть и неширокую, огласку в науке и истории.
Из проделанной работы следует, что все мировые религии имеют практически одинаковый характер и конфликт Добра и Зла, который также существует в каждой из них, нацелено на победу добра и справедливости. Хотя факты из истории доказывают, что не было на свете больше причиненного зла человечеству, чем во время борьбы за вымышленных богов и духовных ценностей, которые забывают во время столкновения сами последователи религий.
Список литературы
1. Абузар Э.Т. Загадки старой Персии – М.: изд. Вече, 2010 г. – 367 с.
. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи – СПб.: изд. «Петербургское востоковедение», 1994 г. – 382 с.
. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М.: 1975 г. – 451 с.
. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране – М.: изд. Наука, 1982 г. – 232 с.
. Каранджия Р.П., Лугов Е.Б. Заратуштра и Авестийская духовная традиция – М.: изд. «Золотой теленок», 2012 г. – 187 с.
. Морозов Н. Азиатские Христы – М.: изд. «Крафт», 2003 г. – 56 с.
. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого – М.: изд. «Интербук», 1990 г. – 400 с.
. Новиков Ю. Добро и зло: выбор длиною в жизнь – СПб.: изд. «Маска», 2006 г. – 384 с.
. Нурси С. Вспышки, гл.13 – Стамбул, 1996 г. – 122 с.
. Нурси С. Существование и Божественное единство (на англ.) – Нью-Джерси: The Light Inc. 2002 г. – 183 с.
. Сост. Рак И.В. Авеста в русских переводах – СПб.: изд. «Летний сад», 1998 г. – 347 с.
. Соколов С.Н. Зороастризм – древнейшая религия иранских племен – СПб.: Журнал "Нева" – РХГИ, 1997. – 480 с.
. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии М.: изд. Русский Двор, 1997. – 576 с.
. Чистяков М. Зороастризм в современном мире – СПб.: журнал «Митра» №2, 1998 г. – 18 с.
. Шантепи де ля Соссей «Иллюстрированная история религии» том 2 – М.: 1992 г. – 431 с.
. Шкода В. Зороастризм – древнейшая живая религия – Спб.: журнал "Митра" № 8 [1] 2002 г. – 257 с.