- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,96 Кб
Константин Алексеевич Коровин
Константин Алексеевич Коровин
1. Серебряный век
Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.
В России в начале века был настоящий культурный ренессанс. Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит. Какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения. В начале века велась трудная, часто мучительная, борьба людей ренессанса против суженности сознания традиционной интеллигенции, – борьба во имя свободы творчества и во имя духа. Речь шла об освобождении духовной культуры от гнета социального утилитаризма. Это было вместе с тем возвратом к творческим вершинам духовной культуры XIX в.
Кроме того, наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и в музыке.
В живописи появилось много новых направлений: абстракционизм, кубизм, кубофутуризм, лучизм, модерн, символизм, супрематизм, импрессионизм и т. д..
Из выше сказанных направлений мне по душе импрессионизм.
Художники-импрессионисты воспевали красоту природы, увиденной во всем великолепии естественного освещения – будь то рассвет, яркий полдень или вечерние сумерки. Их чрезвычайно занимала проблема взаимоотношения света и цвета, свои картины они писали открытыми мазками чистого красочного пигмента. Они совершили также переворот в выборе сюжетов, отказавшись от традиционных исторических, религиозных или литературных тем, и обратились к сценам повседневной жизни.
Первым русским импрессионистом был Коровин Константин Алексеевич.
Картины К. Коровина появились в тот самый момент, когда понятие красоты в русской живописи было наглухо и безоговорочно забыто – забыто под натиском темной и нравоучительной живописи передвижников. Пожалуй, один лишь И. И. Левитан еще помнил о красоте, но красота его была столь "грустна и полна печали", что была доступна пониманию немногих. И. Е. Репин также дал несколько примеров отличных в колористическом отношении работ, по большей части этюдов с натуры, но редко кто любовался этими его произведениями. И даже его поклонники больше изумлялись верности передачи натуры, нежели красоте, получившейся благодаря этой верности.
О красоте вообще мало было разговора, и даже совсем забыли о ее существовании. Картины К. Коровина, в которых художник добивался одного только красивого красочного пятна, естественно, должны были смутить многих. Этому способствовала еще и сама живопись Константина Алексеевича, его техника письма: дерзко-небрежная, грубая и, как казалось многим, просто неумелая. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах – высокого достоинства, что автор их – настоящий живописец, поэтому я и решила взять его.
Константин Алексеевич Коровин был щедро одарен природой. Он писал свободно и радостно. Художник работал в различных жанрах: в пейзаже и портрете, в натюрморте и жанровой картине, в декоративной живописи и театральной декорации, и везде проявлял яркий темперамент превосходного колориста. Любовь к жизни, любовь к человеку пронизывает все творчество К. Коровина. Однако не только ликование и радость характерны для его искусства. Порой в его работах звучат и мягкая лирика, и грустная задумчивость. Это наиболее характерно для раннего творчества художника.
2. Детство и отрочество
Константин Алексеевич Коровин родился в Москве в 1861 году. Мать сама рисовала, давала уроки сыновьям, увлекалась музыкой. Отец, имевший университетское образование, сумел сделать их дом одним из центров художественной жизни Москвы. В доме бывали московские художники И.М. Прянишников, Л.Л. Каменев и другие. Старший брат К. Коровина – Сергей стал крупным художником – жанристом.
Радостное безоблачное детство братьев, будущих художников, длилось недолго. Вскоре их дед, державший почтовый тракт между Москвой и Новгородом, разорился, и семья стала бедствовать.
В 1875 году К. Коровин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где уже учился его брат Сергей. Там преподавали И.М. Прянишников, В.Г. Перов, В.Д. Поленов и А.К. Саврасов. Самым любимым учителем К. Коровина был А. Саврасов, который заражал своих учеников любовью к природе, учил их видеть ее красоту и получать радость от ее восприятия. После ухода А. Саврасова из училища в 1882 году К. Коровин перешел в мастерскую В. Поленова, который сыграл большую роль в формировании его мастерства. В ранних пейзажах молодого художника заметно влияние Василия Дмитриевича.
В 1883 году К. Коровин написал вполне самостоятельную работу – «Портрет хористки». В нем молодой художник – уже смелый новатор, радующий зрителя свежестью, ясностью и свободой живописи, здесь живописность сочетается с внимательным и проникновенным психологическим анализом. Молодая женщина в портрете задумчива и грустна. Трудно сказать, связана ли эта грусть с какими-то воспоминаниями или с тем созерцательным состоянием, которое порой бывает у человека в природе. Но ясно то, что художник очень тонко передает душевное состояние модели. Портрет написан на фоне густой зелени с яркими проблесками солнечного света. Очень гармонично сочетание бледного лица, голубой с белым кофты и светлой, с желтовато-охристыми тенями шляпы. Портрет пронизан ощущением солнечного летнего дня, когда лишь в тени воздух прохладен и свеж.
Работы К. Коровина, написанные необычно, широко и сочно, встречались враждебно руководством училища. В 1886 году Константин Алексеевич, как и его соученик И.И. Левитан, не получил звания классного художника и вышел «не классным» художником. К моменту ухода из Московского училища живописи, ваяния и зодчества К. Коровин – уже сложившийся мастер с присущим только ему цветовым строем живописи. Несколько месяцев он занимался в петербургской Академии художеств, но вскоре вернулся в Москву.
3. Мамонтовский кружок
Художника с Саввой Ивановичем Мамонтовым познакомил В. Поленов и в конце 1884 года он вошел в его кружок. Знакомство сильно повлияло на дальнейшее творческое развитие Константина Коровина. В мамонтовском кружке, в имении «Абрамцево» работали И. Репин и В. Серов, В. Васнецов и М. Врубель, М. Нестеров и М. Антокольский. С. Мамонтов жадно вобрал в свой кружок все самое молодое, свежее, талантливое, яркое. Будучи человеком, богато одаренным, он был душой этого общества, зачинателем бесконечных веселых и серьезных затей.
Здесь началась деятельность К. Коровина как театрального декоратора. К сожалению, почти не сохранилось эскизов декораций художника к постановкам частной оперы С. Мамонтова, но, по свидетельствам очевидцев, на сцене появилась воздушность, пленэр. И, вероятно, уже в оформлении таких опер, как "Аида" Верди, "Лакме" Делиба, "Кармен" Визе, К. Коровин выработал те принципы, которые позже так сформулировал: «Искание гармонии цветов, колористические впечатления, краски и цвета – сами по себе дают высокое наслаждение зрителю театра… Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора… Его обязанность по отношению к исполнителю – это выделить меру последнего на фоне цвета».
За время работы в театре С. Мамонтова, Константин Алексеевич в течение четырнадцати лет оформил более полутора десятков спектаклей.
Жанровая конкретность переплетается здесь со сказочной лирической напевностью. Удивительно красивы сочетания зеленого, красного, белого. Песенный строй картины подчеркнут и самим ее названием. Главное в ней – поэтическое восприятие красоты русской северной природы, которым Коровин заражает зрителя, завораживая ясностью девичьих образов и таинственной красотой предвечерних сумерек.
В том же 1886 году молодой художник написал портрет кн. С.Н. Голицыной. По пластической красоте, смелому композиционному решению и цветовому строю этот портрет – один из самых сильных в творчестве Коровина. Матовый свет, льющийся из окна, пронизывает его удивительным мерцанием. Белое платье смягчено охристо-сероватыми тенями, многообразен оттенками мерцающий светлый фон, с безупречным вкусом подобраны аксессуары. Казалось бы, в светящемся мареве цвета должен был бы раствориться человек, но моделировка формы: пластически ясна. В Голицыной К. Коровин подчеркнул ум, достоинство, красоту и строгость ее правильного лица, аристократизм в манере держаться. Но в этом портрете мы не найдем социальной характеристики. У К. Коровина иные задачи. Он восхищен красотой увиденного, благородством цветовых созвучий.
О новой ступени постижения духовной жизни человека Коровиным говорит «Портрет итальянской певицы Солюд Отон» (1891). Властно приковывает к себе внимание бледное одухотворенное лицо актрисы с глубокими черными глазами. Портрет Солюд Отон можно отнести к лучшим портретам русского искусства конца XIX века.
4. Поездка за границу
Зимой 1888-1889 года вместе с С. И. Мамонтовым художник побывал в Италии, Франции (Париже), Испании. В итальянских пейзажах К. Коровину с удивительной чуткостью удалось уловить истинное своеобразие облика итальянских городов, местный колорит. К. Коровин овладевает в них жанром, новым для него самого и малоразвитым в русском искусстве того времени – пейзажем современного города. Очевидно, этот жанр по-настоящему увлек художника: городские пейзажи неоднократно встречаются и в его зарисовках на страницах дневника С. Мамонтова. Интересы К. Коровина в данном случае совпадают с интересами В. Серова, который также привез из поездки в Италию в 1887 году ряд городских пейзажей, во многом сходных с коровинскими. В феврале 1889 года на передвижной выставке появляется его картина «У балкона. Испанки Леонора и Ампара». Картина выдержана в благородной серебристо-черной гамме. Свет струится сквозь редкие жалюзи, освещая лица молодых испанок: одна – задумчивая, другая – чуть лукаво улыбающаяся. Их что-то заинтересовало на залитой солнцем улице. И всю эту искрометную живость, и непринужденность запечатлел художник. Здесь и разные характеры, раскрытые под быстрым и, казалось бы, мимолетным взглядом художника, и типичная для Испании жанровая сцена. Благородство цвета заставляет вспомнить живописный строй работ великих испанских художников – Д. Веласкеса и Ф. Гойи.
Умение проникнуть в национальный характер, в национальное своеобразие, отобрать самое характерное, встречаем мы и в портретах К. Коровина, и в его жанровых картинах, и в пейзажах. Например, в картине «Зимой» (1894) художник выбирает немудренный сюжет, подсмотренный в русской деревне. Изба, забор, пушистый белый снег и мохнатая черная лошадь, спокойно жующая овес в ожидании только что ушедшего хозяина. Человека в пейзаже нет, но его присутствием овеян пейзаж: мягкий, лирический, простой и задушевный. К. Коровин выбирал наиболее характерный мотив для русской зимы, для русской деревни. Он выполнил картину с присущим ему вкусом безупречного колориста.
5. Поездка на север
Талант К. Коровина-колориста очень высоко ценил В. Серов, который, в свою очередь, значил для него бесконечно много. К. Коровин говорил о нем: «В нем жил больше, чем художник – в нем жил искатель истины». Дружба этих двух русских художников взаимно обогащала их творчество. В 1894 году они вместе поехали на Север. К. Коровин привез оттуда превосходные пейзажи.
Север в пейзажах К. Коровина и величаво суров и чарующе красив. То он поражает зрителя таинственным мерцанием северного сияния, то открывает пустынные берега северного ручья в обрамлении мшистых валунов. Много раз Константин Алексеевич писал Северную Двину. В маленьких карандашных эскизах искал он наиболее удачного композиционного решения. К. Коровин умел «влюбляться» в натуру. Так, Север стал близок и дорог ему. Он писал его как близкую, обжитую и дорогую ему землю. В пейзаже «Ручей св. Трифона в Печенге» (1890-е гг.) низко нависли тяжелые серые тучи, в контраст им многообразная по цвету и неожиданно радостная северная зелень: то коричневатая, то зеленоватая, то охристая. На берегу ручья камни – старые, мшистые, омытые дождями и снегом. Спокойно задумчива гладь воды, замерли у берега рыбачьи лодки.
К. Коровин передал здесь покой и величавость северной природы. Та же суровая величавость в пейзаже «Мурманский берег». В ровной глади бухты отразилась гора. Спокойной мудростью дышит пейзаж. Север К. Коровина суров и сдержан, как люди, населяющие его. А как много красоты и своеобразия вместил небольшой пейзаж «Гавань Норвегии». Темное тяжелое море; свинцово-серые тучи и вдруг неожиданно ослепительно-светлая полоса на небе, на фоне которой рисуются остроконечные крыши и серый парус рыбацкого баркаса. Снующие над баркасами чайки, маленькие, еле различимые фигурки людей придают порту оживленность.
Большой запас художнических наблюдений, полученных на Севере, позволил К. Коровину создать превосходные декоративные панно для Северного павильона Всероссийской выставки, открытой в Нижнем Новгороде в 1896 году.
В 1900 году за десять огромных панно, изображавших природу Сибири и Средней Азии для русского отдела Всемирной выставки в Париже, К. Коровин был награжден первой Золотой медалью. В этих панно, как и в многочисленных театральных декорациях, сказался незаурядный талант К. Коровина-декоратора.
6. К. Коровин – театральный художник
Он смело, обобщенно и цветно решал свои театральные постановки. Они строились на глубоком и взволнованном изучении жизни. К. Коровин воспринимал жизнь, преломляя ее через свои творческие замыслы, а замыслы питал жизненными впечатлениями. «Вряд ли мне мог, удастся «Дон Кихот», – говорил К. Коровин, – если бы я не поехал в Испанию. Никакая литература, никакая живопись не могла мне дать ощущения колорита этой страны, одновременно мрачной и знойной».
К. Коровин был одним из самых замечательных мастеров театральной декорации конца XIX – начала XX века, а ведь в это время на русской сцене работали такие художники, как М. Врубель, А. Головнин и В. Серов. В своих театральных декорациях К. Коровин проявлял широту и смелость умелого композитора и колориста. Он привносил в свои работы ту меру условности, которая делала их впечатляюще жизненными, яркими и эмоциональными. Н.И. Комаровская пишет, что К. Коровин считал обязательным для себя присутствие на оркестровых репетициях оформляемых им спектаклей. «Ритм, движение музыкальной мысли рождают во мне ответную музыку красок».
В мемуарах К. Коровин образно написал о своих задачах в театральной живописи: «Краски и формы в своих сочетаниях дают гармонию красоты, ощущение, краски могут быть праздником глаза, как музыка праздник уха и души. Глаза говорят вашей душе: радость, наслаждение, краски – аккорды цветов, форм. «Вот эту-то задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы. Мне хотелось, чтобы глаз зрителя тоже бы эстетически наслаждался, как ухо души музыкой».
С 1900 года К. Коровин работал в Большом театре Москвы и Мариинском в Петербурге. Он создал декорации и костюмы к операм «Фауст», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Руслан и Людмила», балетам «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок» и многим другим. В своих театральных работах, как и в пейзаже, и в жанровых картинах, К. Коровин был очень чуток к национальному колориту. Он внимательно изучал народное искусство. В богатстве его Мотивов черпал художник неиссякаемый материал для осуществления своих творческих замыслов. С любовью собирал русские набойки, вышивки, расписные пряники. Из Испании привозил то веера и кастаньеты, то из Италии – куски тканей и вазы.
. Преподавательская деятельность
Нестеров писал о преподавании К. Коровина: «Костя – профессор Училища живописи, где под его руководством заканчивают школу ряд талантливых учеников. Правда, Костя – редкий гость в своей мастерской, но и редкие его посещения – праздник для учеников, он блестящий, остроумный собеседник, его советы, образы необычайны и незабываемы».
У Константина Алексеевича учились М.С.Сарьян, А.В.Куприн, С.Ю.Судейкин, И.И.Машков, Р.Р.Фальк, Л.В.Туржанский и другие. Многие из них пошли по его стопам.
. Париж
Константин Коровин написал множество натюрмортов. Щедрые, богатые по цвету, насыщенные жизнелюбием художника, они часто включают в себя и пейзаж. К. Коровин любит ставить цветы и фрукты на террасе, с которой видно море, или у открытого окна, в которое врывается ночной шум и сверкание огней Парижа. Натюрморты художника пронизаны любовью к человеку, к радостям его жизни, они предназначены для того, чтобы украшать его жилье и радовать его глаз.
В 1900-е годы К. Коровин многократно пишет Париж. Особенно ему удавался ночной город. Улицы в нарядных ожерельях огней со светящимися витринами и людьми, то фланирующими спокойно, то спешащими куда-то. Люди всегда органически слиты с городом, они оживляют пейзаж. К. Коровин сумел почувствовать и передать обаяние Парижа, отличающее его от сотен и тысяч городов. К. Коровин то пишет Париж с балкона, захваченный упоительной перспективой залитых огнями, уходящих вдаль улиц, то выбирает один из характерных мотивов городского пейзажа Парижа, когда дом со скошенным углом, словно освещенный океанский корабль, рассекает на два потока шумливые улицы. Они, словно омывая его, текут направо и налево.
Как расплавленное золото ложатся на тротуары отблески многочисленных огней витрин. Сквозь оголенные ветви платанов просвечивают большие освещенные окна отеля. В ночном пейзаже Парижа К. Коровин находит удивительное богатство цвета. Порой он пишет ночные пейзажи в теплой гамме. Например, в пейзаже «Париж ночью. Итальянский бульвар» (1908) небо написано серо-коричневым теплым цветом. Почти черными кажутся густые кроны деревьев. Далекая перспектива ленты бульваров увлекает взгляд зрителя вдаль и, словно завораживая, передает самый дух Парижа.
В 1911 году К. Коровин, как и в 1906 году, обращается к Мотиву «Париж. Бульвар Капуцинок», но изображает его теперь в обрамлении сочной зелени каштанов, подцвеченной золотистыми огнями. Здесь уже показана не архитектура улицы, а сама улица – шумная, праздничная. Композиция пейзажа динамичнее. К. Коровин, словно внезапно выхватывает кусок жизни города со всем его неповторимым обаянием и своеобразием, города шумного, бурливого, радостного и приветливого.
Живопись художника стала шире, декоративнее. Эти черты получили новое развитие в пейзаже «На юге Франции» (1908). В светлой нежной зелени – дом старой архитектуры с причудливо и живописно разбросанными окнами, освещенные лучами весеннего солнца. Пейзаж пронизан радостью и солнцем, ясным, по-весеннему ласковым и нежным. В картинах художника 900-х годов интерес к передаче световоздушной среды усиливается. Они словно сами излучают свет. В пейзажах этого времени, пожалуй, наиболее последовательно выражен импрессионистический метод Коровина.
Солнце яркими квадратами ложится меж столов и стульев уличного кафе, плавит свежую желтоватую зелень листвы («Кафе в Ялте», 1905). Яркие вспышки красного – полосы реклам и витрин, сверкающие белые скатерти – все насыщено ликующе-праздничным ощущением жизни. Картина пленэрна, она пронизана светозарным воздухом, душистым и располагающим к отдыху. Композиция пейзажа вызывает ощущение внезапности художественного наблюдения.
В творчестве К. Коровина получил большое развитие портрет в пейзаже, который занимает промежуточное место между жанровой картиной, портретом и пейзажем. Образ человека воспринимается в таких работах художника как составная, но не главная часть прекрасной, залитой солнцем природы.
В портретах 900-х годов модели художника – жизнерадостные и приветливые, они показаны в окружении залитого солнцем интерьера, но в них мы не найдем той остроты психологического анализа, которая была в портретах 90-х годов.
К. Коровин экспонировал свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, «Мир искусства», «Союза русских художников», его произведения обращали на себя внимание и на международных выставках.
В 1924 году Константин Коровин уехал во Францию и не вернулся на Родину. Отрыв от Родины пагубно сказался на его творчестве. Сейчас в Париже нет ни одного музея, где можно было бы познакомиться с последним периодом творчества К. Коровина. Его работы рассеяны по частным собраниям. Не осталось никого и из родных художника. Его сын, талантливый художник, живя в страшной нужде, покончил с собой.
Умер художник 11 ноября 1939 года в Париже. В 1961 году в Москве и Ленинграде были устроены большие выставки работ К. Коровина, приуроченные к столетию со дня его рождения. На выставках побывало множество народу. К. Коровина любят не только художники, которые внимательно изучают своеобразие колорита его картин, но и самые широкие круги зрителей.
коровин русский живописец
Заключение
Кого же мы потеряли? И сколько еще он смог бы сделать для нас? А какой огромный вклад он сделал в искусство?
Мы потеряли ярчайшего представителя русского импрессионизма.
Талант истинный, этот великий дар природы, которым в полной мере обладал Коровин, несовместим с легковесностью и поверхностностью творчества, а это, пожалуй, наибольший грех, в котором упрекали художника еще современники. Уже в 1920-е годы Б.Н.Терновец поставил его имя рядом с Валентином Серовым. В последнее время русскими исследователями сделан следующий шаг к реабилитации творчества художника. Врубель – Серов – Коровин – триумвират, определяющий наиболее существенные успехи русского искусства конца XIX – начала XX века.
Коровин – удивительный, прирожденный стилист. То, что мерещилось Куинджи, то удалось Коровину. Не хуже японцев и вовсе не подражая им, с удивительным остроумием, с удивительным пониманием сокращает он средства выражения до минимума и тем самым достигает такой силы, такой определенности, каких не найти, пожалуй, и на Западе. Его стынущие в холоде и мгле северные пустыни, его леса, обступающие редким строем студеные озера, его бурые и сизые тучи, его стада моржей и вереницы оленей, наконец, яркие фанфары желтого солнца, играющего на всплесках синих заливов, – все это является настоящим откровением Севера, истинно грандиозной поэмой Севера, гораздо более достойной стать классическим произведением русской живописи, нежели все «Фрины» Семирадского или «Помпеи» Брюллова.
Коровин написал около 300 картин, которые хранятся в 22 музеях России. Многие из них находятся в Третьяковской галерее (например, "Портрет", "Север", "Охотино. Деревенские пейзажи", "Париж", "Крым, Гурзуф", "Ноктюрны", "Натюрморт", "Предреволюционное искусство", "Эмиграция".) и Русском музее («Хористка», «У балкона. Испанки», «Портрет Т.С. Любатович», «Бумажные фонари», «Портрет Ф.И. Шаляпина» и др.).