Российская академия художеств Факультет теории и истории искусств Отделение заочного обучения Контрольная работа по курсу Античное искусство и архитектура. Тема: «Дорический и ионический ордера в архитектуре древней Греции» (II курс) Преподаватель: профессор Давыдова Л.И. Санкт-Петербург 2009 План контрольной работы. 1. Возникновение ордерной системы и её историческое развитие. 2. Причины влияния ордерной системы на последующие эпохи.
3. Основные цели древнегреческого зодчества. 4. Возникновение и развитие дорического и ионийского стиля. 5. Отличительные черты дорического ордера. 6. Отличительные черты ионического ордера. 7. Использование ордерной системы в греческих храмах. 8. Заключение. Сложение и расцвет древнегреческой архитектуры в её классических формах заключают в себе основу всего последующего развития мирового зодчества и составляют ценный вклад в историю мировой культуры. В VIIвеке до н.э. на основе общей характеристики новых эстетических и этических идеалов древней Греции и изменений, касающихся социальной и эстетической роли архитектуры, сформировалась система конструктивных художественно-пластических решений. Она получила название ордерной, от латинского ordin, означающего строй, порядок, и, в последствии, оказала огромное влияние на последующую эпоху в истории мирового зодчества. В античную эпоху ордерная система была воспринята эллинизмом и Римом, потом она прошла через европейское средневековье, пронеся свои главные элементы и слегка изменённые детали, возродилась, и благодаря римской архитектуре получила дальнейшее своё развитие в Италии XV – XVIвеков. В эпоху барокко и классицизма ордерная система получила своё отражение в основном в фасадной стороне архитектуры, где по-своему применялся ордер. Последним же периодом наиболее плодотворного использования ордерной системы можно назвать конец XVIII– первую треть XIXвека, – время, связанное в России с творчеством Росси и Воронихина. Однако, «поверхностно-фасадное, во многом уже эклектически-украшательское подражание ордеру доживает вплоть до середины XXвека»[1] . Основные причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры на всемирное зодчество заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений[2] . Она отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составляющих единое, неразрывное целое. Более того, греческая архитектура выявляла не только скрытые возможности в строительной технике своего времени, – в ней выразилось то «продвижение в овладении миром, в его разумной переделке, приспособлении к нуждам человека, та мера осознания человеческого интереса и достоинства, тот уровень эстетического восприятия мира, которые представлялись в эпоху античности и в периоды расцвета гуманизма последующих эпох объективно ценным человеческим завоеванием»[3] . В основе древнегреческого искусства лежали «представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженныйсоциальный характер»[4] . Эллинские зодчие стремились подчеркнуть и развить скрытые в самой конструкции здания художественно выразительные, – образные эстетически моменты. Строго продуманное единство строительно-конструктивной, функционально-утилитарной и собственно образно-эстетической сторон архитектурного сооружения нашло свое воплощение в целостной системе архитектурного языка — ордере. В храмах греческих городов принципы ордерной архитектуры получили свое наивысшее воплощение. На опыте их строительства была доведена до совершенства художественно-пластическая система, достигающая глубочайшей образности, эстетически подчёркнутой зодчими. Принципы ордерной архитектуры наглядно воплощаются в порядке и связи основных элементов конструкции: стилобат (основания), вырастающая из него колоннада и лежащий на ней антаблемент (перекрытие). В зрительном образе храма перекрытие над колоннадой было пластически напряжённым за счёт введённого на него скульптурного декора и развёрнутых сюжетных скульптурных групп. «Ощущение твердой устойчивости постамента сменялось упругим напряжением несущего усилия колонн и тяжести горизонтального перекрытия. Некоторое завершающее успокоение создавалось плоскостью треугольников фронтона, а с боковых точек зрения — пологим скатом крыши, жесткий контраст вертикалей колонн и горизонталей перекрытия разрешался чувством их гармоничного слияния»[5] . Одной из целей полисного строительства в Древней Греции было воплощение идеала гармонии целого, которое достигалось, опираясь на эстетически осознанные элементы конструкции и сообразуясь с идейным значением функции храма. Греческие зодчие стремились приобщить к чистоте прихожан храма, – акцентировали соответствующим образом пропорции, подчёркивали одни, смягчали другие элементы конструкции храма, создавали определённый пластический образ, исполненный глубокого духовного содержания. Это единство конструктивно-вещественного момента с духовным эстетическим аспектом архитектурного образа, достигнутое, казалось бы, простейшими приемами, составляет особую ценность урока, даваемого нам греческой ордерной архитектурой. Эволюция к все большей гармонии, создание новых образных решений при почти неизменной технике, выражаемых в видоизменениях ордера, были в значительной мере обусловлены именно идейно-образной эволюцией культуры[6] . В период ранней архаики – VIIв. до н.э. – сложились два основных ордера: дорический и ионический. «Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие — антаблемент»[7] . Единая греческая культура выступает здесь перед нами в двух своих разновидностях. Первый — дорический — развивался преимущественно на западе греческого мира (полуостров Пелопоннес, Сицилия и Великая Греция — южная часть Апеннинского полуострова). Второй ионический — в восточной части Средиземноморья (полуостров Аттика, острова Эгейского моря и в Малоазийской Греции). Различие между двумя древнегреческими ордерами обуславливаются, скорее всего, и влиянием особенностей местной традиции и культуры, и особенностями используемых строительных материалов. Наличие в западных районах деревьев строевых пород, позволявших из стволов большого диаметра целиком высекать необходимые строительные элементы, предопределили наличие в дорическом ордере крупномасштабных элементов. В восточных районах, где произрастают преимущественно деревья с относительно тонкими стволами, возникала необходимость, для обеспечения необходимого сечения, сплачивать ряд мелких брусьев. Очевидно, это повлияло на «сильную расчлененность ордерных элементов ионийского стиля, его своеобразное изящество, зрительную “хрупкость”. Кроме того, этот стиль в некоторых своих проявлениях генетических связан с архитектурой Древнего Востока»[8] . Оба основных стиля развивались параллельно. «Дорический стиль в большей степени, чем ионийский, разрабатывал строгую гармонию пропорций здания, выявляя архитектоническую структурную основу зодчества. Ему свойственна мужественность, твердость и определенность, что и нашло свое выражение в характерной “железной” логике, рациональности и тектонической ясности. Ионийский стиль отличался большей мягкостью, живописностью, утонченностью пропорций, обилием декоративных деталей, яркой полихромией, особенно в своем восточном, малоазийском варианте»[9] . В период наивысшего расцвета Древней Греции, так называемую, классическую эпоху, делались попытки слить воедино эти два стиля, образовав тем самым «панэллинский стиль» архитектуры. Это достигалось путём сопоставления двух стилей в одном и том же сооружении и путём «ионизации» дорического стиля, – то есть, приданию дорическому стилю изящности и утончённости. Однако, всё равно единого стиля в древнегреческой архитектуре так и не возникло. Основные структурные элементы едины как для дорического, так и для ионического ордера. Основа – стилобат – обрабатывается по всему периметру обычно тремя ступенями. По внешнему контуру храма на стилобат устанавливались колонны, состоящие из трёх частей: базы (опорной части), ствола (фуста) и капители, которая являлась завершением колонны и на которую непосредственно опиралось перекрытие-антаблемент. Антаблемент также состоит из трёх частей: балки – архитрава, фриза и карниза, который являлся уже элементом крыши. Крыша имела форму двускатной, вследствие чего передний и задний фасады имели треугольное завершение – фронтон, огибаемый карнизом. Каменные блоки, из которых были выложены стены, колонны и антаблемент, обрабатывались профилями различных типов (так называемыми обломами). Иногда обломы украшались геометрическим и растительным орнаментом. Сочетание обломов разных типов и размеров позволяли создать разнообразные архитектурные профили. Сами по себе архитектурные профили (или обломы) являются архитектурно-пластическими деталями ордера, имеющими в поперечном разрезе прямолинейные или криволинейные очертания. Главные отличительные черты дорического ордера. Дорическая колонна не имеет базы, её ствол устанавливается непосредственно на стилобат. В разрезе колонна представляет собой круг. Классическим соотношением высоты ствола к диаметру является соотношение 6 : 1. Ствол утоньшается кверху, чуть ниже середины колонна имеет едва заметное утолщение – энтазис – позволяющее смягчить впечатление строгости и жёсткости, которое колонна производила бы, имея точную геометрическую форму. Ствол обрабатывается по всей длине желобками-канелюрами , число которых колеблется от 16 до 20. Канелюры убирают монотонную цилиндричность колонны и благодаря светотеневой игре помогают ощутить округлость самой колонны. Немного не доходя до конца, ствол колонны опоясан узким углубленным желобком. Верх колонны либо напрямую, либо через посредство трех валиков переходит в капитель . Капитель дорической колонны состоит из круглой подушки, расширяющейся кверху, — эхина , — и лежащей на ней квадратной плиты — абаки . Расширение диаметра колонны за счёт капители позволяет уменьшить расстояние между опорами – пролёт , и обеспечить постепенность передачи давления на ствол. Дорическая колонна при всей простоте своей формы прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею. Антаблемент в дорическом стиле имеет следующие особенности: его нижний горизонтальный пояс — архитрав — гладкий, не расчленяющийся на элементы. Верхний горизонтальный пояс — фриз — отделяется от архитрава узкой выпуклой полоской. Фриз состоит из двух чередующихся частей – слегка выступающих триглифов и полей между ними — метоп . Триглифы являются декоративным выражением торцовых окончаний лежащих на архитраве балок перекрытия. Они украшаются двумя полными вертикальными канелюрами и ограничивающими края половинками канелюр. Метопы, первоначально гладкие, позднее стали украшаться рельефными изображениями ритуальных предметов и мифологических сцен. Завершается антаблемент сильно выступающим наружу карнизом . И в дорическом, и в ионическом ордере карниз состоит из нижней тяги, слезника и верхней тяги. Нижняя тяга состоит из плиты, поддерживающей и уменьшающей вынос слезника. Сам слезник – это «выносимая плита (основная часть карниза)»[10] , «подбитая» снизу квадратными пластинками с «каплями» – модульонами (кронштейн) или мутулами (плоский наклонный выступ). “Внутренний” треугольник фронтона — тимпан , нередко украшался скульптурными группами. Фронтон — на вершине и по краям — зачастую украшался, так называемыми акротерами (небольшими постаментами), в виде пальметок или статуй на пьедесталах. Главные отличительные черты ионического ордера. Основное отличие ионического ордера от дорического состоит в бóльшей утончённости и усложнённости образа, увеличении количества деталей. Колонна – выше и стройней дорической – устанавливается на профилированную базу, состоящую из нескольких круглых валов, отделённых друг от друга узкими впалыми желобками. Ствол колонны утончается кверху. Количество канелюр увеличено до двадцати четырех. Канелюры более глубокие, разделены срезами – “площадочками”, и вверху и внизу заканчиваются закруглениями. Наиболее характерной чертой ионической колонны является более сложно обработанная капитель. Эхин («часть капители в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем»[11] ) ионической капители декорировался характерным рельефным мотивом яцеобразных иоников (“овы”). Абака («верхняя плита капители колонны»[12] ) по обеим сторонам закручена в спиральные волюты , завитки которых обводятся выпуклыми ободками, сходящимися в центре волюты в круглый “глаз”. Между волютами и архитравом располагается тонкая горизонтальная прокладка — импост . Другими орнаментальными мотивами, кроме уже упомянутых иоников, используемыми в ионическом ордере, являются киматий и перлы (бусы). Киматий представляет собой сходный по рисунку с иониками растительный орнамент из листьев, заостренным концом обращенных вниз. Архитрав ионического антаблемента делится на несколько — обычно три — горизонтальных пояса, выдающихся один над другим, и отделяется от фриза узкой полочкой с орнаментированным зубчиками или иным образом желобком под ней. Фриз представляет собой широкую ленту, гладкую или украшенную скульптурным орнаментом в виде голов жертвенных животных, гирлянд цветов или сцен мифологического содержания. Такой фриз называется зофорным — “несущим изображение”. Карниз антаблемента, также отделенный от фриза орнаментированной полоской, сильно нависает над ним и состоит из обычных трех элементов. В нем отсутствуют модульоны, он разработан горизонтальными профилями украшенными резным рельефным орнаметом в виде иоников, киматия или перлов. Как уже отмечалось выше, наиболее полно ордерная система воплотилась в греческих храмах. Самым простым и очевидно наиболее ранним является, так называемый, “храм в антах” или “дистиль ”. Он состоит из прямоугольного в плане святилища — целлы (наос ) с гладкими боковыми стенами, в котором находилось изображение божества. Передний фасад целлы представлял собой углубление — лоджию, отделенную от основной части стеной с центральным проемом (пронаосом ). По сторонам она ограничена боковыми срезами стен, которые и называются антами, между антами, по переднему фронту целлы, устанавливались две колонны (отсюда — дистиль, т. е. “двоеколонный”). Завершался храм в антах антаблементом. Передний и задний фасад увенчивался фронтоном. Другим, также относительно простым типом храма является простиль . Главное его отличие от дистиля то, что портик имеет четыре колонны, причем портик выдвинут вперед и боковые колонны прикрывают анты. Амфипростиль — двойной простиль, портики в нем распологаются и на переднем, и на заднем фасаде — встречающийся сравнительно часто тип храма. Классическим типом греческого храма, в своих основных чертах сложившимся во второй половине VII в до н. э., является периптер — прямоугольное здание — целла, окруженное со всех сторон колоннадой (птероном ). Целла состояла из трех частей: передней (пронаоса), центральной (собственно целлы) и третьей (опистодома), отделенной от целлы глухой стеной. Вход в опистодом был только с заднего фасада. В нем обычно хранились реликвии, приносимые в дар божеству. В ионическом зодчестве большую роль играл диптер — своеобразная разновидность периптерного храма с двойной колоннадой по бокам. В IV веке до н. э. в Греции появился еще один вид храма — моноптер , или круглый периптер, в котором цилиндрическая целла окружалась кольцом колонн. Ордера применялись как в наружном, так и во внутреннем оформлении храма. Целла греческих периптеров и диптеров обычно членилась двумя продольными рядами колонн на три параллельные галереи — нефа , причем центральный неф был шире боковых. Колонны, разграничивающие неф, ставились в два яруса. Нижний поддерживал балку-архитрав, на нее, в свою очередь, устанавливался второй ярус колонн, поддерживающий деревянные балки перекрытия кровли. Балки, составляющие нижний пояс стропильных ферм, входили в интерьер храма. Их пересекали под прямым углом второстепенные балки-ригели, образуя квадратные углубления — кессоны . Кессоны перекрывались тонкими мраморными плитами, украшенными росписью или рельефными розетками. Без сомнения, искусство Древней Греции оказало самое большое влияние на последующие поколения. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры. А ордерная система в архитектуре использовалась полностью или частично в строительство вплоть до XXвека, отражая лаконичность и простоту форм, существовавших ещё в древнегреческой архитектуре. Список использованной литературы. 1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т.1 М, 1959. 2. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции, М, 1987. 3. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей, М, 1983. 4. Власов В.Г. Стили в искусстве, Т. 1 СПб, 1995. 5. Всеобщая история архитектуры. В 12-ти томах, Т. 2 М, 1958. 6. История зарубежного искусства. Под ред. М.Т. Кузьминой и Н.Л. Мальцевой, М, 1980. 7. Ю.Д. Колпинский. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности, М, 1977. Интернет источники: 1. Википедия – ru.wikipedia.org/wiki/ 2. Словарь архитектурных терминов http://construction.vesco.ru/dictionary 3. Страны мира – древнегреческая архитектура http://www.countries.ru/library/ant/grarh.htm [1] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. – М.: “Изобразительное искусство”, – 1977. С.58. [2] Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: “Изобразительное искусство”, – 1983. С. 25. [3] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. – М.: “Изобразительное искусство”, – 1977. СС.58-59. [4] http://www.countries.ru/library/ant/grarh.htm [5] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. – М.: “Изобразительное искусство”, – 1977. СС61-62 [6] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. – М.: “Изобразительное искусство”, – 1977. С62 [7] http://www.countries.ru/library/ant/grarh.htm [8] Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: “Изобразительное искусство”, – 1983. С. 26 [9] Власов В.Г. Стили в искусстве, т 1. – СПб.: “Кольна” – 1995. СС. 193, 238. [10] http://construction.vesco.ru/dictionary [11] ru.wikipedia.org/wiki/ [12] Там же. |