Вариант: 5 Контрольная работа по методике изобразительной деятельности студентки 42 группы заочного отделения Сыктывкарского Гуманитарного колледжа им. Куратова. Корепиной Олеси Николаевны. Адрес: Коми республика. Сосногорский р-он пос. Верхнеижемский ул. Садовая. д.27 кв.12 индекс 169533 Место работы: МУ «Клуб п. Верхнеижемский» Должность: Заведующий. Тема:Методы обучения изодеятельности. План: 1.Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника. 2. Методика проведения обследование предметов. 3. Образец и требование к нему.
4. Показ приемов выполнения работы красками, цветными мелками и другими материалами. 1.Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.,1971г. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об ихсвойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М., 1983. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит,конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке,аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус. 2. Методика проведения обследование предметов. В связи с задачами развивающего обучения определены место и характер использования наглядных и словесных методов и приемов. Ведущими, главными в обучении изобразительной деятельности дошкольников являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия. Обследование – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно – двигательным и зрительным путем. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете. как правило обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследовать можно игрушки предметы быта, природы. При изображении человека можно обследовать игрушку – куклу, можно рассматривать фигуры детей. То есть обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать. Однако, смысл его не только, а может быть, не столько в решении сиюминутной изобразительной задачи. Более глубокий и важный смысл – в освоении ребенком самого способа обследования как способа познания окружающего. Овладение самим способом и дает ребенку относительную свободу и самостоятельность в познании. Зрелая изобразительная деятельность немыслима без целенаправленного аналитико-синтетического восприятия окружающего. будущих художников учат смотреть не по житейски, а так что бы грамотно профессионально изображать. Дошкольника невозможно научить зрелому сенсорному, художественному видению, но помочь ему видеть предмет, его изобразительные признаки возможно и необходимо. Итак, обследование – метод обучения и в тоже время одна из задач обучения. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений .-М.: Издательский центр «Академия», 1997 г. В разных видах изобразительной деятельности цели обследования будут различными. Перед любым видом деятельности воспитатель обращает внимание детей на форму, размер, положение предмета, а затем непосредственно перед занятием рисованием выделяет контур, части предмета, уточняет цвет, если он является характерным для данного предмета. Перед лепкой обследуется объемная форма со всех сторон, слитность и расчлененность ее массы. Для конструирования важно пропорциональное соотношение частей, связь их между собой. Сам процесс обследования включает несколько этапов. В своем исследовании Н. П. Сакулина предлагает пять последовательных этапов: В. Б. Косминская и др."Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду"М., «Просвещение», 1977 г. Педагог должен внимательно подходить к отбору объектов для рассматривания и изображения по всем темам программы. Этот принцип должен учитываться при подборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей каждого возраста. Из всего многообразия жизненных явлений отбираются темы, доступные их пониманию и изображению. Учебный материал в программе расположен с учетом постепенного нарастания сложности объектов изображения от близких, хорошо знакомых ребенку предметов ко все более широкому кругу предметов и явлений. Например, для младших групп рекомендуется изображение предметов, имеющих простую форму (ленточка — длинная горизонтальная линия, баранка — замкнутая округлая линия, флажок — прямоугольник, соединенный с прямой линией, и т. п.). Анализ этих предметов очень несложен, он доступен трехлетнему ребенку. Обследование предметов имеет некоторые особенности в зависимости от возраста детей, а значит, их возможностей в восприятии и изображении. Дети младшего возраста изображают предметы одночастные, форму передают обобщенную, приближающуюся к геометрической фигуре – эталону. Поэтому и содержание обследования очень простое – вычленение формы, цвета. В средней группе при обследовании обращается внимание на строение предмета. Важна так же ориентировка в пространстве, и воспитатель словом уточняет расположение предмета(наверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны)Особенно тщательно должно быть обследование предметов, форму которых дети изображают впервые. Дети средней группы в силу большего сенсорного опыта могут быть активнее при обследовании. Важно побуждать их действовать жестом и вслух называть части, формы и т.д. Со средней группы у детей возникает и больше возможностей к выявлению связей, зависимостей между внешним видом и назначением предмета, его частей и другими его признаками, к обобщению предметов по признаку формы. При обследовании предметов детьми старшего возраста в связи с усложняющимися задачами изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Основную форму дети передают обобщенно, приближая ее к соответствующей форме геометрической фигуры. Характерный облик предмета создается благодаря включению в изображение некоторых деталей, элементов движения. В подготовительной группе особенно важно в процессе обследования обращать внимание на разнообразие предметов одного типа, учить детей видеть их выразительность, своеобразие. Нужно пояснить детям смысл обследования. В работе с самыми старшими дошкольниками методика обследования зависит от многих факторов: от общего сенсорного развития детей и умения обследовать предметы с целью изображения; от задач изображения; от уровня изобразительных умений и других факторов. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений .-М.: Издательский центр «Академия», 1997 г. 3. Образец и требование к нему. Образец – это то, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях. В методической литературе к образцу относят работу, выполненную воспитателем, игрушки, скульптуру малых форм, даже картины. Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь зрительное восприятие, причем при изображении на плоскости (рисунок) предмет воспринимается только с одной стороны. Способность воспринимать предмет в совокупности его качеств свойственна уже ребенку младшего дошкольного возраста. Однако необходимость изобразить предмет с натуры предполагает умение анализировать соотношение частей, расположение их в пространстве. Психологи считают, что ребенок младшего дошкольного возраста способен к такому аналитико-синтетическому восприятию только при условии правильного педагогического руководства. Отметим некоторые особенности использования натуры в работе с детьми дошкольного возраста. Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет. Воспринимая предмет, ребенок должен показать его объем (дать двухмерное изображение трехмерной натуры на плоскости), что связано с применением светотени, передачей перспективных изменений предмета, показом сложных ресурсов. Ребенку младшего дошкольного возраста эти приемы изображения недоступны. Поэтому в качестве натуры для них подбирают предметы простой формы, имеющие четкие очертания и членения частей. Натура помещается так, чтобы все дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны. Воспитателю следует детально рассмотреть с детьми натуру, направляя и облегчая словом и жестом процесс анализа. Этот процесс требует определенной культуры восприятия, развитого аналитического мышления. Таким образом, использование натуры как метод бучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунку и натуры. Иногда натура может использоваться как частный прием и не влиять на характер занятия в целом. Например, в процессе рисования по замыслу ребенок просит помочь в изображении какого-либо предмета. Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности, образец применяется как метод обучения. Иногда может быть внесено несколько образцов для выбора, если дети уже овладели каким-нибудь умением. Иногда образец выступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей б изображаемом предмете. Отрицательно на развитии творческих способностей детей сказывается применение образцов с утраченными, схематичными изображениями. Упрощение изображения до схемы создает лишь кажущееся облегчение постепенной перед детьми задачи. Схема не соответствует конкретному представлению ребенка о предмете, так как в ней отступают характерные детали, по которым дошкольник узнает предмет. «Дошкольное воспитание» №44 – 2003 г. Не следует заменять представление, образовавшиеся на основе конкретного восприятия, плоскостными и схематичным изображением, лишенным индивидуальных черт. Такая схема не поможет ребенку выделить главное в предмете, а просто заменит образ конкретного предмета. Переменяя подобные образцы, воспитатель забывает о такой воспитательной задаче изобразительной деятельности, как закрепление представлений детей об окружающей действительности Обучение при постоянном использовании готовых схематических образцов сводится, в конечном счете, к узкой задаче – выработке умения создавать несложные формы. Тренировка руки в создании такой формы изолируется от работы сознания. В результате в рисунках детей появляются шаблоны: домик с треугольной крышей, птицы в виде галочек и т.д. Это объединяет детский рисунок, раз и навсегда усвоенная схематичная форма снимает необходимость дальнейших наблюдений, изобразительная деятельность отрывается от действительности. Неосознанно усвоенное схематическое изображение часто теряет сходство с реальным предметом, так как ребенок повторяет усвоенные формы не задумываясь. Например, птичка (галочка) при изображении повертывается крыльями вниз или набок. Картины применяются главным образом для картин уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина как художественное произведение ярко, эмоциональное передает образ. Исследования психологов и педагогов показали, что уже детям двухлетнего возраста доступно понимание картины как изображения предмета. Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости. Например, педагог показывает картину, чтобы объяснить изображение отдельных предметов, которые в жизни ребенок воспринимал расположенными на ровной земле. . Соломенникова О.А. «Радость творчества» М. «Мозаика-синтез» – 2005г. Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются выше, близкие – ниже, к краю листа. Для дошкольника невозможно осознать все приемы и изобразительные средства, использованных художником, поэтому он будет срисовывать, не понимая, почему нарисовано так, а не иначе. В последние годы при обучении детей рисованию остро встал вопрос о том, нужно ли в обучении опираться на образец, которым является рисунок воспитателя или иллюстрация, и на показ как прием обучения. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. С. В. Парафеевой. – М., «Просвещение», 1972. – 86 с.4. Показ приемов выполнения работы красками, цветными мелками и другими материалами. Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребят рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом для выражения отношения рисующего к объекту изображения. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большими вниманием подойти к тематике работ. Чаще всего в практике детских садов используются карандаши и краски. Каждый из материалов имеет свои достоинства, особенности и возможности, и воспитателям следует обдумать, какой из них надо предложить при выполнении того или иного рисунка, какой материал поможет добиться наибольшей выразительности образа. И наоборот, в карандашных рисунках предлагается заштриховать большие поверхности. Детям это редко удается. Длинный штрих прерывается, меняя направление. Ребенок ставит карандаш вертикально и, с усилием нажимая на него, проводит длинные толстые линии, вместо того чтобы, не отрывая карандаш от бумаги, заштриховать ее поверхность легкими и ровными движениями. Здесь также не учтены особенности и возможности материала. В детском саду также можно применять различные материалы : Карандаш простой. Для рисования применяют графитовый карандаш, преимущественно граненой формы, среднее мягкости – М и 2М. Острием графита рисуют тонкие линии и штрихи, а его боковой частью проводят более толстые линии и выполняют тушевку. Готовя карандаш к работе, острым ножом стачивают деревянную оправу на 25-30 мм и обнажают графит на 8-10 мм, заостряя его конец, чтобы он покалывал как иголочка. В процессе работы карандаш держат за середину оправы и время от времени повертывают в руке, чтобы рисовать острой частью графита. Притупившийся графит вновь заостряют ножом или наждачной бумагой. Правильная заточка и длинная оправа позволяют на разных этапах работы держать карандаш то тремя пальцами, то всей кистью руки, чтобы извлечь все заложенные в нем изобразительные возможности. Карандаш цветной. Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. При сильном нажиме стержни сильно крошатся и ломаются, жирный, блестящий след их прочно соединяется с бумагой, поэтому плохо удаляется резинкой и слабо воспринимает повторную прокладку другим цветом. Следовательно, деревянную оправу цветных карандашей надо считывать на меньшую длину, чем у простых, и слабо нажимать на оправу. Химический карандаш в рисовании не применяется, так как он дает бледные серые линии, которые плохо исправляются резинкой и изменяют свой цвет. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998. Уголь. Уголь для рисования представляет собой круглый стерженек длиной 10-12 см и диаметром 5-8 мм. Этот мягкий, ломкий, крошащийся материал плохо соединяется с бумагой, осыпается. Однако уголь дает глубокий матово-черный след, хорошо видимый на расстоянии. Он легко смахивается сухой тряпкой и стирается резинкой. Им можно рисовать разнообразные линии, выполнять любую штриховку и тушевку как концом, так и плашмя. Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль, – обойной, газетной, оберточной и рисовальной. Мел. Применяется для рисования на классной доске, позволяет выполнять линейные рисунки, а также штриховку и тушевку. Для стирания нужно иметь две тряпки – сухую и слегка увлажненную: сухой устраняют ошибки и наносят тушевку растиркой меловой пыли; влажной освежают наиболее темные места и начисто стирают рисунок с доски. Существенные затруднения могут возникнуть при выполнении мелового изображения из-за его негативности: все темное в натуре становится в рисунке белым, а светлое – темным. Преодолеть помеху в некоторой степени помогает цветной мел. Пастель – толстые стерженьки разного цвета в бумажной облатке, напоминающие цветные мелки. Пастелью работают на шероховатой бумаге как цветными карандашами, нанося штрихи и полосы, которые можно растушевать пальцем или растушкой – бумажной или замшевой палочкой. Дает матовый, слегка блеклый, красочный слой. Как и уголь, пастель плохо соединяется с бумагой и осыпается. Акварель – самая распространенная водяная краска; приготовляетя из тончайшего красочного порошка, частицы которого связываются клеящим веществом (гуммиарабиком, вишневым клеем), растворяющимся в воде. Для работы краску обильно смачивают водой и, когда она размягчится, концом чистой кисти переносят на палитру или на пробный лист бумаги с отогнутыми краями. Здесь к красочной массе добавляют нужное количество чистой воды и тщательно перемешивают для получения однородной смеси определенной густоты и цвета. Жидкую красочную смесь обычно готовят для окраски больших фигур и светлых частей предмета, а густую – при завершении работы для обводки, усиления цвета и изображения затененных частей предмета. Говоря о густоте краски, следует, однако, подчеркнуть основное свойство акварели – ее прозрачность. Светоносная поверхность белой бумаги пронизывает своими отраженными лучами тонкий красочный слой и насыщает его светом и трепетом. Густой красочный слой, закрывая путь световым лучам к бумаге, выглядит глухим, мрачноватым. Злоупотребление густыми красками приводит к появлению серости и цветового однообразия. В учебном рисовании применяют наборы в 10-16 красок, в которые входят следующие цвета: черный, фиолетовый, пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и коричневый. Гуашь. В отличие от акварели содержит белила, которые лишают краску прозрачности, делают ее плотной, непроницаемой, или, как говорят, кроющей. Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и по высыхании светлеет. В силу кроющей способности гуашь позволяет вносить различного рода исправления. Она незаменима для работы в сфере изобразительной деятельности детей. Кисть. По форме волоса кисти делят на плоские и круглые, по сорту – на щетинные, колонковые, беличьи и другие, по размеру – на тонкие, средние и толстые. Для изучения техники акварели нужна круглая мягкая колонковая или беличья средних размеров кисть (№ 11-14). Ее гибкий волос образует коническую форму с острым концом. Такой кистью можно окрашивать большие фигуры, работая всей массой волоса, и изображать маленькие детали концом кисти. Прерывая работу, кисть кладут на специальную подставку или на край стола, чтобы не загрязнить рабочее место. Категорически запрещается оставлять кисть в банке с водой, где волос загибается и расходится в разные стороны, теряя коническую форму. По окончании работы кисть следует тщательно вымыть, волос отжать и пригладить пальцами, чтобы придать ему заостренную коническую форму. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998. Палитра. Палитра – это пластинка, дощечка, на которой художник проверяет цвет взятой краски, смешивает краски для получения нужного оттенка, чтобы затем перенести их на рисунок. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны тончайшие оттенки цвета. На палитре краски располагают в небольших углублениях, а смешивают их на большей ее части, ровной и гладкой. По краям возвышается невысокий бортик, препятствующий стеканию красок. Некоторые палитры имеют овальное отверстие для надевания на большой палец левой руки. После работы палитра очищается от красок губкой или тряпкой, смоченной водой. У акварельных красок, расфасованных в железные коробки, крышка имеет углубления для красок и их смешивания и поэтому используется в качестве палитры. Палитру часто заменяют листом белой бумаги такого же сорта, как и для рисунка. Края листа и уголки загибают внутрь, что превращает палитру в своеобразную ванночку, удобную для работы краской. В младшей группе необходимо учить детей элементарным приемам пользования карандашом и кистью. Трехлетнего ребенка вначале не смущает неумение держать карандаш, кисть и рисовать ими. Но постепенно он начинает осознавать свои возможности и на предложение воспитателя нарисовать что-либо, отвечает: «Я не умею». Поэтому встает задача не только научить ребенка правильно держать карандаш, кисть, но и научить элементарным способам изображения. Рисование дождика (карандаш). В дождливый сентябрьский день воспитатель с детьми у окна смотрит, как дождевые капли сбегают по стеклу. «Дождик,— говорит воспитатель.— Смотрите, как бегут капли сверху вниз (рисует на листе бумаги отрывистые короткие линии сверху вниз). Послушайте, как шумит дождь, как капли стучат по стеклу: «Кап, кап, кап». Дети весело повторяют: «Кап, кап, кап». Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера,2004 г. После этого можно познакомить детей с новым материалом — краской. Большую радость доставляет детям рисование краской. Дети видят яркую краску в чашечках, получают в руки неизвестный прежде инструмент — кисточку. Воспитатель знакомит детей с кисточкой, затем обмакивает ее в краску и начинается волшебство: оказывается, если приложить ниточку к бумаге и сразу отнять, на бумаге остается красивое опальное пятно. Эти пятна можно разбросать по всему листу. «Топ-топ» — ходит кисточка по бумаге. А еще можно кольнуть бумагу кончиком кисточки и получится яркая точка. Если точки накапать между пятнышками, лист бумаги становится красивым, нарядным. Вот что умеет наша кисточка»,—говорит воспитатель и предлагает детям попробовать нарисовать на листе пятнышки и точки. Когда воспитатель убеждается, что дети легко и ритмично проводят вертикальные линии карандашом и красками и даже по собственному желанию присоединяют к этим линиям другие, создавая изображение различных предметов, можно научить детей проводить горизонтальные линии. Вначале детей затрудняет движение руки не к себе, а слева направо. Пример. Дети на пятом году жизни любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. Пример. Рисование яблок (краска). Воспитатель на занятии показывает детям яблоко; вместе рассматривают, какое оно круглое, один бок румяный, а другой желтый; черешок у яблока тонкий, сухой, коричневого цвета. Для детей пяти лет характерно интенсивное развитие памяти, внимания, наблюдательности, острый интерес к тому, что их окружает. Возрастают их возможности в изображении окружающего. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. С. В. Парафеевой. – М., «Просвещение», 1972. – 86 с. Предметы, которые могли бы служить натурой, можно сгруппировать их примерно так: человек; строения; четвероногие; транспорт; пернатые; растения, рыбы. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. С. В. Парафеевой. – М., «Просвещение», 1972. – 86 с. На самом деле влияние занятий рисованием на ребенка, прежде всего на его умственное и эстетическое развитие, на формирование его личности в целом, исключительно велико. Этим важнейшим задачам и должно быть подчинено рисование в подготовительной к школе группе. Конечно, дети должны быть ознакомлены с разными способами применения кисти. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. С. В. Парафеевой. – М., «Просвещение», 1972. – 86 с. Дети подготовительной группы рисуют человека. Сложность заключается в том, что нужно не только наблюдать индивидуальные особенности предмета, но и его в движении. К этому дети подготовлены всей предстоящей работой, когда они рисовали отдельных представителей окружающего мира. Так, в средней группе дети рисовали мишку, который шел, бежал. В рисунках детей старшей группы больше места занимает передача движений. Но они однообразны. Чем старше дети, тем больше места в их рисунках занимает графитный карандаш. Он нужен, когда дети легкими линиями находят контур животных, человека. Черным карандашом зарисовывают деревья, кустарники. Летом на даче можно давать натурные зарисовки после того, как дети выберут какое-либо интересное дерево — старое раздвоенное, кривое и пр. В карандашных рисунках так же, как и при всяком изображении, важно наблюдение. Чтобы ребенок начал понимать художественное произведение, он должен научиться соотносить образ с изображением. Это возможно в том случае, если ребенку понятны средства выразительности. В результате обучения у детей появляется умение использовать в работе различные материалы, а это дает возможность добиться выразительности задуманного, принесет в конце работы эстетическое удовлетворение. 5. Значение художественного слова на занятиях по изобразительному искусству. Перед педагогом, знакомящим детей с изобразительным искусством стоит задача развития у детей чувства прекрасного, формирования высокого эстетического вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Работа по эстетическому воспитанию дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной и художественно-речевой деятельности, экскурсии и беседы, в процессе которых дети приобщаются к искусству, художественной литературе, а также организованная самостоятельная деятельность, где каждый ребенок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение. По результатам исследования детского творчества, проведенным В.И.Лейбсон, было отмечено, что произведения, имеющие фабулу, описания героев, развитие действий, воспринимаются дошкольниками более живо, т.к. ребенок может поставить себя на место центрального образа, но тем не менее красивые лиричные стихи о природе помогают оживить рассматривание картин знаменитых мастеров, известных художников-иллюстраторов. Для того чтобы стихотворение о природе привлекло детей, необходимо использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Ритмичность звукоподражание, мелодичность делает стихотворение привлекательным, образным, пробуждает воспоминания о звуках леса. Звук пробуждает цвет, запах и т.д. Потешки, поговорки, пестушки, загадки также обладают привлекательной для детей ритмичностью и образностью, что делает впечатление ребенка ярким, динамичным и способным сподвигнуть ребенка к желанию выплеснуть эту яркость в своей работе. Максимов Ю.В. «Родник творчества» М. «Просвещение» – 1988 г. Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – серый бок! Я копытцем постучу, Если хочешь, прокачу! Посмотри, как я красива, Хороши и хвост и грива. Цок, цок, цок, цок Я лошадка – серый бок! Комментировать действия показа или уже выполнение каких-либо действий детьми тоже помогают потешки. Лепка. Разминание пластилина под слова: Хомячок, хомячок Разожми мой кулачок Разожми, разожми Что найдешь себе возьми. Дети с произнесением каждого слова делают движения сжимания пластилина в кулачке, перекладывая из руки в руку. Тем самым, обыгрывая скучный процесс. Кусочек пластилина, приобретает какую либо форму и игру можно продолжить, пытаясь угадать, на что или на кого похож этот кусочек. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера,2004 г. На другом занятии обыгрывание игрушки зайца словами: Скачет зайка маленький около завалинки Быстро скачет зайка Ты его поймай-ка Дети представляют себе образ зайки, характерные движения животного, обыгрывают слова потешки действием. Прочувствовав роль на себе, приступая к рисованию, ребенку гораздо легче воплотить этот образ на листе бумаги или в скульптуре. Это уже становится естественным продолжением всколыхнувшегося движения души. Сама потешка может стать побуждением к творческой деятельности. Педагог демонстрирует игру с бумажной мышкой, привлекая детей к игр На ладошке у Тимошки Мышка спит, задравши ножки. Ой, спит, спит, спит Ой, да носиком сопит. Будешь мышку будить Пальчиками шевелить. Раз, два, три, четыре, пять. Я не дам тебе поспать. Ой, шу-шу-шу. Разбужу, растормошу. А станешь убегать, Я тебя за хвостик хвать. Другой вариант игры. Подставляй ладошку – расскажу про кошку. Будем пальчики считать? Раз, два, три, четыре, пять. Вот кулак, а вот ладошка На ладошку села кошка И крадется потихоньку И крадется потихоньку Видно мышка там живет. Таня мышку там найдет. Чтобы играть, ребенку необходима мышка. И он с энтузиазмом берется за дело. Как только мышку смастерили, выплеснули свой восторг в дизайне мышки, ее можно тут же обыграть. И это тоже большой плюс. В начале занятия важно сфокусировать внимание детей. И здесь хорошо помогают присказки, зачины которые можно позаимствовать у сказки, отточенной временем. Пример. В одном болоте жила-была лягушка. По имени и отчеству Квакушка. Вздумала она прыгнуть на мост. Присела да и завязила в тину хвост. Дергала, дергала, дергала Выдернула хвост, да завязила нос Дергала, дергала, дергала Выдернула нос, да завязила хвост … Это присказка, а вот сказка чередом идет. . Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера,2004 г Стали звери жить все вместе в зимовье, поняли они, что их сила в дружбе и взаимовыручке. А в том лесу жили-поживали… Зубовато, серовато По полю рыщет Телят, ягнят ищет Кто же это? (волк) Да не один, а целая стая. Бродят по лесу, ищут, чем бы поживиться. Увидели вдалеке зимовье, да и посылают самого смелого волка: «Иди, посмотри, что за изба такая в нашем лесу появилась?» Крадется волк. А как же он крадется? Кто у нас будет волком (показ детей) . Обращаю внимание детей на наклон головы, туловища, положения рук и ног. – Я буду рисовать. А вы мне подсказывайте, как должно располагаться туловище, голова, передние лапы, задние, какой хвост, уши. Под диктовку детей выполняю зарисовку. Дети рисуют в воздухе пальчиком. – В нашем рисунке мы рассказали, где этот волк находится. Что же нужно дополнить? (деревья, избушку). Подсказывайте мне, где они будут находиться, какой величины они будут? Почему? – Молодцы! А теперь, мои юные художники, каждый из вас нарисует свою картину. Садитесь за столы, и приступаем к работе. Проговариваем с детьми, что мы рисуем. Готовые рисунки раскладываем на полу. Фоном негромко звучит музыка С.Прокофьева из сказки «Петя и Волк». Воспитатель читает стихотворение: Выбегают пять волчат – Страсти! Зубы острые торчат в пасти. Нападут со всех сторон Молча. Уж такой у них закон Волчий. Им бы только поскорей Драться. Не люблю таких зверей Братцы! Воспитатель хвалит детей. Обращает их внимание на то, что характер у каждого волка получился свой. Дети проявили индивидуальность, сохранив характерные черты волка. Таким образом, использование сюжета сказки, включение зачина, загадки, стихотворения позволяет сделать каждую часть занятия органичной, естественной. И такие занятия проходят живо, радостно. И итогом занятия мы получаем эмоциональные выразительные детские работы и хорошее настроение детей. Таким образом, для формирования творчества в рисовании, лепке, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому педагог создает у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе, обогатить его выразительными деталями. Активное использование художественного слова продолжается на уроках и в начальной школе, так как у младших школьников по-прежнему образное мышление занимает большое место, оно становится фундаментом для развития абстрактного мышления, поэтому, чем больше ребенок получает впечатлений визуальных, вербальных тем более глубоким и многообразным будут душа и мысли подрастающего человека. Отсюда вытекает и задача – развить у детей чувство прекрасного, формирование высокого эстетического вкуса, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. А это возможно лишь в гармоничном сочетании художественного слова и изобразительного искусства. Перафеева С.В. «Обучение детей рисованию» М. «Просвещение» – 1972 г. Литература: 1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений .-М.: Издательский центр «Академия», 1997 г. 2. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998. 3. «Дошкольное воспитание» №44 – 2003 г. 4. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.,1971г.5.Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М., 1983. 6.Косминская В.Б. и др."Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду"М., «Просвещение», 1977 г. 8. Максимов Ю.В. «Родник творчества» М. «Просвещение» – 1988 г. 9.Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. С. В. Парафеевой. – М., «Просвещение», 1972.10.Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. С. В. Парафеевой. – М., «Просвещение», 1972. – 86 с. 11.Перафеева С.В. «Обучение детей рисованию» М. «Просвещение» – 1972 г. 12. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера,2004 г. 13. Соломенникова О.А. «Радость творчества» М. «Мозаика-синтез» – 2005г. |