Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Санкт-петербургский государственный университет Культуры и искусств» Ростовский филиал Контрольная работа По предмету: «Основы словесного действия» На тему: «Основы словесного действия и мастерства ведущего в профессии постановщика культурно – досуговых программ» студентки 2 курса специализации: «Постановка КДП» Зубко А. В. Преподаватель: Казачек И. А. Ростов-на-Дону 2011 План: 1.) Введение………………………………………………………………………….3 2.) История развития словесного действия……………………..5 3.) Разделы предмета: «Основы словесного действия» 3.1. Классификация…………………………………….7 А.) Дыхание. Типы Дыхания Б.) Дикция. Виды дикционных нарушений В.) Голос. Разновидности голоса Г.) Логика речи. Разделы логической речи 4.) Антисловарь…………………………………………………..14 5.) Разбор сказки…………………………………………………13 6.) Заключение……………………………………………………18 7.) Список литературы…………………………………………..20 Введение Каждая профессия предполагает определенный минимум знаний, навыков и умения, без которых нельзя считать себя специалистом в избранной области. И художественные профессии не составляют в этом смысле исключения. Музыканты всех специальностей, независимо от их творческой индивидуальности, манеры, направлений, опираются на основополагающие принципы музыкальной теории, гармонии, ритма, контрапункта, на единую музыкальную технологию. Во всех школах изобразительного искусства еще со времен Леонардо да Винчи изучаются законы перспективы, светотени, композиции, цветовых сочетаний, осваивается техника рисунка. Необходимость овладения основами своего искусства, будь то музыка, пение, живопись или балет, не вызывает ни у кого сомнений. Но когда речь заходит о профессии драматического актера, то тут возникает множество оговорок. Говорят, что талантливый актер будет хорошо играть и без школы, а бездарному никакая школа не поможет. Отсюда делают вывод, что актерскому искусству не обязательно учиться, актером надо родиться.
Но разве талантливые музыканты, певцы, артисты балета, художники не затрачивают многих лет упорного труда на совершенствование своих природных данных, на овладение техникой своего искусства? Почему же драматическому актеру достаточно только таланта? Вытекает ли такая привилегия из особой природы театра, его исключительного положения среди других видов искусств, или отрицание школы, профессионализма и все упование на талант, чудодейственную силу «нутра»? На подобный вопрос хорошо ответил М. Горький: «Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу». Подлинное искусство, как известно, рождается от слияния таланта с мастерством, а мастерство закладывается школой, аккумулирующей в себе лучшие традиции и опыт многих поколений. Школа развивает и шлифует природные задатки ученика, дает ему необходимые знания и навыки, организует талант, делает его гибким и отзывчивым на всякое творческое задание. По мнению А. Н. Островского, без изучения техники своего искусства нельзя быть «не только художником, но и порядочным ремесленником». Заслуга создания современной школы актерского искусства принадлежит К. С. Станиславскому. Им впервые в истории театра глубоко разработаны вопросы сценической теории, метода и артистической техники, составляющие в совокупности целостное материалистическое учение об актерском творчестве. Это учение получило широкую мировую известность как «система Станиславского». Цель системы — помочь актеру воплотить на сцене «жизнь человеческого духа» роли через живые, художественно правдивые образы. Ради этой цели искались и средства ее практического осуществления, создавалась театральная педагогика. Системе Станиславского чужда нормативность творчества. Она требует единства формы и содержания, но не предписывает никаких канонов в области художественной формы. Система не подменяет собой творчества, а создает для него наиболее благоприятные условия. Она живет в умении и таланте актера. Неувядаемое значение системы Станиславского в том, что она помогла преодолеть стихийность в театральной педагогике и придать ей черты подлинной научности. В разделе учебного пособия «Словесное взаимодействие» получили наиболее развернутое выражение последние искания Станиславского, касающиеся сценической речи. В нем верно определена природа сценической речи, показана связь словесного действия с физическим, раскрыт сложный психофизический механизм рождения живого слова на сцене и предложена методика овладения органическим процессом словесного взаимодействия. Понимая сценическую речь как искусство словесного взаимодействия, автор выступает против отождествления ее с художественным чтением и преподавания в отрыве от мастерства актера. Он ставит вопрос о необходимости вернуть педагогам по мастерству утерянную ими инициативу в изучении главнейшего элемента актерской выразительности — сценического слова. История развития словесного действия Характер и стиль сценической речи менялись и развивались на протяжении всей истории театра. Особенности построения античной драмы, архитектура грандиозных театральных сооружений сформировали законы эллинской классической декламации. Нормативная эстетика классицистского театра 17—18 вв. требовала от исполнителя соблюдения правил мерной, чёткой декламации, подчинённой ударениям и цезурам стихотворной трагедии. У актёров романтического театра партитура Сценическая речь определялась чередующимися нарастаниями и спадами чувств, отличалась ускорениями и замедлениями, переходами голоса от piano к forte, неожиданными интонациями. Расцвет реалистического искусства словесного действия связан главным образом с русским театром, с деятельностью Малого театра. Поворот к реализму, совершенный М. С. Щепкиным, в значит, мере коснулся культуры сценической речи. Щепкин призывал к естественности, простоте словесного действия, приближению его к разговорной. Огромное значение работе актёра над словом придавал А. Н. Островский, считавший, что нужно не только смотреть, но и слушать пьесы. На драматургии Островского была воспитана плеяда выдающихся русских актёров (Садовские и др.) — мастеров сценической речи, рассматривавших слово как основное средство характеристики образа. На рубеже 19—20 вв. новую эру в истории развития Сцен. речи открыл К. С. Станиславский. В разработанной им системе работы актёра над ролью он искал приёмы, помогающие актёру вскрыть не только смысл текста, но и подтекст произносимых слов, захватывать, убеждать партнёров и зрителей «словесным действием». Сценическая речь — одна из важнейших дисциплин, изучаемых в театральных институтах, школах, студнях. Классификация Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Владея мастерством, актёр раскрывает внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Техника сценической речи — существенный элемент актёрского мастерства; она связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения дикцией интонационной выразительностью. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса и т. п. 1. Дыхание. Процесс дыхания имеет особое значение в связи с голосовой и речевой деятельностью человека. Это один из самых существенных и важных элементов воспитания речевого голоса и правильного произношения звуков речи. От того, как дышит актёр, т.е. как он умеет пользоваться своим дыханием, зависят красота, сила и лёгкость голоса, музыкальность и мелодичность его речи. На занятиях сценической речью делают различные упражнения, направленные на тренировку диафрагмального дыхания. Различают следующие типы дыхания: 1. Грудное дыхание. При нем наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки. Диафрагма малоподвижна. Живот при вдохе втянут. Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхне-грудное, дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Это дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограничены движения гортани и потому затруднено голосообразование. 2. Смешанное, грудобрюшное (косто-абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма. 3. Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки. Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще "низкое" дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более "высоко", и их дыхание ближе к грудному типу. 2. Дикция. Сохранность речевого аппарата зависит от того, насколько разумно с ним обращаются. Систематические тренировки укрепляют, закаляют и предохраняют речевой аппарат от срывов, помогают сохранить на долгое время профессиональные качества речи. Дикция – чёткая и ясная – необходимое профессиональное качество актёра. На занятиях студенты выполняют упражнения, целью которых является устранение "каши во рту", улучшение дикции, четкости произносимых слов и словосочетаний. Естественно, мы не будем рассматривать проблемы органических нарушений дикции. Интересуют нас лишь функциональные нарушения неорганического происхождения. Такие, как вялая артикуляция, то есть плохая подвижность челюсти, языка, губ. Как следствие невнятной артикуляции – искажение звуков, то есть неправильное выговаривание, к которому относятся следующие типичные дикционные нарушения: – сигматизм (неверное произнесение свистящих С – СЬ, З – ЗЬ, Ц и шипящих Ш, Ж, Щ,Ч согласных звуков); – ротацизм (неверное произнесение звуков Р – РЬ); – ламбдацизм (недостатки произнесения Л и ЛЬ); – тсякание (звук ТЬ); – дзякание (звук ДЬ); – отсутствие звуков, то есть выпадение звуков в начале, середине или конце слова. Например: слово играет произносится …грает, иг…ает или играе…; – замена звука, то есть один звук заменяется другим. Чаще всего заменяются звуки Л – В. Например: колокол произносится как ковокол и т.п.; – неполное произношение сложных звукосочетаний – компрессия слова. Например: «народ» вместо наоборот, «поминать» вместо вспоминать, «презент» вместо президент». 3. Голос. Основная задача сценической речи – раскрыть, развить и воспитать т.н. речевой голос. С помощью специально подобранного комплекса упражнений педагог помогает студентам выявить все лучшие качества речевого звука, свойственные их индивидуальности, развить и приспособить их для профессионального звучания. Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов: Женские голоса: – сопрано – меццо – сопрано – контральто Мужские голоса: – тенор – баритон – бас – дискант – голос мальчиков Бас-профундо – очень низкий, грудной, объёмнейший голос. Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке. Дискант – голос мальчиков. Дисканты разделяются на низкие, средние и высокие по вокальным партиям. 4. Логика речи. Каждая фраза (как и слово) в речи имеет определённый смысл, ради которого она произносится. В разговорной речи мы не ищем смысл и те слова, которые выражают основную мысль. Мы говорим не задумываясь, что выделить, где сделать паузу, где изменить темп речи или звучание голоса. Читая текст, написанный автором мы стараемся его интонационно "раскрасить", начинаем "играть" словами, что немедленно сказывается на сути произносимого. Главная задача этого раздела – научить студента видеть и понимать структуру речи, правильно расставлять интонационные и логические ударения. Разделы логической речи: – фонологии, или знания звуков языка; – синтаксиса, или понимания взаимосвязи и комбинации между словами, из которых построена фраза; – семантики, т.е. понимания значения слова и фраз. Антисловарь
Разбор русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Действующие лица: Автор 1. Козлята: 1. Умейка Автор 2 2. Бодайка Петушок 3. Дразнилка Коза 4. Топтушка Волк 5. Мазилка 6. Болтушка 7. Малыш Автор 1 . Мы расскажем и покажем Сказку «Волк и семеро козлят». Старая сказка на новый лад. Автор 2 . Непростая сказка эта – В ней и шутка, и намек: В нашей сказке спрятан где-то Добрым молодцам урок. (Коза сидит на лавочке около домика – перематывает клубок ниток. Два козлика сидят рядом и разговаривают, двое бодаются, трое играют в догонялки). КОЗА : Семь козляток у меня, Вот она – моя семья. Как зовут их, я скажу, По порядку расскажу. Вот Умейка – он умелый, Вот Бодайка – очень смелый, Вот Дразнилка, вот Топтушка, Вот Мазилка, вот Болтушка. У меня одна дочушка Очень любит поболтать, Не умеет помолчать, У меня один козленок – Непоседа, постреленок. Больше всех его люблю, Малышом его зову. Ой, козлятушки, вы ребятушки, Остается вы без матушки. В огород иду за капустою. Может Волк придти – сердцем чувствую. Надо сидеть, Слышите вы, Тише воды, Ниже травы! Вы на семь замков запирайтеся. Лишь на голос мой откликайтеся. Ой, боюсь я за вас, ребятушки, Ох, не вышли бы обознатушки! Козлята: Не волнуйся, мамочка, Будет все в порядке! Знаем мы из сказочки: Волк ужасно гадкий! (Коза обращается к козлятам, и они все садятся на лавочку у домика). КОЗА : На базар иду я снова, Чтоб купить вам всем обновы. Не случилось чтобы лиха, Посидите вы тут тихо. Как приду, спою вам песню Вам мотив её известен: ПЕСНЯ ДИН –ДОН, Я ВАША МАМА Коза: Дин-дон, я ваша мама, Я ваша мама, вот мой дом. Дин-дон, маму встречайте, Маму встречайте всемером! Автор 1: Нет … Козлята не скучали … Лишь мамаша – за порог, В ритме танца застучали Ровно двадцать восемь ног. Автор 2 : Затряслась родная хата, Задрожала вся земля – Это юные козлята Заблажили: ля-ля-ля! ПЕСНЯ – ТАНЕЦ козлят Ла,ла, ла, ла, ла, ла, ла, ла, ла… (Стучится волк) Волк: Отворите поскорей мамаше дверь. Я устала. Я голодная, как зверь. Вас поила я, поила молоком, А теперь мой голос даже не знаком. Козлята : Твой голос на мамин Совсем не похож. Ты голосом толстым Фальшиво поёшь! Волк : У порога, видно, буду помирать. Не пускаете домой родную мать. Открывайте! Не валяйте дурака! Я – Козлиха. Но охрипшая слегка! Козлёнок: Твой голос на мамин Совсем не похож. Ты голосом толстым Фальшиво поёшь! Автор 1. Жил Петух – вокала мастер. И творил он чудеса. Мог зверям дарить на счастье Он любые голоса. Автор 2. К Петуху пошёл проказник Язычок свой подточить Волк : Будет вам, козлята праздник! Должен я вас проучить! (Стучится к Петушку) Волк: Помоги мне, Петя Научиться петь. Наступил мне в детстве На ухо Медведь! Петушок: Проходи, садись! Смело пой, не бойся звука В этом пения наука! Повторяй за мной, дружок! До… Волк : – До… (грубым голосом) Петушок : – Ре… Волк : – Ре (грубым голосом) Петушок: Ох, и груб твой голосок! Что ж, его подправим смело! Будешь петь теперь умело!!! Петуха здесь знает вся окрестность Все твердят, что нет меня милей. Я любому окажу любезность По вокалу нет меня сильней. Петушок – вокала мастер славный, Каждому настроит голосок, Приходи ко мне большой и малый Подточу я вмиг твой язычок. Автор 1. Педагог позанимался С Волком ровно полчаса. С воем Серый распрощался И заблеял как Коза: Козлята : – Мама, мама пришла. -Это мамочка вернулась. – Это её голос. (Открывают дверь) В олк: Баста, карапузики! Кончилися танцы! Автор 1: С полной сумкою гостинцев Возвратилася коза, Автор 2. Песню для своих любимцев Запевает у крыльца. ПЕСНЯ КОЗЫ : ДИН-ДОН 2:49 Дин-дон, я ваша мама, Я ваша мама, вот мой дом. Дин-дон, маму встречайте, Маму встречайте всемером. Автор 1. В даль, куда глядят глаза, Мчится бедная Коза. Мчит Коза как будто серна, Через лес, луга, поля… Автор 2. Чу… почудилось, наверно… Волчий голос : ля-ля-ля! 12. ПЕСНЯ ЛА-ЛА-ЛА-ЛА Автор 1. Пред Козою на поляне Потрясен лесной народ. Автор 2 . Пред Козою на поляне Волк с козлятами поет! Петушок: Да, друзья, сказать осмелюсь: Я не видел никогда, Чтоб козлята с Волком спелись… Ведь они его еда! Козлёнок Умейка : Кто-то скажет: это глупо! А на мой, ребята, взгляд: Всех прекрасней шоу-группа «Волк и семеро козлят» ПЕСНЯ МАМА Козлята : Мама – первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила мне и тебе. Заключение Ученые давно доказали: секрет успеха человека – в его голосе. Только вот люди привыкли к тому, что они умеют говорить, к своему голосу, его интонациям и тембру: им и в голову не приходит, что они даже на одну десятую не используют его потенциальных возможностей. Все дело в высокой форманте, которая от природы заложена в голосовых связках человека и о которой сам человек, понятно, ни сном ни духом не ведает. Между тем от умения приводить в резонанс связочный аппарат, используя высокие частоты, зависит выразительность речи, делающая человека особенно привлекательным. Такой голос оценивается как лидерский, и ему отдают предпочтение большинство людей. Вспомните, как часто вам доводилось слышать, что человек, который нравится всем, обладает харизмой. Любимцем публики делает его именно умение пользоваться всеми диапазонами спектра речи, в особенности диапазоном высокой форманты. Проведенный учеными спектральный анализ речи дикторов показал, что у наиболее известных из них присутствует весь диапазон как низких, так и средних и высоких частот – от 80 до 2800 Гц. Обычный же человек использует при разговоре в среднем от 80 до 500 (максимум до 1700 Гц). Зона так называемой высокой форманты (от 2000 до 2800 Гц) чаще всего остается незатронутой. У известного волжского баса Шаляпина в диапазоне высокой форманты находилось 80% спектра голоса и лишь 20% распределялось на басовую и среднюю низкочастотные области. А бархатистый баритон известного певца Френка Синатры, покорившего сердца половины женщин Америки, имел средние низко- и высокочастотные характеристики. Нашумевшая четверка "Битлз" в кульминационных частях своих песен увеличивала диапазон высокой форманты в унисон, доводя поклонниц до полного экстаза. Сегодня благодаря разработкам наших ученых стало возможным контролировать и совершенствовать свои голосовые данные. На первый взгляд все просто. Человек говорит в микрофон, его речь обрабатывается программой, и на мониторе в режиме реального времени отображается его речевой спектр. Выделяются зоны низких, средних и высоких частот. В настоящее время разработаны методики развития дикторских способностей, которые позволяют любому человеку совершенствовать свой голос. Спустя время вы заметите, как мечты сбываются. Отныне вы не будете выглядеть "серой мышью". И это не удивительно! Магнетизм вашего голоса будет не только притягивать к вам людей, но и превратит вас в человека, которому невозможно отказать, на которого нельзя сердиться, обижаться и уж тем более ругаться… Теперь вы справитесь с любой ситуацией! Но это еще не все. С помощью определенных тренировок, можно добиться усиления мощности голоса, появления в нем любого необходимого оттенка (обертона, гармоники). Голос имеет особую привлекательность. Это не просто физическое свойство организма, это тонкое орудие, с помощью которого можно добиться очень многого. У признанных мастеров различных эпох необыкновенно приятные и выделяющиеся голоса: шепот с придыханием Мэрилин Монро, нежный голос Мишель Пфайфер, глубокий, волнующий – Эдит Пиаф, глуховатый, с хрипотцой – у Марлен Дитрих, низкий обволакивающий – у Ричарда Чемберлена. Все эти актеры уделяли постановке голоса необыкновенно много сил. Разве станешь звездой Голливуда с пронзительным визгливым голосом? Список литературы: 1. Б.В.Гладков, М.П.Пронина, О полётности сценического голоса, Теория и практика сценической речи, вып.2, 1992, СПб. Гос.институт теат-ра, музыки и кинематографии. 2. Войскунский А. Е. " Я говорю, мы говорим ", М, Просвещение,1989 3.Ночевник М. Н. "Человеческое общение", М.,Просвещение,1986 4.Павлова Л. Г. "Спор, дискуссия, полемика", М, Просвещение, 1991 5.Сопер П. "Основы искусства речи", М, 1995 6.Социальная психология и этика делового общения. Лавриненко В. Н. М., 1995 7. В.С.Кантарович "Гигиена голоса". М.1955 8. К.С. Станиславский "Работа актера над собой", Письма. Л.1980 9. Н.П. Вербовская, О.М. Головина, В.В. Урнова "Искусство речи". Из-во |