- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,59 kb
Копи царя Соломона
План
Вступление
1. Научные исследования копален царя Соломона
2. Библейские доказательства
Заключение
Вступление
О сокровищах царя Соломона есть упоминание в Библии. Это и роскошное золотое убранство его дворца, и несметные драгоценности храма в Иерусалиме. Соломон, третий царь Израильско-Иудейского царства (965-928 гг. до н.э.), прославился не только несметными сокровищами, но и своей величайшей мудростью, о которой в древнем мире слагали легенды.
Еще около X века до н.э. иудейский народ основал на этих землях государство Израиль. Во время своего царствования Давид подчинил своему господству всю территорию Негева, а его сын, мудрейший царь Соломон, выстроил там внушительную полосу защитных укреплений, продолжил начатую еще египетскими фараонами разработку знаменитых медных копий в Тимне – месте в южной оконечности Негева, а также построил морской порт Ецион-Гавер (нынешний Эйлат). Известное каждому понятие "копи царя Соломона" также связано с Тимной, хотя оно достаточно условно, так как свои богатства он получал из самых различных мест.
Недаром в Третьей книге Царств говорится, что "в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых…" По всей видимости, порт Ецион-Гавер и предназначался прежде всего для этих целей. К сожалению, точно неизвестно, откуда эти богатства шли в царские сокровищницы и куда именно мог отправлять корабли Соломон. Можно только предполагать, что в Тимне находилась лишь часть тех мифических копей, которые и составляли богатство Царя царей.
1. Научные исследования копален царя Соломона
О сокровищах царя Соломона есть упоминание в Библии. Это и роскошное золотое убранство его дворца, и несметные драгоценности храма в Иерусалиме. Соломон, третий царь Израильско-Иудейского царства (965-928 гг. до н.э.), прославился не только несметными сокровищами, но и своей величайшей мудростью, о которой в древнем мире слагали легенды. Чтобы облегчить управление страной и наладить сбор налогов, Соломон разделил ее на 12 территориальных округов. Но для роскошной жизни царского двора, Строительства многочисленных крепостей и храмов одних налогов было мало, и поэтому основная масса золота поступала в страну из загадочной страны Офир.
Из древних источников известно, что Соломон активно сотрудничал с финикийцами. Финикийский царь Хирам предоставил ему флотилию для экспедиции в страну Офир. Флотилия отплыла из Ецион-Гавера – порта, расположенного к северу от залива Акаба в Красном море. Экспедиция оказалась удачной: помимо 11 т золота, корабли привезли много драгоценных камней и красного дерева. Сведения из древних источников об экспедициях Соломона в страну Офир получили сенсационное подтверждение в 1938 г., когда американский археолог Н. Глюк обнаружил местонахождение Ецион-Гавера. При раскопках установили, что здесь была налажена переработка и выплавка медной и железной руды. Некоторые плавильные печи, несмотря на возраст 3 тыс. лет, прекрасно сохранились. Мудрый Соломон прямо в портовом городе наладил производство железа и бронзы, которые обменивал на золото в стране Офир.
При определении местонахождения этой загадочной араны ученые исходили из того, что столь внушительное количество золота Соломону могли привозить дашь из трех районов бассейна Индейского океана – Аравии, Индии и с юго-восточного побережья Африки. Аравия отпадала из-за наличия караванного пути, то есть здесь флот попросту не требовался. Индю тоже вызывала сомнение: потребление золота достигало здесь столь внушительных размеров, что его приходилось ввозить из других стран. Методом исключения пришли к выводу, что, скорее всего страна Офир находилась в Южной Африке, на территории современного Зимбабве, где некогда располагались богатейшие месторождения золота.
Африканцам, которые перешли от каменного века сразу к железному, обмен с посланцами Соломона был весьма выгоден. Видимо, для этих целей в Ецион-Гавере и выплавляли железо и бронзу.
В предполагаемом районе местонахождения страны Офир в 1868 г. обнаружили развалины единственного каменного города древней Африки – Большого Зимбабве. Первыми европейцами, услышавшими о Большом Зимбабве, стали португальские купцы, посещавшие Африку в XVI в. Португальский миссионер Жоаодос Сантос в своих записках упоминал о неких развалинах, сообщая, что местные жители считали их древними золотыми рудниками царицы Савской или даже самого Соломона. Сам Сантос полагал, что это не что иное, как знаменитые копи царя Соломона, упоминаемые в Библии как золотые копи в Офире. О Большом Зимбабве ходило немало слухов, но никто его не видел, пока до развалин древнего города не добрался немецкий геолог Карл Маух.
Поначалу многие приняли Большой Зимбабве за столицу легендарной страны Офир, но вскоре выяснилось, что город был основан в Средние века, следовательно, во времена Соломона его просто не существовало. Получается, страна Офир не являлась государством или городом, а посланцы Соломона обменивали железо на золото у африканских племен, проживавших в районе современного мо-замбикского побережья.
Впрочем, далеко не все были согласны с тем, будто таинственная страна Офир находилась в Центральной или Южной Африке. В 1932 г. американский ученый Кеннет Твитчелл искал копи царя Соломона в Саудовской Аравии. К этому его побудили древние легенды. У подножия горы Махд-эд-Дахаб (по-арабски "Золотая колыбель") исследователю посчастливилось обнаружить древний жернов для истирания руды возрастом более 2 тыс. лет! Тщательный анализ показал оставшиеся на нем со времени древних разработок частицы золота. Вскоре были найдены и сами рудники. Понятно, что примитивные технологии времен Соломона не позволяли извлекать драгоценный металл полностью, поэтому предприимчивый ученый основал компанию, которой за 14 лет удалось добыть на древних рудниках 60 т золота!
Привлеченные к обследованию рудников геологи определили, что во времена Соломона месторождение горы Махд-эд-Дахаб давало около половины мировой добычи золота. Данное обстоятельство позволяет согласиться с тем, что именно Твитчелл обнаружил копи царя Соломона.
Рудники в Саудовской Аравии, обмен железа на золото с африканцами – все это, на взгляд романтично настроенных исследователей, слишком просто для такой легендарной личности, как царь Соломон. Вот если бы его копи находились, скажем, в Южной Америке.
В 1872 г. в Бразилии нашли каменную плиту с письменами, напоминающими финикийские. Точный их перевод удалось сделать американскому филологу Сайрусу Гордону почти сто лет спустя. Древнее послание, и впрямь выбитое на плите финикийцами, гласило: "Мы, сыновья племени Ханаан из Сидона, города купцов, были выброшены на этот отдаленный остров, в эту гористую местность. В честь девятого года правления нашего могущественного царя Хирама мы принесли в жертву небесным богам и богиням одного из юношей и отчалили из Ецион-Гавера, что на Красном море. Мы плыли на десяти судах и потратили два года, чтобы обогнуть Африку. Затем нас буря разлучила рукой бога Баала, и мы потеряли наших товарищей. Так мы оказались здесь, на железном острове", двенадцать мужчин и три женщины. Должен ли я, мореход, обратиться в бегство? Нет! Пусть великие боги и богини будут благосклонны к нам!"
Гипотеза о южноамериканских копях Соломона оказалась живучей. В 1989 г. американский ученый Джени Сэвой обнаружил в Андах, в пещере неподалеку от Гран-Вилайа, плиты с необычными надписями, напоминавшими финикийские письмена. Причем один из обнаруженных знаков, по словам исследователя, изображался на кораблях, доставлявших золото для Соломона. После этой находки Сэвой перестал считать смешной идею о финикийцах, посещавших Америку почти за две тысячи лет до Колумба.
Конечно, копи Соломона в Южной Америке – это и маловероятно, и слишком далеко, тем более как мы уже знаем, источники золота были гораздо ближе. Но идею о возможных плаваниях финикийцев к этому континенту нельзя считать абсурдной: бурей сюда вполне могло занести и посланцев легендарного царя. Золота никогда не бывает слишком много, и почему бы не предположить, что Соломон направлял за ним экспедиции в самые различные места. Потому исследователи и находят все новые подтверждения самых невероятных версий о местонахождении легендарных рудников.
2. Библейские доказательства
Если верить Библии, а не результатам обычных методов археологических исследований, то царь Соломон был, несомненно, баснословно богат В "Третьей Книге царств" говорится, что "в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых." Описания различных драгоценных металлов и камней, а также других предметов роскоши и экзотических вещей явно указывают на то, что Соломон их вывозил, причем, очевидно, из дальних стран. На египетском барельефе изображены несметные сокровища, награбленные из храма и дворца Соломона преемником царицы Савской, египетским фараоном Тутмосом III.
Значительная часть этих сокровищ, как считается сейчас, в соответствии с перечнями, приведенными в "Третьей Книге царств" и летописях, была сделана из меди или бронзы. Широкомасштабная добыча меди велась в пустыне Негев, и недавно найденная там египетская табличка Тутмоса III подтверждает, что разработка меди осуществлялась в этом месте активно и в надлежащее время (отвечающее пересмотренной хронологии И. Великовского).
Тем не менее местоположение мифических копей все еще окутано пеленой тайн и разногласий Библия предлагает соблазнительные, но крайне тонкие путеводные нити. В ней называется два места – Офир и Фарсис Офир был землей, откуда шло золото, а Фарсис был связан с отправлявшимся за ним кораблем. Так, в "Третьей Книге царств" говорится:". и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону". Корабль, привозивший золото из Офира, снова упоминается во время визита царицы Савской, как также доставивший "из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней".
Таким образом, Библия не дает подсказки, где был Офир, в ней лишь утверждается, что он существовал. Тексты, связанные с Фарсисом, на первый взгляд, представляются чуть более полезными, так как в одних из них говорится о кораблях, шедших в Фарсис, а в других – о кораблях из Фарсиса. Из "Третьей Книги царств" следует, что Соломон отправлял экспедиции в сотрудничестве с финикийцами, бывшими под предводительством Хирама I, царя Тирского, великими мореходами. Корабли выходили из порта Ецион-Гавер на Красном море.
копь царь соломон сокровище
Там же указывается, что у Соломона был на море". Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость и обезьян и павлинов".
Но где был Фарсис? Езекииль писал, что финикийцы вели там торговлю серебром, железом, древесиной и свинцом. Примерно через сто лет после Соломона, когда израильское богатство значительно уменьшилось, Иосафат, царь Иудейский, предпринял попытку из Ецион-Гавера доплыть до Офира, но шторм разбил корабли прямо в порту отправления. Единственное другое библейское упоминание о Фарсисе содержится в "Книге пророка Ионы", который пытался бежать туда, когда с ним произошло его знаменитое приключение. Однако по ошибке он заплатил за свой провоз в порту Иоппия, находившемся на Средиземном море. Таким образом, возникает ряд возможностей.1. Существовало несколько мест под названием "Фарсис" (оно также может быть переведено как "плавильня"), которые все были связаны с точками, в которых Соломон добывал минералы, помимо этого, возможно, с типом грузовых судов, которые он использовал.2. Еврейский историк Иосиф Флавий в I веке н.э. отождествляет это слово с названием известного порта римских времен Тарсис. Его версия Соломоновых плаваний выглядит следующим образом:". поскольку у царя было много кораблей в Тар-сисском море, он приказал привозить всякого рода товары из самых отдаленных стран". Это может не противоречить первой теории, если предположить, что у Соломона был фарсисский (тарсисский) корабль, для плаваний в Фарсис (на различные плавильни). Однако поскольку Соломон был определенно связан с ведущими морскую торговлю финикийцами, теория (третья), основываясь на независимых свидетельствах их истории, определяет Фарсис как Тартесс, древнее царство, находившееся возле Кадиса на территории современной Испании, ярко описанное древними греками как кладезь серебра. Известно, что финикийцы торговали с Испанией, а затем колонизовали ее, поэтому Тартесс вполне мог быть одним из источников полезных ископаемых, доставлявшихся к Соломону.
Тем не менее ни одна из этих трех теорий не является полностью приемлемой. Тарсис, безусловно, мог служить одним из пунктов отправки руд, добывавшихся на побережье Черного моря, как и Тартесс мог поставлять серебро. Но как быть с обезьянами, слоновой костью, павлинами и неграми? Сбрасывая со счетов обезьян Гибралтара, можно утверждать, что ни Испания, ни Тарсис не могли быть возможными источниками всего этого добра. А почему кораблям Соломона нужны были целых три года, чтобы совершить плавание до одного из этих мест и обратно?
Значение слова "Фарсис" не ясно, и если это название места, то, вероятно, оно находилось подальше и, возможно, речь шла о нескольких местах, а не об одном. Во время раскопок в Махд-ад-Дхабаде в Саудовской Аравии обнаружили гигантский золотой прииск, действовавший во времена Соломона. Возможно, это был Офир, куда последний плавал с царем Хирамом (по Библии, цари сами туда не отправлялись, а посылали своих подданных).
Что же касается экзотических товаров, то Тартесс мог быть отправным пунктом для более рискованных морских путешествий вокруг Африки и, предположительно, Америки. Рассказ древнегреческого историка Геродота о том, как финикийцы, выйдя из Красного моря примерно в 600 году до н.э. в южном направлении, смогли совершить плавание вокруг Африки и вернуться назад по Средиземному морю возле северных берегов Египта, не вызывал ни малейшего недоверия у древних историков. Их путь лежал через Гибралтарский пролив, в непосредственной близос-ти от Тартесса. Подобные путешествия могли предприниматься и во времена Соломона, в ходе которых корабли брали на борт обезьян, слоновую кость, павлинов и негров, вместе с серебром из самого Тартесса, давшего название всем таким путешествиям в целом и типу кораблей, участвовавших в них.
Однако на этот счет есть и другая гипотеза, которая может рассматриваться либо вместо предыдущей, либо в дополнение к ней. В наши дни существует больше свидетельств в пользу возможности совершения в тот же самый период путешествий в Новый Свет, чем против нее. Их маршрут мог пролегать в обратном направлении, из Средиземноморья в Атлантику через Геркулесовы Столпы.
Заключение
Итак, если верить Библии, а не результатам обычных методов археологических исследований, то царь Соломон был, несомненно, баснословно богат В "Третьей Книге царств" говорится, что "в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых." Описания различных драгоценных металлов и камней, а также других предметов роскоши и экзотических вещей явно указывают на то, что Соломон их вывозил, причем, очевидно, из дальних стран.
Тем не менее местоположение мифических копей все еще окутано пеленой тайн и разногласий Библия предлагает соблазнительные, но крайне тонкие путеводные нити В ней называется два места – Офир и Фарсис Офир был землей, откуда шло золото, а Фарсис был связан с отправлявшимся за ним кораблем. Так, в "Третьей Книге царств" говорится:". и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону". Корабль, привозивший золото из Офира, снова упоминается во время визита царицы Савской, как также доставивший "из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней".
Однако на этот счет есть и другая гипотеза, которая может рассматриваться либо вместо предыдущей, либо в дополнение к ней. В наши дни существует больше свидетельств в пользу возможности совершения в тот же самый период путешествий в Новый Свет, чем против нее. Их маршрут мог пролегать в обратном направлении, из Средиземноморья в Атлантику через Геркулесовы Столпы.