Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Кратко об атеизме

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать реферат

  • Вид работы: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,57 kb

Кратко об атеизме

Кратко об атеизме

Атеизм (греч. а — отрицание и theos — бог; буквально — безбожие) — философско-материалистическое учение. Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, бога, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой стороны признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения.

Классификации атеизма в западной и отечественной литературе разнообразны. Во многом они субъективны, хотя в той или иной мере учитывают реально существующие различия между видами свободомыслия и атеизма. Так различают практический и теоретический атеизм (Бруггер), рационалистический, экзистенциальный (Сартр, Лепп), агностический, стихийный, постулатный (Шмидт); три вида атеизма связаны с именами О. Конта, Л. Фейербаха и К. Маркса, а также Ф. Ницше (А. де Любак), З. Фрейда и Б. Рассела; иногда в понятие атеизма неправомерно включают буддизм и даосизм.

Мы хотим предостеречь читателей (особенно верующих) от суженной трактовки атеизма, как только отрицания бытия бога. В этом случае, атеизм был бы просто верой в неверие, т.е. принципиально не отличался бы от религиозного мировоззрения. Напротив, научный атеизм начинается с тщательного изучения религии, всех ее направлений, форм и разновидностей. Например, далеко не каждый верующий знает, что в мире сейчас существует более трех тысяч религий со своими представлениями о боге (богах), своими обрядами и таинствами, со своими сторонниками, которые считают, что именно их религия является истинной. И очень часто верующие искренне убеждены, что другие религии – “вымысел людей”, а своя, – “откровение Бога”. И только научный атеизм изучает все разновидности и типы религий одинаково тщательно и беспристрастно, сравнивает их между собой, выводит общие закономерности их развития, причины возникновения, ту роль, которую они играли и играют в жизни человека, государства, всего человечества. Конечно, атеизм не в состоянии только своими силами исследовать различные религии и разные формы проявления религиозности в прошлом и настоящим. Он использует данные истории и археологии, этнографии и религиоведения, психологии и биологии, астрономии и физики, социологии и многих других наук.

Как уже было сказано, буквальный перевод слова “атеизм” – “безбожие”. Это сразу подчеркивает негативный аспект в этом термине. Но на деле, атеизм – это позитивное знание и гуманистическая жизнеутверждающая позиция. Атеизм, в отличие от религиозного нигилизма, не игнорирует общечеловеческие ценности религии, но освобождает их от мистического ореола, тем самым, обнажая и усиливая их земное, мирское содержание. Вере в сверхъестественное он противопоставляет веру в истинность приобретенного практическим путем опыта и научного познания, а преклонению перед церковными авторитетами – собственную критичность. Но главное: не соглашаясь с идеей загробного существования, атеизм предлагает ценить краткую и хрупкую земную жизнь как величайший дар природы. Именно поэтому он предписывает человеку повиноваться не вере в сверхъестественное, а законам природы, дающим личности ориентиры свободной деятельности и возможности наиболее полной личной самореализации. Одним словом, религия возвеличивает бога, атеизм – человека.

Сегодня в обществе, как нам кажется, существуют ложные представления о том, что такое атеизм и кто такие атеисты:

Предвзятые критики атеизма нередко представляют его видом суеверия (“верой в неверие”), а то и своеобразным оборотнем, “религией наоборот”. Однако неправомерно считать суеверием двухтысячелетнюю культурную традицию, неотделимую от истории философии и науки. Атеизм не является также “религией наоборот”. Достаточно указать, например, на отсутствие в атеизме обрядности, культа, церкви, догматов и т.п.

Атеисты, по определению, не являются язычниками или сатанистами.

Атеисты не аморальны. В рекламировавшейся в недавнем прошлом книге Д. Панина “Теория густот” читаем: безбожник “проявляет наклонности ко лжи, к злобе, воровству и предательству”. Это серьезное заблуждение. Атеисты, в такой же степени, как и верующие, подчиняются правилам общепринятой морали и этики (“не убей”, “не укради” и т.п.).

В настоящее время, в силу кризисного состояния России застопорилось серьезное научное исследование феномена атеизма. Поэтому, к сожалению, все большее распространение получают религиозно-философские и богословские представления об атеизме, который нередко отождествляется с богоборчеством и нигилизмом. Общий тезис “атеизм есть отрицание бога” дополняется положениями типа А. – “суррогат веры” (Н. Бердяев, А. Мень), “извращение мыслей” (С. Булгаков), “дьявольское искушение”, “хуление бога”, эгоизм, низменные побуждения и т.д.

В заключение, хочется добавить, что теоретический атеизм существует всего около трех веков, хотя зачатки его восходят к Лукрецию. Впервые он обрел жизнь благодаря усилиям французских просветителей, развивается в лоне марксизма, философского натурализма, секулярного гуманизма. Атеистическое мышление, будучи по существу новаторским и прогрессивным, еще не освоено большей частью человечества – слишком сильна и реакционна многовековая религиозная традиция, слишком трагичны жизненные обстоятельства. Атеизм – мировззрение будущего. В идеале атеист – свободолюбивая сильная личность, бесстрашная в гражданском и интеллектуальном плане, цель которой – совершенствование земной жизни; в худшем случае это индивид, полагающий, что “без бога все дозволено”, – в этом случае его позиция смыкается с религиозным нигилизмом.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.secularism.ru/

Похожие записи

Сравнительный анализ иконы Богоматерь Донская Феофана Грека и картины Рафаэля Сикстинская мадонна

Культурология

Искусство времени Эхнатона и его преемников (конец 15 — начало 14 в. до н.э.)

Культурология

Московская и Петербургская пианистические школы

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.