- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,26 Кб
Критская лира
Введение
Греция – государство на юге Европы, на Балканском полуострове. Граничит с Албанией, Македонией, Болгарией, Турцией. Омывается Эгейским и Ионическим морем. В состав Греции входит около 2 тысяч островов, самым крупным из которых является Крит.
Крит (греч. Κρήτη) – пятый по величине остров в Средиземном море. Расположен в 110 км от Европы, в 175 км от Азии и в 300 км от Африки. Географически относится к Европе. Крит омывается тремя морями – Критским на севере, Ливийским на юге и Ионическим на западе. Административный центр – город Ираклион.
Современный Крит составляет одну из тринадцати периферий (областей) Греческой республики и является одним из крупнейших экономических и культурных центров страны.
Крит – остров с богатейшей историей и культурными традициями. История Крита очень насыщенна и интересна, тут переплетаются и древняя минойская цивилизация, и Критский эмират, и Королевство Крит (Крит ни раз был завоёван, им владели и турки, и католики), это и Критское государство, и, наконец, с 1913 года Крит воссоединился с Грецией. Благодаря своей истории Крит стал словно Грецией в миниатюре: тут и древние дворцы минойской эпохи, и православные храмы, и напоминания о греческих восстаниях, борьбе за независимость, освобождении от фашистов и даже оставшиеся от турецкого владычества минареты. Множество народов внесли свою лепту в развитие критской культуры. Но кое-что оставалось неизменным всегда – это любовь островитян к свободе, музыке и танцам. В них они выражают свою радость и горе, свою любовь к родине и свободе, переживания и надежды, воспевают поступки героев и скорбят по трагическим событиям. На Крите выделяется два традиционных музыкальных жанра – Ризитика и Мантинада. Ризитика является очень значимым музыкальным жанром. Песни ризитики повествовательные, рассказывающие о жизни, исторических событиях. Есть предположения, что этот жанр появился во времена венецианского правления в селениях у подножья Белых гор на Западе Крита. В настоящий момент ни одно знаменательное событие не обходится без песен ризитики. А жанр со временем стал более праздничным, разделившись на два вида: "застольные песни" (тавлас) и "песни в дорогу" (стратас). Но самым популярным и жизнеутверждающим жанром на Крите является Мантинада. Песни в стили Мантинада представляют собой четверостишья, немного похожие на частушки, которые исполняются под аккомпанемент лиры, лауто или бузуки, реже – скрипки и гитары. Поется в них про все на свете: про спорт, любовь, погоду, солнце, море и т.д. Бывали случаи, когда жители Крита соревновались или просто обсуждали свои жизненные ситуации и проблемы посредством песен в стиле Мантинада. Традиционным музыкальным инструментом на острове является критская лира. Это основной музыкальный инструмент, всегда и везде сопровождающий песни и танцы Крита. В данной работе будет рассмотрена история критской лиры, изучены особенности её внешнего вида и устройства, а так же будет произведено небольшое сравнение критской лиры с похожим смычковым инструментов- Калабрийской лирой.
1. Лира
Лира (греч. Λύρα)- струнный щипковый инструмент (хордофон). Распространена с древнейших времён (первые сохранившиеся фрагменты датированы ок. 4500 г. до н.э.) до наших дней. Древнейшие лиры (фрагменты) были найдены в Месопотамии, в шумерском Уре; вместе с урскими арфами они были раскопаны экспедицией Ч. Л. Вулли. В традиционном русском понимании, лира – это струнный щипковый инструмент, его Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной.
В Древней Греции и Древнем Риме словом лира в широком смысле обозначался любой инструмент семейства лир – хе́лис (др.-греч. χέλυς, лат. chelys, chelis букв. черепаха), ба́рбит (др.-греч. βάρβιτον, βάρβιτος, лат. barbitos, barbitus), фо́рминга (др.-греч. φόρμιγξ), кифара (др.-греч. κιθάρα, лат. cithara). В узком смысле лирой назывался хелис (простейшая и самая лёгкая по весу из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутого воловьей кожей). Русские филологи-переводчики обычно игнорируют тонкие различия лирообразных и во всех случаях дают «лира».
Функциональные описания разновидностей лиры в античной литературе с трудом поддаются унификации. Хелис (по-видимому, вследствие небольшого веса и простоты конструкции) считался учебным и домашним инструментом. Более крупный и тяжёлый барбит (особенно в позднеантичных текстах) описывался как излюбленный инструмент лесбийских поэтов-музыкантов – Терпандра, Сафо и Алкея. Кифара обычно подаётся как инструмент профессионалов, участников публичных состязаний (конкурсов «струнников»). Форминга, судя по описаниям (Гомер, Пиндар, Вакхилид, Гомеровские гимны) и изображениям в архаике и классике, была инструментом, функционально идентичным кифаре; в позднейшие времена изображения и литературные описания форминги почти полностью исчезают, по-видимому, вследствие развития и широкого распространения кифары.
В Греции и сейчас словом «Лира» обозначается огромная группа струнных и смычковых музыкальных инструментов, тогда как в России считают, что ряд музыкальных инструментов, содержащих в своём названии слово «лира», не имеет отношения к лирообразным. Среди них распространённый на Украине и в Белоруссии инструмент колёсная лира, разновидности так называемых «смычковых» лир – понтийская лира, критская лира, византийская лира,лира да браччо, лира да гамба.
2. История критской лиры
Критская лира – грушевидный, трёхструнный, смычковый музыкальный инструмент, занимающий центральное место в традиционной Критской музыке и на других островах Греции.
Критская лира считается одним из наиболее популярных вариантов Византийской лиры. Используется и сегодня.
В Истории Критской лиры важно отметить два момента:
-Происхождение византийской лиры
-появление лиры на Крите.
Критская лира сильно напоминает Византийскую лиру, которая является предком европейских смычковых инструментов. Разновидности Византийской лиры пользовались популярностью и в период исламского владычества: Ибн Хордадбех, персидский географ 9-го века, в лексикографическом исследовании музыкальных инструментов, говорит о лире, как о типичном музыкальном инструменте византийцев. Там же упоминается о том, что византийская лира (Лира произносится по-гречески), похожа на один из арабских музыкальных инструментов, что важно, она именно похожа на него, но не является его разновидностью. Это, конечно, не исключает происхождения византийской лиры от арабского мира, но является довольно интересным моментом, требующим, возможно, более серьезного изучения. Так или иначе, мы не знаем, когда точно византийцы начали играть на лире, даже если мы имеем дело с традицией, которая не идёт от древних времен, а пришедшей из арабского мира. Но в любом случае, уже в 9 веке греки отлично знали этот музыкальный инструмент, и даже мусульмане называли его именно «лира».
Византийская лира распространилась и в западную Европу, со временем эволюционируя, типичным примером является Лира да Браччо, струнный музыкальный инструмент, известный с 15 века, который, вероятно, является одним из предшественников современной скрипки.
Использование наследников византийской лиры, таких как критская лира, можно найти в разных областях бывшей Византийской Империи, а так же в сопредельных с ними районах, например, Калабрийская лира в Италии, Кеманча в Турции.
Есть несколько версий появления лиры на Крите:
.Лира была ввезена на остров в город Сития (Восточная часть Крита), в 12 веке, через острова Додеканес. Это подкрепляется тем фактом, что по данным источников, Византийская лира была очень популярна в городе.
.Лира появлялась на Крите постепенно, как элемент Византийской музыки.
.По местным традициям, лира развивалась именно на Крите. Считается, что это эволюция древнего арабского инструмента, который достиг острова через морские пути в раннем средневековье. Во время Никофора Фокаса. И уже из Крита попал в Константинополь. Эта теория довольно привлекательна, так как можно обратить внимание на один интересный факт: в области Константинополя не было серьезно сложившейся музыкальной традиции в то время, основанной на этом музыкальном инструменте, но чтобы распространиться, культурный элемент должен сначала добиться успеха в предполагаемом месте рождения.
.По другим версиям, арабы в 9 веке завезли похожий музыкальный инструмент, который затем эволюционировал.
Мы не знаем когда именно Лира появилась на Крите, но точно известно то, что Венецианцы, пришедшие на Крит в 1211 году, нашли лиру здесь уже как народный традиционный инструмент.
Как основной и, можно сказать, самый главный музыкальный инструмент на острове, Критская лира утвердилась в 17 веке.
Одно понятно, что лира полюбилась местным жителям настолько, что вряд ли можно представить культуру, музыку и танцы Крита без столь прекрасного музыкального инструмента.
3. Особенности критской лиры
·Разновидности
Современная лира имеет грушевидную форму с тремя струнами. Инструмент внешне немного напоминает скрипку, да и играют на лире, как на скрипке – смычком. Но в отличие от скрипки, лиру держат наоборот, часто опирая её на колено. А сама манера игры на лире, ее окончательная форма, оформление смычка сформировались после второй мировой войны. До этого времени лира представляла собой кусок дерева, смычек делался из конского или ослиного волоса. И все это изготовляли сами музыканты. Поэтому, у каждого был оригинальный, не похожий на другие музыкальный инструмент.
Существует три вида критской лиры:
.Лираки (λυράκι) – маленькая модель лиры, почти идентична византийской лире, используется для сопровождения критских танцев.
.Вронтолира (βροντόλυρα)- даёт очень мощный звук, идеальна для фоновой музыки.
.Общая лира (λύρα κοινή)- популярна на острове сегодня, появилась в следствии слияния лираки и скрипки.
Влияние скрипки на лиру было оказано как в органологическом, так и в музыкальном аспектах: произошли изменения не только в конструкции инструмента, но и, прежде всего, в его строе, репертуаре и способе игры.
·Музыкальный строй и манера игры
Играют на критской лире, держа в вертикальном положении и опирая её на колено. Критские музыканты играют на этой разновидности лиры довольно необычным способом – на струны надавливают не подушечками пальцев как при игре на скрипке, а надавливают ногтем с внутренней стороны.
Старинная лира (лираки) настраивалась в 5-1-4. Мелодия игралась на первой струне, или, ещё раньше, на первой и третьей струнах, используя вторую струну в качестве бурдона (непрерывно тянущийся (как правило, низкий) тон или музыкальный интервал (как правило, квинта или конкорд квинтоктавы), на фоне которого разворачивается мелодия). Музыкант всегда играл одновременно на двух струнах (первая+вторая либо вторая+третья), играя мелодию на первой или третьей струне, а вторую играя бурдоном. Если вторая и третья струны игрались открытыми, музыкант играл на первой струне, касаясь её ногтями с левой стороны, получая в итоге пять нот (нота открытой струны плюс четыре ноты, полученные касанием ногтя к струне). Если прибавить к этому ноту открытой третьей струны, то получается, что мелодический диапазон старинной лиры составлял шесть нот. Танцевальные мелодии, сыгранные на лире в этом диапазоне и имеющие, как правило, размер 2/4, были близки к музыкальному языку аскомадуры (критской волынки). Мелодии эти обычно сопровождались барабанами. Такая музыка (например, соуста (ретимнонский традиционный танец) или малевизиотис (традиционный ираклионский танец)) до сих пор исполняется на Крите, но уже на современной лире, которая, благодаря некоторым изменениям в органологическом аспекте, предполагает несколько другие приёмы игры.
Современная критская лира имеет, подобно скрипке, квинтовый строй, и не имеет бурдонных струн, то есть все три струны (расстояние между которыми значительно шире, чем на лираки) могут использоваться как мелодические. В результате этого старинные мелодии на современной лире исполняются по-другому, поскольку вместо первой и третьей струны музыкант использует теперь для игры мелодии первую и вторую струны. В качестве аккомпанирующего инструмента стал использоваться лауто (инструмент лютневой группы, получивший широкое распространение после Второй мировой войны). Лауто полностью заменил барабан и помог избавиться от всех недостатков бурдонного аккомпанемента.
Но современная лира, кроме старинного репертуара, пригодна и для исполнения современных танцевальных мелодий, а именно сиртос, входящие в репертуар скрипки. Однако известно, что ещё в 20-х годах XX века отдельные сиртос уже могли исполняться на лире. Сегодня сиртос – самый распространённый танец на Крите, а музыкальный язык этих мелодий существенно отличается от соусты и малевизиотиса. Мелодия сиртос состоит из длинных фраз, охватывающих широкий диапазон и требующих использования возможностей всех струн.
Влияние скрипки привело к значительным изменениям критской лиры, и сейчас этот инструмент далёк от старинной лираки в плане репертуара, музыкального языка, техники игры и конструкции.
В 1990 году Росс Дэйли (ирландец, по происхождению, современный виртуоз критской лиры, проживающий на Крите) создал новую модель критской лиры, которая включает в себя элементы лираки, византийской лиры и индийской саранги. В результате получилась лира с тремя струнами 29 см в длину (как в стандартной Критской лире) и 18 дополнительный струн, которые резонируют в индийском стиле (в дальнейшем число дополнительный, резонирующих струн увеличилось до 22)
·Строение критской лиры
Корпус лиры называется кафка (Кафки), с грушевидной декой.
Критская лира вырезается из цельного куска дерева определенного возраста (минимум 10 лет), традиционно используются грецкий орех, шелковица, местный платан, асфадомос. Для изготовления лиры используется кусок дерева без сучков и трещин.
Чаще всего критская лира бывает в длину около 54 см, в ширину 21 см (самая широкая часть корпуса), толщина около 5.5 см. Лиры, выполненные разными мастерами могут незначительно отличаться по размерам.
В древности струны изготавливались из кишок животных, потом из конского хвоста, сейчас струны изготавливают и из металла.
Лира имеет грушевидную форму, но при этом она достаточно изящна. Этот инструмент обычно украшает довольно сдержанный декор, чаще всего как декор используется небольшая каёмка по краям деки и грифа, чаще белого цвета, но могут использоваться и другие цвета. Орнаменты используются очень редко и, как правило, они являются геометрическими. Голова грифа может быть украшена резьбой по дереву, но резьба тоже довольно сдержанная, без мелких деталей.
критский щипковый лира струнный
4. Критская лира и калабрийская лира
Калабрийская лира (итал. lira Calabrese) – традиционные музыкальный инструмент Калабрии, области в южной Италии.
Считается, что Калабрийская лира так же, как и Критская является потомком Византийской лиры.
Критская и Калабрийская лиры имеют ряд общих и различных между собой характеристик, таких как манера игры, строение и музыкальный строй. Приведем несколько внешних:
Калабрийская лираКритская лираГабаритыДлина около 46, ширина 13, толщина 6Чаще всего длина 54 см, ширина 21, толщина 5.5.Число струн33 ФормаГрушевидная, немного вытянутая, как правило с острым концом головы грифаГрушевидная, довольно пухлаяМанера игрыЛира находится в вертикальном положении, инструмент помещают между коленями или опирают на одно колено. Лира находится в вертикальном положении, инструмент чаще опирают на одно колено, реже помещают между коленейДекорОчень сдержанный. Геометрический, простой орнамент или кайма по краям грифа и деки. Как правило, тёмного цвета.Очень сдержанный. Как правило геометрический простой орнамент или кайма по бокам грифа и деки. Голова грифа может быть украшена резьбой по дереву.
Заключение
Мы рассмотрели основные моменты в истории Критской лиры, дали её описание и сравнили с похожим музыкальным инструментом, который является её ближайшим родственником. Можно сделать вывод: история и происхождение музыкальных инструментов порой могут быть столь запутаны, что уже, возможно, и не найти истоков того или иного инструмента. Но пожалуй, не это самое главное, главное – сохранить инструмент и его репертуар, что у жителей Крита точной отлично получается.
Остров Крит оставил нам огромное культурное наследие. Пожалуй, никто не будет оспаривать значимость памятников минойской цивилизации, православной иконописи, картин Эль Греко, книг Никаса Казандзакиса и многого другого. Но мало кому известны музыка и танцы Крита. Однако это тоже достаточно большой вклад в мировую культуру. Прекрасны мантинады и танцы Крита, прекрасны тексты песен и музыка, которые напоминают о национальном характере Критян, о их любви к свободе, морю, людям и Богу. Современная лира стала музыкальным символом Крита. Пусть этот инструмент менялся и возможно опять будет меняться со временем, но одно останется неизменным – на нём будут продолжать играть.
Список литературы
1.«Популярные греческие инструменты» Афины, 1976 год
2.Журнал "EOL", статья «Критская лира и влияние скрипки» Автор – Туллия Магрини, перевод Константин Боенко.
.«Сравнительное исследование спектральной характеристики звука Критской лиры, связь с особенностями конструкции», Кафедра музыкальной технологии и акустических инструментов, Технологический институт, Ретимно, 2013 год.
.https://ru.wikipedia.org/wiki/ Лира_(музыкальный_инструмент)