- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,15 Кб
Кризис, закат, угасание культуры
Реферат
Кризис, закат, угасание культуры
Введение
Актуальность темы.
Кризис культуры – понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва между культурой со всеми её институтами и структурами и резко изменившимися условиями общественной жизни.
Данная проблема довольно таки актуальна особенно в наше время, несмотря на быстрое развитие науки, техники и проч. В то время, пока человечество развивается в области технологий, утрачиваются моральные нормы, искусство теряет свою ключевую роль в воспитании поколений. Благодаря этому мы получаем общество, чьи интересы сводятся к познанию ноу хау, а не к изучению истории, театра и литературы. Много ли молодёжи читает книги? Этот вопрос вызывает грустную улыбку. По мимо всего прочего современные дети в большинстве своём уже не знают народных сказок, поверий, на которых росли предыдущие поколения. Происходит гниение нации изнутри. Человек зависим от культуры, и как только общество утратит её полностью, закат неизбежен. Общность, утратившая культуру, ждёт неминуемый крах.
Цели и задачи исследования.
Цель написания реферата – это раскрыть основные причины угасания культуры. А именно понять, с чего начинается этот процесс и к чему может привести. Задачи: рассмотреть угасание культуры на примере России в XX-XXI веках и Римской империи, определить, что их объединяет.
1. Причины угасания культуры в России (XX-XXI вв.)
Во время перестройки и реформы главным объектом воздействия в сфере культуры было культурное ядро советского общества. При достаточной глубине его разрушения терял связность и волю советский народ, а значит, можно было ликвидировать СССР, сменить политическую систему, произвести передел собственности и кардинально перераспределить доходы.
Удар был нанесен столь сильный, что была повреждена культура России в целом, как система – во всех ее элементах и связях. Более того, были запущены механизмы разрушения культуры, которые вошли в режим самовоспроизводства и да же самоускорения. Этот процесс стал угрозой, чреватой перерастанием в национальную катастрофу.
В результате реформы (её иногда называют «антисоветской революцией») в России возник глубокий кризис культуры. Как объясняют его сами демократы? Не в состоянии отрицать очевидное сегодня разрушение культурных оснований всей народной жизни в России, они сводят всё к экономическим проблемам. Суть кризиса скрывают криками о нехватке денег. Какой вульгарный материализм. В войну и театр, и кино имели меньше денег, чем сегодня, и питались актёры хуже – а кризиса не было. Кризис культуры всегда вызван болезнью её духовных оснований. В культурном ядре общества, которое стали переделывать демократы с целью «смены типа цивилизации», они произвели тяжелые разрушения, которые и стали причиной культурного кризиса.
Кризис культуры возникает, когда в неё внедряется крупная идея, находящаяся в непримиримом противоречии с устоями данной культуры. Происходит расщепление сознания людей, они теряют ориентиры, начинают путаться в представлениях о добре и зле. Если таких очагов противоречия создаётся много, то под угрозу ставится само выживание народа. Это повергает массы людей в тяжёлый стресс, который ведёт к пьянству и апатии, взрыву насилия и преступности, росту числа самоубийств и резкому повышению смертности с одновременным падением рождаемости. Все эти объективные признаки глубокого кризиса культуры сегодня налицо в России. Тысячу лет культурное ядро России покоилось на идее соборной личности. И вдруг в культуру, уходящую корнями в Православие и принявшую, как священные догмы, идею равенства людей и братства народов, мощью идеологической машины стала внедряться идея «человек человеку волк». Большая часть элиты кинулась в самый дремучий и злобный социал-дарвинизм – представление людей как животных, борющихся между собой за существование. Это не кризис, а катастрофа культуры, выросшая из горбачёвской перестройки и ельцинской реформы.
«Общество – это часть живой природы. Как и во всей живой природе в человеческих сообществах существует доминирование, неравенство, состязательность, и это есть жизнь общества. Социальное равенство – это утопия и социальная смерть общества» – сказал директор Института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишков, который в 1992 г. был министром по делам национальностей в правительстве Ельцина.
«Изгнанный из эдемского рая, он озверел настолько, что начал поедать себе подобных – фигурально и буквально. Природа человека, как и всего живого на земле, основывается на естественном отборе, причём на самой жестокой его форме – отборе внутривидовом. Съешь ближнего!» – «Московский комсомолец» о человеке.
«Человек есть стадное животное с развитым разумом, способным к творчеству… За коллектив и равенство стоит слабое большинство людской популяции. За личность и свободу – её сильное меньшинство. Но прогресс общества определяют сильные, эксплуатирующие слабых», – из статьи «Моё мировоззрение» духовного лидера «демократов» Н. Амосова.
Поставив политическую задачу воспитать в России такого человека как опору власти «новых русских», реформаторы направили средства культуры на подрыв авторитета священных символов: Родина, Земля, Государство, Армия, Труд. Ничего священного, всё покупается и продаётся! Ценности заменены ценой! Перечень символов, которые сознательно лишались святости за последние пятнадцать лет, огромен. И составлялся этот перечень опытными специалистами. Били в самое сокровенное. Вот и причина кризиса культуры.
Понятно, что кризис оснований культуры вызывает и глубокий духовный кризис в самом сообществе художников, творцов «продуктов культуры». При этом возникает порочный круг – многие из них неспособны задуматься, а идут напролом, усугубляют раскол.
Преодоление кризиса культуры возможно только через возврат художественной интеллигенции к главным ценностям нашей вечной культуры, к бережному восстановлению её ядра.
По сегодняшний день кризис культуры в России не подавлен и продолжает развиваться, оказывая своё пагубное влияния на новые поколения, закладывая неправильные ценностные ориентиры ещё в детстве. Результатом может стать полное исчезновение моральных ценностей в обществе. Тенденции к этому уже просматриваются.
2. Закат культуры на примере Римской империи
Со второй половины 2 века Римская империя переживает экономический и социальный кризис. 3 век – период кровавых гражданских войн. Рабовладельческий способ производства исчерпывает себя, складываются элементы новых форм существования, предвосхищающие феодализм.
Изнеженность, купание в роскоши вели не только к распаду государства, но и к смене основных ценностных ориентиров и моральных устоев общества. Великая держава вошла в период жесточайших кризисов, из которых уже не могла выбраться.
Во 2 веке нашей эры Римом правили уже не императоры, а солдаты, избираемые большинством. Началась так называемая «эпоха солдатских императоров». Эти новоиспеченные престолодержатели стремились не упрочить и восстановить былую мощь державы, а, наоборот, крали и растаскивали казну, облагали народ все новыми налогами. Даже произошло невероятное событие – в конце 2 века императорский престол был пущен на продажу с публичного торга. В итоге император Феодосий разделил империю на две части – Западную и Восточную.
Рим был переполнен людьми, разорившимися или не желающими работать. Большие толпы нищих броди по Риму, предаваясь праздности и лени. Главный девиз того времени: «Хлеба и зрелищ». Во-вторых, прежняя экономическая система себя уже исчерпала. Происходит переход к феодализму. В результате многочисленных войн завоеванная территория часто становилась частной собственностью. Как следствие – появляются крупные землевладельцы и мелкие, которые еще больше мельчают. Теперь земля – главная собственность и показатель достатка и богатства. Это говорит о том, что античный рабовладельческий строй заканчивает свое существование.
Время поздней империи – нравственное падение и обнищание нравов. Прежних ценностей – патриотизм, доблесть, воинская служба, героическая смерть на поле боя – уже не существует. Изнеженные в роскоши и праздном существовании патриции совсем не хотели воевать и погибать нелепой смертью. Римляне этого времени – не храбрые воины, а люди привыкшие к красоте и изнеженности. Все покупается и продается. На смену прежних ценностей приходят совсем другие: роскошь, алчность, раболепие, разврат и распущенность.
Прежняя языческая вера в античный пантеон богов уже не отвечали духу времени и чаяньям народа. Униженный народ не мог примириться с усилившейся подневольной эксплуатацией и оскорблениями. Старые боги, не слышащие молитвы, его не устраивали. Тем более что к социальной нестабильности добавляются природные катастрофы и эпидемии: в это время происходят землетрясения и извержение вулкана Везувий, начинает свирепствовать чума. К тому же варвары совершают свои бесконечные жесточайшие набеги. В это тяжелое для римской империи время зарождается новая религия – христианство, которая очень быстро распространяется по империи, находя все больше приверженцев.
В середине 3 века варвары начинают вторжение в римские провинции, с востока вторгаются персы. В 395 году произошел раскол Римской империи на Западную и Восточную. А в 476 году Римская империя пала, захваченная и разграбленная варварами.
Римская империя пала из-за исчезновения культуры, которая объединяла народ в одно духовно сильное государство. Римляне стали лёгкой жертвой для захватчиков именно потому, что были ослаблены морально. Другими словами, они уже не видели ценности в таких понятиях как «родина», «нация» и т.д. В Римской империи был утерян дух патриотизма и культура общества в целом.
Заключение
Таким образом, мы приходим к выводу, что культура составляет основной стержень любого общества. Человек зависим от культуры. С её исчезновением пропадают стремления человека к высокому, к лучшему, меняются в худшую сторону ценностные ориентиры, перестают существовать какие-либо моральные принципы.
Рассмотрев два варианта угасания культуры на примере России и Римской империи, можно убедиться, что кризис возникает не просто так, а при наличии определённых причин и предпосылок. Во-первых, это влияние власти, которая проводит какие-либо реформы, заключающие в себе идеи трансформирования культуры. Подобные действия подрывают уже закрепившуюся идеологию, что в свою очередь расщепляет сформировавшийся образ мышления у людей.
Во-вторых, большую роль в возникновении кризиса культуры играет экономическая обстановка. Стоит обратить внимание, что во времена стабильности рынка в СССР, люди, уверенные в завтрашнем дне, представляли морально и духовно сильное общество, наивысшей ценностью для которого было государство. Наиболее остро кризис культуры встал в момент развала СССР и возникновения экономически нестабильной обстановки.
Тоже самое наблюдается и в Римской империи. Кризис культуры также был вызван кризисом в экономике. После затянувшегося праздного времени люди отказывались работать, что повлекло за собой нищету. Развал империи произошёл по причине того, что население утратило веру в государство и не видело ценности лично для себя в его защите. Люди «испортились», утратили былые моральные ценности.
Список использованных источников
1.Учебно-методический проект «Хрестоматия по культурологии» (2009).
2.«Кризис культуры» Сергей Георгиевич Кара-Мурза (Общественная организация «Национал – патриоты России» 2002-2015).