- Вид работы: Учебное пособие
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 160,32 kb
Кубанская вышивка
«Кубанская вышивка»
Содержание
Аннотация (предисловие)
Введение
Глава I. Вышивание – домашнее занятие, ремесло, промысел
Глава II. Орнамент вышивки
Глава III. Интерьерная ткань
Глава IV. Рушниковые швы
Глава V. Одежда
Используемые материалы.
Библиографический список
Приложение
Аннотация (предисловие)
Данное пособие предназначено для использования на уроках кубановедения, трудового обучения 5 -11 классов. Также пособие может использоваться для ведения кружковой работы. Для углубленного изучения кубанской культуры.
Введение
Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани. Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры: восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. На их основе происходило развитие новой региональной этнокультуры, имеющей свои особенности, отличных от метропольных.
На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки.
Вышивали крестом и гладью. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом. Вышивка крестом бытовала повсеместно, отличалась разнообразием приема исполнения.
Девочки уже с 6-7 лет приучались прядению и до замужества приготавливали себе приданное. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук.
Все вышитое можно разделить на две группы:
Ø Интерьерная ткань
Ø Одежда
В первой группе рассматривать наиболее распространенные виды интерьерной ткани:
§ Рушники
§ Настольники
§ Подзоры
§ Постельное бельё.
Из одежды – мужскую и девичью рубахи.
По орнаментальным мотивам можно разделить на:
Ø Зооморфный
Ø Растительный
Ø Геометрический
Ø Антропоморфный
Ø Эпиграфический.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовое решение, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивки народов нашей страны отличаются большим своеобразием, богатством технических приемов, цветовыми решениями. Каждый народ, в зависимости от местных условий, особенности быта, обычаев и природы, создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение.
В русской вышивке большую роль играет геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы. Мотивы женской фигуры, птицы, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба изображалось солнце, птица символизировала приход весны.
Для узоров русской вышивки характерна симметрия – закономерное расположение основных линий, форм. Красок. Построение рисунка может быть одно оси симметрии, по двум и нескольким осям, когда ось симметрий скрыта (узор для круглой салфетки). Принцип построения по одной оси симметрии основан на зеркальном отражении. Построение композиции может быть основано и на принципе равновесия.
Нарядные вышивки Украины отличаются четким, графическим изображением орнамента, легкостью узора. Особое место в украинских вышивках занимают рушниковые швы. Традиционные рушниковый орнамент, преимущественно растительного характера, иногда со стилизованными мотивами птиц и зверей, делает эти рисунки необыкновенно красочными и неповторимыми, выполняют рушниковые швы, нитками красного цвета, иногда прибавляя синие или чёрные.
Характерной особенностью вышивки на Кубани явилось соединение двух культур – восточно-украинской и южнорусской. Именно на их основе появилась новая региональная этнокультура, расширилась цветовая гамма. К украинским черно-красным фигурам добавились русская синева и зелень.
Вышивка на Кубани была распространена повсеместно и являлась основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани.
вышивка кубань крест гладь
Глава I. Вышивание – домашнее занятие, ремесло, промысел
Древнее название вышивки – шъв, шов. Шить означало вышивать (сейчас в этом значении слово сохраняется как диалектное). В современных русских диалектах вышивка, или шитье, называется еще строка, чекан. Последнее название применяется на Севере (главным образом в Вологодской обл.): вышивки по чекану, передник с чеканом. Узоры называются украсы, краски, красивья, вычуры.
Вышивка – один из самых древних видов орнаментации тканей у славян. На текстильных фрагментах X-XIII вв. встречаются узоры: тканые, набивные и вышитые. Среди них – образцы не только привозных, но и местных тканей. Вышивка Древней Руси постепенно становится предметом специальных исследований.
В древнем Новгороде мастерство вышивания было на очень высоком уровне, о чем свидетельствуют памятники, в частности образец новгородского шитья XII в. – поручи Варлаама Хутынского.
Ценны сообщения о вышивке X- XIII вв. более южных областей: узоры на фрагментах шерстяных тканей из курганов Московской обл. и Дорогобужского р-на Смоленской обл. выбраны иглой по основе и утку. Эта техника вышивания известна была и в XIX в. всем восточнославянским народам (набор, брань – у русских, низ – у украинцев). Древность вышивки в Восточной Европе подтверждается как материалами из славянских курганов, так и археологическими находками на соседней со славянами территории. В Прибалтике – у латгалов в XIII в. вышивка цветной пряжей и бисером украшала одежду; она вытеснила в это время своеобразное украшение тканей – нашивку бронзовых пронизок.
По мнению исследователя ткачества Н.И.Лебедевой, вполне возможно, что бранье иглой предшествовало бранью на ткацком стане, поскольку последнее является уже известной механизацией. В общем историко-культурном плане вышивка, возможно, является стадиально более древним явлением, чем само ткачество, поскольку у многих народов, не знавших ткачества, имелась вышивка или близкие в ней по технике украшения. Материалом служила не ткань, а шкура, кожа, ров-дуга, подшейные волосы оленя (у народов Севера), волосы бизона, иглы дикобраза (у индейцев Америки) и т.п.
В русских источниках XVI-XVII вв. часто упоминается о "шитых", т.е. вышитых, предметах у разных социальных слоев населения, включая и крестьян. Плат, ширинка, полотенце, рубахи, перевязки, зарукавья были "шитыми". Это свидетельствует о большом развитии бытовой вышивки в то время.
Этнографические данные XVIII-XX вв. содержат некоторые сведения о более раннем развитии вышивок в крестьянской одежде по сравнению с ткаными (браными и закладными) узорами, которые вытесняли вышивку, распространяясь все шире. Так, например, в Каргополье вышитые рубахи и полотенца преобладали в первой половине XIX в. В течение века браные (на ткацком стане) узоры входят в быт. Красный браный узор сначала дополняли вышивкой разноцветным гарусом, заполняя им все оставшиеся просветы фона, а в конце XIX-начале XX в. узор целиком выполняли на ткацком стане, пропуская в утке разноцветный гарус.
В Весьегонском у. прослеживается замена вышитых шерстью узоров, преобладавших на рубахах в первой половине XIX в., ткаными. По Северной Двине современные исследователи не находят вышивки, а только узорное тканье, но первая была там весьма богатой в XIX в. Если обратимся к браному ткачеству Великоустюгского у., то его разнообразные сюжеты, по-видимому, восходят к вышивке (эти мотивы более характерны для вышивки, чем для ткачества).
У соседних с русскими народов Поволжья вышивка – наиболее распространенный способ украшения тканей. У мордвы, мари, а также чувашей в одежде и головных уборах (вплоть до XX в.) господствовали вышитые узоры. Тканье использовалось мало и занимало по сравнению с вышивкой незначительное место в украшениях одежды. У удмуртов узорное ткачество очень богато и во второй половине XIX-начале XX в. достигло расцвета. Тканые узоры постепенно вытеснили старые трудоемкие способы ручной вышивки в одежде удмуртов, которой она украшалась до середины XIX в. В отдельных местах, где развито узорное тканье, почти не находим вышивки, как, например, в Перской вол. (Устюженского у.), Батушинской вол. (Костромского у.) и некоторых уездах Ярославской губ. и др. Возможно, старые центры текстильной промышленности в Ярославской и Костромской губерниях оказали влияние на развитие крестьянского узорного ткачества, вытеснившего вышивку.
О расцвете художественного вышивания на Руси XIV-XVII вв. свидетельствуют письменные источники и сами памятники шитья того времени. Искусство шитья в Новгороде, Москве, Сольвычегодске и других центрах достигло высокого уровня. Подобно иконописи, фресковой живописи, развилась особая отрасль древнерусского искусства – "живопись иглою". Наибольшее количество образцов "живописи иглою" сохранилось от XVI-XVII вв. В этот период искусство шитья (шелком, золотом, жемчугом) достигло расцвета.
Шитьем занимались в княжеских и боярских светлицах – мастерских художественного шитья, в монастырях. Вышивали пелены и покровы, украшавшие храмы, облачения духовенства, стяги и хоругви для военных походов, а также царскую, княжескую и боярскую одежду. Это придавало пышность церковным богослужениям, торжественным царским выходам и выходам духовенства, отличало одежду знати от одежды трудового народа.
Шитье для церковного обихода на религиозные сюжеты, так называемое лицевое шитье, включало и орнаментальные мотивы. Исследователи средневекового русского шитья усматривают в них глубокую связь с народным художественным творчеством (объясняя это тем, что непосредственными творцами были представительницы народа – простые русские женщины). Давние народные традиции сыграли немалую роль в расцвете русского лицевого шитья, которого оно достигло в средневековье.
Памятников собственно народного средневекового шитья, т.е. изготовленного и бытовавшего в народной среде, открыто еще мало. В связи с этим особую значимость приобретает открытие фрагментов вышитых тканей XV-XVI вв. из городов Кириллова и Белозерска. Это белые тонкие льняные ткани столешников, вышитые белыми же льняными нитками счетной гладью, с зооморфным и растительным орнаментом.
Назначением разнообразных женских ремесел (плетения, вязания, тканья – поясов, тесьмы и пр., низания из бисера, стекляруса, вышивания и т.п.), которые служили основным заработком для наименее обеспеченной части горожан, главным образом из мещанского сословия. Так, например, женщины-мещанки Сольвычегодска вышивали "по требованию" полотенца из тонкого полотна "по письму" или по узору – "в прорезь", а по коленкору или кисее – "по танбуру" (в первой половине XIX в.). Это занятие, как замечает один из корреспондентов географического общества, – "удел скромных тружениц, требующий остроты зрения и чистоты в работе". Вышитые изделия отправлялись на Нижегородскую и Ирбитскую ярмарки, а ранее, по сообщению того же автора, на Макарьевскую ярмарку и во многие города.
В Ямской слободе Торжка жены ямщиков и женщины-мещанки занимались разными ремеслами: плетением кружев, тканьем шелковых поясов, "татарской работой в тачку" (шитьем сафьяновой обуви) и особенно золотым шитьем. Развитие торжковского золотошвейного производства относится к началу XIX в. Оно было связано главным образом с обслуживанием богатых горожан, в среде которых, особенно в провинциальных городах России, в то время носили "русский наряд", обильно украшенный золотым шитьем. К середине XIX в. золотошвейное дело в Торжке достигло расцвета (торжковские изделия шли в столицу, в другие города и сельскую местность), а затем к концу века стало сокращаться. Одной из причин этого был переход горожан от традиционного русского костюма к европейской моде. Женские художественные ремесла зависели в значительной мере от спроса потребителя и капризов моды.
Одним из крупных очагов женских художественных промыслов была Вологда, где процветало не только кружевоплетение, получившее всемирную известность, но и вышивание. В первой половине-середине XIX в. им занимались в купеческих семьях, вышивая на досуге убрусы и постилальники. Для мещанок же рукоделие было необходимым средством к существованию. В ремесло втягивалось население пригородных деревень и оказывало влияние на домашнюю крестьянскую вышивку. Ремесла Торжка и Сольвычегодска – старинных центров золотого шитья – имели решающее значение для развития крестьянского золотошвейного мастерства (в сравнительно близких к этим городам районах). Центры белой строчевой вышивки – Вологда, Великий Устюг, Сольвычегодск – содействовали распространению строчки в селениях Подвинья.
В городском ремесле были свои традиции, создавался свой стиль вышивки: сюжетика ее отличалась от крестьянской, круг источников, откуда черпались орнаментальные сюжеты, был иным и более широким, чем в крестьянской среде.
Если ремесленное производство XVIII – первой половины XIX в. характеризуется проникновением в него капиталистических элементов и роль скупщика в нем значительна, то пореформенное время отличается интенсивным ростом мелких кустарных промыслов, расширением рыночных связей и усилением их капитализации.
После реформы 1861 г. и изменения общественных отношений и бытового уклада населения (в городе и деревне) некоторые виды вышивального промысла сократились (как было, например, с торжковским золотым шитьем), другие возникали и распространялись.
Широкие размеры приняло производство ручной вышивки строчкой, гладью и тамбуром. Развился Крестецко-Валдайский производственный район, а также Владимирский, где на основе издавна существовавших у населения навыков к строчке (в слободе Холуй и других селениях) стали изготовлять изделия на продажу, украшенные строчкой, для городского обихода (постельное и дамское белье и т.п.).
Строченой промысел охватил уезды соседних губерний: Ярославской, Костромской, Нижегородской. Быстрота, с которой шло распространение промысла, видна на примере с. Катунок (Нижегородской губ.), где в самом начале века было всего 3 строчен, в 1905 г. их насчитывалось 1124, а к 1917 г. – 4 тыс. человек.
С конца XIX-начала XX в. развился промысел гладевой вышивки, также рассчитанный на потребности горожан. Зародившись во Владимирской губ. (в слободе Мстера), он в короткое время охватил уезды Костромской и Нижегородской губерний.
Мастерицы работали на хозяина, который раздавал материал и принимал работу (сам или в лице наемного раздатчика).
При длинном рабочем дне (с привлечением малолетних членов семьи) вышивальщицы зарабатывали мало (5-6 руб. в месяц). Как вспоминает А.М.Крайнева (из д. Безводново б. Юрьевецкого у. Костромской губ.), надо было просидеть, не разгибаясь, с раннего утра до позднего вечера, чтобы вышить гладью дамскую сорочку, за которую платили 28 коп. (в начале XX в.), если не снижали эту плату за некоторые, иногда незначительные погрешности.
Но и те скудные заработки, полученные за гладевую вышивку, для большинства крестьянских семей были большим подспорьем. Девушки на свой заработок одевались – покупали ситец и другие необходимые товары. Поэтому особенно тяжело было вышивальщицам, когда за работу платили товаром. Это вынуждало их приобретать менее нужные вещи и гораздо дороже.
Узоры для вышивок получали от хозяина или раздатчика и переводили на ткань (батист, тонкое полотно). Оригинального орнамента здесь уже не было, узоры брали из журналов, ориентируясь на вкусы потребителя и моды того времени. При этом техника оставалась на высоком уровне.
Во второй половине XIX-начале XX в. народные художественные промыслы привлекли внимание представителей русской интеллигенции. В этот период не только тщательно изучалось народное искусство, но предпринимались практические шаги для поддержания промыслов. Организация земских школ-мастерских имела целью подготовку мастериц и улучшение художественной стороны вышитых изделий. Правда, вышивальных пунктов-мастерских по сравнению с количеством учебно-ткацких мастерских было меньше, и они были в основном сосредоточены в центральных и южных губерниях. На Севере же школ для вышивания почти не было (можно назвать лишь с. Старое Рахино Новгородской губ., с. Шуньгу в Заонежье, д. Гоньбу Малмыжского у., Вятской губ., сельцо Крюково, с. Курбу в Ярославском у.).
Руководительницы мастерских, подчас искренне любившие народное искусство, в выборе рисунков для вышивок стремились придерживаться русского стиля, а образцами могли служить орнаменты старинных рукописей и тканей и узоры вышивок любых русских губерний, а также узоры, составленные художником или руководительницей мастерской. Школы-мастерские оказывали влияние на крестьянскую вышивку в части усвоения новой техники и некоторых орнаментальных мотивов. Однако нередко влияние их на орнамент вышивки окружающих селений было все же ограниченным. Изделия некоторых мастерских слишком резко отличались от местной вышивки, не отвечая традициям и вкусам населения.
Глава II. Орнамент вышивки
Украшение вышивкой одежды и вещей быта – органическая черта народного декоративно-прикладного искусства. В народной традиции орнаментация тесно связана с назначением и формой предмета.
Орнаменты Кубанской вышивки, как правило, делят на такие виды:
Á Геометрический
Á Растительный
Á Животный
Á Предметный
Á Смешанный.
Как известно, орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании организационном расположении элементов. Но не каждый узор можно назвать орнаментом. Узор, в котором отсутствует последовательное повторение одинаковых элементов, таковым не является.
Растительный орнамент – это упорядоченное ритмичное изображение какого-нибудь растительного мотива. Геометрический орнамент создаётся при помощи закономерного повторения, какого-нибудь абстрактного (линейного) мотива.
Зооморфным называется орнамент, в композицию которого входит хотя бы один ряд четко выраженных животных, птиц, насекомых.
Эпиграфический – текстовый мотив.
Антропоморфный орнамент – это последовательное повторение специальных фигур людей, которые ритмично чередуются с другими орнаментальными мотивами. Во многих вышивках существуют смешанные орнаменты, которые складываются из геометрических мотивов.
По некоторым источникам из зооморфных мотивов больше всего распространены птицы. Так как птица один из наиболее распространенных и любимых образов народного творчества. В основном изображения птиц встречаются на простынях и постельном белье, по низу рубах (женских и мужских), на концах полотенец, имевших обрядное значение и, в первую очередь свадебных.
И это не случайно. Образ птицы и в фольклоре и в орнаменте означают посредника между небом и землёй. Она была также наделена функциями оберега здоровья женщины и ее детей.
В народном искусстве пара птиц – символ любви и счастья.
Павлин – популярный мотив в русской и украинской вышивке. С павлином в различных традициях связаны мотивы изобилия, плодородия, бессмертия. Он считается символом мудрости из-за множества глаз на хвосте. Широко распространено изображение павлина или двух у дерева. В восточнославянском орнаменте павлин известен давно.
В Киевской Руси применялся орнамент с павлином. На Украине нередко встречаются изображения этой птицы в вышивке, росписи. На украинских свадебных рушниках над головами пав-птиц часто вышивали венец или венок. Пава-птица семейного счастья. На Полтавщине девушки вплетали в свадебный венок перья павлина. Такая редкая птица встречалась на Украине в помещичьих птичниках, иногда и у крестьян. Сильно стилизованные и предельно декоративные птицы – павы с пышными хвостами, переходящими в цветы, украшают нарядные полтавские рушники, выполненные в технике двухстороннего шва. Вышивки крестом изображение павы подвергается стилизации в меньшей степени, тяготея больше к реалистической трактовке, что во многом обусловлено характером изображения и возможностям самой вышивальной техники. В различных изображениях пава используется не только на Кубани.
Растительные мотивы занимают центральное место в кубанской вышивке. Распространён мотив вазона, имеющий очень древний источник, как и дерево жизни.
Структура букета остаётся, как правило, практически неизменной: три цветка, из которых один более крупный, в окружении редких листьев, бутонов и гирлянд из мелких полевых цветов. По сторонам вазона могут располагаться птицы, бабочки, монограммы.
Для украинской вышивки XIX века на рушниках, на стольниках, рубахах, фартуках – характерен мотив изогнутой ветви. Ветвь представлена в виде изогнутого стебля, расположенного горизонтально, с ритмично отходящими от него цветками, бутонами, листьями.
Калина – излюбленный образ в песенном фольклоре кубанских казаков, где она часто именуется ласкательно: «калинушка», «калина родная» и т. д. Рябина, особенно почитавшаяся у русских, и калина были связаны символами любви и брака.
Виноградная лоза играла большую роль в южной орнаментике. Она была излюбленным мотивом у украинских вышивальщиц. Жительницы станицы Холмской чаще вышивали листья винограда, чем сами гроздья.
Из полевых цветов имеются изображения мака, васильки, ромашки, колокольчик, анютиных глазок, барвинка. Происхождение мака связывается в мифах и фольклоре с кровью убитого человека.
На Украине существовало поверье, что после битвы весной поле покрывается маком. Девушки, в семье которых были погибшие, вышивали узоры из маков на сорочках, а на голову клали венки из синих маков, как символ памяти и продолжения рода. С давних времён святили мак, им обсыпали хату, хлеб, так кат верили, что он обладает волшебными средствами. У восточных славян в свадебной лирике созревший мак, семена мака неразрывно связаны с темой невесты, её созревания и потери ею «красоты». В украинской поэзии, в кубанских песнях черноморских казаков цветущий мак – поэтический символ девичьей красоты «гарна дивка, як макивка». Махровый мак является символом убранства и пышности.
Букет из полевых цветов – трех крупных маков и васильков, украшают салфетки, скатерти. Вышивают такие цветы гладью, так как такой приём позволяет передать точность рисунка. У украинцев васильки символизируют чистоту, приветливость и учтивость. Васильками украшали, наряду с калиной, барвинком, свадебное дерево. С полевыми васильками связана легенда о прекрасном юноше, которого красавица русалка заманила на троицын день в поле, защекотала и превратила в цветок.
Распространение вышивки таких растений, как калина, маки, барвинок, связана с их волшебными свойствами, а также с символикой семьи и брака.
Самые ранние по происхождению геометрические мотивы. В их основе – геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки, повторяющиеся по полотну. Основу геометрического орнамента составляет ромбы и квадраты ( простые и перекрещенные ) , а также свастический орнамент, эти, некогда типичные для славян элементы, к концу XIX века лучше всего сохранились в южнорусских губерниях, у белорусов и украинцев.
По мнению ряда исследователей, геометрический орнамент в своей древней основе был связан с космической символикой, с идеей плодородия. Ромб, разделённый на четыре части с четырьмя точками – идеограмма засеянного поля, ромб с тростинками – символ плодородия, ромб с крючками – оберегательный знак. Ромб как символ солнца известен повсеместно.
В белорусской и русский вышивке ромб всегда называется кругом. Геометрический орнамент в кубанской вышивке не получил такого широкого распространения, как орнамент растительных форм. Это обусловлено тем. Что растительный орнамент стал преобладающим в вышивке даже для тех областей, где искони были развиты геометрические формы. В кубанской вышивке геометрические мотивы широко представлены на тканых рушниках и в орнаментации мужских рубашек. Особую группу составляют тканые изделия с характерным белорусским орнаментом, которые переселенцы из Белоруссии привезли с собой или изготовляли их уже на новой Родине.
Ромб в большинстве случаев составлял основу орнаментальных композиций, но нередко служил дополнением к другим геометрическим или растительным мотивам. Ромбы сочетались в различных композициях: вписывались один в другой, соединялись цепочкой, располагались рядами и чередовались с розетками, восьмиугольными звездами, косыми крестами, крестообразными фигурами. Наиболее часто встречаются гладкий ромб и ступенчатый, реже лучистый. Ромб с перекрещёнными концами означает, что недавно образовавшаяся семья строит новый дом. Этот мотив был обязателен на свадебных полотенцах невесты.
Антропоморфные мотивы встречаются во всех видах и различных хронологических слоях восточнославянского народного искусства. В кубанской вышивке антропоморфные мотивы встречаются довольно редко.
К эпиграфическим мотивам относится, прежде всего, надписи, широко применяющихся в качестве украшений в искусстве многих народов.
Надпись несёт смысловую нагрузку и одновременно выполняет декоративную функцию, являясь украшением. Чаще всего текст вышивался на рушниках. На многих из них встречаются монограммы. Это не всегда инициалы автора. Часто мастера выбирали просто понравившиеся буквы или их сочетания. Обычно монограммы или литеры помещались над узором, реже – между его элементами. Размеры букв варьировались от довольно крупных до очень мелких. Литер отличался довольно большим разнообразием: от простого, до изысканно сложного, иногда даже вычурного.
Шрифтовой орнамент нередко обогащается растительными элементами: веточками, ягодками, мелкими цветочками, завитками. Иногда на рушниках помещался год изготовления.
Глава III. Интерьерная ткань
Наиболее распространенной интерьерной тканью являются рушники, подзоры, салфетки, постельное бельё, картины.
Одно из первых мест по бытовому значению занимали вышитые и тканные полотенце-рушники.
Еще в древности полотенце («набожник», «убрус») играло особую культовую роль, занимала большое место в свадебном ритуале. Полотенце вешали на священные деревья и иконы. По своим функциям в системе ритуалов полотенце подразделяется на «утирач», «кликовые», «плечевые», «подарковые», «божники», «зеркальные», «церковные», «крестовые». Полотенце «утирач» для вытирания рук и для повседневного пользования ─ почти не украшались. Только иногда на концах располагались несколько обычно красного цвета. «Кликовые» или «крючковые» полотенце получили свое название от обычая украшать ими комнату на все праздники, развешивая на вбитые в стены гвозди- «крючки» ( укр. «килок» – деревянный гвоздь). Несколько рушников входило в повседневное убранство комнаты, они обрамляли висящие на стенах картины, фотографии.
Для зеркала иногда употреблялись специальные полотенце, вышитые концы его обычно сшивали вместе. Полотенце окаймляло зеркало, спускаясь своим узорным концом под ним.
Декоративные полотенца, предназначавшиеся для убранства интерьера, изготавливались из лучшего конопляного или льняного отбеленного полотна. В первой четверти XIX века, когда фабричный материал стал вытеснять домотканую, полотенце стали шить из хлопчатобумажной покупной ткани. Она называлась миткань.
Обычай украшать свои жилища вышитыми и ткаными полотенцами распространен у южного населения, среди украинцев. Девушка раньше заготавливала до свадьбы не менее 12 полотенец вместе с другими частями своего приданного: рубахи, настольники, постельным бельём.
Часть таких вещей передавалось от матери дочери. Рушники имели разнообразное, функциональное значение, что определяло содержание и форму мотива орнамента. К самым красивым можно отнести свадебные рушники. Рушники служили в качестве подарка (ими одаривали), пояса подножника, (расстилали в церкви под ногами вступивших в брак, под него клали медную монету). На них выносили икону невесте, хлеб-соль жениху, обвязывали сватов. На утро после свадьбы молодая несет свеклу свекрови умыться дает утереться своим рушником. Затем этот рушник она вешает на икону. Самые нарядные, отбеленные, яркие рушники готовились для свата со свахой. Этот обычай был распространён повсеместно. Основным орнаментом свадебных полотенец были цветы, вазы, птицы, венки с монограммами и коронами. Обычно в доме имелось не менее тридцати вышитых рушников. Часть из них входило в приданное невесты и готовилось девушкой до замужества. Это прежде всего рушник для новобрачных – молодожены им пользовались первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: для мальчика – геометрический орнамент, для девочки – с растительным. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю, счастливую дорогу, и две полоски красного и синего цвета. Для жатвы предназначался очень длинный (до трех с половиной метров) рушник, разделенных по ширине рядом тканных полосок, концы его орнаментировались цветочным узором: васильками, колокольчиками и колосками.
Большой семейный рушник для гостей вешался в прихожей.
Для детей гостей готовились маленькие белые полотенца с вышитыми цветами, птицами.
К орнаментированным предметам относятся скатерти – настольники, которые также имели широкое хождение в быту. Их сшивали из двух полотнищ холста. Узоры были в «досточку», «дробинку», «ряды», «сосны», «кружки». Особо богатые украшались вшивкой по центру. Скатерти для ежедневного пользования изготавливались из голубой ткани и украшались очень скромно. Подзоры встречались в казачьем быту намного реже. Они как правило украшали интерьер избы в северной губернии и были менее характерны для крестьянской хаты южно-русских губерний.
Подзор – полоса ткани размером от 20 – 50 см и ширине 1 м 90 см, по длине пришивался к краю простыни. Мог украшаться ручным или фабричным кружевом.
Глава IV. Рушниковые швы
Что же такое рушниковые швы. Мы говорим о рушниках, но как, в кокой технике выполняются они мало кто знает. Название рушниковых швов объясняется тем, что в старину и сейчас такими швами выполняют растительные орнаменты на рушниках. Рушниковые швы представляют собой двусторонние несложные счетные швы.
Для вышивки выбирают узор с крупными фотмами цветов, листьев и бутонов (рис. 10). Перебивают рисунок узора на ткань. Вышивку начинают с того, что контур орнамента (цветов, листьев, стебельков) вышивают стебельчатым швом или цепочкой. Затем все элементы узора заполняют вазнообразными рушниковыми швами.
Существует более пятидесяти видов рушниковых швов. Большие плоскости элементов орнамента (цветов, листьев) заполняют рушниковыми швами: шахматкой, уголками, качалочками, а также разными их комбинациями.
Шахматка выполняется гладьевыми квадратиками. Квадратики могут быть разной величины: от 0,3 мм до 1 см в зависимости от величины заполняемых элементов. Вышивают квадратики стежками через одну нить ткани по диагонали элементов орнамента (рис. 11, б).
Уголки (рис. 13) также выполняют стежками через одну нить ткани. Чтобы образовать уголки, вначале каждый стежок делают на одну нить ткани больше предыдущего (рис. 14, а), а затем каждый стежок делают на одну нить короче предыдущего (рис. 14, б). Уголки можно располагать по-разному.
Качалочки выполняют полосочками глади, стежками одинаковой высоты (см. рис. 16). Обычно этот рушниковый шов комбинируют с другими швами.
Для мелких элементов орнамента (бутонов, листиков) используют ажурные рушниковые швы: просо, крестики, кривульки, двустороннюю штаповку и разные их комбинации.
Просо выполняют стежками на 3-6 нитей ткани. Шов вышивают справа налево. Делают стежок на 3-6 нитей ткани, пропускают 3-6 нитей и снова делают стежок на 3-6 нитей (рис. 15, а). Выполнив один ряд, ткань поворачивают так, чтобы выполненные стежки оказались снизу, и второй ряд снова вышивают справа налево через 3 или 4 нити ткани в шахматном порядке (рис. 15, б). Все нечетные ряды шва выполняют как первый ряд, все четные – как второй ряд.
Кривульки представляют собой зигзагообразные линии. Выполняют кривульки справа налево по диагонали клеточки из 3х3-6х6 нитей ткани. Рабочую нить закрепляют петлей по диагонали клеточки. Вкалывают иглу в верхнюю точку и выводят вниз по диагонили клеточки, так повторяют до конца ряда .Затем поворачивают работу и выполняют пропушенные стежки снова справа налево.
Двусторонняя штаповка (рис. 12, а) выполняется по принципу кривульки. Только стежки вышивают параллельно нитям основы и утка ткани по диагонали элементов (рис. 12,а).
Зная рушниковые швы, описанные выше, а также используя несложные элементы двусторонней глади, можно продумать интересные комбинации для заполнения разнообразных элементов растительного орнамента.
Глава V. Одежда
Вышивкой украшали мужские и женские рубахи. Различные типы рубах отличаются друг от друга главным образом характером разреза для надевания, фасоном воротника, украшениями. На Кубани встречаются рубашки двух типов: русского и украинского. Они имеют общие черты – это вышивка по низу, по краям рукавов, по вороту и на груди. Мотив вышивки геометрический. Отличия состояли в том, что имея одинаковый покрой (туникообразный), украинская рубаха была с собранными манжетами («горохли») и прямым вырезом. Русские рубахи были с прямыми рукавами и вырезом «косоворота». На будничных рубахах отделок обычно не было. Свадебную рубаху жениху шила сама невеста и передавала ее на кануне венчания или во время «заручения». Основной частью женского костюма тоже являлась рубаха. По внешнему виду различались рубахи цельнокроеные с пришитыми рукавами и составными цельные рубахи чаще всего встречались у украинцев. Именно такие несоставные рубахи считались у украинских женщин нарядными и праздничными.
В конце XIX в начале XX веков на Кубани широко распространялся комплекс одежды с юбкой (городской стиль).
Рубахи украшались вышивкой: будничные очень скромно, а праздничные, особенно, свадебные отличались богатой орнаментикой. Особенно пышно декорировали рукава, меньше – разрез ворота и подол. Основной акцент делался на плечевую часть, в местах соединения рукава с плечом (полик). Иногда украшали весь рукав, что являлось характерным для украинцев, а также для южно великорусских губерний.
Вышивка на одежде, помимо чисто эстетических функций имела также охранительные, она рассматривалась как оберег; поэтому и дома ходили в рубахах, у которых были вышиты ворот, подол, обшлага рукавов.
У славян основным цветом вышивки был красный. Красный цвет не только "красивый", но и цвет магический, обережный; остатки подобных верований можно легко найти в ритуалах крестьян XIX в. Д.К. Зеленин объясняет значение красного цвета, как оберега, тем, что красный цвет символизирует огонь. Для окантовки узора служил чёрный цвет. Вышивка делалась шерстью и шёлком-сырцом, окрашенными мареной (красный – от почти алого в шёлке до коричнево-буро-красного в шерсти), ольховой корой и окисью железа из болотной руды (чёрный для шерсти).
В качестве основных элементов орнамента можно назвать символы-обереги: засеянное поле, солнце, вода, "деревья-цветы" (символы плодородия как мужского, так и женского); а также самые простые геометрические орнаменты, например, полоса зубцов, либо треугольников.
Богатые люди также могли себе позволить вышивку золотой и серебряной нитью. Именно такая вышивка лучше всего сохранялась, и образцы её дошли до нас.
Около дер. Кнутихи на р. Уводь в пяти погребениях найдены остатки шёлковой отделки воротников рубах, расшитых золотой нитью. На полоске импортной ткани полотняного переплетения вышита гирлянда из S-видных вьюнов, в круги которых помещены четырёхконечные кресты.
Заключение
Изучая особенности кубанской вышивки и орнамента, я пришла к выводу, что орнаментика народного искусства со временем в значительной степени утрачивает своё значение наполняется новыми образами и символами: на первое место выходит декоративная функция. В соответствии с собственными потребностями и вкусами, веяньем изменчивой моды, вышивальщицы, стремясь добиться повышенной выразительности своих произведений, широко вводили новые элементы в иконографию, расширяя традиционные рамки народного искусства. Необходимо иметь ввиду, что народное искусство, несмотря на тенденцию к относительной устойчивости традиционных форм, длительной консервации исходных элементов, испытывает постоянное внешнее влияние. На Кубани произошло смешивание четырёх основных культур: центральнорусской, южнорусской, белорусской и украинской.
Используемые материалы
Нитки:
1. темно зелёный – 5м – 6,5 р.
2. зелёный – 9м – 11,7 р.
. светло зелёный – 9м – 11,7 р.
. болотные – 3м – 3, 90 р.
. вишневые – 5м – 6,5 р.
. малиновые – 7м – 9,1 р.
. темно розовые – 5м – 6,5 р.
. розовые – 8м – 10,4 р.
. оранжевые – 1м – 1,3 р.
. белые – 1м – 1,3 р.
. черные – 1м – 1,3 р.
Канва 35Х29 см – 66 р
Рамка – 35 р
Итого: 171 р 20 коп.
Библиографический список
1. Ганчур Н.А. « Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани», Краснодар 1990г.
2. Геркулова А.Л. Андреева И.А. « рукоделие. Популярная энциклопедия», Москва 1993г.
. Ратушняк « Очерки по истории Кубани с древнейших времен до 1917г.», Краснодар 1997г.
. Муронец И.О. « Альбом по рукоделию», Москва 2001г.
. Е. О. Гасюк, М. Г. Степан. "Художественное вышивание", Киев. 1986
6. Боровський Я. Є., Архипова Є. І. Дослідження міста Ярослава 1984 – 1989 рр. // Стародавній Київ. – К., 1993.
Приложение 1