- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 24,99 kb
Культура древнего Востока
Тема: Культура Древнего Востока
План:
- Отличительные черты культуры Древнего Востока.
- Культура Древнего Египта и государственных образований Междуречья.
- Культура Палестины и ее влияние на культуру человечества.
- Дальнейшая судьба культуры древнего населения Палестины.
Изучаемый в этой работе период мировой культуры является одним из важнейших в истории, поскольку с него, по сути начинается цивилизация как таковая, окончательно закрепляется выделение человеческого рода из животного мира, зарождается глубокая дифференциация общества, специализация труда, впервые возникает государственность и формируются такие специфические элементы культуры, как философия, право, мораль, искусство.
Термин “Древний Восток” состоит из двух слов, одно из которых является исторической характеристикой, второе — географической. Исторически термин “древний” относится в данном случае к самым первым известным человечеству цивилизациям (начиная с IV тысячелетия до н.э.). Термин же “Восток” в данном случае восходит к античной традиции: так называют бывшие восточные провинции Римской империи и прилегающие к ним территории, то есть то, что было на восток от Рима. То, что мы называем Востоком сегодня: Центральная и Южная Азия, Дальний Восток и т.п. в понятие “Древний Восток” не входит.
В целом под восточными понимаются культуры народов, имеющих неантичные культурные корни. Здесь и далее следует учитывать, что политические, географические и культурные границы часто не совпадают, и одна и та же страна может в культурном отношении принадлежать Востоку, а в политическом — Западу, государство же, географически расположенное в Азии, в культурном отношении может тяготеть к Европе.
Традиционное сравнение цивилизаций Запада и Востока осуществлялось вплоть до XX века на уровне конструирования бинарных оппозиций типа “динамизм — инертность”, “объективизм — субъективизм”, “искусственность — природность”, причем положительные (то есть считавшиеся на данный момент таковыми) характеристики приписывались в основном Западу, о негативные — Востоку. Это вполне отвечало принципам так называемого “евроцентризма” — направления в исторической науке, рассматривавшего европейскую модель развития как эталон. В современной культурологии превалирует стремление найти объективные глубинные причины отличий между Западом и Востоком.
В древности на территории Ближнего Востока расцвели могучие цивилизации:
Шумер, Египет, Вавилон, Финикия. Палестина. В социально-политическом плане общей отличительной чертой всех этих цивилизаций была их принадлежность к восточным деспотиям, которым в той или иной степени присущи монополизация и централизация власти (черты тоталитаризма), персонификация власти в фигуре деспота (царя, фараона), сакрализация, то есть абсолютное подчинение религиозным нормам всей жизни общества, наличие систем перманентного физического и психологического террора, жестокого угнетения масс. Огромную роль играло здесь государство. Эта роль выражалась в осуществлении ирригации (нередко в гигантских масштабах, как в Древнем Египте), престижного строительства (пирамиды, дворцы и т.п.), в контроле над всеми сторонами жизни подданных, проведении внешних войн.
Все отмеченные выше черты в полной мере присущи культуре Древнего Египта — первой древневосточной цивилизации, после веков забвения ставшей известной европейцам. Существенный фактор развития древнеегипетской цивилизации составляли природные условия. Грандиозный контраст между лишенной жизни пустыней и цветущим оазисом, которым страна обязаны Нилу, может многое объяснить в миропредставлении древнего египтянина. Почва в долине Нила очень плодородна, и там издавна собирали два урожая в год. Однако такой достаток локализовался лишь на территории по течению Нила, составляющей 3,5% территории всего Египта, остальная же территория представляет собой бесплодную пустыню. В долине Нила и сейчас проживает 99,5% населения. Примерно такое же соотношение было и в эпоху фараонов — недаром египтяне называли свою страну “даром Нила”. Природные условия способствовали изоляции страны, что в свою очередь обусловило особенности картины мира древнего египтянина, в частности, характерный для него феномен этноцентризма ( в древнеегипетском языке слово “люди” означает только “египтяне”) .
Древний Египет — типичная восточная деспотия с тотальной властью государства, которая в сознании человека сливалась с фараоном, фараон — это живое божество, предмет всеобщего поклонения, даже произносить его имя смертным запрещалось: следовало говорить “большой дом”.
Время возникновения египетского государства (примерно IV тысячелетие н.э.) уходит в глубины веков. В результате междоусобных войн возникли два царства: Северное и Южное, объединенные полулегендарным фараоном Менесом. Всего в истории Древнего Египта, как подсчитал жрец Манефон, было 30 династий, включавших иногда десятки фараонов; период до начала правления первой династии принято называть додинастическим. В конце додинастического периода сформировались основные особенности древнеегипетской культуры: иероглифическая письменность, художественный стиль, религиозные представления и культ мертвых. Следует отметить, что в дальнейшем развитии египетской культуры вплоть да эпохи Нового царства она не испытывала принципиальных изменений.
В эпоху Древнего царства (около 2800-2250 гг. до н.э.) в царствование фараона Джосера его верховным сановником, гениальным архитектором, врачом и мудрецом Имхотепом была сооружена первая пирамида как усыпальница фараонов. Эта пирамида (пирамида Джосера) была ступенчатой; позже за такими пирамидами закрепилось название “мастаба” — от арабского слова, означающего “скамья”. При фараонах Хуфу (в греческой произношении Хеопсе), Хафра (Хефрене) и Менкауре было осуществлено строительство самых грандиозных пирамид Египта: высота пирамиды Хеопса достигала 146 м, длина стороны основания — 230 м, на ее сооружение ушло 2 млн. 300 тыс. каменных блоков массой каждый около 15 тонн. Точность подгонки блоков и сегодня поражает воображение — между ними невозможно просунуть лезвие ножа.
В Древнем царстве формируется египетский канон (от греческого слова, означающего “образец”). Каноничность художественного мышления чрезвычайно характерна для египетского искусства: статуя сидящего фараона, на протяжении многих веков воплощавшая священную силу и всемогущество, характеризуется обобщенными формами, застылой канонической позой — этой скорее символ власти, чем изображение реального человека. Статуя стоящего, сидящего, идущего человека также конструируется по твердой схеме, где канонично все, вплоть до раскраски: мужские статуи окрашивались в красноватый (терракотовый) цвет, женские имели “кожу” белого цвета. Вместе с тем портретные изображения людей (сановников, писцов и т.п.) отличаются удивительным жизнеподобием, которое иногда даже называют реализмом. Однако употребление этого термина применительно к египетскому искусству вряд ли оправдано. “Жизненность” египетского портрета имеет сугубо религиозную природу и связана с представлением египтян о смерти как о временном расставании души с телом, в которое она когда-нибудь возвратится — вот почему следует сохранить тело (отсюда идея мумифицирования) и по возможности изготовить его “дубликат”, который душа узнает .
В эпоху Среднего царства (около 2050-1750 гг до н.э.) древнеегипетская культура достигает блестящего расцвета. Но этому предшествовали чужеземные завоевания, распад единого государства на отдельные области, народные восстания — все это не могло не отразиться на картине мира, существовавшей в эту эпоху. В египетском искусстве эпохи Среднего царства новое мироощущение с присущими ему сомнениями и пессимизмом наиболее выразительно воплощено в литературе. Замечательным памятником ищущей мысли новой эпохи является созданная в самом начале Среднего царства “Беседа разочарованного с его душой”.
Сомнение идет рядом с познанием, и эпоха Среднего царства дает выдающиеся научные достижения: вычисление поверхности шара — в математике, роль мозга для человеческого организма — в медицине и мн. др. При въезде в новую столицу — город Фаинам — возведено грандиозное сооружение с тысячей помещений, галерей я коридоров. Греки называли это сооружение лабиринтом. Однако размах храмового строительства несколько уменьшается: пирамиды строятся теперь не из камня, а из кирпича-сырца. Вместе с тем усиливается, так сказать, пропагандистская роль искусства:
в отличие от Древнего царства, когда статуи фараона предназначаются для усыпальниц, теперь их начинают устанавливать не только в храмах, но даже под открытым небом, и величие изображений божества-фараона в стилистике скульптур Среднего царства становится еще более впечатляющим.
Эпоха Нового царства, доившаяся примерно с 1580 до 1088 гг. до н.э., была временем наивысшего политического и военного могущества Древнего Египта. Одновременно усиливается власть жречества, особенно жрецов храмов Карнака и Луксора, посвященных главному богу Фив — Амону.
Особенное место в истории культуры этого периода занимает так называема “древнеегипетская Реформация”, связанная с именем фараона Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатона (в переводе “угодный Атону”). Стремясь свести весь политеистический пантеон к культу единого божества — бога Атона, олицетворением которого являлся солнечный диск, Эхнатон фактически вступил в борьбу со жречеством, в результате начавшихся реформ лишавшимся своей прежней огромной власти. Эхнатон действовал решительно. Он перенес столицу державы из Фив в Ахетатон — основанный им город (название в переводе означает “небосвод Атона”, то есть сам город связывался с новой картиной мира, утверждаемой реформами фараона). Ахетатон, на месте, которого находится сейчас арабское поселение Эль-Амарна, связан с уникальным периодом в истории древнеегипетского искусства. Этот период получил название амарнского, или “искусства Амарны”. Благодаря реформам Эхнатона, расшатавшим тысячелетнюю религиозную традицию, принципиально изменился и характер искусства: в нем появилось внимание к повседневному существованию человека, зазвучали мотивы любования прелестью окружающего мира и даже некоторый гедонизм. Изображения приобрели динамику, утратив вместе с тем каноническую величавость искусства предыдущих периодов. Прекрасными образцами этого времени развития древнеегипетского искусства являются, в частности, портреты царицы Нефертити, самого Эхнатона и их семьи, изображения преемника Эхнатона — фараона Тутанхамона.
После смерти Тутанхамона начинаете возврат к прежней религиозной системе, а значит, и к прежним обычаям и художественному канону. Жрецы обретают былую власть, Ахетатон перестает быть столицей, его постепенно покидает население и поглощает наступившая пустыня — а искусство этого периода остается забытым вплоть до нашего века.
Около 1085 года до нашей эры Египет вступает в очередной этап своей истории — эпоху Позднего царства, длившуюся до завоевания страны в 332 году до н.э. греческим царем Александром Македонским. Греческое завоевание включило давно утративший былое могущество Египет в совершенно новую культурную систему — эллинистический мир.
Важнейшей составной частью древнеегипетской культуры была религия. Самые известные боги древнеегипетского пантеона — умирающее и воскресающее божество Осирис, его жена и сестра богиня Изида (Исида), Гор, Сет, Амон, Атон, Тот. Боги распоряжаются миром, точнее, обеспечивают его упорядоченное существование. В функции божеств входит и распоряжаться судьбами людей. В конце жизни человека ожидает переход в в загробный мир, но предварительно человеческая душа должна предстать пред судом Осириса — судьи в царстве мертвых, где на каждого человека есть свиток с записью его добрых и злых дел, причем человек на суде имеет право самозащиты…
Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, северной и южной). Самым старым городом нашей планеты считаете шумерский Ур .время расцвета которого некоторые ученые относят к 3800-3700 году до нашей эры. Не намного моложе его древний шумерский Урук, Шуруппак.
Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). 0ни авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является “Сказание о Гильгамеше” (“все видевшем”) — древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и бесповоротность смерти.
Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (собственно, Древневавилонское) царство объединило север и юг — области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (правил в 1792-1750 г) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение “око за око, зуб за зуб”.
Государственный строй Вавилона отличался от древнеегипетского меньшим значением жречества как аппарата управления государственным орошением, этой основой основ жизни на землях Двуречья, и сельским хозяйством в целом. Напротив, значительным влиянием пользовались военные и царские чиновники. Именно такой опыт функционирования восточного деспотического государства обобщают Законы Хаммурапи. Вавилонский политический режим представлял собой образец теократии — единства светской и религиозной власти, сосредоточенной в руках деспота. Эта иерархическая структура общества находит отражение в вавилонских представлениях об устройстве мира, что в свою очередь воплощается в памятниках искусства: храмах, пирамидах – зиккуратах (также имевших культовое назначение, но служившие и для астрономических наблюдений, производимых жрецами), на стеллах с изображениями и надписями.
Как ни мало мы знаем о культуре Древнего Вавилона, можно утверждать, что она в несравненно большей степени, чем египетская, связана с земной сферой существования человека, его мирскими заботами. Это легко объяснить: бурное течение потока истории в междуречье Тигра и Евфрата формировало у человека совсем иное ощущение мира, чем у древнего египтянина, в стране которого на протяжении многих столетий не менялось, казалось, ничего.
Культура Ассирии отличается поразительной даже для того времени жестокостью, милитаризованным характером . Даже царь здесь — не столько сакральная фигура, сколько военачальник. Основная тема ассирийского искусства — охота, сражения, расправа над пленными. Вместе с тем это жестко натуралистическое искусство отличается поражающей воображение выразительностью. Мировую известность снискали, например, изображения шеду — крылатых быков с человеческими лицами, стоявшие у входа на лестницу царского дворца. Древний скульптор блестяще решает в них проблему соответствия реальности: у быков по пять ног, расположенных таким образом, что откуда бы ни смотрел на них зритель, спереди или сбоку, он видит грозных стражей входа четвероногими. Таким образом, проблема соотношения реальности и условности в искусстве осознается уже в искусстве древней Ассирии. Говоря об ассирийской культуре, нельзя не упомянуть знаменитую библиотеку царя Ашшурбанипала (VII век до н.э.). В своем дворце в Ниневии, столице Ассирийского царства, Ашшурбанипал собрал грандиозную (особенно если учесть, что клинописные тексты писались на глиняных табличках) библиотеку. Ученые полагают, что она насчитывала десятки тысяч клинописных текстов различного характера. Среди этих текстов и теогоническая поэма “Энума Элит” (“…когда вверху…”), повествующая о гневе богов и … всемирном потопе — задолго до появления самого старого фрагмента Библии. Грандиозная библиотека, очевидно, содержалась в образцовом порядке: у нее был каталог (разумеется, тоже глиняный), содержавший названия текстов и указывавший на место их хранения.
Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был огромным (около 1 миллиона жителей) восточным городом, горделиво именовавшим себя “пупом земли”. Вошли в пословицу стены Вавилона, висячие сады, якобы построенные легендарной царицей Семирамидой, Вавилонская башни и. др.
Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему чисел, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же “изобретенной” семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил . Все это — далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры в нашей повседневности.
На северо-запад от Месопотамии узкой полосой между Средиземным морем и Ливанским хребтом, между Синаем и Иорданом расположена земля, которой было уготована значительная, можно даже утверждать, уникальная роль в мировой культуре. Географическое положение Палестины обусловило необычайное разнообразие культурных влияний и взаимовлияний, так как страну окружали Египет, Финикия, Ассирия, Хеттское царство. Значительное воздействие на культуру Палестины оказала крито-микенская цивилизация.
До XIII века до н.э. земли Ханаана (таково древнее название Палестины — “земли филистимлян”) населяют земледельческие народы: ханаанеи, моавитяне, амореи и др. С XIII века до н.э. в эти земли начинают вторгаться, вытесняя прежнее население, скотоводческие племена семитского происхождения — предки еврейского народа. Пропущенные сквозь призму мифа исторические события примерно трех веков, с XIII до X, когда евреи окончательно осели на территории Палестины, составили огромную часть текста Ветхого Завета, значение которого в истории мировой культуры поистине огромно. Переход к земледелию и оседлому образу жизни ускорил процесс разложения родоплеменной организации и переход к классовому обществу и государству, следы чего также сохранила Библия, Еврейское государство в различных формах (светской, временами жреческой и теократической) просуществовало почти тысячу лет, с Х веха до н.э. до 70 года н.э. когда Палестина была окончательно захвачена Римом и превращена в одну из провинций Римской империи.
Эпоха монархии и является временем формирования иудейского корпуса Библии (Ветхого Завета). Именно этот текст культуры является уникальным источником информации о древнееврейской культуре и вместе с тем важным фактором ее формирования.
Формирование Библии способствовало развитию литургической и светской поэзии, ее жанровому разнообразию (гимны, благодарственные молитвы, ламентации — просьбы, обращенные к богу, и т.п.) Литургическая (богослужебная) поэзия объединилась с музыкой, прежде всего хоровым пением, которая было введено в богослужебную практику царем Давидом, певцом и музыкантом. Светская поэзия вошла в Библию циклом любовной лирики — Песнью Песней, авторство которой приписывается царю Соломону, хотя времена создания Песни Песней и царствования Соломона разделяют несколько столетий. В любовно-эротической поэзии Песни Песней исследователи усматривают влияние эллинизма, то есть восточной культуры, испытавшей сильнейшее влияние античной (греческой) времен Александра Македонского. Однако тот факт. что великих царей — основателей еврейского государства миф наделяет творческими способностями, уникален в культурах Древнего Востока и свидетельствует об особой роли искусства в миропредставлении древних евреев.
Появляется и такой литературный жанр, как нравоучительна проза — например, библейская Книга Иова, содержащая элементы различных литературных жанров: поэмы, лирической драмы и философского трактата, осмысливающего неразрешимые противоречии бытия. Основное из них выглядит для безымянного автора так: почему одни люди счастливы, а другие несчастны? — Автор прибегает к ссылке на неисповедимость путей господних, по сути снимающей сам вопрос. Но несмотря на это, обличения бога, вложенные в уста Иова, полны горечи и скептицизма, граничащего с сомнением в существовании Его. “Но вот, я иду вперед — и нет Его, назад — и не нахожу Его” — говорит страдалец Иов.
По своему характеру эта литература в основном светская и космополитическая, то есть обращенная ко всем людям, даже вне зависимости от их религиозной принадлежности.
К концу так называемого периода Второго храма (536 год до н.э. – 70 год н.э.) в древнееврейской литературе появляется новелла и историографическая литература. В последней присутствует несомненное античное влияние, в первую очередь влияние традиций греческой историографии (знаменитые книги Иосифа Флавия “Иудейские древности” и “Иудейская война”). В этот период появляется изобразительное искусство (наличие которого в еврейской культуре долгое время подвергалось сомнению из-за заповеди: “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли” (книга Исход, ХХ, 4). Возникновение еврейского изобразительного искусства связано с появлением синагог как в самой Палестине, так и в странах рассеяния евреев (диаспора). Синагога становится здесь не только религиозным, но и общественным центром еврейских общин и послужила образцом организации культа для христианства и ислама. Археологические раскопки древних синагог в Бет-Альфа (Израиль) и Дура-Европос (Сирия) показали, что мозаичные и фресковые изображения, в том числе изображения животных и человека, составляют не только обычный элемент синагогального интерьера, но и наружных украшений. Стало очевидным, что еврейское изобразительное искусство, начало которого до недавнего времени датировалось XVII-XVIII веками, значительно старше и является продолжателем античных традиций. Запрет же относится только к изображению, превращающемуся в предмет религиозного поклонения.
Последние столетия эпохи Второго храма были отмечены усилением влияния на культуру древних евреев эллинизма, которое было особенно значительным в средиземноморской диаспоре, прежде всего в ее центре — египетской Александрии, принадлежавшем эллинизированной династии Птолемеев. Именно в Александрии появляется во II века до н.э. новый жанр еврейской литературы — драма. Автором нескольких пьес на библейские темы был Иехекзель по прозвищу Трагик. Одна из его пьес, “Исход из Египта”, сохранилась до наших дней и позволяет судить, что написана она по канонам греческой трагедии. Современник Иехезкеля александрийский историограф Артапан пытался синтезировать эллинистические мотивы с традиционными представлениями иудаизма. Так, в сочинении об истории еврейского народа он мифологизирует образ пророка Моисея на греко-египетский манер, наделяя его чертами божества Гермеса-Тота. Более того, Моисей становится в интерпретации еврейского историка культурным героем: ему приписываете роль творца культуры, передача ее людям. Самым значительным представителем еврейского эллинизма в диаспоре был Филон Александрийский, теолог и философ 1 в. н.э. Используя идеи греческой философии, главным образом Платона, Филон разрабатывает метод аллегорического толкования Библии, создаст учение о Логосе — божественном слове-посреднике между Богом и людьми. Учение Филона оказало значительное влияние на формирование христианского представлении о боге, за что Фридрих Энгельс назвал его” отцом христианства”.
Следует отметить, что эллинистические (по сути античные, то есть с религиозной точки зрения языческие) тенденции в развитии еврейской культуры далеко не всеми принимались одинаково, что вызвало раскол на эллинистов и хасидеев (ортодоксальных сторонников “чистоты” иудаизма). В новую культурную эпоху — Средневековье — эллинистические традиции в еврейской культуре были в значительной мере уничтожены.
Дальнейшее развитие еврейской культуры вплоть до второй половина XX века связано уже не с восточным, а с европейским культурным окружением и составляет отдельную страницу ее истории. В эпоху Средневековья положение евреев в странах христианского мира существенно изменилось. Власти запрещают им заниматься прежними видами деятельности — ремеслами и сельским хозяйством, и на их долю остается торговля и ростовщичество — занятия, считавшиеся недостойными христианина (так как, давая деньги в долг под проценты, ростовщик взимает плату за время — а время принадлежит единственно Богу). Решением Лютеранского собора 1215 года евреи были обязаны носить особую одежду, отличающую их от христиан, и поселяться только в специально отведенных городских кварталах, которые со временем начали окружаться стенами и получили название гетто. В силу этих обстоятельств еврейское сообщество стало крайне замкнутым, что определило путь дальнейшего развития еврейской культуры, имевшей к тому времени почти двухтысячелетнюю историю.
Культура евреев Средневековья порывает с прежними традициями, испытавшими эллинистическое влияние, и полностью подчиняется требованиям ортодоксального иудаизма. Из нее исчезают следы античного рационализма, широко распространяются настроения мистицизма и эсхатологических ожиданий (ожидания конца света). Все это получает отражение в Каббале — религиозно-мистической литературе, приобретшей значительное влияние в еврейской средневековой культуре. В ней основа мироздания усматривается в 10 цифрах и 22 буквах еврейского алфавита, а реальный мир вещей сводится к эманации (истечению) божественных сил — сефирот. Возникает и так называемая практическая Каббала, опирающаяся на различные виды суеверий и магии.
Литература еврейского Средневековья теряет былое жанровое и тематическое разнообразие. Но достигает своего высшего расцвета комментаторская и т. наз. респонсная литература (ответы на просьбы о помощи и в решении различных проблем).
По-иному складывалась судьба средневековой еврейской культуры в исламском мире, прежде всего в Испании, где с IV века существовала большая еврейская диаспора. Период владычества мавров на Иберийском полуострове, длившийся с 711 года до Реконкисты (завоевания страны христианами в XIII веке) называют золотым веком еврейской культуры. Особого развития достигает в ней медицина, астрономия, математика; бурный расцвет переживает искусство, философия. Литература этого периода, сохраняющая античную традицию рационализма и светскости, дает такие блестящие памятники, как этико-философская поэма “Царский венец” Соломона Габироля (XI век), писавшего на древнееврейском и арабском языках. Его же философский трактат “Источник жизни”, рассматривавший проблемы бога и материального мира, свободы от иудейской доктрины, был позже переведен на латинский язык католическими монахами и вплоть до середины XIX века приписывался неизвестному христианскому автору. Блестящий знаток арабской литературы, философ, астроном, математик и врач Иехуда Гадеви (XI-XII в.) стал самым выдающимся еврейским поэтом Испании, творчество которого оказало огромное воздействие на национальную литературу и самосознание. Выдающимся достижением культуры испанского еврейства является творчество крупнейшего философа, теолога и врача Моисея Маймонида, пытавшегося дать рационалистическую трактовку иудаизма с позиций философии Аристотеля, с которой он познакомился в изложении арабских мыслителей. Не сомневаясь в существовании бога, этот мыслитель XII века ратует за научное познание мира. развитие наук. Труды Маймонида были широко известны в средневековой Европе. Так, его “Наставник колеблющихся” был сразу же переведен с арабского на латынь — общеевропейский язык средневековой учености. Труды Маймонида были известны и чтимы во всей Европе, не исключая и Украину: они использовались при изучении философии в Киево-Могилянской Академии.
Золотой век закончился в период реконкисты, когда захватившие Испанию и Португалию христиане ставят местных евреев перед выбором: либо переход в католицизм, либо изгнание из страны. В результате начинается массовое переселение в Европу испанских евреев-сефардов (от ивритского названия Испании — Сфарад). Особенно интенсивным оказалось переселение в Нидерланды, т.к. только в это стране не существовало гетто. Туда приезжали и марраны — иудеи, по принуждению принявшие католицизм и желавшие вернуться в прежнюю веру. Таким образом носители блестящей испано-еврейской субкультуры оказались обречены вливаться в ортодоксальный мир замкнутых еврейских общин с их жестко регламентированным укладом жизни, целиком подчиненным религии. Усиливающаяся дискриминация со стороны светских и церковных властей тормозила развитие культуры, но прервать культурную традицию не могла. После изобретения в XV веке книгопечатания германские евреи, переселившиеся в Италию, создали там мощный издательский центр, издававший литературу на иврите и распространенном в средиземноморской диаспоре ладино (смесь испанского и иврита) .Книгопечатание способствовало развитию литературы и изобразительного искусства, в основном орнаментальной графики.
Каслинское литье. Творчество мастеров второй половины XIX века
Идеи ренессансного свободомыслия сказались и в еврейской культуре в частности, в творчество философа-рационалиста Уриеля Акосты, автора трактата “О смертности души человеческой”, отвергающего представления о бессмертии души и загробном мире. Будучи отлучен от синагоги, Акоста мужественно отстаивал свои убеждения и право но. мысль, не скованную ортодоксальным догматизмом, Преследование раввинов и официальных властей, также ополчившихся на вольнодумца, приводят к трагедии: он кончает жизнь самоубийством но остается верен своим взглядам, оставив исповедь-завещание “Пример человеческой жизни”. Трагическая судьба еврейского мыслителя получила отражение в европейской литературе XIX века — в трагедии немецкого писателя Карла Гуцкова “Уриель Акоста”.
Судьба Уриеля Акосты может служить яркой иллюстрацией к истории еврейской культуры эпохи Возрождения. Ренессансная мысль, сам ренессансный тип личности не может существовать в изолированном мире синагогальной общины, отвергающей его как принципиально инокультурное явление. Но будучи исторгнутой из мира ортодоксальной еврейской культуры, в собственно европейской культуре такая личность тоже оказывается изгоем… Этот трагический парадокс “двойной инокультурности” определяет и судьбу великого философа и ученого XVII века Баруха Спинозы: подвергнутый синагогой за свои научные идеи “великому отлучению и проклятию”, он был вынужден бежать из Амстердама. На “Богословско-политический трактат” Спинозы с одинаковой яростью ополчились и иудейские, и христианские теологи, а расторжением светских властей Голландии продажа и распространение трактата были запрещены.
Государственно-правовая эмансипация евреев в XVIII веке, начавшаяся Великой французской революцией, способствует их сближению с народами, рядом с которыми они жили на протяжении столетий. Вместе с тем ослабевает культуроформирующая роль иудаизма, который начинает меняться — в первую очередь под вилянием идей еврейского Просвещения (т.наз. “Таскала”). В XIX веке в Германии возникает “Общество для научного изучения еврейской культуры”, активно пропагандировавшее реформированный иудаизм, который во многом приближался к протестантизму. Он способствовал широкому проникновению в еврейскую культуру музыки, хорового пения, изобразительного, театрального и музыкально-исполнительского искусства, что позже приведет к появлению замечательных музыкантов, ставших украшением мировой музыкальной культуры XX века. Существенным фактором развития литературы стало появление и все более активное развитие литературы на идише — близком к немецкому языке общения европейских евреев. Возникаю две линии развития литературы: традиционная религиозно-догматическая продолжает использовать иврит, светская еврейская литература в Европе создается на идише .
Можно было бы привести немало примеров, иллюстрирующих сложность и противоречивость развития еврейской культуры в XIX-XX веке. С одной стороны, ортодоксальные традиции сковывают развитие культуры, приводят к ее консервации и таят опасность превращения в культурный реликт. Процесс же интеграции еврейской культуры в европейскую приводит к определенному размыванию самого понятия “еврейская культура Нового времени”, так как творчество многих выдающихся деятелей европейской культуры, евреев по происхождению, является составным элементом других национальных культур. Потомок испанских евреев Амедео Модильяни, гордившийся своим (скорее всего мифическим) происхождением от философа Баруха Спинозы — великий французский художник XX века, Густав Малер — продолжатель немецкой музыкальной традиции, творчество Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского — неотъемлемая часть русской поэзии XX века. Вместе с тем никого из них нельзя оторвать от еврейского народа, на протяжении трех тысяч лет сохраняющего национальное самосознание и религиозно-культурную традицию.
Здесь мы сталкиваемся со сложнейшей и ставшей особенно актуальной в последние десятилетия нашего века проблемой взаимоотношения национальных культур и формирования мировой культуры. Рассматривая путь, который прошла за тысячелетия своего существования единственная из сложившихся в Древнем Востоке культур, чье развитие продолжается в наши дни, мы увидели на ее примере феномен взаимодействия двух вариантов развития: культурного изоляционизма и культурной интеграции.
Сравнивая историю еврейской культуры с историей других культур Древнего Востока. можно увидеть характерные образцы каждого из указанных вариантов. Для египетской культуры характерен, несомненно, изоляционизм. На протяжении тысячелетий она не испытывала сколь-нибудь значительных влияний извне. Когда же такое влияние (эллинизм) осуществилось после завоевания Египта Александром Македонским, собственно египетская культура была уже не способна к дальнейшему самостоятельному развитию.
История культур Междуречья дает пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.
Список использованной литературы:
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока — М.1970
2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н., Искусство Древнего Востока: Малая история искусств — М.1977
3. История Древнего Востока — М.1979
4. Керам К. Боги, гробницы, ученые — М.1960
- Культура народов Востока: Старовавилонская культура — М.1988
- Лекції з Історії світової та вітчизняної культури. — Львів, 1994
- Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира: Книга для чтения — М.1971
- Матье М.Э. Искусство Древнего Египта — М.1961
- Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта — М.1985
- Теорія та історія світової та вітчизняної культури — К.1993