- Вид работы:
Практическое задание - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 9,00 kb
Культура Древнего Востока
Буковинська
державна медична академія
Кафедра
українознавства
Лекция № 4
Тема: Культура Древнего Востока
м. Чернівці 1998
План
1. Особенности
культурной эволюции Древнего Востока.
2. Достижение
культуры Месопотамии и Древнего Египта.
3. Особенности
культуры Древней Индии и Китая.
История Древнего Востока берет свое начало от
возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV – III тыс.
до н э). Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и
знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к
бронзовому и железному веку.
Переход от родоплеменной культуры к первым
цивилизациям проходил в первую очередь там, где были благоприятные природные
условия. Именно благоприятные природные условия субтропической зоны Ближнего
Востока стали причиной того, что именно в долинах рек Тигру, Евфрату и Нилу
сформировались раннеклассовые цивилизации и их первые государства. Со временем
они возникали в долинах рек Хуанхе, та Янцзы в Китае, Инду и Гангу в Индии.
В древних цивилизациях и их культурах еще много
нерозшифрованого, неизученного.
Культура Египта
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000
лет. В конце ІУ тис до н э в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил,
сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с
самых великих (больших) центров мировой культуры.
Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято
делить на три периода: первый – Древний (2800 – 2250 лет до н э), второй –
Среднее Царство (2050 – 17—л до н э ), третий – Новое Царство (1580 – 1070 л до
н э ). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.
Уже в древнем и Среднем царствах были созданы
уникальные памятки культуры – гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина,
сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество
художественны достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по
размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений целого мира (высота 146
м, длина основы каждой грани 230 м.). Это действительно необыкновенный памятник
неограниченной власти фараона и каторжной роботы рабов.
Древние египтяне обожествляли природу и земную власть.
Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после
смерти бальзамировали и хоронили у саркофагах. Сохранялись целые кладбища
баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость
египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого
часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался “сыном
солнца” с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и
соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым,
освобожденным от влады времени и земной реальности. В скульптурах он
изображался спокойно-холодным, неземным, как за поставой (физически), так и за
выражением лица и взглядом глаз, отходил в вечность.
В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же
время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть
храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив.
Характерная черта этих сооружений – масса
разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей
краской из золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек
вечером в лесу наблюдает звездное небо.
Очень интересны росписи гробниц у Фивах, которые
впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне
ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги – в профиль, а
торс – развернутым. Только в УІІ в до н э в египетском искусстве исчезает
традиция такого изображения.
Собраний тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры
через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.
Культура
Месопотамии
Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке
на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІУ тыс. до н э.
На юге Месопотамии, где широко проводилось с/х, развились древние
города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих
городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и
в прямом и в переносно значении этого слова: здесь изготовлялись из золота
предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров
произвела большое впечатление на последующий прогресс на только в Месопотамии,
а ай всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми
научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное
письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые
кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система
обчисления (счеты).
Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии.
В культуре шумеров впервые в истории человек сделал
попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В
шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской
жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней
Азии, а позже – в библейские сюжеты.
Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6
часов, 15 мин, 41 сек). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось
для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов
и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о
движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение
событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами,
гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.
Достаточно высокая художественная культура шумеров.
Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура.
В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов, которые стали
центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также
искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации из
серебром, бронзой и костью.
В словесном искусстве шумеры первыми применил способ
беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые
эпические сочинения, самое известное из которых – эпическая легенда
“Гильгамет”.
В конце ІІ тыс. до н э шумеры ассимилировались из
вавилонянами. Расцветает древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое
просуществовало до УІ в до н э. Вавилонская, халдейская и ассирийская
цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.
Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней
фазой шумерской цивилизации и культуры.
Культура
Индии
Первые известные нам центры индийской культуры
Хараппа, Мохенджо-Даро и др. (Паклетан) существовали уже в ІІІ тыс. до н э на
берегах Инда, но действительного развития она достигла в 2 тыс до н э, в эпоху
“Ригвед”. На основе большого сборника “Ригвед” было создано
своеобразную духовно-мировозренческую систему индуизма – что есть (сердцевиной)
ядром индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на
касты. Каста – это явление, без которого невозможно понять характер и
своеобразие индийской культуры. В “Ригведах” были основаны морально-правовые
мотивы раздела общества на 4 станы (касты):
1. Брахманов
(жрецов).
2. Кшатриев
(волнов).
3. Вайшвив
(землеробы)
4. Шудры
(слуги)
Было выработано целую систему жизни и поведения
человека в зависимости от стана. Например, законным считался брак в пределах
одной варны (эндогамия), это ж относилось и к выбору профессии, занятия
определенным ремеслом.
Индийская каста – это результат длительного процесса
становление производственных, правовых и культурных отношений между людьми,
которые разделены между собой за происхождением, профессией, обычаями и
законами.
Другим важным фактором, который обусловил специфику
индийской культуры, была система гражданско-политической жизни, основанная
Буддой (2 пол. 1 тыс. до н э). Особенного расцвета государственно-политическая
жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. 3 в до н
э). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на соседей,
а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место отводилось
религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество.
На художественную культуру древнеиндийского общества
глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам.
Художественно-образное восприятие через призму
названых религиозных и философских систем, отмечается утонченностью изображения
человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм. Впечатляющими
есть фрески пещер Аджанты и скальные храмы Кайласа. На протяжении 150 лет
древние мастера вырезали этот храм в скале.
Еще одна характерная черта старо индийской культуры
есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви – Камы.
Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и
богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в
крепких объятиях распространенное в храмах.
Древний Китай есть родиной таких изобретений как
компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли
математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и
тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли
астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один
из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.
На весь мир славится китайская медицина, которая имеет
3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые было написано
“Фармакологию”, впервые стали проводить хирургические операции с
применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения
иглоукалыванием, прижиганием и массажами.
Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными
памятками – Великий канал (2000 л – поч с 11 в до н э – по 19 в н э)- сложное
гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами
перекачивания и очищения води и Великая китайская стена.
В духовной культуре древнего Китая важное место занял
феномен повседневного сознания, известный в истории как “китайская
церемония”. Это строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм
поведения и мышления, которые сложились на основе придерживания культа
старовины. Этико-ритуальные принципы заменили религиозно-мифологическое
восприятие мира. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных
предков. А те боги, которые остались в шане, избавились самого малого человека
подобия и стали холодными, абстрактными божествами-символами, как от Небо, Дао.
Великий Дао – это всеохватывающий, всеобщий Закон и Абсолют, бесформенный и
безымянный, невиданный и неслыханный, недоступный органам чувств человека, но
всемогущий создатель мира.