- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 48,74 kb
Культура Древней Греции и Древнего Египта
Реферат
Тема: Культура Древней Греции и Древнего Египта
Содержание
Введение
1 Структура и социальные формы культуры
2 Культура Древнего Египта и ее основные особенности
3 Античная культура: ее ценность, достижения и значение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Понятие культура – центральное в культурологии.
Культура (от латинского cultura – первоначально означало возделывание, переработку почвы) – исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта и т.д.).
Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление – не следствие природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету.
В данной работе рассмотрены вопросы:
1. Структура культуры. Какие вы знаете социальные формы культуры?
2. Культура Древнего Египта. В чем ее основные особенности?
3. Античная культура: ее ценность, достижения и значение.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 30 страниц.
1 Структура и социальные формы культуры
Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны.
Структура культуры – термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.
В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры. Базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном и духовном. Но такое подразделение достаточно условно, т.к. эти два элемента культуры часто пересекаются, являются взаимосвязанными и взаимопроникающими.
К первой традиционно относят культуру материального производства; материальную культуру быта, под которой понимается культура среды обитания и культура отношения к вещам; а также культуру отношения человека к собственному телу — культуру физическую. Ко второй причисляют культуру интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную и религиозную, но противопоставление материальной и духовной культуры весьма условно, ибо, так называемая материальная культура только потому есть культура, что она в то же время духовна.
Материальная культура – совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им. Материальная культура связана с историческим подходом, и часто рассматриваются в этом плане древние культуры.
Материальная культура характеризует преобразующую деятельность человека с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывает, в какой мере она дает возможность применить его способности и творческие возможности. В материальную культуру входят: культура труда, материального производства, быта, жилища, физическая культура.
Важная особенность материальной культуры – ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая его способности, творческие возможности, дарования.
Духовная культура – совокупность результатов деятельности, связанной со сверхсознанием и духовностью. Духовная культура включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, религиозную и др. культуры. По мнению многих культурологов, существуют смежные виды культур, проникающие во всю систему культуры. Это такие виды культуры, как экономические, политическая, экологическая, эстетическая и др.
Духовная сторона культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве.
Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит название культурного наследия. Наследие – важный фактор сплочения науки, средство объединения общества в периоды кризисов. Культурное наследие выражают культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Антропологи выделяют более семидесяти универсалий (число, этика, семья, и т.д.).
Материальная культура + духовная культура = цивилизация.
По носителю культура делится на культуру мировую; национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную); территориальную (одно дело — культура городская и иное — сельская); культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.
Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура – синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
В масштабе отдельного общества, в зависимости от того, кто создает и потребляет культуру, каков уровень ее развития различают такие социальные формы – народную, церковно-религиозную, элитарную, массовую культуру и др.
Народная культура исторически изначальна – это практические знания этноса в области ведения хозяйства, медицины, воспитания детей, народная мораль, фольклор, традиции, верования, обычаи, мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, народные песни и танцы и пр. Она неотделима от повседневной и практической жизни людей. «Дух» народной культуры характеризует и этнический «менталитет». Народная культура демократична, является продуктом коллективного творчества. В основании народной культуры лежат многовековые традиции, поэтому в ней есть и феномены (например, суеверия, устаревшие обычаи, предрассудки), являющиеся рудиментами прошлых времен, несозвучные современной эпохе и тормозящие развитие культуры.
В советское время большое развитие получили как профессиональные коллективы народной песни и танца, оркестры народных инструментов, так и художественная самодеятельность всех слоев населения (рабочие, колхозники, интеллигенция и служащие). Обычно, оценивая достижения культуры той или иной страны, рассматривают элитарное («профессиональное») искусство. Значение народного («любительского») творчества часто недооценивается, и оно больше интересует этнографов и фольклористов.
Церковно-религиозная культура в средневековье была средством консолидации того или иного общества, интересам его господствующих слоев, но обращена ко всем слоям населения. Священники в средневековой Руси были самыми образованными людьми. Искореняя язычество и суеверия, они способствовали нравственному воспитанию народа, развитию искусства и образования. В России церковно-религиозная культура исторически вступила в симбиоз с народной культурой, образовав культурный сплав. В народных календарных и семейных праздниках можно выделить по происхождению элементы чисто фольклорные и церковно-религиозные, но разделить их без ущерба целостности, нельзя, так как этот симбиоз за столетия стал устойчивой народной традицией.
Элитарная культура ориентирована на подготовленную аудиторию и создается профессионалами. Сегодня элитарная культура функционирует в сфере интеллектуальной элиты, профессиональной интеллигенции. Ее основные характеристики: эстетическая свобода, глубина тематики, философский смысл, обращение к душе человека, сложность, разнообразие художественных форм. Сфера элитарной культуры – философия, наука, литература, многие жанры профессионального искусства и др. Особенно ярко это проявляется в искусстве. Живопись П. Пикассо, музыка А. Шенберга, «театр абсурда» С. Бекетта и др. трудны для восприятия «среднего» человека.
К началу XX вв. в России возник разрыв между культурой «элиты» общества и народной культурой. В 1917 г. в России произошла революция и началась гражданская война, большинство носителей элитарной культуры погибло или выехало. Однако, сегодня в России признана вся ценность дореволюционного культурного наследия. Это стало возможным потому, что сохранилась историческая память, книги, музеи, произведения искусства, архитектурные памятники, народная и церковная культура.
В ХХ в. формируются два полюса культуры: элитарная – «высокая», интеллектуальная, личностная и массовая – коммерческая, дешевая для масс.
Предпосылками массовой культуры было развитие науки, светской культуры, процесс демократизации общества, интенсивное промышленное развитие и урбанизация.
Массовая культура – это программы телевидения, радио, кино, рекламная индустрия, поп-музыка, мода, реклама, компьютерные программы и др., которые сами способствуют созданию массового потребителя этой продукции. Массовая культура имеет широкое межнациональное распространение. Массовая культура создается профессионалами, но общедоступна и ее потребление не требует ни талантов, ни специальной профессиональной подготовки.
Массовая культура – это часть культуры. Основное достоинство ее произведений заключается в том, что они базируются на архетипах. К таким архетипам относятся, например, бессознательный интерес человека к эротике и насилию. Вместе с тем, массовая культура таит в себе ряд опасностей. Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческих способностей человека, развитие невежества и бескультурья в обществе. Основная угроза, содержащаяся в массовой культуре, одинаковость людей и их мировосприятия.
Массовую культуру нельзя рассматривать как псевдокультуру – примитивную и стандартную. Это сложное и противоречивое явление: благодаря современным техническим средствам массы людей получают доступ к любым формам культуры, в т.ч., и высокопрофессиональной, что повышает общекультурный уровень населения.
Поп-культура – сленговое название массовой художественной культуры во второй половине ХХ в. Самый яркий ее пример, «поп-музыка» – появилась, когда технические средства массовой коммуникации (радио, грамзапись, TW, магнитофоны и др.) распространились в большинстве стран мира, и стали доступны всем слоям населения. Она является авторской, доступна людям всех возрастов, независимо от уровня образования, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, хотя и обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. «Китч» (сленг от нем. и англ. – «для кухни», «халтура») – разновидность поп-музыки, в частности шлягеры, которые быстро надоедают, выходят из моды.
В каждом обществе существует своя совокупность ценностей, которым руководствуется большинство. Данная совокупность называется доминирующей культурой («срединная культура») – устойчивая совокупность ценностных культурных ориентаций в обществе, обусловливающую единство и целостность его духовной жизни. В доминирующей культуре формируется нравственный идеал, приемлемый для широких масс на длительный период времени. Благодаря культурной трансмиссии (передаче) каждое последующее поколение начинает с того, на чем остановилось предыдущее и может добавить новое к накопленным ценностям культуры.
Но поскольку каждое общество неоднородно, в его слоях существуют собственные, частные системы ценностей и поведенческие нормы, такие культурные миры принято называть субкультурами. Субкультура – это подсистема внутри доминирующей в обществе культуры, определяющая некоторые собственные ценности, традиции, нормы и стереотипы поведения, менталитет его носителей. Субкультура присуща большим группам населения, выделяющимся по какому-либо национальному, демографическому, социальному, или профессиональному признаку. Можно говорить субкультуре национальных групп, пожилых людей, молодежной субкультуре, профессиональной, криминальной субкультуре и др.
Субкультура отличается от «доминирующей» культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, модой и др., но она все-таки не противостоит доминирующей культуре. Субкультура – специфическая подсистема культуры различных групп населения, определяющая стиль жизни, ценности и правила поведения. Субкультура является частью доминирующей культуры и не противоречит ей – это молодежная субкультура, профессиональная субкультура, субкультура национальных меньшинств и т.д.
Так, молодежная субкультура имеет свою моду, искусство и стиль поведения, в молодежной субкультуре язык принимает, например, форму жаргона (слэнг).
Противоречащая доминирующей культуре субкультура называется контркультурой. Ценности контркультуры противостоят общей системе ценностей.
Контркультура отличается от «доминирующей» культуры тем, что противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями культуры. У большей части современной западной молодежи отдых и проведение досуга – ведущие формы жизнедеятельности, которые вытеснили труд как главную жизненную потребность. От удовлетворенности досугом зависит и удовлетворение этой молодежи жизнью в целом.
2 Культура Древнего Египта и ее основные особенности
Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки. Система усложнялась по мере столкновений с иноземцами. Завоевания в Нубии и Сирии производили профессиональные войска, договоры с Вавилоном (и хеттами) заключали опытные дипломаты, а каналы и дворцы строили специалисты-инженеры, обучавшиеся с детства.
Древний Египет — первое государство на Земле, первая и великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.
История древнеегипетского государства, расположенного в долине и дельте Нила, прошла несколько этапов развития – Раннее (Древнее) Царство (около 3000 – 2500 гг. до н. э.), Среднее Царство (ок. 2050 – 1700 гг. до н. э.), Новое Царство (ок. 1580 – 1070 гг. до н. э.). В истории существования древнеегипетского государства были периоды упадка и возрождения. Первый кризис государства (ок. 2500 – 2050 гг. до н. э.) подготовил объективные основы для нового его возрождения — возникновения Среднего Царства. Второй кризис (ок. 1700 – 1580 гг. до н. э.) стал основой для расцвета Нового Царства.
Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенности создали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила.
Эта цивилизация характеризуется как речная. Воды Нила обеспечивали в пустынной местности процветание древним людям. Они создали систему ирригационных сооружений, чтобы удержать воду на полях. Поля египтян до сих пор напоминают школьные тетради, расчерченные на клеточки. Астрономические наблюдения, наблюдения за поведением рыб, приливами и отливами моря позволяли предсказывать время разлива вод Нила, орошения прибрежных земель, рассчитать время посева зерна. Зерно бросали в жидкую грязь и втаптывали его с помощью скота, который выгоняли на поля. В теплой влажной земле зерно успевало прорасти до наступления иссушающей жары. Зерно перетирали вручную на плоских каменных терках, лежащих на земле. В муке было много песка, стиравшего до срока зубы египтян. Египтяне были хорошими садоводами, научились селекции растений, разводили пчел. В загонах для скота содержались вместе одомашненные и еще дикие животные. Строительство речных судов позволяло им путешествовать, перевозить грузы из разных стран, вести морские сражения.
Крупномасштабные общественные работы (ирригация, строительство культовых сооружений) требовали управления и привели к централизации власти, появлению государственных образований, хотя естественным для общины оставалось равенство всех родов. В Раннем и Древнем царстве фараон и его приближенные выделяются из остального населения, которое тогда еще не было порабощено, в большей степени, чем потом, когда появляются сотни тысяч бесправных рабов. Круг приближенных фараона был узок, что обусловливало первоначальную нераздельность государственных, дворцовых и жреческих функций.
Развитие древнеегипетской культуры обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. Приоритет социальных связей и разрушение родовой замкнутости привели к качественным сдвигам в развитии орудий труда. Расширение и развитие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоеваний, т.е. увеличения государственной территории. Увеличивалось и число используемых в хозяйстве растений, одомашненного скота.
Крестьянское натуральное хозяйство велось на основе личной собственности и права наследования, хотя формально земля и вода принадлежали фараону, который собирал налоги с вельмож и храмовых хозяйств. Несмотря на недостаток леса, в Древнем Египте высокого уровня достигла деревообработка. Ремесленники изготавливали прекрасную мебель, образцы которой найдены в некоторых гробницах. Из дерева также были сделаны луки и колесницы, речные и морские суда, известные по изображениям и сохранившимся реальным предметам.
В глубокую древность уходят корнями традиции гончарного искусства. С помощью гончарного круга древнеегипетские мастера изготавливали разнообразную посуду. Они изобрели фаянс, глазурь и стекло. И за пределами Египта славились изделия ювелиров из золота, серебра, полудрагоценных камней, слоновой кости, которое достигает в эту эпоху высокого расцвета. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящные изделия и украшения. О совершенстве ювелирного искусства этого времени яркое представление дают массивные серебряные браслеты, найденные в гробнице царицы Хетси-Херес. Эти браслеты украшены тончайшими инкрустациями из малахита, лазурита, яшмы, изображающими изящных стрекоз.
Жилые дома в Древнем Египте отличались разнообразием в зависимости от достатка их владельцев: глинобитные хижины, большие двух-, трехэтажные дома в городах, особняки знати с усадьбой. Крыши, как правило, были плоскими, в жаркое время года на них спали. В жилищах бедноты мебели не было, обходились простыми циновками. Зажиточные люди пользовались кроватями, креслами, столиками, скамейками, ларями. Одежда древних египтян отличалась простотой и обычно ограничивалась набедренной повязкой или юбкой. Использовались также рубахи (у женщин длинные) и плащи.
Но бурное развитие культуры было в первую очередь обусловлено высвобождением из непосредственного производства все большего числа людей, что возможно только при ужесточении эксплуатации остального населения, т.е. с развитием рабовладельческого общества.
Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного сознания, отраженные в культе фараона. Он опирался на родовые представления о фараоне как родоначальнике всех египтян. Наиболее ярко этот культ выражен в погребальном обряде. Пирамида, воздвигнутая над могилой фараона — не только грандиозный памятник, но и символ многоступенчатой поминальной скамьи, на которой есть место для каждого египтянина — члена общины.
Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне считали ненормальностью. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на Земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Весьма значительные успехи древних египтян в области мумификации невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.
Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде.
Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой – ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались — это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе.
Древнеегипетская архитектура была монументальной и долговечной. На ее строительство сгоняли тысячи рабов, которых нещадно эксплуатировали (рабов в Египте называли «живые мертвые»). Древнеегипетская скульптура, как вообще скульптура, родилась из нужд погребального культа. Древние египтяне смолоду готовились к загробной жизни. Для сохранения тела-вместилища души египтяне использовали приемы мумифицирования тел умерших, а также изготовления посмертных масок или прижизненных портретов. Такие маски должны были в точности передавать черты лица умершего. В местах захоронений ныне обнаруживают прижизненно созданные скульптурные и живописные портреты. Усыпальницы богато расписывались, в рисунках точно передавалось содержание трудовых процессов, особенности образа жизни, одежды, технологий изготовления тех или иных предметов.
В то же время пирамида символизирует лестницу к солнцу, да и само солнце: треугольниками в древности обозначали солнечные лучи (вершинами примыкающими к кругу). Пирамиды были завершающим звеном погребального обряда, который начинался на пристани, куда выносили тело фараона, привезенное по Нилу. Дальнейший путь умершего фараона повторял путь солнца по небосводу – с востока на запад. Обряды очищения и мумификацию фараона совершали в нижнем храме: это ворота в начале его пути. Далее вела «дорога восхождения к заупокойному храму», где проходила церемония обожествления фараона. После этого гроб с мумией помещали в саркофаг. В Среднем царстве символика пути фараона очевидно изменилась: теперь это путь в царство Осириса — царство мертвых, в котором солнце движется в обратном направлении. Стороны пирамиды теряют строгую ориентацию по сторонам света, система внутренних коридоров усложнялась (имитация сложностей пути). На стенах комнат, расположенных внутри гробницы, обычно изображали сцены жизни покойного и его семьи, снабжая их пояснительными надписями и текстами; внутрь гробницы помешали предметы домашнего обихода, пищу, вино и пр. Это должно было дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире.
В III-II тыс. до н.э. и пирамиды и храмы строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа. Самая ранняя из египетских пирамид – пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тысяч лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу.
Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам – пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 146,6 м (сейчас 137 м), площадь — около 55 000 м2. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 тонны. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.
Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чудес света. Позднее, во II тыс. до н.э., пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительно, сами пирамиды становятся меньше. К началу I тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды.
Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон — это живое подобие Солнца. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца — Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис — бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны Хонсу был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.
Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен и Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 – ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетатон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.
Новый скачок в развитии египетского государства сопровождался появлением различных новшеств в средствах производства. Совершенствуется бронзовое литье, изобретены мехи, приводимые в действие педалями, пластинчатый панцирь для воинов, создается военный флот; половину войск отныне составляют наемники (не отвлекается на войны трудовое население); в земледелии используется удобный плуг, колодезные "журавли" для подачи воды в ирригационные системы различного уровня, произведен дренаж плодороднейшей дельты Нила, возникает овцеводство и коневодство. Влияние фараона достигает такой силы, что в царствование Эхнатона от власти (на время) отстраняются жрецы.
Безраздельное господство религии не смогло полностью подавить свободной мысли человека, стремившегося познать окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о «знании» как таковом и о высокой ценности знания, возвышающего ученого человека над остальными людьми. Знания накапливались и передавались в особых школах. Существовали придворные школы, где учились дети аристократов; школы при центральных ведомствах, в которых готовились писцы-чиновники; школы при храмах. В этих школах царила строгая дисциплина, которая поддерживалась применением телесных наказаний и внушалась особыми «Поучениями».
Окончательно формируется как средство объединения страны среднеегипетский язык, становление сословия писцов сопровождается развитием скорописи (иератическое письмо). Развиваются новые жанры литературы: сказки, басни, наставления, любовная лирика. Древнеегипетская письменность имела несколько форм: иероглифику, письмо по камню и скоропись на папирусе.
Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, — это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились. Художественная литература представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы — «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.
Благодаря развитию письменности в храмах создавались религиозные, научные и литературные труды. В них идеологические мотивы представлены достаточно выпукло. Владыки, визири рассматривались как жрецы истины, создатели, учредители и блюстители законов. Моральные и правовые нормы фиксировались в развивающейся древнеегипетской литературе, прежде всего официального характера. Так, принципы Маат утверждаются в «Текстах пирамид», в одном из древнейших поучений «Премудрость Птаххотепа». «Мемфисский богословский трактат» освящает существующие социальные отношения как созданные Птахом. Бессмертие и могущество фараона восхваляется в заупокойных «Текстах пирамид». Утверждению идеалов объединенного царства служат исторические свидетельства, рисующие картины междоусобиц и развала, сопровождающие крушение Древнего царства, — пророчества мудреца Неферти, «Речения Ипувера», гелиопольского жреца Анху.
Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами – рисуночное символическое письмо – которые были важнейшей составной частью культуры Древнего Египта. Характерно, что в дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (чего не произошло с китайской иероглифической письменностью).
Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов — каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс был сооружен в первой половине III тыс. до н.э., он до сих пор «стережет» пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы, его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57 м2. Другие замечательные и широко известные во всем мире памятники древнеегипетского искусства — это статуя фараона Аменемхета III (правил ок. 1849—1801 гг. до н.э.), стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III.
Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства периода II тыс. до н.э. искусствоведы считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду.
Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества. Показательно, что хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым. Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды – белые.
Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами были утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.
Государства Древнего Египта были сакральными централизованными деспотиями, опирающимися на разветвленный бюрократический аппарат и жреческую касту. Личность фараона обожествлялась. Обожествлялось и знание, которое было доступно лишь жрецам. Жреческие коллегии были многоступенчатыми и закрытыми для посторонних. Жрецы не допускали к знаниям даже фараонов. Сведения, имеющиеся в их распоряжении, шифровались. Тем не менее, сохранилось множество математических, медицинских, астрономических и других папирусов.
Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказывали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете Солнца.
Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме. В эпоху Среднего царства высокого уровня развития достигла хирургия. Названия некоторых болезней и рецептов свидетельствуют о значительном уровне развития египетской медицины, достижения которой были широко заимствованы авторами медицинских трактатов в эпоху античности.
Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.
Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной системы счисления, в конце XXI – начале XIX вв. до н.э. была найдена формула вычисления поверхности шара. Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская административная организация требовала знания арифметики и геометрии, которые находились на достаточно высоком уровне для того времени. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры — умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными. Изобретены древнейшие в истории человечества часы — водяные и маленькие нашейные солнечные часики.
Важной и значимой в истории мировой культуры чертой, впервые проявившейся в Древнем Египте, является гуманизм. Уже от эпохи Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: «Я спасал несчастного от более сильного… Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего…» Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. Верховный принцип древнеегипетской этики воплощался в «Маат», особом качестве мира, созданном богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как «порядок», «истина», «справедливость» и «добродетель»), оно репрезентировало волю богов. Войны, эпидемии и засухи считались временными нарушениями установленного космического порядка. Неизменность мира означала отсутствие хороших и плохих времен.
Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с «жестко закрепленными» датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно «гуляют» по сезонам года). В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина, имеется предположение, что и иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита.
Египтяне поддерживали торговые связи со многими государствами Малой Азии, воевали с ними, были завоеваны выходцами из разных стран. Так их культура впитывала новое и отдавала свое содержание другим народам. С конца П – начала I тыс. до н.э. в египетскую культуру все более интенсивно начинают проникать культуры Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми широко торговал Египет.
В VI в. до н.э. Египет был завоеван персами, владычество которых продолжалось до 405 г. до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: уже в 332 г. до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию – в честь Александра Македонского (356-323 до н.э.).
Древнеегипетская цивилизация прошла все закономерные стадии развития от возникновения к расцвету и упадку, однако все завоевания древнеегипетской культуры имели непреходящее значение для дальнейшего поступательного развития человеческой культуры.
3 Античная культура: ее ценность, достижения и значение
Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus – древний. Им принято называть особый период развития древней истории Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Из средиземноморских государств именно они оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие.
Античная (древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: эгейский или критомикенский (III-II тыс. до н.э.), гомеровский (XI-IX вв. до н.э.), архаический (VIII-VI вв. до н.э.), классический (V-IV вв. до н.э.), эллинистический (вторая половина IV – середина I вв. до н.э.). Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.
Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое. Историю древнего Рима принято делить на три основных периода: царский (VIII – начало VI вв. до н.э.), республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н.э.), период империи (30/27 гг. до н.э. – 476 г. н.э.).
Античность оказала большое влияние на последующее развитие европейских народов, стала их общим достоянием, основой всей европейской культуры. Достижения этой цивилизации прочно зафиксированы в сознании, языке, философии, художественных образах. Самые ранние образы самобытности этой культуры проявились на уровне древнейших форм народного творчества, в частности мифологии, сюжеты которой уже в течение многих веков служат богатейшим материалом живописцам, скульпторам, композиторам, поэтам. Многие образы античной мифологии стали привычными и понятными: нить Ариадны, ахиллесова пята, яблоко раздора и т. д. Также множество греческих и латинских слов содержится в обыденном и научном языке.
В античной классической архитектуре различаются ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композиционный (сложный). Ордер – один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей – опор в виде колонн, столбов или пилястр и несомых горизонтальных частей – антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.
«Греческое чудо» – так называют феномен культуры Древней Греции, которая за достаточно короткий для цивилизации период времени достигла значительных высот в материальной и духовной сферах. Корабли бороздят моря и позволяют выводить множество колоний от Крыма от Гибралтара, осуществлять регулярный торговый обмен.
Основная политическая, хозяйственная и гражданско-правовая единица – полис (город-государство). Полис представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремеслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Полис – это город с прилегающей к нему сельской местностью, поэтому крестьяне, как и собственно горожане, входят в число граждан полиса.
Политический строй – демократия (народовластие), но к «демосу» (народу) относятся только полноправные граждане (без рабов, переселенцев из других полисов и некоторых других групп населения; они составляют менее половины жителей полиса). Социальное изменение задается шкалой «раб – гражданин», причем раб считался порочным человеком по своей природе, а добродетельным мог быть только полноправный гражданин полиса.
Древнегреческая культура дала миру демократию, зародившуюся в рамках полиса-государства, Олимпийские игры, первый полный буквенный алфавит (основу его греки взяли у финикийцев), причем в этой культуре письменность оказалась не профессиональным навыком, а достоянием каждого. Здесь также происходит зарождение театра и философии европейского типа. Развитие философии – систематических размышлений об устройстве и сущности мира, о человеке, о нравственности, о божественном.
Религия греков – политеизм (многобожие). Они верят в существование множества богов, большинство из которых живет на горе Олимп (отсюда – «олимпийская религия»). Олимпийская мифология определяет основные измерения духовной культуры, она пронизывает произведения искусства, литературы, обычаи и т.д. Вера в переселение душ. Вера в судьбу, изначально предопределенную каждому, отсюда – глубинный фатализм.
Время циклично. Существует великий год (около 30 000 лет), после которого все повторяется сначала. При этом современность, как правило, оценивается гораздо ниже прошлого (легенды о «золотом веке»).
Вселенная, космос ограничен, он делится на несколько сфер, вставленных одна в другую. Подлунный мир (все, что ниже сферы Луны) изменчив и непостоянен, надлунный – однообразен, правилен и нетленен.
Идеал грека – образцовый гражданин, тот, кто умер счастливым. В искусстве – совершенный, отвечающий определенным пропорциям, гармонично развитый человек. Появление, наряду с развитым эпосом, лирики и трагедии. Открытие индивидуальности, появление повествований о чувствах отдельного человека.
Культура устного общения. Книги как мнемонический прием, внешняя память, ценность же в общении, в беседе. Состязательность греческой культуры («агон»), ее проявление в спорте (Олимпийские игры, Немейские игры и т.д.), в любви к дискуссиям, в постоянной готовности отвечать на вызов, любовь к судебной процедуре.
«Эллинизм» – исторический период распространения греческой культуры на Египет и Восток, возникшей после походов Александра Македонского в III в. до н. э. Влияние греческой культуры продолжалось после распада огромного государства и образования на его основе «эллинистических» и восточных государств и на культуру этих государств до их покорения Римом или Парфией (280-30 гг. до н.э.). Понятие «эллинизм» ввел немецкий историк И. Дройзен.
Отличия Древнего Рима от Древней Греции:
– Рим – это колоссальная империя, где Греция – лишь одна из многочисленных провинций (правда, самая культурная; не случайно образованные римляне прекрасно знали греческий язык).
– Империя превращает гражданина в подданного со всеми вытекающими отсюда следствиями – мироощущение гражданина сменяется мироощущением космополита, власть народного собрания сменяется властью бюрократической машины, постоянная напряженность между центральной и местной властью и т.д.
– Структура власти и политика империалистические, что четко ощущается как в материальном, так и в духовном плане.
– Расцвет и взаимопроникновение множества разнообразных культов (местных, греческих, египетских, финикийских и т.д.), на фоне чего возникает и усиливается культ императора. Положительное отношение к культу императора как критерий законопослушности.
– Создание единой тонко продуманной правовой системы для огромной империи (в Греции каждый полис имел свои законы). Древний Рим дал Европе развитую юриспруденцию, из которой выросла современная система права.
– Искусство, литература и философия во многом вторичны по отношению к греческим; расцвет морализирующей философии. Гигантизм архитектуры как выражение имперских идеалов. Обостренный психологизм римского скульптурного портрета.
С падением Римской империи поклонение античным культам было забыто. Священный огонь в храме богини Весты (Рим), горевший с 715 г. до н.э., в 354 г. н. э. был погашен. В 392 г. состоялись последние Олимпийские игры, в 529 г. философы, придерживавшиеся античных традиций, были изгнаны из Византии в Персию.
Античная цивилизация представляет яркий пример развития в древности литературы, искусств, наук, построение правового государства.
Причину Троянской войны древние греки объясняли спором богинь Афродиты, Геры и Афины о том, кому достанется яблоко с надписью «наикрасивейшей».
Гомер создал поэмы «Илиада» и «Одиссея» (IX до н.э.), Гесиод – «Труды и дни» и «Теогония» (VIII в. до н.э.). Такие боги и герои мифов, как Аполлон, Дионис, Орфей очень тесно связаны с искусством. Богиня памяти Мнемосина рождает от бога Зевса девять муз, которые покровительствуют искусству, астрономии и истории, и горе Парнас водят хороводы по аккомпанемент кифары Аполлона. Бога виноделия Диониса сопровождают сатиры и вакханки, исполняющие безудержные «вакхические» танцы.
Мифологические сюжеты о богах и героях были источником древнегреческого театра (творчество Эсхила, Еврипида, Софокла). Античные мифы «возродились» в искусстве эпохи Ренессанса и Нового времени (художественное направление «классицизм» и др.).
В целом, в античной цивилизации можно выделить основные, наиболее яркие черты:
– гуманизм – здесь человек – «мера всех вещей», боги — такие же люди, только обладающие рядом достоинств и качеств, превышающих человеческие возможности, поэтому храм в этой культуре – это не то место, где человек ощущает свою ничтожность, по сравнению с божеством, а наоборот: именно здесь можно ощутить свое велики и встретиться с богами один на один;
– рационализм – разум, рассудок здесь регулирует поступки, эмоции затухают, и появляется представление о том, что разум – единственное, что помогает человеку в любой ситуации сделать выбор;
– индивидуализм – значение эмоций не теряет смысла только в отношении человека к себе: именно в этой культуре, можно сказать, что происходит формирование личностного, индивидуального начала, здесь человек начинает себя осознавать не просто членом рода, а отдельным субъектом, личностью;
– агональный характер культуры – индивидуализм как важнейшая черта влияет на особенность античной культуры: «агон» – состязательный, соревновательный, достижение победы любой ценой, только бы удовлетворить свои собственные амбиции и выделиться из «массы»;
– пайдейя – воспитание, образование: в рамках полиса не должно быть человека, который бы не принимал участия в его делах, поэтому воспитание личности и гражданина становится жизненно важным; таким образом, пайдейя становится способом формирования личности, путем передачи ей рациональной системы знания, а также это приведение в состояние гармонии всего человеческого тела, которое является олицетворением внутреннего мира человека;
– законодательная основа – эта культура пытается достичь гармонии между природным миром и законом; здесь закон – это установление, которому подчиняются все люди и боги; свободный человек должен подчиняться только закону и он не потерпит верховенства над собой другого человека, поэтому в античной культуре, в отличие от многих других, над человеком нет господина, кроме закона;
– патриотизм – культ закона рождает превозношение человеческой свободы, как отдельного индивида, так и целого государства; таким образом, формируется культ гражданства и патриотизм: падение родного города угрожало опасностью для собственной жизни, могло привести к рабству, что в данной свободолюбивой и независимой культуре воспринималось как смерть; поэтому история античной культуры пестрит постоянными бунтами и войнами;
– культура настоящего – античный человек редко задумывался о будущем, а тем более оборачивался к прошлому, поэтому данную культуру часто называют культурой детей, думающих только о сегодняшнем дне, желающих получить все здесь и сейчас;
– циклический характер развития – эта культура не стремится к линейности, к прогрессу: античный человек считал, что люди всего уже добились, нового и лучшего не нужно. Таким образом, все эти черты рисуют нам определенный портрет, непохожий на другие культуры, однако в чем-то близкий нам и понятный.
Античная цивилизация – «колыбель» европейской культуры, которая вряд ли могла достигнуть таких высот, если бы не восприняла ее важнейшие культурные ценности.
Вот некоторое, из художественного наследия античной цивилизации:
1) Древняя Греция:
– Ансамбль Акрополя, в т. ч., Парфенон (храм Афины). г. Афины. V в. до н. э.
– Общее руководство – Фидий. Архитекторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл.
– Мирон из Элевтер. Cтатуя «Дискобол», V в. до н. э. Римская копия. Музей Терм; г. Рим.
– Поликлет. Cтатуя «Дорифор». V в. до н.э. Римская копия. Национальный музей, г.Неаполь.
– Скопас. Надгробие юноши с реки Илисса. IV в. до н. э. Национальный археологический музей, г. Афины.
– Лехар. Аполлон Бельведерский. Сер. IV в. до н. э. Римская копия. Музей Пио-Клементино, Ватикан (г. Рим).
– Агесандр из Антиохии. Венера Мелосская. II в. до н.э. Лувр, г. Париж.
– Эсхил (525 – 456 гг. до н. э.) Прикованный Прометей: Трагедия.
– Аристофан (ок. 446 – 388 до н. э.). Комедия «Облака». 423 г. до н. э.
– Софокл (496 – 406 гг. до н. э.) Трагедия «Царь Эдип». 429-425 гг. до н. э.
– Гесиод. «Теогония», «Труды и дни».
2) Древний Рим:
– Колизей. (Амфитеатр Флавиев). г. Рим. I в. н. э. (75-80 гг.).
– Арка ТИТА. г. Рим. I в. н.э. (81 г.).
– Апполодор из Дамаска. Колонна Траяна. г. Рим. II в. н.э.
– Пантеон («Храм всех богов»). г. Рим. I в. н. э.
– Термы Каракаллы. г. Рим. III в. н. э.
– Конная Статуя Марка Аврелия. г. Рим (Площадь Капитолия). II в. н.э.
– Портрет Каракаллы. III в. н. э. Национальный музей. г. Неаполь.
– Настенная живопись на вилле Мистерий. Помпеи. I в. до н. э. (раскопки).
– Марк Аврелий (121-180 гг.). Философский труд «К самому себе».
– Петроний (I в.; ум. в 66 г. н. э.) Сатирикон: Роман.
– Луций Анней Сенека (14 – 65 гг. н. э.) Трагедия «Медея».
– Публий Вергилий Марон (70 г до н. э. – 19 г. н. э.) Поэма «Энеида».
– Марциал (ок. 40-104 г.), Гораций, Овидий. Стихи.
Заключение
На основании вышеизложенного, сделаем краткие выводы.
Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой тесно переплетены и взаимосвязаны. Структура культуры опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности. Базисные элементы культуры – материальная и духовная. В зависимости от того, кто создает и потребляет культуру, каков уровень ее развития различают такие социальные формы – народную, церковно-религиозную, элитарную, массовую культуру и др.
Древний Египет – первое государство на Земле, первая и великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Древнеегипетская цивилизация прошла все закономерные стадии развития от возникновения к расцвету и упадку, однако все завоевания древнеегипетской культуры имели непреходящее значение для дальнейшего поступательного развития человеческой культуры. Многие достижения древнеегипетской культуры, посредством греко-римской культуры, вошли в арсенал европейской культуры.
Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. Античный мир дал примеры республиканского строя, демократии, явил образ настоящего гражданина, умеющего разумно сочетать права и обязанности.
Список использованной литературы
1. Античность как тип культуры. – М.: Наука, 1988. – 376 с.
2. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н.Солонина, Е.Г.Соколова. – СПб.: Питер, 2003. – 222 с.
3. Все страны мира. – М.: Вече, 2001. – 622 с.
4. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.1. История древнего мира / В.В.Глебкин. – М.: Добросвет, 2000. – 512 с.
5. Кармин А.С. Культурология. 3-е изд. / А.С.Кармин – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 784 с.
6. Кравченко А.И. Культурология: Словарь / А.И.Кравченко. – М.: Академический проект, 2000. – 671 c.
7. Круглова Н.В. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб.: Аnthropology, 2003. – С.79-83.
8. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону: Альфа, 2006. – 412 с.
9. Малюга Ю.Я. Культурология: Уч. пос. / Ю.Я.Малюга. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 333 с.
10. Машкин Н.А. История Древнего Рима: Учебник / Н.А.Машкин. – М.: Высшая школа, 2006. – 751 с.
11. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи / В.С.Поликарпов. – М.: «Гардарика», 2002. – 344 с.
12. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие / А.Я.Флиер. – М., 2001. – 207 с.