- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 27,76 kb
Культура древних циилизаций
Министерство науки и образования Украины
Украинский государственный морской технический университет
имени адмирала Макарова
Кафедра философии и культурологии
Реферат по культурологии на тему:
«Культура древних цивилизаций»
Выполнил: студент группы XXXX ******* *.*.
Проверил: Дрожанова О.Н.
Николаев 2003
ПЛАН
1. Введение
2. Шумерская цивилизация
3. Египет
4. Культура Древней Индии
6. Культура Древней Греции
7. Заключение
8. Список использованной литературы
Введение
В истории человечества принято различать следующие основные типы цивилизации: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия);
2) античная;
3) средневековая;
4) индустриальная;
5) современные восточные;
6) российская.
Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной эпохи. Следовательно, цивилизация античности – один из периодов развития культуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древнего Рима.
Все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была около 20 0С т.е. там было довольно тепло. Ещё одним условием в те далёкие времена было наличие воды. В связи с этим многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек: Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие. Эти реки играли огромную роль в жизни людей. Потому, что плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия, также реки связывали во едино разные районы страны и давали возможность для торговли в внутри неё и с соседями.
Также реки давали возможность для постройки ирригационных сооружений, но это не мог сделать один человек или даже семья, для этого были нужны усилия всех, поэтому многие племена объединялись для постройки этих сооружений.
Конечно, не все древние цивилизации были речными, но каждая из них сталкивалась с трудностями, зависевшей от особенностей ландшафта и климата. Так в особой географической обстановке развивались Финикия, Греция и Рим – приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало ирригации, зато полуостровное положение было ещё одним вызовом природы. И ответом на него явилось зарождение навигации, которая сыграла огромную роль в жизни этих морских держав.
Шумерская цивилизацияф
Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат, неподалеку от впадения её в Персидский залив. Евфрат разделяется здесь на многочисленные протоки – рукава, которые то сливаются, то вновь расходятся. Берега реки низкие, поэтому Евфрат часто меняет свой путь к морю. При этом старое русло превращается постепенно в болото. Глинистые холмы, расположенные поодаль от реки, сильно выжжены солнцем. Жара, тяжелые испарения от болот, тучи мошкары заставляли людей держаться подальше от этих мест. Низовья Евфрата долгое время привлекали внимание земледельцев и скотоводов Передней Азии.
Небольшие деревни располагались довольно далеко от воды, так как Евфрат разливается летом очень бурно и неожиданно, и наводнения всегда здесь были очень опасны. В бескрайние тростниковые заросли люди старались не заходить, хотя под ними скрывались очень плодородные земли. Они образовались из ила, оседавшего во время наводнений. Но в те времена обработка этих земель была еще людям не под силу. Они умели снимать урожаи только с небольших открытых участков, напоминавших своими размерами скорее огороды, а не поля.
Все изменилось, когда в стране рек и болот появились новые, энергичные хозяева – шумеры. Кроме плодородных, но еще не освоенных земель новая родина шумеров могла похвастаться большим количеством глины и тростника. Ни высоких деревьев, ни пригодного для строительства камня, ни руд, из которых можно выплавлять металлы, здесь не было. Шумеры научились строить дома из глиняных кирпичей; крыши этих домов настилались из тростника. Такой дом нужно было каждый год подправлять, подмазывая стены глиной, чтобы он не разваливался. Заброшенные дома постепенно превращались в бесформенные холмы, так как кирпичи были сделаны из необожженной глины. Шумеры часто оставляли свои дома, когда Евфрат менял свое русло, и поселение оказывалось далеко от берега. Глины повсюду было много, и за пару лет шумеры успевали слепить новый поселок на берегу кормившей их реки. Для ловли рыбы и речных путешествий шумеры использовали плетеные из тростника небольшие круглые лодки, обмазывая их снаружи смолой.
Обладая плодородными землями, шумеры со временем поняли, какие высокие урожаи можно получать, если осушить болота и провести воду к сухим участкам. Небогат растительный мир Двуречья, шумеры же акклиматизировали зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Орошение полей в Междуречье было сложным делом. Когда по каналам поступало слишком много воды, она просачивалась под землю и соединялась с подземными грунтовыми водами, а они в Междуречье соленые. В результате снова соль вместе с водой выносилась на поверхность полей, и они быстро портились; пшеница на таких землях вообще не росла, да и рожь с ячменем давали невысокие урожаи . Шумеры далеко не сразу научились определять, сколько воды нужно для правильного полива полей: излишек или недостаток влаги были одинаково плохи. Поэтому задачей первых общин, образовавшихся на территории южной части Месопотамии, было устройство целой сети искусственного орошения. Ф. Энгельс писал: “Первое условие земледелия здесь – это искусственное орошение, а оно является делом либо общин, либо провинций, либо центрального правительства”.
Организация больших оросительных работ, развитие древнейшей меновой торговли с соседними странами и постоянные войны требовали централизации государственного управления.
В документах времени существования шумерийских и аккадских государств упоминаются самые разнообразные оросительные работы, как, например, регулирование разлива рек и каналов, исправление повреждении, причиненных наводнением, укрепление берегов, наполнение водоёмов, регулирование орошения полей и различные земляные работы, связанные с орошением полей. Остатки древних каналов шумерской эпохи хранились до настоящего времени в некоторых районах Южной Месопотамии, например, в области древней Уммы (современная Джоха). Судя по надписям, эти каналы были настолько велики, что по ним могли ходить большие лодки, даже корабли, груженные зерном. Все эти крупные работы организовывались государственной властью.
Уже в четвертом тысячелетии до н. э. на территории Шумера и Аккада возникают древнейшие города, которые являются хозяйственными, политическими и культурными центрами отдельных маленьких государств. В самой южной части страны находился город Эриду, расположенный на берегу Персидского залива. Крупное политическое значение имел город Ур, который, судя по результатам недавних раскопок, был центром сильного государства. Религиозным и культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерийским святилищем, храмом бога Энлиля. Среди других городов Шумера крупное политическое значение имели Лагаш (Ширпурла), который вёл постоянную борьбу с соседней Уммой, и город Урук, в котором, по преданиям, некогда правил древнешумерийский герой Гильгамеш.
Разнообразные роскошные предметы, найденные в развалинах Ура, указывают на значительный рост техники, главным образом, металлургии, в начале третьего тысячелетия до н. э. В эту эпоху уже умели изготовлять бронзу, сплавляя медь с оловом, научились применять метеоритное железо и достигли замечательных результатов в ювелирном искусстве.
Периодические разливы Тигра и Евфрата, обусловленные таянием снегов в горах Армении, имели определённое значение для развития земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении. Шумер, расположенный на юге Двуречья, и Аккад, занимавший среднюю часть страны, несколько отличались друг от друга в климатическом отношении. В Шумере зима была сравнительно мягкой, здесь могла расти в диком виде финиковая пальма. По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии, где зимой выпадает снег, и финиковая пальма в диком виде не растёт.
Естественные богатства Южной и Средней Месопотамии не велики. Жирная и вязкая глина аллювиальной почвы была прекрасным сырьём в руках первобытного гончара. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делали особый прочный материал, который им заменял камень, редко встречающийся в южной части Двуречья.
Природные условия Южной и Средней Месопотамии были благоприятны для развития скотоводства и земледелия, потребовали организации хозяйственной жизни, и применения значительного труда в течение длительного времени.
Афразийская засуха заставила отцов шумерской цивилизации переселиться в устья рек Тигра и Евфрата и преобразовать болотистые низины в плодородную землю Среднего Междуречья. Испытание, через которое прошли отцы шумерской цивилизации, сохранила шумерская легенда. Убиение дракона Тиамат богом Мардуком и сотворение мира из его останков – аллегорическое переосмысление покорения первозданной пустыни и сотворения земли Сеннаара. Рассказ о Потопе символизирует бунт Природы, восставшей против вмешательства человека. Болота, образовавшиеся на территории Нижнего Ирака между Амарой на Тигре, Эн-Насирией на Евфрате и Басрой на Шатт-эль-Арабе, остаются нетронутыми с момента возникновения до настоящего времени, ибо на исторической сцене так и не появилось ни одного общества, которое хотело бы и было в состоянии их освоить. Болотные люди часто посещающие эти места, пассивно, приспособились к ним, однако они никогда не обладали достаточной потенцией, чтобы повторить подвиг отцов шумерской цивилизации, живших в непосредственном соседстве с ними какие-нибудь пять или шесть тысяч лет назад. Они даже не пытались преобразовать болота в сеть каналов и полей.
Памятники шумерской цивилизации хранят молчаливое, но точное свидетельство о тех динамических актах, которые, если обратиться к шумерской мифологии, были совершены богом Мардуком, убившим Тиамат.
Египет
Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в IVв. до нашей эры. История государства и культуры Египта. делится на несколько периодов: раннее, древнее, среднее и новое царство. Ранний Египет – это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозные верования: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Древнее и среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса, создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид – пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят её размеры: высота – 146м, а длина основы каждой из 4 граней – 230м. Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. В это время особенно расцветала архитектура храмов. Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нифертии из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса – в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху древнего царства только фараоны могли войти в “царство мертвых”, построив себе пирамиду, то со времен среднего царства каждый имел право построить собственную гробницу. В древнем Египте все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, которые составляла властвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и, научившись их предвидеть. В древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, определённого развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элементарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты; позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к появлению первых в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник гуманизм. Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.
Культура Древней Индии.
Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в III в. до н.э. Её центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной и Средней Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их удивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной из других древних культур. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой особенностью культуры Хараппы был её необычный консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древнеиндийских городов не изменялось, а новые дома строились на местах старых. Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные – брахманизм и его формы: индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху “Ригведи” – большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после так называемого “великого переселения народов”. В это же время образовался брахманизм как своеобразный синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного до арийского населения Северной Индии. В эпоху “Ригведи” начал складываться индийский феномен – кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы морально-правовые мотивы разделения индийского общества на четыре основные “Варны”: жрецы, воины, простолюдины-земледльцы и слуги. Была разработана целая система регламентов жизни и поведения людей каждой Варны. Согласно с этим законным считался брак лишь в пределах одной Варны. Результатом таких отношений между людьми стало следующее разделение Варн на еще большее количество мелких каст. Формирование каст – это итог тысячелетней эволюции и взаимодействия разных расовых и этнических групп в единой системе культуры древнеиндийского общества, где образовалась очень сложная социальная структура. Олимп индуизма символизирует троица Брахма, Вишну и Шива, которые представляет космические силы творения, сбережения и уничтожения. Своеобразной реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов и выступающего против неравенства каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма миссия жизни человека есть достижение нирваны. Ислам ярко отличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Прежде всего, мусульманские племена владели военной технологией и сильной политической системой, но главное их верование опиралось на концепцию “сгруппированного братства”, которое объединяло узами глубокого уважения всех, принявших эту веру. Вся индийская литература, как религиозная, так и светская, наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, поэтому фигуры на стенах храмах изображались в различных позах. В культуре Древней Индии тесно связаны оригинальность культурных направлений и философская мысль. Философские взгляды, которые разделяли религиозное разделение света, включали брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. Все философские взгляды играли важную роль не только в истории культуры Индии, а и в мировой философии и науке. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеиндийской науки – математики, астрономии, медицины и природоведения. Существует теория, что индийские ученые еще в далеком прошлом опередили некоторые открытия, сделанные европейскими учеными только в эпоху Возрождения или в нынешнее время. Художественная культура древнеиндийского общества неразрывно связана с традиционными для нее религиозными и философскими системами. Идеи, характерны для религиозных верований древних индийцев, вдохновляли творчество в архитектуре, литературе и живописи. Для потомков остались сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, которые вызывают удивление своими колоссальными размерами. Восприятие света через духовную призму верований этих религий есть фрески пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в храмах Эллоры, которые объединяют традиции северного и южного типа строения храмов в Древней Индии. В отдельных деталях этих памятников искусства ощущается и влияние искусства и других древних восточных цивилизаций. Это объяснялось расположением Индии на Великом шелковом пути, по которому не только шли караваны с товарами, но и происходил культурный обмен. В этом процессе Индия сыграла культурную роль, расширив цивилизованное влияние буддизма на другие древние страны.
Культура Древнего Китая
Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования государства Шан, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Её столицей стал город Шан, давший название стране и правящей династии царей. Позже её завоевали другие китайские племена, назвав новое царство Чжоу. Впоследствии и оно распалось, образовав, пять независимых княжеств. Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас, спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в китайцы в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике – пушки и стремена. Также были изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткатства. В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа p, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древние китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт. Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древним Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании. Важным оставалось также строительство фортов, направленное, прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями – Великой китайской стеной и Великим каналом. Китайская медицина на протяжении трёх тысячелетней истории достигла выдающихся результатов. В Древнем Китае впервые была написана “Фармакология”, впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о “жизненной энергии”. На основе этого учения была создана философско-оздоровительная система “ушу”, давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны “кунг-фу”. Своеобразность духовной культуры Древнего Китая в значительной мере обусловлена феноменом, известным в мире как “китайские церемонии”. Эти строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления сложившиеся на основе культа древности. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми, став абстрактными божествами-символами, например Небо. Наиболее важное место в китайской духовной культуре занимает конфуцианство – этико-политическое учение философа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высоко моральный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общество на “высших” и “низших” и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской государственности и функционирования политической культуры императорского Китая. Главной силой, противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики, был легизм. Легисты, будучи реалистами, в основу своей доктрины поставили закон, сила и авторитет которого должны поддерживаться жестокими наказаниями. Конфуцианство делало ставку на мораль и древние традиции, тогда как легизм ставил на первое место административный регламент. Под влиянием характерных для древне китайского общества религиозных, этико-философских и социально-политических взглядов развивалась и вся его классическая литература. Уже в наиболее раннем поэтическом сборнике Древнего Китая, знаменитой “Книге песен”, которая создавалась продолжительное время на основе народных песен, священных напевов и древних гимнов, воспеваются подвиги предков. Во II-IIIв. в Китай приходит буддизм, который достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую культуру, это проявилось в литературе, образном искусстве и, особенно, в архитектуре. Буддизм просуществовал в Китае прочти два тысячелетия, заметно изменившись в процессе приспособления к специфичной китайской цивилизации. На основе синтеза его идей с конфуцианским прагматизмом в Китае возник чань-буддизм, который впоследствии распространился в Японии и получив название дзен-буддизма. Наибольшие трансформации буддизма проявились в своеобразном китайском искусстве, которое как нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид индийского Будды, а создали свой образ. То же самое произошло и с архитектурой храмов. Значительную роль в китайской культуре сыграл и даосизм, с которым связано развитие науки и техники. Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл “Великий шелковый путь”, по которому совершалась не только торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами, что повлияло на китайскую культуру.
Культура Древней Греции
Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы, общественные силы и явления, героям – мифическим предкам племен и родов, основателям городов. В мифах сохранились наслоения разных эпох – от древнего поклонения растениям и животным до антропоморфизма – обожествления человека, представления богов в образах молодых, прекрасных и бессмертных людей. Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о героях – детях богов и смертных. Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия, наука. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.
Культура Древней Греции делится на три основных периода: Архаический период (VIII-VI века до н.э.), классический период (века до н.э), эллинизм (века до н.э). Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга – Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах.
В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции – на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя её прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.
Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику – в этом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого известняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе – из камня выломанного прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Кара, поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. траверин, т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах от города.
На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего, до греческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.
Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000-1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская – в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании её немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями-ахейцами.
Около 1700 г. до н. э. в Греции формируется микенская культура, которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550 г. до н. э.), среднемикенский (1550 – 1400 гг. до н. э.) и позднемикенский (1400 – 1200 гг. до н. э.).
Около 1700 г. до н. э. в Арголиде – центре власти микенских правителей стали особенно сильно ощущаться влияния минойской культуры, шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритянок, появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы критским Богам. Испытывая воздействие более развитой цивилизации, ахейцы сохраняли, несмотря на это, многие черты своей культуры, принесенной ими с севера. В отличие от критян они продолжали носить усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом. Если обитатели Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения. Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и мужественность в зарождавшейся микенской цивилизации.
Все это нашло свое отражение, как в монументальной архитектуре, так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени, где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные мощными стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от конструкции критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изображением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой каменных блоков. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы – одноглазые великаны; на самом же деле то был результат труда тысяч людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывали в своих военных походах.
До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь языком величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка англичанами М. Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позволила услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех систем письменности в Эгейском мире: древнейшее, иероглифическое письмо (первая половина II тысячелетия до н. э.) и две системы линейного письма – А (XVII – XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV – XIII вв. до н. э.), тем не менее только в 1953 г. удалось прочесть тексты, созданные на основе самой “младшей” из этих систем, а именно линейного слогового письма Б, и установить, что записи сделаны на греческом языке. Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрованным, но, как представляется, пользовались им не греки, а до греческое население Крита.
Микенские документы принесли с собой немало открытий в области истории религии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, Посейдон, Афина и Артемида. Неожиданностью для ученых оказалось существование женских соответствий: Посейдону – богине Посидеи, и Зевсу – богини Девии, которых классическая Греция не знала, подобно тому, как не было в классический период “жрицы цветов”, упоминаемой в кносских текстах. Но самым большим открытием явилось существование уже в ту эпоху культа Диониса, ибо имя это мы находим в табличках, но как имя человека, а не бога.
Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера “Иллиада” и “Одисея” (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.
Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естественной необходимости. Приводится много ценных наблюдений. Например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременно несет просветленье и т. д.
Античная культура – это также культура Сократа, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них готовил учеников.
Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его (“Я знаю, что ничего не знаю”). Самое позорное невежество – “воображать что знаешь то, чего не знаешь”. Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: “Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?”.
Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами её были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон – бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис – бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, не покоя и чрезмерности.
Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почитание Диониса привело к рождению греческой трагедии с её (часто нелицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигилизму. Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться аполлоновское и дионисийское её качества, в противном случае возможна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет в конце концов к стагнации и застою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста.
В Древней Греции существовал обряд жертвоприношения – в Кноссе удалось отыскать фрагменты календаря, где речь идет о жрецах, о празднествах и о жертвах, которые полагалось приносить в те или иные месяцы. Функции верховного жреца исполнял, как предполагается, сам царь, хотя бесспорных доказательств тому нет. IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи, Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э., уже не играло в следующем
столетии прежней социально-воспитательной роли. Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Ещё большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., представленная именами Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.
Архаический период.
В истории Древней Греции VIII-VI вв. до н.э. характеризуются большими переменами в хозяйственной деятельности, социальной жизни и культуре. Одним из наибольших приобретений культуры Древний Греции есть произведения Гомера “Илиада” и “Одиссея”. В это время возникла лирика, одним из первых лирических поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. острове Лесбос творила Сапфо, творчество которой было вершиной лирики Древней Греции. В VIII-VI в. в Древней Греции происходил подъем образотворческого искусства и архитектуры. В VII в. до н.э. появляются постройки из камня. Главным образом это храмы. В процессе формирования греческой архитектуры возникают три основных направления: дорическое (применяли в основном на Пелопоннесе, отличающееся простотой и суровостью форм), ионический (легкость, стройность, декоративность), коринфский (утонченность). Наиболее известные храмы архаического периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре архаического периода основное место занимает изображение человека. Греческие художники пытаются овладеть правильным построением тела человека, научиться передавать движение. Тело человека подвергалось тщательным геометрическим изученьям, в результате которых были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Живопись главным образом известна нам с вазовых росписей. В VI в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце VI в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний об окружающем мире были основой для развития философии. Основателем милецкой философской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, из которой все возникает и в которую все превращается. За первооснову также считали “апейрон”, неопределенную, вечную материю, воздух, огонь. Древнегреческий философ и математик Пифагор основал философскую школу в Южной Италии. По его философии мир состоит из количественных закономерностей, которые можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда количественных закономерностей в мире. Идеалистическая линия в философии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской философской школой. Победа над Персией дала Греции полную власть в Средиземноморье. Военная добыча, торговля, использование рабского труда способствовали развитию всех отраслей культуры.
Классический период.
В классический период развивается драматургия. Возникновение греческого театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах, и поэтому этот жанр получил название “трагедия” (“песнь козлов”). Известными драматургами этого периода были Эсхил (“Закованный Прометей”), Софокл (“Антигона” и “Царь Эдип”), Еврипид (“Медея”, “Электра”). Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика – умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди философских проблем в классическом периоде на первый план выдвигается понимание сущности и места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегреческие софисты учили, что “человек является мерой всех вещей”, а сущность вещей зависит от их связи с человеком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании “идей”. Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил проект идеального полиса, которым управляют философы. Аристотель сделал свой вклад в философию, природоведение, историю, литературу, государственное право, основы формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегреческий лекарь Гиппократ. Греческое искусство в классический период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор Александра Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера “Дорифор”, юноша с копьем. В IVв. до н.э. греческая скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей характера человека. Vв. до н.э. – время перелома в греческой живописи, переход к объемному изображению. Главной чертой греческой культуры была состязательность. Греческий агон – борьба, состязание олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести беседу.
Эллинизм.
Период от начала похода Александра Македонского на Восток для завоевания Римом Египта назван эллинским. Для него характерно расширение взаимосвязей и взаимовлияний греческой и восточной культур. Лишившись полисной ограниченности, греческая культура впитывала в себя восточные элементы. Эти изменения нашли свое проявление в религии, философии, литературе. Возникли новые философских школы. Наиболее известны в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура (последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих государств содействовали развитию архитектуры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В области скульптуры в этот период существовало три школы. Первая – родосская школа (драматизм): скульптурные группы “Лаокоон” и “Фарнезский бык”. Вторая – пергамская школа: скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. Третья – александрийская школа: образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Древней Греции.