- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,31 Кб
Культура гуцулов
Министерство образования и науки РФ
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра истории
Дисциплина: культурология
Реферат
Культура гуцулов
Выполнила студентка гр.1-СУЗС-1
Е.С. Ухова
Санкт-Петербург 2015
Содержание
Введение
1. Географическое положение, условия жизни и быт
2. Традиции и обряды
3. Национальный костюм
4. Ремёсла
5. Архитектура
6. Музыка
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Искусство гуцулов донесло до нас многое от глубокой старины. В нем остались и драгоценные для истории древние славянские черты, давно утраченные у жителей долин, но сохраненные горцами в условиях естественной обособленности.
Культура гуцулов очень самобытна и красочна, и горцы бережно сохраняют её традиции и с большим почтением относятся к ним. Попав в гости к гуцулам, вы сразу почувствуете это. Так, например, жители Восточных Карпат любят непременно появиться перед гостями в своём национальном костюме. Гуцульщина вообще является очень приятным местом, и связано это прежде всего с особенной духовной культурой её жителей, которые с удовольствием делятся её богатством. Моя заинтересованность данной темой связана именно с тем, что мне посчастливилось побывать на Гуцульщине.
1. Географическое положение, условия жизни и быт
Гуцульщина – историко-географическая область Украины, заселенная украинскими верховинцами – гуцулами, которая охватывает горные районы Ивано-Франковскойи Черновицкой областей и Раховский район Закарпатской области. Гуцульщина до 1770 г. входила в состав Турции, Молдавии, Польши, Венгрии, затем Австро-Венгрии, в 1920-1939 гг. относилась к Румынии, Польше и Чехословакии. Несмотря на искусственное административное управление гуцулы веками создавали особый уклад жизни в горных условиях, быт, валахское пастуховое право, полонинское животноводство, совместную материальную и духовную культуру, своеобразный гуцульский говор.
Крайне сильны у гуцулов клановые взаимоотношения, принцип старшинства в роду, землячество. Религия горцев – украинская грекокатолическая церковь и украинская православная церковь.
Жизнь гуцулов неразрывно связана с природой. Зеленые богатства Карпат, обилие ели и бука обусловили развитие лесного промысла. Обширные альпийские луга, дающие жизнь стадам, определили основную отрасль хозяйства- скотоводство. С пастушеством связано немало народных традиций; тема эта – одна из главных в поэтическом фольклоре гуцулов. Природными условиями края, его естественными богатствами обусловлены известные черты художественного творчества горцев. Обилие леса способствовало развитию срубной архитектуры и искусства резного дерева. Резкий горный климат во многом определил характер жилища и национальной одежды. Овцеводство давало крестьянину шерсть, из которой выделывали сукна и узорные ткани, лижники, овчину для цветистых безрукавок, кожу для обуви, сумок, ремней. Обилие гончарных глин содействовало развитию искусства керамики. Культурные центры Гуцульщины – Коломыя, Косов.
. Традиции и обряды
Гуцулы соблюдают большое множество древних традиций и обрядов. Наиболее распространенными обычаями в этой местности есть проводы на горную долину, гуцульская свадьба и религиозные календарные праздники.
Большим праздником для местных жителей есть проводы гуцульских пастухов на «полонини» – горные долины для выпаса скота. Выход на горную долину происходит в мае и длится вплоть до сентября. Три вещи, которые характеризуют жизнь гуцульских пастухов – это брынза, трембита и ватра. Под «полонинськи» напевы зажигают костер – ватру, а парни танцуют гуцульский ритуальный мужской танец «Аркан» с маленькими «топирцями» (топориками) в руках. Овцеводы угощают всех желающих будзом и вурдою.
Свадьбы гуцулов также очень ярки. На свадьбе горцы одеваются в национальные одежды, украшают своих лошадей. Невесту и жениха сопровождают бояре, дружки, сваты, старосты. Свадьба наполнена веселыми и жалобными песнями, танцами, играми, забавами. Ни одна свадьба не обходится без каравая или калача, вышитых рушников, букетов, которые вешают на одежду гостей и ветки деревьев.
На Рождество и Пасху совершаются общепринятые христианские обряды. Среди блюд Святого Вечера на первом месте Кутья – вареная пшеница с медом, маком, орехами. Пшеница как зерно ежегодно оживает, поэтому является символом вечности, мед – символ вечного счастья праведников в небе. На Рождество, 7 января, гуцулы навещают своих родственников и друзей, ходят с вертепами от села к селу. Праздник Пасхи на Гуцульщине отличается богатством обрядов и обычаев. Великий пост – это время изготовления писанок. В каждом селе были свои мастера.
К самобытным реалиям традиционных похорон гуцулов относятся: траурное трембитание и распаливание ритуальных огней; изготовление гроба («труни») с отворами-«окошками»; некоторые очищающие обряды; проведение поминального обеда и устраивание обрядовых трапез непосредственно на кладбище.
Ещё существует местная благочестивая традиция. Вместо «Здравствуйте» горцы говорят при встрече друг другу: «Слава Иисусу Христу!». А встречный неизменно отвечает: «Слава во веки!». Иногда бывает – с улицы заметит кто-то своего знакомого и громко приветствует его таким образом, и тот все равно отвечает, хотя и не видит никого, работая в это время на огороде.
. Национальный костюм
Плоды разновидного мастерства – ткачества, шитья, обработки металла и кожи соединились у гуцулов, чтобы создать цельный, неповторимый в своем декоративном звучании облик национального костюма. О своем костюме горцы говорят, что он подчеркивает у гуцула мужественность, у гуцулки – красоту. Для мужского костюма характерна подпоясанная ремнем рубаха и штаны. Самая цветистая часть костюма – кептарь, распашная овчинная безрукавка, украшенная вышивкой, аппликацией и плетенкой из кожи, кистями-дармовисами и блестящими латунными колечками-капслями. Поверх безрукавки в стужу надевается теплый сердак – укороченный суконный кафтан свободного покроя. Его украшают яркие шнуровые петли, помпоны, обильная орнаментика вышивки. Зимней одеждой служат овчинный кожушок, по орнаментации близкий к кептарю, и длинная суконная манта. Прежде мужчины плотно опоясывались широким кожаным чересом с узорным тиснением и стройным рядом фигурных пряжек. Помимо того, что пояс этот, точно корсет, подтягивал фигуру, облегчая ходьбу в горах, он был удобен и тем, что на приделанных крючках можно было носить складной нож, огниво, протычку для трубки, роговой сугак, закладывали пистолет, топорик, кисет, люльку. Для необходимых в пути предметов служили также набедренные кожаные сумки – табивка и ташка. На ноги гуцулы надевали вязаные чулки-капчуры и остроносые постолы из цельного кожаного лоскута. Немало внимания уделено мужчинами головному убору. Фетровой шляпе, по тулье «повитая» мереживом, тонкой латунной лентой с просечным узором или роскошные кресани – черные шляпы, обвитые пушистыми гарусными «червячками». У тех же, кто помоложе, за шнурки заткнуты петушиные или тетеревиные перья.
Очень нарядна женская одежда. Она состоит из длинной, присобранной у ворота рубахи, двух укрепленных на талии спереди и сзади запасок в форме передника, головного убора. Обувь и предметы зимней одежды аналогичны мужским, за исключением гугли – светлой суконной накидки с капюшоном.
Белой полотняной рубахе особую привлекательность придает вышивка. Вышивание – любимое народом искусство.
В истории возникновения и развития верхней одежды наиболее давними считаются безрукавные формы.
. Ремёсла
Резьба по дереву. Развитие художественной обработки дерева у горцев было связано с пастушеством. Располагая необходимым материалом – в ближайших к полонинам лесах можно было найти явор, бук, орех, – пастухи отдавали этому искусству досуг.
Керамика. Наиболее значительным явлениям в художественном творчестве гуцулов принадлежит керамика. Объектами росписи служат предметы самые различные по назначению размеру – от изразцовых печей до крохотных детских свистулек, используются в быту расписные миски, тарелки, кувшины – широкогорлые збанки для молока и узкогорлые баньки, в которых хранят растительное масло. Интересны небольшие сосуды для вина – дисковидные плесканки и кольцеобразные калачи, которые прежде брали в дорогу, надевая, точно браслет, на руку. Изображения людей и животных плоскостны. То же и с растительными формами: цветы и листья, тщательно расправленные, как в гербарии, расстилаются по фону, обнаруживая красоту очертаний.
Работа с металлом и кожей. Гуцулы – превосходные мастера художественной обработки металла и кожи. Лучшими мастерами прослыли оружейники. Они умели изготовить не только металлические части кремневых ружей и пистолетов, покрытые украшениями, но и резные деревянные ложи к ним. Интересны ножи с фигурными черенками, шестигранные игольники, протычки к люлькам, массивные перстни, мужские нагрудные кресты, стремена и другие части конской сбруи. Обработка кожи связана со специфичными приемами. Узор на кожу наносится гравировкой, холодным или горячим тиснением с помощью изготовляемых самими мастерами деревянных и металлических штампов.
Писанка. Известное многим народам и широко распространенное на Украине искусство писанки у гуцулов достигло особой тонкости в рисунке и изысканности. Писанка – покрытое росписью яйцо. Своими истоками она восходит к далеким временам язычества, когда в яйце как бы олицетворялись народные представления о творческих силах природы. После того как христианство сделало писанку пасхальным атрибутом, она не утратила и древнего смысла, объединив в себе символы весеннего возрождения жизни, человеческого добра и согласия.
. Архитектура
Типичное жильё гуцулов – гуцульская гражда. Это – трехчастное строение. Конструкция строения рациональна и до тонкостей продуманна. Крыша низко спадает на плечи притулов, едва не касаясь земли. Архитектурная целостность усиливается единством материала. Здесь царство дерева. Ни железа, ни черепицы, ни кирпича. Гуцулы в архитектуре пользуются резьбой чрезвычайно скупо, украшая ею только сволоки и перемычки дверей. Внутри неотъемлемой частью архитектуры интерьера являются отдельные предметы обстановки, созданные каждый для определенного места. Прежде всего широкие лавки, печь в углу, обязательно изразцовая, гончарная посуда, расставленная в шкафу и миснике – полке для мисок над дверью. Цветистыми тканями устлан пол, покрыты кровать, лавки, стол, местами завешаны стены. На жерди, укрепленной под потолком, накинуты узорные полотнища, расшитая праздничная одежда. Теперь такой идеальный по полноте и завершенности интерьер, равно как и полная гражда, в селах встречается очень редко, и ознакомиться с ними гораздо проще в музеях.
О своеобразии форм гуцульской архитектуры говорят и другие деревянные строения: шатровые колыбы на полонинах – летние убежища пастухов, водяные мельницы, колодцы под затейливыми шапками навесов, придорожные часовни (каплицы) и церкви. Храмовые сооружения воплотили в себе наиболее высокие достижения горцев в области строительного мастерства. Композиция храма отличается удивительной ясностью – четыре простых объема крыльев-прирубов. Центральная часть возвышается над ними своим четырехгранником, который выше переходит в восьмигранный барабан, перекрытый шатровым верхом – баней. Церковь завершается фонариком и крестом. Характерную особенность сооружения составляет опасанье – широкий навес вдоль стен. К наиболее выдающимся памятникам гуцульской архитектуры относится воздвигнутая в XVIII веке церковь Вознесения в Ясине. Она, кстати, внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Говоря о современной архитектуре Гуцульщины, стоит отметить архитектурное сооружение в форме самого большого в мире писанкового яйца в Коломыи, привлекающего туристов со всех стран мира. Это музей писанки – расписанного яйца.
. Музыка
Музыка гуцулов очень приятна, её самобытность объясняется существованием своих народных музыкальных инструментов. Тилинка (теленка) – открытая флейта без игровых отверстий, из орешника или ивы. А также трембита – народный духовой музыкальный инструмент, род деревянной трубы длиной до четырёх метров, обернутой березовой корой, без вентилей и клапанов.
Трембита использовалась для передачи сигналов на дальние расстояния- это начало сбора овец и скота для выгона на высокогорные пастбища, звучала в Рождество и еще несколько раз в году. Чабаны в полонинах подавали сигналы о своем местонахождении с отарой в горах. В старину с её же помощью передавали сигнал тревоги ит.д. Музыкальный инструмент гуцулов – это гармошка, цимбалы, сопилка (свирель) и реже скрипка и дрымба (варган).
Заключение
Изучать культуру и традиции жителей Карпат очень интересно, настолько самобытными и любящими свою землю являются эти народы, в частности гуцулы. Атмосфера, в которую погружается всякий турист, приезжающий в Карпаты, очень доброжелательная. Гостеприимству и способности гуцулов бескорыстно делиться своей духовной культурой можно только позавидовать. Житель Карпат с радостью встретит гостя в любое время, при этом постарается выйти к нему в красивом национальном костюме и накормить пришедшего лучшей домашней едой. В целом впечатление об этом народе при общении с его представителями складывается как об очень трудолюбивом, почитающем в высшей степени своих предков и традиции. Горы несомненно влияют на особенности духовной культуры этих людей. В общении с величественной и таинственной природой формировались духовный мир гуцула, его эстетические представления. Несмотря на общие тенденции глобализации в современном мире, народы Карпат (в том числе лемки и бойки) бережно охраняют свою прекрасную самобытность.
гуцул костюм писанка архитектура
Список использованной литературы
1.Большой толковый словарь современного украинского языка. Киев: Перун, 2005.1728 с.
.Гузий Р.Б. Автореферат канд. дис. Похоронные обычаи и обряды украинцев Карпат (XIX-XX ст.). Львов: Институт народоведения НАН Украины, 2002. 23с.
.Гоберман Д.Н. Искусство гуцулов. М.: Советский художник, 1980. 215 с.
4.Пашкова Н.И. Автореферат канд.дис. Названия одежды в украинских говорах Карпат. Киев: Национальный пед. Университет им. П.М. Драгоманова, 2000. 19 с.