- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 22,1 Кб
Культура и просвещение России первой четрверти XVIII века
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭПОХА ПЕТРА ВЕЛИКОГО
.1 Взгляды исследователей и представителей русского общества на преобразования Петра I
.2 Общие черты эпохи первой четверти XIII века
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ПРОСВЯЩЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
.1 Просвещение
.2 Наука
.3 Книжное дело
ГЛАВА3 РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
.1 Утверждение идеологии «просвещенного абсолютизма»
.2 Развитие архитектуры и изобразительного искусства
.3 Театр и музыка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В истории Российского государства Петр I сыграл ключевую роль. Его правление считают своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. Рубеж четко разграничивает формы государственной власти: от Ивана III – до Петра I и от Петра I – до Советской России.
Актуальность. Тема моего реферата « Просвещение и культура первой четверти XVIII века» выбрана не случайно так, как сейчас у многих мыслящих людей возникает острая потребность в понимании вопросов нашей истории, тенденций развития общества, причин переживаемых Россией трудностей.
Огромное влияние на развитие России в первой половине XVIII века оказали реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской культуры. Смотря на многовековую историю российского государства, мы приходим к выводу, что хотя имперский период и был сложным, но он был результативным по своим последствиям.
С начала XVIII до начала XX вв. Россия превратилась из некоего государственного образования с нищим и почти неграмотным населением, в могучую империю, где бурно развивалась экономика, наука и культура.
В связи с этим целью моей работы является: изучить просвещение и культуру первой четверти XVIII века и определить их влияние на дальнейшее развитие культуры и просвещения России. А также раскрыть личный вклад Петра I в строительство государства Российского, укрепление его позиций, его славы, что актуально в наши дни для молодых независимых государств.
Для раскрытия поставленной цели перед работой стоят следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Рассмотреть исторические предпосылки развития просвещения и культуры первой четверти XVIII века.
Проследить развитие просвещения как одно из главных условий преобразований первой четверти XVIII века.
Раскрыть значение культуры как идеологического обоснования установленного режима, обеспечивающего укрепление императорской власти Петра I;
Определить роль и значение этих преобразований в развитие государства Российского.
Глубина познания любой исторической проблемы зависит от количества источников и степени их изученности. В ходе работы были изучены литературные и научные источники: исторические документы, записки, воспоминания, произведения, непосредственно отражающие эпоху преобразований Великого Российского Реформатора.
Среди авторов исторических трактатов являлись – идеолог церковной реформы Феофан Прокопович и П. П. Шафиров. Более глубоко к оценке событий времен Петра I подошел М. В. Ломоносов.
Исследователями Петровского времени являются : В. Н. Татищев – активный участник петровских преобразований; И. И. Голиков – купец, посвятивший свою деятельность собранию исторических материалов о Петре I; историограф М. М. Щербатов; видный историк, писатель Н. М. Карамзин ; русский историограф С. М. Соловьев.
Структура работы состоит из: ВВЕДЕНИЯ, ГЛАВЫ1, ГЛАВЫ2, ГЛАВЫ3, ЗАЛЮЧЕНИЯ, СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЙ.
просвещение абсолютизм петр
ГЛАВА 1 ЭПОХА ПЕТРА ВЕЛИКОГО
.1 Взгляды исследователей и представителей русского общества на преобразования Петра I
Развитие русской культуры и просвещения при Петре I тесно связано с происходившими сдвигами в экономической жизни и с преобразованиями государственного аппарата.
Основание мануфактур, проведение каналов, создание военно-морского флота требовали подготовки специалистов в различных областях науки и техники. Для регулярной армии и флота и новых бюрократических учреждений нужны были подготовленные офицеры и чиновники. Между тем в XVII в. обучение было еще проникнуто средневековой религиозной идеологией и стояло далеко от практических задач.
В первой четверти XVIII в. дело просвещения в значительной степени переходит от духовенства к государству. Богословие уступает место прикладным наукам.
Замечательные успехи были достигнуты в географической науке, в поисках новых торговых путей, в картографических работах, а также в изучении ископаемых богатств страны. Систематическое изучение полезных ископаемых привело к открытию залежей серы и нефти в Поволжье, каменного угля в Донбассе, широко разведывались железные руды на Урале, были найдены серебряно-свинцовые руды в Забайкалье.
В металлургии выдвинулись талантливые техники и администраторы В. Н. Татищев, В. Гении, Н. Клеопин и др. Изобретатель-самоучка, купец и подрядчик М. Сердюков реконструировал в 1722 г. Вышневолоцкий канал и сделал его практически пригодным для судоходства. Механик А. К. Нартов изобрел механический суппорт для токарного станка. Приглашались также иностранные специалисты. Отношение к Петру и его реформам – своеобразный пробный камень, определяющий взгляды историков, публицистов, политиков, деятелей науки и культуры. Одни специалисты говорят, что Петровские реформы привели к консервации феодально-крепостнической системы, нарушению прав и свободы личности, вызвавших дальнейшие потрясения в жизни страны.
Другие утверждают, что это крупный шаг вперед по пути прогресса, пусть и в рамках феодальной системы. Представляется, что в конкретных условиях того времени петровские преобразования носили прогрессивный характер. Объективные условия развития страны породили адекватные меры по ее реформированию.
Церковный и общественный деятель эпохи Петра I – Феофан Прокопьевич в своем историческом труде «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» рассматривает различные формы государственного правления и приходит к выводу, что наиболее совершенной формой является абсолютная монархия, которая и должна всемерно укрепляться в России. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, Феофан Прокопьевич сразу же решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I.
К оценке событий времен Петра I подошел первый русский <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5> учёный <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B9>-естествоиспытатель <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> мирового значения, энциклопедист <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA>, химик <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F> и физик <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0>- Михаил Васильевич Ломоносов. В своем произведении «Слово похвальное Петру Великому», рядом с крупными военными победами, одержанными Петром, и успехами внешней политики, он ставил обширные экономические преобразования и реформы в области просвещения.
Великий поэт, Александр Сергеевич Пушкин, наиболее чутко угадал и понял суть того времени и роль Петра в нашей истории. Для него, с одной стороны, Петр – гениальный полководец и политик, с другой – «нетерпеливый помещик», чьи указы «писаны кнутом». И действительно, Петр создал дворянскую империю, которая просуществовала до 1917 г.
Большой вклад в изучение причин Северной войны внес, второй по рангу после Гаврилы Головкина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%93%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B8%D0%BB_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> дипломат петровского <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I> времени, Петр Павлович Шафиров. В своем сочинении «История Северной войны» достаточно отчетливо для современника раскрывает понимание значения происходящих событий, в первую очередь создания армии и флота, военных побед, а затем культурных реформ, развития промышленности, административных преобразований.
Неоценимый вклад в раскрытии эпохи Петра внес историк, географ, государственный деятель Василий Никитович Татищев. Он впервые увидел и осознал связь географии с историей: начав по поручению Петра Великого картографическое и географическое изучение России, он убедился, что знание географии страны невозможно без изучения ее истории.
Результатом этих работ стал затем «Лексикон исторический, географический и политический», труды по географии Сибири и России, неоконченное обширное «Общее географическое описание всея Сибири». Свой главный труд «Историю Российскую» Татищев довел до 1577 года, проработав над ней около 30 лет. В своем труде он предпринимает первую попытку создания обобщающей работы по истории России.
В. Н. Татищев был не только современником петровских преобразований, но и активным их участником, что определило и его концепцию. Он рассматривает политическое развитие России под углом борьбы монархии с аристократией, доказывает полезность самодержавия и вред аристократического правления, убеждает читателя в благости «монаршего правления», воспитывая подданных в духе покорности царю.
Но не все, что было в России после Петра, было хорошо. Не всем, по крайней мере, оставались довольны мыслящие люди XVIII в.
Они видели, например, что усвоение западноевропейской образованности, начатое при Петре, превращалось часто в простое переименование культурной внешности. Они видели, что знакомство с Западом с пользой приносило к нам часто и пороки западноевропейского общества. Среди них: князь Щербатов, Болтин, Новиков.
Николай Михайлович Карамзин осудил перестройку системы государственного управления, ликвидацию патриаршества, подчинение церкви государству, Табель о рангах, перенесение столицы в Петербург, ломку старых обычаев. Но вместе с тем он должен был признать большое значение внутренней политики Петра I и тех сторон его преобразований, которые были направлены на развитие промышленности, торговли и просвещения. Этими мероприятиями Петр I, по мнению Карамзина, поставил Россию на знаменитую ступень в политической системе Европы. Высоко оценил он и личные качества Петра I.
Исходя, из выше сказанного, можно сделать следующий вывод – каждая эпоха выносит представление об исторической личности нечто свое, характерное именно для данной эпохи, раскрывая те грани и аспекты, тот смысл и значение, то особенное, что было просмотрено эпохами предыдущими и в этом заключается развитие исторической мысли. Об этом нам свидетельствуют труды выдающихся историков, публицистов, политиков, деятелей науки и культуры.
.2 Общие черты эпохи первой четверти XIII века
В 18 веке произошел поворот к новому этапу в культурном развитии России, который в сущностных своих чертах соответствует европейскому понятию «век Просвещения».
Русское Просвещение – важный период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от традиционной древнерусской культуры, которая сочетала в себе черты родового, общинного уклада и средневековья со слабо развитыми феодальными отношениями, к культуре Нового времени (русской классической культуре 19 века). Начало этому периоду положили «Петровские реформы». Эпоха Просвещения изменяет духовный мир нации, ее систему ценностей и приоритетов, мотивацию принятия решений, механизмы осуществления национальных задач. А это уже изменения цивилизационного уровня.
Вот почему период Просвещения – важнейший этап формирования цивилизаций европейского типа. Просвещение определило содержание нового времени в европейской истории, сформировав систему ценностей, которая не только отличалась от приоритетов традиционного средневекового общества, но и бросала им вызов.
Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.
Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и
общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи
средневекового церковно-схоластического мировоззрения.
Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты – композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки.
В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:
первая четверть века, связанная с реформами Петра;
эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной
культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;
последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная
большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.
Культурные реформы тесно связаны с процессом преодоления монополии церкви в духовной жизни, с преодолением национальной замкнутости, но религия продолжала играть большую роль в жизни людей.
На первый план выступал интерес к проблемам окружающего мира, обществу и человеку, к идее эволюционного развития. Менялось отношение к человеческой личности, и утверждался новый взгляд на человека: не знатность и богатство, а разум, воинские заслуги, служба государству определяли положение человека в обществе.
Проявился большой интерес к точным и естественным наукам, к развитию научных и культурных учреждений. Получили распространение рукописные и печатные книги.
Возникший новый механизм передачи культурных знаний (светские школы, гражданский шрифт и т.д.) способствовал демократизации культуры.
"Век разума и просвещения" – так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом.
ВЫВОД к ГЛАВЕ1.На развитие России в первой половине XVIII века огромное влияние оказали реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской культуры. Глубокий практицизм, характеризовавший всю деятельность Петра I, отличал и его политику в области просвещения и культуры.
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ПРОСВЯЩЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫ УСЛОВИЙ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
.1 Просвещение
Впервые при Петре 1 образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления задуманных им реформ нужны были образованные люди.
Одним из величайших достижений Петра I в том, что он заставил российское дворянство учиться. В этот период открываются общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Создается система светской школы.
В 1700 году в Москве, в Сухаревой башне, Петр Великий учредил Школу математических и навигацких наук, пригласив директором профессора из Шотландии. Это первое светское учебное заведение, первое в своем роде в Европе, где училось в разное время от 200 до 500 человек.
В 1715 году старшие классы этой школы были переведены в Петербург, послужив базой для Морской академии, существующей и поныне и выпустившей немало поколений выдающихся теоретиков и практиков военного и морского дела, руководителей прославивших Россию экспедиций.
Вскоре, в 1712 году, по типу навигацкой школы появилось еще несколько школ – инженерная, артиллерийская. Это были казенные профессиональные школы высшего чина, в задачу которых входила подготовка техников-специалистов.
К 1707 году относится основание медицинской школы в Москве, через несколько лет такая же школа стала действовать в Петербурге.
На Урале и в Карелии создаются горные училища, кораблестроительные, штурманские и ремесленные школы. Также по указам Петра I были открыты адмиралтейские школы в Петербурге, Кронштадте и Ревеле. В этих школах детей матросов, плотников и других мастеров учили грамоте и цифири. Открылись также архиерейские школы, сочетавшие религиозное и светское образование.
Это поощрялось «Духовным регламентом» Феофана Прокоповича, он же допускал в любых учебных заведениях также «игры телодвижные», «акции и комедии» с музыкальным оформлением. Важную инициативу в области образования проявил вице-губернатор А.А.Курбатов, который в 1711 г. открыл в Архангельске начальную школу для местных детей.
В первой четверти 18 века в России стали появляться школы, приближавшиеся по типу к начальной общеобразовательной школе. В 1714 году в ряде провинциальных городов были организованны цифирные школы. Указ Петра предписывал «всем дворянским и подьячим детям» учиться в этих школах «поголовно».
Кроме государственной профессиональной школы в начале 18 века зарождается частная, общеобразовательная школа. В 1703 году в Москве на Покровке открывается школа, руководителем которой назначается мариенбургский пастор Эрнст Глюк, необыкновенно деятельный и прекрасно образованный человек.
В 1715г. указом царя в Петербурге была основана Морская академия. Штат ее (305 учеников) был укомплектован из учеников Навигацкой школы, а также из Новгородской и Нарвской навигацких школ.
В 1716 г. появилась горная школа при Олонецких заводах. В 1721 г. была учреждена школа для будущих канцелярских служащих. По инициативе В.Н. Татищева при уральских заводах основали школы для детей мастеровых и подьячих (Уткусская и Кунгурская школы). В начале XVIII в. при Посольском приказе была открыта школа переводчиков.
.2 Наука
Наука в петровское время, прежде всего, развивалась нуждами практики. Истощение пушных богатств освоенной в XVII в. части Сибири (соболя практически выбили) заставило русских людей искать новые земли, новые пушные и рыбные запасы. Одновременно велись и поиски новых путей в далекие восточные страны.
В 1716г. на Камчатку была предпринята первая морская экспедиция. В 1711 г. были разведаны Курилы и составлен чертеж всей Курильской гряды. В 1711 г. у чукчей Анадыри были получены первые сведения о земле за проливом (первые сведения об Америке).
В 1719г. экспедиции И. Евреинова и Ф. Лужина поручили узнать, "сошлися ли Америка с Азией". В 1720-1724 гг. экспедиция Д. Мессершмидта дошла до Лены и Забайкалья. В 1714 г. была начата подготовка экспедиции А. Бековича-Черкасского в Хиву и Бухару для поиска путей в Индию. В 1718г. через Кавказ и Персию в Бухару отправился Ф. Беневенни, а в 1725 г. – Гурьев доставил материалы о Хиве, Бухаре и старом русле Аму-Дарьи. В 1722-1724 гг. Иван Унковский с казаками описал земли по р. Или и оз. Иссык-Куль. Начато было изучение земель возле р. Терек .
Небывалого размаха в петровский период достигли геологические разыскания. За 1700-1711 гг. в Европейской России было открыто 121 рудное месторождение. Среди них много месторождений железа, меди, серебра, угля, серы, нефти и т.п.
Итогом многих экспедиций было составление географических карт (например, "Большой чертеж" Сибири С. Ремизова). В 20-е годы шла огромная работа по подготовке "Атласа Всероссийской империи" И.К. Кирилова. Соймонов и Верден составили карту Каспийского моря и т.д.
Большие достижения в развитии практической механики оказали : М.В. Сидоров, Яков Батищев, Андрей Нартов, И.И. Сердюков.
Широко известен петровский указ 1720 г. о собирании по монастырям древних рукописей, хронографов, летописцев и степенных книг.
В 1724 году был издан Устав Академии наук, а в 1725 году, уже после смерти Петра, она открылась в Санкт-Петербурге. В ее состав входили: университет (где приглашенные в Россию ученые обязаны были и преподавать) и гимназия, а также ботанический сад, обсерватория, физическая и химическая лаборатории, Кунсткамера (музей природных редкостей, в том числе уродств), типография. К Академии были присоединены библиотека и музей (Кунсткамера), созданные в 1714 г.
.3 Книжное дело
Один из сподвижников Петра Великого В. Н. Татищев писал когда-то, что человечество пережило только три по-настоящему великих события: изобретение букв, пришествие Христа и открытие книгопечатания.
В России первой четверти 18 века значительно увеличилось издание книг, особенно учебных, так как развитие школы было невозможно без основательной учебной базы, без учебников, справочной литературы, наглядных пособий.
Учебников было не много, образование начиналось с популярных изданий, которыми пользовалось несколько поколений россиян: «Букварь» Ф. П. Поликарпова, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Грамматика» М. Сторицкого, которые М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учености». А также печатались словари. В 1703 году появилась первая в России газета «Ведомости».
Самым интересным изобретением массовой печати стал жанр календарей. Их массовый выпуск начался с 1708 года. Календари удачно соединяли информацию, полезные знания в популярной форме и развлечение.
Дальнейшим важным шагом в утверждении светской культуры были введение гражданской азбуки и начало гражданской печати. Реформа шрифта, проведенная в 1708-1710 гг., упростила сложную кириллицу и способствовала дальнейшему разделению светской и церковной книжности.
Окончательный вариант гражданской азбуки был утвержден Петром 1 в 1710 году «Сими литерами, – указывал он, – печатать художественные и мануфактурные книги».
Именно учебники начали войну против церковной учености и церковной книги. Светская книга решительно отделилась от церковной по языку, типографскому шрифту, орфографии и даже по внешнему облику.
В Москве в 1705 году первую гражданскую типографию открыл В. А. Кипранов. С 1719 года книжное собрание существовало при Кунсткамере, а позже составило материальную базу для учрежденной в России Академии наук.
Также в 1714 году открылась государственная книжная лавка в Петербургском гостином дворе. Здесь продавались печатные указы, учебники и азбуки, гравюры, календари. Правительство в 1721 году издало указ, запрещающий без разрешения Синода печатать и распространять «листы и картинки». Этот указ положил начало официальной цензуре.
В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского <http://russia.rin.ru/guides/6929.html> общества. Патриархальный образ жизни постепенно уступал место "светскости" и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин.
ВЫВОД к ГЛАВЕ 2. Просвещение, в первой четверти XIII века, сделало большой рывок вперед. В эпоху Петра I появились инженерные, медицинские, горные, штурманские, военные, ремесленные школы, школы начального обучения. Развитие получили научные знания. Они связаны: с практическими потребностями, с освоением, поиском, использованием полезных ископаемых, со строительством новых городов, с ростом мануфактурного производства, с ростом внутренней и внешней торговли, кроме того была образована Академия наук .
Это был колоссальный прорыв и в этом несомненная заслуга ПетраI.
ГЛАВА3 РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
.1 Утверждение идеологии «просвещенного абсолютизма»
Главным содержанием реформ в области культуры и быта стало становление и развитие светской русской национальной культуры, светского просвещения, их европеизация .
В 1716 г. Петр I в "Уставе воинском" узаконил самовластный характер абсолютизма, где в главе 111 артикулов "Устава воинского" высказана мысль о принуждении почитания низшими чинами высших, о принятии монархом самостоятельных решений и наказании за оскорбление его Величества
Сенат после окончания Северной войны и заключения в 1721 г. Ништадтского мира преподнес Петру I титул Отца Отечества, Великого императора Всероссийского, а в 1722 г. вице-президент Синода, европейски образованный писатель-публицист, церковный и общественный деятель Феофан Прокопович (1661-1736) в "Правде воли монаршей…" подтвердил политическую идею абсолютизма и верховную власть царя.
Идеи Прокоповича явились теоретическим обобщением законодательной и практической деятельности Петра, который внес свою лепту в оформление идеологии абсолютизма. В целом в разработке этой идеологии в первой четверти XVIII в. господствовало официальное направление. В предисловиях и комментариях к многочисленным указам царь отстаивал свой идеал регулируемого хорошими законами рационального и справедливого государства (на практике оказавшегося полицейским).
Яркими выразителями идеологии абсолютизма были государственные деятели и ученые, объединившиеся в кружке Ф. Прокоповича – "Ученой дружине Петра" (В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, А.М. Черкасский, А.Ю. Трубецкой).
Утверждение или неприятие абсолютной монархии – узловой вопрос идейных столкновений того времени. Интересы основной массы дворянства в петровскую эпоху полностью совпадали с политической программой абсолютизма, оппозиция политической власти была главным образом со стороны реакционного боярства и духовенства.
Идея неограниченной власти в тот период еще во многом опиралась на традиционное понимание ее "божественного" происхождения. Но с распространением в общественном сознании взглядов европейских мыслителей и философов идеология абсолютизма начинала использовать и рационалистические идеи "естественного права", "общественного договора", выработанные раннебуржуазной политической мыслью XVII – начала XVIII вв.
В общественном сознании утверждается представление о монархическом государстве как высшей форме власти, способной обеспечить "благо" всех подданных.
В литературе утверждались идеи просвещенного абсолютизма, проявился интерес к античности, усилилась публицистичность. Произошел переход от церковной литературы к светской.
Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху нашли яркое отражение в литературе и публицистике.
В 1717 в Петербурге вышло в свет "Рассуждение…" о причинах войны с Швецией, подготовленное по поручению Петра вице-канцлером Шафировым П.П. и представляющее собой первый в российской истории обстоятельный дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны.
Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-самородка Посошкова И.Т. (1652-1726), и прежде всего его наиболее известной работой "Книга о скудости и богатстве".
В литературе первой четверти XVIII в. сохранялись и старые формы литературных произведений. Но они были наполнены новым содержанием
В ходе смешения церковно-славянского и разговорного русского языка возник новый литературный язык, шло формирование единого национального языка. Наряду с рукописной все чаще появлялась печатная литература, наряду с анонимной – авторская.
Стихотворство связано с появлением новых жанров: канта и любовной лирики. Кант – вид словесно-музыкального непрофессионального искусства..
Народное творчество раскрыло события эпохи в былинах, сказах, притчах (белорусский сказ «Петро Велики», «Плач войска», «Смерть Петра» и другие).
Поэты первой четверти XVIII в. и Ломоносов, крупнейший среди них, славили Родину, блестящие победы русского оружия и успехи русского просвещения, они укрепляли чувства национальной гордости, звали к новым подвигам, они были проникнуты уверенностью в том, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
.2 Развитие архитектуры и изобразительного искусства
В эпоху первой четверти XII века в архитектуре появились новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры стал ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы – Петербурга: переход к градостроительству и регулярной планировке, к рационально спланированному ансамблю.
Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц.
Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля – петровского барокко.
В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетание элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь.
Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи. Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.
В первой четверти XVIII века по проектам выдающего архитектора Доменико Андреа Трезини были заложены – Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I (см Приложение1), Петровские ворота Петропавловской церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.
Большой вклад в развитие архитектуре того времени внесли: Георг Иоганн Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Д. Фонтан, Г. Киявери и М. Г. Земцова.
По проекту на берегу Мойки был сооружен Конюшенный двор. По проекту Готфрида Шеделя были возведены- Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове, при участии. Ораниенбаумский дворец А. Д. Меншикова (см. ПРИЛОЖЕНИЕ2), церковь Ораниенбаумского дворца.
Архитектором И. П. Зарудным были сооружены – Церковь Иоанна Воина на Якиманке (см. ПРИЛОЖЕНИЕ3), церковь архангела Гавриила на Чистых прудах, или Меншикова башня, иконостас Петропавловского собора в Петербурге.
В живописи утверждались новые жанры и техника. Ведущее место заняли картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство портрета.
Становление этого жанра связано с именами Никитина И.Н. ("Портрет царевны Натальи Алексеевны", ”Портрет канцлера Г.И.Головкина", "Напольный гетман" «Портрет Петра I» (см.Приложение 4), «Петр I на смертном ложе», «Портрет Натальи Алексеевны» и т.д; Андрей Матвеевич Матвеев («Автопортрет с женой», портреты И. А. и А. П. Голицыных, участвовал в росписи купола и подкупольного пространства Петропавловского собора); Алексей Федорович Зубов («Васильевский остров», «Панорама Петербурга», «Вид Петербурга»).
Живопись по характеру стала преимущественно светской. Началось формирование жанров: батальный, исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Самым распространенным стал жанр портрета. Бурное развитие гравюрного искусства.
Среди скульпторов в эпоху Петра I известный скульптор Карло Бартоломео Растрелли, создал такие скульптуры как – Бюст А. Д. Меншикова, бюст Петра I, конный монумент Петра I, скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком», «Нептун». Участвовал в отделке интерьеров дворца «Монплезир» и в создании Большого каскада и фонтанов в Петергофе.
.3 Театр и музыка
И театральное искусство русского народа, имевшее многовековую историю, делает в первой четверти XVIII столетия значительные шаги в своем развитии. Петербургская театральная культура XVIII в. продолжала традиции, сложившиеся еще в Московской Руси.
Но театр в Петербурге не повторял, а развивал эти традиции. С Петербургом связано создание нового литературно-художественного театра и новой драматургии.
Петр I видел в театре одно из средств борьбы за светскую культуру, освобожденную от церковно-схоластического влияния. Поэтому он относился к организации театра как к делу, в развитии которого государство заинтересовано не менее, чем в школах, издании книг и других культурных мероприятиях.
При Петре прекратились преследования скоморохов. То, что государство разрешило посещение театра, что даже в духовной школе, Славяно-греко-латинской академии устраивались спектакли, способствовало возрастанию интереса широких народных масс к театру. Так же в стране появляются бродячие труппы комедиантов, дававшие представления для народа. Быстро распространялась танцевальная музыка. Танцевали менуэт, аллеманду, сарабанду, савош – танцы, пришедшие с Запада.
ВЫВОД к ГЛАВЕ 3. Масштабы изменений, произошедших за время правления Петра огромны. Сделан огромный шаг в развитии культуры . Был нанесён сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны. Осуществлялась ломка старого рутинного патриархального быта.
Но религия продолжала играть большую роль в жизни людей.
На первый план выступал интерес к проблемам окружающего мира, обществу и человеку, к идее эволюционного развития. Менялось отношение к человеческой личности, и утверждался новый взгляд на человека: не знатность и богатство, а разум, воинские заслуги, служба государству определяли положение человека в обществе.
Проявился большой интерес к точным и естественным наукам, к развитию научных и культурных учреждений. Получили распространение рукописные и печатные книги. Возникший новый механизм передачи культурных знаний (светские школы, гражданский шрифт и т.д.) способствовал демократизации культуры.
Наряду с сохранением старых традиций расширились связи с культурами других стран. В стране вырос интерес к античности, получил развитие художественный стиль барокко. Духовная жизнь стала интенсивнее и разнообразнее, новая европейская культура проникла в верхи русского общества и не затрагивала основные массы населения страны, среди которого сохранилось влияние церкви на нравственные устои. Шел процесс, когда помимо социальных перегородок возникали различия между группами населения в быту, одежде
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изученной литературы, интернет – ресурсов мы можем сделать вывод, о том, что на развитие просвещения и культуры первой четверти XIII неоценимое значение оказала личность Петра I
Петр I и его аппарат ставили и выполняли общенациональные задачи, и в этом смысле его личное служение "государственному интересу", "общей пользе" не может не вызывать уважения.
«Петровский переворот» в культуре и просвещении носил характер цивилизационного поворота. Это было время вариативного выбора, определения национальной цивилизационной ориентации: Восток или Запад. Момент выбора не был уникален в истории культуры России.
Ярко выделяются основные сущностные характеристики культурного поворота 18 века. Во-первых, это «европеизация» всех сторон государственной и частной жизни. Во-вторых, это определяющая роль «государственного насилия», которое подмяло церковь, общество и личность во имя создания «идеальных» общественных институтов и человека.
Их осуществление было в немалой степени связано с деятельностью и личностью Петра Первого.
Обладавший широкими знаниями, проявлявший большой интерес к литературе, истории, праву, искусству, ремёслам и естественным наукам, он прекрасно знал военное дело, кораблестроение, кораблевождение и артиллерию. Пушкинские строки "то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник" метко выразили всю многогранность кипучей деятельности Петра I.
Сын своего времени, воспитанник феодальной верхушки, он не мог совершить более того, что совершил. Но и то, что он сделал для развития экономики и государственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры и быта, благодарная Россия, принявшая петровское наследие, осваивала и продолжает осваивать в течение вот уже почти двух столетий.
Проведенные им преобразования, в ряде случаев продолжившие или завершившие начатое до него, сделали Россию неизмеримо более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели ее в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликвидировать ее отсталость не смогли.
Таким образом, восемнадцатый век явился в области культуры и быта России как век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и культуры и в этом несомненная заслуга ПетраI.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Научная литература
. Анисимов Е.В. Время Петровских реформ./ Е.В. Анисомов – Л.,1989.-490 с.
. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века./Е. В. Анисимов – СПб., 1997.- 89с.
.Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Ч.1/Л.Г. Березовска – М.: «Владос», 2002. – 400с.
. Краснобаев Б.И. Очерки историии русской культуры ХVIII века. Пособие для учителя. /Б. И. Краснобаев – М.: Просвещение.-1972.- 335 с
.Ломоносов М.В. Слово похвальное Петру Великому. Хрестоматия по истории СССР. Т.II./ М., 1953.-191с.
.Феофан Прокопович Феофан Прокопович. История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии Хрестоматия по истории СССР. Т. II./ М., 1953. -191с.
. П.П.Шафиров История Северной войны. Хрестоматия по истории СССР. Т.II. /М., 1953-191с.
Интерни-ресурсы
8.Время Петра Первого [Электронный ресурс]//Режим свободного доступа <http://www.naexamen.ru>, свободный .- Загл. с экрана
.Культура России XVIII века[Электронный ресурс]// Режим свободного доступа <http://alfa2omega.ru>, свободный.- Загл. с экрана
.Реформы первой четверти XVIII в. [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа <http://studentu-vuza.ru>, свободный.- Загл с экрана
.Просвещение и наука [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа <http://www.xrenoder.ru>, свободный. – Загл. с экрана
.Самодержавие как феномен русской культуры [Электронный ресурс]//Режим свободного доступа <http://www.old.kspu.ru>, свободный .- Загл. с экрана