- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,97 Кб
Культура как предмет научного исследования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Национальний университет "Одесская юридическая академия"
Кафедра социальних теорий
Научная дисциплина – история украинской культури
Реферат на тему:
"Культура как предмет научного исследования"
Выполнила
студентка 1 курсу
Докукина Диана
Одесса – 2014
Содержание
Введение
1.Общее понятия культуры
2.Культурология как наука и учебная дисциплина
.Связь культурологи с другими науками
.Правовая культура как предмет научных исследований
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов, историков, писателей, путешественников, да и просто многих любознательных людей. Однако культурология – сравнительно молодая наука. Она начала выделяться в особую область знаний с XVIII в. и приобрела статус самостоятельный научной дисциплины фактически лишь в XX столетии. Само слово «культурология» было введено для её наименования американским учёным Л. Уайтом в начале 1930-х гг.
Культурология – комплексная гуманитарная наука. Формирование её выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.
За свою недолгую историю культурология не выработала ещё единую теоретическую схему, позволяющую в достаточно строгой логической форме упорядочить её содержание. Структура культурологии, её методы, её отношение к тем или иным отраслям научного знания остаются предметом дискуссий, в которых ведётся борьба между весьма различными точками зрения. Сложность и противоречивость ситуации, в которой ныне находится развитие культурологии как науки, не являются, однако, чем-то экстраординарным: во-первых, в гуманитарных науках подобная ситуация – далеко не редкость, а во-вторых, сам предмет культурологии – культура – есть феномен слишком многосторонний, сложный и внутренне противоречивый, чтобы можно было надеяться за исторически краткий срок достичь единого, цельного и общепризнанного его описания (философия не достигла этого идеала и за три тысячелетия).
1. Общее понятия культуры
Слово «культура» (от латинского «обрабатывать, возделывать») имеет в языке много значений. Мы говорим и о культуре растений, и о культуре поведения, и о культуре Возрождения, и о человеке высокой или низкой культуры, и т.д. Во всех этих значениях употребление слова в речи вполне правомерно, однако для целей науки необходимо придать понятию терминологическую четкость, причем сделать это не формально, схоластически, а по существу.
Категории культуры и цивилизации в жизни человечества очень тесно переплетены; более того вырастают из одного корня. Культура невозможна без цивилизации, а цивилизация – без культуры; в этом выражается их взаимодействие и взаимозависимость. Но в то же время это существенно разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности.
Человек как биологическое существо был (а во многом и остается) очень слабым и беззащитным перед лицом природы – пожалуй, любое насекомое лучше приспособлено для борьбы за существование если не отдельной особи, то хотя бы рода. В самом деле, долго ли продержится голый и безоружный человек в океане, в пустыне, в тайге, при пятидесятиградусной жаре или хотя бы десятиградусном морозе? У рода человеческого изначально не было и нет своей собственной биологической, природной экологической ниши, он должен был сам ее себе создавать и создает до сих пор. Поэтому возникшее противопоставление «я – мир» изначально означает враждебность мира к человеку. Этой враждебности Ноmо Sарiеns противопоставил два чисто человеческих способа выживания – цивилизацию и культуру.
Цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она берет свое начало с создания орудий труда и охоты, с завоевания власти над огнем и приручения животных. Этот радикальный скачок от животного к человеку изменил мир принципиально: в мире появились новые сущности, которые человек развивал, постепенно все более и более приспосабливая мир к себе и своим потребностям. Физические предметы и явления меняли свой смысл, а вернее, его обретали.
Так, палка, которая просто валяется на земле, и та же палка, при помощи которой выкапывают съедобные коренья, различаются по сути; огонь как стихийный пожар и огонь, зажженный у входа в пещеру, чтобы отпугнуть хищников, – принципиально разные сущности, и с этим природе приходится, так сказать, считаться: отныне медведь не только не всегда может съесть человека, но и рискует сам стать его добычей.
От примитивного очага до ядерного реактора, от тигровой шкуры до бального платья, от сладких кореньев до шоколада и т.п. – все это принадлежит к достижениям цивилизации. К ее области относятся позитивные науки (науки о природе), техника, «сумма технологий», говоря словами С.Лема, и вообще все, что делает жизнь человека удобнее, полнее удовлетворяет его потребности? При помощи цивилизации человек «подгоняет» мир под себя.
Цивилизация, таким образом, обеспечивает человеку физический комфорт.
Культура представляет собой прямо противоположный способ выживания. Ее сущность – приспособление человека к враждебному миру и, как результат, обретение душевного, психологического комфорта. Культура приобретает свое значение там, где бессильна цивилизация: можно найти способ защититься от хищника (действует цивилизация), но нельзя защититься, например, от смерти – значит, надо изменить самого себя, чтобы смириться с этим фактом и не испытывать перед ним постоянного ужаса (здесь вступает в действие культура). Подчеркнем, что приспособление человека к миру имеет не биологический (как, например, появление и закрепление в процессе естественного отбора защитной окраски), а духовный характер. Культура – это в конечном счете изменение личности и ее мышления о мире, обретение человеком внутренней устойчивости. Она тоже порождает новые сущности, но не материального, а идеального характера, что ясно видно, например, на характере мотивации поведения. Так, человек может преодолевать страх смерти, если на смерть его ведет долг, честь, патриотизм, надежда на загробное существование и т.п., что животному, разумеется, не свойственно, хотя страх смерти присущ и ему.
. Культурология как наука и учебная дисциплина
Культурология как наука
Исторический путь, пройденный человечеством от древности до настоящего времени, был сложен и противоречив. На этом пути зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления, стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. При этом во всех ситуациях главную роль в жизни людей всегда играла культура, которая помогала человеку приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни, найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке. В силу этого человек всегда интересовался этой сферой окружающею мира, следствием чего стало появление особой отрасли человеческого знания – культурологии и соответствующей учебной дисциплины, изучающей культуру. Культурология – это прежде всего наука о культуре. Этот специфический предмет отличает ее от других социальных, гуманитарных дисциплин и объясняет необходимость се существования как особой отрасли знания.
Становление культурологии как науки
В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Среди множества научных категорий и терминов вряд ли найдется другое понятие, которое имело бы столько смысловых оттенков и использовалось в столь разных контекстах. Такая ситуация не случайна, поскольку культура выступает предметом исследования многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свои аспекты изучения культуры и дает свое понимание и определение культуры. При этом сама культура полифункциональна, поэтому каждая наука выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сторон или частей, подходит к изучению со своими методами и способами, формулируя в итоге свое понимание и определение культуры.
Попытки дать научное объяснение феномену культуры имеют недолгую историю. Первая такая попытка была предпринята в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуффенлорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях – естественном (природном), которое является низшей ступенью его развития, поскольку творчески пассивно, и культурном, которое рассматривалось ими как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.
Учение о культуре получило развитие на рубеже XVIII-XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера, который рассматривал культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, но ею мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура является раскрытием сущностных сил человека, которые у разных народов значительно различаются, поэтому в реальной жизни наблюдаются различные стадии и эпохи в развитии культуры. В то же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляют духовная жизнь человека, его духовные способности. Такое положение сохранялось довольно долго.
В конце XIX – начале XX в. стати появляться работы, в которых анализ проблем культуры был основной задачей, а не второстепенной, как это было до сих пор. Во многом эти труды были связаны с осознанием кризиса европейской культуры, поиском его причин и путей выхода из него. В результате философы и ученые осознали необходимость интегративной науки о культуре. Не менее важно было сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории культуры разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.
Это и послужило основой для возникновения самостоятельной науки о культуре. Примерно тогда же появился термин «культурология». Впервые его использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1915 г. в своей книге «Система наук», но тогда этот термин не получил широкого распространения. Это произошло позже и связано с именем американского культурного антрополога Л.А. Уайта, который в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную науку, заложил ее общетеоретические основы, предпринял попытку вычленить ее предмет исследования, отграничив его от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология исследует закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология.
Он предсказывал культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира. Именно поэтому термин «культурология» связывается с именем Уайта.
Несмотря на то, что культурология постепенно занимает все более твердое положение среди других социальных и гуманитарных наук, споры осе научном статусе не прекращаются. На Западе данный термин был принят не сразу и культура там продолжала изучаться такими дисциплинами, как социальная и культурная антропология, социология, психология, лингвистика и др. Данная ситуация свидетельствует о том, что процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины пока не завершен. Сегодня культурологическая наука находится в процессе становления, ее содержание и структура еще не обрели четких научных границ, исследования в ней разноречивы, существует много методологических подходов к ее предмету. Все это говорит о том, что данное направление научного знания находится в процессе становления и творческого поиска.
Таким образом, культурология – молодая наука, находящаяся в стадии становления. Самым большим препятствием для ее дальнейшего развития является отсутствие точки зрения на предмет се исследования, с которой были бы согласны большинство исследователей. Выявление предмета культурологии происходит на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения.
. Связь культурологи с другими науками
Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др., следовательно, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Ее междисциплинарный характер соответствует обшей тенденции современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Применительно к культурологии развитие научного познания ведет к синтезу кулыуроведческих наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной системе.
При этом каждая из наук, с которой контактирует культурология, углубляет представление о культуре, дополняя его собственными исследованиями и знаниями.
Наиболее тесно с культурологией связаны философия культуры, философская, социальная и культурная антропология, история культуры и социология.
Культурология и философия культуры
Как отрасль знания, выделившаяся из философии, культурология сохранила свою связь с философией культуры, которая выступает как органическая составная часть философии, как одна из относительно автономных се теорий. Философии как таковая стремится выработать системное и целостное представление о мире, пытается ответить на вопрос, познаваем ли мир, каковы возможности и границы познания, его цели, уровни, формы и методы, а философии культуры должна показать, какое место занимает культура в этой обшей картине бытия, стремится определить своеобразие и методологию познания культурных явлений, представляя высший, наиболее абстрактный уровень исследования культуры. Выступая в качестве методологической основы культурологии, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований, объясняет сущность культуры и ставит перед ней проблемы, значимые для жизни человека, например о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений и др.
Культурология и история культуры
История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования.
Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно изменяются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому история культуры выделяет исторические типы культур, сопоставляет их, выявляет обще культурные закономерности исторического процесса, на основе которых можно описать и объяснить конкретные исторические особенности развития культуры.
Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система локальных культур, находящихся в развитии и сменяющих друг друга. Можно сказать, что исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческим факторами и поэтому представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий се существования.
Культурология и социология
Культура является продуктом общественной жизни человека и невозможна вне человеческого общества. Представляя собой социальное явление, она развивается по собственным законам. В этом значении культура является предметом изучения для социологии.
Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни социальных групп. В социальной структуре общества выделяются группы разного уровня – макрогруппы, слои, сословия, нации, этносы, каждая из которых отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни, и множество микрогрупп, образующие различные субкультуры. Такие группы формируются по разным основаниям – половозрастным, профессиональным, религиозным и т.д. Множественность групповых культур создает «мозаичную» картину культурной жизни.
Культурология и антропология
Антропология – область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. В этой области сегодня выделяется несколько направлений: физическая антропология, основной предмет которой составляет человек как биологический вид, а также современные и ископаемые человекообразные приматы; социальная и культурная антропология, основным предметом которых является сравнительное изучение человеческих обществ; философская и религиозная антропологии, представляющие собой не эмпирические науки, а совокупность соответственно философских и теологических учений о природе человека.
Культурная антропология занимается изучением человека как субъекта культуры, даст описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д., изучает конкретные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные или личностные формы. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, описывая их культурные феномены, систематизируя их и сравнивая. По сути дела она исследует человека в аспекте выражения его внутреннего мира в фактах культурной деятельности.
. Правовая культура как предмет научных исследований
Правовая культура – чрезвычайно ёмкое понятие. Это уникальное явление, особенный срез культуры общества, объединяющий все основные сферы его правовой жизни: законодательство, правотворчество, правореализацию, права и свободы граждан, правосознание, механизм государства, принципы и методы его деятельности, и в то же время является важным критерием его качества, который выражается понятием «правокультурность».
Существует мнение, что правокультурность определяет степень зрелости конкретно-исторической правовой системы, юридической цивилизованности государства и общества, уровень прогрессивно-правовых достижений, воплощающихся в человеческой деятельности и её результатах.
Следует отметить, что представления людей о правовой культуре как об одном из ярких феноменов общечеловеческой культуры такие же разнообразные и сложные, как и видение культуры в целом. При этом понятие «правовая культура» преимущественно рассматривается как видовое по отношению к более общим, родовым категориям – «культура» и «право».
Прежде всего акцентируем, что в современных гуманитарных науках понятие «культура» принадлежит к фундаментальным. Однако, как показывает анализ, в научной литературе нет единого трактования ни термина «культура» в целом, ни «правовая культура» в частности. Зато встречаются разнообразные трактовки, ни одна из которых на сегодня не является универсальной, существенной, общепринятой. Многоплановость толкований культуры, на наш взгляд, заложена в этимологии этого слова, поскольку в переводе с латыни сultura – «возделывание, присмотр, воспитание, образование, поклонение». Следовательно, в справочных источниках это понятие рассматривается как многозначная категория, а именно:
) все, что создано человеческим обществом и существует благодаря физическому и умственному труду людей, в отличие от явлений природы;
) совокупность достижений общества в науке, искусстве, в организации государственной и общественной жизни в каждую историческую эпоху;
) степень совершенства, достигнутая в овладении той или другой отраслью знания или деятельности;
) разведение, выращивание, возделывание .
Философский энциклопедический словарь трактует понятие «культура» как «специфический способ организации и развития жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и наставлений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себя».
Следует отметить, что в современном социогуманитарном знании феномен культуры выделяется чрезвычайной сложностью и многомерностью как «открытая категория», которая не владеет единственной общепризнанной трактовкой. К примеру, американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон насчитали свыше 150 концепций и определений культуры; А. Моль – 250; А. Кертман – больше 400.
Заслуживает внимания позиция известных теоретиков культуры В. Вернадского, М. Бердяева, И. Ильина, В. Розанова относительно трактовки культуры как совокупности реальных обстоятельств, явлений, предметов, образа жизни и деятельности, выделивших человека с естественной среды; как все созданное руками и умом человека.
Существует мысль, что культуру следует рассматривать как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, как исторически переменную и исторически конкретную совокупность приемов, процедур и норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности; как способ регулирования, сохранения, воссоздания и развития всей человеческой жизни, социальной и индивидуальной; как "механизм самоосознания, осмысления своей неотъемлемости от других и собственной автономности, уникальности", которая характеризует ментальность, позволяет «внести в мир и личность смысл, человеческое значение»
Соглашаясь с мнением Л. Николаевой, считаем, что анализ существующих в научной литературе определений культуры позволяет объединить их в четыре основных группы, которые отображают определенную специфику подходов относительно понимания ее социальной роли, характера и содержания. Так, к первой группе принадлежат определения, в которых культура рассматривается как совокупность органических для нее составных предметных характеристик. Вторая группа определений (А. Арнольдов, Н. Злобин, Л. Коган, В. Межуев и др.) концентрирует внимание на свойстве культуры производить, распределять и потреблять духовные ценности. При этом ведущим фактором является социальная деятельность человека. Третья (так называемая «технологическая группа» – В. Давидович, Ю. Жданов, Э. Маркарян и др.) трактует культуру как систему (от греч. systema – целое, составленное из частей, сочетание, определенный порядок в расположении частей, стройный ряд, связное целое; совокупность закономерно связанных между собой элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и др.), образующую определенную целостность, единство [5 c.627]) способов и средств, приемов, процедур и норм человеческой деятельности. И наконец, в четвертой группе (Ф. Бурлацкий, А. Галкин и др.) фокусируется внимание прежде всего на социально-историческом аспекте определений культуры.
В контексте исследования нам кажется существенным комплексный подход Л. Ионина к систематизации дефиниций феномена «культура»: это абстрактное определение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития, форм и продуктов соответствующей деятельности; способ существования, жизни, свойствен любому обществу, любой группе людей, любого исторического периода; определенное состояние общества, которое базируется на праве, порядке, морали.
С таких позиций вполне закономерно утверждать, что в общей форме исследуемое понятие существует в более широкой и узкой трактовках. А именно: в самом широком значении под культурой понимают все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей, которое характеризует конкретные сообщества, целые исторические эпохи и т. п. В более узком смысле культура – это идейное и духовно-моральное состояние общества, которое определяется материальными условиями его жизни, выражается в его быту, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, литературы, искусства; это все, что человек создает вне себя и в себе самом.
Обобщение вышеупомянутого позволяет прежде всего прийти к выводу, что понятие «культура», в каком бы контексте оно не использовалось, всегда исторически, научно и социально предопределено. К тому же, не взирая на разнообразие трактовок отмеченного феномена, можно выделить такие общие ведущие позиции:
во-первых, главным источником культуры является трудовая деятельность человека в социуме; во-вторых, культура включает у себя способы и результаты этой деятельности; в-третьих, сущность культуры – гуманистическая, «человекотворческая», сочетающая общечеловеческие ценности относительно каждого человека как ее продукта.
Относительно соотношения дефиниций «право» и «культура» заметим, что впервые выдвинул понятие «правовая культура» Б. Кистяковский в разработанной им концепции объективного права как части «культурного блага, подчеркивая тем доминирующее значение права в культуре».
Несмотря на то, что понятие «правовая культура» широко используется в современном научном мире, отмечаем отсутствие единственного подхода к трактовке данного феномена. Анализ научных исследований (С. Алексеев, В. Керимов, П. Мусинов, И. Рябко, В. Сальников, Н. Подберезский, М. Щербаков и др.) показывает, что свидетельством весомых интеллектуальных разработок отмеченной проблемы как многозначной является большой пласт работ, появившихся в последнее десятилетие ХХ века, где правовая культура рассматривается в пределах идей правового государства и прав человека (Е. Аграновская, В. Керимов, О. Мартишин и др.), социологических исследований правовых проблем (М. Арутюнян, О. Здравомислова, Л. Спиридонов, М. Ошеров, В. Сапун, Н. Щербакова и др.), в контексте психологических аспектов применения права (С. Жевакин, В. Лазарев, Ю. Новик и др.) и т. п.
В русле отмеченной проблематики очевидной является доминантность ключевой категории – «право». Поэтому считаем необходимым подробнее остановиться на некоторых ее характеристиках, существенных для нашего исследования.
В первую очередь обращаем внимание на то, что в юридической литературе понятия «право» имеет двойную трактовку: во-первых, как общесоциальное явление; во-вторых, как волеизъявление государства (юридическое право).
Распространенным считается мнение, что в современных исследованиях сформировалось несколько научных подходов к изучению и трактовке такого явления, как правовая культура, а именно: антропологический, социологический, философский.
Мы исходим из того, что с позиций антропологического подхода (П. Баранов, С. Кожевников, И. Сухина и др.) рассматривается генезис культуры сквозь призму развития человека, его природы и сущности, места и назначения в правовой среде, где культура в целом понимается как совокупность благ, созданных человеком, в отличие от естественных. В частности, свидетельством антропологического подхода является констатация того, что под правовой культурой в целом понимают все созданное человеком в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика
Социологический анализ позволяет трактовать отмеченное понятие как компонент общественной жизни в виде совокупности духовных ценностей: «правовая культура – это совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере»; это культура общества, которое «охватывает все правовые ценности, в т.ч. четкие законы, развитую законодательную технику, правовую науку, юридическое образование, совершенную юридическую практику и стабильный правопорядок»
С философской точки зрения культура рассматривается как определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, исторически сложившиеся. Характерным примером философского подхода к трактовке понятия «правовая культура» мы считаем такой: «правовая культура – это весь правовой космос, который охватывает все моменты правовой формы общественной жизни людей. Культура при этом как раз и заключается в способности и умении жить по этой форме, которой противостоит несформированная (неопределенная, неблагоустроенная, хаотическая, а потому и произвольная) фактичность. Правовую культуру можно условно назвать «второй природой» («второй натурой»). Но эта «вторая природа» не механическая пристройка к базовой «первой культуре», а культурная трансформация, культуризация и культивирование всей единственной природы отдельных людей и народов»
Смысловое определение правовой культуры, по мнению В. Мищенко раскрывает ее как целостную систему всех элементов, которые принадлежат к сфере действия права, их отражению в сознании и поведении людей. С таких позиций в научно-методологической проблематике правовой культуры вполне закономерно выделяется системный подход (Г. Балюк, В. Сальников, О. Семитко, Л. Туинова и др.) как «аспект, ракурс исследования, который предусматривает рассмотрение объекта как сложного, многогранного явления, которое состоит из элементов, отношения между которыми образуют относительно неизменную структуру и обеспечивают его целостность».
Заметим, правовая культура как системное образование характеризуется определенными признаками, основными из которых являются такие: связь с другими системами; наличие в структуре системообразующих связей, которые объединяют компоненты и элементы как составляющие единой системы; целостность; наличие внутренней структуры; организованность; упорядоченность и т. п. На наш взгляд, именно в таком аспекте В. Сальников определяет правовую культуру как «особенное социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности и государства, которое подлежит структуризации по разным основаниям».
Заключение
Культура как предмет научного исследования – это очень многогранное явление. В наши дни о культуре говорят и пишут много. В газетах и журналах, по радио и телевидению, в уличной толпе и общественном транспорте, в речах общественных и государственных деятелей то и дело раздаются сетования на упадок культуры, призывы к её возрождению и подъёму, требования создать условия для развития культуры. Культура – не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нём очень важную роль. Это понятие характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры, и составляет их общую основу.
культура наука правовой
Список использованной литературы
1.Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: уч.пособие для студ. Вузов / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 2000. – 431с.
2.Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2001.
3.Кистяковский Б.А. Философия и социология права / Б.А. Кистяковский. – М.: РХГИ. – 1998. – 512с.
4.Потомахин В.В. Формирование правовой культуры студентов неюридического профиля подготовки / Вадим Владимирович Потомахин: дис…канд. пед. наук: спец. 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. – Курск, 2009. – 261с.
.Прима Д.А. Аспирант Черкасского национального университета им. Б. Хмельницкого
6.Николаева Л.Н. Формирование правовой культуры студентов / Любовь Николаевна Николаева: дис…канд. пед. наук: спец. 13.00.08 – теория и методика профессионального образования . – Смоленск, 2005. – 220с.
7.Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998
8.Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. – М.: Центр, 1998.- 592 с.