- Вид работы:
Контрольная работа - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 22,35 kb
Культура Казахстана 19 века
Введение
1.
Шокан Валиханов.
2.
Искусство и музыкальная
культура.
3.
Народный композитор Курмангазы
Сагырбай-улы.
4.
Абай Кунанбай-улы.
.
ЧОКАН ВАЛИХАНОВ
Родился Чокан Валиханов в 1835 году в
крепости Кусмурун (Кушмурун). Имя, данное ему при рождении, было
Мухаммед-Канапия, а Шокан (Чокан) так ласково называла его мать. Детские годы
его прошли в Кушмуруне, а затем в ауле его предков – Сырымбете. Это были красивые
места, широко известные в степи. Духовные качества будущего учёного
складывались с малых лет. Он был любознательным, рано научился писать и
рисовать. Уже в начальной частной аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел
основами арабского, персидского, средневекового тюркского языков. С юных лет он
научился чётко формулировать свои мысли, хорошо и образно говорить и писать. На
его воспитание оказала влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил, как
своих родителей. Позже, будучи офицером по особым поручениям, получив известие
о её смерти, он прибыл в Сырымбет и проводил свою бабушку в последний путь.
Шокана с детства привлекала наука.
Этому дали толчок и представители русской интеллигенции. Неоднократно в ауле
Шокана были академик А. Шренк, декабристы С. Семёнов, А. Штейнгель, Н.
Басаргин, студенты Казанского университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т.
Сейфулин.
Осенью 1847 года 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в
Омск и с помощью друзей отца был определён в Сибирский кадетский корпус,
считавшийся лучшим учебным заведением в Сибири. Здесь давали широкие и глубокие
знания. Большое внимание уделялось географии Казахстана, а также истории
казахского народа. Шокан учился отлично. Большое влияние на него оказали его
преподаватели Н. Ф. Костылецкий и В. П. Лободовский. Уже в кадетском корпусе
Шокан имел связи с крупным востоковедом Н. И. Березиным, труды которого
побудили его заняться изучением восточных средневековых хроник.
Свободолюбивые идеи Белинского и Герцена, поэзия Пушкина и
Лермонтова дополнили духовный багаж Шокана. Шокан на память знал многие стихи
своих любимых поэтов, с удовольствием читал произведения зададно-европейских
писателей, много времени отводил на изучение трудов востоковедов. Находившийся
в ссылке поэт С. Ф. Дуров, путешественник и учёный П. П. Семёнов-Тян-Шанский,
учёный, друг Шокана Г. Н. Потанин отмечали его образованность, широкую
эрудицию. В 1853 году восемнадцатилетний Шокан заканчивает кадетский корпус в
офицерском звании корнета.
Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, владея рядом
восточных и европейских языков, Шокан занимается научными исследованиями.
Приняв участие в 1855 году в поездке генерала Г. Х. Гасфорта, он совершил
большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью, проехав
через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийском Алатау.
Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, исторические
предания, литературные памятники. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850
года, Шокан осуществляет съёмку бассейна Иссык-Куля, исследует историю и
культуру кыргызского народа, пишет ”Дневник поездки на Иссык-Куль” и
”Записки о киргизах”. Во время экспедиции знакомится с П. П. Семёновым-Тян-
Шанским, который советовал Шокану совершить путешествие по всему Западному и
Восточному Туркестану. Осенью 1856 года Шокан посещает Кульджу, ведёт
переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей между
двумя странами.
Путешествие на земли кыргызов принесло Шокану много открытий.
Будучи разносторонним исследователем, Шокан уделяет внимание и такому
сочинению кыргызской народной литературы, как эпос ”Манас”. Им записан
большой отрывок этого огромного эпического цикла.
В 1858-1859 годах Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар,
представлявший собой ”белое пятно” в европейской науке, ознакомился с
политическим и экономическим устройством Восточного Туркестана, собрал
материалы по истории и этнографии этого региона, приобрёл ряд важных для науки
коллекций, рукописей, сделал зарисовки. Его капитальный труд ” О состоянии
Алтышара…” давал анализ истории, географии, социальной жизни народов
Восточного Туркестана и был высоко оценён в научном мире.
В годы пребывания в Петербурге (1859-1861) Шокан Валиханов не
только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и
находится в тесной связи с учёными-востоковедами и русскими писателями. Шокан
поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. П., Васильевым, В. В.
Вельяминовым-Зерновым, с учёным и дипломатом И. И. Захаровым, критиком Н. Н.
Страховым, поэтами А. Н. Майковым, Я. П. Полонским и другими яркими именами
русской литературы.
Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф. М. Достоевский.
Дружба с писателем, начатая в Семипалатинске, была продолжена и в Петербурге.
В 1865 году в газете ”Русский инвалид” публикуется последний
труд Шокана Валиханова о восстании дунган в Цинской империи.
Научное наследие великого казахского учёного многообразно. Работы
”Аблай”, ”Казахское родословие”, ”Мусульманстве в степи”, ”Следы
шаманства у казахов”, ”О кочёвках казахов” и другие послужили основой
глубокого изучения истории и этнографии казахского народа. Своим творчеством
Шокан Валиханов внёс огромный вклад в исследование целого ряда народов
Центральной Азии.
ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Видный художник Н. Хлудов все свои значительные произведения создал
на казахстанскую тематику. В произведениях художника ”Прогон скота”, ”За
дровами” казахская степь изображена с большой любовью.
Прикладное искусство казахского народа имело многовековую традицию
развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на
крупных выставках 19 века, в Петропавловске, Кокшетау, Нижнем Новгороде и
других городах. Приёмы и технология изготовления изделий передавались из
поколения в поколение. Великолепными были сырмаки, текеметы – постилочные войлочные
ковры, тускиизы – настенные войлочные ковры и многочисленные другие войлочные
изделия, при изготовлении которых гармонично применялся казахский орнамент,
который богато использовался во всех его основных видах – зооморфном,
растительном и геометрическом видах. Были распространены и такие виды искусства,
как изготовление сёдел и конного серебряными и костяными накладками, ювелирных
изделий и других. Постепенный переход казахов к осёдлому образу жизни повлиял
на развитие ряда направлений прикладного искусства.
Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками
доводилось до высокого уровня. Изготовлялись изделия для скотоводов и
земледельцев. Применяли также богатую инкрустацию, резьбу по кости.
Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовлении
женской и мужской одежды и различного снаряжения. Продолжало уделяться внимание
внутреннему художественному оформлению юрты. В аулах по-прежнему деревянные
изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного производства.
Получили распространение изделия из металла.
Местные ювелиры изготовляли такие изящные вещи, как сакина, сырга,
алка. В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслуженным почётом и
вниманием. Основными потребителями ювелирных изделий были состоятельные
казахские скотоводы, феодальные группы.
Предметы казахского народного прикладного искусства становились
известными в культурных центрах России и за рубежом. На всемирной выставке в Париже
в 1868 году были выставлены казахские ювелирные изделия, национальные костюмы.
С казахскими музыкальными инструментами общественность получила возможность
ознакомиться на выставке 1872 года в Москве.
Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдающиеся казахские
композиторы, создавшие не меркнущие классические произведения. В произведениях
талантливых казахских композиторов звучат мотивы народной освободительной
борьбы.
В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след
оставили Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Таттимбет, Биржан-сал
Кожагул-улы, Жаяу Муса Байжан-улы и другие.
КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЙ-УЛЫ
Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1819)
– гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки.
Родился в местечке жидели на территории Букеевской орды. Выходец из бедной
среды, Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником
игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем – кюйши Узак. Курмангазы учился
и у других народных талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став
на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создаёт свои произведения, в которых
отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному
движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость
и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить. По
народным рассказам, первый его кюй ”Кишкентай” был посвящён руководителю
народного восстания Исатаю Тайманову. В его кюях ”Акбай”, ”Адай” и др.
отражены его раздумья, вера в будущее. В кюе ”Сары арка” слышатся мотивы
несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи.
АБАЙ КУНАНБАЙ-УЛЫ
Абай Кунанбай-улы (1845-1904) – великий
поэт, основоположник казахской классической письменной литературы, мыслитель и
композитор. Абай (Ибрагим) родился 1845 году в чингизских горах семипалатинской
области. Отец Абая – Кунанбай – был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан –
нежно любила сына, и ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя.
Первоначально Абай получил образование
в ауле у муллы. Состоятельный Кунанбай отдаёт Абая на учёбу в медресе Ахмета
Ризы, где он изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает и русскую
школу. Уже в медресе были видны его поэтические дарования. Мальчик подрожал
восточным поэтам. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом,
забирает Абая, не дав ему закончить образование. Но, замечая многое в родовых
распрях, Абай отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, и не
оправдывает в этом надежд отца.
Вокруг поэта группируется не крупные
родоправители и степные аристократы, а талантливые джигиты, почитающие
искусство слова. Представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился
ещё в Семипалатинске, оказали большое влияние на мировоззрение поэта. В
формировании его поэтического творчества в демократическом направлении известно
влияние политических ссыльных, представителей русского освободительного
движения Е. П. Михаэлиса, А. Леонтьева и др. Хорошо понимая необходимость
культурного содружества казахских и русских мыслителей, веря в пользу
казахско-русской дружбы трудящихся, Абай призывал изучать язык и культуру этого
великого народа.
Абай глубоко почитал выдающихся представителей
демократической культуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и
других поэтов, писателей и мыслителей.
Помимо ярчайшей в казахской литературе
глубокой поэзии, Абай был и композитором. Широко известны его песни на
переведённые им из ”Евгения Онегина” отрывки. Выросшие под влиянием поэзии
Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауия также проявляли глубокий
интерес к европейской и русской культуре, сами создавали поэтические
произведения.
Дети Абая по примеру отца получили
образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское
артиллерийское училище. Царская администрация не одобряла защиту народных интересов
великим казахским поэтом. Давление губернатора, установившего полицейский
надзор за ним, является тому подтверждением.
Стихи и песни Абая широко распространились
по всей казахской степи. Патриархально-родрвые группы и завистники
предпринимали попытки противопоставить Абаю его родственников, отравить его
взаимоотношения с близкими людьми и распространению его творчества. Дело
доходило до оскорблений великого поэта. В своей среде Абай не нашёл духовно
близких и столь же крупных, как он, ярких фигур. Предательство людей, которым
поэт верил, их безволие, и бессилие в борьбе со злом тяжело переживались Абаем.
Преждевременная смерть его талантливых сыновей – Абдрахмана в 1985 году и
Магауи в 1904 году – надломили сердце поэта. Он умер спустя 40 дней после
смерти Магауи в том же 1904 году.
Абай обладал не только ярким
поэтическим, но и глубоким философским мышлением. Его влекло к логике,
психологии, трудам восточных, западноевропейских и русских философов. Раздумья
Абая о жизни воплотились в замечательный памятник его художественно-философской
прозы – ”Гаклию”. Гений казахского народа оставил немеркнуще художественное
наследие, любимое народом.