- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,48 Кб
Культура потребления чая
Оглавление
чайный ритуал гармония церемония
Введение
. История
. Порядок и символика чайной церемонии
. Посуда и принадлежности
. Виды церемоний
. Правильное употребление чайных напитков
. Место проведения церемонии
. Чайный домик "тясицу"
. Чайный сад "тянива"
. Китайская чайная церемония. Гун Фу Ча
Заключение
Список использованных материалов
Введение
На сегодняшний день чай является одним из самых употребляемых и почитаемых напитков во всем мире. Почти каждый житель нашей планеты начинает своё утро с чашечки чая.
Вопрос о родине чая до сих пор остается спорным. Существует огромное количество легенд, которые указывают на то, что родиной чая является Китай. Но в начале XIX века в Северо-Восточной Индии и на южных склонах Гималаев были обнаружены дикорастущие чайные кусты. Поэтому тяжело сделать вывод в какой именно стране этот напиток был открыт.
Сама культура потребления чая зародилась в Азии, где в определенных широтах произрастает Камелия Китайская. Именно из этого растения и производится тот самый чай, который мы с вами употребляем каждый день. Китайцы считали зеленый чай лекарством и использовали его сначала только для лечения больных, затем в ритуалах и чаепитиях.
Постепенно чайное дерево стало распространяться на другие континенты, а чаепитие стало обыденным для жителей всех стран мира. На данный момент плантации чая расположены как в Китае, так и в Африке, Азейрбаджане, России, Южной Америке и других странах, которые расположены вблизи тропиков (чайного пояса).
Если в России чай могут пить в любое время суток, не придавая процессу большого значения, то в таких странах как Китай и Япония церемонию потребления чая возносят в ранг повседневно-священных ритуалов. В самых первых "чайных" странах до сих пор ритуал и символика чаепитий является неотъемлемой частью жизни.
В Китае есть такая поговорка: "лучше голодать неделю, чем сутки прожить без чая".
1. История
В основных источниках сказано, что примерно к VII-VIII в. в Японии начали пить чай, завезенный с материка. Буддийские монахи, которые считали чай особым напитком, посчитали необходимым привезти чай в Японию из Китая, Кореи и Индии. Дзэн-буддизм стремительно распространялся в Японии и священники сильно влияли на политическую и культурную жизнь своей страны, что вскоре это распространилось и на употребление чая.
Из монастырей в аристократичную среду проникла практика собраний, на которых нужно было определить происхождение чая и его составляющие. Такие собрания называли "чайными турнирами". К XIII веку чайные трапезы стали привычными у сословий самураев. Среди крестьян и горожан так же постепенно вошло в традицию чаепитие, но такие чаепития сильно отличались от чаепитий знати – за неторопливой беседой, крестьяне просто наслаждались вкусом чая.
Взяв за основу чайные традиции китайского народа, японские монахи создали свои. Создателем первых канонов был Монах Даё. Так же он обучал монахов, которые позже стали чайными мастерами. Через 100 лет, священник и настоятель храмового комплекса Иккю Содзюн, обучил Мурата Дзюко традициям чайной церемонии. Он в свою очередь развил и модернизировал чайную церемонию. После того, как провел обучение сёгуна Асикага Ёсимицу, культура чая и чайной церемонии начала стремительно развиваться. В большинстве стран правитель имел большое влияние на интересы людей, он был эталоном во всём. И разумеется, подданные быстро переняли любовь правителя к чаю.
Мурата следовал идее, положенной в основе церемонии – стремлению к естественности и простоте, не признавая пышности самурайских "чайных турниров". В своем учении он взял за основу и обьединил четыре принципа чайной церемонии: почтительность ("кэй"), гармония ("ва"), спокойствие ("сэки") и чистота ("сэй")
Следующий толчок в развитии чайной культуры обеспечил Дзёо Такэно (XVI в.). Он придумал проводить чайные церемонии в определенном месте и использовать специальное строение – чайный домик. Он был сделан в виде крестьянского домика с соломенной крышей. Так же именно он ввел традицию использовать в церемонии керамическую посуду грубой работы..
Мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю, доработал идею своего учителя Дзёо Такэно, и помимо чайного домика ввел создание каменной дорожки "родзи". Так же внедрил создание сада "тянива", через который дорожка "родзи" вела бы нас в церемониальный домик. Но основным из его нововведений было создание этикета чайной церемонии, было создано определенное количество действий каждым участником а так же какие беседы и в какое время должны вестись для поддержания определенного настроения во время церемонии. Эти нововведения вывели чайную церемонию на новый уровень – изысканность и простота, что придавало загадочности чайной церемонии. Эта традиция теперь приобретает новый смысл. Она показывает нам красоту движений, звуков, вкусовых ощущений, которых в обычной, повседневной жизни нам очень не хватает. Спокойствие и таинство церемонии заставляет ощутить себя полностью в мире многолетней традиции, указывая нам на гармонию и чистоту в любом нашем действии.
К XVI веку чайная церемония превратилась в форму духовной практики и стала иметь очень глубокий смысл для участников церемонии. Каждая деталь и каждый атрибут имел большую значимость, и имел особый смысл. В это время простое коллективное чаепитие преобразовалось в мини-спектакль, с очень глубоким смыслом. Японцы говорят, что "чайная церемония – искусство воплощения изящества пустоты и благости душевного покоя".
К сожалению судьба Сэн-но Рикю была трагической: его принципы входили в противоречие с вкусами его сюзерена. Тоётоми Хидэёси вместо духовных практик и самосовершенствования, предпочитал роскошые и вычурные чаепития, богатые приемы, драгоценную чайную утварь. Сюзерен настолько сильно любил роскошь, что в 1585 году, для него была построена чайная комната, вся покрытая золотой фольгой, и даже чайные принадлежности были сделаны из чистого золота. И по приказу сюзерона Тоётоми Хидэёси чайный мастер был вынужден совершить ритуальное самоубийство. Но последователи у Сен-но Рикю всё же были и они сохраняли те самые принципы его учений. И открытая чайным мастером школа "Сэнке", была ведущей школой чайной церемонии. Большую роль в укреплении позиций школы сыграл внук Рикю, Сэн Сотан. Сыновья Сэна Сотана возглавили три ветви школы Сэнкэ: Омотэ Сэнкэ, Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ.
Вскоре, чайная церемония распространилась во всех слоях общества Японии. И к началу XVIII века в Японии из нескольких ответвлений школы "Сэнке" сформировалась целая система чайных школ. Главой каждой школы был руководитель и старший из чайных мастеров, он управлял школой и аттестовал мастеров. Старших чайных мастеров называли иэмото, к ним относились с особым почтением. Он должен был знать все каноны и таинства чайных церемоний и обладать огромным опытом в их проведении. Главной задачей иэмото считалось поддержание неизменности церемонии чайной традиции.
В школах были разработаны специальные программы, для обучения чайных мастеров. Их учили правильному оформлению, организации чайной церемонии, приготовлением чая, проходили духовные практики, учили создавать правильную атмосферу и создавать нужное настроение а так же осмысленно подходить к каждому своему действию, учили увидеть красоту и показывать её другим.
2. Порядок и символика чайной церемонии
Большинство источников утверждают: "Чайная церемония представляет собой специально организованную и упорядоченную встречу хозяина – чайного мастера – и его гостей для совместного отдыха, сопровождаемого употреблением чая. Церемония состоит из нескольких действий, совершаемых в строгом порядке".
Прохождение через сад, по выложенной камнями дорожке, считается очень важным ритуалом. Гости настраиваются на умиротворение, спокойствие и сосредоточение, созерцая растения и камни сада. Возле входа в домик, гостей встречает хозяин. После приветствия, гости вместе с хозяином совершают обряд омовения в колодце, зачерпывая воду маленьким ковшиком на длинной деревянной ручке. Гости по очереди омывают лицо, прополаскивают рот и омывают после себя ручку ковшика. Этот обряд символизирует телесную и духовную чистоту. После омовения гости входят в чайный домик.
По Японским обычаям при входе гости снимают обувь, которую они оставляют у порога и садятся вокруг столика. Участникам церемонии подается теплая вода в чашках. Суть этого действия – создание особой атмосферы, которая подготавливает участников к самой чайной церемонии, встречи с прекрасным. К приходу гостей огонь в очаге уже горит, котёл с водой стоит над огнём. Пока нагревается вода, они осматривают сад, затем подаются лёгкие, не сытные закуски – "кайсэки". Подаются они для того, чтобы убрать чувство дискомфорта, для того чтобы вкус чая не был испорчен чувством голода. Затем подаются "омогаси" – сладости к чаю. Японцы считают, что еда, подаваемая к чаю, должна, в первую очередь, быть приятной для глаза, и лишь во вторую очередь – насыщать.
Самое важное в церемонии – это приготовление чая. Хозяин в полном молчании приступает к ритуалу, за ним внимательно наблюдают гости.
Чайный мастер открывает заранее приготовленный сорт чая и демонстрирует ароматические качества сорта гостям. Затем производится первая заварка. В течение трех-пяти секунд чай настаивается в чайнике и сливается в соседний чайник. Первая заварка делается для "ополаскивания" чашек и "облагораживания" чая. Считается, что после первого слива заварка избавляется от пыли и других не нужных ингредиентов.
Заварка разливается по чашкам и тут же сливается в поддон. Остаток чая выливается на так называемого "чайного бога", горделиво смотрящего на участников чайной церемонии со специального деревянного столика, на котором и происходит чайное "таинство".
Вторая заварка настаивается в течение десяти – пятнадцати секунд, после чего разливается по чашкам и подается участникам.
В этой части церемонии – отдых, во время которого начинается беседа. Не идет разговоров о делах, повседневных заботах, предметом обсуждения становится то, что мы видим. Разговоры об окружающей красоте, красоте цветочной композиции, чаша, сам чай, к которому подаются сладости.
После того, как хозяин пообщается с гостями, ответит на все их вопросы и поймет, что время церемонии подошло к концу, он с извинением покидает чайный домик. Гости заканчивают чаепитие и покидают место церемонии. Хозяин прощается с гостями, затем он восстанавливает в памяти оставшиеся от неё ощущения и приводит чайный домик в порядок таким образом, будто в этом домике только что ни кого не было. Уносит всю утварь, цветы и протирает татами и уходит. Оставляя домик в таком же виде, как и до церемонии. Это делается для того, чтобы воспоминания о чайной церемонии остались лишь в памяти гостей.
. Посуда и принадлежности
Японцы очень трепетно относятся к старой посуде. И предпочитают, чтобы на посуде были потемнения от длительного использования, так как это своеобразная память о прошлом. Именно потертость и небольшой налёт придает посуде ощущение старины, что являлось одной из главных эстетических особенностей чайной церемонии.
Предметы должны друг другу подходить, составляя целый ансамбль. Не обязательно чтобы они были из одного набора, но должны подходить друг другу, чтобы ни один не выделялся. Всё в церемонии должно быть просто, но со вкусом, для того чтобы во время церемонии ни что не мешало наслаждаться гармонией и спокойствием.
Так же, для церемонии необходим котёл или чайник, один для кипячения воды, а другой для заваривания, ситечко, деревянная шкатулка для чая, ложка для насыпания чая и мешалка в виде кисточки для размешивания чая во время приготовления, чаши для каждого гостя.
Все предметы должны быть простыми, и не новыми, со своей историей. Как правило, чай хранится в простом деревянном ящичке, котёл или чайник – вполне обычный, медный, ложка для чая и мешалка – бамбуковые.
Чаши для церемонии применяются в разных стилях, но простые, керамические, достаточно грубой работы, без нарочитых украшений. Используется простая керамическая посуда. Посуда всегда чистая, но никогда не начищается.
В отличие от европейцев, натирающих металлическую посуду до зеркального блеска, придающего предметам вид новых, только что изготовленных, японцы предпочитают, чтобы предметы сохраняли потемнение от времени, следы длительного использования.
Участник чаепития должен с вниманием относиться к своим ощущениям, чувствам и настроениям во время чайной церемонии, но при этом быть тактичным, вежливым и учтивым с людьми, которые сидят рядом в чайной комнате.
4. Виды церемоний
Выделяют шесть традиционных разновидностей чайной церемонии:
·Ночная
"Ночная" церемония проводится обычно при луне. Особенностью ночной церемонии является то, что порошковый чай готовят непосредственно во время церемонии, заваривая его очень крепко. Завершается церемония не позже четырёх часов утра.
·На восходе солнца
Церемония "на восходе солнца" начинается в три-четыре часа утра и продолжается до шести утра.
·Утренняя
"Утренняя" начинается около шести утра и завершается приблизительно в полдень.
·Послеобеденная
Так называемый чай после еды, обычно проводится приблизительно в час дня. Предварительно гости обедают, поэтому чай подаётся исключительно со сладостями. После них предлагается чашечка супа, затем передается чашечка саке.
·Вечерняя
"Вечерняя" начинается около шести часов вечера, и заканчивается после появления луны.
·Специальная
"Специальная" проводится по особым случаям, празднование какого-либо события.
. Правильное употребление чайных напитков
Чайный напиток имеет огромное количество лечебных качеств. Но как любое лекарство, нужно уметь правильно подготавливать свой организм к его приему. Существует несколько очень важных правил, о которых нужно помнить при употреблении чая.
·Нельзя пить очень горячий чай, поскольку нежные ткани горла, пищевода и желудка не любят высоких температур.
·Не следует также пить очень холодный чай. Он не только не поднимает тонус, но и снижает его.
·Не рекомендуется пить очень крепкий чай, особенно на ночь. В нем содержится большое количество кофеина и теина, которые могут вызвать бессонницу и головные боли.
·Нельзя пить чай на пустой желудок. Это может негативно сказаться на желудке и селезенке
·Чай до или сразу после еды так же не рекомендуется. Между чаем и приемом пищи рекомендуется делать перерыв в 20-30 минут.
·Не стоит пить перестоявшийся чай. Если напиток заваривать более 30 минут, в чае происходит распад полезных веществ и витаминов.
·Не рекомендуется запивать чаем лекарства – ослабляются лечебные свойства лекарства.
·Людям, страдающим атеросклерозом и гипертонией, не рекомендуется пить крепкий чай. А так же в период обострения лучше полностью отказаться от чая, в связи с возбуждением центральной нервной системы из за кофеина.
·Если состояние организма болезненная и повышена температура, то от чая лучше тоже отказаться, так как фермент, содержащийся в чае, только ухудшит ситуацию.
6. Место проведения церемонии
Особого стандарта расположения чайной церемонии нет. В каждом "чайном комплексе" стараются создать атмосферу уединения с природой, которая будет естественно вписываться в местность, атмосферу уюта и гармонии.
В основном это огражденная территория, с широкими деревянными воротами, для большего создания атмосферы. Перед проведением церемонии, во время прихода гостей, ворота открываются, для того,чтобы гости могли пройти в чайный сад не беспокоя хозяина, который был занят приготовлением чая.
Весь ансамбль чайного дворика представляет собой несколько строений и сад. Основное строение – чайный домик "тясицу", обычно расположен в глубине чайного сада "тянива", в который мы попадаем через дорожку "родзи". Волшебная дорожка, освещенная тусклым светом фонарей, была сделана из камней, которые были выложены хаотично, но на расстоянии друг от друга. Остальные здания являлись вспомогательными. В них обычно располагались, например, небольшая прихожая, где гости могут оставить вещи, сменить обувь, собраться перед началом церемонии и дождаться хозяина.
В основном, в саду высаживали сосны, бамбук, вечнозеленый кустарник и кипарис. Каждый элемент чайной церемонии, каждая травинка, каждый кустик и каждая чашка, должны были нести за собой особое настроение душевного спокойствия и сосредоточенности.
В особых случаях, или в случае, когда нет возможности провести чайную церемонию по всем канонам, существуют несколько различных сокращённых вариантов её проведения. В таких случаях используется небольшой чайный павильон. Если нет возможности организовать чайный павильон используется отдельная комната или даже отдельный стол.
7. Чайный домик "тясицу"
Оборудование интерьера классического тясицу в полной степени должно соответствовать эстетическим канонам и национальному характеру японцев <#”justify”>·Первая – ознакомление гостя с сортом чая, гости пытаются понять его вкус, гости рассказывают о полученных ощущениях.
·Вторая – помогает избавиться от негативных эмоций и душевной тоски;
·Третья – служит зарядкой для мозга;
·четвертая помогает забыть о своих невзгодах;
·пятая чашка – очищающая для тела;
·шестая порождает мысли о духовной сфере и небесах;
·седьмая чашка – дарит высшую степень легкости и релаксации.
Так же, китайские чаепития очень распространенное явление на различных праздниках. Повод для чая может быть абсолютно разный. Вот основные из них:
Семейная традиция – во время таких традиций, члены семьи собираются за столом, и старшие обучают младших чайному таинству.
Почтение – традиция почтения старших всегда фигурировала в китайской культуре. Пригласить человека, кто старше по возрасту, либо приглашение старших родственников, и оплатить его стоимость.
Раскаяние – своеобразное извинение и знак почтение, перед человеком, который был обижен.
Чаепитие в благодарность – благодарность старшим членам семьи в день бракосочетания – опускаясь на колени, новобрачные угощают родителей чаем и благодарят за все, что они для них сделали. Согласно китайским традициям, во время чайной церемонии проходит знакомство невесты и жениха. Новоиспеченные муж и жена также проводят Гун Фу Ча, и если не принять чай из их рук, то это будет означать неприязнь к браку.
Заключение
Достижение гармонии – важная задача всего ритуала чайной церемонии. Принцип гармонии, к которому человек стремится с помощью отрешения от посторонних забот и мыслей, освобождается от отвлекающих ощущений, когда он не чувствует различия между другими людьми и полностью сливается с ними воедино. Стремление к гармонии заложено в истоках японской культуры. Это видно в искусстве, кухне, одежде и поведении японцев.
Всё таинство чайной церемонии дает нам огромную пищу для размышлений. Люди собирались для того, чтобы воссоединиться и насладиться природой. Символизм в искусстве заваривания чая придает обряду ощущение мистичности загадочности. Чайная церемония собрала в себе целое учение о воспитании души человека – почитание старшего, уважению к человеку любого сословия и уважению родителей. Именно у восточных стран, самый высокий уровень уважения к учителям, родным и старшим людям. С раннего детства, прививается уважение к традициям своего народа. Душевная чистота, трезвость мысли, без каких-либо корыстных намерений, которые могли бы плохо повлиять на самого человека или окружающих его людей является главной целью учений, которые актуальны и по сей день. Чайная церемония должна скрепить людские сердца и принести состояние глубокого покоя и размеренность в жизнь.
Такой чайную церемонию мы видим изначально, у ее истоков. Но в наше время она подверглась многим изменениям. И символика предметов потеряла свой первоначальный мысл. Например, в чайной церемонии, проводимой на европейский лад, используются столы и стулья. А на месте цветочной композиции и свитка с изречениями часто оказывается телевизор. Поэтому в наше время чайная церемония в какой то степени теряет самое основное, глубокое философско-эстетическое значение и становится обыденным проведением досуга.
Список использованных материалов
1. "Искусство чайной церемонии" Е. Барыбин <http://www.ozon.ru/person/2450850/>, Ю. Давыдова <http://www.ozon.ru/person/2450851/>
. "Путь чая. Предметы и люди" Б. Виногродский
. <http://mirkitaya.ru/>
. <http://moikompas.ru>
. <http://ru.wikipedia.org>
. <http://teatips.ru>