- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,39 Кб
Культура речи оратора
Культура речи оратора
1. Оратор и аудитория
Риторика это в переводе с греческого – «ораторское искусство», такая филологическая дисциплина изучающая искусство речи, а также правила построения художественной речи, ораторское искусство и красноречие. Основная цель риторики это научить человека успешному общению, так как ораторская речь возможна только при наличии говорящего и слушающих.
Оратор (что в переводе с латинского orator, orare – «говорить») это тот человек, который произносит речь и обладает умением красноречиво это делать.
Ораторское искусство это умение построить свою речь и публично её произнести так, чтобы был достигнут определенный результат и имел нужное воздействие на слушателей.
На общении построено все человеческое общество. Все умеют говорить, однако говорить доходчиво, красиво, четко и увлекательно при этом, уверенно держась перед публикой, умеет далеко не каждый.
Оратор должен обладать умением грамотно излагать материал, умело владеть словом, уверенно держаться перед аудиторией и это лишь малая часть того, что необходимо уметь оратору.
Оратору необходимо уметь привлекать внимание своим внешним видом и своими природными данными, а также манерой разговаривать и держаться тогда, когда он находится в центре внимания.
Профессиональный оратор, как правило, человек высокоинтеллектуальный и эрудированный. Он свободно ориентируется в литературе, искусстве, науке, политике и в современном устройстве общества.
Для того чтобы оратор мог рассчитывать на уважение и внимание публики ему необходимо обладать определёнными умениями и навыками, которые приведем ниже:
) в течении общения необходимо уверенное высказывание;
) способность разговаривать на любую тему;
) способность точно и внятно выражать свои мысли;
) большой словарный запаса и умение использовать различные речевые обороты;
) способность убеждения и аргументирования.
Ораторское искусство – это такая диалогическая связь где с одной стороны выступает оратор, а с другой стороны – аудитория.
Аудитория это общность людей выступающих в роли единой социально-психологической группы.
Ниже приведены характерные признаки слушательской аудитории:
) неоднородность, то есть различия по полу, возрасту, уровню образования и интересам;
) количество присутствующих;
) мотив присутствия слушателей.
Различные лекции и семинары люди посещают по разным причинам. Психологи выделяют три группы:
а) группа интеллектуально-познавательного плана (люди приходят потому что им интересно);
б) группа морального плана (когда требуется присутствие людей);
в) группа эмоционально-эстетического плана (люди приходят, так как им интересен определённый оратор и его выступления).
Поэтому у аудитории может быть разный настрой на восприятие выступления.
. Определение культуры речи
оратор аудитория культура речь
Культура речи это русский национальный термин, который ввели в русскую науку в 20-30 годы. По причине специфики русского языка этот термин отсутствует в иностранных филологиях.
Для определения того, что такое культура речи, как учение о эффективной речи общества требуется понять, что значит культура в отношении к речи и что значит общественная речь.
Не случайно сопоставляются такие понятия, как риторика и культура. Совершенствование человека через язык и устроение жизни это главная идея филологии. Язык, как перспективное приложение к его практическому применению интересует любого филолога в первую очередь.
Целью риторики и культуры является совершенствование стиля жизни через стиль речи. То есть стиль жизни можно формировать стилем речи. В стиле речи может присутствовать вкус или безвкусица изречения, богатство или бедность мышления, изящество или убожество звука.
Культура речи является филологическим разделом науки, который изучает речевое существование общества в определённую эпоху. А также устанавливает на научной основе правила использования языка, как основное средство общения людей, как инструмент формирования и выражения мысли. Иначе говоря «культура речи» это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.
Выделяется три вида культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Первый и важнейший вид это нормативный. Центральное понятия культуры речи это языковая норма. В первую очередь культура речи требует соблюдать нормы литературного языка. Его носители, которые говорят и пишут на этом языке, воспринимают его в качестве идеального образца. В речевом поведении общества норма выступает, как главное управляющее устройство.
Второй вид культуры речи не менее важный, чем первый – коммуникативный. Он предполагает способность находить адекватную речевую форму в каждой ситуации. Подбор требующегося языкового средства для данной цели и в данной ситуации является основой коммуникативного аспекта речи.
Третий вид культуры речи это этический. Он тесно связан с коммуникативным видом, который определяет форму выражения мысли и ее содержания. А этический вид культуры речи требует знать и уметь применить правила языкового поведения так, чтобы не оскорбить участников общения.
. Культура речи оратора
Речь, которая имеет воздействие и может убедить, которая направлена на широкую аудиторию и произносится профессионалом речи с целью изменить поведение публики, ее взгляды и убеждения, называется ораторской речью.
Стремление оратора изменить взгляды публики касается разных сторон её жизни. Существует не мало целей, тем не менее воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность.
Дар убеждения всегда высоко ценился среди людей. В политической сфере и в общественной деятельности роль оратора очень велика. Так как роль воздействующей речи возросла в обществе, то появилось такое учение в которое входят разновидности речевой деятельности – риторика. В русском языке синонимами риторики являются термины «красноречие» и «оратория».
Культура речи оратора, её точность, ясность и богатство слова, а также информационная насыщенность являются успехом выступления.
Многие люди часто используют речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в ударении и произношении, многословие, демагогия, тавтология, фразеологические повторы, интонационное однообразие и это их большие ошибки. Кратко рассмотрим эти ошибки ниже.
Штампы в речи это неполноценные слова и выражения, которые называют «избитые» или «затасканные», они всегда очень перегружают речь и мало что добавляют.
Канцеляризмы это такие речевые обороты и слова, которые появились из канцелярско-бюрократического стиля общения. Они не позволяют деловому общению стать ярче и образнее. Также попадаются малозначимые слова-спутники и похожие безличные обороты.
Вульгаризмы это нелитературные и неправильные слова и выражения. Например жаргон, слова и обороты которого пришли из уголовного общества.
Многословие и демагогия это неумение формулировать свои мысли кратко и лаконично. Использование общих фраз и малозначащих выражений, что не даёт оратору ясно донести свою речь до аудитории.
Слова-паразиты это такие слова, которые не несут никакой информационной нагрузки, но очень часто произносятся.
Одна из самых частых ошибок это неправильное произношение из-за неверной расстановки ударений в словах.
Вычурность и манерность языка также является ошибкой в ораторском искусстве. Такая манера говорить раздражает или даже смешит.
Стилистические приемы ораторской речи
Сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств для современного оратора является характерным. Если посмотреть на выступления лучших ораторов, то становится понятно, что сухое выступление с передачей «голой» информации у аудитории не вызовет никакого интереса, а иногда даже будет раздражать.
Новичкам в ораторском деле необходимо учиться приемам стилистического синтаксиса. Они всегда смогут помочь сделать свое выступление экспрессивным и эмоциональным.
Прием градации это постепенное увеличение смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация помогает более выразительно и эмоционально произнести фразу.
Прием инверсии это такой оборот речи с помощью которого можно развернуть общепринятый ход мыслей на совершенно противоположный.
Прием апелляции применяемый к своим мыслям и размышлениям помогает сконструировать более доверительное общение с публикой.
Устная публичная речь основана на правильном строении фраз и предложений.
В выступлении перед публикой лучше всего применять короткие предложения, так как они более эффективно запоминаются и воспринимаются. А также короткие высказывания позволяют разнообразить свою интонацию во время речи.
Лексические приемы ораторской речи
В ораторской речи наиболее эффективными считаются лексические приемы. Они ощутимо повышают убедительность речи оратора.
Существует множество обучающих источников по ораторскому искусству и в них, среди лексических приемов, особо рекомендуется использование так называемых троп.
Сравнение используется чаще всего. Сравнение обладает наиболее убедительным воздействием на аудиторию и создает у публики ассоциативное и образное представление. Тем самым оратор имеет возможность достичь желаемого результата от своей речи.
Метафора это возможность переименовать предмет так, что бы два явления сблизились по сходству и контрасту.
Эпитет образно определяет предмет или явление тем самым разворачивая саму его сущность.
Аллегория отображает предмет разговора фигурально.
Гипербола это намеренное преувеличение качеств предмета разговора.
Крылатые выражения, поговорки и пословицы также тесно связаны с культурой ораторского искусства. Их применение сказанные неожиданно и к месту отлично повышают эффективность ораторской речи.
Профессиональные ораторы обязаны постоянно совершенствовать свою технику ораторского искусства, от этого зависит их уровень культуры речи. Особое внимание нужно уделять своей дикции, силе голоса, темпу и тембру своей речи. Телевизионные и радио дикторы могут служить образцами для подражания, однако не стоит забывать и о собственной индивидуальности. Регулярное прослушивание и анализ записей собственных выступлений может помочь понять над чем еще нужно работать и что следует усовершенствовать.
Дикция это ясное и четкое произношение своей речи. Считается, что если у оратора отсутствуют в речи скороговорки, он не проглатывает слоги и звуки, то его дикция находится на высоком уровне. Также хорошая дикция не приемлет шепелявость, заикание и так далее.
Сила голоса обязана быть подходящей к величине аудитории в которой идет выступление оратора. Также он должен учесть те задачи, которые перед ним стоят во время произнесения речи. Правильно выбранная сила голоса имеет воздействие на психику слушателя, на его чувства, волю и сознание. При соблюдении всех необходимых условий цель ораторской речи будет достигнута.
Темп речи зависит от количества слов, которые оратор произносит в течении минуты. Темп может сильно изменяться в течении выступления. Обычно начало выступления происходит в медленном темпе. Но для придания своей речи более драматичной формы оратор может усиливать или снижать темп. В среднем наиболее приемлемым темпом считается произнесение 120-ти слов за минуту.
Профессиональный диктор радио или телевидения, а также квалифицированный оратор произносит одну страницу напечатанного текста через полтора интервала за две минуты.
Полетность голоса это длительность звучания слова, звука или фразы. Звук должен быть насыщенным и произносится с такой эмоциональной окраской и четкостью, что бы он, как бы зависал в воздухе аудитории и достигал самых дальних её уголков.
Тембр голоса окрашивает речь оратора в эмоционально-экспрессивные оттенки. Он может быть оптимистичный, грустный или веселый. Также тембр голоса передает особенности голоса выступающего. Это может быть бас, баритон или тенор.
Наиболее распространённая ошибка начинающих ораторов это неправильное и не четкое произношение отдельных звуков в своей речи.
Богатый словарный запас это большой показатель речевой культуры любого оратора. Умение использовать точные и образные фразы, а также выражения позволяют лаконично и без труда формулировать свои мысли.
В завершении можно сказать, что хороший оратор с высокой культурой речи обязан обладать такими качествами, как – богатый словарный запас, четкость смысловых выражений, точность и образность употребления слов, а также он должен соблюдать языковые нормы произношения.
Список литературы
1.Риторика и культура речи. [Онлайн] Доступно на: #”justify”>.Михайлова Е., Голованова Д. Русский язык и культура речи, 2008. – 144 с.
.Риторика и культура речи. [Онлайн] Доступно на: #”justify”>.Максимов В. И. Русский язык и культура речи. Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 413 с.
.Ландо И. Культура речи в выступлении оратора. [Онлайн] Доступно на: #”justify”>.Андреев В. И. Деловая риторика: Практический курс делового общения и ораторского мастерства. М.: Народное образование, 1995. – 208 с.