- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 20,94 Кб
Культура России в XVIII в.
Содержание
1.Введение – Историография эпохи
.Этикет, особенности быта
.Отношения между мужчинами и женщинами
.Костюм, особенности, атрибуты
.Танцы (дворянские танцы, бал)
.Заключение
.Список используемой литературы
1. Введение
век в истории России – это жестокий, даже беспощадный век правления Петра I, решившего в короткие сроки изменить Россию, время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, правления Екатерины Великой, крестьянских войн и усиления крепостного права. Но в то же время для этого периода русской истории характерно развитие просвещения, открытие новых учебных заведений, среди которых Московский университет, Академия художеств. В 1756 году в столице Российской Империи появился первый театр. Конец 18 века – расцвет творчества художников Дмитрия Григорьевича Левицкого, Федора Степановича Рокотова, Владимира Лукича Боровиковского, скульптора Федота Шубина.
Пётр I унаследовал от своего отца общество, которое делилось на сословия «тяглые», обязанные государству «тяглом» (налогами и повинностями) и «служилые», обязанные государству службой. В этой системе фактически были закрепощены все, сверху донизу, и дворяне были прикреплены к службе точно также, как крестьяне к земле, что обусловлено положением Московской Руси, как постоянно мобилизованного военного лагеря, осаждённого с трёх сторон.
В 1701 году Пётр I указывает, что все «служилые люди с земель службу служат, а даром землями никто не владеет». В 1721 году царь проводит общий смотр всем дворянам, за исключением живших в отдалённых Сибири и Астрахани. Чтобы в их отсутствие дела не остановились, дворяне должны были прибыть в Санкт-Петербург или Москву в две смены: первая в декабре 1721 года, вторая – в марте 1722 года.
Уже в 1718 году Пётр I при проведении Податной реформы исключает от обложения подушной податью дворян, а в марте 1714 года принимает указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах», который уравнял вотчину и поместье, и ввёл принцип единонаследия.
Пётр повёл решительное наступление на старую боярскую аристократию, сделав своей опорой дворян. В 1722 году вводится по европейскому образцуТабель о рангах, заменившая принцип родовитости на принцип личной выслуги. Чин низшего, XIV класса, полученный по военной службе, давал всем его получившим потомственное дворянство (по гражданской службе – только чин VIII класса). Первоначально было установлено соответствие старых, допетровских, чинов Московской Руси, Табели о рангах, однако пожалования в старые чины прекратились.
Возможность получения дворянства через службу создаёт массовый слой беспоместных дворян, целиком зависящих от службы. В целом, российское дворянство представляло собой крайне неоднородную среду; кроме богатых княжеских фамилий (к концу XIX века учтено около 250 родов), имелся также обширный слой мелкопоместных дворян (имевшие менее ста крепостных, зачастую – 5-6), которые не могли сами обеспечить себе достойное своего сословия существование, и надеялись только на должности. Само по себе владение имениями и крепостными не означало автоматически высоких доходов. Имели место даже и такие случаи, когда дворяне, не имея других средств к существованию, лично пахали землю.
В дальнейшем дворяне получают одну льготу за другой:
В 1731 году помещикам предоставлено право собирать подушную подать с крепостных;
Анна Иоанновна манифестом 1736 года ограничивает службу 25 годами;
Елизавета Петровна в 1746 году запрещает кому бы то ни было, кроме дворян, покупать крестьян и землю;
В 1754 году учреждён Дворянский банк, выдающий кредиты суммой до 10 000 рублей под 6 % в год;
18 февраля 1762 года Пётр III подписывает «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству», освободивший его от обязательной службы; в течение 10 лет из армии в отставку выходят до 10 тыс. дворян;
Екатерина II, проводя Губернскую реформу 1775 года, фактически передаёт власть на местах в руки выборных представителей дворян, и вводит должность уездного предводителя дворянства;
Потомственное дворянство приобреталось четырьмя путями:
пожалованием его по особому усмотрению самодержавной власти;
чинами на действительной службе;
в результате пожалования за «служебные отличия» российскими орденами;
потомками особо отличившихся личных дворян и именитых граждан
Один из основных способов приобретения дворянства – приобретение дворянства службой. Ранее дворянином автоматически становился профессиональный военный, поступивший на службу тому или иному князю.
Дворянство обладало следующими привилегиями:
право владения населенными имениями (до 1861),
свобода от обязательной службы (в 1762-1874, позже была введена всесословная воинская повинность),
свобода от земских повинностей (до 2 половины XIX века),
право поступления на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях (в Пажеский корпус, Императорский Александровский лицей, Императорское училище правоведения принимались дети дворян из 5 и 6 частей родословной книги и дети лиц, имевших чин не ниже 4 класса),
право корпоративной организации.
Каждый потомственный дворянин записывался в родословную книгу той губернии, где имел недвижимую собственность. По Высочайшему указу от 28 мая 1900 г. внесение безземельных дворян в губернские родословные книги было предоставлено собранию предводителей и депутатов дворянства. При этом не имевшие недвижимости вносились в книгу той губернии, где имением владели их предки.
Получившие дворянство непосредственно через чин или пожалование орденом вносились в книгу той губернии, куда они пожелают, даже если не имели там никакого имения. Это положение существовало до Указа от 6 июня 1904 г. «О порядке ведения родословных книг для дворян, не записанных в родословные книги в губерниях», по которому на герольдмейстера возлагалось ведение общей для всей империи родословной книги, куда стали вписывать дворян, не владевших недвижимостью или владевших ею в губерниях, где не было дворянских учреждений, а также приобретших права потомственного дворянства евреев, не подлежавших на основании Указа от 28 мая 1900 г. внесению в губернские дворянские родословные книги.
Личные дворяне в родословную книгу не вносились. С 1854 г. они, наравне с почетными гражданами, записывались в пятую часть городской обывательской книги.
2. Этикет, особенности быта
Дворянство выделялось среди других сословий русского общества своей отчетливой, выраженной ориентацией на некий умозрительный идеал.
К дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание», т.е. воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу.
С позиций современной педагогики недостатки такого воспитания очевидны, но порой оно приносило удивительные плоды. В XIX веке в России встречались люди, поражающие нас сегодня своей почти неправдоподобной честностью, благородством и тонкостью чувств. Они выросли такими не только благодаря незаурядным личным качествам, но и благодаря особому воспитанию.
«Дворянское воспитание» – это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно, путем привычки и подражания: это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают.
Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств: «Кому много дано, с того много и спросится». Дворянского ребенка ориентировали не на успех, а на идеал: быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему много дано, потому что он должен быть именно таким.
Дворянская этика требовала уважения прав личности независимо от служебной иерархии. С малых лет воспитанное убеждение «не смеете оскорблять!» постоянно присутствовало в сознании дворянина, определяя его реакции и поступки.
Щепетильно оберегая свою честь, дворянин, конечно, учитывал чисто условные, этикетные нормы поведения. Но главное все-таки в том, что он защищал свое человеческое достоинство. Обостренное чувство собственного достоинства воспитывалось и вырабатывалось в ребенке целой системой разных, внешне порой никак между собой не связанных требований.
Независимо от рода деятельности, храбрость считалась безусловным достоинством дворянина, и это учитывалось при воспитании ребенка.
Но храбрость и выносливость, которые требовались от дворянина, были почти невозможны без соответствующей физической силы и ловкости. В Царскосельском лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для «гимнастических упражнений». Лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью и гребле. Прибавим к этому подъем в 7 утра, прогулки в любую погоду и обычно простую пищу.
Чем отличаются тренировки и закаливание дворянских детей от современных занятий физкультурой? Отличие в том, что физические упражнения и нагрузка должны были не просто укреплять здоровье, но способствовать формированию личности. Иными словами, физические испытания как бы уравнивались с нравственными – в том смысле, что любые трудности и удары судьбы должно было переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства.
Так в домашний быт вносятся отношения гуманности, уважения к ребенку. И это – заслуга в основном женщины. Мужчина служит. В молодости он – офицер и дома бывает редко. Потом он в отставке, помещик – в доме наездами, все время занят хозяйством или на охоте. Детский же мир создает женщина. А для того, чтобы создать его, женщине необходимо много пережить, передумать. Ей надо стать читательницей.
Однако быт – это не только жизнь вещей, это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, игры, любовный ритуал и ритуал похорон. Связь этой стороны быта с культурой не требует пояснений.
. Отношения между мужчиной и женщиной
Просветитель утверждал равенство женщины и мужчины. Он видел в женщине человека и стремился уравнять ее в правах с отцом и мужем. Романтизм возрождал идею неравенства полов, которое строилось по моделям рыцарской средневековой литературы. Женщине, возвышенной до идеала, отводилась область высоких и тонких чувств. Мужчина же должен был быть ее защитником-служителем. Конечно, романтический идеал с трудом прививался к русской реальности. Как правило, он охватывал мир дворянской девушки – читательницы романов, погруженной душой в условные литературные переживания и черпающей в них «чужой восторг, чужую грусть».
При Петре I значительно изменилось положение женщин в России. Таким образом первый российский император пытался приблизить русское дворянство к более развитому европейскому. Если раньше жены и дочери придворных сидели по домам, то во времена Петра они стали присутствовать на различных придворных приемах и праздниках. Развитию западной моды и манер способствовало и то, что дворяне, желая угодить строгому царю, со временем свыклись с новыми порядками и даже сами стали заказывать новые платья из-за границы.
Благодаря большей свободе женщин, улучшилась их образованность. Со времён Петра Великого стали считать, что уважающая себя девушка должна уметь танцевать европейские танцы, уметь писать, знать иностранный язык, играть на музыкальных инструментах, знать и соблюдать светские правила поведения. Женщины получили право на наследство и право распоряжаться своим приданным.
4.Костюм, особенности, атрибуты
На портретах этой поры мы видим, как новая манера одеваться соединилась с естественностью, простотой движений, живым выражением лица. Так, на портрете М. И. Лопухиной В. Боровиковского отнюдь не случайно фоном вместо привычных тогда бюста императрицы или же пышного архитектурного сооружения стали колосья ржи и васильки. Девушка и природа соотнесены в своей естественности.
Появились платья, которые позже стали называть онегинскими, хотя они вошли в моду задолго до опубликования «Евгения Онегина», уже на грани двух веков. Вместе с изменением стиля одежды меняются и прически: женщины (как и мужчины) отказываются от париков – здесь тоже побеждает «естественность». Мода эта перешагивает через границы, и, хотя между революционным Парижем и остальной Европой идет война, попытки остановить моду у политических границ оказываются тщетными. Женщины одержали здесь блестящую победу над политикой.
Перемена вкусов коснулась и косметики (как и всего вообще, что меняло женскую внешность). Просветительский идеал простоты резко сокращает употребление красок. Бледность (если не естественная, то создаваемая с большим искусством!) стала обязательным элементом женской привлекательности.
Красавица XVIII века пышет здоровьем и ценится дородностью. Людям той поры кажется, что женщина полная – это женщина красивая. Именно крупная, полная женщина считается идеалом красоты – и портретисты, нередко греша против истины, приближают портретируемых к идеалу. Известны случаи, когда художник для торжественного портрета (а это мы можем установить, сравнивая его с рисованными профилями или другими портретами) награждает заказчицу полнотой, вовсе ей не свойственной. Отдавая предпочтение пышным формам, соответственно относятся и к аппетиту. Женщина той поры ест много и не стесняется этого.
С приближением эпохи романтизма мода на здоровье кончается. Теперь кажется красивой и начинает нравиться бледность – знак глубины сердечных чувств. Здоровье же представляется чем-то вульгарным. Жуковский скажет:
Мила для взора живость цвета,
Знак юных дней;
Но бледный цвет, тоски примета,
Еще милей.
«Алина и Альсим»
Женщина эпохи романтизма должна быть бледной, мечтательной, ей идет грусть. Мужчинам нравилось, чтобы в печальных, мечтательных голубых женских глазах блестели слезы и чтобы женщина, читая стихи, уносилась душой куда-то вдаль – в мир более идеальный, чем тот, который ее окружает.
В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все иностранные, «немецкие» моды отвергались. Замена русского платья общеевропейским модным костюмом произошла в начале XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I. Эта почти насильственная смена костюма имела определенное политическое значение. Петр, понимая важность торгового и культурного общения с Европой, посылал русских «пенсионеров» за границу, пытался разбить домостроевские обычаи боярства, заставлял боярских сынков учиться и работать. Одним из средств борьбы со старозаветным боярством и местничеством была замена старинного боярского костюма, длиннополого и неудобного для работы, более удобной общеевропейской одеждой.
Многие горожане, особенно из купеческого сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия. Сохранились гравюры, изображающие сцены, где солдаты насильно обрезают полы длинных кафтанов у купцов и бояр. С не меньшим сопротивлением были встречены новая модная прическа – завитой парик – и бритое лицо. Многие откупались от бритья бороды: за ее ношение платили в царскую казну налог. Только новое служилое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения.
Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья, стянуть талию, завить волосы в локоны.
Но, встреченные сначала враждебно, новые обычаи и костюмы за период царствования Петра I прочно вошли в быт дворянства и большей части городского населения. Прежние русские одежды остались в народе и в быту у части купечества и мещанства, вносившего все же в традиционный русский костюм модные элементы.
Мужской костюм состоял из рубашки с кружевным жабо, камзола и кафтана, обычно суконного, сшитого узко в талию, с расширенными полами. Поколенные узкие кюлоты, чулки и башмаки с пряжками дополняли туалет. Волосы расчесывали на прямой пробор и спускали на уши. Модники носили парик. Наиболее распространенной формой шляпы была треуголка. Верхней одеждой служил суконный плащ.
Мужские костюмы были очень красочными и богато отделывались вышивкой, галуном и т. д.
После смерти Петра I мужской дворянский костюм продолжает меняться в соответствии с общеевропейскими модами. В русский быт окончательно вошли французский кафтан, камзол, кюлоты и пудреные волосы. Обязательным дополнением к дворянскому костюму стала шпага, которую носили под кафтаном на поясной портупее, пропустив ее слева в один из разрезов на полах кафтана. Дополнением к костюму служили также перчатки, трость, часы, которые носили в кармане камзола на цепочке, и лорнет.
Строгого разграничения одежды по ее назначению в это время еще не существовало. Парадный костюм от повседневного отличался только тканью и отделкой. (Основной отделкой мужского костюма являлось шитье по борту и обшлагам кафтана. Обычно золотое или серебряное шитье не могло быть шире 9 см.) Правда, в моду вошли домашние одежды, надолго сохранившие свою традиционную форму. Дома носили шлафрок – халат, который, судя по названию, был первоначальной одеждой для сна (нем. Schlafen – «спать» и Rock – «одежда»). Шлафрок в XVIII и XIX веках надевали сверх рубашки и кюлотов. Он как бы заменял выходной кафтан и зачастую был сшит из бархата или шелка. Иногда домашнюю одежду шили из дорогих тканей, а зимой подбивали мехом. На домашние костюмы могли быть нашиты даже орденские звезды.
До конца XVIII века значительных изменений в моде не происходит, и только начиная с 70-х годов, под влиянием нововведений в западных модах, русский дворянский костюм также подвергается сильным изменениям. Моды распространялись не столько при помощи журналов мод, которые издавались нерегулярно, сколько благодаря готовым нарядам, выписываемым из Парижа и Лондона. Среди русского дворянства процветала не только галломания – подражание французским модам и этикету, увлечение французским языком, – в последней четверти века начинается и англомания.
При Екатерине II, в 70-90-х годах XVIII века, костюм столичного дворянства достиг необычайной пышности (рис. 173). Одного из вельмож XVIII столетия, князя Куракина (русского посла во Франции), даже называли «бриллиантовым князем» за обилие драгоценностей, украшавших его костюм (рис. 174). Пример расточительства подавали многочисленные фавориты царицы – Потемкин, Орловы и др.
Мелкопоместное дворянство тянулось за столичным, но, конечно, одевалось с некоторым отставанием от моды. В Москве также менее строго, чем в Петербурге, следовали за модой. » Некоторые упрощения силуэта и формы одежд происходят в последние годы XVIII века. Кафтан суживается и приобретает стоячий воротник и скошенные полы, а иногда заменяется фраком. Правда, фраки этого времени шьют не только из сукна, но и из бархата и тяжелого шелка.
В последние годы XVIII столетия, при Павле I, французские моды подверглись преследованиям, как крамольные. В том числе запрещены были длинные панталоны (они в эти годы надевались во время верховой езды), фраки, короткая стрижка и пр. Костюм стал ориентироваться на прусские образцы. Но уже в 1801 году, после смерти Павла I, ведущую роль начинают опять играть французские моды. По журналам мод одевалось не только столичное дворянство, но и часть столичного купечества, особенно купцы, торговавшие с Западной Европой.
Большая часть купечества и городской бед ноты носила по-прежнему русский костюм, подвергшийся, однако, влиянию модного направления. Модные элементы были заметны прежде всего в костюмах купеческой молодежи. Такой костюм состоял из доходившего до икр кафтана со сборками по талии, обычно опоясанного, цветной рубахи и заправленных в сапоги штанов. Купцы и мещане стригли волосы «в скобку» и носили бороду.
Крестьянская одежда сохранила национальные традиции вплоть до начала XX века.
Во времена Петра I происходило значительное изменение устоявшихся обычаев и правил поведения в России. Одежда допетровских времён сохранилась только у низших сословий – крестьян и купцов. В высшем обществе модной стала одежда европейского типа. Пётр также издал указ о том, что все бояре должны остричь свои длинные бороды. В виде исключения бороду можно было сохранить, лишь выплачивая за это довольно внушительный штраф. В моду вошли пышные парики западного образца.
.Танцы (дворянские танцы, балы)
Приглашения на бал посылаются по крайней мере дней за десять до бала; срок этот в разгаре сезона иногда продолжается до трех недель и даже месяца. Приглашение должно быть принято или отказано в первые два дня по получении.
На бал нужно являться не иначе как изящно одетым. Особенно туалет дам и девиц должен отличаться своей изысканностью. Под словом «изысканный» мы понимаем туалет в высшей степени согласный с модой, совершенно идущий к лицу и непременно совсем новый.
Мужчина, перед тем как войти в зал, должен застегнуть перчатки и старательно оправить прическу и галстук. Входить в зал нужно ровным шагом, не торопясь и держа шляпу в левой руке. Проходя мимо зеркала, не заглядывайте в него. Во все время бала перчатки не снимайте, даже и в том случае, если бы перчатки ваши лопнули; ввиду предусмотрительности, едучи на бал, не худо положить к себе в карман запасную пару перчаток. За ужином и за картами перчатки нужно снимать.
Неприлично являться на бал, нося глубокий траур, но допускается бывать в обществе, нося траур после кузины, в половине траура после дяди и в конце более глубокого траура. Снять траур, чтобы явиться на бал, и на другой день снова облечься в траур было бы крайне предосудительным.
На балу не должно ни на минуту забывать, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу то же, что пляска на поминках.
Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие. Прыгать, ломаться и принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом достойным посмеяния, а в глазах других предметом, достойным жалости и презрения.
Для кадрили, вальса и польки можно представить кавалера даме или девице во время бала или даже перед началом танца.
Вежливость к хозяину и хозяйке требует, чтобы вы никоим образом не делали свои личные досады поводом к неприятностям и ссорам в обществе.
Хороший тон требует, чтобы на балу всегда быть в перчатках. Кавалеры и особенно дамы все берут в руки, не снимая перчаток. Однако если подаваемый предмет может запачкать перчатку, то дозволительно снять ее.
Кто становится в танцы, не зная фигур, тот делает себя смешным и ставит приглашенную даму в затруднительное и неприятное положение. Нет надобности знать па, достаточно уметь грациозно ходить по залу и водить даму. Делать па в кадрили не только не нужно, но даже не уместно.
Через несколько дней после бала принято сделать визит хозяйке дома.
Дамы и девицы причесываются изящно и прикалывают к волосам цветы, в руках держат букет. Одни молодые дамы могут носить нежные цвета. Следует заметить, что слишком яркие цвета означают дурной вкус.
На балу более чем когда-либо нужно подавить в себе тщеславное желание быть прекраснее всех.
Молодая женщина не должна являться на бал без мужа или в его отсутствие без подруги и мужа этой подруги. Молодая девица должна являться на бал в сопровождении своей матери или какой-либо другой почтенной дамы, которая служит ей как бы руководительницей на светском пути. Хотя молодая особа вполне может являться в общество и со своим отцом, но все-таки гораздо лучше, если она находится под руководством дамы, неотступно сопутствующей ей при каждом ее появлении в свет.
Дама назначает ту кадриль, которая у ней свободна и записывает в свою книжечку. Такие книжечки называются «агендами»; в них именно записываются имена и очереди танцев.
Ни одна дама не может отказаться танцевать с приглашающим ее мужчиной, если только она не обещала уже танцевать тот танец, на который он ее приглашает, с другим мужчиной.
Обыкновенно случается, что дамы, имеющие много поклонников, бывают приглашены уже с самого начала бала на все танцы. В несколько минут их памятная книжка наполняется массой обещаний. В таких именно случаях никогда не следует давать обещаний более, нежели можно выполнить. Матери должны следить за этим, а молодые особы обязаны советоваться насчет этого со своими матерями и руководительницами.
Надавать кавалерам обещаний более, нежели нужно или перепутать их, то есть на один и тот же танец дать обещание двум кавалерам значит подвергать себя риску сделаться героиней скандала, так как обиженные такой небрежностью кавалеры могут затеять между собою ссору, кончающуюся иной раз весьма плачевно. К тому же такой поступок, как два обещания на один танец, в свете всегда объясняется не иначе как кокетством. Качество это никоим образом не свойственно девице скромной и благовоспитанной. Стало быть, публично проявить такое отрицательное качество значит поставить свою репутацию на карту.
Если же девица без всякого дурного умысла просто сбилась с очереди и двум кавалерам назначила один и тот же танец, то она во избежание неприятных последствий должна вовсе не танцевать этого танца, отговорившись перед обоими кавалерами желанием отдохнуть, нездоровьем и тому подобным.
Очень неделикатно показывать свой агенд, исписанный именами кавалеров, пригласивших вас на танец, тем дамам или девицам, которые получили мало приглашений или же находящимся в том возрасте, который заставляет их поневоле не участвовать в танцах. Благосклонность судьбы, дающая вам случай затмить собой невольных соперниц, требует благодарной скромности, и хорошо воспитанная особа никогда не позволит себе провиниться в этом отношении. Для некоторых молодых особ бал бывает причиной многих горьких минут. Не истинная ли для них пытка оставаться одинокими в то время, когда при первых звуках оркестра все танцующие весело оставляют свои места и несутся под такт музыки по скользкому паркету зала. Мучение это должно переносить хладнокровно, спокойно и ничем не дать заметить своих душевных страданий.
Устранить подобные неприятности – обязанность хозяйки дома и счастливых танцорок, которые должны тайком покровительствовать оставленным без внимания дамам и посылать к ним знакомых танцоров.
Выше было сказано, что дама или девица не должна отказывать приглашающему ее на танец кавалеру и только тогда может отказать, когда тот танец, на который он ее приглашает, уже обещан ею. Она может заявить приглашающему ее кавалеру, что приглашена на первую, вторую и третью кадриль, но никак не больше, потому что должна заранее давать обещания на дальнейшие кадрили. Она должна помнить, в каком порядке принимала приглашения, чтобы устранить спор между танцорами. Она не должна также оказывать никакого предпочтения тому или другому из кавалеров.
Даме или девице неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером. Тем не менее можно принять два или три приглашения одного и того же кавалера, особенно если этот кавалер из ваших знакомых и если танцы различны.
Дама не должна подходить к буфету иначе как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она пожелает.
Прогуливаясь с кавалером по залу, дама может принять его руку и идти с ним под ручку. Но на балу не принято идти под руку так, как ходят на гулянии, когда рука дамы образует собой кольцо вокруг руки мужчины. Идя под руку с кавалером по танцевальному залу, дама должна лишь слегка прикасаться пальцами к рукаву кавалера.
Дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.
Если дама, отказавшись танцевать с вами, тотчас же пойдет танцевать с другим, объясните это ее забывчивостью или незнанием законов этикета, но не начинайте спора.
Девица, танцуя, не должна смотреть слишком смело в глаза своему кавалеру. Если он заговорит с ней, она должна ответить ему любезно и учтиво, танцевать же должна скромно и просто.
Порядочная женщина всегда вправе обидеться, если кавалер в «grand rond» (большой круг) держит ее руку за своей спиной или прижимает ее к своей груди.
Мужчины являются на бал в черной фрачной паре, жилете, который на балу должен быть белый, черный же жилет надевается на танцевальный вечер. Галстук должен быть тоже черный.
Перчатки непременно белые, лайковые. Во все время бала перчатки не снимайте, даже и в том случае, если бы перчатки ваши лопнули; ввиду предусмотрительности, едучи на бал, не худо положить к себе в карман запасную пару перчаток. Но за ужином и за картами перчатки нужно снимать.
Входить в зал нужно ровным шагом, не торопясь и держа шляпу в левой руке. Проходя мимо зеркала, не заглядывайте в него.
Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, поклонившись ей, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме, в виде комплимента: «Позвольте узнать, которую кадриль могу я надеяться иметь честь танцевать с вами». Или: «Позвольте мне иметь честь (удовольствие) пригласить вас на первый кадриль (или мазурку, польку и тому подобное)». Или: «Могу ли я надеяться, что вы удостоите меня танцевать с вами мазурку (галоп, вальс и тому подобное)». Если же приглашаемая хорошо вам знакома, то просто: «Не откажите мне в удовольствии танцевать с вами».
Не ждите для приглашения дамы, чтобы оркестр заиграл.
Если одна дама отказывает вам, то вы должны обратиться к сидящей с ней рядом, но никак не проходить мимо ее. Если хозяйка дома танцует, то хотя бы она имела племянниц и кузин, все-таки следует начинать ваши предложения с хозяйки дома, затем продолжать приглашать ее родственниц, а потом уже ваших знакомых.
Нелепо предполагать, что мужчина обязан приглашать всех танцующих дам. Прежде всего хозяйку дома, ее сестер и родственниц, дам, относительно которых он имеет некоторые обязательства, сестер своих приятелей и товарищей – вот порядок приглашений мужчины, который умеет жить в свете.
Одно из первейших стараний танцоров – приискать визави. Заручившись визави, он отыскивает свою даму, кланяется ей и предлагает руку, если место в кадрили удалено от нее. Что же касается мазурки и котильона, то эти танцы допускается танцевать только с той дамой или девицей, дом которой вы посещаете как знакомый, с которой вы часто встречаетесь в других знакомых домах. Если знакомая вам дама на ваше приглашение танцевать с ней такую-то кадриль отвечает, что она ангажирована на эту кадриль другим кавалером, то пригласите ее на следующую. Если же она уже и на эту приглашена, то опять приглашайте на третью и так далее до тех пор, пока она сама не назначит вам кадриль, которую она может танцевать с вами. Не исполнять этого правила значит обидеть даму.
Приглашая себе vis-a-vis, всегда имейте в виду, чтобы кавалер, приглашаемый вами, был бы приятен вашей даме, если бы даже это был ваш соперник. Брата или вообще родственника своей дамы вы можете пригласить только с ее согласия.
Если вам случится приглашать даму одновременно с другим кавалером, не заводите спора, но предоставьте даме самой сделать выбор и, вполне подчиняясь ее решению, отойдите с поклоном.
Перед началом танца не удаляйтесь из залы. Если хозяйка дома просит вас танцевать с какой-нибудь никем не приглашенной дамой, повинуйтесь с видом удовольствия.
Неприлично просить под каким бы то ни было предлогом веер или цветы у дамы, с которой вы танцуете.
Во время танца лучше совсем молчать, нежели говорить пошлости. Вежливость и учтивость – необходимейшие условия во время танцев. Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей время от времени нескольких слов.
Никогда не делайте рискованных па, даже и в конце зала.
Мужчина не должен дозволять себе танцевать несколько раз подряд с одной и той же дамой и ни в каком случае не позволять себе фамильярности со своей дамой, хотя бы это была его родная сестра.
По окончании танца кавалер должен поклониться даме и в заключение довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен откланяться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. Даму свою следует вести к кадрили под руку, но не за руку и таким же образом отвести ее назад по окончании кадрили.
Кавалеры хорошего тона никогда не снимают перчаток, не позволяют себе пожимать руку своей дамы, прижимать ее к себе во время галопа или вальса. Во время танцев и вообще при ходьбе мужчины должны быть особенно осторожны относительно дамских платьев. Если вам случится наступить на шлейф дамы, извинитесь непременно и притом в самой деликатной форме. Кавалер должен вести к ужину ту даму, с которою он танцевал последний танец перед ужином, а после ужина снова отвести ее в бальный зал.
6. Заключение
дворянство этикет россия традиция
Безусловно, попытки модернизации в России были и в допетровскую эпоху, но в правление Петра I они приняли наиболее масштабный характер и коснулись всех сторон общественной жизни. Преобразования в науке, искусстве, государственном устройстве не могли не повлиять на жизнь общества: изменилась и одежда, и жилища, и манеры, и традиции…
Достаточно сравнить Москву – воплощение старой России и Петербург – олицетворение новых традиций, чтобы убедиться в значительности этих преобразований.
И всё же пережитки славянской языческой культуры сохранились и продолжают существовать до сих пор. Яркий пример тому – такие праздники, как Масленица, день Ивана Купала, Святки. Эти народные праздники не искоренили и реформы Петра, которые, несмотря на всю свою масштабность, практически не изменили деревенскую жизнь. Народные нравы и традиции сохранились.
Как писал историк и философ Н.Я. Данилевский: «В деятельности Петра необходимо строго отличать две стороны: его деятельность государственную, все его военные, флотские, административные, промышленные насаждения, и его деятельность реформативную в тесном смысле этого слова, т. е. изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях, которые он старался произвесть в русском народе.
Первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства…
Но деятельностью второго рода он принес величайший вред будущности России (вред, который так глубоко пустил свои корни, что досель еще разъедает русское народное тело)».
Действительно, срезанная у самых корней русская культура до сих пор не может восстановиться: утрачены традиции, утрачен язык, культура речи, культурное наследие Руси.
.Список используемой литературы
1.История России 18-19 века. Под редакцией Л. В. Милова, Эксмо, 2006
.Анисимов Е.В. «Время Петровских реформ», Ленинград,1989г
.«Повороты истории события и факты» перевод с английского ЗАО «Издательский дом Ридерз Даджест», Франция,1998г.