- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 35,43 kb
Культура советского периода
Содержание
Введение 3
1. Двадцатые годы 5
2. Высшая школа. Наука. 5
3. Культура и искусство. 8
4. Советская и церковная интеллигенция 10
5. «Философский пароход» 13
6. Русская культура за рубежом 15
7. Шестидесятые 17
8. Каковы актуальные проблемы современного состояния отечественной культуры 18
Заключение 19
Литература 19
Введение
В разноголосице сегодняшних мнений отчетливее других слышны две интонации — позиции. Одна, поспешная и близорукая, опирающаяся для внешней убедительности на авторитетные высказывания философа Н. Бердяева о «новом средневековье» и поэта О. Мандельштама о «веке-волкодаве», объявляет семидесятилетнюю российскую культуру советской эпохи мрачной ямой тоталитаризма, то есть формы государства, характеризующейся полным
(тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, не представляющей якобы никакого позитивного содержания. Другая — конкретно-историческая, аналитически объемная и взвешенная, учитывающая сложнейшие противоречия развития и тормозящие его причины, точка зрения, отбрасывающая прочь метания в крайности, скоропалительную смену полюсов и ядовитый нигилизм в угоду выгодной конъюнктуре. Именно эта позиция представляется нам исторически объективной и плодотворной.
Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой «серебряного века» и Русского зарубежья — составной частью всей отечественной культуры текущего столетия.
Социокультурная панорама советской эпохи — исключительно пестрая, мучительно-сложная диалектическая целостность. Кричащая противоречивость и неоднозначность свойственна как всей системе, так и составляющим ее элементам. Духовное, человечески живое и заветное в ней всегда причудливым образом сочеталось с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а кровная связь с многовековой историей народа — с официозным прославлением все той же системы: горы фальшивых исследований и произведений в самых разных жанрах, дифирамбов в различном исполнении… Так что сегодня закономерен результат: далеко не все сделанное в советской культуре выдержало строгую проверку временем, испытание «на разрыв»…
Вместе с тем культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, с одержимым стремлением масс веровать в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства,
Отечества и недалекого лидера-пророка… Как правомерно отмечают современные социологи, для рассматриваемой эпохи, для ее рядового «колесика и винтика», типично известное состояние «зажатости» между прошлым и будущим, одержимой концентрации на «двоичности» (революция — контрреволюция, белые — красные, мы — они, наши — не наши и т.п.), с заявленной пафосной устремленностью вперед сочетается полное равнодушие к сиюминутному настоящему, к его важной роли в жизни любого конкретного человека. Ненаучной и аморальной выглядит позиция нынешних скоропалительных критиков, кто видит в культуре советской эпохи преимущественно мифологическую утопию, игнорируя ее многозначность и важные связи с духовными поисками в отдаленной и ближайшей российской истории. Суждения
Н.Бердяева, Г.Федотова, И.Ильина и других известных философов культуры аргументирование убеждают нас в этом…
Сейчас нами осознано главное: советская культура и культура советской эпохи — явно не одно и то же. Многозначную и многослойную культуру советской эпохи нельзя сводить к воспеванию идеалов «светлого будущего» или безоглядного восхваления вождизма. Невероятно наивная утопическая вера, определяющая смысл миллионов других… Нельзя не помнить без внутреннего потрясения многих и многих из духовного пантеона России: А. Блока, Н.
Гумилева, В. Маяковского, С. Есенина, О. Мандельштама, Н. Клюева, М.
Цветаеву, М. Булгакова, А. Лосева, М. Бахтина, А. Солженицына… Поистине им несть числа!
В культуре советского периода нельзя не заметить официально признанную, «разрешенную», и выпадающую из традиционно догматических схем культуру инакомыслия и оппозиционности, «запрещенную» и «выдворенную» по идейно-политическим мотивам за рубеж, и даже культуру «андеграунда» —
«подполья». Сходство и несходство их неоднозначных судеб в том, что они должны были стать послушным придатком тоталитарного государства, административно-партийной системы. Истинная духовность, трепетное обращение к национальным живительным истокам, общечеловеческим ценностям — вот что служило мерой и критериями настоящей культуры, которая с кровью и потом, трагедийно и сложно прорывалась через канонизированную классовость, безудержную политизацию, временные непонимание и забвение, тиранию.
В советском прошлом присутствует качественно иной духовный стержень, иная линия: не только «применительно к подлости», но и действительно связующие начала нашего пути с сегодняшним и завтрашним днем. В этом культура советской эпохи продолжает российский менталитет столетий. Нередко сочетается поиск общественной организации жизни, во многом философски звучащей (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Платонов, М. Булгаков и др.), пытливый и многоплановый у разных творческих индивидуальностей (И. Глазунов, А.
Шилов, К. Васильев, П. Корин и др.), и возвышенная самоотреченность, многотрудные думы о мучительной доле советского крестьянства (Ф. Абрамов,
В. Белов, В. Шукшин, В. Распутин и др.) и многомиллионном вкладе граждан бывшего Советского Союза в великую победу, в спасение от фашизма мировой цивилизации (М. Шолохов, К. Симонов, В. Быков, Ю. Бондарев, В. Астафьев и др.)…
Обозревая сложную и драматическую историю советской эпохи, следует выделить несколько социокультурных десятилетий, отличающихся друг от друга принципиальным содержанием. Обоснованно назовем двадцатые, шестидесятые и восьмидесятые годы как основные этапы развития культуры некоторого плюрализма и инакомыслия по отношению к партийно-государственной идеологии, как стойкую опору пробуждающегося нового социокультурного мышления и сопротивления тоталитаризму («О, как я все угадал!» у М. Булгакова, «Душа моя страданиями человечества уязвлена стала!» — исповедально-потрясенная радищевская мысль как выражение гражданского и эстетического кредо
А.Платонова, «Жить не по лжи!» как завет в этике А. Солженицына, «Что с нами происходит?» — граждански тревожный вопрос В. Шукшина современникам и потомкам…), как мощные прорывы к духовным ценностям.
1. Двадцатые годы
Двадцатые годы были самыми многообещающими в истории русской культуры советской эпохи. Хронологически почти целое десятилетие оказалось такой стадией развития общества, которая существенно отличалась как от предыдущей
(Серебряный век), так и последующей (усиление партийно-государственной деспотии). Специфика двадцатых состояла, прежде всего, в возможности творческого плюрализма, в многообразии форм социально-экономического развития, в известной динамичности и еще открытости политической жизни, в небывалом для последующих времен духовном богатстве. Они выделяются активной деятельностью блестящей плеяды исторических личностей, выдающихся ученых и художников слова, по-разному воспринимающих мир, но активно участвовавших в его преобразовании (И.Павлов, Н.Вавилов, К.Диолковский,
А.Чаянов, М.Булгаков, А.Платонов, М.Шолохов и многие другие). Поэтому не случайно те памятные годы при всей своей противоречивости явились временем альтернатив, возможностей диалога культур и инакомыслия, временем борьбы за то или иное будущее нашей страны. Выделение рождавших надежды двадцатых годов в особый этап советского общества связано и с новой экономической политикой (НЭП).
В это время интенсивно развивалась наука. Кратко охарактеризую и культуру 60-80-х годов, которая также развивалась в Советскую эпоху.
2. Высшая школа. Наука.
В 1919 г. состоялось открытие первого рабфака (рабочий факультет).
Еще раньше в 1918 г. открылся первый советский университет. Затем университеты появились в Астрахани, Костроме, Самаре и других городах. В начале 20-х гг. студентами преимущественно были мещанские и купеческие дети. Уже с 1929 по 1934 г. проводится спец набор из рабочей и крестьянской среды. В 1921 г. в вузах обучалось 17% студентов из рабочих семей, в 1928 г. – 33%, в 1932-1933 гг.- более 60%.
До 1923 г. в стране не существовало такого понятия, как стипендия, практически не было общежитии. Студенты МГУ просили не закрывать аудитории после занятий, чтобы было где погреться и поспать.
В 20-е гг. больших успехов достигла наука. Всемирно известными становятся имена ученых: Н. И. Вавилова (генетика), В. И. Вернадского
(геохимия, учение о биосфере), А. Л. Чижевского (гелиобиология, историометрия), П. А. Флоренского (математика, философия), Н. Е. Жуковского
(аэродинамика) и др.
Открытия Н. И. Вавилова приравнивали к периодической системе
Менделеева. Он заметил удивительную повторяемость при периодичности признаков в различных группах и рядах растительного мира, которая дает возможность предсказывать существование неизвестных еще форм. Исследования
Вавилова показали, что путем скрещивания можно создавать новые ценные культурные породы. Одержимость была характерной чертой ученого. Он работал по 18 часов в сутки. Николай Иванович становится общепризнанным главой сельскохозяйственной науки в нашей стране и одним из лидеров биологии, соединяет в себе качества крупного ученого-ботаника и выдающегося агронома- практика. Вавилов возглавлял институт генетики АН СССР в 30-е гг. и в это же время, в силу своей исключительной доброты и доверчивости, он способствует возвышению лжеученого Т. Лысенко. Будучи не без способностей, но крайне самолюбивым и малокультурным человеком, Лысенко входит в доверие к руководству, но успехи Вавилова становятся помехой на пути к карьере.
Н. И. Вавилов по доносу был арестован, посажен сначала в одиночную камеру, затем в камеру смертников, из которой его ни разу не выводили на прогулку в течение года. Николай Иванович умер в тюремной больнице в 1943 г., так и не узнав, что в 1942 г. Лондонское королевское общество избрало его своим членом.
Судьба Вавилова потрясла другого ученого – В. И. Вернадского. Его судьба долгие годы замалчивалась, ведь до революции он примыкал к либералам, был членом ЦК кадетской партии, товарищем министра просвещения во Временном правительстве.
Ученик Менделеева, Бекетова, Бутлерова, лекции, которых он слушал в 80- е гг. XIX в., Вернадский стал основоположником школы в ряде наук о Земле – теоретической геологии, геохимии, радиогеологии, учении о биосфере и ноосфере. «Я убедился говорил ученый, что в основе геологии лежит химический элемент – атом и что в окружающей нас природе – в биосфере – живые организмы имеют первостепенную, может быть, ведущую роль».
Выходя за пределы геологии в биосферу, Вернадский вводил жизнь, как начало, как основной принцип природы. Что же касается ноосферы, включающей в себя в свернутом виде и неживую и живую природу, то здесь ведущую роль начинает играть мысль человека. Для Вернадского появление разума по значимости явление того же порядка, что и возникновение жизни на Земле.
Мысли гениального ученого опередили его время. Только сейчас, когда человечество вступило в период экологических бурь и потрясений, когда цивилизация, созданная человеком, обернулась против него самого, главным фактором развития стал разум человека. Биосфера (оболочка Земли, организованная жизнь) переходит в новую стадию – ноосферу, главным фактором развития которой становится научная мысль и научная организация человечества. При этом Вернадский говорил о чувстве моральной ответственности в ученой среде. Постижение наследия Вернадского лишь только начинается.
Другим выдающимся ученым, опередившим свое время, был Александр
Леонидович Чижевский. В 20 лет он защитил две докторские диссертации: одну
– по биологии, другую — по истории, положив начало соединению наук. Первую он назвал гелиобиологией, вторую – историометрией. Ученый доказал, что и жизнь биосферы, и социальные ритмы прямым образом зависят от ритмов Солнца.
Александр Леонидович создал теорию невероятной предсказательности. Это была научная астрология. Через каждые 11,2 года площадь солнечных пятен достигает максимума и начинает сокращаться. С циклами солнечной активности еще до Чижевского связывалась и частота полярных сияний, и магнитных бурь, и продолжительность гроз, и колебания климата, урожаи злаковых, эпидемии чумы и холеры, начало войн и революций, выдающихся открытий.
Посвятив свою жизнь изучению взаимосвязей Солнца и Земли, влияния светила на общество и наоборот, Чижевский стал солнцепоклонником. В 1938 г. работы 40-летнего профессора были выдвинуты западными учеными на соискание
Нобелевской премии. Но его ждала не Нобелевская премия, а сталинская ссылка. Вышел из нее Александр Леонидович через 15 лет тяжелобольным человеком, потерявшим семью, архивы… Он продолжал работать – развивал идеи гелиобиологии в конструкторском бюро Сергея Королева. Одновременно писал стихи и картины.
Всем известно имя основоположника современной космонавтики К. Э.
Циолковского. Несмотря на разницу в возрасте (ровно 40 лет), Чижевский и
Циолковский подружились. За год до своей смерти (77 лет), в 1934 г., великий мыслитель опустил взгляд с неба на грешную землю и задумался над вопросом: «Какое правительство я считаю лучшим?» И ответил: «Оно
(правительство – Авт.) ограничивает свободу насильников и делает их безвредными, но не мстит им.
Основою всего считает мысль, руководимую мировым знанием и опытом, т. е. наукой. Оно распространяет знания.
Оно отыскивает даровитых людей и использует их на общее благо».
Кто из вас не слышал об общей теории относительности и ее авторе А.
Эйнштейне? В 1922 г. неизвестный оппонент из Советского Союза Александр
Фридман смело заявил, что результат, полученный Эйнштейном, есть лишь частный случай. Фридман, познакомившись с космологией Эйнштейна, оценил всю грандиозность открытия с точки зрения физики. Но математическое решение проблемы вызвало у него сомнение. Эйнштейн не поверил результатам
Фридмана. Только получив от него письмо с вычислениями, Эйнштейн признал его результаты и назвал их «проливающими новый свет» на проблему. Единичную Вселенную Эйнштейна сменила бесконечная совокупность возможных устройств Вселенной, обнаруженная Фридманом. Великий ученый назвал конкретную физическую величину – 20 млрд. лет, «период мира», или время жизни вселенной между ее точечными состояниями (сжатием и расширением). Фридмановская теория расширяющейся Вселенной, его вклад в космологию не только не нашли поддержки у советского руководства, но были причислены к поповщине и прочему идеализму и мракобесию.
Фридману не суждено было дожить до времени, когда стал ясен подлинный масштаб его открытия. Этот талантливый человек умер в 1925 г.
Большой вред в 30-е гг. был нанесен исторической науке. История преподавалась в заданном партией направлении: начиная чуть ли не с Древнего
Египта, человечество как будто только и мечтало о том, когда же свершится социалистическая революция. До сих пор остается в тени так называемая
«дискуссия» 1928-1935 гг. об общественно-экономических формациях. По своим разрушительным последствиям эта операция не уступает кампании против генетики, которую заклеймили как «буржуазную» науку и похоронили на десятилетия. В результате «дискуссий» ученые приняли за основу «учения» об общественно-экономических формациях так называемую «пятичленную формулу».
Она гласит, что развитие всей истории человечества – это смена 5 формаций: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и социализм
(первая стадия коммунизма). История человечества многогранна, и втиснуть ее в «пятичленку» – это, значит, обречь общество на единомыслие. Еще Гегель говорил: «Когда мыслят все одинаково, значит, никто не мыслит».
3. Культура и искусство.
Широкое развитие получила и культура. Сконцентрированные в революции и гражданской войне пафос и трагедия, надежды и их крушение нашли выход в творчестве писателей, художников, поэтов, актеров, скульпторов в начале 20- х гг. Творческие группировки, организации, различные течения появлялись, как грибы после дождя. Заметным явлением стал Пролеткульт. Его члены считали, что сначала нужно предпринять широкомасштабные пропагандистские кампании, чтобы вдохнуть пролетарскую сознательность в население.
Ведущим теоретиком Пролеткульта был А. А. Богданов (1873-1928) – человек поразительно разнообразных талантов и мощного, яркого интеллекта.
Врач по образованию, он был экономистом, философом, ученым- естествоиспытателем, писателем и общественным деятелем. В прошлом большевик, он в Октябрьской революции участия не принимал, но активно содействовал культурно-просветительской работе. Считал, что пролетариат является наследником культурного и материального богатства старого мира.
В 1926 г. он стал организатором первого в мире института переливания крови, а через полтора года умер, поставив на себе научный опыт.
В соответствии с концепцией А. Богданова Пролеткульт должен быть независим от партийно-государственного аппарата. Наркомпрос (А.
Луначарский) поддерживал эту теорию автономии, за что Ленин критиковал
Луначарского. В конце 1920 г. Пролеткульт вошел в Наркомпрос на правах отдела.
В тот период многие группы стремились представить себя единственными выразителями интересов пролетариата и партии. В рамках идеологии
Пролеткульта действовала Российская ассоциация пролетарских писателей
(РАПП), которая ожесточенно боролась против всех групп в литературе
(«Серапионовых братьев», Лефа, имажинистов, конструктивистов, формалистов,
«попутчиков» и т. д.). В июле 1925 г. была принята резолюция ЦК партии, в которой говорилось о недопустимости кому бы то ни было быть арбитром в делах литературы. Но само руководство партии вмешивалось в дела культуры и искусства.
В 1929 г. РАПП начал кампанию против видных писателей Е. Замятина и Б.
Пильняка, поводом для которой послужила публикация их произведений за границей. В 1928 г. Б. Пильняк написал вместе с А. Платоновым (автор
«Котлована», «Чевенгура») очерк, который заканчивался мыслью о том, что
«паровоз социализма не дойдет до станции “социализм”, потому что тормоза бюрократии расплавят его колеса…». В 1938 г. Пильняк был расстрелян.
В 20-х гг. возникло крупнейшее объединение художников — АХРР
(Ассоциация художников революционной России), куда вошли Б. Иогансон, А.
Дейнека, И. Бродский и др., представлявшие реалистическое направление. Но революция дала новый импульс и авангардистскому искусству. Авангардизм
(«передовой») был неоднороден. Так, например, в изобразительном искусстве диапазон его простирался от стиля, близкого к русскому народному искусству, до кубизма и футуризма. Имена художников-авангардистов В. Татлина, К.
Малевича, А. Родченко, П. Филонова, М. Шагала, В. Кандинского и др. широко известны на Западе, к нам же они по-настоящему стали возвращаться недавно.
На протяжении многих десятилетий они были изгоями: и те, кто покинул родину, и те, кто остался. Отрицательный опыт 20-х гг., когда реалисты и авангардисты начисто отрицали искусство друг друга, дрались как невоспитанные дети, показал нам тупиковый путь в постановке вопроса «или
-или» как в искусстве, так и в экономике и политике.
Авангардист Павел Филонов умер в 1941 г., так и не дождавшись ни одной своей персональной выставки. После смерти его картины содержались в недоступных запасниках Русского музея.
Ученый-аграрник Чаянов обладал искрометным талантом писателя: он не был авангардистом. Его литературные произведения составили самобытную
«российскую Гофманиаду».
В 1919 г. выходит его трагедия «Обманщики», ее тут же ставят в театре
Комиссаржевской. Чаянов дебютирует в кино. В 1928 г. по его сценарию ставится фильм «Альбидум». В 1921 г. Чаянов написал повесть
«Венедиктов…», наполненную мистикой, мотивами «дьяволиады», где действует собственной персоной сатана. Знатоки утверждают, что «Венедиктов…»
Чаянова стал предтечей булгаковского «Мастера и Маргариты».
В это же время, в 1921 г., Е. Замятин пишет роман-«антиутопию» «Мы». С одной стороны, он дает представление о «безбрежной» коллективности, в которой надлежит раствориться отдельной личности, и, с другой – культ индустрии, машины, которым нередко уподобляли и подчиняли человека поэты и прозаики пролеткультовского толка.
Демократические тенденции, непоследовательный плюрализм в культурной жизни редко встречаются в конце 20-х -начале 30-х гг.
4. Советская и церковная интеллигенция
На рубеже 20-30-х гг. прошли судебные процессы по так называемому
«Шахтинскому делу» (против инженеров и техников Донбасса), затем над вымышленными «Промпартией», «Трудовой крестьянской партией» и рядом других, в результате чего были несправедливо осуждены инженеры, ученые, хозяйственники. Натравливались рабочие против технической интеллигенции, крестьяне – против ученых-аграрников, одни ученые против других.
Интеллектуальный потенциал страны уничтожался жестоко и систематически.
Начало «культурной революции» ознаменовалось установлением пролетарской гегемонии в различных сферах культуры и науки. Усиливается массовый набор рабочих на курсы и в вузы. Студентов, происходивших из семей интеллигенции, стали отсеивать. Так воспитывалось новое поколение советских руководителей, для которых основным являлся не профессионализм, а преданность идее.
В 30-х гг. чудовищные погромы инакомыслящих стали продолжением процессов над «шахтинцами», «Промпартией», «Трудовой крестьянской партией».
Их обвинили во всех неудачах. Административно-командная система, опираясь на широкие низовые массы, заигрывая с ними, создавала образ врага в лице старой интеллигенции. Развернулась травля выдающихся историков: С. Ф.
Платонова, Е. В. Тарле. Начались погромные акции философских кадров интеллигенции. Погибли в застенках философы А. Карев, П. Флоренский и др.
Махровым цветом распустились цитатничество, краснобайство, двойная мораль, ложь.
Павел Александрович Флоренский (1882- ?) – профессор, выдающийся математик, химик, инженер, философ, богослов, писатель, искусствовед.
Сегодня его называют «русским Леонардо», изучают во всем мире, православная церковь собирается канонизировать его как святого мученика XX в.
Начало травле Флоренского было положено уже в 1919-1920 гг. В следственном деле 1928 г. он преступник, опасный для общества элемент. С этого времени Флоренский преследовался до самой кончины. Занятия математикой и физикой, по признанию ученого, привели его к религиозному миросозерцанию. Он развивает учение В. Вернадского о биосфере, переписывается с ним.
Наибольшей антинаучной и жестокой травле Флоренский был подвергнут за истолкование им теории относительности и за статью «Физика на службе математики» (1932 г.), в которой был описан электроинтегратор – прототип современных аналоговых вычислительных машин.
В 1937 г. Флоренский был вторично осужден особой тройкой НКВД.
Дальнейших сведений о нем почти нет. Дата кончины -1943 г.- под сомнением.
Другим «реакционером, мракобесом, врагом трудящихся масс» официальная пропаганда называла патриарха Тихона. Это был первый глава Русской
Православной Церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. Когда в
1921 г. начался голод в стране, патриарх Тихон стал искать возможность участия религиозных организаций, общин и приходов в деле оказания помощи голодающим. В связи с этим он направил письмо во ВЦИК о готовности помочь населению. Но Советская власть повела себя варварски по отношению к церкви, приняв решение изъять все ее ценности, включая священные сосуды и прочие богослужебные, культовые предметы. Употребление этих вещей не для богослужебных целей запрещалось канонами Вселенской церкви.
Это вызвало сопротивление не только верующих. Вскоре в Москве начался процесс против 54 человек, обвиненных в сокрытии ценностей. В числе обвиняемых были 20 священников, но Тихона среди них не было.
Родился патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) 19 января
1865 г. в семье священника. Окончил Петербургскую духовную академию.
Высокого роста, белокурый, всегда спокойный и добродушный.
После преподавательской работы в семинариях Тихон около 10 лет посвятил руководству Православной церковью в Америке, где строил новые храмы, организовывал школы и приюты для детей, содействовал сближению христиан разных вероисповеданий.
В 1917 г. в храме Христа Спасителя Тихон был освящен Поместным Собором
«на патриаршество всея Руси».
Атака на патриарха Тихона со стороны властей была начата руками самого духовенства. Власть опиралась на так называемых живоцерковников, или«обновленцев». К тому времени борьба между староцерковниками (Тихон) и обновленцами (Введенский) приобрела острый характер. Обновленцы объявили систему реформ – от смещения Тихона до изменений в традиционных обрядах и православном вероучении. Александр Введенский рвался к руководству Русской
Православной Церковью. Раскол в церковных верхах был использован Советской властью, и внимание широкой общественности было привлечено к тому, что за всем невыполнением распоряжений правительства стоит патриарх Тихон, глава
«церковной контрреволюции». Целью всей этой кампании было моральное и политическое уничтожение Тихона. В 1922 г. 11 священников были осуждены на смертную казнь за «злостный саботаж» мерам Советской власти по изъятию церковных ценностей.
Патриарх Тихон был объявлен пособником эсеров, меньшевиков, савинковцев и в 1922 г. взят под домашний арест, а на следующий год переведен в тюрьму ГПУ. В 1925 г. патриарх Тихон умер. В 1989 г. Собор епископов Русской Православной Церкви канонизировал его, причислив к лику святых.
Очередной удар церкви нанесли в 1928 г., когда ГПУ провело масштабную операцию в Сергиевом Посаде, где была арестована и отвезена в Бутырку большая группа верующих. В 1929 г. за подписью Л. Кагановича на места пошла директива, в которой подчеркивалось, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. В 1931 г. был осуществлен очередной акт вандализма – разрушен в
Москве храм Христа Спасителя.
По постановлению ЦК ВКП(б) в 1932 г. были распущены все группы и организации в литературе, искусстве. Появилась возможность «объединения».
По инициативе Горького был созван 1-й Всесоюзный съезд писателей, образован
Союз писателей. Создание Союза писателей имело не только положительное значение. Через союз осуществлялся контроль за соблюдением единомыслия среди писателей.
Новая советская интеллигенция в 30-е гг. создавалась, как и все остальное, ускоренными методами.
В 1925 г. Н. И. Бухарин писал: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигенцию, будем вырабатывать ее, как на фабрике».
Именно в 1928-1932 гг. произошел резкий скачок ее численности.
Бюрократической системе нужны были кадры такой интеллигенции, которая бы продемонстрировала всему миру достижения Советской власти в области культуры. Лозунг Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселей» должны были подкрепить писатели, композиторы, актеры, певцы. Пристальное внимание
Советское правительство стало уделять таким жанрам музыкального искусства, как джаз, танцевальная музыка, музыка для кино и просто веселая, бодрая массовая песня. Учителя, врачи и даже инженеры оказались стоящими на советской социальной лестнице значительно ниже музыкантов.
С 1934 г. началась раздача орденов режиссерам, артистам кино и театров, музыкантам. К 1938 г. ордена на людей искусства сыпались, как из рога изобилия. Началась какая-то орденоносная вакханалия. Конечно, ордена получали люди, в высшей степени достойные, но бывало и так, что орден сваливался на голову человека так же неожиданно и незаслуженно, как на другого – внезапный ночной арест.
Настоящие таланты, которые не вписывались в стиль наметившегося с середины 30-х гг. социалистического реализма и не разделяли сформированные официальные вкусы, тут же подвергались откровенной опале. Среди них был режиссер театра Всеволод Мейерхольд. Театр его был закрыт в 1938 г., а сам режиссер арестован и убит после тяжелых и утонченных истязаний.
5. «Философский пароход»
Год 1922-й обещал быть плодотворным в интеллектуальной жизни страны.
Возвратились музыканты, поэты, писатели. Москва забурлила лекциями, кружками. В этом же году в Москве было зарегистрировано официально 143 частных издательства.
Однако уже весной 1922 г. были проведены массовые аресты среди меньшевиков. Часть из них посажена в тюрьму, часть сослана на восток, часть выпущена за границу. В июне-июле 1922 г. процесс над эсерами завершил разгром и этой партии. Особым нападкам подвергалась интеллигенция, работавшая в кооперации, она тоже в массовом порядке высылалась из СССР.
Самой крупной была высылка осенью 1922 г. большой группы религиозных философов: Н. Бердяева, С. Франка, Л. Карсавина, И. Ильина, Л. Шестова, Н.
Лосского и многих других. Десятки профессоров, писателей по решению коллегии ГПУ были пожизненно высланы из страны на двух пароходах. Теперь об этой высылке говорят кратко: «философский пароход».
Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим. Прошу обсудить такие меры подготовки.
Собрать систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей.
Поручить все это толковому, образованному и аккуратному человеку в
ГПУ».
На примере высланного философа Николая Александровича Бердяева попытаемся разобраться, почему большевики так опасались русских мыслителей, стоявших на позициях религиозной философии.
Из лекции Н. Бердяева в 1919-1920 гг.: «В центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него. …Но на вершине новой истории личность человеческая чувствует все большее и большее рабство и у природы, и у общества. Человек становится рабом созданной им машины и созданной им материальной социальной среды. Это уже обнаружено в капитализме и будет обнаружено и в социализме. …Народ наш должен пройти через великое покаяние».
Проблема человека и свободы духа волновала Н. Бердяева до конца его жизни.
Из последней книги Н. Бердяева «Царство Духа и царство кесаря», за написанием которой он умер:
«В новом советском человеке происходит не только страшное умаление свободы, но исчезает самый вкус свободы, самое понимание того, что такое свобода. Старые же революционеры до неузнаваемости изменились после того, как они стали победителями и господами. Но это меньше всего означает появление нового человека».
Из книги Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»:
«И мы видим, что в русском коммунистическом царстве совершенно отрицается свобода совести и мысли».
«Атеистический коммунизм или обречен на неудачу и на гибель, или на создание общества, подобного механизму, в котором нельзя уже будет различить человеческого образа».
Главная идея Бердяева – это свобода духа человека, его сознания.
«Свобода» – это: а) равные возможности; б) осознанная необходимость; в) гарантия оппозиции; г) право выбора и ответственность; д) «не право, но обязанность» (Н. Бердяев).
Битва большевиков за введение единомыслия завершилась пирровой победой. За сумерками свободы 20-х гг. последовала кромешная тьма 30-х. Мир един, но в нем извечно борются и сосуществуют две противоположности: физическое – духовное; вечное – временное; материальное – идеальное; атеистическое -религиозное и т. д. Борьба двух начал – это нормальное, естественное состояние природы и общества, и она предполагает развитие мира. Уничтожение же одной из противоположностей обрекает его на однобокость, неспособность к развитию, застой.
6. Русская культура за рубежом.
Среди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры, наши соотечественники, жившие вдали от России,- певец Ф. Шаляпин; композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, И. Стравинский; писатели и поэты И.
Бунин, А. Куприн, А. Ремизов, М. Цветаева, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, балерина А. Павлова; художник К. Коровин; литератор, художник, историк А.
Бенуа. Его сын Николай 35 лет проработал главным художником театра «Ла
Скала» в Милане.
Среди биографий известных соотечественников, которые жили за рубежом, выделяется своей необычностью история жизни знаменитого художника Н. К.
Рериха. Найдите репродукции его картин, вглядитесь в них, и вы ощутите великое чудо гармонии человеческой души и космоса.
Н. К. Рерих побывал во многих странах, покинув Россию еще в 1916 г.
Последние 20 лет он жил в Индии, где им был основан Гималайский институт исследований. В 1926 г. Рерих с женой и старшим сыном Юрием с разрешения советских властей приехали в Москву. Здесь он встречался с Чичериным и
Луначарским.
В хореографическом искусстве велики заслуги С. Дягилева. Он был неутомимым пропагандистом русской культуры. После смерти Дягилева его дело продолжил С. Лифарь, более 30 лет руководивший французским балетом.
Интерес иностранной публики к русской культуре использовали и всякого рода дельцы. Так, например, белогвардейский генерал Шкуро, заключив контракт с французским предприятием, организовал группу казаков-джигитов, в которую входили также песенники и танцоры. Всех одели в черкески алого и белого цвета, папахи, бешметы, и на одном из ипподромов Парижа начались представления. Это предприятие, по мнению многих наблюдателей, обеспечило джигитам и танцорам заработок года на полтора.
Сказочно разбогатевший Ф. И. Шаляпин писал Горькому: «…Валюта вывихнула у всех мозги, и доллар затемняет все лучи солнца. И сам я рыскаю по свету за долларами и хоть не совсем, но по частям продаю душу дьяволу».
Свои воспоминания Федор Иванович закончил так: «Моя мечта неразрывно связана с Россией… Милая моя, родная Россия! Всю свою жизнь я прожил в театре и для театра. И теперь я задаю себе вопрос: – Где же мой театр? И убеждаюсь, что он там, в России…!»
Широкую известность в 20-30-е гг. получили песни А. Вертинского, который создал на эстраде свой, особый стиль.
Среди художников были яркие и самобытные индивидуальности: Л. Бакст – известный декоратор; И. Билибин – график и театральный художник (вернулся на родину накануне войны); В. Кандинский — художник-абстракционист.
Марк Шагал – крупнейший художник, график, декоратор. Он жил и работал во Франции с 1923 г., но всегда оставался русским художником. В 70-е гг.
Марк Шагал передал серию своих работ в дар Музею изобразительных искусств имени А. Пушкина в Москве, который был основан отцом известной поэтессы
Марины Цветаевой.
И. Бунин, А. Куприн жили воспоминаниями о той России, которая была им так близка и знакома. Первым из русских писателей получил Нобелевскую премию в 1933 г. И. Бунин. Он так и не решился, в отличие от Куприна, вернуться на родину. Умер Бунин в Париже в 1953 г.
К. Бальмонт, поэт-символист, писал: «Я живу здесь призрачно, оторвавшись от родного. Я ни к чему не прилепился здесь». Он дожил до глубокой старости и закончил свою жизнь в нищете, полузабытый и больной.
Остро переживала свое одиночество, личную драму, непонимание окружающих Марина Цветаева – талантливая поэтесса с трагической судьбой.
Своей пражской подруге Анне Тесковой она писала: «Квартал, где мы живем, ужасен…»; «Я связана детьми и деньгами»; «Живем в долг в лавочке»; «Зима прошла в большой нужде и холоде».
Марина Цветаева тяжело страдала от одиночества. «Мне в современности места нет»,- писала она и далее: «До последней минуты и в самую последнюю верю – и буду верить — в Россию!» По словам Цветаевой, ее муж Сергей Эфрон, дочь и сын рвались домой, в Россию. В 1932 г. она написала «Стихи к сыну»:
Ни к городу и ни к селу –
Езжай, мой сын, в свою страну,
В край (всем краям наоборот!),
Куда НАЗАД идти – ВПЕРЕД…
Езжай, мой сын, домой – вперед –
В СВОЙ край, в СВОЙ век, в СВОЙ час,- от нас –
В Россию – вас, в Россию – масс…
Для возвращения нужна была отвага и готовность принять на родине тот порядок, который там возобладал. Решились Куприн, Эренбург, Вертинский и другие.
В 1939 г. вернулась из Франции Марина Цветаева и, как оказалось, лишь для того, чтобы наложить на себя руки в далекой захолустной Елабуге. Ее мужа, бывшего царского офицера, который тоже отважился на возвращение, арестовали, родную сестру отправили в ссылку, самоё поэтессу затравили. «В бедламе нелюдей отказываюсь жить…» – писала Марина Цветаева.
Писатель А. Н. Толстой возвратился на родину в 1923 г. Перелом в его душе произвела война с белополяками в 1920 г., когда он почувствовал, что стал желать победы красным войскам. В «Известиях» 25 апреля 1922 г. А.
Толстой писал: «Совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный вколотить в истрепанный бурями русский корабль».
По данным общества «Родина», в 1990 г. численность наших соотечественников за рубежом составляла около 20 млн. человек. Только в США проживало около 7 млн., из них 2 млн. русских.
7. Шестидесятые
О которых так много говорят и пишут в наши дни (а также о граждански- духовной сути шестидесятников), выросли на гребне хрущевской «оттепели» (по одноименному названию повести И.Эренбурга). В обществе появилась идиллическая надежда на реальные перемены после культа личности.
Выход в свет рассказов А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и
«Матренин двор» вызвал сильнейший резонанс в нашем обществе. Произведения высокохудожественные и потрясающе горько-правдивые, они буквально всколыхнули всю и думающую Россию. Вряд ли найдется иная человеческая и творческая судьба, отражающая эпоху так, что история вне ее — полуправда…
Романист, публицист и драматург, Солженицын оказался теснейшим образом связанным со всем тем, что произошло с нашей страной и с нами за последние десятилетия. Его мужественное и победное по результату единоборство правдивым словом с тоталитарной системой дает нам веское основание видеть в нем не только великого писателя, но и Гражданина. Именно он во многом открыл нам глаза на ход новейшей истории России и ее культурного развития.
Именно он в открытом письме съезду писателей, еще до своего позорящего режим изгнания с Родины (1974), требовал «честной и полной гласности», когда уже основательно был искривлен путь России, ее многострадальной деревни (не случайно предтечей «деревенской прозы» станет болевой «Матренин двор»)…
В восьмидесятые, в «перестроечные» годы, открывшие «железный занавес» духовному плюрализму и известным демократическим свободам, из длительного искусственного забвения постепенно начали «возвращаться» блистательная культура Серебряного века, запрещенные ранее по идеологическим мотивам произведения самых разных художников в различных областях творчества, ставшие явлением, украсившим последние десятилетия XX в. На современников буквально хлынул поток «новых» произведений, фактов, документов, свидетельств разных культурных периодов отечественной истории. Культура рубежа веков явила миру в ярком полифонизме целый «поэтический континент» тончайших лириков, глубоких мыслителей, серьезных прозаиков, обогативших романный жанр, а также ищущих театральных деятелей-реформаторов, композиторов и художников, талантливых исполнителей (Н.Гумилев, Н.Бердяев,
А. Белый, К.Станиславский, И.Стравинский, К.Сомов, Ф.Шаляпин и многие другие). И потому правомерно все растущее присутствие этой востребованной культуры, обогащающей всех нас.
8. Каковы актуальные проблемы современного состояния отечественной культуры
Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. В области культуры накопилось немало проблем. В последнее десятилетие открылись новые пласты духовной культуры, скрывавшиеся ранее в неиздававшихся художественных и философских произведениях, не исполнявшихся музыкальных сочинениях, запрещенных картинах и кинофильмах. На многое стало возможным посмотреть иными глазами.
Материальная база культуры находится в состоянии глубокого кризиса.
Разрушающиеся и горящие библиотеки, недостаток театральных и концертных залов, отсутствие ассигнований, направленных на поддержку и распространение ценностей народной, классической культуры, глубоко контрастируют с тем взрывом интереса к культурным ценностям, который характерен для многих стран. Сложная проблема, которая не может не волновать многих, — взаимодействие культуры и рынка. Происходит такая коммерциализация культуры, при которой так называемые «некоммерческие» произведения художественной культуры остаются незамеченными, отдаляется возможность освоения классического наследия. При огромном культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями, происходит духовное обнищание народа. Массовое бескультурье — одна из главных причин многих бед в экономике, экологических катастроф. На почве бездуховности растут преступность и насилие, происходит упадок морали. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.
Заключение
В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры, перед современной отечественной культурой стоит сложная задача — выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире.
Для этого есть важная предпосылка — достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Тем не менее решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития.
Литература
1. Борцов Ю.С., Королев В.К., Штомпель О.М., под. ред. Драч Г.В.
Культурлогия в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на-
Дону: «Феникс», 1999 ( 480.
2. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История отечества (1900-1940). СПб.: «СМИО
Пресс», 1998. ( 416с., ил 158.