- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 22,24 kb
Культура викторианской Англии: основные направления развития
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет экономики и права
Кафедра истории и географии
Реферативная работа по курсу:
«История, культура и география Великобритании и США»
Тема: Культура викторианской Англии: основные направления развития
Выполнила: Молокова Мария
Факультет экономики и права
курс д/о, группа 101 А
Рецензент: доцент А.А. Поршакова
Москва, 2008
План
Вступление
. Общая характеристика викторианской эпохи
. Биография королевы Виктории
. Культура
.1 Литература
.2 Живопись
.3 Архитектура
.4 Театр и театроведение
.5 Наука
.6 Музыка
.7 Конец эпохи
Заключение
Вступление
Годы правления королевы Виктории – одни из самых ярких лет в истории Великобритании. Раннюю викторианскую эпоху называю так же романтичным периодом и для этого есть веские основания.
Викторианцы отличались романтическими представлениями о естественной природе, и представления эти были, без сомнения подпитаны философскими идеями представителями культуры. Именно направления развития культуры стали предметом исследований данного реферата. Несколько книг легли в его основу. Имения авторов по одним и тем же вопросам различны, но именно почти противоположные оценки помогаю дать объективную оценку чего – либо.
1. Общая характеристика викторианской эпохи
– 1901 года. Эти годы, подобно елизаветинской поре, часто изображают золотым веком в истории Англии. Торговля процветала, промышленное производство набирало небывалую силу, повсюду вырастали оживленные города, а владения Британской империи простирались по всему миру.
Среди множества изменений, произошедших в те годы, хочется отметить одно, наиболее существенное, – это отток населения из сельской местности в города. Если в 1801 году, согласно переписи населения, городское население составляло 30% от общего числа англичан ,то уже к середине столетия эта цифра возросла до 50 процентов, а в 1901 году в городах проживало 80% населения. Подобная тенденция, несомненно, была очень удобна для развивающейся промышленности, поскольку создавала неиссякающий резерв рабочей силы, но она же порождала серьёзные проблемы. Из – за большой скученности в городах царили грязь и нищета. На первых порах правительство старалось закрывать глаза на бедственное положение неимущих граждан, но затем появились отдельные работодатели, которые пытались заботиться о своих работниках. Постепенно они осознали, что сделать это надлежащим можно только при наличии соответствующих государственных законов. Такие законы стали появляться только под нажимом промышленников, и каждый новый закон , контролирующий условия жизни и труда рабочих означал всё большее вмешательство в жизнь британских граждан. Неуклонно росла армия государственных служащих: в 1832 году их было около 21 тысячи, к 1880 году уже свыше 50 тысяч, а в 1914 году на государственных предприятиях трудилось свыше 280 тысяч наёмных работников.
На фоне этих преобразований и изменений широко развивалась английская культура. И во многом направления её развития зависели от личности правящего монарха – Королевы Виктории.
2. Биография Королевы Виктории
Александрина Виктория (24.05.1819 – 22.01.1901)королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии (1837 – 1901), императрица Индии (1876 – 1901) последняя представительница Ганноверской династии на британском престоле. Виктория – единственная дочь Эдуарда, герцога Кентского, четвертого сына короля Георга III и дочери герцога Саксен – Кобургского. Виктория унаследовала престол 20.06.1837 после смерти своего дяди Вильгельма IV. 10.02.1840 сочеталась браком с немецким принцем Альбертом, представителем дома Саксен – Кобург – Гота, получившего титул принца – консотра. От него родила 9 детей, которые со временем породнились с древнейшими королевскими семьями Европы (Викторию в шутку называли «бабушкой Европы») Старший сын Виктории после ее смерти взошел на британский престол под именем Эдуарда VII. В годы царствования Виктории Великобритания стала ведущей промышленной державой мира и обладательницей самой большой колониальной империи, усилилось её влияние на мировую политику, были достигнуты значительно большие успехи в развитии культуры. Этот период в Великобритании получил название Викторианской эпохи.
3. Виктория: королева и жена
На протяжении долгих лет Виктория являлась символом надёжности и стабильности всей нации. Эта женщина в юности проявляла необычайную силу характера ,что доказывает ее отказ подписать документы во время болезни брюшным тифом в 1835 году. Однако подлинного величия она достигла, взойдя на английский престол. Уже в первый год её правления один из журналистов отмечал: «Она ни на минуту не покидает своего поста – самая обязательная и трудолюбивая королева в мире». Хотя находились и такие, кто считал Викторию ограниченной и упрямой особой.
Если в прежние века члены королевского семейства часто отличались склонностью к азартным играм, выпивке, любовным похождениям, то нынешние монархи выражали ярое неодобрение этим порокам. Часть этого осуждения доставалась их старшему сыну, чересчур усердно предававшемуся радостям жизни.
Жизнь Виктории и Альберта в Балморале была приятна и не лишена благородства: они неоднократно подчеркивали свой долг перед крестьянами. Но сын Виктории, Эдуард, принц Уэльский, который унаследовал её трон, просто предавался удовольствиям. Целая серия связанных с принцем скандалов беспокоила его мать, но давали пищу прессе, поскольку благодаря этим скандалам её тиражи росли. Эдуарда окружали богатые друзья, которые являлись самим воплощением плутократии, вроде Сэра Томаса Липтона, нажившего свое состояние на розничной торговле бакалейными товарами.
Несмотря на такую разницу в образе жизни Виктории и её сына Эдуарда, монархия процветала при обоих правителях, вокруг которых вращался Двор и светское общество. В течение ее долгого царствования, Виктория ревностно охраняла устои монархии, полагая, что консервативное правительство обеспечивает их сохранность лучше всего. Но когда после смерти Альберта в 1861 году она стала надолго удаляться от дел, общество было этим недовольно, в результате чего возникло серьезное республиканское движение, получившее дополнительный стимул для развития, благодаря Парижской коммуне.
Сама нескрываемая обыкновенность королевы Виктории как человека, её постоянно упоминаемые страдания (о ней писали как о «виндзорской вдове», мужественно продолжавшей выполнять свои обязанности), даже тот факт, что она была уже пожилой женщиной и часто болела, подчеркивал контраст между хрупкостью человеческого существования и величием института монархии, что только укрепляло утверждение подданных к последнему.
Монархия воспринималась как временное воплощение лучших качеств, присущих доиндустриальному общественному порядку. В условиях всё возрастающего урбанизма она компенсировала промышленную революцию. Чем более городской становилась Британия, тем церемониальнее и популярнее становилась монархия, поскольку она воплощала ценности, которые стояли на стороне эгалитаризма капиталистического общества.
3.1 Литература
Девятнадцатый век, особенно его середина, подарил нам большое количество замечательных литературных творений.
Английская литература выдвинула плеяду писателей – реалистов, давших в своих романах широкую картину общественной жизни. Известной слабостью английского критического реализма XIX века является элемент сентиментальности и морализации, даже у крупнейших писателей, в том числе у Диккенса. Однако сравнительно большая зрелость буржуазных отношений в Англии позволяла английским писателям показать то, что почти не входило в поле зрения Стендаля и Бальзака, – положение рабочего класса.
Выдающийся романист Чарльз Диккенс (1812 – 1870)завоевал любовь читателей уже после первой своей книги «Посмертные записки Пиквинского клуба» (1836 – 1837). Его неподражаемый юмор, чрезвычайно жизненные персонажи наряду с критической наблюдательностью (а Диккенс подмечал и глубоко переживал социальную несправедливость, которой характеризовался XIX век) – всё это обеспечивало ему огромную читательскую аудиторию в Великобритании и Соединенных штатах. Славе Диккенса немало способствовала его также его журналистская и лекторская деятельность. Наполовину автобиографический роман «Дэвид Копперффилд» (1849 – 1859) воссоздал те условия, в которых писатель жил и трудился в детстве. Сегодняшним читателям наверняка знакома смахивающая на чудесную сказку история из сборника «Рождественские рассказы» (1843), но даже в ней имеется серьёзный социальный подтекст. Такие романы – разоблачения как «Холодный дом» (1852 – 1853), «Николас Никльби» (1838 – 1839) и «Оливер Твист» (1837 – 1839) создали Диккенсу репутацию талантливого и неравнодушного романиста.
В «Приключениях Оливера Твиста», так же как и в «Николасе Никльби» Диккенс повествует о молодом человеке, преодолевающем все жизненные препятствия и обретающем в финале личное счастье. Такое построение сближает его романы с просветительской литературой XVIII века. Диккенс унаследовал от этой эпохи её оптимизм, несокрушимую веру в торжество справедливости. Однако произведения Диккенса полны глубокого драматизма, социальные противоречия носят у него порой трагический характер, какого они не имели в трактовке писателей XVIII века.
Диккенс создает целую галерею носителей общественного зла, имеющих в романах конкретный облик представителей буржуазного класса. Таковы ростовщик Ральф Никльби и жестокий учитель Сквирс («Николас Никльби»), лицемерный мистер Пексниф («Приключения Мартина Чезльвитта»), человеконенавистник Скрудж («Рождественские рассказы»), капиталист Баундерби («Тяжелые времена»). Величайшим достижением Диккенса в этом смысле является образ мистера Домби, героя романа «Домби и сын» (1846 – 1848). Диккенс создал тип человека, чувства которого умерли. Самодовольство, тупость, эгоизм, черствость этого человека Диккенс объясняет том, что он принадлежит к миру собственников. Разоблачая этот мир, писатель выдвигает, однако, наивное предположение о возможности перевоспитания Домби.
Диккенс касается в своем творчестве также жизни и борьбы рабочего класса. Он изображает положение пролетариата в романе «Лавка древностей» (1841). Писатель глубоко сочувствует тяжкой жизни рабочего, но он не верит в его революционные наклонности и в романе «Тяжелые времена» даже насмешливо изображает чартистского агитатора. Диккенс не представляет себе выхода за пределы буржуазного общества; всё же его позиция является подлинно демократической. Неистребимый оптимизм, яркий и очень национальный юмор, трезвый, реалистический взгляд на жизнь – всё это делает его величайшим после Шекспира народным писателем Англии.
Среди других писателей следует выделить Уильяма Мейкписа Теккерея (1811 – 1863). Лучшее его произведение «Ярмарка тщеславия» (1846 – 11848) изображает жизнь господствующих классов в виде пошлого балагана, где каждый играет предназначенную ему роль. Теккерей не видит положительных героев, все его персонажи делятся на 2 категории – обманщики и обманутые. Как художник он стремится к строгой психологической правде, избегает гротеска и преувеличений, свойственных Диккенсу.
В холодном и уединенном доме йоркширского приходского священника жили и писали свои романы сестры Бронте – Шарлота (1816 – 1855),Эмили (1818 – 1848) и Анна (1820 – 1849). Наиболее известная из их книг – это «Джейн Эйр», принадлежащая перу Шарлоты, хотя, возможно, пальму первенства следует отдать «Грозовому перевалу» Эмили Бронте.
Шарлота Бронте в своём романе «Джейн Эйр» рисует жизнь молодой девушки, вынужденной пробивать себе дорогу в обществе, Бронте сочувственно изображает её смелый, гордый характер, стремление отстоять свою независимость, не подчиняясь условностям господствующей морали и буржуазному эгоизму.
Элизабет Гаскелл (1810 – 1865) интересовалась жизнью пролетариата и посветила ему роман «Мэри Баротон» (1848). Гаскелл рисует сильные, обаятельные образы пролетариев, рассказывает о чартистском движении. Однако выход из противоречий буржуазного общества писательница видит в христианском социализме, в примирении классов.
На общей волне подъема классовой борьбы и оживления социалистической пропаганды выросло своеобразное дарование Герберта Уэллса (1866 – 1946), известного научно – фантастического романами, хотя он писал и политические трактаты, и бытовые романы, и романы социально – политические. Твердое и безоговорочное осуждение современного общества и не менее твердая уверенность в том, что необходима коренная перестройка, лежит в основе всех социальных и политических планов Уэллса, но сами эти планы носили утопический характер.
Внешнее правдоподобие, точность изображения деталей была, отнюдь не дающее действительной картины мира, характерно не только для жанровой живописи, но и для буржуазно – аристократической литературы той эпохи. Это в особенности относится к творчеству очень популярного писателя Бенджемина Дизраелли (1804 – 1881) .
Но наблюдательный Дизраелли сумел увидеть кардинальное явление своей эпохи – разделение английской нации на две «нации» – бедняков и богачей. В лучшем из свои романов 40х годов – «Сибилла, или две нации» – он не только сформулировал эту истину, ясную в то время лишь немногим, он и показал всю тяжесть положения рабочих и даже нарисовал картину непримиримой борьбы между «двумя нациями» .
3.2 Живопись
Расцвет английской живописи, начавшийся с середины XVIII века во времена Хогарта и Гейнсборо, продолжался в XIX веке недолго – не далее его первой трети. Но теперь существенно изменился и общий характер живописи Англии с смысл борьбы различных её направлений. На смену блестящему развитию искусства портрета пришло не менее блестящее развитие пейзажной живописи, и именно здесь, в этой, казалось бы, мирной области искусства, разыгралось одно из самых обостренных, резких и непримиримых столкновений, какие только были в истории мирового искусства.
Во главе условного и отвлеченного (в противоположность литературе) романтического направления, получившего господство и официальное признание уже с первого десятилетия XIX века, стал Тернер, на долгие годы определивший своим творчеством художественные вкусы консервативной буржуазной публики.
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1755 – 1851) прославился у современников как «исторический» живописец, так как его большие, наполненные контрастами света и цвета пейзажи обычно дополнялись какой – либо мифологической или исторической сценой («Сад Гесперид», «Дидона, строящая Карфаген» и т.п.) Тернер черпал вдохновение в литературных произведениях, придумывал фантастические сюжеты («Дочь Апулея в поисках своего отца», «Прибытие в порт Рейсдаль»); природа служила ему лишь трамплином для безудержного полёта фантазии, и те его картины, которые носили какие – либо географические наименования («Эренбрейтштейн», «Розенау», и т.п.), были не более чем плодом его бурного воображения.
Искусство портрета сильно деградировало уже в творчестве Томаса Лоуренса, президента Королевской Академии и придворного художника чуть ли не монархов Священного союза. Он понимал задачу портретиста как почтительную лесть, не гнушающуюся самой откровенной ложью. После Лоуренса портретист опустился до шаблонного, банального ремесла, дожив в такой форме вплоть до конца XIX века.
Английская живопись и скульптура середины XIX века возглавлялись и направлялись скучнейшими и бессодержательными академическими живописцами, добросовестно угождавшими невзыскательным буржуазным вкусам. Не в пример английскому роману XIX века живопись времен Викторианского «процветания» была совершенно чужда какой-либо критике существующих общественных отношений.
Но, однако, самым значительным явлением в изобразительном искусстве той эпохи было «Братство прерафаэлитов», возглавляемое Холменом Хантом (1827 – 1910), Джоном Эвереттом Милле (Миллес, 1829 – 1896), и Данте Габриэлем Россетти (1834 – 1896); а так же стоящий особняком Уильям Моррис (1834 – 1896). Художники этого направления сознательно игнорировали современную действительность с её индустриализацией и техническим прогрессом, а вместо того проповедовали возврат к эстетическим нормам раннего Возрождения (от Рафаэля). У прерафаэлитов это выражалось в исключительно реалистичной манере пейзажей. Писали они с фотографической точностью, используя чистые яркие краски и уделяя большое внимание деталям. Это делало их прямыми антагонистами французских импрессионистов. Стремление к точности изображения, порой доводило из до абсурда. Так, например, девушка, позировавшая Милле для «Офелии», едва не умерла от переохлаждения, так как чересчур старательный художник непомерно долго держал её в ванне с холодной водой.
Так же художественная обстановка в Англии в ранние десятилетия, называемые «Викторианской эрой», т.е. в 30 – 70е годы XIX века, отличались в целом крайним консерватизмом художественных целей, вкусов и мнений, робостью и ограниченностью творческих задач, решавшихся художниками.
Приехавший в Англию в 60х годах американец Уистлер, привезший с собой не только традиции американского реализма, но и новейшие открытия смелой и яркой французской реалистической живописи времен Эдуарда Мане, был встречен викторианской Англией, застывшей в своем добродетельном самодовольстве, в штыки; он так и остался совершенным чужестранцем в современном английском искусстве. Только уже в 80е годы начали возникать реалистические тенденции, продолжающие традиции Гейнсборо и Констебля через голову викторианского искусства. Что же касается рассматриваемой эпохи, то за исключением иностранца Уистлера никакого больше реалистического искусства, хоть сколько-нибудь похожего на искусство великих французских мастеров тех дней – Домье, Коро, Курбе, Мане, Дега, – в Англии не имелось.
А главное направление поисков типичного викторианской искусствоведческой мысли было устремлено не столько на выяснение реальной природы и закономерностей развития определенных художественных явлений прошлого и настоящего, сколько на подыскание примеров, подтверждающих и оправдывающих общее отвлеченно – романтическое или консервативно – академическое направление викторианского искусства.
Однако мировую известность приобрел крупнейший анималист Эдвин Лэндсир (1802 – 1873). Гравюры с его картин были настолько распространены в Англии и других странах, что его имя так же прочно ассоциировалось у современников с животным миром, как великое имя Дарвина.
Английская жанровая живопись ведет свою родословную от остросатирических полотен Хогарта. Но жанровые картины, пользовавшиеся успехом у буржуа в 30 – 40х годах XIX века, носили совеем другой характер. Даже наиболее выдающийся из художников этого направления Д.Уилки (1785 – 1841) изображал бытовые сценки с мягким юмором, отнюдь не стремясь вызвать у зрителей раздумье, а тем более ненависть хотя бы к отдельным сторонам общественного устройства. В начале века, когда появились первые работы Уилки, в них, несомненно, была некоторая новизна тематики, теплая симпатия автора к простым людям, их повседневным радостям и горестям. Художественное новаторство Уилки, который порывал с парадностью классицизма и шел вне русла романтической живописи , соответствовало возрастающей роли слоёв демократического общества.
3.3 Архитектура
Архитектура «викторианской эпохи» заменила сухой и скучный классицизм начала века столь же сухой и внешней стилизацией греческого стиля. Построенный в 40 – 50х годах в таком духе парламент в Лондоне (архитектора Ч.Барри) стал своего рода символом упрямого консерватизма английской буржуазии. В 50х годах начинаются первые поиски технической реформы строительства: «Хрустальный дворец» для всемирной выставки в 1851 году в Лондоне был построен Дж. Пэкстоном из железа и стекла, однако художественная сторона была здесь полностью принесена в жертву эффективности новых технических затей.
Так же Пьюджин построил несколько неоготических церквей, а в 1843 году выступил с теоретическим трактатом «Защита возрождения христианской архитектуры в Англии», оказавшим немало влияние на молодых архитекторов и на вкусы заказчиков. Его последователи стали более свободно, не стремясь к точному воспроизведению готических образцов, применять принципы готической архитектуры. Творческие поиски в области как неоклассики, та и неоготики подготовили крупные художественные достижения архитекторов на последующем этапе.
В Англии холодная война партий готической и классической (которая в архитектурной практике сводилась к борьбе за выгодные заказы) к середине века закончилась компромиссом: область деятельности была поделена. Церкви решено было строить в готическом стиле, общественные сооружения, банки, музеи и т.п. – в греческом или римском. Компромисс отразился и на теории, и на истории архитектуры большей терпимостью и расширением общего кругозора. К середине века относится надлежащая попытка Дж. Фергюссону составить первую на английском языке историю мировой архитектуры.
.Романский (пизанский)
.Раннеготический (западноитальянский, готика Джотто)
.Готический венецианский
.Ранний английский (без влияния перпендикулярного), обогащенный при желании элементами французской готики.
Так, уточняя свои пристрастия в истории архитектуры, Рескин санкционирует в то же время эклектику в современной ему архитектуре Англии.
Принадлежавший к греческой партии архитектор Джеймс Элмз в своих «Лекциях об архитектуре», изданных ещё в 1821 году, заявил, что «если бы греки признавали одно лишь египетское искусство, они несомненно бы не стали создателями своего собственного стиля». Древних греков он противопоставлял римлянам, которые, оказывая чрезмерное покровительство греческим архитекторам, не могли создать своей архитектуры и довели её до вырождения.
Томас Хоп в своём «Историческом очерке архитектуры», вышедшем в свет в 1835 году, выражал своё сожаление тому, что никому не приходила в головы мысль о «новых открытиях, завоеваниях, о естественном создании чего – либор неизвестного прежним временам».
Ещё более решительно и конкретно писал о новой архитектуре Фергюссон. В предисловии к своей «Истории архитектуры» он выражал уверенность в том, что в архитектуре Англии будет создан новый стиль, ибо «все народы всех времен и в любой части земного шара создавали для себя правдивый и пригодный стиль архитектуры, если только они шли правильным путём».
Время показало, кто был прав: тянувший назад в средневековье Рескин или смотревший вперед, в будущее Фергюссон. В наши дни несуществующий ныне Хрустальный дворец признан первым образцом новой архитектуры, сложившейся окончательно и созревшей в XX веке.
викторианский живопись литература английский
3.4 Театр и театроведение
1830 – 1870е годы XIX века – самый плачевный период в истории английской драмы и театра. Нельзя сказать, что сценическое искусство тех лет бедно значительными актерскими дарованиями. На английских подмостках того времени подвизались замечательные актёры – Уильям Макреди, Сэмюэл Фелпс, Чарльз Кинг, Чарльз Фехтер и Элен Фосит. Когда же мы обращаемся к драматургии, то встречаем здесь имена писателей, не оставивших заметного следа в литературе. Исключение – Э.Бульвер – Литтон, но его известность в наше время зиждется не на созданных им драмах, а на романах. Другие драматурги – Д.Бусико, Д.Джеролд, Д.Планше, Т.Н.Тальфурд, Т.У.Робертсон, Р.Хорн, Д.У.Мардсон (однофамилец современника Шекспира) – остались достояниями одних лишь историков. Их пьесы в своё время имели успех, но серьезной художественной ценности не представляют. С другой стороны, если их произведения были, по крайней мере театральны, то драмы корифеев поэзии того времени Альфреда Теннисона и Роберта Браунинга, несмотря на несомненные литературные достоинства, как раз не обладали той степенью сценичности, которая сделала бы их репертуарными. Разрыв между литературой и театральной драматургией, существовавший в предшествующий период английского театра, сохранился и в середине десятилетия XIX века.
В литературе и театре на первый план выходят вопросы нравственности. Происходит пересмотр некоторых традиций, уходящих далеко в глубь истории Англии. Викторианству не по нраву языческое жизнелюбие эпохи Возрождения. Даже Шекспиру не прощают его «безнравственности». Некто Баудлер издаёт оскопленного, приспособленного для «домашнего чтения» Шекспира, из сочинений которого изымаются «неприличности». Не нравится и либертинизм периода Реставрации. Романтиков начала XIX века осуждают за безудержное прославление страсти.
Классическое направление в английском актерском искусстве совпадало с возрождением классицизма во Франции накануне и в оды революции; в этом смысле искусство Кембля было параллельно искусству Тальма. Однако общественное содержание их творчества различно. Английский классицизм конца XVIII века и начала XIX века глубоко консервативен и академичен, не имеет революционного пафоса. Это в особенности относится к Кемблю, который был, прежде всего, актёром – декламатором; его исполнению была присуща внешняя приподнятость при внутреннем холоде, а техника у него всегда преобладала над чувствами.
Велики заслуги Кембля и как режиссера. Он провел энергичную борьбу за высокое качество репертуара, поставил одиннадцать пьес Шекспира и стремился к их исторически точному оформлению.
Антиподом Кембля становится английский актёр – романтик Кин. Его появление на сцене сразу нанесло удар шлее Кембля. Кин был невзрачным человеком, но его игра была насыщена вспышками страсти, озарялась внутренним огнём. Поэт – романтик Кольридж сказал о нём: «Видеть игру Кина – это как бы читать Шекспира при вспышке молнии». Актёрскому искусству Кина были свойственны огромная внутренняя сила, отрицание условностей и шаблонов, бурный протест против косности и фальши английского буржуазного общества. Это было воплощение демократического романтизма в актерском искусстве, хотя в игре Кина наблюдались неровности и черты субъективизма.
В отличии от демократа плебея Кина Макреди являлся воплощением буржуазной респектабельности и ограниченности, романтизм, в его понимании, носи измельчённый эпигонский характер. Макреди был больше актёром мелодрамы, чем актёром трагедии. Он часто исполнял роли злодеев, внося в них реалистические тенденции.
Комические актеры в Англии значительно отставали по качеству игры от трагических из – за отсутствия полноценного комедийного репертуара. Слабые никчемные пьесы было принято уснащать трюками. Наиболее удавшиеся трюки закреплялись, становились ходовыми, стандартными. Драматурги к ним приспособлялись. Писали пьесы и роли для популярных комиков. В результате, исполнение комедии становилось не менее условным, чем исполнение трагедии актерами – классицистами.
Талантливая комедийная актриса и режиссер Элиза Вестрис (1797 – 1856), работая в театре «Олимпик», повела борьбу с условными штампами бурлескных жанров, занялась сколачиванием крепкого ансамбля, предприняла реалистическую реформу постановки. Успешная работа Вестрис в театре «Олимпик» привела к ее приглашению в «Ковент – Гарден», где она дала образцовые постановки комедий Шекспира и Шеридана. Свои реформы Вестрис продолжала в театре «Лицеум». Однако они имели ограниченный характер вследствие отсутствия в Англии настоящих комедийных актеров.
последователями Вестрис явились супруги Бенкрофт, развернувшие свою деятельность в театре принца Уэльского в 1865 – 1880 годах. Мэри Бенкрофт была блестящей комедийной актрисой. Возглавив собственное театральное дело, она вместе с мужем, актером Бенкрафтом, стала проводить реалистическую реформу актерского искусства. К своей работе им удалось привлечь талантливого драматурга Томаса Робертсона (1829 – 1871), автора реалистических драм из английской жизни («Общество», «Каста», «Школа»),открывших эру критического реализма в английском театре.
В 1867 году в театре принца Уэльского была поставлена пьеса Т. Робертсона «Каста», в которой изображался «неравный» брак аристократа и актрисы. Автор поддерживался консервативных взглядов, но он всё же ввел на сцене представителей разных слоев общества.
Сложный комплекс факторов определил развитие английского театроведения в конце XIX века – начале XX века. Как и в общественно – политической жизни, так и в духовном развитии страны наблюдается значительное количество противоборствующих течений. Поэтому естественно, что не было единства и в такой сравнительно узкой области культуры как театроведение. Борьба вокруг вопросов театра в той или иной степени отражала социальные и идеологические антагонизмы рассматриваемого периода.
Для театральной критики того времени был свойственен субъективизм.
Но он отнюдь не означал произвола в суждениях. Если у такого критика как Бернард Шоу мы бы встретились с остропарадоксальными мнениями, то Уокли, литератор тоже достаточно остроумный, отнюдь не стремился быть оригинальным во что бы то ни стало. Люди разные, и одно и то же произведение вызывает множество оценок. Значит ли это, что все они одинаково верны? «Наша задача, – считал Уокли, – привести весь этот хаос мнений в некоторый порядок и нащупать самое правильное мнение, то, что можно назвать мнением идеального зрителя». Он должен обладать восприимчивостью к художественным впечатлениям, быть лишенным предубеждений, не поддаваться временным увлечениям, моде, мнениям толпы.
3.5 Наука
Крупным достижением физики XIX века была выдвинутая английским ученым Джеймсом Кларком Максвеллом (1831 – 1879) электромагнитная теория света (1865), обобщившая опыты и теоретические построения многих физиков различных стран в области электромагнетизма, термодинамики и оптики.
Последователь Эрстедта и Фарадея, максвелл разобрал теорию электромагнитного поля. Математическими выражения нового учения являлась система уравнений в равной мере относящихся как к электромагнитным, так и и к оптическим явлениям и описывающих структуру электромагнитного поля.
Широкое развитие атомистическая теория строения вещества получила в трудах английского учёного Джона Дальтона (1766 – 1844).
Опираясь на исследования Жерара и Канниццаро, английский химик Э. Франкленд (1825 – 1899) ввел в 1852 году понятие валентности, т.е. свойство атомов различных химических элементов вступать в химические соединения со строго определённым числом атомов водорода (валентность которого принималась за единицу).
В геологии и палеонтологии теория катастроф потерпела полное поражение со временем появления работ английского исследователя Чарльза Лайелла (1797 – 1857). Важнейший его труд «Основы Геологии».
Великий английский ученый Чарльз Дарвин (1809 – 1882) нанес решительный удар религиозно – метафизическому взгляду на природу, доказав, что весь современный ограниченный мир – растения, животные и человек – является результатом процесса развития, длившегося многие миллионы лет. Главный труд Дарвина – «Происхождение видов путём естественного отбора», содержавший основы его учения, был опубликован в 1859 году.
Исходными данными для выработки этого учения были, во-первых, наблюдения над результатами вековой сельскохозяйственной практики человека, а во – вторых, изучение во время географических экспедиций (в том числе проведенных при участии самого Дарвина) различных форм животных и растений, прекрасно приспособленных к самым разнообразным естественным условиям. Дарвин пришёл к выводу, что виды животных и растений не постоянны, а изменчивы; что современны растительный и животный мир сформировался в результату длительного процесса развития; что существующие виды животных и растений произошли от ранее существовавших путём отбора и накопления изменений.
Дарвин различал естественный отбор, то есть отбор и накопление в естественных условиях свойств, полезных для жизни организмов, и искусственный отбор, направляемый человеком в его хозяйственных интересах. Естественный отбор должен был, по мнению Дарвина, происходить в обстановке борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных особей.
Дарвин установил основные закономерности развития животного и растительного мира. Он открыл естественные причины, так называемой органической целесообразности, то есть относительное совершенство приспособленности организмов к разнообразным условиям среды.
Поскольку именно эта целесообразность является излюбленным аргументом в пользу существования «премудрого творца», якобы создавшим живой мир специально приспособленным к условиям жизни на земле, дарвинизм вызвал со стороны реакционеров почти столь же яростные нападки, как «вольтерьянство» в XVIII веке.
С другой стороны, учение Дарвина Получило горячую поддержку К.Маркса и Ф. Энгельса, всех прогрессивных деятелей и учёных.
Дарвинизм получил дальнейшее развитие в трудах передовых естествоиспытателей. Немецкий ученый Эрнест Геккель (1834 – 1919) и работавший в Бразилии Фриц Мюллер сформулировали биогенетический закон, согласно которому развитие данной особи в зародышевой стадии (онтогенез) повторяет развитие всего вида (филогенез).
3.6 Музыка
В середине XIX века в музыкальной жизни Англии появляются первые признаки наступающего подъёма. Более активной становится деятельность концертных организаций; обогащается оперный репертуар; развивается музыкальная журналистика. Всё это предвещает наступление нового периода, который английские историки характеризуют как «эпоху музыкального возрождения». И хотя в творческом отношении 50е и 60е годы ещё не выдвинули крупных фигур, но в музыкальном образовании, критике и концертной жизни наступающий переело обозначился достаточно ярко.
Об этот свидетельствует возникновение новых концертных организаций более широкого общественного значения. Таковы концерты в «Кристал Пэлас », руководимые немецким дирижером Августом Манном и английским музыковедом Джорджем Гровом; «Популярные концерты» в «Сент – Джеймс Холл» и симфонические концерты под руководством крупного пианиста и дирижера – организатора собственного оркестра Чарльза Халле (1819 – 1895). Эти концертные общества, в которых репертуар уже не ограничивался ораториальной хоровой музыкой, сразу несли новую струю в музыкальную жизнь Англии. Они давали возможность английской публике знакомиться с новыми произведениями симфонической и камерной музыки.
Борьба за музыкальное просвещение, охватившее в 60х годах крупные европейские страны, нашла свой отклик и в Англии.
3.7 Конец эпохи
В 1897 году Виктория отпраздновала свой бриллиантовый юбилей – шестьдесят лет царствования. Это событие сопровождалось небывалым подъемом патриотизма, вся нация ликовала. По утверждению «Таймс»: «Никто и никогда не пользовался таким почётом и уважением, как наша королева». А ведь ей приходилось править страной с очень разнородным населением. В некоторых уголках Англии до сих пор сохранились старинные деревеньки с патриархальным укладом – их добропорядочные обыватели во главе с приходским священником, казалось, всё ещё жили в предыдущем веке. А наряду с ними возникали и росли многочисленные города с мощными промышленными предприятиями – именно они создавали лицо современной Британии.
Виктория умерла 22 января 1901 года в Осборн – Хаусе. Её правление – самое продолжительное в истории Англии. Оно длилось так долго, что лишь семидесятилетние старики могли с трудом припомнить, как они жили при другом монархе. Оборотная сторона такого долголетия – никто из придворных лиц не знал, как устраивать похороны королевы, все пребывали в растерянности. Кончина Виктории оказалась большим ударом для нации. Людям казалось что с её смертью закончилась целая эпоха – эпоха процветания и оптимизма, и что там ждет впереди – никому не известно…
Заключение
В Англии во время правления Виктории можно было наблюдать впечатляющий прогресс как в культуре и науке, так и в обществе. Это показывает Викторию талантливым и преданным своему делу монархом. Литература, изобразительные искусства, скульптура, театр – все находится в небывалом подъёме. Кроме того королева внимательно относится нетолько к высшим слоям общества, но и к крестьянам. Поэтому Викторианская эпоха стала символом процветания всей нации. И до сих пор эти годы помнят, и они не умрут никогда, потому что имя Виктории упоминается каждый раз, когда говорится об одних из самых ярких монархов, о самом продолжительном правлении…
Список используемой литературы
1)«Всемирная История» том VI под редакцией Н.А. Смирнова, Н. А. Ерофеева, А.Р. Ионнисяна, А.С. Нифонтов. Москва – 1959 год.
)Дэниел Кристафер. «Англия. История Страны». Санкт – Петербург – 2007 год.
)«История Великобритании» под редакцией К.О. Моргана. Москва – 2008.
)«История европейского искусствознания вторая половина XIX века» под редакцией Б.Р. Виппера и Т.Н. Ливанова. Москва – 1966 год.
)«История европейского искусствознания вторая половина XIX века – начало XX» под редакцией Б.Р. Виппера и Т.Н. Ливанова. Москва – 1969 год.