- Вид работы:
Реферат - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 21,75 kb
Культура Византии (IV-XIV вв)
Графические проективные методики для взрослых
Лосева В., Луньков А. (кафедра психологическою
консультирования МЭГУ).
Эта
методика отличается от других рисуночных методик. В ходе работы по стандартной
методике, например, “Рисунок человека”, выводы о проблемах и личностных
особенностях базируются на допущении, что, рисуя “человека вообще”, испытуемый
неосознанно приписывает ему свои особенности, отождествляя его с собой.
В
методике “Четыре персонажа” инструкции прямо говорят: “Изобразите себя в
образах четырех персонажей — растения, животного, неодушевленного предмета и
человека. Мы не оцениваем художественные способности и портретное сходство, а
хотим лучше понять Вас и Ваши переживания. Рисунок человека не обязательно
должен быть Вашим автопортретом — Вы можете изобразить человека любого пола и
возраста, в любом историческом времени. Главное — чтобы он наилучшим образом
выражал важные для Вас особенности”.
Такая
инструкция позволяет исследовать самопредъявление и самопознание человека,
поскольку он вынужден выделять наиболее существенные для него самого черты.
При
обсуждении задания необходимо задать вопросы: “Что это такое?” и “Что общего
между Вами и этими персонажами?”.
Напоминаем,
что самое значимое изображение окажется наиболее крупным по линейным размерам,
усиленный нажим или штриховка связаны с тревожностью относительно тех или иных
деталей рисунка. Перейдем к краткой интерпретации основных типов рисунков,
которые чаще всего встречаются в нашей практике. В качестве наиболее
существенных признаков самого себя люди обычно выделяют:
1)
особенности личности, черты характера;
2)
пристрастия и интересы (“люблю спорт”, “ненавижу жадность”);
3)
психические состояния (печаль, страх, надежда и т. д.);
4)
описание ситуаций, в которых человек оказался(“меня все бросили”, “обманули”,
“это несправедливо”).
Заметим,
что изображение по типу 1) и 3) есть результат обращения к самому себе,
описания того, “какой я”, а описания по типу 2) и 4) смещают центр тяжести во
внешний мир, на внешние объекты, отношения к человеку других людей. Человек,
избравший способ самопредъявления по типу 2)/4), мыслит себя как результат
действия внешних сил, а свое психическое благополучие связывает с наличием или
отсутствием конкретных внешних объектов. Часто чрезмерно суженный способ
самопонимания сам по себе является источником психологических проблем.
На
рисунке мужчины (рис.1) изображены “собака бездомная, брошенная, которая больше
никому не нужна”, “высохший цветок, который пора выбросить”, “фонарь, который
светит в темном углу двора, там его свет никому не нужен”, “я сам в виде
шаржа”.
Предметом
его обращения к психологу было то, что после развода с женой, которая ушла от
него и вышла замуж за другого человека, он “потерял смысл жизни, уверенность в
себе” и просил помочь ему “вернуть жену”. Он утверждал, что “не будет
чувствовать себя человеком, пока этого не добьется”. Можно сказать, что он
исключал возможность самоуважения в ситуации, когда его бросили. С его точки зрения,
только устранение самой ситуации, а не изменение отношения к ней и к самому
себе могло ему помочь.
Самовосприятие
людей по типу 1)/3), наоборот, имеет точкой отсчета то или иное внутреннее
состояние и распространяет его на внешний мир. Такие люди не считают, что
изменение внешней обстановки или окружения может им чем-то помочь, поскольку не
связывают свои состояния с внешними стимулами. Иногда подобная избирательная
“слепота” сама по себе служит источником препятствий на пути к самопознанию,
поскольку такие люди отказываются от изменений внешней обстановки и среды.
Более того, само начало активных действий они связывают с тем моментом, когда
какое-либо состояние у них “пройдет”. Это чрезвычайно затрудняет для них выход
из кризисных ситуаций, так как они занимают пассивно-выжидательную позицию,
считая улучшение своего состояния функцией не своих действий, а, скорее,
времени (“время — лучший лекарь”), не хотят видеть связь между собственными
переживаниями и внешними событиями, воспринимая сном эмоциональные реакции, к
лучшем случае, как независящие от них “особенности организма”.
За
консультацией обратилась женщина с жалобами на слезливость, слабость,
подавленность, длящиеся уже четыре месяца и возникшие “без всяких причин”.
Обнаружив в ходе обсуждения рисунка (рис. 2), что она не может связывать
внешние события и свои переживания, мы переформулировали вопрос: “Перечислите
основные события Вашей жизни в течение последних шести месяцев”. Оказалось, что
за это время от женщины ушел муж, единственный сын ушел служить в армию, заявив
ей, что когда отслужит, то вернется не к ней, а к бабушке в Кострому. Он сказал
матери, что “не собирается ни дня жить под крышей дома, где столько лет царила
ложь”, осуждая мать за то, что она скрывала от него измены отца, и добавив, что
из армии он писать матери не будет. И действительно, за четыре месяца после
отъезда сына мать не получила от него ни одного письма. На вопрос, не считает
ли она все эти события достаточными для возникновения испытываемых состояний
она удивленно сказала: “Я считала, что нервные расстройства возникают после
перенесения тяжелых заболеваний, например воспаления легких или гриппа, а у
меня со здоровьем все в порядке, я ничем не болела” — и принялась пересказывать
статью из журнала “Здоровье”, где автор, с которым она была совершенно
согласна, связывал депрессивные переживания исключительно с физическим состоянием
организма.
Основной
трудностью в работе с подобными людьми является то, что всего многообразия
своей личности они как бы не замечают и отождествляют себя только лишь с одним
психическим состоянием. Возникает замкнутый круг: в своем стремлении к самотождественности
их личность бессознательно поддерживает именно то состояние, которое
сознательно человек хочет преодолеть. В этом и подобных ему случаях все рисунки
выражают одну и ту же идею, в данном случае — одиночества, ненужности и
брошенности.
Свой
рисунок женщина комментирует так: “Пингвин, одинокий, отстал от своей семьи,
заблудился на холоде”, “Сломанный цветок”, “Расческа с выломанными зубьями, уже
никому не нужна, пора выбрасывать”, “Мое лицо со слезами — плачу?”.
Обобщая,
можно сказать, что если все рисунки выражают одну и ту же идею, то это
свидетельствует о сужении внутриличностного пространства и временной
перспективы. Но чаще рисунки все же относятся к разным аспектам личностных
проявлений.
Встречаются
случаи, когда все четыре рисунка также посвящены “одной теме”, но такой,
которая должна представить человека в наилучшем свете. Это встречается у людей,
которые, опасаясь столкнуться лицом к лицу со своими проблемами, тратят
огромное количество энергии на наработку “фасада”: внешнего благосостояния,
благополучия или оригинальности и исключительности. Чаще всего это связано с
инфантильно-эгоцентрическим способом решения проблем своего развития.
На
рис. 3, который рисовал мужчина 38 лет с жалобами на проблемы во
взаимоотношениях с женой, представлены четыре варианта его образа “Я”: “Золотая
рыбка” — у меня 16 аквариумов, я развожу рыбок и продаю их на Птичьем рынке —
очень прибыльное дело. “Тюльпан” — я их тоже развожу, продаю как сами по себе,
так и луковицы. Так что живем мы богато — жена может покупать себе все, что
захочет. Машина: недавно отечественную машину поменял на иномарку. Вот она —
чтобы солидней было. А это я — с бородой, бороду отпустил недавно: обеспеченный
человек должен выглядеть представительно”. Установки говорят сами за себя и в
комментариях не нуждаются.
Другой
вариант наработки “фасада” — через предъявление своей исключительности —
представлен на рис. 4, выполненном 26-летней журналисткой, жалующейся на
творческий кризис, неспособность писать на “банальные” темы, которые ей
предлагают в редакции. В силу этого она вообще перестала что-либо писать, и у
нее ухудшились отношения в коллективе.
На
рисунке мы видим: “Сансевьера — растение, о котором мало кто знает, что оно
цветет даже в комнатных условиях. Например, у меня в квартире. Розовый фламинго
— мало кто знает, что эта редкая птица прилетает гнездиться в низовьях Волги,
откуда я родом. Чайник — я умею делать такой чай из 11 трав, что никто не может
разгадать рецепт. А это я в ванне. Смотрите, какой коврик. Недавно себе купила
за бешеные деньги”.
Из
рисунка журналистки и беседы с ней следует, что “вынужденное” творческое
бездействие на самом деле ей выгодно, поскольку это способ заставить коллег
уступать ее требованиям, принимая в расчет ее представление о собственной
исключительности.
Совсем
о другом говорит попытка объединить все четыре изображения одним целостным
сюжетом. Обычно так рисуют люди, склонные к самопознанию и стремящиеся к
осознанной личностной интеграции. Тогда мы видим как бы один рисунок, включающий
сюжетную сцену “с участием” растения, животного, предмета и человека,
выражающих различные аспекты собственного “Я”.
На
рисунке студента педвуза, жалующегося на трудности общения со сверстниками,
изображена тюремная стена с зарешеченным окошком (неодушевленный предмет) —
“это стена внутри меня, которой я сам себя отгородил от людей” (рис. 5). Из-за
нее во внутреннее пространство заглядывает лицо в профиль — “человек — это я
сам пытаюсь заглянуть внутрь себя”. На переднем плане — баран (“у меня прозвище
— “Баран”), который щиплет дерево (“оно вынуждено страдать, потому что никуда
не может уйти из своей тюрьмы”).
Перейдем
к описанию символических значений отдельных классов изображений.
Животное
Рисунок
животного выражает бессознательное отношение к проявлениям витальности.
1.
Домашние животные.
Выбор
их для самопредставления свидетельствует о тенденции “приручить” свою жизненную
энергию. “Собака” — тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется
на житейском уровне с верностью и служением.
“Кошка”
—
потребность
в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение нссловесного взаимодействия
словесному. “Птицы в клетках” и “рыбы в аквариумах” — тенденции к подавлению
сигналов своего тела,
самоподавлению
__ стремление к
подчинению
себе своей витальности, нередко с оттенком самолюбования. “Корова” и другие
“полезные” животные, служащие источником питания — отождествление себя с ролью
“кормильца” или “кормилицы”, стремление давать больше, чем получать, оставляя
окружающих с ощущением вины, в роли должников (часто неосознанное).
2.
Дикие животные.
Их
образы могут быть выбраны по разным основаниям.
Выбор
конформного образа.
Например,
“голубь — символ мира, а я очень добрый человек”. Это свидетельствует об отказе
от исследования проблем, связанных с собственной витальностью.
Выбор
“презираемых” подземных и ночных животных — представление о витальности как
средоточии всего негативного и отрицаемого в себе (мыши, крысы, черви, пауки и
др.).
Опасные
животные (скорпионы, волки и др.), символизирующие угрозу жизни для человека, —
восприятие своей витальности как непредсказуемой, угрожающей. Тенденции к
самоподавлению.
Животные,
символизирующие силу, власть или особые способности (слоны, львы, орлы и др.) —
восприятие своей витальности как источника позитивной энергии, особых ресурсов
и силы.
Животные
— сказочные герои интерпретируются и соответствии с тем пониманием роли
персонажа, которое есть у человека,
3.
Стилизованные и фантастические животные — персонажи книг и мультфильмов
(Винни-Пух, Чебурашка, Микки Маус и т.д.) — отказ от анализа проблем своей
витальности.
4.
Изображение конкретных животных, принадлежащих человеку. Они интерпретируются в
соответствии с теми потребностями, которые он удовлетворяет в контакте с данным
животным. Следует помнить, что человек, заводящий домашнее животное,
удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки
зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми.
*
От лат. vita — жизнь (жизненная сила, жизненная энергия).
**
Общеизвестный, безличный.
Растение
В
общем случае этот персонаж отражает отношение человека к процессу своего
развития, роста и его отдельным фазам: способность использовать ресурсы,
имеющиеся в наличии без необходимости смены ситуации (растение не способно к
передвижению): степень привязанности к собственному прошлому (растение с
корнями или срезанное),
Выбор
конформного символа
(“береза
— символ женственности”, “мимоза — мой любимый праздник — Восьмое марта”).
Отказ от анализа проблем своего развития и личной истории.
Комнатные
растения в горшках – отрицание возможности выхода из конкретной семейной, чаще всего
детско-родительской, ситуации.
“Полезные”
растения (овощи. фрукты, продукты питания) — идентификация с ролью “кормильца”
или “кормилицы”.
Букет
в вазе интерпретируется в зависимости от отношения человека к изображаемому
(“бедные растения, сорвали, скоро они увянут” или “прекрасный букет, который
принесли мне в подарок”). Может отражать отношение человека к перемене ситуации
(“отрыву от корней”), выходу из детско-родительских отношений.
Деревья
с висящими плодами — отождествление с родительской ролью и желание “остановить”
процесс отделения своих детей. “Колючие” растения (кактус, чертополох и др.)
агрессивные тенденции, восприятие своего развития как наращивания средств
обороны от мира. Растение без верхушки -чувство неопределенности будущего.
В
общем случае символизирует то, что лишено признаков витальности с точки зрения
человека, “не может умереть”, выражает стабильность или является предметом
потребности. Иногда в качестве дополнительного вопроса можно предложить
представить этот предмет живым и описать его жизнь. Неодушевленный предмет
может символизировать то. что человек связывает с переживаниями стабильности и
определенности в себе. С предметом также может связываться символ постоянства и
верности, поскольку он не может “бросить” владельца по своей воле.
Человек
Если
человек изображает себя персонажем иного пола, возраста или исторической эпохи,
то это свидетельствует о наличии таких его особенностей и потребностей, которые
не находят отклика в его нынешней ситуации.
Напомним,
что во всех случаях необходим опрос испытуемого для уточнения значений
рисунков.
Методика
“Четыре персонажа” может быть использована не только в индивидуальном, но и в
семейном консультировании. В этом случае надо предложить нарисовать в виде
четырех
персонажей
не только себя, но и других членов семьи (супруга, детей, родителей). Затем
можно сравнить и обсудить полученные рисунки но принципу: “я — в своих глазах”
и “он — моими глазами”.
Для
стимулирования процесса самопознания у человека, ему можно предложить выполнить
рисунки на довольно абстрактные, но связанные с его проблемой темы. Например,
нарисовать рисунки “Мой страх” (для детей — “Чего я боюсь”) и “Мое желание”
(для детей — “Чего я хочу”). Укажите, что можно изобразить не один страх или
желание, а несколько. В ходе дальнейшей беседы по рисунку можно
конкретизировать и уточнить запрос, а также получить дополнительную информацию.
Мать
8-летнего мальчика, рисуя “Мой страх”, изображает школьный дневник сына с
“двойкой” (“я каждый день боюсь, не схватил ли он опять двойку”). Ребенок же,
успевающий средне, к получаемым им “двойкам” относится спокойно. На рисунке
“Чего я боюсь” он изобразил популярного героя фильмов ужасов. На вопрос: “Что
самое страшное может произойти, если сын получит “двойку”?” — мать отвечает:
“Ну не знаю”. Вопрос: “А как бы Вы ответили, если бы знали?” Мать: “Лично я
никогда не получала “двоек”, я была круглой отличницей, хотя родители от меня
этого не требовали. Они считали это обычным, поскольку и сами в школе учились
хорошо. Но мне кажется, что если бы я в школе получила “двойку”, то умерла бы
от стыда”.
В
данном случае боязнь “двойки” у ребенка есть проявление преувеличенного
стремления к совершенству, принятого в этой семье, где быть успешным настолько
естественно, что даже не требует обсуждения. Мать не замечает, что ее ребенок
тоже чувствует себя благополучным, но не связывает это с оценками. Таким
образом, поведение ребенка ставит под сомнение ее устоявшееся отношение к себе,
чего она и боится.
Желания
ребенка, выраженные в образной форме, позволяют психологу напрямую обратить на
них внимание родителей. Более того, можно даже оговорить с родителями список
желаний ребенка, на удовлетворение которых он имеет право, не спрашивая у них
разрешения.
В
рисунках на тему “Мои желания”, сделанных родителями, нередко ведущей
оказывается тема, касающаяся других членов семьи (“хочу, чтобы он поступил в
МГУ”). Тогда психолог может вернуть родителей к инструкции о рисовании именно
своих желаний, не связанных с поступками других людей. Это особенно важно в
работе с семьями, где есть подростки, поскольку способность помочь им взрослеть
неразрывно связана с возвратом к своим личным, не связанным родительской ролью,
желаниям.
Одним
из вариантов данной методики является рисунок состояний и переживаний, напрямую
связанных с запросами человека. Это позволяет выявить скрытые барьеры на пути
решения проблемы.
Например,
молодой человек жалуется на неуверенность в себе при общении с людьми. Тогда
его просят изобразить это состояние на рисунке в предельно общем виде или же
конкретно (рис. 6). После этого человеку предлагается изобразить на другом
листе прямо противоположное состояние и назвать его.
И
следующий рисунок он называет так: “Уверенность в себе, наглость, хамство”. На
вопрос: “Считаете ли Вы, что наглость и хамство всегда сопутствуют уверенности
в себе?” он отвечает: “Естественно”. Это позволяет прояснить, что мешает
молодому человеку справиться со своей проблемой: неадекватное обобщение не
позволяет ему выработать новые способы поведения, поскольку ни один человек не
будет стремиться к выработке в себе качеств, которые он осуждает с моральной
точки зрения.
Рисование
переживания и того, что ему прямо противоположно, позволяет выявить те
неконструктивные установки, в преодолении которых как раз и необходима помощь
психолога. Ведь только их образное предъявление часто впервые сталкивает
человека с ними лицом к лицу.
Методики
“Четыре персонажа” или “Рисунок переживаний” открыты для их модификации и
творческого использования. Главное для авторов — стимулировать ваше собственное
воображение, интуицию и способности к интерпретации символов. Мы надеемся, что,
используя эти приемы, а возможно, и творчески модифицируя их, вы получите свой
собственный уникальный опыт и укрепите в себе чувство профессиональной
компетентности.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pedlib.ru