- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 30,75 Кб
Культурная политика Украины в 1998-2005 гг.
Курсовая робота
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ В 1998-2005 ГГ.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Культурная политика представляет собой отрефлексированный и ответственный выбор целей и приоритетов, создание механизмов их осуществления и целенаправленное выделение ресурсов. Первой целью культурной политики является сохранение и передача будущим поколениям культурного наследия, поддержка художественного творчества и распространение всех форм культуры среди максимально широкой аудитории.
Необходимо отметить, что в течение нескольких последних десятилетий происходит постоянное переосмысление роли и места культуры в жизни как всего мирового сообщества, так и отдельного человека.
Функции современного государства предполагают необходимость государственной политики в области культуры (культурной политики). Средства выработки и реализации такой политики – разработка и принятие государственных программ, создание специализированных исполнительных органов, государственных организаций, учреждений, предприятий культуры.
Актуальность темы обусловлена тем, что с помощью культурной политики устанавливаются формальные границы творческой деятельности, ее направления и приоритеты: именно она определяет степень влияния различных социальных субъектов на процессы, происходящие в культурной жизни общества; она же влияет на взаимоотношения участников культурного процесса. В конечном итоге именно культурная политика в большой мере определяет состояние всей сферы культуры в обществе.
Цели и задачи исследования. Одной из главных целей является попытка комплексного рассмотрения сущности процесса взаимодействия политики и культуры в сфере культурной политики. Еще одна цель состоит в том, чтобы проанализировать ситуацию, сложившуюся в сфере взаимосвязи политики и культуры в Украине в 1998-2005 гг.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Сформулировать определение культурной политики, необходимое для дальнейшего рассмотрения этого феномена,
. Выявить специфику взаимовлияния политики и культуры.
. Определить общие принципы реализации культурной политики Украины, ее цели и задачи
. Рассмотреть правовую основу и особенности взаимодействия украинской политики и культуры в 1998-2005 гг.
. Определить роль мировой глобализации в формировании информационного пространства в Украине.
Объектом исследования является сама культурная политика, а предметом, в свою очередь, – процесс взаимодействия политики и культуры.
Методологическая основа исследования. При анализе теоретической части проблемы использовался структурно-функциональный метод. В ходе рассмотрения практической стороны темы использовались методы анализа документов и сравнительного анализа. С помощью культурологического метода удалось рассмотреть тему с культурологической точки зрения. Основными методологическими принципами, примененными в исследовании, послужили принципы системности и объективности.
Теоретическая основа исследования. Нужно отметить, что уровень обработанной темы достаточно высокий. Существует много разных изданий, монографий, научных трудов, но остановимся только на тех, которые больше всего касаются данной темы.
Наибольший интерес для исследования составляют публикации, связанные с разработкой методологии управления процессами культурной политики, которые представлены в работах Н. Т. Арефьевой, Ю. П. Богуцкого, В. В. Вовкуна.
Значительный потенциал для исследования культуры и культурной политики в условиях современной глобализации накоплен в работах В. Н. Шейка В. Н. и А. В. Кравченка. В частности, в своей статье «Формування інформаційного простору та зовнішньої культурної політики України в роки незалежності» В. Н. Шейко доказывает, что эти процессы были вызваны формированием информационного общества в условиях цивилизационной глобализации.
В. В. Матвеенко в публикации «Модели государственной культурной политики в современном мире» рассматривает ряд различных моделей культурной политики государства, в работе отражен культурологический поход к аспектам становлення и организации политики государства в сфере культуры.
В широком контексте (историко-культурный процесс, политика в сфере культуры), проблематика культурной политики нашла опосредованное освещение в работах О. Н. Астафьевой, А. Н. Окары, В. Н. Шейко и др.
Структура работы была обусловлена выбором темы и поставленными целями и задачами, имеет следующий вид: состоит из введения, двух разделов, пяти подразделов, выводов и списка использованной литературы, который содержит 32 источника. Основное содержание работы выложено на 28 стр., дополнено 4 стр. списков использованной литературы.
РАЗДЕЛ 1. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФЕНОМЕН ПОЛИТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
.1.Понятие культурной политики
Культурную политику в большой степени обуславливает истолкование предмета культуры. Поэтому, прежде всего, нужно определить, что именно мы вкладываем в понятие культуры. Все мы хотим жить в стане, которая не только гордилась бы «славным прошлым», но сегодняшними достижениями и хорошими перспективами в будущем. В этом контексте роль культуры нельзя переоценить, поскольку именно она формирует наше сознание. От культуры зависят наши идеалы и амбиции, стиль жизни и мышления, качество наших отношений. Культура – это, собственно, базовые ценности, смысл, этика и способ нашего поведения. Все это обуславливает качество нашей профессиональной работы и таким образом влияет на качество экономики. Ведь не экономика создает людей, а люди – экономику. А кто создает людей? Культура! В конце концов, культура существует там, где есть человек. Именно человек является производителем, потребителем и носителем культуры. Поэтому культура и является стратегическим инструментом создания нашего будущего [7].
Это значит, что целью правительства должно быть развитие и движение вперед культуры. В контексте государственной политики задача министерства именно и заключается в том, чтобы генерировать такую культурную политику, которая обеспечит развитие самобытной и сильной Украины.
Культурная политика независимой Украины в условиях формирования информационного общества является залогом постоянного мирного развития как самой страны, так и земного сообщества. Трансформация информационного поля, информационного общества в Украине прямо пропорционально зависит от уровня культуры общества, от процесса формирования культурной политики государства, особенно во внешнем аспекте. Культурную политику можно определить как комплекс мероприятий различных социальных институтов, направленных на формирование субъекта творческой деятельности, организацию процессов отбора и трансляции созданных культурных ценностей и их освоения обществом. [30; 13] К субъектам культурной политики относятся: государственные органы, негосударственные экономические и деловые структуры и деятели самой культуры (причем последние играют двойственную роль в культурной политике, являясь одновременно и ее субъектами, и объектами). Кроме деятелей культуры к объектам культурной политики относится сама сфера культуры и общество, рассматриваемое как совокупность потребителей культурных ценностей, которые создаются и распространяются.
Социологический словарь так определяет понятие о культурной политике: «Культурная Политика (англ. эквивалент cultural policy) – понятие, использующееся с 1970-х преимущественно в социологии культуры и прикладных социальных исследованиях для определения роли и функций государственной власти в сфере культуры и искусства. Политический аспект культурной политики предполагает определение целей и приоритетов государства по сохранению культурного наследия, созданию условий для существования артистического сообщества (образование, награды, финансирование учреждений) и выработке критериев социальной приемлемости продуктов художественного творчества (цензура).» [23; 228]
Понимание динамики культуры, которая проявляется, прежде всего, в культурных процессах, т.е. в тех процессах, которые отражают изменения в состоянии культурных систем, показывает взаимодействие культурных элементов.
В этом процессе взаимодействия каждый элемент воздействует на другие, а те, в свою очередь, действуют на него. Это процесс состязательный: инструменты, обычаи и верования могут устареть и быть устранены из потока. Время от времени вводятся новые элементы. Постоянно образуются новые комбинации и синтезы – открытия и изобретения – культурных элементов. Таким образом, единый культурный процесс отражает все изменения, когда-либо происшедшие в характере взаимосвязи культурных элементов. [4; 6]
Возникают вопросы, как сохранить положительную направленность культурных процессов, направленность на развитие существующих культурных систем? Какая модель взаимодействия субъектов культуры окажется наиболее эффективной? Найти правильные ответы – это задача культурной политики. Известные факты отечественной и мировой истории определенно свидетельствуют о том, что от силы и содержания культурной политики зачастую зависит направление развития страны – прогресс или регресс.
1.2.Цели, задачи и принципы культурной политики в Украине
Культурная политика представляет собой сложную динамическую систему взаимодействия государственной власти, общества и культуры (как объекта этой политики). Отношения между этими элементами системы должны строиться на принципах гуманизма и толерантности, соблюдение которых – необходимое условие для успешного культурного развития и обретения нового типа государственной культурной политики, который будет соответствовать состоянию современного общества и ожиданиям людей. [24]
Политика независимого Украинского государства, его Конституция обеспечивают условия – правовые, финансово-хозяйственные, административно-управленческие – для сохранности и всестороннего развития украинской культуры как важного фактора развития полноценного, демократического общества, основы для формирования целостной культурно-национальной идентичности, успешного развития Украины, ее народа как полноправного члена мирового содружества, творца мировой культуры.
В сложных условиях широкомасштабных политических и экономических реформ задача состоит в том, чтобы обеспечить сохранение и дальнейшее развитие культурной инфраструктуры украинского общества, его творческого потенциала, образование единой национальной культурной системы с помощью сохранения духовных достижений украинского народа, его лучших традиционных ценностей.
Достижение этих целей возможно при условии создания эффективных механизмов поддержания культурно-художественной сферы независимо от форм собственности, подчинения и правового статуса учреждений культуры и искусства, творческих коллективов, объединений.
Определение инновационных форм и путей развития культуры, технологий, поиск новых мировоззренческих оснований, установок, ценностей, новых стратегий деятельности приобретают особое значение на фоне социокультурных изменений. Создание картины желаемого будущего является также неотъемлемой частью важнейших культурных форм: мифологии, религии, философии, искусства, науки, идеологии. [3; 39]
Прогнозирование – это процесс самого поиска установления будущего, процесс познания будущего явления; проводится на основе научного анализа закономерностей и условий их реализации. Научное прогнозирование объективно вытекает из развития изучаемого явления, его прошлого и настоящего. Поэтому только научные прогнозы могут быть истинными, обоснованными и надежными.
«Создание инновационных проектов, моделей будущего основывается не только на вере в реальность этих предсказаний и прогнозов, а на их несомненной полезности, поскольку они привлекают внимание общества к острейшим проблем человечеств, таким образом осуществляется их актуализация и даже гипотетическое решение» [2; 59]
Современное общество не может развиваться без использования научного прогнозирования. Поэтому оно также должно находить место и в культурной политике Украины.
Основными принципами культурной политики в Украине является:
признание культуры как одного из главных факторов самобытности украинской нации и национальных меньшинств, которые проживают на территории Украины;
утверждение гуманистических идей, высоких моральных основ в общественной жизни, ориентация как на национальные, так и на общечеловеческие ценности, признание их приоритетности над политическими и классовыми интересами;
сохранение и приумножение культурных достояний;
развитие культурных связей с украинцами, проживающими за границей, как основы сохранения целостности украинской культуры;
гарантирование свободы творческой деятельности, невмешательство в творческий процесс со стороны государства, политических партий и других общественных объединений;
равенство прав и возможностей граждан независимо от социального положения и национальной принадлежности в создании, использовании и распространении культурных ценностей;
доступность культурных ценностей, всех видов культурных услуг и культурной деятельности для каждого гражданина;
обеспечение условий для творческого развития личности, повышения культурного уровня и эстетического воспитания граждан;
поощрение благотворительной деятельности в сфере культуры предприятий, организаций, общественных объединений, религиозных организаций, отдельных граждан;
всестороннее международное культурное сотрудничество;
признание приоритета международно-правовых актов в сфере культуры;
объединение государственных и общественных начал в обеспечении развития культуры (ст. 2 Основ законодательства Украины о культуре).
Приоритетные направления развития культуры определяются целевыми государственными программами, которые утверждаются Верховной Радой Украины.
Государство в приоритетном порядке создает условия для:
развития культуры украинской нации и культур национальных меньшинств;
сохранения, воспроизведения и охраны культурно-исторической среды;
эстетического воспитания детей и юношества;
проведения фундаментальных исследований в области теории и истории культуры Украины;
расширения культурной инфраструктуры села;
материального и финансового обеспечения учреждений, предприятий, организаций и учреждений культуры. [14; 53-53]
Основные цели, задачи и направления культурной политики Украины определены в Концепции государственной культурной политики Украины (утвержденной Постановлением Коллегии Министерства культуры Украины № 10/3 от 27 октября 1994 г.), Концепции развития культур национальных меньшинств Украины (утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 31 мая 1995 г.), Концептуальных направлениях деятельности органов исполнительной власти относительно развития культуры (одобрена Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 июня 1997 г. № 675).
В «Основных направлениях социальной политики на период до 2004 года», в частности, отмечается, что в последнее время в области культуры нарастают отрицательные тенденции, обусловленные, прежде всего, дальнейшим сокращением объемов финансирования из государственного и местных бюджетов, недостаточным нормативно-правовым регулированием функционирования отрасли.
С целью преодоления этих тенденций правительству нужно сосредоточить усилия на осуществлении мероприятий по возрождению, сохранению и развитию сети учреждений социально-культурного назначения для обеспечения населения соответствующими услугами по месту проживания на уровне, не ниже минимальных социальных потребностей, в особенности в сельской местности; обеспечении гарантии свободы творчества, доступа граждан, и в особенности молодежи, к культурным достояниям; содействии развитию культур и традиций всех этносов Украины, а также воспитании бережного отношения к национальному культурному наследию как основы национальной культуры.
В сфере формирования внешней культурной политики Украины следует отметить, что в последнее время Украина имеет возможность по-новому определять свою внутреннюю и внешнюю культурную политику, разрабатывать нормативно-правовые основы международного культурного взаимодействия, заключать соглашения с зарубежными странами и международными организациями, формировать механизмы их реализации.
В стране начался процесс трансформации предварительной системы международного культурного сотрудничества, сложившейся в условиях административно-командной системы, в новую, демократическую, которая основывается на общечеловеческих ценностях и национальных интересах. Демократизация международных связей способствовала устранению жесткого партийно-государственного контроля над формами и содержанием международных культурных обменов. Был разрушен «железный занавес», который в течение десятилетий тормозил развитие контактов общества с европейской и мировой цивилизацией. Возможность самостоятельно налаживать зарубежные контакты имеют профессиональные и самодеятельные художественные коллективы, учреждения культуры. Право на существование получили различные стили и направления литературы и искусства, в частности те, которые раньше не вписывались в рамки официальной идеологии. Заметно увеличилось количество государственных и общественных организаций, принимавших участие в культурных обменах. Возросла доля негосударственного финансирования мероприятий, которые осуществлялись за пределами страны (коммерческие проекты, средства спонсоров и др.) [31; 14].
Одними из важнейших задач культурной политики Украины являются формирование и укрепление отношений взаимопонимания и доверия с зарубежными странами, развитие равноправного и взаимовыгодного партнерства, участия страны в системе международного культурного сотрудничества. «Украинское культурное присутствие в зарубежье, как и зарубежное культурное присутствие в Украине, способствует утверждению за нашей страной достойного места на мировой арене, которое отвечает ее истории и геополитическому положению. Культурные обмены призваны устанавливать и поддерживать постоянные и длительные связи между государствами, общественными организациями и людьми, делать вклад в налаживание межгосударственного взаимодействия в других сферах, в частности экономике»
Основой связей в области культуры является художественно-творческие обмены в их традиционных формах гастрольно-концертной деятельности. Высокий авторитет и уникальность отечественной исполнительской школы обеспечивают стабильный международный спрос на выступления украинских мастеров.
Зарубежной общественности предоставляется возможность ознакомления с достижениями Украины в области литературы, культуры, искусства, образования, науки и техники, проведение комплексных мероприятий, посвященных отдельным регионам, городам и организациям Украины, развития партнерских отношений между городами и регионами Украины и других стран [13; 16].
Международное культурное сотрудничество предусматривает связи в сфере культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации (СМИ), молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, а также между общественными группами и организациями, творческими союзами и отдельными группами граждан. Ведь именно оторванность значительной части культурных деятелей от активного мирового процесса является проблемой развития украинской культуры. Но вместе с тем эта изолированность помогла выработать особый тип мировоззрения, некие особенности, присущие только нашему этносу (вспомните эссе Лины Костенко «Геній в умовах заблокованої культури»).
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ В 1998-2005 ГГ
.1Развитие украинского законодательства в области культуры в 1998-2005 гг.
Важным средством проведения государственной политики в сфере социально-культурного строительства является законодательство. По предмету и направленности правового регулирования законодательство в этой сфере подразделяется на отдельные подотрасли: законодательство об образовании, науке, культуре, здравоохранению и социальной защите, о физической культуре, спорте, туризме. Развитию и усовершенствованию законодательства, регулирующего многогранные общественные отношения в этой сфере, в современных условиях отводится значительное внимание.
Правовое регулирование в социально-культурной сфере направлено на закрепление основных начал, принципов организации и деятельности органов государства (Верховной Рады, Президента, Кабинета Министров); усовершенствование системы органов управления (центральных и местных); оптимальное распределение компетенции между субъектами (органами общей и отраслевой компетенции, между их разными звеньями, органами местного самоуправления); улучшение процедурной работы аппарата управления, порядка осуществления возложенных на него задач и функций.
Основные цели, задачи и направления культурной политики Украины определены в Концепции государственной культурной политики Украины (утвержденной Постановлением Коллегии Министерства культуры Украины № 10/3 от 27 октября 1994 г.), Концепции развития культур национальных меньшинств Украины (утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 31 мая 1995 г.), Концептуальных направлениях деятельности органов исполнительной власти относительно развития культуры (одобрена Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 июня 1997 г. № 675).
В «Основных направлениях социальной политики на период до 2004 года», в частности, отмечается, что в последнее время в области культуры нарастают отрицательные тенденции, обусловленные, прежде всего, дальнейшим сокращением объемов финансирования из государственного и местных бюджетов, недостаточным нормативно-правовым регулированием функционирования отрасли. [28]
Важное значение для формирования государственной политики в сфере культуры имело Послание Президента Украины Верховной Раде 2001 года. В этом Послании, в частности, подчеркивается, что историческая поступь нашего общества, утверждение идеалов свободы и самореализации объективно требуют развития украинской культуры, обогащения ее достижениями других культур [21].
Этот процесс должен строиться на основах создания единого общенационального культурного пространства, обеспечения гарантий свободы творчества и доступа к культурным достояниям, поддержки национального культурного наследия, обеспечения функционирования украинского языка во всех сферах культурной жизни, создания и содержания культурной инфраструктуры, содействия деятельности творческих союзов, организаций, объединений и отдельных художников.
Чрезвычайно важным «кирпичом» в правовом фундаменте независимого Украинского государства стал принятый 23 мая 1991 г. Закон «Об образовании», регулирующий общественные отношения в сфере воспитания, обучения, профессиональной, научной подготовки граждан. Его справедливо можно считать своеобразной «конституцией» образования.
В Законе образование определяется приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества. Целью образования провозглашается всестороннее развитие человека как личности и высочайшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, обеспечение различных сфер экономики квалифицированными работниками, специалистами [8; 451].
Важное место среди направлений государственной политики в области культуры и искусства имеют взаимоотношения в этой сфере творческих союзов и государства.
Правовые, социальные, экономические и организационные основы деятельности творческих союзов в области культуры и искусства устанавливает Закон Украины от 7 октября 1997 г. «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах».
Творческий союз действует на принципах добровольного объединения его членов, которые относятся к одному профессиональному направлению культуры и искусства, самоуправления, взаимопомощи и сотрудничества, невмешательства в творческий процесс, свободного выбора форм и методов творческой деятельности, признания авторских прав. В каждом профессиональном направлении может быть создано одно или более добровольных творческих объединений.
Творческие союзы независимы в своей уставной деятельности от органов государственной власти и органов местного самоуправления, политических партий, других общественных организаций.
Государство обеспечивает поддержку и защиту законных прав и интересов творческих союзов, гарантирует одинаковые условия для выполнения ими уставных задач и целей [9].
В области культуры и искусств успешно работают такие творческие союзы, как, например, Национальный союз композиторов Украины, Национальный союз художников Украины, Национальный союз писателей Украины, Национальный всеукраинский музыкальный союз, Национальный союз кинематографистов Украины и др.
С целью содействия развитию национальных творческих союзов Украины и усовершенствованию их деятельности по созданию национальной культуры и искусства, усиления государственной поддержки профессиональных творческих работников Украины Президент Украины 24 июля 2000 г. издал Указ «О государственной поддержке национальных творческих союзов Украины», где среди разных льгот черным по белому записано: «Фонду государственного имущества Украины завершить в 2000 году передачу национальным творческим союзам Украины в собственность или бессрочное пользование недвижимое имущество, бывшее в их пользовании…». «К этому указу в 1998 году существовало постановление (10.07.1998 г. №1058) Кабинета министров Украины «О передаче недвижимого имущества творческим союзам» с перечнем объектов. В списках находим не только дома творчества как прибыльные объекты, но и мастерские на Андреевском спуске, в Лавре, в других районах города. Став владельцем этих помещений, Союз художников должен был платить дотацию за обедневших художников. Готово ли к альтруизму руководство СХУ? Об этом мы пока что не знаем, так как горгосадминистрация медлит с выполнением указа Президента Украины. Как ни крути, но художник мешает. Смысл письма зампреда горадминистрации А.Толстоухова (03.09.2000 г. №005-569) к общественному творческому объединению «Лаврские мастерские» такой: высокое должностное лицо убеждено – работа художника не связана с функционированием лаврского заповедника, и потому художников нужно оттуда отселить. Мягко, деликатно, но – прочь!».
Во исполнение Указа Президента Украины от 9 декабря 1995 г. № 1138 «О мероприятиях по воспроизведению выдающихся памятников истории и культуры» Кабинет Министров Украины Постановлением от 23 апреля 1999 г. утвердил Программу воспроизведения выдающихся памятников истории и культуры Украины. Основу Программы составляют результаты историко-архивных, натурных и других научных исследований специализированных научно-исследовательских и проектных институтов, апробированные научные методы воспроизведения утраченных памятников.
В Украине под охраной государства находятся свыше 150 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, в том числе около 15 тыс. памятников градостроительства и архитектуры.
Памятники истории и культуры, дошедшие до нашего времени, требуют осуществления комплексных мероприятий по их сохранению [1; 653-658].
Библиотечные фонды являются важным культурным, научным, образовательным и информационным достоянием страны, направленным на удовлетворение читательского спроса, реализацию прав граждан на доступ к информации.
Тем не менее, сегодня остро стоит проблема обновления библиотечных фондов библиотек, поскольку свыше 80 процентов в них – издания 60-80 годов XX столетия, не пользующиеся спросом читателей. Кабинет Министров Украины Постановлением от 1 июля 2002 г. № 900 утвердил Программу пополнения библиотечных фондов на период до 2005 г. Эта Программа определяет стратегию решения проблемы пополнения библиотечных фондов.
Целью Программы является обновление библиотечных фондов, реализация прав граждан на доступ к информации, знаниям, привлечение к культурным ценностям.
Основной задачей Программы является обеспечение библиотек минимумом научных, социально значимых периодических изданий, выборочным, тщательно сформированным репертуаром как отечественной, так и зарубежной печатной продукции согласно их статусу, составу пользователей.
Выполнение Программы даст возможность повысить эффективность использования фондов библиотек, окажет содействие возрастанию их научного, образовательного и информационного потенциала.
Предусмотренные Программой исследования определяют структуру и полноту поступления в библиотеки обязательных экземпляров документов, удовлетворение читательского спроса на отечественную печатную продукцию, периодические издания. Результаты материалов исследований будут положены в основу дальнейшей разработки стратегии управления библиотечными фондами [22].
С целью поддержки плодотворной художественной деятельности театральных, музыкальных, хореографических коллективов Украины, приведения в порядок присвоения лучшим из них статуса академического Указом Президента Украины от 20 августа 2001 г. утверждено Положение о присвоении статуса академического творческим коллективам Украины.
Это Положение определяет условия и порядок присвоения театральным, музыкальным, хореографическим коллективам Украины (далее – творческие коллективы) статуса академического [28].
февраля 2002 г. Президент Украины издал Указ «Об объявлении 2003 года Годом культуры в Украине».
С целью усиления государственной поддержки культуры в Украине, повышения ее роли в развитии демократического гражданского общества и поддерживая инициативу избирательного блока политических партий «За единую Украину», Кабинету Министров Украины, Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям рекомендовано разработать и утвердить государственную и региональные программы развития культуры на 2003-2004 гг., предусмотрев, в частности, мероприятия по: сохранению и развитию существующей сети учреждений культуры, обеспечению их современной материально-технической базой; содействию деятельности национальных творческих союзов Украины, в том числе их местных творческих ячеек; улучшению условий творческой деятельности и быта мастеров искусств, работников культуры, повышению уровня оплаты их работы; обеспечению дальнейшего развития культур национальных меньшинств Украины; сохранению и развитию ячеек традиционных народных художественных промыслов; улучшению охраны объектов культурного наследия, музеев, заповедников, библиотек, архивов; определению объектов архитектуры и градостроительства для занесения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины и объектов культурного наследия, которые могут быть включены в Список всемирного наследия.
Также Кабинету Министров Украины рекомендовано: решить вопросы относительно увеличения размеров ежегодных грантов Президента Украины молодым деятелям в области театрального, музыкального, изобразительного искусства и кинематографии для создания и реализации творческих проектов; внести в установленном порядке предложения относительно учреждения ежегодного гранта Президента Украины молодым писателям.
Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям предложено решить в установленном порядке вопросы относительно: учреждения региональных стипендий известным деятелям культуры и региональных грантов одаренной молодежи в области литературы, театрального, музыкального, изобразительного искусства, хореографии, кинематографии, народного искусства для создания и реализации творческих проектов; выделения средств на строительство жилья для известных художников, творческой молодежи, работников культуры, прежде всего в сельской местности; проведения в 2003 году смотра материально-технического состояния учреждений культуры в сельской местности и осуществления мероприятий по его улучшению.
Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины должен обеспечить широкое освещение мероприятий, связанных с подготовкой и проведением Года культуры в Украине [29].
Урегулированию важных вопросов развития в социально-культурной сфере посвящен ряд Указов Президента Украины, в частности, в сфере культуры и искусств – «О Национальной юридической библиотеке» от 23 июля 1999 г., «Об Академии искусств Украины» от 14 декабря 1996 г., «О грантах Президента Украины для одаренной молодежи» от 2 августа 2000 г., О неотложных мероприятиях по развитию музеев Украины» от 22 марта 2000 г., «О неотложных мероприятиях по развитию библиотек Украины» от 22 марта 2000 г., «О государственной поддержке национальных творческих союзов Украины» от 24 июля 2000 г., «Об усовершенствовании системы управления государственным телевидением и радиовещанием Украины» от 3 января 1995 г., «О Государственной программе развития национального книгоиздания и прессы на период до 2000 г.» от 28 февраля 1995 г. и др.
2.2 Структура и управление государственной культурной политикой Украины
Тем основным внешним органом, который регулирует культурную деятельность в современном обществе, является государство. В странах развитого капитализма объем культурной политики, осуществляемой государством, заметно меньше, чем в развивающихся, – в силу того, что в первых сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности со стороны бизнеса и институтов культуры, прежде всего системы образования и науки.
Иное положение складывается в развивающихся странах, где государство – основной институт, способный компенсировать недостатки инфраструктуры, которая сама по себе не в состоянии обеспечить развитие культуры в соответствии с общенациональными требованиями. Украина также является той страной, в которой именно государство выполняет значительную роль в развитии самобытной украинской культуры.
Указ Президента Украины от 31 августа 2000 г. утвердил Положение о Министерстве культуры и искусств Украины [18; 1433].
Министерство культуры и искусств Украины (Минкультуры Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Минкультуры Украины является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере культуры и искусств.
Основными задачами Минкультуры Украины являются:
обеспечение реализации государственной политики в сфере культуры и искусств, государственной политики по вопросам охраны культурного наследия, национальной музейной политики;
подготовка предложений относительно основных направлений государственной языковой политики и участие в ее реализации;
осуществление согласно законодательству государственного управления и контроля в сфере охраны культурного наследия, вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей, музейного и библиотечного дела, кинематографии;
обеспечение реализации прав граждан на свободу литературного и художественного творчества, свободного развития культурно-художественных процессов, обеспечение доступности всех видов культурных услуг и культурной деятельности для каждого гражданина;
создание условий для удовлетворения национально-культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за пределами Украины, развития международного культурного сотрудничества;
координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в сфере культуры и искусств, государственной политики по вопросам охраны культурного наследия, национальной музейной политики, государственной политики относительно библиотечного дела;
защита согласно законодательству прав и законных интересов отечественных творческих работников и творческих союзов, а также учреждений, предприятий и организаций, действующих в сфере культуры и искусств;
– создание условий для развития социальной и рыночной инфраструктуры в сфере культуры и искусств, организация ее материально-технического обеспечения [1; 663-664].
Решения Минкультуры Украины, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, учреждениями культуры, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности и гражданами.
На местном уровне руководство в области культуры осуществляют управление культуры областной, Севастопольской городской государственной администрации, Главное управление культуры и искусств Киевской городской государственной администрации, отдел культуры районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации.
Основными задачами управления являются:
обеспечение на соответствующей территории реализации государственной политики в сфере культуры и искусств, по вопросам охраны культурного наследия, а также национальной музейной политики;
осуществление согласно законодательству государственного управления и контроля в сфере музейного и библиотечного дела, кинематографии; обеспечение реализации прав граждан на свободу литературного и художественного творчества, свободного развития культурно-художественных процессов, обеспечение доступности всех видов культурных услуг и культурной деятельности для каждого гражданина;
разработка и осуществление мероприятий по обеспечению условий для возрождения и развития культуры украинской нации, культурной самобытности коренных народов национальных меньшинств;
содействие защите прав и законных интересов отечественных творческих работников и их союзов, а также учреждений, предприятий и организаций культурно-художественной сферы, действующих на соответствующей территории;
создание условий для развития социальной и рыночной инфраструктуры в сфере культуры и искусств, организация ее материально-технического обеспечения [26; 934].
Отдел культуры районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистраций (далее – отдел) является структурным подразделением районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации, который образовывается председателем этой госадминистрации
Основными задачами отдела является: обеспечение на соответствующей территории реализации государственной политики по вопросам охраны культурного наследия; осуществление согласно законодательству государственного управления и контроля в сфере музейного и библиотечного дела, кинематографии; обеспечение реализации прав граждан на свободу литературного и художественного творчества, свободного развития культурно-художественных процессов, обеспечение доступности всех видов культурных услуг и культурной деятельности для каждого гражданина; содействие защите прав и законных интересов творческих работников и их союзов, а также учреждений, предприятий и организаций культурно-художественной сферы, действующих на соответствующей территории; создание условий для развития социальной и рыночной инфраструктуры в сфере культуры и искусств, организация ее материально-технического обеспечения [25; 934].
Постановлением Кабинета Министров Украины от 20 июня 2000 г. N° 983 утверждено «Положение о Государственной службе контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины»1.
Согласно ст. 1 этого Положения, Государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины (далее – Государственная служба контроля) является правительственным органом государственного управления в сфере контроля за вывозом, ввозом и возвращением культурных ценностей, который действует в составе Минкультуры и ему подчиняется [18; 1051].
Согласно Указу Президента Украины от 25 июля 2000 г. «О Государственном комитете информационной политики, телевидении и радиовещании Украины» Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания Украины является правопреемником Государственного комитета информационной политики Украины и Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины.
Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания Украины действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента Украины от 25 июля 2000 г. № 919/2002. Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины (Госкомтелерадио Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Госкомтелерадио Украины вносит предложения относительно формирования государственной политики в информационной и издательской сферах, обеспечивает ее реализацию, осуществляет управление в этих сферах, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению [20; 1257].
Современному украинскому культурному процессу не хватает не только государственной поддержки или внимания со стороны бизнеса. Вне сомнения, в украинской культуре есть приоритеты и культурные феномены мирового масштаба или масштаба СНГ, но только в отдельных областях. В некоторых областях остается пустота (кинопроцесс, массовое книгоиздательство и т.д.). «Тем не менее, современной украинской культуре нужна не только экстенсивная помощь и структурные изменения (системная перестройка культурной сферы, привлечение инвестиций, появление эффективного кинобизнеса и шоу-бизнеса, «точечная» поддержка отдельных приоритетных проектов и тому подобное), а и, очевидно, «перекодирование» матрицы «высокой» культуры – хотя бы на уровне надлежащей интерпретации лучших достижений украинского культурного наследия и «расширение сознания» современных художников. Без разработки универсальных вопросов и экзистенциональных тем, без собственной великой миссии украинская культура будет неинтересной не только другим народам – она потеряет привлекательность даже для украиноязычных украинцев.
Считается, что великие страны создают великие культуры. Но чаще бывает наоборот: великие культуры, имеющие глубокое духовное содержание и широкий мировоззренческий горизонт, которые ставят перед собою «вечные» вопросы человеческого бытия, создают предпосылки для появления великих стран и построения эффективных и сильных государств. В украинском случае актуальна именно вторая модель, а, следовательно, великая и актуальная Украина может быть создана только великой и актуальной украинской культурой» [17]
2.3.Формирование информационного пространства в условиях цивилизационной глобализации в 1998-2005 гг.
Сегодня, как известно, в земной цивилизации в целом и каждой стране в частности доминируют процессы цивилизационной глобализации, во многом побуждающие к ускорению формирования информационного общества. Последнее обусловливает необходимость формирования информационного пространства. Кроме того, глобализационные процессы вызывают необходимость культурного обмена между народами, диалога культур, эффективность которых во многом зависит от внешней культурной политики стран мира в целом и Украины в частности [32; 20].
Толковый словарь дает такое определение: «Глобализация- процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и основана на концепции, согласно которой эволюция финансовых рынков и учреждений приводит к такому состоянию, когда географические границы не могут ограничивать проведение сделок или другие действия»
В том, что за более чем полтора десятилетия существования Украинского государства, мы наблюдаем такую неопределенность в области культуры есть значительная доля вины самого государства и ее политической элиты. Мудрый народ Украины в целом достаточно критически относится к нынешней политике государства в сфере культуры – 50% граждан Украины в целом негативно оценивает ее действия в этом направлении. Что касается региональной специфики распределения мыслей по данному вопросу, то она характеризуется тем, что население западных областей более категорично в своих суждениях: 62% негативно оценили государственную политику в сфере культуры. В то время как жители центральных и юго-восточных областей сравнительно более лояльно относятся к этому вопросу (соответственно 45% и 50%) [12].
На период с 1998 по 2005 г. Украина имела неутешительные результаты. Отдельные секторы (печатные, электронные СМИ, книгоиздание, библиотечный, архивный и кинематографический комплексы) национального информационного пространства не соответствовали стандартам развитых стран, подвергались дальнейшему сокращению и даже разрушение, другие (Интернет, мобильная связь), хотя и проявляли устойчивую тенденцию к росту, однако еще не достигли уровня ведущих государств. А именно указанные секторы общественной жизни во многом влияют на формирование информационного пространства, информационного общества [11; 53].
Печатные средства массовой информации. С 1985 по 1999 гг. количество периодических печатных изданий увеличилось с 1799 газет и 206 журналов до, соответственно, 2551 и 1374. Однако при этом их общий годовой тираж уменьшился более чем на треть – с 4608 млн. экземпляров до 3024 млн. Показатель количества экземпляров на одного жителя в Украине стал значительно ниже минимального, по мировым стандартам (по определению ЮНЕСКО, не менее 100 экземпляров на одного жителя) в 1999 г. в Украине этот показатель не превышал 60 экземпляров. В СССР в конце 80-х гг. на одного жителя приходилось около 440 экземпляров (из них около 95 – издавалось в Украину), в развитых государствах – не менее 300 экземпляров печатных периодических изданий [6; 2].
С одной стороны, увеличение количества наименований газет и журналов способствует расширению источников получения информации гражданами. С другой, значительное снижение тиража печатных изданий, их подписки, свидетельствует о все меньшей доступности прессы для жителей Украины.
В связи с формированием информационного общества в период цивилизационной глобализации чрезвычайное значение приобретают электронные средства массовой информации. Так, по состоянию на 2000 г. выдано 974 лицензии на осуществление телерадиовещания, в государственный реестр внесено 797 телерадиовещательных организаций, в частности 513 частных и 28 государственных. Однако, несмотря на достаточно большое присутствие в информационном пространстве Украины негосударственных телерадиовещательных организаций, государство имеет значительное влияние на его формирование и, соответственно, на формирование общественного мысли, что создает потенциальные возможности для манипулирования общественным сознанием.
Такая ситуация обусловлена определенными факторами. Во-первых, в стране функционирует достаточно мощная система государственного телевидения и радио (Национальная телекомпания, Национальная радиокомпания, государственная телерадиокомпания «Крым», Киевская и Севастопольская государственные региональные телерадиокомпании, областные государственные телерадиокомпании, Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения, «Укртелефильм»). Во-вторых, государство фактически является монополистом в предоставлении услуг проводного радиовещания, которое традиционно имеет большое влияние на людей старшего поколения и сельской местности (сеть проводного радиовещания насчитывает 9600000 радиоточек, в частности 2,7 млн. (28%) – в сельской местности). В-третьих, важным фактором является бюджетное финансирование электронных СМИ, 8,1% которых получают государственные средства. Понятно, что СМИ, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета, транслировать информацию, отражает преимущественно точку зрения органов государственной власти [15].
В формировании информационного пространства в Украине значительную роль играет книгопечатание. Общие объемы книгопечатания в Украине уменьшаются, не соответствуют показателям развитых стран. С 1985 по 1999 гг. количество наименований изданных книг уменьшилось более чем на 2000 единиц, а их тираж – в семь раз. Количество опубликованных книг, в расчете на одного жителя Украины, уменьшилось за указанный период в восемь раз (с 3,2 до 0,4 книги).
Библиотечный комплекс имеет постоянную тенденцию к сокращению. В течение 1985-1999 гг. библиотечный фонд уменьшился на 72,2 млн. экземпляров, или на 17%, количество библиотек – почти на 5000 единиц, или на 20%, в частности в сельской местности – на 3245. По данным социологического опроса, проведенного УЦЭПИ в декабре 2000 г., в течение последнего года лишь 28,8% граждан Украины пользовались библиотеками, причем регулярно – 13,2%, а 15,6% – время от времени [5; 2-3].
Трансформация информационного поля, формирование культурной политики невозможны вне развития кинематографического, телекоммуникационного комплексов системы связи. В течение 1991/1999 гг. сеть кинотеатров и киноустановок сократилось почти втрое – до 7800, количество посещений киносеансов сократилось в 113 раз: с 552 млн. до 4,9 млн. в год. Производство кинофильмов в Украине неуклонно сокращалось: с 136 картин в 1991 – 1992 гг., до четырех в 2000 г [16].
Приведенные показатели свидетельствуют о разрушении этой составляющей информационного пространства.
Система связи и телекоммуникаций в Украине имеет стабильную тенденцию к устойчивому развитию: в течение 1985/1999 гг. количество автоматических телефонных станций увеличилось с 10650 до 16808 единиц. Однако проблема телефонизации населения остается достаточно актуальной: по состоянию на конец 1999 г. не было удовлетворено 2661000 заявок об установлении домашних телефонов [30; 399].
Качество подавляющей части телефонной сети и автоматических телефонных станций оставалась низкой, что затрудняло доступ к информационным потокам и снижало эффективность пользования сетью Интернет с домашних компьютеров. В этих условиях пользователи Интернета, которые подключались к нему через обычные телефонные линии, не могли надеяться ни на надежную бесперебойную работу, ни на приемлемую скорость передачи данных.
Украинский сегмент сети Интернет начал развиваться с конца 1990 г. По данным Государственного комитета связи и информатизации, в Украине насчитывается около 260 тыс. постоянных и 140 тыс. нерегулярных пользователей Интернета. По другим оценкам, количество пользователей Интернета составляет около 1% населения Украины. В последние годы в Украине интенсивно развивается сектор Интернет-изданий. Практически все центральные печатные СМИ производят электронные копии газет (журналов) для Интернета.
Итак, с помощью Интернета значительно расширяются возможности печатных СМИ относительно информирования общественности. Например, только в течение второго полугодия 2000 г. сайт еженедельника «Зеркало недели» посетили более 100 тыс. человек. Телекомпании Украины также предлагают дополнительные информационные услуги в Интернете, что увеличивает их вклад в общие информационные ресурсы государства. В Украине созданы специальные электронные издания, не имеющие аналогов среди печатных СМИ, например Интернет-издание ProUa, UaToday, PartOrg, «Эксперт / центр», «Украинская правда» и др. Важным фактором является то, что на Интернет не распространяется политическая цензура. В условиях формирования информационного поля в Украине важное место отводится информационной безопасности.
В стране созданы и действуют основные элементы системы обеспечения информационной безопасности. Однако деятельность государственных органов в сфере информационной безопасности Украины существенно усложнена. Контроль над информационным пространством и главные рычаги информационной политики сконцентрированы в президентских структурах, влияние парламента и правительства ограничено. Согласно Конституции Украины, Президент Украины «обеспечивает национальную безопасность», одновременно аналогичные полномочия имеет и Кабинет Министров: он «осуществляет меры по обеспечению национальной безопасности». (Конституция Украины – 1996 г). Итак, в сфере информационной безопасности (составляющей национальной безопасности), как и в других сферах, действуют фактически два центра исполнительной власти – Кабинет Министров и администрация Президента Украины.
Украинская культура, как и любая другая, имеет, среди прочих, функцию защиты и сохранения национально-государственной идентичности. Подрыв суверенитета начинается не с отказа от ядерного оружия и не с взятия под контроль другими государствами или военными блоками границ, стратегических аэродромов или газотранспортной системы, а именно с контроля над идентичностью и культурой как важным генератором идентичности [10; 81].
Сегодня существуют две реальные угрозы «обнуления» Украины – лишения ее «культурного суверенитета»: «малороссиезация» и «европеизация».
Проект «малороссиезации» украинской культуры предусматривает ее утверждение как локальной культуры «для домашнего потребления», как «регионального дополнения» к русской культуре, причем как «высокой», так и массовой. «Малороссиезация» предполагает переформатирование и перепозиционирование национальной идентичности: в такой системе представлений украинцы воспринимаются не как самодостаточный этнос, а как субэтнос «триединого русского народа». Показательно, что в этот проект за границами Украины вкладываются деньги, а также немалые интеллектуальные, человеческие и технические ресурсы.
Современные проекты «европеизации» украинского культурного процесса не менее угрожающие: они предусматривают нивелирование основы «украинскости» – восточно-христианской цивилизационной матрицы, что в перспективе делает украинскую культуру беззащитной перед глобализационным наступлением и духовным обнищанием постиндустриальной эпохи, а Украину – периферией «Единой Европы», которая на самом деле все больше приобретает черты Евроафрики или Евроарабики. Все без исключения проекты евроинтеграции Украины предусматривают, что страна должна смириться со статусом «евространы третьего (или даже четвертого) сорта». Социально-культурная модернизация интерпретируется исключительно как вестернизация (американизация или европеизация). Культура с такими внутренними установками сознательно отказывается от субъектности, становится на путь «догонятельного развития», лишается универсальности, становясь неинтересной и внешним, и внутренним наблюдателям.
Эти оба пути дальнейшего развития украинской культуры – «малороссиезация» и «европеизация» – предусматривают, что Украина не станет генератором инновационных культурных процессов, что она может быть только реципиентом и ретранслятором чужих культурных импульсов и явлений. В такой ситуации уже не приходится мечтать о появлении в Украине нового «великого стиля», которыми были украинское барокко, украинский романтизм или украинский советский авангард 1920-х годов.
Следует помнить, что в современном постиндустриальном, постмодернистском глобализированном мире значение и роль национальных культур изменились: вместо модернистского представления о «едином пути» как универсальной модели развития всего человечества пришли представления о мультикультурализме, «столкновении цивилизаций» и уникальности исторического пути каждой нации и цивилизации [17].
творческих культурный цивилизационный глобализация
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование помогло достичь поставленной цели и решения конкретных задач, поставленных в работе, а также подтвердило эффективность применения методологических принципов, которые являются ее основой.
Результат исполненной работы можно репрезентировать в таких положениях:
.Перспективность развития культуры Украины зависит от готовности ее представителей к культурной активности, к пониманию того, что самобытная культура является условием развития современного государства.
.Культурная политика независимой Украины в условиях формирования информационного общества является залогом устойчивого мирного развития страны. Великая и актуальная Украина может быть создана только великой и актуальной украинской культурой.
.Взаимосвязь политики и культуры проявляется в разных формах. Во-первых, сама политическая сфера может быть рассмотрена как продукт социокультурной деятельности, возникший на определенной стадии общественного развития. Во-вторых, культура в той же мере, что и политика, выполняет регулятивную функцию по отношению к социальным процессам. В-третьих, многие отрасли культурной деятельности изначально убыточны и не могут выжить без существенной материальной поддержки извне, что делает культуру потенциально зависимой от политики. В-четвертых, оказывая влияние на процессы, происходящие в культуре, власть добивается воспроизводства существующей системы отношений в обществе, а, следовательно, и самой себя.
.Культурная политика как явление культурной жизни имеет свои
особенности, связанные с непрерывным культурным процессом,
направленным на адаптацию результатов к социокультурным реалиям
современности, на основе постоянно изменяющейся ситуации. Она является одним из важнейших факторов, с помощью которого может быть достигнута стабильность развития, динамичность и надежность системы управления социальными процессами. .Культурная политика государства – обязательное условие
сохранения его независимости, стабильности, самоценности. Вырабатывая и осуществляя систему мер теоретического, экономического, организационного и т.п. характера в этой области, государственные органы должны осознать, что культура должна быть направлена на обеспечение достойной жизни людей. .Политика независимого Украинского государства, его Конституция обеспечивают условия – правовые, финансово-хозяйственные, административно-управленческие – для сохранности и всестороннего развития украинской культуры как важного фактора развития полноценного, демократического общества, основы для формирования целостной культурно-национальной идентичности, успешного развития Украины, ее народа как полноправного члена мирового содружества, творца мировой культуры. .Проанализировав цели, задачи и ситуацию, которая сложилась в сфере взаимосвязи культуры и политики в Украине, можно убедиться, что наша национальная культура самобытная и неповторимая, а поэтому имеет право на равных правах входить в мировые культуры. .Государство является фундаментом устойчивости и самостоятельности национальных культур, гарантирует им право на самовыражение и самореализацию, охраняя общий культурный генофонд украинского народа. В настоящее время становится все более осознаваемым стремление людей сохранить свою культурную самобытность, оградить от стандартизации духовные ценности. На данном этапе развития культура Украины нуждается в поддержке государства. Но также возрождение украинской духовности невозможно без пробуждения сознания народа.
.Если говорим о государственном управлении, то должны понимать, что культура – это нежный инструмент. В сущности, она является живым организмом со своими циклами развития и угасания – и снова развития. Выстраивая систему культурного менеджмента, мы должны всегда помнить слова Григория Сковороды: «Не вчи яблуню родити яблука – вже сама природа її навчила, лише загороди від свиней, зніми гусінь і зріж сухі гілки». Тогда и получим щедрый урожай. Это в полной мере касается культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Административное право Украины: Учебник / Под общей ред. СВ. Кивалова.- X.: "Одиссей", 2004.- 867 с.
2.Арефьева Н. Т. Прогнозирование в контексте социокультурной динамики / Н. Т. Арефьева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008 – № 1 – C. 59-62
3.Арефьева Н. Т. Формирование социокультурного единства; контекст глобализации / Н. Т. Арефьева // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2010. – № 3. – C. 37-41.
4.Астафьева О. Н.Культурная политика в пространстве прикладной культурологи / О. Н. Астафьева // Обсерватория культуры. – 2010. – № 1 – C. 4-11
5.Богуцький Ю. П. Культура – ключовий елемент суспільного розвитку держави : доповідь Міністра культури і туризму України Ю. П. Богуцького на підсумковій Колегії МКТ 15 лютого 2007 р. / Ю. П. Богуцький// Культура і життя. – 2007. – 28 лют. (№ 9). – С. 2-3.
6.Богуцький Ю. П. Культура, яка живить українську душу : відповіді на за питання читачів газети «Культура і життя» Міністра культури і туризму України / Юрій Петрович Богуцький // Культура і життя. – 2007. – 7 берез. (№ 10). – С. 2.
7.Вовкун В.В. Национальная культура – это и есть национальная идея [Электронный ресурс] / Зеркало недели – 2008. – № 27. Режим доступа: <#”justify”>8.Закон України "Про освіту" від 23 травня 1991 р. // ВВР України. – № 34. – С. 451.
9.Закон України «Про професійних творчих працівників та творчі спілки» від 7 жовтня 1997 р. N 554/97-ВР // Відомості Верховної Ради України. – 1997. -№52. – С. 312.
10.Кравченко О. В. Державна культурна політика в Україні: дискурс влади [Текст] / О. В. Кравченко // Українська культура: минуле, сучасне, шляхи розвитку : зб. наук. пр. : наук. зап. Рівнен. держ. гуманіт. ун-ту : у 2 т. / М-во освіти і науки України, Рівнен. держ. гуманіт. ун-т. – Рівне, 2009. – Т. 2, вип. 15. – C. 79-84.
11.Кравченко О. В. Культурна політика в Україні за часів незалежності. Дискурс публічної політики / О. В. Кравченко // Культура України : зб. наук. пр. / М-во культури і туризму України, Харк. держ. акад. культури, [Акад. мистец. України, Ін-т культурології] ; за заг. ред. В. М. Шейка ; [редкол.: В. М. Шейко (відп. ред.) та ін. ; передм. В. М. Шейко]. – Х., 2010. – Вип. 29. C. 47-57.
12.Культура и искусство в современной Украине. – 2007 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <#”justify”>16.Національна кінематографія: стан, проблеми та шляхи вирішення : рекомендації парламентських слухань : схвал. постановою Верховної Ради України від 18 берез. 2005 р. № 2497 // Відом. Верховної Ради України. -2008. – № 15. – С. 250
17.Окара А. Н. «Культурный суверенитет» нации в эпоху постмодернизма, или как перекодировать «локальную» культуру [Электронный ресурс] / Зеркало недели. – 2007. – № 42. Режим доступа: <#”justify”>22.Постановление Кабинета Министров Украины «Программа пополнение библиотечных фондов на период до 2005 года» № 900/2002 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #”justify”>23.Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. – 324 c.
.Типове положення про відділ культури районної, районної в містах Києві та Севастополі державної адміністрації: Затв. Постановою Кабінету Міністрів від 17 травня 2001 р. № 529 // Офіційний вісник України. – 2001. № 21. – С. 934.
25.Типове положення про управління культури обласної, Севастопольської міської державної адміністрації, Головне управління культури та мистецтв Київської міської державної адміністрації: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 17 травня 2001 р. № 529 // Офіційний вісник України. 2001. – № 21. – С. 934.
26.Шейко В. М. Культура. Цивілізація. Глобалізація (кінецьХІХ – початок ХХІ ст.). В 2 т. Т. 2 : монографія В. М. Шейко. – Х. : Основа, 2011. – 399 с.
.Шейко В. М. Формування інформаційного простору та зовнішньої культурної політики України в роки незалежності/ В. М. Шейко // Вісник Харківської державної академії культури: зб. наук. пр. – Х., 2010. – Вип. 29. – 284 с.