- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,9 Кб
Культурология как наука, ее место в системе социогуманитарного знания
Содержание
Введение
. Общая характеристика культурологии как науки
. Структура культурологии
. Место культурологии среди других наук
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современной культуре доминирующими становятся процессы общей интеграции. В интеллектуальной деятельности это проявляется во взаимодействии недавно далеких друг от друга наук и возникновение на их пересечении новых: биохимии, генной инженерии, биофизики и т. д.
Культурология – одна из самых молодых наук. Несмотря на то, что слово "культура" имеет древнее происхождение, в современном понимании это понятие используется с начала XIX в. Понятие "культурология" еще моложе: впервые оно появляется в трудах американского культурантрополога Лесли Олвин Уайта (1900-1975), который с середины ХХ в. начал активно применять его для обозначения новой научной дисциплины, которая родилась на грани социально-научного и гуманитарного знания. В своих трудах "Наука о культуре" (1949), "Эволюция культуры" (1959) Уайт рассматривает культуру как целостную систему духовных и материальных явлений, которая имеет свойство самоорганизовываться и движется вперед параллельно с развитием цивилизации.
Культурология является также интегративной сферой знания, рожденной в широком многоаспектном диалоге на пересечении философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религиоведения, социологии культуры и искусствоведения. Базисом культурологического знания выступают отдельные науки о культуре, в рамках которых исследуются определенные феномены культуры. Таким образом, культурология относится к социогуманитарным наукам, хотя активно использует как методы естественных наук, так и специальные методы исследования в социальной сфере.
Специфика культурологии заключается именно в ее интегративном характере, в ориентации на бытие и деятельность человека и общества как целостных феноменов.
Культурология является системой знаний о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах познания культуры. Поэтому важной задачей теории культуры является познание сущности культуры и выявление законов и механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.
Культурология изучает культуру как целостность, систему, как синтез знаний о сущности и закономерности ее существования и развития, значение культуры для человечества, способы ее познания, а также различные, весьма специфические сферы культурной жизни, примерные формы и нормы (патероны).
Несмотря на то, что культурология постепенно заняла место базовой дисциплины в социально-гуманитарном блоке наук, споры о ее научном статусе продолжаются и сейчас. На Западе этот термин восприняли не сразу, и культура долгое время рассматривалась хотя и как особый феномен, но в пределах таких дисциплин, как культурная антропология, социология, психология и др. Сейчас это понятие используется достаточно широко, но по-прежнему часто не имеет того теоретического содержания, которое может предоставить культурологии статус фундаментальной науки.
Цель данной работы – дать характеристику культурологии как науке и ее месту в системе социогуманитарных знаний.
1. Общая характеристика культурологии как науки
В отечественной науке понятие "культурология" используется довольно широко, однако многие специалисты не считают ее самостоятельной наукой, поскольку она не имеет четко определенного своего предмета, который растворяется в других дисциплинах: философии, истории, археологии, искусствоведении, антропологии, социологии и т.д. Однако становление предмета культурологии происходит на наших глазах, поскольку она все более четко формулирует свою цель.
Культурология, рассматривая социальную реальность как культурную целостность, охватывает чрезвычайно широкую сферу проявлений человеческой культуры, существует и проявляется на разных уровнях – от культуры мышления к ритуалу, от мировой культуры к культуре движения и т. п. Само понятие феномена культуры исходит из признания его как существующего на разных уровнях своего бытия и функционирования: онтологическом (бытия), феноменологическом (проявления), гносеологическом (познания), аксиологического (ценностном). В культуре реализуются различные способы восприятия мира, различные типы мышления.
Сейчас уверенно можно говорить о статусе культурологии как особой и отдельной науки, поскольку не только она имеет свой особый предмет, но сам этот предмет имеет специфику как общий способ бытия человека в мире, особый, человеческий уровень приспособления к миру и утверждения в нем как самостоятельного и независимого бытия. Культурология реализует потребность как в межпредметных, так и в интегративном исследовании сложного и многогранного феномена культуры, который не укладывается в рамки тех или иных дисциплин.
Следовательно, можно утверждать, что культурология – это комплексная наука о культуре, которая рассматривает в широком контексте бытия человека как род, который реализует свое космическое предназначение и осуществляет свою мировую роль, как жизнь, наделенную сознанием, что делает возможным принципиально новый способ адаптации к миру. На самом деле, культура является новым уровнем взаимодействия человека с действительностью, делая их отношения двусторонними, поскольку позволяет человеку не только воспринимать мир и реагировать на него, но и самому формировать, контролировать эти отношения и управлять ими. Возникновение культуры означает возникновение качественно нового бытия человека и нового способа функционирования его сознания. Культурная деятельность человека становится качественно новым уровнем опредмечивания его сознания.
В то же время культурология объясняет культуру как целостную систему, охватывающую все социальное бытие человека, и потому проявляется как наука о создании, хранении и передаче общечеловеческих ценностей, традиций. Изучая социокультурную реальность, она исследует ценность и значимость различных культур, создавая из многообразия самобытных культур единую культурную картину мира, свой культурный космос.
Предметом культурологии выступает и человек как личность, как культурный деятель. Культурология исследует соотношение культурного самосознания отдельного человека и его участия в построении универсально общих культурных ценностей, выступающих инвариантами культурного самосознания человечества.
Культурология должна сформировать и свой особый язык. Этот язык должен иметь четкость и точность классических средств научной констатации, тонкость и чуткость художественного выражения, общность и широкоформатность языка философской рефлексии. Учитывая, что число культурных явлений, требующих осознания, непрерывно растет, а их анализ становится более сложным, то становится понятным, насколько гибким и разносторонним должен быть такой язык. Подобный язык, безусловно, находится в стадии становления. Такой же гибкой и комплексной должна быть и методология культурологии.
Таким образом, культурология имеет все признаки, присущие науке в традиционном понимании. Культурология имеет свой особый предмет, которым является комплексный феномен человеческой культуры в ее зарождении, функционировании и развитии, при этом культура понимается как совокупность всех форм многоуровневой культурной деятельности человека, как ее содержание и как ее результаты. Культурология исследует базовые основы культуры и способы формированию культурной парадигмы, она изучает логику появления культурных норм и условия культурного творчества. Культурология исследует механизмы сохранения и передачи традиций, культурных достижений, закономерности формирования языка культуры и изменения культурного контекста.
Культура объединяет разнообразные явления – из области, например, науки, искусства, техники, религии и т. п. – поскольку все они – явления культуры. Однако, выделяя в них этот общий культурный смысл, культурология должна использовать особый язык для его фиксации и присущие ей методы и подходы для самой возможности подобного объединения.
Культурология развивает свой специфический категориально-понятийный аппарат, что позволяет ей оперировать с образованиями различной природы и разного уровня общности, предметности, выражения. Эта наука имеет свою проблематику, связанную с особенностями ее предмета. Главным предметным полем является ее история, пути и перспективы очеловечивания мира через культурное творчество человека. Культурология имеет и свою внутреннюю структуру. Наличие такой структуры позволяет не только лучше понять диапазон интересов и возможностей этой науки, но и определить культурологию как систему знаний.
2. Структура культурологии
человек общество культурный традиция
В структуре современной культурологии выделяют ее смысловую и структурную части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры. С одной стороны, все они в определенном смысле существуют как самостоятельные дисциплины, взаимодействуя с целым рядом других научных дисциплин, опираясь на их фактический материал, методы исследования, подходы. С другой стороны, они составляют целостный корпус системы знаний культурологии, которая органично сочетает их способы и методы познания культурных явлений, присущие им подходы для рассмотрения их возникновения и культурной специфики.
Теория культуры вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате. Ею изучается содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т. п. Это теоретическое осмысление культурных проблем, процессов, явлений. Теория культуры выявляет закономерности культурного освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия, ментально и ценностно структурирует весьма неоднородное культурное пространство, которое находится в постоянном движении и развитии.
Именно теория культуры пытается дать общее определение культуры, показать природу, сущность и специфику этого феномена. В ее рамках рассматриваются также такие проблемы, как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение и взаимодействие культур, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.
Итак, культурология в своем разделе теории культуры изучает культурные феномены и сам феномен культуры.
История культуры охватывает возникновение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей. В истории культуры прослеживается возникновение различных культурных феноменов, история отдельных стилей и направлений в их образе выражать соответствующие идеи и вкусы (предпочтения) времени.
На основе использования исторических материалов, прямых свидетельств и документов эта часть культурологии помогает понять развитие культурных норм и традиций, увидеть наследственность культурных форм и тот новый смысл, который вносится развитием культурного контекста, культурных реалий и отношений. История культуры подает свидетельство культурного творчества человека и общества, отражает бытие культуры как непрерывное становление человеческого духа, проявление его природы в его культурных поисках и достижениях.
История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных культурных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтечи и вдохновителей. Именно история культуры позволяет увидеть всю культуру как непрерывный процесс, в котором человек постепенно очеловечивает и самого себя, и весь мир, и в то же время увидеть саму культуру как проявление развития определенных исторических закономерностей и как некоторую целостность, которая имеет собственные внутренние законы и логику развития.
История культуры помогает увидеть культурное содержание процессов и явлений, находящихся вроде бы вне культурной проблематики. Так, научно-технический прогресс и утверждение технической реальности как новой среды, развитие информационных технологий не только требовали их культурного осмысления, но и сами внесли изменения в содержание многих культурных представлений. Они вызвали трансформацию восприятия человеком мира, изменив тем самым способы и формы его культурного понимания и оценки. Утверждение индустриального и постиндустриального общества вызвали необходимость культурного осмысления и оценки феноменов массовой культуры, массового человека, культуры постмодернизма, новой мифологии сознания и т.п.
Культурология также является философской наукой. Поскольку культура – это человеческое творение и человеческий образ жизни в мире, то культурология не может обойти вниманием того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, назначения человеческого бытия. Культурология помогает увидеть человека как систему. Она формулирует проблемы отношений культуры и человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношения человека и мира является стержнем культурного анализа.
Философию культуры следует отличать, с одной стороны, от философии истории, поскольку процесс культурного творчества человечества не совпадает ни в своих ритмах, ни в своих проявлениях с фазами исторической эволюции, с другой – от социологии культуры, которая рассматривает культуру преимущественно с точки зрения ее функционирования в системе общественных отношений.
Важной сферой философии культуры становится проблематика культурных ценностей как понятий и как ценностей в бытии культуры, процессы формирования личности в культуре.
Наличие особого философского измерения позволяет выделить культурологию из искусствоведческих дисциплин различной специализации и направленности, придав ей статус фундаментальной науки, которая не только включает описание и толкование определенной совокупности культурных фактов и явлений, но и предлагает методологию их понимания. Давая основу понимания культурной проблематики, философия культуры выделяет наиболее общие проблемы культуры.
Социология культуры является направление теоретических и эмпирических исследований всех цепочек культурного процесса. Социальность является исходной, главной характеристикой культуры, поскольку сама культура возникает как способ организации бесконфликтного бытия человека в обществе, с другими людьми. Главными объектами исследования в социологии культуры являются "человеческий носитель" культуры, социальное бытие и функционирования культурных феноменов, общество как субъект культурной деятельности.
Социология культуры исследует культурную практику в различных социальных слоях и группах, в том числе и с помощью тестовых исследований, социологических опросов и т. п. Она изучает и анализирует процессы распространения культуры в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним.
В сфере социологии культуры проявляется возрастная культурология – исследование состояния культурных представлений в разных возрастных группах. Сюда же можно отнести и проблемы гендерных исследований, то есть того как представлен пол в культуре, в культурных ролях, каковы различия культурного участия мужчин и женщин в жизни общества.
Именно социология культуры по сравнению с другими составляющими культурологического знания определяют тот объем специфических данных, обеспечивающих возможность прикладного использования культурологии для решения конкретных проблем, возникающих в различных сферах жизни и профессиональной деятельности. Прикладной культурологией условно можно назвать не столько саму сферу знания, сколько способ применения социолого-психологических характеристик культурной деятельности и определенной методологии для описания тех или иных ее видов.
В культурологии можно выделить и промежуточные дисциплины, находящиеся, например, на границе теории и социологии, такие как морфология культуры – наука об изменении форм культуры и самих этих форм, представляющих самостоятельные системы, которые имеют свою локальную целостность и цикличность развития (возникновение, расцвет, упадок).
3. Место культурологии среди других наук
Культурология тесно связана с целым рядом других наук и базируется на их достижениях и опыте. Это объясняется комплексным характером самой культуры как ее предмета. Взаимодействие культурологии с науками различного профиля позволяет ей не только охватывать феномен культуры в ее наиболее полном объеме, но и рассматривать каждое культурное явление с учетом его конкретной специфики, которая лучше раскрывается в соответствующей научной дисциплине.
Культура тесно взаимодействует со всеми дисциплинами философского цикла – философия как таковая, философия познания, философия истории, этика, эстетика, гносеология и т.д. Показывая культурный феномен в его многогранности, культурология может опираться, например, на этические характеристики исследуемого объекта или особенности его функционирования в сфере морали, исторические особенности его культурного становления или специфику овладения определенного культурного слоя.
Культурология использует материал истории, искусствоведения, лингвистики, психологии, социологии и т.д. Историческая основа и социально-исторический контекст развития культурных явлений помогают понять соотношение внешних обусловленности развития явления в тех или иных формах и внутренних причин, определяемых его природой и логикой развития.
Культурология обогащается данным этнографии, антропологии, этнологии, этнопсихологии, демографии. Разнообразные науки о человеке предоставляют культурологии бесценный фактический материал для исследования человека как творца и носителя культуры. Семиотика и информатика позволили взглянуть на культуру с позиций самих единиц культурной информации и способов их передачи, путей функционирования культурных знаков и культурных сообщений в обществе.
Особую роль в развитии культурологии играют антропологические науки, значение которых проявляется тем, что главным объектом в них выступает человек в разных его "измерениях" – биологическом, социальном, культурном. Антропология – комплекс философских учений, в которых само понятие "человек" рассматривается как основная мировоззренческая и смысловая категория, исходя из которой только и возможно разработать адекватную систему представлений о природе, обществе и мышлении. Основным содержанием социальной антропологии являются взаимоотношения человека и общества. Культурная антропология изучает взаимодействие человека и культуры. Антропологические исследования вооружают культурологию базой конкретных данных для анализа общих понятий, которым эти данные предоставляют конкретно-смысловые параметры.
Для построения культурологии используется материал общественных наук, которые предоставляют данные о развитии общества, его структуре, деятельности социальных институтов. Для исследования общественного сознания и его феноменов культурология опирается на историю и философию права, политологию, общую теорию менеджмента.
Культурология использует материал и таких наук, как религиоведение, в которых человек является не "главным действующим лицом", тем не менее именно данные науки позволяют понять феномен человека с таких позиций, которые включают его в функционирование общих духовных систем, которые предоставляют человеку определенное место в мироздании.
Итак, культурология использует для своего построения материалы, предоставляемые как общими теоретическими науками, так и науками конкретными и экспериментальными, – от наук о мире к наукам о человеке, от наиболее общих наук о человеке к наукам о конкретных его проявления в узких сферах деятельности, в способах его мотивации.
В свою очередь культурология помогает своими исследованиями многим наукам – тем, что строят и структурируют общее культурное пространство, систематизируют отдельные виды и формы человеческой деятельности; тем, что объясняют специфику человека как культурного деятеля, отображают такие стороны его природы, которые мотивируют соответствующую деятельность,
Заключение
Таким образом, в системе гуманитарных и естественных наук культурология заполняет определенную теоретическую нишу, которую ранее относительно раскрывали такие науки как философия, история, мировая культура, политология и др.
Сегодня в системе знаний постоянно формируются все новые и новые направления, изучающие новые явления, которые в основном действуют на стыках научного познания. Под этим углом зрения, культурология является интегративной наукой, которая могла возникнуть лишь тогда, когда проблемы культуры стали непосредственно определять прогресс человечества и его дальнейшую судьбу.
Наибольшее влияние на становление культурологии как самостоятельной дисциплины совершили такие науки как антропология, этнография, социология, социальная психология, этнопсихология, демография, психоанализ (фрейдизм), семиотика, информатика.
Список использованной литературы
1.Багновская Н. Культурология: Учеб. пособие / Нела Багновская,; М-во образования РФ, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2011. -297 c.
2.Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. / Руководитель авторского коллектива Попов Е.В. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 452 с.
.Гуревич П.С. Культурология. – М.: Академия, 2009. – 547 с.
.Есин А.Б. Введение в культурологию. Основные понятия культурологии в систематическом изложении. – М.: Академия, 2010. – 216 с.
.Культурология: История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. -2-е изд., Переработать. и доп. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 2010. -575 c.
.Культурология. Под ред. Багдасарьян Н.Г. 3-е изд., испр.. и доп. – М.: Высшая школа, 2011. – 511 с.
.Платонова Э.Е. Культурология. – М.: Академич. Проект: Традиция, 2009. – 784 с.
.Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов университета / колл. авт.; под ред. Н.Б. Шебаршовой и С.М. Богуславской. – Изд. 2-е, перераб. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2012. – 161 с.
.Хоруженко К.М. Культурология / Хоруженко К.М. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 224 с.