МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Т. ШЕВЧЕНКО КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Китайский цирк Выполнила: студентка 1 курса группы____ факультета иностранных языков Чжан Ин Проверил: __________________ Луганск, 2009 г. Содержание Введение. 3 1. Китайский цирк: история и современность. 4 1.1. История циркового искусства. 4 1.2. Развитие циркового искусства в Новом Китае. 8 2. Цирковое искусство в современном Китае. 12 2.1. Особенности китайского циркового искусства. 12 2.2. Характерные черты китайского цирка. 14 2.3. Цирковые группы.. 19 Заключение. 22 Список использованных источников.. 24 Введение Китайский цирк – один из самых древних в мире. Удивительно, что современные мастера китайского цирка выполняют свои номера в точности так, как это делали их предки четыре тысячелетия назад! История китайского цирка полна тайн, овеяна легендами и преданиями. Разгадку незыблемости этого искусства мастеров Поднебесной многие видят в том, что оно объединяет основы боевых искусств, древней философии и культуры и высокую дисциплинированность. Все это позволяет совершать трюки, поражающие даже самую искушенную публику. Каждый номер в китайском цирке глубоко символичен. К примеру, знаменитые китайские тарелочки, вращающиеся на длинных палочках блюдца, издревле олицетворяют солнце. Артисты же выполняют роль «паромщиков», переплавляющих по небесному океану людям свет и тепло. Как незыблемо Солнечное светило, каждый день встающее на Востоке, так и традиции исполнения этого номера. Впрочем, мастерство жонглеров диаболо, «трезубцами», вазами, «метеорами», эквилибристов на стульях и скамейках, артистов, выписывающих фигуры на велосипедах, акробатов, иллюзионистов, манипуляторов также оценивается по строгим критериям и требованиям жанра, введенным почти пару тысяч лет назад до нашей эры. Сегодня в Китае, где цирковым традициям более двух тысяч лет, цирк – это предмет национальной гордости и трепетной государственной заботы.
1. Китайский цирк: история и современность 1.1 История циркового искусстваВ современной мировой практике можно условно выделить четыре вполне сложившиеся и наиболее развитые школы циркового искусства, оказавшие и продолжающие оказывать заметное влияние на развитие цирка в мире. Это – «российская», «китайская», «европейская» и в последние 20 лет, «канадская» цирковые школы. Предельно упрощая этот тезис, можно сказать, что в настоящее историческое время мы живём в условиях динамичного взаимодействия двух глобальных цирковых культур – Запада и Востока. В процессе эволюции циркового искусства происходили и продолжают происходить сложные процессы прямого и опосредованного воздействия друг на друга Западного и Восточного цирков. В этом смысле, особое место принадлежит мастерам китайского цирка. Акробаты, гимнасты и эквилибристы из Поднебесной, в настоящий момент остаются одними из фаворитов, влияющих на развитие современного мирового цирка. Китайское цирковое искусство имеет длительную историю своего развития, истоками которого, несомненно, являлись народные игры и увеселения, живая связь с народным театром, песнями и танцами. Несомненно, первые китайские цирковые артисты в своем творчестве использовали производственные навыки, существовавшие в ремесле и сельском хозяйстве. Многие виды акробатики основаны на профессиональной технике работников физического труда. Китайская литература в своих древнейших стихах и песнях сохранила упоминания о первых искусниках – артистах цирка. Однако, это образное живое описание не давало зрительного ощущения того, что делали и как исполняли свои цирковые номера и аттракционы первые мастера китайского циркового искусства. Цирковое искусство древнего Китая нашло свое отражение в творчестве художников-камнерезов. Китайскими археологами в 1953 году в провинции Шаньдунь обнаружена сооруженная под землей каменная усыпальница периода Ханьской династии (Династия Хань – 206-220 гг. н.э.). В этой усыпальнице сохранилось 42 рельефа, значительное количество которых посвящено цирковому искусству. Рельефы с сюжетами цирковых представлений ханьского периода найдены были также в провинциях Хэнань, Аньхой, Цзянсу, Сычуань, Юньань и других районах страны. Рельефы на камне, обнаруженные в провинции Шаньдунь, отличаются точностью работы и удивительной исторической точностью изображаемых событий. В центральном склепе могилы над восточной стенкой укреплен каменный рельеф, на котором воспроизведены всевозможные эпизоды народных китайских игр и циркового представления. Интересно отметить, что многие цирковые номера, изображенные на этом рельефе, сохранились в репертуаре современных китайских артистов. К ним, например, относятся жонглирование вазами, тарелочками, шариками, кольцами, хождение по канату, гимнастические упражнения на турнике, трюковая работа с шестами и т.д. В правом углу показана трюковая езда на повозке ("чеси") и акробатическая езда на лошади ("маси"), хождение по канату и ряд других упражнений. Большую повозку тянет "дракон": три лошади, декорированные под чудовище. В центре повозки возвышается на шесте барабан, на котором укреплен еще один шест с небольшой площадкой. На этой площадке исполняет акробатические трюки юноша. Кроме артистов, непосредственных исполнителей трюковой работы, на повозке размещены музыканты. О творческой самобытности китайского цирка говорят рисунки, относящиеся к периоду династии Цинь (1614-1911гг. н.э.). Здесь с особой убедительностью показаны традиционные жанры, в которых китайские артисты достигли большого совершенства. К более ранней эпохе относится рельеф Тэнхуан, периода династии Тан (818-906гг. н.э.) изображающий представление уличных акробатов. В левом углу рельефа изображен эквилибрист с шестом, выполняющий упражнение, которое подстать наиболее опытным и технически подготовленным современным артистам в области этого жанра. Китайские акробаты вышли из простого народа, их творчество было тесно связано с трудовой деятельностью, войнами и религией. Во многих акробатических представлениях традиционно используется оружие и орудия труда – трезубцы, ножи, обручи, мечи, а также предметы домашнего обихода -стулья, столы, кувшины, тарелки, чаши. Все эти предметы использовались в качестве опоры в акробатических представлениях и как приспособления для тренировок. Такие виды акробатических представлений, как подбрасывание волана, игра с диаболо, балансирование на бамбуковом шесте, развились из игры и спорта. Бросание бумеранга – один из видов современной акробатики – своими корнями уходит в период неолита. В те времена бумеранг применялся на охоте. Человек бросал бумеранг, который в случае промаха возвращался назад и мог быть использован снова. Бумеранг и сейчас находит применение во время охоты некоторых африканских, австралийских племен и в Индии. В ходе представлений акробаты используют от трех до пяти и даже семи бумерангов одновременно, бросая их по очереди и ловя в определенной последовательности. Акробат может принять возвращающийся бумеранг любой частью тела. Древние использовали также и другие виды орудий и оружия в качестве акробатических аксессуаров: летающие трезубцы, крутящиеся чаши, наполненные водой, и т.д. В период Весны и Осени (770-476 до н.э.) акробатика стала самостоятельным видом зрелищного искусства. В главе "Шо Фу" книги "Лецзы", которая была написана в эпоху Сражающихся царств, имеются отрывки с описаниями акробатов, выступающих перед древней аудиторией. В книге "Речи царств", написанной в период Весны и Осени, упоминаются лилипуты, которые в представлениях для императорской фамилии взбирались по вертикальному шесту. Искусство звукоподражания впервые упоминается в "Исторических записках" (2 в. до н.э.). В них говорится, что около 300 г. до н.э. феодал Мэн Чан из царства Ци был захвачен царством Цин в плен вместе со своей свитой. Подражая крику петуха, они ввели в заблуждение вражеских воинов и заставили их открыть городские ворота. В результате Мэн Чану удалось спастись. Во время династии Тан (618-907) акробатическое искусство стало более сложным, представления уже проходили в императорских дворцах. Танские фрески в пещерах Дуньхуан изображают акробатов, певцов, танцоров и наездников. Во главе процессии – человек, несущий шест, на котором четыре акробата демонстрируют различные трюки: лазание по шесту, стойка на голове одного из участников и т.д. С упадком танской династии многие актеры покинули императорский двор и начали выступать перед народом. В период династии Сун (960-1279) в акробатические представления для привлечения публики во время выступлений на базарах был привнесен элемент развлекательности. В то время была очень популярна спортивная борьба, среди знаменитых борцов были не только мужчины, но и женщины. Во времена правления династий Мин и Тан (1368-1911) характер акробатических представлений начал меняться. Акробаты ханьской национальности заимствовали новые приемы у акробатов других национальностей, обогащая тем самым свой опыт; особое внимание стало уделяться динамике исполнения и уровню сложности. В то же время акробатическое искусство становилось частью поэтической драмы, пекинской оперы и других видов традиционного музыкального театра. Этот уникальный стиль давал актерам возможность образно представлять батальные и другие сцены. Тем не менее общество относилось к профессии акробата пренебрежительно. В середине 19 в. акробаты были презираемы и подвергались жестокой эксплуатации. Многие из них сменили профессию, став рабочими или уличными торговцами. Таким образом, многие традиционные трюки были безвозвратно утеряны. Чтобы добыть средства к существованию, некоторые актеры были вынуждены выступать с опасными трюками, потакая вкусам определенной аудитории 1.2 Развитие циркового искусства в Новом КитаеПосле образования Китайской Народной Республики традиционным искусствам стало уделяться большое внимание. Новую жизнь получила и акробатика. Теперь артистам была гарантирована работа, их общественное положение значительно улучшилось. Уличные актеры были допущены в театры, а акробатика обрела статус сценического искусства. В 1950 г. была образована первая государственная Китайская акробатическая труппа. Вскоре после этого аналогичные труппы стали создаваться в крупных городах и провинциях: Шанхае, Чунчине, Гуанчжоу, Шэньяне, Ухане. К концу 1984 г. в Китае насчитывалось более 130 крупных акробатических трупп, которые включали около 16 тыс. артистов и рабочих сцены. Они возрождали традиционную акробатику, создавали новые трюки, готовили молодое поколение акробатов и обменивались мастерством с зарубежными коллегами. Помимо профессиональных, существуют также непрофессиональные, или любительские, объединения, создаваемые на фабриках и в сельской местности. Руководство такими объединениями осуществляется актерами, ушедшими на пенсию, и профессиональными акробатическими труппами, которые вносят свой вклад в воспитание будущих профессионалов. В своем искусстве акробаты соединили ритмы танца, гимнастические приемы с чисто акробатическими трюками. Существенные изменения были внесены в музыкальное сопровождение и оформление сцены. К 1961 г. количество представляемых номеров возросло с нескольких десятков до двухсот. Жонглеры и фокусники изобрели множество новых трюков. Традиционное "искусство на канате" превратилось в технически сложное и опасное балансирование на высоко натянутой проволоке. Сальто вперед 50-х гг. развилось до сальто назад, поворота в прыжке на 360 градусов и т.д. Популярный номер с пятью столами, ранее исполнявшийся одним акробатом на 5 поставленных друг на друга столах, стал исполняться многими акробатами на сооружении, состоящем из 7-10 перевернутых стульев. Подобного рода номера сейчас выглядят следующим образом: один человек делает стойку на колонне из стульев, которая окружена группой людей, делающих стойки на двойных колоннах из стульев. Если ранее номер с вращающимися на шестах тарелками исполнялся с 4-6 предметами, то теперь акробаты могут вращать от 12 до 14 тарелок, одновременно исполняя сальто вперед. В первые годы существования КНР насчитывалось около 30 видов звукоподражания, в настоящее время их количество возросло до ста. Сун Тай, Чжоу Чжичэн и другие мастера воспроизводят не только голоса множества птиц и насекомых, но и звуки ветра, волн, шум толпы, военных учений, звучание музыкальных инструментов, звон оружия, шум идущего поезда. Их искусство значительно расширило возможности звукоподражания. Акробаты имеют свою профессиональную организацию – Китайскую акробатическую ассоциацию, которая была организована в 1981 г. Это добровольное объединение содействует проведению представлений, профессиональной подготовке и творческому обмену с другими странами. Ассоциация издает специальную литературу по акробатике и фокусам. За последние 30 лет китайские акробатические труппы побывали более чем в 100 странах мира, их наиболее выдающиеся номера были удостоены наград. В период с 1981 по 1985 г. представители Китая завоевали 13 золотых медалей, 2 приза "Золотой Джокер", приз "Серебряный Джокер", приз "Башня Черного озера" и получили звание "команды мирового класса" на международном конкурсе цирковых артистов. На международных цирковых состязаниях в Париже китайские акробаты выиграли 5 самых престижных золотых медалей, т.н. Президентские призы. На церемонии открытия 9-ого Китайского Международного циркового фестиваля «Уцяо» воспитанники цирковой школы выступили с большим концертом «Небесная судьба», который был горячо встречен зрителями. В этой концертной программе показываются 9 небольших историй, главными героями которых выступают зайчонок, черепаха, лягушка, глициния и другие животные и растения и передается любовь человечества к природе, выражены и светлые надежды, которые питает человечество в отношении будущего. Проворные и озорные ребята благодаря своему отличному мастерству то и дело вызывали горячие аплодисменты зрителей. Место Уцяо в провинции Хэбэй издавна известен в Китае, как край цирка. Международная школа циркового искусства «Уцяо» была создана в 1987 году. В этом крае уже состоялись 8 фестивалей циркового искусства, на которых было представлено более 300 цирковых номеров, исполняемых мастерами цирка из более 40 стран мира. Директор оргкомитета нынешнего фестиваля, Мэн Сяосы сказала: «После 16 лет кропотливой и усердной работы фестиваль циркового искусства Уцяо превратился в престижный международный фестиваль артистов цирка. Этот фестиваль открыл окно в огромный мир Планеты и окно в новый Китай. Он помог китайскому народу всемерно насладиться первоклассным искусством мирового цирка и предоставил возможность другим странам мира увидеть и ощутить магическую силу китайского цирка. Так же как и на предыдущих фестивалях главным содержанием фестиваля стал конкурс мастеров цирка. 26 конкурсных номеров фестиваля охватили почти все жанры циркового искусства, в частности, номера на арене, номера в воздухе, показ фокусников и клоунаду, дрессуру зверей. Они в полной мере продемонстрировав все очарование циркового искусства — его зрелищность, захватывающий дух невообразимые замыслы представлений, его притягательную силу, его новаторство. Они явили собой высший уровень циркового искусства сегодняшнего дня. В 10-дневном конкурсе мастера соревновались за три премии — золотого, серебряного и бронзового львов. 2. Цирковое искусство в современном Китае 2.1 Особенности китайского циркового искусстваКитайский цирк – один из самых древних в мире. Поэтому артисты соблюдают традиции 4000-летней давности. Каждый номер имеет символическое значение. Знаменитые китайские тарелочки, вращающиеся на длинных палочках блюдца, – это солнце. А артист – посредник между светилом и людьми. В каждом населенном пункте многомиллионного Китая есть свои акробатические группы, в которых «гуттаперчевые» мальчики и девочки с раннего детства развивают и совершенствуют свое мастерство, поражая зрителей своей пластичностью и необыкновенными трюками. Интерес к китайскому цирку можно объяснить неповторимым и красочным восточным колоритом, а своеобразность искусства и сложность специфики оригинальных номеров, отличием и отдаленностью от европейской цирковой школы. Восток — дело тонкое, но очень красочное. Большая часть номеров цирка состоит из акробатических трюков, которые своей сложностью, не укладывающейся в человеческом сознании, поражают публику. Великолепный цирковой номер «Полет стрижей» уходит корнями в далекое военное прошлое Китая. По старинной легенде, китайским воинам надо было быстро проскочить в небольшое отверстие — и это у них получилось. Если раньше это умение считалось обязательным, то в наши дни это великолепный цирковой номер. Номер с тарелками в исполнении юных девушек считается традиционной классической забавой, обязательной в китайском цирке. Суть его в умении вращать на длинной тонкой палочке до четырех тарелок в каждой руке Почти все номера в Китайском цирке исполняются подростками. Возраст артистов – от 12-23 лет. Детей в Китае начинают учить цирковому искусству с 3-х лет. Потом еще и конкурс пройти, а выбирают обычно из двух-трех тысяч претендентов. Так что в 10-12 лет они уже имеют звания лауреатов и являются высокопрофессиональными артистами. Попадание ребенка в цирк обычно гарантирует ему будущее. Такой подход к кадрам практически гарантирует зрителю незабываемые впечатления и восторг, от, во-первых, высочайшей техники и сложности исполняемых трюков и комбинаций, а, во-вторых, от лёгкости и непринуждённости их исполнения. Каждое представление Китайского цирка – это грандиозное шоу, театральная постановка, поражающая своей масштабностью и красотой. Аналогов в мире циркового искусства просто нет. Билеты на их гастроли раскупаются за месяц до представления. Китайские акробаты являются непревзойдёнными в искусстве владения своим телом, никто в мире не способен повторить или исполнить их номера и трюки. В китайском цирке нет никаких животных (исключение львы и драконы, которых играют люди) и клоунов. В представлении продумано все до мелочей даже смена реквизитов, которые появляются на арене «в самый последний момент» и абсолютно незаметно для зрителей. Особого внимания заслуживает китайский акробатический цирк. Акробаты порхают под куполом словно птицы. Такого не увидишь ни в традиционном скоморошьем русском цирке, ни в экстремальном американском, ни в степенном европейском. Китайские акробаты являются непревзойдёнными в искусстве владения своим телом и не многие в мире способны повторить их трюки. Китайский цирк, как один из традиционных видов искусства Китая, поражает своими опасными трюками, сложными движениями и красотой исполнения. Еще одной отличительной чертой китайского цирка является то, что в нем нет долгих поклонов и так называемых комплиментов, когда артист, отработав номер и даже на протяжении его, несколько раз застывает в позе, просто требующей от зрителей аплодисментов. 2.2 Характерные черты китайского циркаОдним из самых зрелищных искусств в мире, которое в Китае достигло вершины совершенства, стало китайское цирковое мастерство. Зародилось китайское цирковое искусство на основе трудовой деятельности простых людей. Выполняя определенную работу, люди постепенно совершенствовали свою гибкость и пластичность, развивали сноровку и баланс. Позднее акробатическое мастерство стало неотъемлемой частью религии и военного дела. Поэтому зачастую в акробатических выступлениях циркачи использовали разнообразное военное оружие, а также предметы быта. В ход шли тарелки и кувшины, которые можно было найти в любом доме. А при помощи обычных стульев и столов акробаты совершенствовали свою гибкость. Многие виды акробатических зрелищ изначально представляли собой своеобразную игру или определенный вид спорта. Один из самых популярных номеров в китайском цирковом искусстве связан с бросанием бумеранга. Этот вид акробатики уходит своими корнями в глубокую древность, когда при помощи этого орудия люди добывали себе пищу. Современные акробаты в представлениях используют более трех бумерангов одновременно, причем поймать бумеранг опытный циркач может любой частью тела. Наибольшую популярность акробатика получила в V – VIII веке до нашей эры. Акробатика становится особым видом искусства, а цирковые номера начинают ставиться при дворе императоров и знати. Зачастую, ставятся представления на мифологические темы. Постепенно акробатика развивается и совершенствуется, усложняя цирковые приемы и используя новые орудия. Обновление происходит и за счет трюков, заимствованных у акробатов других стран. О популярность акробатических представлений говорят самые разнообразные литературные источники, сохранившиеся до наших дней, а также рисунки в пещерах Китая, где изображены акробаты. Со временем акробатическое искусство становятся популярным и в народе. Циркачи выходят на улицы и базары городов, показывая зрелищные представления. Акробатическое искусство позднее переходит на театральные подмостки, став элементом оперы. В XIX веке уличных акробатов, которые окончательно лишились императорской поддержки, стали презирать. А их представления уже не пользовались былой популярностью. Однако в настоящее время китайцы постепенно стали восстанавливать цирковое искусство, достигнув невероятных высот. Китайцы очень гордятся тем, что именно китайский цирк самый древнейший в мире. Ему уже более 2000 лет. Еще правители древних царств посылали в дар друг другу циркачей и танцовщиц, иногда это делалось с тайной целью отвлечь соперника от государственных дел. В настоящее время цирковое искусство в Китае считается национальным достоянием. Его даже называют восьмым чудом света. Внешне китайский цирк напрочь ломает классическое представление об устройстве цирковой арены. Он более напоминает театр: сцена и перед ней места для зрителей. Мировая популярность китайского цирка объясняется именно отсутствием экзотики. Это едва ли не единственное из традиционных китайских искусств, которое вполне понятно европейцам. Ведь ни каллиграфия, ни пекинская опера, не популярны в мире так, как цирк. В отличие от других цирковых трупп, почти все номера в китайском цирке исполняются детьми и подростками, взрослые лишь помогают им в выступлении. К цирковому искусству в Китае относятся очень серьезно, хотя система подготовки циркачей осталась традиционной. Что же, прежде всего, поражает в номерах и артистах китайского цирка? Первое – это экзотичность и зрелищность, верность фольклорным традициям, берущим начало в глубокой древности. Такие жанры как жонглирование тарелочками, диаболо, «трезубцами», вазами, «метеорами», эквилибристика на стульях и скамейках, фигурная езда на велосипедах, акробатические прыжки в кольца, антипод, иллюзионные фокусы, манипуляция и многое другое бережно сохраняются в репертуаре китайских артистов. Второй характерной чертой китайского цирка следует признать высочайшую технику и сложность исполняемых трюков и комбинаций. И, наконец, третья особенность – потрясающая лёгкость и непринуждённость исполнения трюков и комбинаций, а также специфическое построение композиции номеров. Сказанное, однако, не означает, что мастерство китайских артистов есть нечто неподвижное, классически застывшее, «музейное» и каноническое искусство, лишённое динамики развития и чуждое современным вызовам времени. Восточная цирковая культура, бережно сохраняя собственные жанры, достижения и стилевые особенности исполнительской манеры, постепенно смещается в русло всемирной цирковой «моды», идущей с Запада. Культурного мейнстрима, как теперь говорят. Этим процессам во многом способствовал массовый выход китайских мастеров на мировую арену, большая открытость китайского цирка, расширение зарубежных гастролей. Со своей стороны, китайский цирк и некоторые его специфические особенности оказали заметное влияние на развитие мирового цирка. При наличии всех прочих равных условий, ключевой фигурой современного манежа становится фигура режиссёра-постановщика (в иных случаях – продюсера) цирковых номеров и программ. Масштабы и особенности личности режиссёра во многом сегодня определяют творческое состояние циркового искусства в мире. Для достижения успеха режиссёру приходится учитывать и сочетать в работе несметное множество факторов, главными из которых остаются эстетические запросы, культурные ожидания, и вкусовые пристрастия публики в изменившемся глобальном мире. Начиная со знаменитой китайской эквилибристки Ли Липинг, которая в 1983-ем совершила настоящий прорыв, завоевав «Золотого Клоуна» на конкурсе в Монте-Карло, акробаты, гимнасты и эквилибристы из Поднебесной постепенно становятся лидерами мирового цирка. C середины 80-х, уже можно говорить о широком представительстве китайского цирка на международной арене, что повлекло за собой существенные инновации в традиционных китайских цирковых номерах. За последнее десятилетие «Золота» Монте-Карло были удостоены шанхайские акробаты-икарийцы с подкидной доской (2001г.) и акробатическая «смешанная» пара из Куантуна (2002г.) Первый номер представляет собой высшие достижения в акробатике, созданные, в общем, по знакомым, традиционным китайским «лекалам» и оформлен в специфически китайской стилистике. Отчасти, сюда же можно отнести и серебряных призёров Монте-Карло 2000-го года, блестящую труппу гимнастов на мачтах из провинции Хунань. Хотя и с довольно существенными элементами новизны и модернизации внутри самого жанра «гимнасты на мачтах». Всего мачт в номере девять и расположены они так: у входа в манеж в изогнутую линию выстроились пять мачт, образуя своеобразный «задник» для четырёх мачт, расположенных квадратом в центре манежа. Труппа состоит из 14 артистов. Композиция строится таким образом, что когда в центре работает солист, дуэт или квартет гимнастов, то пятеро гимнастов на «заднике», как бы аккомпанируют и оттеняют солистов, создавая некую «рамку» живописной миниатюры, ожившего «орнамента», так сказать. Трюки, как водится у китайских артистов, предельной сложности, филигранной отточенности, и исполняются они в невероятном темпе. Очень красивы у китайских артистов ритмичные смены поз, в которых участвуют одновременно все 14 артистов. При этом, на лицах исполнителей нет ни малейших признаков напряжения. Характерен момент изменения «китайской манеры». В краткие мгновения комплиментов улыбки на лицах артистов не застывшие, «масочные», как это бывало раньше в китайских номерах, а – живые, согретые непосредственным чувством и эмоциями. Весьма показательной представляется победа в 2002-ом на Конкурсе в Монако китайской смешанной пары из провинции Куантун. В этом номере уже почти ничего не осталось от канонической формы классического китайского цирка. В данном случае – это классический балетный дуэт, демонстрирующий высокого класса акробатику, в сопровождении кордебалета из восьми балерин под музыку П.И.Чайковского. В контекст дуэтной акробатической композиции органично вписан кордебалет, который не выбивается из стилистики классического европейского жанра. В целом достигается ощущение гармонии выразительных средств и исполнительского мастерства. В номере убедительно присутствует российская академическая балетная исполнительская школа, усиленная незаурядной акробатикой. Это яркий пример успешного взаимодействия «западной» и «восточной» цирковых школ. 2.3 Цирковые группыВ Китае несколько прославленных цирковых трупп, некоторые из них почти круглый год гастролируют по миру. Труппа из провинции Хэнань, которая приедет в Ригу, объездила уже 26 стран. Она соединяет в своей программе традиции цирка и шаолиньского кунфу. Это не случайно, потому что в провинции Хэнань расположен знаменитый на весь мир монастырь Шаолинь. А руководит коллективом министр культуры Хэнаня (еще одно свидетельство того, что цирк в Китае в почете). В Китае цирковое искусство имеет государственную поддержку, что очень важно, и в настоящее время в Китае насчитывается более 12 тыс. профессиональных цирковых артистов. Существует несколько трупп Китайского цирка. В каждом населенном пункте многомиллионного Китая есть свои акробатические группы, в которых «гуттаперчевые» мальчики и девочки доводят свое мастерство до совершенства. Одной из самых известных из них является акробатическая труппа Zunyi из провинции Гуйчжоу. Акробатическая труппа Zunyi была основана в 1958 году и называлась как Пекинский Звездный Цирк. За прошедшие сорок лет труппа Zunyi вырастила много талантливых исполнителей, а также создала и показала огромное количество выдающихся номеров мирового уровня. Труппа Zunyi завоевала не только сердца миллионов людей, но и многочисленные медали и награды в мире циркового искусства. Среди них «Золотой Лев» третьего Международного Акробатического Фестиваля «China Wugiao», «Серебряная Звезда» первого Итальянского фестиваля искусств акробатики и верховой езды, а также «Серебряный приз» международного конкурса молодых акробатов в Бельгии и многие другие. Труппа Zunyi побывала с гастролями в более чем 40 странах мира. За выступлениями труппы цирка «Райское шоу из Поднебесной» зрители следят, затаив дыхание. Артисты цирка – титулованные спортсмены, призёры многочисленных соревнований. Акробаты, гуттаперчевые мальчики и девочки, жонглёры, демонстрирующие «ловкость рук – и никакого мошенства». Но не только это поражает в выступлениях цирка: роскошные костюмы, яркие номера. Всё представление буквально пронизано восточным колоритом. Каждый номер изящен и замысловат, как китайская шкатулка. «Золотой лев» – каждое цирковое представление похоже на маленький спектакль, оду человеческому духу и телу, звёзды которого – гимнасты, акробаты и жонглёры, а по совместительству – монахи легендарного монастыря Шаолинь! Каждый номер – победа духа над телом, а каждое представление пронизано глубокой философией, что, впрочем, не мешает ему быть захватывающим и увлекательным. Шоу знаменитой цирковой труппы "Цирк солнца", возраст участников которой от 10 до 45 лет, а участие в ней принимают артисты из многих стран мира. Эта труппа славится невероятными яркими и "живыми" представлениями, забыть которые просто не возможно. С 1984 года более 23 миллионов зрителей всего мира увидело хотя бы одно шоу "Цирка Солнца" по крайней мере один раз; сама труппа участвовала и побеждала на многочисленных фестивалях, включая Международный Цирковой Фестиваль в Монте Карло, Всемирный Фестиваль Цирка Будущего (Франция), Международный Цирковой Фестиваль в Вероне (Италия), Международный Цирковой Фестиваль в Генуе (Италия) и Международный Фестиваль акробатического искусства Юхан в Китае. На протяжении 20 века на сценах и манежах во множестве выступали такие китайские мастера, как Чи Юн-Су, Кан Тен-Чжи, Сун-Ю-Сан, Ян-Чи-Ха, Ван-Куан-Джи, Ван-Ю-Ли, Дун-Цин-Фу, Ван-Фун-Ки, Ся-Ю-Шань, Сун-Сиу-Ли, Ван-Зе-Вей, Ван-Шу-Шань и многие другие. Заключение Китайский цирк… Вряд ли где-нибудь еще с такой определенностью проявляется традиционность, как в мастерстве артистов китайского цирка. Костюм, грим, аксессуары, порядок распределения трюков в номере, редкая скромность, даже если можно так выразиться, целомудренная непритязательность «подачи» – за всем этим явственно ощущается своеобразие национальной культуры зрелища. Своеобразие, выработанное и отшлифованное творчеством многих поколений. Как известно, цирк в Китае имеет давнюю историю. На протяжении длительного времени китайский цирк непрерывно обогащался и совершенствовался, создав многие красочные цирковые номера с ярким национальным колоритом. В последние годы китайский цирк получил новое развитие, его номера удостоились высокой оценки иностранных коллег. Китай придает важное значение развитию культурных контактов с другими странами мира. Проходивший в городе Шицзячжуане провинции Хэбэй 9–й Китайский Международный цирковой фестиваль «Уцяо» собрал более 400 лучших мастеров циркового искусства из 14 стран мира — России, США, Германии, Италии и других стран. Они своим виртуозным мастерством покорили публику. Успех этой постановки ещё раз неоспоримо свидетельствует о плодотворном процессе взаимодействия цирковых школ и философских систем Запада и Востока, раздвигая границы нашего воображения, преумножая достижения культуры и увлекая зрителей новой сверкающей перспективой. Сегодня положение разительно изменилось, причем сразу всюду. Китай оказался в центре глобальных процессов происходящих в мире. Теперь китайский цирк уже не экзотическая добавка, а целый затерянный мир, продолжающий удивлять Запад, восполняя его, так сказать культурную недостаточность и эстетическую неполноту. В результате наблюдаемых изменений мир циркового искусства становится богаче, разнообразней и удивительней. Настоящий, живой, реальный цирк остаётся, и останется неутомимым генератором творческих изобретений и новых художественных открытий. В современных условиях глобализирующегося мирового цирка, его эволюция пролегает через гармонию синтеза едва ли не всех видов искусств: известных, малоизвестных и не известных вовсе. И в этом процессе особенно значимая роль принадлежит великому традиционному китайскому цирку. Список использованных источников 1. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М., 1976. 2. Географическая энциклопедия для юных читателей «Вокруг света» Изд.: «DS-MAX», США. 3. История Китая (под. ред. А.В. Меликсетова). М., 1997. 4. Кравцова М.Е. «История культуры Китая» Изд.: «Лань» 2003 г. 5. Кравцова М.Е. Цирк древнего Китая. Опыт культурологического анализа. Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 1994. 6. Кроль Ю.Л. Сыма Цянь — историк. М., 1970. 7. Крюков М.В. Формы социальной организации древних китайцев. М., 1967. 8. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII в.). М., 1984. 9. Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М, 1983. 10. Маслов А.А. Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». М.: Сфера 1996. 11. Новейшая история Китая 1917-1970 гг. М., 1972. 12. Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. С-Петербург: Евразия, 1998. |