МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА» Кафедра лёгкой атлетики и лыжного спорта КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу “Теоретико – методические основы спортивно – оздоровительного туризма” ОТБОР В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ Кибаров Андрей Александрович, студент 53 гр. факультет физической культуры и спорта ___________________________ (подпись, дата) Научный руководитель: Козлова Юлия Андреевна, преподавателькафедры лёгкой атлетики и лыжного спорта ___________________________ (подпись, дата) Витебск, 2011 РЕФЕРАТ Курсовая работа 29 с., 20 источников. СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ, СПОРТИВНЫЙ ОТБОР, УРОВНИ ОТБОРА, ДИСТАНЦИЯ, ЗАДАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, МАРКИРОВАННАЯ ТРАССА, ЭСТАФЕТА, МЕТОД, КРИТЕРИЙ ОТБОРА. Объект исследования – спортивный отбор в спортивном ориентировании.
Предмет исследования – техника и методика отбора детей для занятий спортивным ориентированием. Цель работы: изучить методику и технику отбора в спортивном ориентировании. Методы исследования: метод изучение и анализ научно-методической литературы. Элементы научной новизны: доказано, что спортивный отбор играет важнейшую роль в становлении будущего спортсмена. Поэтому, спортивное ориентирование, которое является распространённым видом спорта, проводится достаточно кропотливый и чёткий отбор, для занятия ориентированием. С развитием научно – технического прогресса развиваются и новые методики и техники отбора. Экономическая и социальная значимость работы: данная работа помогает понять те трудности, которые встречаются при проведении спортивного отбора в ориентировании, а также помогает разобраться в понятии спортивный отбор, а также трудности отбора в спортивном ориентировании. Автор работы подтверждает, что приведенные сведения объективно отражает состояние исследуемого вопроса спортивного отбора для занятия спортивным ориентированием, а все заимствованные из различных источников положения сопровождаются ссылками на их авторов. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 4 1 Отбор в спортивном ориентировании………………………………………….6 1.1 Характеристика понятий спортивный отбор, спортивная ориентация, одарённость, талант, способности, задатки…………………………………………………………………………6 1.2 Уровни отбора……………………………………………………………8 1.3 Отбор на различных этапах многолетней подготовки в спортивном ориентировании…………………………………………………………….9 1.4 Критерии отбора детей для спортивного ориентирования ……………11 1.5 Выводы…………………………………………………………………….20 2 Методы исследования, определяющие способности детей для занятий спортивным ориентированием ……………………………………………………21 2.1 Педагогические методы…………………………………………………..21 2.2 Социологические методы…………………………………………………22 2.3 Психологические методы ………………………………………………..23 2.4 Медико-биологические методы………………………………………….23 2.5 Выводы…………………………………………………………………….24 3 Примерные методические рекомендации для проведения отбора в секции, кружки спортивного ориентирования……………………………………………25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………28 ВВЕДЕНИЕ Значение отбора как важного фактора роста спортивных достижений на всех этапах спортивной подготовки общепризнанно. Система отбора является сложным социальным механизмом, который не только работает на спорт, но и тесным образом связан с другими сферами деятельности. Поиск новых форм отбора юных спортсменов и определение информативных тестов, используемых при этом, – вот те задачи, которые ставят перед собой тренеры и ученые. У специалистов нет единого мнения относительно средств и методов оценки перспективности спортсменов. Однако при отборе в первую очередь необходимо определить уровень развития наиболее консервативных качеств и способностей. К ним можно отнести быстроту, координационные способности, оперативное мышление, предвидение ситуаций, а также стремление к достижению высоких спортивных результатов. Спортивное ориентирование – один из немногих видов спорта, где участники соревнований действуют индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников. Поэтому для достижения цели необходима хорошая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, смелости, самообладания. Спортивное ориентирование относится к циклическим видам спорта, для которых характерным является высокий уровень развития выносливости и специальной психической работоспособности. Хорошо известно, что способность к определенной деятельности – сложное, интегральное качество психики. Умственная деятельность ориентировщика отличается сложной, аналитико-синтетической работой мозга, что проявляется в восприятии, внимании, мышлении, в извлечении информации и кодировании ее в кратковременной и долговременной памяти. Изучение подобных явлений предполагает их анализ и разложение на более простые компоненты. Поэтому один из ключевых вопросов активного отбора – вопрос интегральной оценки перспективности ребенка в данном виде спорта. Такая оценка развития всех изучаемых показателей объективно отражает уровень подготовленности юных спортсменов и позволяет достоверно осуществлять надежный прогноз успешности по годам обучения. Несомненно, что дальнейшие успехи в развитии спортивного ориентирования во многом обусловлены результатами научных исследований, направленных на обоснование технологии спортивного отбора на ранних этапах многолетней подготовки. Констатируя значимые достижения в разработке основ юношеского спорта, следует отметить наличие в спортивном ориентировании ряда практических проблем: не определены доминантные факторы, обуславливающие высокий уровень специальной подготовленности юных ориентировщиков на различных этапах многолетней тренировки, не выявлены информативные тесты для определения перспективности. Всё это ограничивает возможности управления учебно-тренировочным процессом и снижает эффективность комплексного контроля, отбора и ориентации спортсменов. Понятно, что данные проблемы требуют незамедлительного решения. Анализ литературы по спортивному отбору показывает, что спортивные способности определяются комплексом наследственных и средовых факторов. Это требует всестороннего анализа физических и психических качеств спортсмена, а предрасположенность детей и подростков к определенной спортивной деятельности можно выявить в раннем возрасте. Если исходить из того, что отбор – начало многолетнего процесса спортивной подготовки, то совершенствование системы контрольных испытаний для отбора с ориентацией на высшее спортивное мастерство имеет актуальное значение в спортивном ориентировании [4, с. 24-27]. Цель курсовой работы: изучить методику и технику отбора в спортивном ориентировании. Поставленная цель определяет задачи курсовой работы : – проанализировать спортивное ориентирование, как вид спорта – изучить виды дистанций, которые встречаются в спортивном ориентировании – изучить уровни спортивного отбора – проанализировать отбор на различных этапах многолетней подготовки спортсменов – изучить критерии отбора детей для спортивного ориентирования Объект курсовой работы: спортивный отбор в спортивном ориентировании. Предмет курсовой работы: техника и методика отбора детей для занятий спортивным ориентированием. Метод исследования: изучение и анализ научно-методической литературы. В курсовой работе использовалось 20 литературных источников. По данной теме нашлось достаточно источников. Недостатком данных использованных источников в том, что они были написаны достаточно давно, что означает, что данная тема не рассмотрена в достаточном объёме. 1 ОТБОР В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ 1.1 Характеристика понятий спортивный отбор, спортивная ориентация, одарённость, талант, способности, задатки В современном обществе все чаще ставится на повестке дня проблема эффективного использования потенциала человеческих способностей. Современный спорт характеризуется резким повышением уровня спортивных достижений, которые значительно превосходят границы, до недавнего времени считавшиеся недоступными. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложный процесс, качество которого определяется целям рядом факторов. Один из таких факторов – отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация. Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта)[1, с. 415]. Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.). Другое определение спортивного отбора звучит так: Спортивный отбор — это комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки. Спортивный отбор — это основанный на научном прогнозе процесс принятия и реализации решения о включении или не включении в спортивную деятельность ее возможного участника. Итак, из вышеприведенных определений уже можно сделать вывод о том, что спортивный отбор, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, не занимающимся никаким спортом, так и к спортсменам. Спортивный отбор проходят все участники спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специалисты из комплексной научной группы и т. д. Спортивная ориентация – система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта[15]. Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности. Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности – задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, – задача спортивного отбора[1, с. 415]. Одаренность рассматривается как качественно своеобразное сочетание высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств индивида, отвечающих требованиям спортивной специализации, создающее возможность успеха в конкретной деятельности. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. – общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; – совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; – талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Детская одаренность – сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, существует множество точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно – педагогических обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности[13]. Талант — присущие от рождения определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени[14]. Спортивный талант чаще определяется различными факторами, среди которых выделяются наследственность, биологический возраст молодого поколения, особенности телосложения, биомеханические параметры, темпы развития работоспособности. В целом отмечается, что талант – явление уникальное и встречается довольно редко Способности – это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта). Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые максимально раскрываются при предъявлении к организму занимающегося высоких требований. Наряду с изучением консервативных (наследственных) признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом необходимо принимать во внимание как темпы роста показателей, так и их исходный уровень[1, с. 416]. Задатки – это врожденные анатомические и психофизиологические особенности человека (строения тела, двигательного аппарата, нервной системы, мозга, органов чувств и т.п.), которые могут превратиться или не превратиться в способности в зависимости от его воспитания и деятельности[11]. 1.2 Уровни отбора Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта. Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации. Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта. Первый уровень — начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способностями к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно отбор проводится в три этапа. На первом—агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором — тестирование и наблюдения для определения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом продолжительном — наблюдения в процессе обучения и развития физических способностей с целью установления темпов осваивания учебного материала. Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных юношей и девушек (возраст 16—17 лет), обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.). Третий уровень —отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осуществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов. Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные сборные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сборной команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чемпионатах, на учебно-тренировочных сборах. В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и группы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона. Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость (уровень физических качеств, специфичных для данного вида спорта, уровень способностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной деятельности и др.). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обследования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным, вследствие чего количество отсеиваемых увеличивается [5, с. 39-43]. 1.3 Отбор на различных этапах многолетней подготовки в спортивном ориентировании Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа. На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятие спортивным ориентированием. В группы начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) принимаются дети в 10-12 лет для занятий спортивным ориентированием. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные. На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для спортивного ориентирования; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов. В ходе второго этап проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности. Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования. Антропометрические обследования позволяют определить, насколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы соответствуют тому морфологическому типу, который характерен для выдающихся представителей спортсменов–ориентировщиков по спортивному ориентированию. Медико-биологические исследования дают оценку состояния здоровья, физическому развитию, физической подготовленности. Особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в спортивном ориентировании. Среди физических качеств и способностей есть консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы. Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований, реакция на неудачное выступление в нем. Социологическое обследование выявляет интересы детей и подростков к занятиям спортивным ориентированием, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста. На третьем этапе спортивного отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестирование в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования. На четвертом этапе спортивного отбора должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор осуществляется по следующим показателям: 1) Спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки; 2) Степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях; 3) Степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам. В процессе этого этапа спортивного отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья. Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, классификационные нормативы и т.д.) качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов. Для каждого кандидата отбор, в конечном счете, сводится к положительному или отрицательному результату. Положительный результат отбора может, например, заключаться в зачислении в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основного спортсмена в число запасных и т.д. [1, c. 22-24] 1.4 Критерии отбора детей для спортивного ориентирования Начало специализированной подготовки с 13-14 лет. До четырнадцатилетнего возраста невозможно определить предрасположенность к спортивному ориентированию на уровне элиты. Поэтому целесообразно сделать возрастной диапазон приема детей в спортивные школы достаточно широким — в пределах 4-5 лет. Для прогнозирования процесса спортивного совершенствования важно знать возраст, в котором достигаются наивысшие для данного вида спорта результаты. Установлено, что возраст демонстрации высших достижений в видах спорта на выносливость находится в пределах от 22 до 26 лет в легкой атлетике и от 23 до 28 в лыжных гонках. В спортивном ориентировании достижение высоких результатов происходит к 20-23 годам у женщин и к 23-26 годам у мужчин. Для спортивной ориентации и селекции, рационального планирования учебно-тренировочного процесса важно знать темпы прироста спортивных результатов во времени, а также общую продолжительность демонстрации высоких результатов[2, с.54-55]. Наиболее одаренные спортсмены достигают наивысших результатов через 5-7 лет тренировок, а демонстрация высоких результатов происходит в течение 5-10 лет. В подавляющем большинстве видов спорта норматив «Мастера спорта» преодолевается в возрасте старше 20 лет. В спортивном ориентировании наблюдается большая продолжительность периода демонстрации высоких результатов — от 20 до 35 лет. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в большинстве видов спорта возрастные диапазоны высших достижений и начала специализации достаточно велики и равняются 8-15 годам, а возраст спортсменов не является жестким ограничителем для системы отбора, спортивной ориентации и селекции. На каждом этапе подготовки спортсмена необходимо выделить ведущие факторы, успешное развитие которых создаст прочную базу для дальнейшего роста специальной подготовленности. Именно на выявление этих факторов должен быть нацелен отбор в первую очередь. Спортивное ориентирование относится к циклическим видам спорта, для которых характерным является высокий уровень развития общей и специальной выносливости. Выносливостью называется способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Наибольшую прогностическую значимость при отборе юных бегунов имеют тесты, позволяющие в первую очередь оценивать уровень выносливости, например 20-минутный бег с учетом пройденного расстояния или бег с интенсивностью 60% от максимальной. При этом недостаточно проводить разовую оценку спортивных способностей. Исходный уровень развития выносливости в большей мере свидетельствует о степени готовности подростка в данный момент и в незначительной — о его потенциальных возможностях. Поэтому прогнозировать способности детей к бегу на выносливость можно только после полутора лет специализированных занятий, предусматривающих не только выявление уровней общей и специальной выносливости, но и темпов их прироста[8, с. 65-67]. В настоящее время установлено, что весьма значимыми коррелянтами выносливости являются экономичность бега и лактатный или анаэробный порог (АнП). Наивысшая интенсивность нагрузки, не сопровождающаяся заметным накоплением продуктов распада, считается более информативным показателем выносливости, чем МПК. Важным аспектом подготовленности спортсмена являются скоростно-силовые показатели. Самой распространенной формой определения скоростно-силовых качеств спортсмена являются прыжковые упражнения: прыжок в верх с места, прыжок в длину с места, различные многоскоки. Установлено, что показатели скоростно-силовой подготовленности сильнейших бегунов на средние и длинные дистанции равны: в прыжке в длину с места 260-270 см, в пятикратном прыжке в длину с места 1070-1434, а в прыжке в высоту с места 39-45 см. При отборе необходимо учитывать особенности биологического возраста занимающихся детей, так как развитие двигательных качеств и прирост спортивных результатов у подростков находится в прямой зависимости от индивидуальных темпов полового созревания. При этом установлено, что у подростков с высоким уровнем развития выносливости, наблюдается и более высокая степень полового созревания. Развитие организма детей протекает неравномерно, период ускоренного развития чередуется с периодом замедления и относительной стабилизации. Поэтому при отборе необходимо знать «сенситивные» периоды развития, что позволит существенно улучшить результаты многолетнего процесса подготовки юных спортсменов. Выбор критериев отбора на каждом этапе подготовки должен основываться на благоприятных периодах диагностики отдельных качеств и способностей детей и подростков. Вторым по значимости прогностическим фактором после генотипа являются свойства нервной системы, которые необходимо учитывать при разработке методики отбора. Немногочисленные пока исследования подтверждают наличие корреляции между спортивным результатом и определенными чертами личности спортсмена. Такие психические качества, как эмоциональная устойчивость, самообладание, являются относительно стабильными показателями и выгодны на длинных дистанциях, таких как лыжные гонки, стайерский и марафонский бег. Способность к определенной деятельности — сложное, интегральное качество психики. Изучение подобных явлений предполагает их анализ и разложение на более простые компоненты. Одним из таких компонентов являются свойства внимания. Известно, что свойства внимания и нервной системы находятся в тесной связи. В видах спорта, которые характеризуются быстро изменяющимися ситуациями, на первый план выступают требования к оперативному мышлению. В спортивном отборе большую роль играют свойства нервной системы, которые непосредственно не входят в способности, но связаны с процессом их развития (мотивы, интеллект, социальный статус), которые должны учитываться не для деления спортсменов на перспективных и неперспективных, а для оптимизации их подготовки. При отборе различают консервативные признаки, которые слабо поддаются тренировке и лабильные признаки, которые относительно легко изменяются в ходе спортивного совершенствования. Недостаточную изменчивость консервативных признаков связывают с тем, что они в большей мере определяются наследственными свойствами организма. Генотип человека определяет его одаренность, а психическая характеристика одаренности — это внимательность, собранность, быстрота мышления, возможность анализа и обобщения, систематичность, высокая продуктивность умственной деятельности. Генетические факторы в значительной степени определяют рост и формирование организма, величину прироста двигательных качеств и функциональные возможности системы энергообеспечения. Поэтому они должны учитываться в теории и практике спортивного отбора. Имеются данные о том, что способность к восстановлению, ЖЕЛ, МОД, ЧД, АД являются консервативными признаками и генетически обусловленными факторами. Одним из ключевых вопросов активного отбора является вопрос интегральной оценки перспективности ребенка в данном виде спорта. Такая оценка развития всех изучаемых показателей объективно отражает уровень подготовленности юных спортсменов и позволяет достоверно осуществлять качественный прогноз успешности по годам обучения. Наиболее важным моментом спортивного отбора является прогнозирование спортивных способностей. Надежный прогноз должен предусматривать не только вероятную динамику результатов, но и включать все более или менее существенные факторы, определяющие роль спортивного мастерства. Согласно теории и практики научного предсказания, успешный прогноз возможен только в том случае, если рассматриваемые изменения носят стабильный характер. Поэтому важным условием прогнозирования является изучение динамики психических, физических и функциональных показателей. Установлено, что прогноз юношеской перспективности через призму спортивного результата в таких видах спорта, как бег на длинные дистанции и лыжные гонки является одной из ошибок. У детей прирост результатов зависит не только от тренировки, но и от их естественного роста, при этом конституционные признаки оказывают косвенное влияние на спортивный результат. Успех спортивного совершенствования в значительной мере определяется тем, как быстро спортсмен восстанавливается после физических нагрузок. В связи с этим, эффективность восстановления может иметь прогностическое значение. Таким образом, в настоящее время во многих видах спорта сложилась своя традиционная формула проведения отбора перспективных спортсменов, а основными критериями успешности отбора являются результативность соревновательной деятельности и стабильность выступления[3, с. 32-35]. Большую роль в отборе играют педагогические контрольные испытания (тесты), по результатам которых судят об уровне развития физических, психических и технико-тактических качеств и темпах их прироста. Тесты должны отвечать определенным требованиям. Важным качеством теста является информативность. Информативность теста — это степень точности, с какой он измеряет свойство, для оценки которого используется. Другим критерием теста является надежность, которая предполагает высокую стабильность показателей, т.е. их воспроизводимость при повторном тестировании. Тесты должны быть объективными — точно характеризовать уровень развития того или иного качества спортсмена. Программа тестирования должна соответствовать специфики вида спорта, половым, возрастным и квалификационным особенностям занимающихся. В ориентировании особую роль играет психодиагностика спортивных способностей, так как этот вид спорта предусматривает напряженную умственную деятельность. Умственная деятельность характеризуется сложной, аналитико-синтетической работой мозга, что проявляется в восприятии, внимании, мышлении, в извлечении информации и кодировании ее в кратковременной и долговременной памяти. Направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на конкретном объекте или процессе называется вниманием. Оно характеризуется различными свойствами: интенсивностью, устойчивостью, распределением, переключением и объемом[10, с. 210-212]. Важное значение для спортсменов – ориентировщиков имеет оперативная память. Соревновательная деятельность в ориентировании протекает в экстремальных условиях и основывается прежде всего на способности к решению сложных оперативных задач. Оперативная деятельность спортсмена – ориентировщика на соревновательной дистанции выражается в технико-тактических действиях. Решение тактических задач основывается на восприятии и переработке информации, сенсомоторном реагировании и интеллектуальных операциях, характеризующих оперативное мышление. Во время соревнований ориентировщик непрерывно сталкивается с необходимостью измерять или приблизительно оценивать расстояние на спортивной карте и на местности. Величина ошибки при глазомерном измерении зависит от того, в каком направлении производится измерение, поэтому нужно уметь измерять отрезки на карте независимо от их условного положения к магнитному меридиану. Для тестирования специальных физических качеств ориентировщика адекватный пакет тестов сформировать очень трудно, главная проблема состоит в том, что тесты должны быть повторены в дальнейшем в абсолютно одинаковых условиях. Уровень развития общей выносливости у спортсменов – ориентировщиков рекомендуется тестировать при помощи бега на 5000 метров у мужчин и 3000 метров у женщин. Специальную выносливость можно контролировать посредством полевых тестов. Дистанция тестового бега должна быть достаточно длинной, продолжительность бега для квалифицированных ориентировщиков находится в пределах 60-80 минут. Трассу следует проложить на местности с различными условиями бега и сохранять постоянной из года в год, это даст возможность сопоставлять результаты в течение длительного времени[20]. Большое значение в спортивном ориентировании имеет силовая подготовка. Основной разновидностью силовых качеств у ориентировщика является силовая выносливость, для тестирования которой применяется определение максимального числа повторений при динамической мышечной работе. Качества быстроты в ориентировании тестируют при помощи бега на 20 или 30 метров с ходу. Главными критериями оценки координационных способностей нужно считать четыре основных признака: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики. При этом качественные и количественные критерии КС изолированно друг от друга встречаются редко. Более распространенными являются комплексные критерии. Важное значение в спортивном ориентировании играет техника бега в подъем и вниз по склону. Если разница между спортсменами при беге по равнине (дистанция 100 метров) составляет 7 секунд, то при беге в подъем разница между этими же спортсменами может составлять уже 23 секунды. Поэтому тестирование техники бега в подъем играет в ориентировании существенное значение. Для качественного отбора предлагается принцип дедуктивного подхода к этой проблеме, который предусматривает выделение двух этапов. Сначала необходим отбор моторно-одаренных детей и выяснение их психомоторного статуса, а затем уже определение спортивной специализации. Чтобы повысить информативность исходного тестирования при отборе нужно в качестве контрольных испытаний предлагать такие движения, которые просты, доступны всем и не требуют специального обучения, число обследуемых должно быть достаточно для статистической обработки, исследуемое движение не должно зависеть от размеров тела и его конечностей. Прогнозирование и отбор можно осуществлять по результатам отдельных тестов, но более достоверные данные получают, когда отбор осуществляется комплексно, с учетом многих факторов. Необходимо помнить, что одни и те же показатели имеют различную степень информативности в зависимости от этапа многолетней подготовки, возраста, стажа и квалификации спортсмена. Спортивный отбор и ориентация должны проводиться на основании учета особенностей строения и функций различных систем организма человека, и прежде всего имеющих консервативный, наследственный характер[9, с. 55-56]. Какие же характеристики спортивной работоспособности детей обладают относительной устойчивостью и могут быть рекомендованы как показатели для спортивной ориентации и отбора. Как показывают исследования, выносливость в известных пределах генетически обусловлена, для большого спорта это имеет исключительно важное значение. Физическое качество быстроты и основные свойства нервной системы человека (внимание, мышление, память) находятся под значительным генетическим контролем. На этой основе можно сформулировать следующее положение. Спортивные способности определяются комплексом наследственных и средовых факторов. Это требует всестороннего анализа физических и психических свойств юного спортсмена. Большинство специалистов считают, что способности детей и подростков к определенной спортивной деятельности можно выявить в раннем возрасте и придают большое значение изучению и решению этой важной проблемы. Если исходить из того, что отбор — начало многолетнего процесса спортивной подготовки, то совершенствование системы контрольных испытаний для отбора с ориентацией на высшее спортивное мастерство имеет важное значение. Поскольку при проведении исследований большой объём показателей займёт много времени, необходимо выбрать наиболее информативные тесты, которые бы отражали все основные стороны подготовленности юных спортсменов. Корреляционный анализ показал, что на начальном этапе подготовки высокую прогностическую значимость имеют тесты, характеризующие общую выносливость (г = 0.361-0.554), а также тесты, которые отражают психическую работоспособность юных спортсменов (ориентировщики 9-10 лет), это оперативная память (г = 0.562), распределение внимания (г = 0.512) и оперативное мышление (г = 0.532). Через год и два года тренировки корреляционная связь между результатами в беговых тестах и рангом спортсмена значительно возросла (г изменяется в пределах 0.529-0.952). Это можно объяснить тем, что ориентировщики, выполняя большой объём бега с различной интенсивностью, значительно улучшили скорость бега на уровне АнП и на этом этапе тренировка приняла более специализированную направленность, позволившую и более четко проявиться способностям отдельных спортсменов в специальной выносливости. Изменился характер взаимосвязи между результатами в некоторого строения и функций различных систем организма человека, и прежде всего имеющих консервативный, наследственный характер. Какие же характеристики спортивной работоспособности детей обладают относительной устойчивостью и могут быть рекомендованы как показатели для спортивной ориентации и отбора. Как показывают исследования, выносливость в известных пределах генетически обусловлена, для большого спорта это имеет исключительно важное значение. Физическое качество быстроты и основные свойства нервной системы человека (внимание, мышление, память) находятся под значительным генетическим контролем[18, с. 250-252]. На этой основе можно сформулировать следующее положение. Спортивные способности определяются комплексом наследственных и средовых факторов. Это требует всестороннего анализа физических и психических свойств юного спортсмена. Тесты должны быть простыми, не требовать специального оборудования и быть пригодными для обследования в полевых условиях. При проведении тестирования необходимо обратить внимание на стандартность, т.е. процедура и условия проведения контрольных испытаний должны быть одинаковыми во всех случаях применения тестов". Результаты, показанные спортсменом при проведении тестирования, выражаются в разных единицах измерения (время, расстояние, условные единицы и т.п.) и поэтому непосредственно не сопоставимы друг с другом. При этом они сами по себе не указывают, насколько удовлетворительно состояние спортсмена (например, время бега на 100 м, равное 12.0 с может рассматриваться и как очень хорошее, и как очень плохое, в зависимости от вида спорта). Поэтому результаты тестирования превращают в оценки (очки, баллы, отметки). Квалификационное оценивание проводят в два этапа. На первом — показанные спортивные результаты превращают на основе так называемых «шкал оценок» в очки, а на втором, после сравнения набранных очков с заранее установленными нормами, определяют итоговую оценку. Для оценки результатов контрольных испытаний необходимо использовать шкалы, где эквивалентными считают достижения, доступные одинаковому числу людей одного пола и возраста. Согласно этому критерию в спортивном ориентировании эквивалентными можно считать средние показатели спортсменов – ориентировщиков элиты по всему комплексу тестов. Все эти показатели должны оцениваться одинаковым числом очков[4, с. 23-25]. Преобразование показанного результата в условные очки производится при помощи шкал оценок. В спортивном ориентировании удобно применять пропорциональные шкалы. Этот тип шкал предполагает начисление одинакового числа очков за равный прирост результатов. Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом. Не всякие измерения могут использоваться как тесты, а только те, которые отвечают специальным требованиям. К ним в первую очередь относится надежность и информативность. Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными. Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. Информативность теста — это степень точности, с какой он измеряет свойство, для оценки которого используется. Процесс испытаний называется тестированием; полученное в итоге числовое значение — результатом теста. Многочисленные исследования, осуществленные на взрослых, высококвалифицированных ориентировщиках, позволяют констатировать, что им присущи: высокий уровень развития выносливости; высокий уровень развития сердечно-сосудистой системы; оптимальный, характерный для спортсменов – ориентировщиков, уровень развития скоростно-силовых качеств; особенности телосложения; высокий уровень развития специальной психологической подготовленности; специфические особенности развития интеллекта. Исходя из перечисленных характеристик и следует проводить комплексный контроль за подготовленностью спортсменов – ориентировщиков. При наличии довольно большого числа тестов, которые можно применять в процессе этапного и текущего контроля нужно иметь ввиду, что такой объем показателей займет много времени. Поэтому необходимо выбрать наиболее информативные тесты, которые отражают все основные стороны подготовленности спортсменов – ориентировщиков и отвечают требованиям математической теории тестов. Для выявления информативных тестов были проведены исследования с участием ориентировщиков 9-18 лет. В процессе исследований проверке подвергались тесты, в определенной степени характеризующие физическую, психическую и технико-тактическую подготовленность юных спортсменов. В частности, исследовались показатели следующих тестов: прыжок в длину с места, пятикратный прыжок в длину с места, прыжок в высоту, комплексное упражнение на силу, комплексное упражнение на ловкость, бег 30 м с ходу, челночный бег, 20-минутный бег с учетом пройденного расстояния, бег 200 м в подъем, тесты на внимание, память и мышление. Проведенные исследования дали возможность разделить тесты на две группы: 1) тесты, характеризуемые контрольными показателями специальной подготовленности как слабо информативные (г = 0.1-0.4); 2) тесты, достаточно информативные (г = 0.5-0.9) — удовлетворительная и хорошая информативность, которые могут использоваться в комплексном контроле за подготовленностью юных спортсменов – ориентировщиков. На основании проведенных исследований был сформирован комплекс тестов, имеющих высокую информативность, которые могут использоваться как наиболее значимые для оценки потенциальных возможностей юных спортсменов – ориентировщиков. Применение информативных методик комплексного контроля на различных этапах спортивной подготовки даст возможность получить оперативную информацию, анализ, который позволит вносить соответствующие коррективы в программу тренировок и тем самым повысить ее эффективность. Управление тренировочным процессом в спортивном ориентировании состоит из трех этапов: а) сбор информации об объекте управления (спортсмене) и внешней среде в которой он функционирует; б) анализ полученной информации; в) принятие решения и планирование. Эти три этапа образуют законченный цикл, который многократно воспроизводится до полной реализации разработанной программы — достижение спортсменом запланированного результата. Основой любых планов, с помощью которых реализуются принятые решения, является информация, полученная в процессе контроля. Перспективные тренировочные программы также основываются на анализе результатов комплексного тестирования[19, с. 51- 52]. Для составления перспективной программы подготовки спортсменов – ориентировщиков целесообразной представляется такая последовательность действий: а) исследование структуры соревновательной деятельности и выявление факторов, обуславливающих достижение высоких результатов; б) подбор тестов, информативных по отношению к этим факторам; в) создание программы этапного комплексного контроля; г) проведение контрольных испытаний и анализ полученных результатов; д) составление этапного плана подготовки и его реализация; е) проведение в конце этапа повторного комплексного контроля; ж) сопоставление динамики результатов в соревнованиях и тестах и показателей нагрузки за прошедший этап подготовки и внесение корректив. Для текущего и оперативного планирования тренировки спортсменов необходимо: выбрать тесты текущего или оперативного контроля и составить программу обследования; провести контрольные испытания и анализ полученных результатов; на основании полученных данных проводить коррекцию планов подготовки. При создании любых тренировочных планов в спортивном ориентировании тренер должен постоянно сопоставлять достижения спортсменов в соревновательных упражнениях и тестах с показателями выполненной ими нагрузки. Только так можно подобрать наиболее эффективные для каждого спортсмена средства тренировки и определить величину воздействия этих средств на подготовленность спортсмена. На практике контроль за физической подготовленностью включает измерение уровня развития скоростных и силовых качеств, выносливости, ловкости и гибкости[6, с. 85-91]. 1.5 Выводы Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортивную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекращении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществляется спортивный отбор, может иметь различную величину – от нескольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спортсменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные правилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполнения соперником семиметрового штрафного броска)[5, с. 78-79]. Таким образом, можно сделать вывод, что качественный спортивный отбор обеспечивает выявление и отбор одаренных, способных к спорту, более того, к определенному его виду, детей в самом раннем возрасте. Позволяет более «прицельно» тренировать юных спортсменов и с учетом наследственности, и влияния окружающей среды специализировать спортсменов с целью достижения высоких спортивных результатов и реализации потенциала человеческих способностей[9, с. 97-98]. 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ 2.1 Педагогические методы Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. Особое внимание следует уделять генетически обусловленным качествам и способностям, которые с трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Основным педагогическим методам отбора является педагогическое наблюдение . Педагогическое наблюдение представляет собой целенаправленную констатацию эмпирических фактов. Оно проводится по заранее намеченному плану, которым определяются цель, задачи и порядок наблюдений. Сам исследователь непосредственного участия в учебном процессе не принимает, но обеспечивает объективность наблюдения, Так, одним из примеров наблюдения является прослеживание методики проведения тренировочных занятий. Для этого исследователь хронометрирует время, отводимое на обучение, фиксирует методические приемы и ответные действия на них со стороны обучаемых, количество подходов и время, затраченное на них. На основе собранного материала можно судить о методической подготовленности тренера, о величине психофизиологической нагрузки на занятиях, об эффективности применяемых им методов обучения. Собранный материал обрабатывается, сопоставляется с другими данными и обобщается, что позволяет сделать конкретные выводы и дать практические рекомендации. Продуктивность наблюдения зависит от методической подготовленности исследователя. Объектами наблюдения могут быть все стороны учебно-тренировочного процесса по спортивному ориентированию: цель и задачи занятий спортивным ориентированием, средства и методы, применяемые при решении оздоровительных, образовательных, воспитательных задач, процесс становления спортивного мастерства, межличностные отношения между педагогом-тренером и ориентировщиками, психофизиологическая нагрузка на занимающихся в процессе занятий, способности гимнастов и их тренируемость, техничность исполнения гимнастических упражнений и их композиционное построение и др. Выбор объекта наблюдения зависит от задач исследования. Наблюдение должно иметь четкую программу и способы фиксации результатов. При проведении наблюдения используются следующие способы: протоколирование (словесное описание, графическая фиксация, стенографирование), фотографирование и киносъемка, звукозапись. Данный метод достаточно трудоёмок и продолжителен[16, с. 183-185]. 2.2 Социологические методы Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям. К социологическим методам отбора относятся: анкетирование, беседа, интервью. Анкетирование — это метод, с помощью которого можно получить сведения по интересующему исследователя вопросу от большого числа респондентов (квалифицированных педагогов, спортсменов и др.). Из целого ряда видов анкетирования наиболее подходящим для исследований в области гимнастики является так называемое личное анкетирование, когда респондент заполняет анкету в присутствии исследователя, под его контролем. В анкете принято выделять вводную, основную и демографическую части. Во вводной части (обращение к респонденту) указываются: организация, от имени которой исследователь обращается к респонденту; задачи исследования; теоретическое и практическое значение их решения; роль респондента в решении поставленных задач; заверение в полной анонимности ответов респондентов; правила заполнения анкеты; заверения в готовности выслать результаты исследований респонденту, если он этого пожелает; порядок возврата анкеты исследователю. В основной части анкеты дается система вопросов, ответы на которые помогут решить задачи исследования. Разработка этой части анкеты наиболее сложная и ответственная. В демографической части анкеты должны содержаться вопросы, определяющие паспортную характеристику респондента (ф.и.о., пол, возраст, спортивная квалификация и др.). Эта часть может быть расположена как в начале, так и в конце анкеты. Интервью — это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов исследователя. Беседа — метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса. В беседе и респондент, и исследователь выступают активными сторонами, в отличие от интервью, где вопросы задает исследователь. Во время беседы можно получить более достоверные данные, чем при анкетировании. С помощью перечисленных методов исследователь получает информацию в виде суждений респондентов, поэтому в ней содержится доля субъективности. Ее будет тем меньше, чем выше педагогическая квалификация респондента и чем более он заинтересован в объективности результатов исследования. Данные методы для проведения отбора также весьма трудоёмки и не всегда дают конкретные ответы[10, с. 185-191]. 2.3 Психологические методы С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой. Психологический метод – важнейший фактор на стадии высшего спортивного мастерства, который теснейшим образом связан с обеспечением психической надежности. Психическая надежность спортсмена обеспечивает широкий диапазон адекватных реакций в самых неожиданных соревновательных ситуациях. Особое место в формировании понятия психической надежности в спорте принадлежит устойчивости к стрессу – неспецифической реакции организма на различные вредные факторы: холод, усталость, недостаток кислорода, боль, неопределенность ситуаций и т.п. При этом стрессовые реакции могут быть вызваны не только реальными условиями, но и представлением об опасности, то есть психическим путем, поэтому недостаточная психическая надежность может быть причиной неудач в спорте. Данный метод отбора в спортивном ориентировании весьма актуален и занимает одно из важнейших мест при отборе молодых спортсменов. Так как местом ведения борьбы в спортивном ориентировании выступает окружающая среда и спортсмен остаётся один на один в данных условиях. Поэтому, спортсмен ориентировщик, должен оставаться психологический устойчивым, к неспецифическим условиям ведения борьбы. Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований, реакция на неудачное выступление в нем. Поэтому при отборе в спортивном ориентировании проводится полный объём разнообразных тестов на психологическую устойчивость тем или иным условиям. 2.4 Медико-биологические методы На основе медико-биологических методов выявляются морфо-функциональные особенности, уровень физического развития, состояние его здоровья, физической подготовленности занимающихся, энергетические и биохимические предпосылки. С помощью данного метода отбора выделяются особенности развития физических качеств, уровень физического развития, рассматривается также физическая подготовка спортсмена ориентировщика, выделяются энергетические и биохимические предпосылки к занятию данным видом спорта. К данным методам также тесно связан антропометрический метод. Который позволяет определить, насколько юные спортсмены соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вила спорта. Данный метод кропотлив и его результаты дают конкретный ответ, может ли заниматься ребёнок избранным им видом спорта[13, с.154-157]. 2.5 Выводы Во второй главе курсовой работы я рассмотрел основные методы исследования, определяющие способности детей для специализации в спортивном ориентировании. Данные методы очень разнообразны и требуют трудоёмкой и кропотливой работы, как от самого ребёнка, тренера, так и от тех кто проводит данные исследования. Благодаря данным полученным в результате исследований ребёнок может определится с выборам того или иного вида спорта, а тренер в свою очередь благодаря этим данным сможет подготовить спортсмена высокого уровня и мастерства. 3 ПРИМЕРНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРА В СЕКЦИИ, КРУЖКИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ При проведении отбора в кружки, секции по спортивному ориентированию следует рассматривать некоторые методические рекомендации такие как: – это целевая направленность на высшее спортивное мастерство, наиболее полное использование индивидуальных возможностей будущего спортсмена; – соразмерность развития основных психофизических качеств; – основные принципы тренировки: всесторонности, постепенности, цикличности, индивидуализации; – специальная подготовленность и антропометрические данные юных спортсменов – ориентировщиков; – при отборе следует пользоваться результатами врачебно-педагогического контроля; – при отборе в кружки и секции по спортивному ориентированию следует использовать весь комплекс методов отбора; – при отборе следует ставить перед собой комплекс задач, которые должны решаться в процессе занятий в кружке или секции; При выполнении этих методических рекомендаций при отборе в кружки и секции по спортивному ориентированию можно быть уверенным, что отбор пройдёт успешно. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основные положения спортивного отбора в ориентировании: – Отбор юных спортсменов и их специальная подготовка являются единым, органически связанным процессом, поскольку в их основе лежат психофизические показатели, при помощи которых можно вносить управленческие коррективы в учебно-тренировочные занятия и тем самым повышать их эффективность. – Отбор спортсменов должен опираться на комплексную оценку их потенциальных возможностей, поэтому необходимо применять тесты, отражающие уровень развития выносливости и психической работоспособности с учетом темпов прироста этих показателей. Это дает возможность выявить юных ориентировщиков, обладающих комплексом врожденных психофизических качеств, которые необходимы в спортивном ориентировании на различных этапах подготовки и по которым можно предсказать успешность соревновательной деятельности. Отбор спортсменов – это многолетний многоступенчатый процесс, охватывающий все периоды многолетней подготовки, а эффективность спортивного отбора в первую очередь определяется комплексным исследованием возрастной динамики показателей психофизического развития. Это положение разделяет абсолютное большинство ведущих специалистов в области организации спортивного отбора. Исходя из этого, технология спортивного отбора в ориентировании включает несколько этапов. На первом этапе отбираются дети 9-11 лет для предварительной, строго не связанной с ориентированием, подготовки с целью всестороннего физического развития и формирования интереса к систематическим занятиям спортом. Группы начальной подготовки формируются по результатам сплошного тестирования, к занятиям привлекается большое число кандидатов с общей двигательной одаренностью. На втором этапе предварительного отбора (11-13 лет) проводится целенаправленная оценка двигательных и психических способностей на основании разработанных тестовых моделей. Вторая ступень отбора решает задачи оценки темпов роста психофизических способностей, определяющих достижение высокого спортивного результата в ориентировании. Сочетание высокого исходного уровня и высоких темпов роста говорит о большой одаренности ребенка. На этапе углубленной тренировки (13-16 лет) отбор должен быть направлен на определение способностей спортсменов в достижении вершин мастерства. Необходимы анализ индивидуальных данных и сопоставление их с показателями спортсменов высокой квалификации (МС-МСМК), что позволяет определить преимущественную направленность воздействия на слабые стороны специальной подготовленности. При наличии природной одаренности и правильной системе тренировки дальнейшая спортивная ориентация должна быть направлена на выбор для каждого, отдельно взятого ребенка вида спортивной специализации (в летнем или зимнем ориентировании он сможет достичь высоких результатов?), а затем и конкретной спортивной дисциплины. При этом необходимо учитывать динамику спортивных результатов и их уровень на протяжении всего отборочного этапа, психическую устойчивость, надежность выступлений, переносимость возрастающих тренировочных нагрузок и состояние здоровья. В этом случае определение перспективности юных ориентировщиков даст возможность выявить спортсменов, способных к максимальной реализации индивидуальных возможностей[17]. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 480 с. 2. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн. Физ. Культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с. 3. Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ. Культуры пед. Ин-тов по спец. 03.03 "Физ. Культура" / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с. 4. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 380 с. 5. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, – 1999. – 374 с. 6. Теория и методика физического воспитания том 1 / Под ред. Т. Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 424 с. 7. Теория и методика физического воспитания: Учеб.для ин-тов физ.культ.: В 2 т./Под общ.ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1976. 8. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999. – 430 с. 9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – М.: 1999. – 532 с. 10. Виноградов, М.И. Сб. «Достижения собр.физиол.нервной и мышечной системы»/ М. И. Виноградов. – М.: Просвещение, 1965. – 129 с. 11. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов [Электронный ресурс]. – Москва, 2001. – Режим доступа: http://www.sport-dic.ru. – Дата доступа: 23.01.2011. 12. Теория и практика физической культуры [Электронный ресурс]. – Москва, 2002. – Режим доступа: http://www. lib.sported.ru. – Дата доступа: 23.01.2011. 13. Одарённость [Электронный ресурс]. – Москва, 2010. – Режим доступа: – Дата доступа: 23.01.2011. 14. Талант [Электронный ресурс]. – Москва, 2010. – Режим доступа: http://www.wikipedia.ru. – Дата доступа: 24.01.11. 15. Спортивный талант [Электронный ресурс]. – Москва, 2010. – Режим доступа: http://www.lib.sportedu.ru. – Дата доступа: 26.01.2011. 16. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.; Под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с. 17. Основы многолетней подготовки юных туристов [Электронный ресурс]. – Москва, 2010. – Режим доступа: http://www.lib.sportedu.ru. – Дата доступа: 26.01.2011. 18. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм / Под общ.ред. Ю.Н.Федотова, И.Е. Востоков. – М: Советский спорт, 2002. – 364 с. 19. Халанский, Ю.Н. Спортивный отбор: Методические рекомендации / Халанский, Ю.Н, Баранаев Ю.А., Ситкевич Г.Н. – Витебск, Изд-во УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2006. – 143 с. 20. Чешихина, В.В. Теоретико – методические основы взаимосвязи физической и специализированной интеллектуальной подготовки в процессе спортивной тренировки / В.В. Чешихина. – М.: Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук, 1996. – 326с. |