ГОУСПО Новгородский областной колледж искусств им С.В.Рахманинова. Курсовая работа По дисциплине: «Народное художественное творчество » На тему: «Русское зодчество» Работу выполнил: Студент IV курса Специализации «Инстр. тв-во» Люкшин Федор Работу проверила: Кудрявцева О.Н Великий Новгород 2009г. 1. Введение ………………………………………………..4-5стр 2. Дерево и Камень в русской архитектуре . 2.1Деревянное зодчество ……………………………….5-9стр 2.2 Каменное зодчество ……………………………..10-15стр 3. История возникновения Новгорода ………………15-17стр 4. Типы архитектурных построек на примере Великого Новгорода 4.1 Крестьянская изба в музее деревянного зодчества «Витославлицы» …………………………………………18-22стр 4.2 Новгородский Кремль ……………………………..22-25стр 4.3 Софийский собор …………………………………25-27стр 5. Практическая часть …………………………………28-30стр 6. Заключение ……………………………………………31стр 7. Библиография …………………………………………32стр 1. Введение Позывы к строительству, к созиданию человек испытывает уже в раннем детстве, когда, играя, он сооружает свои дворцы, мосты и дома, не похожие ни на какие иные, хотя и сделанные по примеру других. Вероятно, не одно лишь творческое начало участвует в созидании и строительстве. В своей вечной тяжбе с бесконечностью мира люди ограничивают эту бесконечность определёнными сферами, вполне понятными, доступными обычным человеческим чувствам. Так, планета Земля есть для нас нечто определённое в бесконечности мира. В свою очередь, на Земле существует обозримая глазом равнина или гора, где живёшь ты, а на этой равнине стоит твой дом, но даже и в доме есть для тебя самое уютное место… Архитектура – это, прежде всего организованное пространство, отчуждённое от бесконечности силой художественного образа. Отобрать у безбрежности вполне определённую частицу – значит изобразить, оформить эту неопределённость, сделать уютным уголок холодного от бесконечности космоса. С чувством дома, уюта связано у детей и свойство искать укромные местечки. Тяга к замкнутым объёмам, к ходам и выходам, содержащим элемент лабиринта, к лесенкам, возвышениям, площадкам на разных уровнях, тяга, совсем близкая к архитектурному творчеству. Поэтому человек строил себе дом.
Целью курсовой работы является изучение особенностей русского зодчества на примере архитектуры Великого Новгорода. Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи: – раскрыть понятие русское зодчество – рассмотреть направления русской архитектуры – подробно рассказать о деревянном и каменном зодчестве – рассмотреть историю возникновения Великого Новгорода – на основе архитектуры Великого Новгорода рассмотреть все типы построек – рассказать о новгородском музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» – рассказать о Новгородском Кремле – рассказать о Софийском соборе Великого Новгорода Предметом изучения данной темы, является Новгородское зодчество. Эта проблема очень актуальна для нашего времени так, как живя в России мы очень мало знаем о нашей истории и уж тем более о памятниках. 2. Дерево и Камень в русской архитектуре. Архитектуру можно классифицировать по двум направлениям – это деревянное зодчество и каменное зодчество. 2.1 Деревянное зодчество.Специфика деревянного зодчества на протяжении веков определялась историческими и природными особенностями Русского Севера. Как ни в одном другом районе России здесь сохранились до настоящего времени замечательные произведения деревянного зодчества – своеобразные «песни в деревне», Отличающиеся особой концентрированностью образа, высокой степенью обобщения, внутренней уровновешенностью, декоративной узорочностью предельной лаконичностью и изящностью частей, форм и деталей. Создавшие эту удивительную, не имеющую аналогий, Самобытную архитектуру безвестные талантливые народные зодчие, в основном были выходцы из крестьян. Искусство строить из дерева зародилось на Руси в глубокой древности. За многие столетия были накоплены богатые традиции и опыт возведения различных зданий, разработаны специфические конструктивные приёмы, определились основные национальные черты деревянного зодчества, получившие огромное значение для дальнейшего развития строительного искусства России. При возведении жилых домов и хозяйственных построек имелось больше возможностей для создания разнообразных типов, так как на них не распространялись жёсткие каноны и запреты официальной церкви и государства. Профессиональное знание строительного дела позволило крестьянам рубить их в соответствии со своими жизненными и бытовыми запросами, мировоззрением и художественными представлениями. В них определялись свойства архитектуры, связанные с главными сторонами жизни человека и общества, Эстетические и нравственные нормы русского народа, конструктивные и технические особенности возведения зданий. Лучшие памятники деревянного зодчества отличаются высоким качеством объёмно-пространственных решений, рациональностью планировки помещений, мастерским исполнением конструктивных форм и деталей, надёжностью и удобством в эксплуатации, основанными на великолепном знании специфических особенностей строительного материала – дерева. Их художественный образ составляет неразрывное гармоническое целое с планировочными, объёмными и конструктивными решениями; в нём отсутствует ложное украшательство, вычурность форм и частей; польза, прочность и красота как высшая мера достоинств произведения архитектуры, нашла в них своё полное воплощение. Выразительность созданных народными зодчими зданий достигнута ясностью и чёткостью композиции и силуэта, хорошо найденными пропорциями, точной оценкой основных конструктивных элементов в формообразовании и соразмерном выявлении художественных качеств декоративных деталей. В процессе многовековой практики русские мастера – плотники создали сравнительно небольшое количество своеобразных типовых элементов и конструкций для решения любых строительных задач, позволявших для каждого здания находить индивидуальный облик. В плотницком искусстве северян сохранились связь традиций и новаторства, преемственность мастерства, понимание формы и практической целесообразности. Из поколения в поколение они пользовались лучшими старинными приёмами рубки, широко применяли сохранившие актуальность конструктивные решения и декоративный орнамент. В то же время народный зодчий не повторял и не копировал созданного однажды. В результате на Русском Севере среди многочисленных деревянных построек нет двух одинаковых. На протяжении многих веков мастера – дереводелы возводили здания «как водится», «по старинке», сохраняя излюбленные народом формы и используя древние приёмы. Однако, приступая к делу, они становились творцами, увлечёнными, ищущими, не терпящими подражания и копирования. Основным рабочим инструментом плотника были топор, который в умелых руках мастера становился главным орудием труда, заменявшим тесло, скобель и долото. Им рубили культовые, жилые и хозяйственные постройки; обрабатывали доски полов, потолков, кровли; выполняли затейливую резьбу на подзорных досках, причелинах, полотенцах, столбах и ограждениях, делали лемех и другие детали. Пилы, вначале небольшие, были известны новгородцам с Х в., но использовались преимущественно в столярном деле. С середины ХVII в. при крупном строительстве применялись большие пилы для распиловки брёвен на доски. Однако в основном северные плотники продолжали изготовлять тёс, раскалывая брёвна топором с помощью клиньев и затем слегка протёсывая доски с обеих сторон. Для этого выбирали только ровные прямослойные брёвна. В результате достигалось высокое качество досок, отличавшихся большой прочностью, в то время как при распиловке волокна дерева повреждались и доска значительно утрачивала плотность – кололась и ломалась. Хорошо зная эту особенность дерева и не желая снижать качество строительства за счёт более быстрого возведения здания, плотники даже после указа Екатерины II, запретившего древний способ изготовления тёса из-за больших отходов, предпочитали платить штрафы, но широко пользоваться им. В XVIII и начале XIX вв. на деревянное народное зодчество оказали определённое влияние архитектурные стили города. В результате в сёлах появились деревянные постройки, выполненные «на каменное дело», владельцами которых были главным образом помещики и зажиточные крестьяне. В этих зданиях дерево утратило значение самостоятельного материала со своими специфическими достоинствами, так как было признано «дешёвым», неблагородным и поэтому всячески маскировалось. Деревянным строениям придавали вид каменных с помощью дощатой обивки, профилированных карнизов и поясков, колонн, точёного балясника, Других элементов городской архитектуры, а также штукатурки и раскраски фасадов. Всё это значительно снизило качество архитектуры сельских культовых и жилых зданий. Во время всеобщего упадка русской архитектуры во второй половине XIX в., на деревянное зодчество оказало влияние «ропетовское» направление, получившее название от имени И.П. Ропета. Его представители в возрождении национального характера архитектуры считали единственно ценным в народном деревянном зодчестве декоративную сторону без учёта специфики конструктивных и планировочных решений. В проектах «ропетовцев» механически соединились новые принципы композиции и планировки зданий с традиционными деталями и декоративной обработкой. При этом утрачивалось чувство меры: здания замысловатых объёмов «одевались» в сплошное резное кружево и фигурную обшивку, а «старые» постройки «перелицовывались на новый лад». К концу XIX в. под влиянием модернистского стиля городской архитектуры в народном зодчестве Русского Севера начали преобладать электрические тенденции. В этот период широкое распространение получила дощатая обшивка, которую ошибочно считали надёжным средством защиты бревенчатого сруба от гниения и поражения древесины насекомыми, так как она явилась, прежде всего, своеобразной данью моде и играла чисто декоративную роль, скрывая « неблагородный » бревенчатый сруб. Однако практика показала, что обшивка может хорошо выполнять защитные функции только при условии тщательного выполнения и ведения постоянного надзора за скрытым под ней срубом. В противном случае создаются значительные трудности при замене старых брёвен новыми, происходит более быстрое загнивание и разрушение древесины в связи с тем, что проникающая под обшивку влага долго не высыхает из-за плохого проветривания в северных условиях с частыми дождями, большой влажностью воздуха и малым количеством тёплых солнечных дней. При этом художественные и архитектурные достоинства дощатой обшивки, даже с замысловатым рисунком декора, значительно уступают красоте и пластике обнажённого бревенчатого сруба. «Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по приемуществу страна зодчих, – писал И.Грабарь в «Истории русского искусства». – Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели – встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народ». 2.2 Каменное зодчество. Интенсивное каменное строительство в России началось в первой половине 18 века. Долгое время оно в основном велось в Петербурге, который в 1712 г. стал столицей. Были возведены Кронштадтская и Петропавловская крепости, Адмиралтейство, Торговая пристань на Неве, канал от Шлиссельбурга до устья реки Свири. Началось строительство дворцов, соборов, монументальных общественных и государственных зданий. Огромный размах монументального строительства в Петербурге привёл к созданию крупной камнедобывающей промышленности в соседних Карелии и Приладожье, богатых мрамором и гранитом. Расцвету её в немалой степени содействовал дешёвый перевоз готовой продукции водным путём. Вначале для кладки стен широко применялись путиловские, волховские и тосненские плитчатые известняки. Для архитектурных целей использовался гатчинский известняк и ревельский мрамор. Применение гранита поначалу было очень ограниченным из-за отсутствия навыков обработки твёрдого камня. Расцвет гранитных работ начинается в последней четверти 18 в. со строительства Мраморного дворца. Тогда же проводятся огромные по тому времени работы по облицовке гранитом набережных Невы протяжённостью более 65 км и стен Петропавловской крепости. Венцом каменного зодчества этого периода является Исаакиевский собор – одного из величайших архитектурных сооружений в мире. Высота его 101,5м, диаметр Главного купола более 25м. Площадь, занимаемая зданием, превышает 1 га. Собор строился по проекту архитектора О. Монферрана в течении 40 лет – с 1818 по 1858 г. В Исаакиевском соборе в огромном количестве применён полированный выборгский гранит рапавкиви. Из него сделаны все грандиозные 116 цельных колонн. Особенно поражают 48 колонн величественных портиков, примыкающих к зданию с четырёх сторон. Высота каждой колонны 17 м, диаметр 1,8 м, вес – более 100 т. Интересно, что каждую колонну устанавливали за 40 – 45 минут 128 рабочих при помощи специальных лесов и кабестанов. Это было выдающимся достижением русских строителей. Во внутреннем украшении Исаакиевского собора широко применён не только русский, итальянский и французский цветной мрамор, но и цветные камни малахит и лазурит. Колонны главного иконостаса облицованы тончайшими пластинками малахита, пятиметровые колонны иконостаса покрыты тёмно – синим бадахшанским лазуритом. Петровский период был переломным этапом в русской архитектуре. Ведущими типами сооружений в архитектуре этого периода становятся общественные здания, а так же городские и загородные дворцово-парковые ансамбли. Во второй половине 19 века происходит упадок архитектурного стиля. Фасады зданий отягощены множеством рельефных деталей, Облицовка не применяется, широкое распространение получает штукатурка. И только наиболее значительные здания одеваются камнем, главным образом эстонским известняком и немецким песчанником. Гранит в это время идёт в основном на строительство мостов, набережных и цоколи крупных зданий. Расцвет архитектуры начинается в 90-е годы в связи с развитием промышленности и железнодорожного транспорта. Резкое снижение железнодорожного тарифа на перевозку камня в 1896 г. уменьшило стоимость фасадов в 2-3 раза и содействовало широкому использованию камня в отделке зданий. Обычно камнем одевались нижние два этажа. НО не мало было и сплошь облицованных пяти- и семиэтажных зданий. Для облицовки применяют гранит с различными фактурами, однако особенно широкое развитие получила поверхность «скалы». Не редко из гранита выполнялись орнаментальные и скульптурные детали. Применение камня в московском строительстве было иного характера. Декоративные и строительные особенности подмосковных известняков позволили использовать их для лицевой кладки зданий, профильных и орнаментальных деталей. В Подмосковье издавна добывались светлые известняки, из которых строилась белокаменная Москва. Много веков стоят белокаменные сооружения Владимиро – Суздальского княжества. Они простояли VI – IX в. в условиях сурового климата под дождями, ветрами и морозами и не подверглись разрушению, сохранив первозданную прелесть. Белокаменное зодчество и архитектура московского барокко нашли своё выражение главным образом в церквях и соборах. В период русского классицизма (первая треть XIX в.) камень широко использовали для облицовки фасадов. Части зданий, более всего разрушившиеся, подпорные стены, ступени, нижние ряды камня в цоколях, базы колонн – выполнялись из плотных, довольно погодостойких песчаников; цоколи и архитектурные детали фасадов, колонны, карнизы, пояса и кронштейны выполнялись из более декоративных известняков. Важным фактором, оказавшим влияние на развитие архитектуры, явилась потребность в строительстве новых типов зданий (крупных корпусов фабрик и заводов, больших доходных многоквартирных домов) И соответственно в новых строительных материалах, конструкциях (чугун, прокатное железо, позднее – железобетон) и новой строительной технике. С упадком архитектуры во второй половине XIX в. и отходом от традиций русского классицизма применение местного камня резко сократилось. Новая эпоха в каменной архитектуре Москвы начинается с реконструкции столицы по генеральному плану 1935 г. Москва становится главным потребителем декоративного камня. Для облицовки административных и жилых зданий, строительства новых мостов и набережных, благоустройства городских парков и скверов за 20 лет ушло несколько сот тысяч квадратных метров гранитов. Архитектурные сооружения часто называют каменными страницами истории. В самом деле, дома, дворцы, соборы, мосты, набережные, стадионы и другие сооружения могут рассказать о времени их создания, о событиях и вкусах разных эпох и народов не менее выразительно, чем живопись, музыка или литература. Кстати, зодчество древнее своих сестёр по искусству – оно родилось сразу после того, как человек взял в руки каменный топор, чтобы строить жилище. История развития человеческого общества на всех этапах мировой цивилизации отражалась в памятниках архитектуры. Архитектурные сооружения являются наиболее крупными и доступными для обозрения памятниками эпохи. Красота, прочность и способность камня длительное время противостоять выветриванию сделали его в скульптуре и строительстве надёжным и ни с чем не сравнимым декоративным материалом. Архитектура – это строительное искусство, вид творчества, формирующего действительность по законам красоты. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сформулировал триаду: «прочность, польза, красота», которой руководствуется архитектор в своём творчестве. Все архитектурные сооружения имеют три группы характерных качеств: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, художественный образ, выражающий идейное содержание). Функциональная, конструктивная и эстетическая особенности архитектуры изменялись в ходе исторического процесса и воплощались в архитектурных стилях. Весь процесс развития мировой архитектуры не может быть искусственно разделён на замкнутые стилистические отрезки, кроме того, и само понятие «стиль» очень сложно. Так, стилем принято называть совокупность черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмных композиций зданий, строительные материалы и конструкции, а также формы и мотивы отделки фасадов и интерьеров). Характерная особенность архитектуры состоит в том, что она включает в себя и технику, и искусство, поскольку проектирование ведётся на основе инженерно-технических знаний, с одной стороны, а с другой – на основе творческого процесса, в котором архитектор мыслит художественными, эмоциональными образами, в основном геометрическими формами. Идейное содержание здания и его художественный образ помогает раскрывать такие виды искусства, как живопись и скульптура. Ряд архитектурных сооружений, обладающих художественно – планировочным единством и пространственно взаимодействующих друг с другом, образует архитектурный ансамбль – высшую форму творчества зодчего, так например площадь Святого Петра в Риме, Дворцовая площадь Санкт – Петербурга, большой каскад Петергофа. Ансамбль и связь архитектуры с природным окружением, синтез с различными видами искусства (монументальной живописью, скульптурой, прикладным и декоративным искусством) являются важнейшими чертами архитектурных сооружений. Как видно из приведённой ретроспективы каменного зодчества, каменные материалы широко использовались в естественном виде и как искусственный каменный материал в строительстве на различных этапах развития человеческого общества. Менялись стили архитектуры, конструкции сооружений, их принадлежность, но неизменно архитекторы обращались и использовали в своём творчестве тот или иной каменный материал или горную породу. Говоря о направлениях архитектуры деревянном и каменном зодчестве нельзя не упомянуть Великий Новгород так, как именно в нём сохранилось огромное количество исторически – ценных памятников архитектуры. 3. История возникновения Новгорода. Самыеранние страницы новгородской истории во многом не ясны. Основной загадкой, которую многие годы решают учёные, является происхождение города. Древнейшие упоминания о городе Новгороде, как уже существующем, содержатся в летописи под 859 годом. Дело в том, что первые летописи появились на Руси в одиннадцатом веке. То есть через 150-200 после тех событий, которые летописец рассказал в начале своего повествования о русской истории. Неизвестно, существовали ли, в десятом веке, какие – либо погодные записи. По-видимому, их не было, следовательно, летописец опирался на устную традицию, передававшуюся из поколения в поколение в форме преданий, дружинных песен, былин. Избрав привнесённую из Византии форму изложения истории в форме погодных статей, летописец должен был помещать события, о которых ему было известно, под определёнными годами. В тех случаях, когда речь шла о событиях девятого – десятого веков, значительно удалённых во времени от летописца, его хронологию приходится признавать весьма приблизительной. Таким образом, мы не можем безоговорочно доверять датировке определённых событий девятого – десятого веков, которую даёт нам летопись. Город – в древней Руси укреплённое поселение, окружённое стенами (деревянными). Высказывались предположения, что такими городами были Старая Руса или Старая Ладога. Однако «старыми» они стали называться довольно поздно, после появления Новой Ладоги и Новой Русы. К тому же древнейшие слои поселения в Старой Руссе датированы археологами одиннадцатым веком – веком, когда Новгород был уже сравнительно крупным городом. Летопись первоначально называет Новгородом крепость на левом берегу Волхова на территории нынешнего кремля. Лишь позднее это название распространилось на все поселения, расположенные по обеим берегам реки. Это, а также целый ряд других факторов навели В. Л. Янина и М. Х. Алешковского на мысль попытаться искать «старый город» на территории… самого Новгорода. Новгород – наиболее археологически изученный средневековый город. Раскопки проводились в разных его районах. Кроме того, в Новгороде осуществлялось геологическое бурение. Раскопки и геологическое бурение. Раскопки и геологические скважины (а их пробурено более 500) показали, что мощность культурного слоя в разных частях города различна. Это говорит о том, что сначала люди заселили не всю территорию города, а лишь часть её. Теперь твёрдо установлено, что существовали три ядра древнего Новгорода, три первоначальных посёлка: один на правом берегу Волхова (Славно), два других на противоположном – к югу от кремля (Людин) и к северу от него (Неревский). Именно в этих местах толщина культурного слоя самая большая. Основываясь на широко известной легенде о призвании варяжских князей, где говориться, что Рюрика и его братьев прислали «словене, кривичи, меря и чудь» (словене – это ильменские славяне, кривичи – западнославянское племя, меря и чудь племена фино – угорского происхождения). В. Л. Янин, М. Х. Алешковский сделали вывод, что первоначально на месте Новгорода существовали три разноэтнических посёлка, окружённых стенами.(1,с.20-22) Позднее посёлки объединились и их жители построили общую крепость, по отношению к старым «городам» получившую название Новгорода. Одно из положений изложенной гипотезы нуждается в подкреплении археологическим материалом. Если посёлки принадлежали разным племенам, вещи (украшения), извлечённые из нижних горизонтов культурного слоя в соответствующих местах, должны иметь особенности, присущие изделиям разных племён. Пока таких отличий обнаружить не удалось. Недавно ленинградский археолог Евгений Носов развил уже высказывавшуюся ранее точку зрения, что историческим предшественником Новгорода было Городище – холм, находящийся несколько выше Новгорода, неподалёку от истока Волхова. Слово «городище» на древнерусском языке означало заброшенный город, место, где когда-то стоял город.(1,с.22) Летописи 12-15 веков не раз упоминают Городище как резиденцию новгородских князей и их наместников. В прошлом веке новгородские краеведы стали называть это место Рюриковым Городищем, полагая, что здесь когда-то жил легендарный князь Рюрик. Раскопки под руководством Е. Н. Носова на Городище обнаружены слои, относящиеся ко второй половине девятого века. К тому же Городище находится на острове, а в древних скандинавских сагах Новгород именуется Холмоградом, что, по мнению ряда исследователей, означает «город на острове». У истока Волхова находилось несколько посёлков, включая Городище и те три, что существовали на территории современного города. Поскольку, по мнению Е. Н. Носова, Городище занимало ключевое положение у истока Волхова, неподалёку от главного языческого мольбища славян – Перыни, то укрепление Городища могли быть тем старым «городом» по отношению к которому более поздняя крепость была названа Новгородом. Таким образом, вопрос о происхождении Новгорода не может ныне считаться окончательно решённым. Многое должны прояснить будущие раскопки. 4. Типы архитектурных построек на примере Великого Новгорода. Существующие три типа архитектурных построек, такие как: бытовые, оборонительные и религиозные, можно рассмотреть на примере Великого Новгорода. 4.1 Крестьянская изба в музее деревянного зодчества «Витославлицы» Например, бытовые сооружения в Великом Новгороде можно увидеть в музее деревянного зодчества «Витославлицы». В течение столетий развивалась самобытная деревянная архитектура, совершенствовались технические приёмы плотницкого ремесла. Высокая архитектурно – строительная культура Новгорода сыграла значительную роль в формировании деревянного зодчества русского севера, являющегося громадным хранилищем памятников деревянной архитектуры. При обследовании Новгородской области в последнее десятилетие были выявлены интересные, ценные постройки народной деревянной архитектуры XVI – XIX веков. Однако большинство сохранившихся памятников, основательно изменённых позднейшими переделками, требовали реставрации. Одной из форм сохранения реставрации и консервации памятников, а так же их активной пропаганды являются музеи под открытым небом. Таким музеем являются «Витославлицы». Создание этого музея и сбор старых деревянных построек начались в 1964 году, когда была перевезена древнейшая заброшенная церковь конца XVI в. из – под деревни Курицко на Ильмене. Сегодня в этом музее уже около 30 построек – жилых, хозяйственных, церковных. Душой их реставрации стал Леонид Егорович Красноречьев, которому мы обязаны восстановлением этой, уже было обречённой красоты. Его территория – около 50 гектаров, в основном парковая, с разнообразным ландшафтом, омываемая с трёх сторон водами озера Мячино и реки Волховы. ( В.В. Гормин). (4,с.202) В «Витославлицы» привезены всего 4 избы: 1) Курная (чёрная) изба Туницкого перевезена из деревни Пырищи. 2) Курная изба Шкипарёва из деревни Частова Новгородского района. 3) Курная изба Царёвой из деревни Пырищи Крестецкого района. 4) Изба Екимовой из деревни Рышево Новгородского района. Особенности строения крестьянской избы мы рассмотрим на примере избы Екимовой из деревни Рышево Новгородского района – самая первая жилая постройка, перевезённая в Витославлицы в 1969 году. Старинная деревня Рышево расположена на левом берегу Мсты, В её нижнем течении. Изба Екимовой срублена в конце XIX века. Дендрохронологическими исследованиями определена дата рубки образца дерева – 1882 год. Это типичная постройка Притрактово – Мстинского региона со всеми характерными признаками: жилая часть поставлена на высокий подклет, сзади примыкает хозяйственный двор, а с боку – передок. С двух сторон дом опоясывает галерея – прикролек с крышей на резных столбиках. В ней устроены лавки для отдыха. Изба Екимовой привлекает богатым декоративным убранством. Фронтон оживляется нарядным балконом, Фигурный балясник которого вставлен в брусья, покрытые сплошной выемчатой резьбой. Дополняют убранство избы окна с богато украшенными наличниками и ставнями, которые выполнены с большим художественным вкусом и тщательностью. Верх наличников сделан в виде завитков – волют, между которыми помещена доска в форме замка. Волюты – элемент каменной архитектуры стиля барокко, который получил распространение в народном деревянном зодчестве. Однако барочные элементы не создают здесь ощущение инородности, они органично включены в традиционную резьбу причелин и полотенец с древними солярными знаками. И волюты, и замок также покрыты затейливой мелкой выемчатой резьбой, в которой сочетаются пояски, треугольнички, а также ромбические, круглые и дугообразные впадинки и выступы. Большое значение деревенский мастер придавал устройству ворот. Ворота в доме Екимовой, как в доме Туницкого, обработаны в виде арки с помощью криволинейных подкосов. Кроме того, подкосы и верх ворот получили дополнительную профилактику из полуваликов. Такое же оформление имеет и вход в дом. Арочные проёмы, украшенные полуваликами, нередко встречаются в избах, построенных и в более позднее время. Через крылечко, покрытое односкатной крышей, устроенной на резных столбиках, можно подняться по лестнице в сени. Сени устроены на столбах, вкопанных в землю. За ними располагаются чистый двор и два хлева. На сеннике, где обычно хранилось сено, сейчас, кроме различной хозяйственной утвари, представлен токарный станок, на котором в свободное от полевых работ время деревенский мастер изготовлял точёные детали мебели – столов, стульев, кроватей, – а также прялки – «точёнки» и другую утварь. Низкая дверь ведёт из сеней в жилое помещение. Рышевская изба – «белая». Большая печь с дымоходом сохранила многие черты своей «чёрной» предшественницы. Она покоится на брусчатом опечке, устроенном на полу, и поддерживается двумя столбами, установленными в подклете. Интерьер «белой» избы светлее и красочнее, но основные детали всё те же. Мебель – полати и лавки – по традиции встроена в сруб. А вот встроенная полка проходит только вдоль одной из боковых стен и служит лишь для хранения различной домашней утвари. По обычаю в «красном» углу располагается божница, украшенная вышитым полотенцем. Здесь место для обеденного стола. «Белая» изба убрана предметами домашнего ткачества. Полати и лежанку закрывают льняные занавеси, на окнах – занавески из домотканной кисеи, на столе – домотканная скатерть. В конце XIX века в новгородских деревнях стали проявляться городские веяния, отразившиеся в меблировке, и в бытовых предметах. В избах появляются изделия деревенских мастеров – кровати, стулья. В избе Екимовой мы видим зеркало в раме, керосиновую лампу, духовой утюг и другие «городские» предметы. Главной гордостью хозяина был самовар. Самовары в деревне были большой редкостью и свидетельствовали о зажиточности владельцев – поэтому их обычно ставили на видное место. Крестьяне пили чай не очень часто, но зато помногу. Чаепитие проходило до обеда. Чай всегда разливал мужчина, а женщины пили его после мужчин. Особенно тщательно убиралась изба к праздникам – на Рождество и Пасху. Женщины мыли с песком и скоблили добела большими ножами («косарями») потолок, стены, лавки, полки, полати. Русский крестьянин не белил и не оклеивал стены, не прятал природную красоту дерева. За долгую жизнь Рышевская изба перетерпела многочисленные изменения. Она стала намного ниже, утратив четыре – пять венцов жилого сруба. Исчезли прикролек и часть наружного декоративного убранства, а внутри избы не стало палатей, встроенных лавок и перегородки, отделяющей кухню. Была переделана печь. Не сохранился и старый двор – его дважды заменяли новым. Реставрация дома осуществлялась в 1969 – 1971 годах по проекту Л.Е. Красноречьева. Утраченные элементы восстанавливались по врубкам и следам, а также по аналогиям. Так, сохранились вырубки от куриц,на которых держались потоки первоначальной тёсовой крыши самцово – слеговой конструкции. Высоту прикролека определили гнёзда от стропильцев для его крыши. По форме прикролек был восстановлен как типовой – с нижней обвязкой, полом и с резными столбиками, поддерживающими его крышу. Таких в этом регионе сохранилось много. От балкона до нас дошли лишь нижние и верхние брусья, перила же пришлось восстанавливать по аналогии. Что касается первоначального двора, то его ширина и высота соответствовали жилому срубу, о чём свидетельствуют слеги, продлённые в сторону двора. Длина двора и его планировка воссозданы по сохранившимся образцам. Кроме четырёх экспонируемых изб, в музей в 1993 году была перевезена ещё одна жилая постройка. Это изба Утенковой из деревни Устье – Кировское Пестовского района. Она помещена в Северо – Восточной зоне музея. (5,с.89-93) 4.2 Новгородский КремльЯрким представителем оборонительных сооружений в Великом Новгороде является Кремль. В XI веке детинец занимал северную часть нынешнего Кремля. Его южная граница очерчивалась оврагом, идущим с запада на восток. В 1116 году детинец был расширен до границ современного кремля. Археологические исследования, проведённые в 1979 году, окончательно решили дискуссию в пользу более раннего происхождения северной части детинца. При расширении детинца земляной вал и деревянные элементы были использованы для укреплений. Конструкция вала в южной части такова: в его основание уложена глина, а затем слой плитнякового щебня. Для укрепления вала прокладывались два яруса брёвен – продольно и поперечно, что создавало прочную основу крепостной стены. Уже на ранней стадии строительства детинца некоторые башни были проездными – через них можно было въехать в детинец и выехать из него. К Добрыне улице можно было проехать через Спасскую башню, на Прусскую улицу – через Покровскую башню. С Легощей улицы въезд в детинец осуществляется через Воскресенскую башню, а с Великой – через Фёдоровскую башню. На Волховский мост попадали через Пречистенскую башню. Над проездными башнями нередко устраивались надвратные церкви. Постепенно деревянные стены детинца были заменены каменными. В 1331 – 1334 годах на участке между Владимирской и Борисоглебской башнями вместо деревянной соорудили каменную стену. Она стала несколько ближе к Волхову, чем современная. В 1400 году произошла дальнейшая замена деревянной стены на каменную – от Борисоглебской башни к югу. В это же время были построены каменные Дворцовая, Княжая и Златоустовская башни, раскат (площадка для установки пушки) на месте современной башни Кукуй и прясла (участок) стен между башнями. В 1430-х годах сооружение каменного детинца закончилось. При Иване III в 1484 – 1490 годах была осуществлена перестройка кремля. От того времени сохранились до наших дней стены длиною 1385 метров, охватывающие площадь свыше 12 гектаров. Длина кремля – 565 метров, ширина – 240 метров. Стены сложены из плитняка и валунов на известковом растворе. Их высота колеблется от 8,5 до 10,6 метра, толщина – 2,7 – 3,3 метра. Из тринадцати башен кремля до наших дней сохранилось лишь девять. В настоящее время въезд в кремль осуществляется через широкую проездную арку, сооружённую в 1820 году на месте разобранной в XVIII веке из–за ветхости Воскресенской башни. Другая проездная арка на месте Пречистенской башни ведёт внутрь кремля со стороны Волхова. К югу от Пречистенской башни стояла Борисоглебская. Подмытая паводковыми водами Волхова, она рухнула в XVIII веке. Башня получила своё название от церкви Бориса и Глеба, построенной здесь по заказу новгородского купца Садко Сытинича в 1167 году. Южнее проездной арки расположена Дворцовая башня. Она не проезжая, а, как принято говорить, «глухая». Следующая башня – Спасская получила своё название от надвратной церкви Спаса. Через неё шёл проезд в Людин конец. Проезд закрывался опускными решётками. К северу от Спасской находится Княжая башня. От других башен её отличает отсутствие декоративных элементов. Раньше она называлась Власьевской. В близи Княжей башни стоит сторожевая башня Кукуй. Она самая высокая – 32 метра. Имеет семь этажей. К XV веку относятся только два нижних этажа, остальные были надстроены в XVII веке. Следующая за башней Кукуй – Покровская, получившая своё название от Церкви Покрова. Её облик сохранился до наших дней. Башня пятиэтажная. Отличается от других тем, что имеет бойницы навесного боя, то есть её верхняя часть выступает по отношению к основному объёму. Размер башни 11х15 метров. Златоустовская башня искажена различными переделками. Ранее она называлась «Красной глухой». В XIX веке эта башня, а также Покровская и Кукуй служили тюрьмами. В первые годы Советской власти в Златоустовской башне размещались архив и Новгородский исторический музей. Далее идут совершенно отличные от предыдущих башни: Митрополичья и Фёдоровская, они имеют круглую форму. Митрополичья башня сохранила облик XV века. Разделяется, как и другие башни, на пять боевых ярусов, соединённых между собой лестницами, завершается высоким деревянным шатром. Шатрами завершались и остальные башни. Фёдоровская башня имеющая те же характерные особенности, что и Митрополичья, получила своё название от церкви, построенной над проездными воротами башни. Сейчас башня непроездная, нет и церкви. И наконец, последняя из сохранившихся башен – Владимирская. Название её связано с надвратной церковью Владимира. Построена в XV веке. Через неё осуществляется проезд в Невский конец. Башня имеет многочисленный декор: «бегунцы», кирпич – поребрик, каменные кресты. Украшены даже бойницы. Тринадцатая башня, не существующая ныне, находилась около северной стороны Софийской звонницы, на месте современных водяных ворот. Она была разобрана в XVII веке. Снаружи против ворот было сооружено четырёхугольное укрепление с башнями. Внутри укрепления находился колодец, сообщающийся с рекою посредством деревянной трубы. С внешней стороны кремля вырыт глубокий ров, соединявшийся в древности с Волховом. Ширина рва 40 – 50 метров, глубина 12 – 14 метров. При Петре I в целях предупреждения пожаров были уничтожены деревянные кровли над башнями и стенами. В 1720 году, в связи со строительством Петербурга, по Указу Петра I Новгородская крепость исключена из списка русских военных крепостей. В настоящее время стены кремля реставрированы и приняли облик существовавший в XV – XVII веках. 4.3 Софийский собор Самым грандиозным примером религиозных построек в Великом Новгороде является Софийский собор. Он один из древнейших памятников каменного зодчества на Руси, был придворным княжеским храмом. Если мысленно представить окружающую в то время застройку, состоящую из невысоких зданий, можно ощутить всю эмоционального воздействия на человека. Даже в наши дни среди многоэтажной застройки Софийский собор не утратил главенствующего значения в силуэте Новгорода. Для собора характерны чёткость и своеобразие силуэта. Архитектурные его формы предельно просты. Фасады членятся сильно выступающими лопатками, отражающими внутреннюю конструкцию собора, и завершаются или полуциркульными закомарами, или двускатными щипцами – фронтонами – отзвуки традиции деревянного зодчества. Венчают Софийский собор шесть куполов на высоких барабанах. Основной, средний, купол уже в XV в. был позолочен. Его очертания напоминают шлем русского воина – богатыря. Шестой купол завершает прямоугольную башню, примыкающую к юго – западному углу основного массива храма. В ней расположена лестница, ведущая на полати (хоры). Внутренний объём храма, расчленённый крестчатыми в плане столбами на пять продольных нефов, три из которых заканчиваются алтарными апсидами, поражают размерами, величественностью, гармонией пропорций и масштаба. В боковых частях, а также в западной имеются хоры, предназначавшиеся для привилегированных лиц. К основному объёму собора с трёх сторон первоначально примыкали галереи, которые, как установил Г.М. Штендер, были открытыми лишь частично. Они должны были быть одноэтажными, с плоской крышей – террасой, но в процессе строительства изменены на двухэтажные. За девять веков своего существования Софийский собор подвергся некоторым изменениям. Раскопки, произведённые на Мартирьевской паперти, проливают свет на историю преобразования архитектурного облика собора. Найдены были остатки древней южной галереи из крестчатых в плане столбов, соединённых полуциркульными арками. От этих столбов отходили аркбутаны, упираясь в стену собора. Они соединялись коробовыми сводами. В скоре южная галерея была заложена. В начале 30-х годов XIX в. местными архитекторами М.М. Праве и Соколовым И. Ф. (губернский и городской архитекторы) проводили работы по устройству северной галереи, а также центрального купола. Были разобраны и переложены отдельные участки стен, своды. Основной купол получил форму шлема с повышением в основании креста. Значительные ремонтно-реставрационные работы проводились в конце XIX в. под руководством архитектора В.В. Суслова. К этому времени относятся и новая роспись по внутренним стенам, а также устройство отопления. Но было немало изменений, нарушивших первоначальный облик Софии. Собор имел важное значение в общественно – политической жизни древних новгородцев. Здесь находилась казна, архив, библиотека, происходила церемония назначения на высшие государственные должности, объявлялись указы, хоронили именитых граждан. В 1929 году Софийский собор превращается в музей. В годы Великой Отечественной войны он был варварски разграблен и разрушен: своды и стены пробиты снарядами, позолота вместе с медными листами содрана. В послевоенные годы храм восстановлен, но многие произведения монументальной живописи погибли безвозвратно. 5. Практическая часть. Знания по изученной теме можно применить сделав театрализованную викторину. Она поможет познакомить учащихся с народными традициями, воспитания у молодёжи интереса к древней русской культуре, развивать у учащихся догадливость и сообразительность. Театрализованная викторина (для детей 5-го класса). Цель: Вопросы викторины позволяют закрепить знания полученные на экскурсии по музею деревянного зодчества «Витославлицы». Осень. Музей деревянного зодчества «Витославлицы» закончилась экскурсия. Последней они посетили избу Царёвой, но выйти оттуда не успели т.к. в избу вошли хозяин с хозяюшкой. Хозяюшка: Ой, батюшки! Сколько гостей собралось! Гости дорогие низкий вам поклон. Хозяин: Мы вам очень рады. А вы на экскурсию ходили? Знакомились с нашими владениями. Ребята: Да! Хозяюшка: А мы вас сейчас и проверим на сколько хорошо вы слушали экскурсовода. Хозяин: Я сейчас буду задавать вопросы, а вы будите на них отвечать. За каждый правильный ответ вас будут награждать. Вопросы: 1. В каком музее мы сейчас находимся? (Витославлицы) 2. На крыше дома Медведь пляшет (Дым из печной трубы) 3. На берегу какого озера расположен музей деревянного зодчества “ Витославлицы”? (Мячино). 4. Тело с наружи, Рубашка внутри. (Свеча). 5. Дата основания музея? (5 июля 1964г.). 6. Полна изба парней С чёрными головками ( Коробок спичек). 7. Как называлось село находившееся на этом месте в древности? (Витославлицы). 8. Чем больше бегает свинка Тем больше толстеет (Веретено, пряжа). 9. В скольких километрах от Новгорода располагается музей? (4-х км.). 10. Проплясал по всей избе в угол спрятался (Веник, метла). 11. Какова площадь музея? (33 гектара). 12. Сверху дыра Снизу дыра А посередине – Огонь да вода (Самовар). 13. Сколько сейчас сооружений в музее? (27). 14. Сто один брат, Все в один ряд, Вместе связаны стоят (Изгородь, забор). 15. Как зовут человека создавшего музей? (Красноречьев). 16. Кланяется, кланяется Придёт домой растянется (Топор). Хозяин: «Молодцы, ребята!» Прошли вы наше испытания, внимательно слушали экскурсию. Хозяюшка: А сейчас будьте добры пожаловать к столу моих пирогов отведать! Хозяин: Все к столу! (Проводится общее чаепитие). 6 . Заключение. Изучив тему «Русское зодчество» автором были сделаны следующие выводы : 1. Архитектуру можно классифицировать по двум направлениям – это деревянное зодчество и каменное зодчество. 2. Новгород – наиболее археологически изученный средневековый город. 3. Существуют три типа архитектурных построек, такие как: бытовые, оборонительные и религиозные. После проделанной работы автор доказал, что русское зодчество разнообразно и неповторимо. На примере архитектуры Великого Новгорода было доказано, что за многие столетия были накоплены богатые традиции и опыт возведения различных зданий, и очень жаль, что живя в России мы очень мало знаем о нашей истории и уж тем более о памятниках. 7. Библиография1. Андреев В. Ф. Северный страж Руси: Очерки истории средневекового Новгорода. – Л.: Лениздат, 1983. – 144с. 2. Российская архитектурно – строительная энциклопедия т.VIII Деревянное зодчество Госстрой России 2004г. 3. Российская архитектурно – строительная энциклопедия т.XI Каменное зодчество Госстрой России 2004г. 4. Новгород. Москва, «Планета» 1991. – 207с. 5. Филиппова Л. А. Витославлицы. Новгородский музей народного деревянного зодчества. Москва, «Северный паломник» 2004. – 111с. 6. Достопримечательности Новгородской области. – Л.: Лениздат, 1982. – 335с. 7. Кушнир И. И. Архитектура Новгорода. – Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние. 1991. – 240. |