- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 20,36 Кб
Ландшафтный дизайн
Содержание
Введение
1. Регулярные цветочные композиции
2. Ландшафтные цветочные композиции
3. Типология объектов ландшафтного дизайна. Факторы, влияющие на их формирование
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Ландшафтный дизайн – это сфера деятельности, направленная на формирование комфортной архитектурной среды с использованием средств озеленения, геопластики, водных устройств, малых архитектурных форм, декоративного покрытия, элементов освещения.
Основной задачей ландшафтного дизайна является создание комфортной среды для жизнедеятельности человека по экологическим, функциональным и эстетическим показателям.
Необходимо, прежде всего, формирование комфортной среды, характеризующейся нормативными показателями температуры и влажности воздуха, ветрового и шумового режимов, инсоляции и обеспечения благоприятных условий для произрастания растений. Решение эстетических задач направлено на создание гармоничной среды с использованием растений, оказывающей положительное эмоциональное воздействие на человека. Многочисленными научными исследованиями установлена их решающая роль в улучшении состава воздуха, обогащении его кислородом и очищении от вредных бактерий и примесей. Растительность благотворно влияет на температурный режим и влажность воздуха, защищает от сильных ветров, уменьшает городской шум. Растения оказывают огромное значение на психологическое и эмоциональное состояние человека. Декоративные свойства растений – разнообразие форм, цвета и фактуры – создают широкие возможности для создания современных объектов ландшафтного дизайна. В настоящее время во многих странах функционируют питомники, цветоводческие хозяйства, специальные ландшафтные фирмы и др. по совершенствованию ассортимента растительности для разнообразных объектов ландшафтного дизайна – скверов, бульваров, набережных, улиц, малых садов возле жилых, общественных и промышленных зданий. Все эти объекты характеризуют определенные территории, которые требуют соответственной пространственной организации, решения своих утилитарных и архитектурно-художественных задач. Эти задачи и решаются при проектировании и строительстве объектов ландшафтного дизайна.
ландшафтный дизайн композиция регулярная
1. Регулярные цветочные композиции
Цветочные композиции подразделяются на два основных вида: регулярные; ландшафтные. К регулярным композициям относят следующие виды цветочного оформления: партеры, бордюры, арабески, рабатки, клумбы, цветочные группировки и др. Регулярные цветочные композиции характеризуют четкие геометрические очертания в виде квадратов, прямоугольников, овалов и симметричного рисунка.
Партер – представляет собой открытую часть пространства, расположенного на плоском рельефе, имеющую геометрически правильную форму. Обычно партер бывает прямоугольной формы с отношением сторон от 1: 3 до 1: 7. Основным требованием к партеру является единственный и полный охват его глазами. Лучше всего партер обозревается с некоторого возвышения или из сооружения при совпадении продольной оси с основной осью обозрения. Существует три типа партеров: газонный, цветочный и смешанный. Партер, оформленный газоном, называется газонным, цветниками – цветочным. В партерах смешанного типа большой удельный вес отводится газону (40-60%), а цветникам – 15-20%. Газонный партер может быть обогащен скульптурой, вазами, формованной зеленью. В его композицию может быть включен водоем правильной или неправильной формы. В качестве основного растительного материала используется газон, цветы. Инертным материалом служит песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица, галька, гравий. Композиционное решение партера может быть самым разнообразным. Его очертание может подчеркивать бордюры, по краям могут размещаться рабатки, формировать пространства могут арабески.
Бордюр – узкая полоска шириной 10-30 см, образуемая из одного или двух рядов низких цветочных растений определенного вида или сорта. В переводе с французского "бордюр" обозначает "окаймление". Это узкие сплошные полосы из цветов, окаймляющие партеры, рабатки, клумбы. Нередко бордюры служат переходом от вертикального озеленения к горизонтальным посадкам. Бордюры высаживают из низкорослых долгоцветущих стелющихся или подушковых растений с красивой листвой. Основное эстетическое назначение бордюров – акцентирование контуров. Бордюрами оформляют края клумб или рабаток, чтобы выделить их очертания. В настоящее время предпочтение отдается бордюру из камня, кирпича, бетона и других искусственных материалов.
Арабеска – одноименный цветник или составная часть его, состоящая из геометрических фигур.
Рабатка – представляет собой узкую полосу из цветов в партерах, вдоль дорожек, на бульварах, улицах. По длине рабатки подразделяют на короткие (2-5 м) и средние (7-9 м). Ширина зависит от используемых растений и колеблется от 0,5 до 2,0 м. По профилю рабатки бывают односторонними и двухсторонними. Создают их из однолетников и двулетников, в последнее время – из многолетников. Рабатки монотонны и статичны. При больших протяженностях через определенный интервал вводятся низкорослые кустарники. От границ мощения они отделяются полосой газона шириной не менее 0,5 м. Для работ вблизи дорог используют более нежные виды цветов. Для рабаток, предназначенных для обзора со значительного расстояния, высаживают многолетники обильно цветущие, с пышными цветами, причем сажают густо. Поверхность рабатки всегда ровная, Обычное расположение рабаток – вдоль дорожек. Вокруг рабатки может быть уложен бордюр. По своему устройству рабатки могут быть односторонними и двусторонними, а по геометрии – симметричными и асимметричными. Если рабатка очень длинная, ее можно сделать прерывистой. В этом виде цветника лучше всего использовать растения несколькими видов. В односторонних рабатках низкорослые растения располагаются на переднем плане, а высокорослые – на заднем. В двусторонних рабатках высокие растения высаживаются в центре, а низкие – по краям. В зависимости от расцветки в двусторонних рабатках растения высаживаются в следующих сочетаниях: белые с красными, синие с желтыми, синие с оранжевыми, фиолетовые с желтыми.
Клумба – это цветник, который так же, как и партер, имеет строгие геометрические формы, но значительно меньшую площадь. Клумба – цветник правильной геометрической формы в виде круга, овала, эллипса и др., приподнимающийся к центру и обозреваемый со всех сторон. Клумбы устраивают из однолетних и многолетних растений одного или нескольких видов. В последнее время часто используют многолетники. Применяются растения – низкорослые, компактные, яркоокрашенные с плотной насыщенной фактурой. Клумбы подразделяются на простые и сложные. На простых высаживают цветочные растения одного вида – астры, канны, георгины, цинии и др.; на сложных – растения двух-трех видов или сортов. Если клумба широкая, то в качестве взаимно дополняющих элементов рекомендуется высадить растения на одной стороне клумбы самые заметные, несколько мельче – на противоположной стороне, а самые маленькие – на переднем плане. Здесь комбинируются разные виды, чтобы получить интересную композицию. На большой территории ландшафтного объекта есть смысл создавать клумбу из декоративных растений, но на небольшой возле коттеджа оригинальна и уместна будет клумба из овощных и пряных растений. Этот цветник делают следующим образом. Сначала вычерчивают границы клумбы. Затем внутри отметки снимают грунт толщиной 10-15 см, утрамбовывают поверхность и дно клумбы выкладывают слоем битого кирпича, щебня или гальки. По внутреннему периметру отметки либо выкладывают ряд камней или кирпичей, либо делают керамический или бетонный бортик. Клумбу можно разбить на несколько частей, ограничивая каждую часть камнями или кирпичами. Следует избегать сложных рисунков. После этого в углубление клумбы насыпают почву таким образом, чтобы по краям клумба возвышалась над уровнем почвы на 10 см, а в центре – на 30-50 см. По прошествии 10-15 дней, когда земля осядет, высаживают (высеивают) растения по направлению от центра к краям.
Приподнятая клумба. Приподнятая клумба отличается от обыкновенного цветника тем, что ее размещают на высоте до 1 м от уровня земли. Это становится возможным благодаря массивным каменным, блочным или кирпичным стенкам.
Цветочная группировка – это композиция, состоящая из декоративных растений одного сорта или нескольких, образующая правильные круги, квадраты, прямоугольники, а также неправильные геометрические фигуры.
Модульный сад – цветочная композиция, состоящая из элементов геометрически правильной конфигурации. Небольшие модульные участки могут быть вкраплены в мощение из бетонных плит. На модульных участках создаются композиции из низкорослых кустарников, лиственно-декоративных травянистых растений, цветов. Иногда для создания цветочного фона используется галька, ракушки, гравий и др. Зеленые насаждения сочетаются с объемными элементами: декоративными панелями, корягами, пнями и др. В цветниках, размещенных среди плиточного мощения, отметка грунта должна быть ниже поверхности плит.
Моносад – это сад одного вида растения. К моносадам относятся розарии, тюльпанарии, георгинарии и др. В розариях розы высаживают на фоне газона, а также посреди плиточного или гравийного мощения. На газонах их можно размещать группами свободной или геометрической конфигурации. Крупные розарии могут быть разделены дорожка ми на отдельные участки, а также могут включать площадки для отдыха. В их оформление вводятся скульптуры, фонтаны, декоративные светильники,
Ваза и цветочница представляют собой композицию из растений, помещенную в какую-либо емкость. Для них применяются цветочные растения – многокрасочные, крупнокустовые. В крупные вазы и цветочницы вводятся декоративно-лиственные многолетники, миниатюрные кустарники, в меньшие размером – цветы. Вазы включаются в самые разнообразные архитектурно-ландшафтные композиции.
2. Ландшафтные цветочные композиции
В отличие от регулярных, ландшафтные цветочные композиции создаются для имитации природной среды. Солитеры, миксбордеры, цветочные группировки, цветущие лужайки, альпинарии, рокарии характеризуют свободный живописный рисунок плана. Они могут создаваться в сочетании с кустарниками, деревьями, водными устройствами, элементами геопластики. В настоящее время наибольшее распространение получили миксбордеры и композиции из цветов и камней.
Солитер – одиночная цветочная композиция. Солитер из цветов в ландшафтных композициях должен иметь живописную форму, как по вертикали, так и горизонтали. Он должен обладать высокими архитектурно-художественными качествами, то есть растение должно иметь красивые стебли, листья, цветы и плоды. Лучше всего выбирать растения с крупными одиночными или же с мелкими цветками, собранными в плотные крупные соцветия. Окраска цветков и листьев должна гармонировать с окружающим фоном, сам же фон поддерживается в очень хорошем состоянии. Если это газон, то он должен быть без сорняков и хорошо пострижен. Фоном солитеру может быть кустарники, хвойники – они должны быть хорошо сформированы, не иметь сухих и обломанных веток.
Миксбордер – это красочный и своеобразный вид цветочного оформления непрерывного цветения. Основной принцип его построения – многократное (с ранней весны до поздней осени) цветение при разнообразии культур, что достигается определенным подбором видов и сортов однолетних, двулетних и многолетних растений. Обычно в миксбордере насчитывается 10-25 наименований растений. Иногда миксбордер прерывается каменистой дорожкой или участком, покрытым галькой, щебенкой. Композиционно миксбордер может быть решен в плоскостном и ступенчатом виде. При подборе растений следует учитывать не только сроки, продолжительность цветения, но и декоративность листвы и плодов. Растения, цветущие в одно время, должны сочетаться друг с другом и равномерно распределяться на всей площади миксбордера. Декоративность миксбордеров динамична. Композицию можно менять не только по сезонам, но и по месяцам, чтобы сохранить привлекательность миксбордера в течение всего сезона. В миксбордере хорошо сочетать раннецветущие луковичные, однолетники, двулетники и многолетники, которые убираются на зиму.
В миксбордерах, обозреваемых со всех сторон, самые высокие растения располагаются по средней продольной линии. Плотность посадки растений в цветнике должна определяться тем, что многолетние растения находятся на одном месте несколько лет, и им требуется некоторое время для разрастания. Поэтому первое время миксбордер может выглядеть несколько пустым. Просветы можно заполнять однолетними растениями. Прежде чем приступить к созданию миксбордера, составляют календарь цветения имеющихся растений. Ассортимент при этом подбирают так, чтобы конец цветения одного вида или сорта совпадал с цветением другого. Затем растения распределяют по высоте на три группы: высокие (80-150 см и выше), средние (40-70 см) и низкие (ниже 40 см). Далее весь ассортимент оценивают с точки зрения трудоемкости ухода. Это необходимо для того, чтобы за растениями со сложной агротехникой было удобно ухаживать.
Цветочная группировка. Цветочная группа близкая посадка нескольких растений. Она может быть простой (из растений одного вида) или смешанной (из растений разных видов). Смешанные группы предъявляют требование взаимной сочетаемости растений по срокам цветения, условиям произрастания (световым, водным и почвенным) и габитусу (высоте, окраске, форме). Контуры группы должны быть извилистыми. Следует избегать четких геометрических контуров. Размеры группы зависят от высоты растений: чем выше раскидистее растения, тем их должно быть меньше. В каждой группе высаживают от 3 до 20 экземпляров. Плотность посадки в группе: для высоких растений с крупными листьями – 1-4 на 1м2, для среднерослых – 6-12 шт., для низкорослых – 20-25 шт., и для карликовых – до 50 шт. Групповые посадки лучше всего располагать свободно на лужайке. В этом случае группа обозревается со всех сторон. В центре такой группы высаживают кустарник. Если группу делают около здания или на границе газона, то есть круг обозрения цветника будет ограничен 1-2 сторонами, тогда на заднем плане группы высаживают кусты или высокорослые растения, а на переднем – более низкие экземпляры.
Чаще всего создают сложные живописные группы из различных кустарников и многолетников. Такое сочетание обеспечивает высокий декоративный эффект даже на небольшой территории. В любом случае при создании группы необходимо: во-первых, найти наиболее подходящее место для ее размещения, во-вторых, правильно и со вкусом подобрать растения, в-третьих, красиво и живописно разместить их по отношению друг к другу.
Количество кустарников и многолетников в группе зависит от их размера и планировочного решения. Чем крупнее растения, тем их нужно меньше. Групповые посадки могут служить различным целям. Группы, подобно солитерам, могут быть акцентом лужайки. Очень эффектно можно оформить вход в дом, украсить уголок для отдыха, подчеркнуть поворот дорожки. Искусство построения и размещения групп заключается в том, что растения должны выглядеть естественно, гармонично сочетаться с остальными примыкающими посадками (плодовыми деревьями, кустарниками). Группа лучше всего воспринимается на газоне или же на фоне почвопокровных растений. Плотность посадки растений в группе зависит от их биологических особенностей. Увлекаться густыми посадками не следует, так как со временем, разрастаясь, растения начинают теснить друг друга. Высокие многолетники с крупными листьями высаживают по 1-2 шт. на 1м2, средневысокие – по 3-4, средней высоты – 6-12, низкие – 20-25, карликовые и мелколуковичные – до 50 шт. на 1 м2. При подборе растений в группы обязательно учитывается сочетаемость их по окраске. Контраст и нюанс представляют собой два важнейших эстетических принципа, которые используются как основа при создании красочных комбинаций. Гармоническими могут быть сочетания красок, формы, структуры растений. Контраст – это резко выраженная противоположность, внезапное отклонение, что вносит оживление в композицию. Например, рядом с можжевельником обыкновенным колоновидной формы для контраста посажен можжевельник казацкий распростертой формы. Но злоупотреблять контрастами не следует, так как они утомляют и могут придать участку хаотичный вид.
По окраске цвета подразделяют на теплые и холодные. Красный, желтый, оранжевый – это теплые тона. Мягкие – оранжевый и желтый – хорошо сочетаются с голубым, лиловым, фиолетовым. Красный цвет – броский, особенно хорош в сочетании с белым и желтым цветами. Синий, зеленый, фиолетовый – это холодные тона. Синий прекрасно сочетается с розовым, красным и белым. Зеленый цвет сочетается со всеми теплыми тонами, белый – со всеми цветами, растения серебристого и серого цветов являются нейтральными по окраске. В последние годы появились новые тенденции в формировании ландшафтной группы. Все чаще на приусадебных участках создают группы, состоящие из цветочных, овощных и пряноароматических культур. Например, на участке (5×2 м) левые и правые углы заполняют ноготками. Между ними размещают кабачки и одну тыкву. В центре на переднем плане располагают маки, слева от них – свеклу, а справа – морковь и квадрат из синих или розовых васильков. Перед всем этим размещают бордюр из нежно-зеленого салата. Эффектно выглядят группы из пряноароматических трав и цветочных культур. Так, чабрец (тимьян) хорошо сочетается с крокусом, котовником, майораном, сальвией, гвоздикой-травянкой. Вполне можно создать группу из одних пряноароматических растений, например из душицы, майорана, чабера, чабреца, любистока или из иссопа, базилика, амаранта и огуречной травы. По времени цветения можно создать группы из одновременно цветущих видов или же из видов, сменяющих по цветению друг друга. Становятся все более популярными ландшафтные композиции из цветов и камней. К ним следует отнести: минирокарий, миниальпинарий, каменистые стенки, рокарии, альпинарии, морены, альпийские лужайки, альпийские и каменистые сады.
Минирокарий – тип модульного цветника, который может размещаться в декоративных контейнерах или в специально созданных емкостях. Оригинальность такой каменистой композиции состоит в том, что она полностью повторяет облик настоящего большого рокария, соответствует размерам и ассортименту используемых растений – это карликовые сорта растений и медленно растущие почвопокровные виды. Обязательный элемент такой ландшафтной композиции – туфовые камни с высаженными на них растениями.
Миниальпинарий отличается от минирокария лишь тем, что в его композиции используются растения только высокогорной флоры.
Каменистая стенка – ландшафтная композиция из камней и цветов. Чаще всего она служит оформлением склона или террасы. В ее ландшафтном оформлении используются, в основном, ампельные растения.
Рокарий – ландшафтная композиция (плоскостная или высотная), предназначенная для показа разнообразия и красоты растений различных форм и видов в искусственно созданной каменистой среде. Для рокариев используют камни одной породы, с грубыми обломками (известняк, песчаник, порфит, гранит, ракушечник), композиция образуется из нескольких крупных каменных глыб и большого количества мелких камней. Растения для рокария подбирают по принципу колористического единства и гармонии с остальными элементами ландшафта.
Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов. Самое идеальное размещение альпинария – на восточном или северо-восточном склонах. При создании альпинария используют естественный камень, гальку, песок, а цветы дополняют мхом, кустарником, карликовыми деревьями. Желательно, чтобы альпинарий размещался обособленно, имел красивый фон и естественное окружение. Альпинарий должен представлять собой фрагмент горного пейзажа. Создать альпинарий – дело непростое. Прежде чем начать его сооружение, необходимо очень тщательно обдумать: где, в каком месте, и почему именно там, вы хотите расположить альпинарий. Альпинарий сооружают в таком месте, где он будет вписываться в ландшафт, не нарушая общей планировки территории ландшафтного объекта. Целесообразнее всего расположить альпинарии на холмистой, неровной местности. Желательнее всего использовать склоны, расположенные на восточной, юго-восточной и юго-западной сторонах. Если же альпинарий расположен на южном склоне, то сажать там можно только солнцелюбивые и засухоустойчивые растения. Очень сложно устраивать альпинарий на северном склоне – для него нужно тщательно подбирать тенелюбивые виды и неприхотливые растения.
Светоцветовые ландшафтные композиции
Светоцветовые ландшафтные композиции представляют собой различные вариации подсветки средств ландшафтного дизайна – растительности, геопластики, камней, водных устройств, малых архитектурных форм.
Ландшафтное освещение организуется с целью:
- создать определенный световой комфорт;
- акцентировать внимание на определенных элементах композиции и подчеркнуть ее яркий художественный образ;
- оказать положительное эмоциональное воздействие на человека;
- декорировать светом торжественные и праздничные мероприятия в ландшафтных объектах.
- В качестве средств освещения ландшафтных композиций используются: торшерные светильники со сферическим или эллипсоидным опаловым плафоном без защитного экрана. Но их широкое использование нежелательно, поскольку они освещают в основном кроны деревьев, а не поверхность земли, а также создают весьма существенное световое загрязнение. Гораздо более привлекательными являются светильники, излучающие свет в основном в горизонтальном направлении, что позволяет их эффективно использовать для освещения как простых, так и сложных ландшафтных композиций. При этом достаточно хорошая освещенность деревьев и кустарников формирует ощущение безопасности у запоздалых прохожих и позволяет рельефно выявить архитектурно-художественные качества растений. Но самым оптимальным выбором, как с точки зрения экономичности, так и удачного дизайна, стали бы торшерные светильники с овальным прозрачным плафоном и встроенным многоярусным экраном. Такие светильники будут способны обеспечить комфортный свет, даже находясь на относительно большом расстоянии от края освещаемой территории. Минимальным в этом случае будет и световое загрязнение. Для организации декоративного освещения все чаще применяются светильники на сверхярких светодиодах. Для освещения крупных ландшафтных композиций используют светодиодные прожектора, светодиодную линейку, а также приборы с различным количеством светодиодов в корпусе, которые предназначены для "заливания" световым потоком клумб, плоскостей партеров, рабаток, дорожек, водоемов и др. Для акцентирующего освещения ландшафтных композиций используются прожекторы заливающего света. Они оснащаются эффективной концентрирующей оптикой, которая обеспечивает оптимальное для этой цели светораспределение. Наибольшее значение в ландшафтных объектах приобретает декоративное освещение. С помощью хорошо выполненного декоративного освещения можно достичь хорошего зрелищного эффекта и большого эмоционального воздействия. С использованием приемов декоративного освещения осуществляется разнообразная подсветка ландшафтных композиций. Декоративное освещение основано на "ночной модернизации" композиционного решения за счет введения световых лучей. Для создания декоративного освещения фирмы предлагают широкий спектр светильников, особенно для растительных группировок.
- Растительные группировки – композиции из деревьев, кустарников, цветов – являются основными элементами формирования ландшафтных объектов. Их подсветка обладает большим психологическим воздействием на человека. Мягкий свет листвы, оригинальный силуэт кустарника оказывают успокаивающее воздействие, отвлекают от суеты. Освещение растительных группировок должно обеспечить визуальный комфорт. Для достижения декоративных эффектов светильники могут быть включены в структуру растений и выявлять характер листвы или силуэт. Освещение может осуществляться с уровня земли, различный эффект можно получить за счет применения ламп разного цвета и их размещения.
- Густые кроны деревьев, чтобы выявить их объем, заливают светом с одной или двух сторон, при этом во втором случае более эффективно разноспектральное освещение. Прозрачную крону дерева "пронизывают" светом снизу, а куст высвечивают изнутри, что обеспечивает необычный декоративный вид. Хроматический свет хорош при смешанных посадках разнородных по цвету деревьев и для усиления сезонного колорита ландшафтных композиций. Так, для придания летней листве сочного изумрудно-зеленого оттенка применяют приборы с ртутными или зелеными металлогалогенными лампами, а для выявления осенней палитры – светильники с натриевыми или желтыми металлогалогенными источниками. В зимнем пейзаже покрытые снегом ветви хвойных деревьев могут освещаться "холодными" оттенками света, а их стволы – "теплыми". Белизна берез на фоне темной группы хвойников может быть подчеркнута подсветкой их ствола с земли, а силуэты елей выразительны на освещаемых заснеженных полянах. Кружевной узор легких акварельных цветных теней на снегу нередко образуется стихийно на бульварах и в скверах, где по соседству существует освещение транспортных зон желтым светом натриевых ламп, а пешеходных аллей – бело-зеленоватым светом ртутных.
- Получает все большее распространение подсветка элементов геопластики – холмов, альпийских горок, рокариев, подпорных стенок, лестниц и др. В этих целях создаются специальные осветительные устройства – прожекторы, декоративные светильники, торшеры. Они органично включаются в создание целостных свето-цветовых картин. Особое внимание в ландшафтных объектах уделяется декоративному освещению разнообразных элементов декоративно-прикладного искусства, особенно скульптуры. Декоративное освещение скульптуры должно подчеркивать ее идейно-художественные и пластические особенности и не искажать формы. Объект возможно освещать одновременно с нескольких сторон, если он просматривается с разных позиций, и направленным интенсивным единичным световым потоком, если он виден с одной стороны. Средняя степень освещенности скульптур выбирается в зависимости от материала, из которого они выполнены, яркости фона окружающего пространства, а также от расстояния, с которого они должны рассматриваться. Особенно эффектно воспринимаются вечерние пейзажные картины с декоративной скульптурой и фонтанами на фоне разнообразных растительных группировок.
- Подсветка водных устройств тоже является интересным декоративным приемом. Вода и волны, преломляя лучи света, порождают множество бликов, игру теней на стенах, создавая живую среду освещения. Источники света рекомендуется размещать внутри водных устройств. Тогда, проходя сквозь воду, свет многократно отражается и получается большой природный светильник с рассеянным светом. При расположении же лампочек только по периметру будут видны только блики на темной поверхности бассейна или пруда, но не будет видно его дна, что вызывает некоторый психологический дискомфорт. Декоративное освещение фонтанов, каскадов и водопадов является наиболее сложным в техническом отношении. Это обусловлено свойством воды слабо отражать падающие на нее лучи света. Вода в основном поглощает световые лучи. Поэтому необходимо источник света располагать под водой. Внутренне декоративное освещение водоемов лампами, расположенными под водой, или прожекторами создает более сильное впечатление, чем свет, направленный на водную поверхность снаружи. Мастерство подсвета фонтанных струй заключается в том, чтобы световой поток, его яркость, контрасты света и тени, световая гамма соответствовали архитектонике фонтана. Яркость и эффекты освещения будут сильнее, если в струях выбрасываемой воды содержатся пузырьки воздуха или фонтанная струя будет полой, что заставляет лучи света многократно отражаться, создавая иллюзию самосветящейся воды. Подсветка фонтанных струй может быть одноцветной и многоцветной. Однако излишняя цветовая пестрота не может повысить художественное восприятие струй. Вода сама по себе настолько декоративна, что ее освещение белым или слегка голубоватым светом создали гораздо больший эффект, чем яркие окраски, при которых пропадает ощущение воды. Мощность осветительных средств при подсвете фиксируется формой струй, характером движения воды и т.п. Выбор приема освещения фонтана определяется художественными задачами, композицией струи, пластическим решением фонтана, а также характером окружающей среды.
- Сценарий освещения всей территории ландшафтного объекта должен быть тщательно продуман и может быть определен методом предварительного моделирования подсветки наиболее интересных ландшафтных композиций. Это может быть сделано с помощью переносных кратковременно включаемых фонарей. Важно избежать жесткого света, экранируя его источник. Анализируя несколько вариантов апробированных идей, следует выбрать наиболее интересную, и после этого можно решать вопросы стационарного трансформируемого освещения. Окончательный выбор светильников осуществляется на основе принятого сценария вечернего освещения проектируемой территории.
- 3. Типология объектов ландшафтного дизайна. Факторы, влияющие на их формирование
- Объектами ландшафтного дизайна являются, прежде всего, городские и загородные ландшафтно-рекреационные территории, где осуществляется тщательная проработка деталей культурного ландшафта. Эти объекты включают пространства, сформированные с использованием средств ландшафтного дизайна – растительности, геопластики, водных устройств, малых архитектурных форм, визуальной коммуникации и др.
- К таким объектам относятся малые рекреационные территории и полифункциональные парки. Они являются структурными элементами системы озелененных территорий города и, как правило, выполняют экологическую, архитектурно-художественную и рекреационные функции. Площадь их территорий зависит от градостроительных условий размещения и нормативных требований. Малые рекреационные территории можно подразделить на две подгруппы. К первой следует отнести территории свободного пользования: городские сады, сады микрорайонов и жилых групп, скверы, бульвары, набережные, пешеходные улицы. Ко второй группе следует отнести озелененные территории режимных учреждений: вузов, техникумов, гостиничных комплексов, лечебных учреждений, детских садов, школ, промпредприятий и др. Самым крупным планировочным элементом первой группы является городской сад.
- Городской сад предназначен для массового отдыха населения города. Он выполняет, как правило, одну из ведущих функций – рекреационную, выставочную, прогулочную и расположен ближе к центральному району города. В сравнении с городским парком он имеет значительно меньше зон и, соответственно, меньше разных сооружений. Главное в городском саду – природные элементы: растения, вода, камни. Здесь необходимо создание декоративных композиций, введение экзотов, цветочное оформление. Из сооружений на территории сада могут размещаться: летний театр или кинотеатр, кафе, музыкальная эстрада, танцплощадка, шахматно-шашечный клуб, площадки для тихого отдыха. Архитектурно-планировочная организация сада, его композиция зависят от градостроительных условий размещения и должны представлять систему, взаимосвязанную с городским окружением.
- В отличие от городского сада микрорайонный сад должен органично сливаться с зелеными насаждениями жилой зоны и архитектурой окружающей застройки. Микрорайонный сад представляет собой озелененный участок, обычно размещаемый в центре микрорайона, используемый населением для повседневного отдыха. Как правило, территория сада микрорайона не превышает 8-10% территории микрорайона и имеет площадь не менее 1 га. Планировка и композиция пространства микрорайонного сада должна быть подчинена задачам его функционального назначения. Основой планировки являются прогулочные маршруты, а общая композиция его должна представлять центральную поляну в раме зеленых насаждений свободной конфигурации. Прогулочный маршрут должен иметь достаточную протяженность. Наибольшая протяженность прогулочного маршрута обеспечивается в том случае, если он представляет собой замкнутый кольцевой маршрут, проходящий по границе между полосой насаждений, обрамляющих сад, и центральной открытой поляной. При образовании тени в саду следует учитывать, что рациональный режим инсоляции в условиях средней полосы (50-60° с. ш.) достигается при затенении в дневные часы кронами деревьев около 40% территории сада. Деревья, кустарники и травянистые растения для микрорайонного сада подбирают по тем же признакам, что и для других садов. В первую очередь для посадок определяют одну или несколько главных древесных пород, которые должны создавать облик сада. После этого подбирают сопутствующие породы, хорошо гармонирующие с главными в эстетическом и биологическом отношениях. Желательно для периферийных посадок использовать деревья и кустарники, обладающие густой темно-зеленой листвой. Цветущие деревья и кустарники рекомендуется располагать на опушках центральной поляны и непосредственно на ней. Баланс территории сада микрорайона (% площади сада) должен быть следующим:
- малые архитектурные формы – 5%;
- дорожки садовые – 6%;
- площадки – 9%;
- зеленые насаждения – 80%.
- С садом микрорайона должен быть органично связан сад жилой группы, в планировочную структуру которого входят площадки различного назначения.
- Сад жилой группы представляет собой озелененную территорию площадью 0,1-0,2 га; при разработке общей объемно-пространственной композиции используются: геопластика рельефа, древесно-кустарниковые насаждения, малые архитектурные формы. Архитектурно-художественный облик сада жилой группы во многом зависит от количества и качества озелененной территории. Максимального архитектурно-художественного эффекта можно достичь за счет создания на территории сада жилой группы достаточно крупного зеленого "ядра". Озеленение территории сада жилой группы играет важную роль в выявлении ее планировочной структуры, акцентировании главных композиционных осей и узлов. Зеленые массивы и искусственный рельеф используются также для корректуры объемно-пространственной композиции застройки и открытых пространств (изменение масштаба дворов, площадей, создание новых пространственных ритмов). Зеленые насаждения размещаются, в основном, в ландшафтных группах, вдоль проездов делается рядовая посадка, применяются массивы и солитеры. При формировании групп около площадок для отдыха и детских площадок учитывается инсоляция и проветривание. Для скорейшего эффекта, как эстетического, так и санитарно-гигиенического, в ландшафтных группах кроме стандартных саженцев применяются отдельные экземпляры деревьев в возрасте 17-20 лет. На площади 1 га высаживается не более 200 деревьев, чтобы оставались свободные газонные пространства. Хвойные деревья высаживают в небольшом количестве для создания необходимого контраста и для оформления придомового участка в зимнее время. Цветники создаются из многолетников свободными группами на газоне или в сочетаниях с цветущими кустарниками.
- К малым рекреационным территориям относятся и скверы. Сквер – это небольшая озелененная территория (0,25-2 га), как правило, расположенная на улицах и площадях, у общественных и административных зданий, на предзаводских площадях. Планировка сквера подчиняется окружающему его архитектурному ансамблю. Контурам сквера обычно придают геометрические формы прямоугольника, треугольника, круга. Для лучшего обозрения архитектурных сооружений перед ними должно быть предусмотрено пространство, соответствующее размерам здания, свободное от высокой растительности. Скверы дополняют ландшафтно-рекреационную систему города, их основное назначение – планировочно-регулирующее, рекреационное и декоративное.
- Бульвары – располагаются вдоль магистральных улиц при значительных потоках пешеходов. Устройство бульваров на улицах способствует регулированию транспортного и пешеходного движения, повышает архитектурно-художественный облик улиц и улучшает их санитарно-гигиеническое состояние. На городских улицах или набережных бульвары должны иметь значительную протяженность и ширину не менее 18 м. Основная функция бульвара – транзитные движения и отдых. Они имеют большое санирующее и эстетическое значение в городской застройке.
- Общегородской парк – наиболее крупный зеленый массив с развитой системой массовых, зрелищных, культурно-просветительных и физкультурных мероприятий, представляет собой, в соответствии со СНиПом, обособленную территорию площадью не меньше 15 га. Размеры городских парков колеблются от 100-150 га (как правило, в старых, давно сложившихся городах) и до 100 га – в новых городах. Такой парк рассчитан на массовую посещаемость и поэтому имеет развитую дорожную сеть и более сложный комплекс элементов ландшафтной архитектуры, включающий, наряду с водоемами, массивами, рощами, групповыми и одиночными посадками деревьев и кустарников, большие цветочные партеры, цветники, фонтаны и произведения садово-парковой архитектуры и крупные сооружения. Выбор участка для городского парка обусловлен наиболее красивыми естественными условиями ландшафта: наличием лесного массива, водоема, интересного рельефа. В связи с этим территория парка может быть несколько удалена от некоторых районов города. В настоящее время общепризнано, что основной смысл существования городского парка состоит в том, что это – зеленый массив, предназначенный для рекреационных целей, благоприятно влияющий на городскую среду, в связи с чем при распределении площади парка между зонами различного назначения принято соблюдать максимальное выделение территорий под зеленые насаждения – 70%.