- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 23,04 Кб
Лошадь в культуре калмыцкого народа
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Отдел образования Юстинского районного муниципального образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Харбинская средняя общеобразовательная школа»
Лошадь в культуре калмыцкого народа
Подготовил:
Ангариков Ангрик Алексеевич,
учащийся 8 класса
МКОУ «Харбинская средняя общеобразовательная школа»
Юстинского района РК
п. Харба – 2016
Содержание
Введение
. Лошадь в культуре калмыков
2. Лошадь в хозяйственной культуре калмыков
. Калмыцкая конница
. Лошадь в художественной культуре калмыков
4.1 Ки мɵрн (кони ветра)
.2 Лошадь в изобразительном искусстве калмыков
.3 Лошадь в устном народном творчестве
.4 Лошадь в песенном искусстве калмыков
.5 Лошадь в танцевальном искусстве калмыков
.6 Народные игры и спорт
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Однажды Будда пригласил к себе на праздник всех животных и пообещал тем, кто придет, выразить дань уважения, наделив подарком. На зов Будды откликнулись только двенадцать животных. Каждое из них в знак чести и отличия получило от Будды по году, который теперь называется именем животного.
Я родился в год Лошади и с малых лет слышал о благородстве этих животных. Мой брат Виталий любит повторять известные слова: «В мире нет ничего прекраснее скачущей лошади». Смелые и сильные, верные и быстрые, скачут лошади по степи, соревнуясь с ветром. А мне запомнились слова, прочитанные мамой из книги Владимира Гиляровского «Мои скитания»: «Как и тогда, так и теперь в этой дикой пустыне им [калмыкам] нужен только простор, где можно культивировать свое богатство, свое оружие, свое продовольствие – лошадь».
В сознании калмыков лошадь – неизменный и верный спутник на войне и в мирной жизни. Благородство и грациозность, верность и трудолюбие, бескорыстие и любовь, сила и скорость. Все это о лошади. Хороший конь у калмыков был сродни драгоценности. Это верный друг и помощник для кочевого скотовода. Образ коня часто встречается в калмыцких народных песнях, сказках, пословицах и поговорках. Легендарный конь Аранзал – верный помощник, друг и защитник богатыря Джангара.
Актуальность исследования определяется тем, что в работе предпринята попытка осмысления роли лошади в жизни калмыков, её значение в культуре моего народа.
Объект исследования: хозяйственная и художественная культура калмыков.
Предмет исследования: лошадь в культуре калмыцкого народа.
Цель исследования: изучить значение лошади в культуре калмыцкого народа.
Задачи исследования:
1.Определить место лошади в хозяйственной культуре калмыцкого народа.
2.Изучить образ лошади в художественной культуре калмыцкого народа.
.Материалами исследования пополнить школьную краеведческую коллекцию.
Гипотеза исследования: если внимательно изучить роль лошади в жизни калмыков, то можно доказать, что занимают значительное место в хозяйственной и художественной культуре моего народа.
Таблица 1 Этапы и методы исследовательской деятельности
Наименование этапаМероприятия1.Подготовительный этап1. Составление плана исследования, подбор литературы (метод поисковый)2.Реализация исследования1. Изучение литературы и интернет-источников по теме исследования (метод изучения источников по проблеме) 2. Беседа со специалистами СПК «Харба» (интервьюирование).3. Обобщение опыта.1. Написание работы (метод обобщения изученного). 2.Ознакомить одноклассников с материалами проделанного исследования. 3. Материалами исследования пополнить школьный краеведческий материал.
Обзор литературы:
важные сведения об истории калмыцкого народа, об особенностях быта, о культуре были получены из книг народного поэта Константина Эрендженова «Золотой родник», Эрдниева У.Э. «Калмыки: Историко-этнографические очерки»;
военная история калмыков рассматриваются в книгах «История Калмыкии с древнейших времен до наших дней», Шовунов К.П. Очерки военной истории калмыков (XVII-XIX вв.)
о темах, поэтике жанров устного народного творчества, эпоса «Джангар» рассматриваются в книгах Оконова Б.Б. в своей книге «Калмыцкие пословицы и поговорки», Биткеева Н.Ц. рассматривает песен в книге «Калмыцкий песенный фольклор», Джимгирова М.Э. «О калмыцких народных сказках», Пюрбеева Г.Ц. «Эпос «Джангар»: Культура и язык»,
в книгах Бадмаевой Т.Б. « Калмыцкие танцы и их терминология» (1992 г.) и «Танцевальный фольклор калмыков» (1982 г.) раскрывается история калмыцкого танца, описываются типы калмыцких танцев;
статья Мучкаевой Джиргал «Самобытность калмыцких национальных игр» описываются игры и их значение для этнопедагогики.
Практическая ценность работы: результаты исследования могут быть использованы при изучении культуры калмыцкого народа.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении указываются цели и задачи исследования, обосновывается актуальность выбранной темы. В основной части исследуется место лошади в хозяйственной и художественной культуре калмыков. В заключении основные выводы на основании исследованного материала.
калмык лошадь искусство игра
1. Лошадь в культуре калмыков
«Степь да лошадь – все для калмыка, и жизнь и радость. Родился в степи, выкормлен на кобыльем молоке, всю жизнь ест конину, пьет кумыс, пьянствует ракой, водкой из кобыльего молока, закусывает бозой – сыром из него же, одет весь в конскую и баранью шкуру. Живет при лошади и на лошади», – писал В. Гиляровский.
Значение коня хорошо выделено в калмыцком языке. Известно около 300 терминов, определяющих внешний вид, возраст и бег лошади. Многие жизненно важные явления и события выражаются через образ коня. Когда хотят сказать, что дела у человека идут в гору, то говорят «Морнь гужяяна» (его конь бежит). Пожелание девушке удачного замужества передается формулой «Монгн дорятла харгх» (выйти замуж за человека с серебряным стременем). Три важных изменения состояния человека – выйти замуж, умереть и сесть на коня, оседлать – обозначаются в калмыцком языке одним словом – «мордх». Смерть – кардинальное изменение бытия. Выходя замуж, девушка «умирает» в качестве девочки для своих родных. В новой семье ей дают новое имя, изменяют прическу и переодевают в костюм замужней женщины. Таким образом, «сесть на коня» для кочевников сравни сменой социального статуса и сменой жизни и смерти.
В ходе исследовательской работы было выявлено несколько направлений использования лошади как в практической деятельности людей, так и в художественной культуре.
2. Лошадь в хозяйственной культуре калмыков
Хозяйственная культура каждого народа уникальна. У калмыков она складывалась из кочевого образа жизни, типа хозяйствования (скотоводство).
Скотоводство характеризуется как традиционный способ хозяйства в условиях кочевой жизни. Скот воспринимается как символ богатства и благосостояния, как источник жизни. Коневодство являлось основной отраслью экономической деятельности калмыка-кочевника.
Лошади использовались для верховой езды. Огромные степные пространства легко преодолевались на коне. Использовались лошади как упряжное животное для езды на бедарке (двухколесная повозка), на телеге при перевозке грузов. Кочевники использовали в хозяйстве практически все продукты, которые могли получить от своих животных: мясо-молочные продукты, конский волос, кожу, кости и даже высушенный навоз «кизяк» (в качестве топлива). Набор пищевых продуктов, предопределенный образом жизни, включал в основном мясные блюда, молочные продукты. Довольно распространенным был гююня чигян, который пили в период с мая по сентябрь, когда доились кобылицы. Из конского волоса калмычки изготовляли прочную веревку. Конская шкура шла на изготовление кожаной посуды, сбруи, из жил делали нитки.
В конце XIX – начале XX вв. у многих калмыков скотопромышленников были огромные табуны, предназначенные для продажи казне, т.е. для снабжения кавалерийских частей царской армии. Князь Д.Д. Тундутов на комплектование драгунских и других полков царской армии ежегодно направлял по 600-700 лошадей. Коневодство было ведущей отраслью товарного направления лишь в хозяйствах немногих богатых калмыков.
Каждая порода лошадей в своем образовании связана с историей народа, который ее разводит. По первоначальному своему происхождению калмыцкая лошадь является лошадью монгольского типа. В дальнейшем она восприняла в себя кровь восточных лошадей, а когда в начале XVII века вместе с калмыцким народом перешла в пределы Российского государства, то и кровь быстроаллюрных пород. От такой комбинации и получилась калмыцкая порода лошадей: некрасивы, роста среднего, но крепки, легки и быстры на ходу, способны переносить сильный жар, стужу, голод и продолжительную езду.
«Дербеты – настоящая калмыцкая лошадь, такая же дикая и малорослая и железная, как ее владелец. Зато уж никакая степная метель, никакие лишения не страшны ей. Дикая степь выработала их, диких, не боящихся ничего. Длинная грубая шерсть и необыкновенно толстая кожа спасают этих лошадей и от укуса насекомых, и от климатических невзгод», – писал В. Гиляровский.
Калмыки установили 33 приметы хорошего скакуна, в книге Константина Эрендженова « Золотой родник» описаны некоторые приметы головы, туловища и ног («Приметы скакуна», с. 20-23). Вот некоторые из них: уши торчком, как у волка; лоб широкий и ровный; глаза большие, ясные; шея тонкая, грудь высокая; спина прямая, как у рыбы; копыта круглые, плоские; голени тонкие, задние ноги поднимает высоко.
В современной Калмыкии разводят крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Общее направление скотоводства – мясное. Изменение кочевого скотоводства в оседлое: чабаны, гуртоправы и табунщики живут и работают в пределах строго определенных территорий, сено и корма на зиму сегодня заготавливаются. Но лошадь до сих пор активно используется как транспортное и верховое животное, а также дает мясо и молоко. Для пастьбы предпочтительнее использовать мерина или кобылу.
3. Калмыцкая конница
Кочевой образ жизни в течение тысячелетий имел огромные военные преимущества. Калмыцкие войска составляли преимущественно легковооруженные отряды конных стрелков. В XVII-XVIII веках калмыцкие корпуса составляли основу российской иррегулярной кавалерии.
В 1608 – 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю. Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века, прозванного в русской истории «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки. Калмыцкое ханство в то время представляло собой мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».
Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, отстаивали интересы русского царя на Украине. Примером способности легкой кавалерии противостоять тяжелой можно назвать успех калмыцкой конницы в сражении у Белой Церкви в Русско-Польской войне в 1665 г.: по сообщениям современников, массированная атака калмыцкой конницы (примерно 7 тыс. человек) разгромила польскую армию, заставив отступить элитные отряды знаменитой тогда в Европе польской кавалерии (гусар, рейтар и «пансырных») и наемную немецкую пехоту.
В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на Аюка-хана ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов. В XVIII века, несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом. Следует упомянуть роль калмыцкой конницы в Кунерсдорфском сражении, когда калмыкам удалось разгромить последний резерв Фридриха II – лейб-кирасиров, и в том числе захватить их командира.
Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России. Иррегулярные калмыцкие полки, как и другие подобные части, осуществляли постоянную разведку и противодействовали разведывательным поискам вражеской кавалерии, вели диверсионную деятельность на коммуникациях противника, истребляли неприятельских фуражиров и мародёров, часто действовали как регулярные части, нанося поражения кавалерии противника (вплоть до кирасирских эскадронов), пехотным колоннам, брали штурмом батареи.
В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».
4. Лошадь в художественной культуре калмыков
.1 Ки мɵрн «Кони ветра»
В буддизме лошадь считают животным Будды, одним из семи сокровищ буддизма. Это символ неразрушимого, скорости и упорства, бескорыстия помыслов человека. В японском буддизме белая лошадь форма проявления богини милости и Великой Матери. Самый древний буддийский храм Китая – храм Белой лошади. По легенде, именно на белых лошадях монахи привезли в Китай священные писания.
Ки мɵрн «Кони ветра» – в буддизме символ в виде коня, несущего на спине чиндамани, то есть драгоценность, исполняющую желания, и приносящую благополучие. Обозначает также жизненную силу человека. Конь ветра изображается на тибетских молитвенных флагах, называемых лунгта (с тибетского переводится как «Конь Ветра»). Конь – символ стремительности, движения и скорости. Он тесно связан с человеком и всегда был его преданным другом. Поэтому это животное и означает жизненную энергию.
В центре флажка изображен конь, а по углам тигр, лев, гаруда и дракон.
Тигр живет в лесу, среди деревьев, и поэтому он представляет в тибетской астрологии элемент Воздуха. Помимо изображения Коня Ветра на флажках лунгта также можно встретить изображения Будды Ченрезига (Авалокитешвары), Зелёной Тары, Гуру Падмасамбхавы, Амитаюса и Белой Тары, и т.д. Соответствуют изображениям и напечатанные мантры – для усиления и поддержания энергии, увеличении действия силы лунгта, усиления аспекта, связанного с тем или иным божеством.
Лунгта изображается на флажках пяти основных цветов. На них наносятся мантры, которые активизируются при контакте с ветром. Флажки лунгта следует перед развешиванием освятить у лам соответствующим ритуалом: священнослужитель призовёт во флажки изначальную мудрость всех Будд. Главным условием правильного расположения флажков являются, конечно же, частый ветер и высота.
Действуют они, согласно верованиям, как защитная сила для тех, кто их развешивает. Когда флажок развевается на ветру, как бы читаются мантры, а сила распространяется на сотни миль вокруг, наполняя все всепоглощающей гармонией. Буддисты верят, что все хорошее, что мы даем миру, возвращается нам. Так, в ответ на любовь обязательно приходит искренняя любовь, в ответ на счастье – истинное счастье!
.2 Лошадь в изобразительном искусстве калмыков
Анималистический жанр <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80> составляет одну из важных и интересных страниц в истории изобразительного искусства. Изображение сюжетных сцен с лошадьми относится ко многим темам художников: лошади с людьми и без них, работающими и отдыхающими, одерживающими победу в бою и на скачках, усталыми от тяжелого труда. Всегда мастера, создающие изображения лошадей, делают это с любовью, нежностью, глубоким чувством уважения и восторга к этим изящным и сильным животным.
Лошадь сопровождала человечество с первых шагов его сознательного развития. Она обожествлялась человеком и стала одним из первых объектов изобразительного творчества людей, будучи запечатленной в древних росписях и наскальных рисунках, во множестве изваяний – своего рода молитва к силам природы.
Декоративно-прикладное искусство Калмыкии разнообразно и красочно. Основным направлением в его развитии стал орнамент. Калмыцкий народный орнамент представляет собой оригинальную, разнообразную по формам и колориту область декоративного искусства. В нем наибольшее использование нашли геометрические, растительные и животные формы, созвучные духу народа. В основе многочисленных калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня, облаков. Наряду с устоявшимися традиционными формами, геометрическими и растительными, в орнаменте середины XIX века появились новые мотивы – изображения рыб, лошадей и других животных.
На оной из сумок, хранящейся в Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург) имеется изображение нескольких лошадок, вышитых цветными нитками. Такие же изображения имеются на деревянной пробке, вырезанной острием ножа. В Калмыцком республиканском краеведческом музее хранится подушка с вышивкой лошади.
Калмыцкое изобразительное искусство (живопись) создает множество изображений лошадей, отражающих их роль в жизни человека. В книге «Художники Калмыкии» (2009 г.) собраны работы 50 живописцев. Большинство произведений посвящены родине, её природе, истории. У 25 художников на полотнах мы видим лошадей. Это и табуны лошадей («Джангарчи Овла Эляев» Г. Рокчинского, «На просторах калмыцкой степи» В. Баталаев), кони богатырские и военных(«Аюка-хан» К. Ольдаев, «В поход за Россию» Убуша Бадмаева,), лошади животноводов («Гуртоправы Эрендженовы» В. Павлов, «Вдова чабана» Д.Санджиев, «Табунщик» В. Леджинов), лошадь как символ Будды («Мɵрн-эрдни» Г. Рокчинского, «Белая Тара» В. Бадмаев). Лошади мирно пасущиеся («Счастье» О. Кикев), на войне («Улан залатрин Мазн баатр» В. Монтышев) и на охоте («Ойраты на соколиной охоте» В. Монтышев). На картине Виктора Баталаева «Памяти поэта Джангара Насунова» слева от поэта мы видим летящего всадника. И конь, и наездник здесь символизируют вдохновение, свободу творчества.
Лошади сопровождают калмыков на протяжении всей истории кочевого народа, что нашло отражение на полотнах калмыцких художников: мы видим коней на картинах «Приход на Волгу» В. Ошланова и «Встреча Аюки-хана с Петром I на Волге близ Саратова» М. Мошулдаева; на полотне С. Болдырева «1812» рядом с горнистом изображен его конь; первые годы становления Советского государства показаны на картине А. Цебекова «Красная косынка»; начало Великой Отечественной войны – на «Матери сорок первого» Г.Бембеева.
Главная тема творчества Кима Ольдаева – люди и степь. Но богатая история ойрат-калмыцкого народа всегда привлекала внимание художника. Он гордится своими предками и обращается к исторической теме не раз. Аюка-хана, полководца, изображен в доспехах того времени. Привлекает внимание и конь полководца в яркой сбруе. Все элементы хана и его коня создают настроение царственности.
Заслуженный деятель искусств России Очир Кикеев в 1970 году написал картину «Счастье». Жаркое лето, ослепительно-синее небо, песчаный берег реки. К спасительной от палящего зноя влаге реки молодые наездники, парень и девушка, привели лошадей. Резвый жеребенок с матерью, гнедой красавицей. Тишина, покой картины поистине наполняют зрителя чувством счастья.
Широко известны в республике работы калмыцких скульпторов. Первый профессиональный скульптор Калмыкии, народный художник РСФСР Никита Амолдаевич Санджиев в соавторстве с братьями Львом и Марком Роберманами более полувека назад создал памятник полководцу Оке Городовикову. Бронзовый всадник на горячем степном скакуне стал символом Элисты. В 2003 году автор памятника «Джангарчи Ээлян Овла» Владимир Васькин создал памятник «Аюка Хан», украсивший п. Цаган Аман.
.3 Лошадь в устном народном творчестве
В пословицах говорится о его значении в жизни калмыков. Верный друг и помощник в трудной жизни кочевника, боевой соратник в жестоких схватках с неприятелем. Пословицы о коне разнообразны. В них нередко проводятся параллели между человеком и конем: «Будет ли человеком – видно с детства, будет ли иноходцем – видно по жеребенку», «Человека украшает ум, лошадь – скорость». В пословице – «Человек, расставшийся с другом, страдает, конь, отбившийся от табуна, страдает также» – мы видим параллель в состоянии человека и коня. Конь, преодолевший большие расстояния, сопоставляется с мудростью человека: «Пока жив отец – знакомься с людьми, пока кони хороши – знакомься с неизвестными землями».
Иноходец – конь с красивым и правильным аллюром часто берется как образец при определении качеств мужчины: «Глупый человек – чурбан, хороший человек – иноходец». Смелый, удалой мужчина с красивой посадкой, умело управляющий конем, у калмыков считался образцом: «Хорошие качества женщины определяй, войдя в дом, хорошие качества мужчины – при езде (верхом)»
Спутник и друг человека, конь – одно из самых дорогих для калмыка существ: «Сокровище – конь, который может сделать далекую землю близкой, сокровище – девушка, которая может сделать двух людей друзьями».
В калмыцком сказочном фольклоре особое место занимает описание преданного и самого лучшего помощника героя – чудесного коня. Сказитель описывает достоинства богатырского коня, красота и физические качества которого – совершенство. В богатырской сказке боевой конь воспевается при помощи украшающих эпитетов. А в сказке «Хадар Хара Авги хан Сёняке» сказитель Санджи Бутаев дает гиперболизированное описание бега коня: «Когда конь ступал, то от его следа оставались ямы, подобные дну старых колодцев, земля, отлетавшая из-под копыт, холмы Борзатын Бор образовывала».
Мотив добывания коня в архаическом (тууль-улигерском) эпосе имеет несколько вариантов: герой может получить коня «в готовом виде», конь находит героя, коня приводит Ак-Сахал, герой приобретает коня в борьбе.
В одной сказке конь неоднократно спасает богатыря, в другой дает ему советы в тяжелые минуты. Когда герой погибает в неравной борьбе – конь добирается до его сестры, живущей на небесах, обманом заставляет её сесть на себя и уносит её к хозяину, оживить которого может только она. Таким образом, конь в богатырской сказке неразрывно связан с героем, является его помощником и спутником.
Культ коня в полной мере отразился и в героическом эпосе «Джангар», который называют «эпосом прославленных всадников»: «Ни один эпос не уделил столько любовного внимания обрисовке коня, ухода за ним, его повадок, красоты, его качеств». Материалы эпоса показывают, что калмыки с далеких времен занимались коневодством. На страницах «Джангара» сообщается о табунщиках. В нем много милых сердцу кочевника картин, посвященных описанию бесчисленных табунов и стад – символа могущества, богатства и славы многих ханов: «Две недели скакал (Хонгор), пока миновал табун лошадей». О табуне владыки Джангара, в котором пасутся только отборные богатырские кони-кюлюки, говорится так: «Пригнали пять тысяч двенадцать скакунов».
Скот воспринимается как символ богатства и благосостояния, как источник жизни: он дает мясо, молоко, шерсть и сырье для домашних ремесел. В тексте встречаются упоминания о предметах, изготовленных из волоса, кожи и шкур животных (унгн дах «доха из шкуры жеребенка», цалм «особо прочный аркан из конского волоса»). В эпосе насчитывается свыше двадцати названий серебряных вещей, из них не менее десяти связано с экипировкой всадника и деталями конской сбруи. Довольно подробно в «Джангаре» описывается подготовка богатырского коня к поездке
Во многих случаях эпические герои ведут борьбу, носящую по признакам характер феодальных войн. Так угонтабуна лучших коней воспевается как героический подвиг, как проявление удали (Хонгор угоняет табун у Кюрмен-хана, Мингиян пригнал Джангару табун золотисто-рыжих скакунов Тюрк Алтан-хана)
Без коня немыслимы подвиги и походы богатырей, поэтому в эпосе кроме поло-видовых и возрастных названий зафиксированы названия сказочных, чудесных коней, встречающихся исключительно в эпосе: аранзал «волшебный богатырский конь», тунджур «легендарный конь, отборный скакун». В эпосе некоторые богатырские кони обладают даром говорить, например Арангаз Зэрдэ и Кеке Галсан.
В героическом эпосе присутствует традиционная тема «магтал коню» (хвалы), описание красоты и достоинств коня. Конь в покое и в движении, его масть и экстерьер, его поступь относятся к высшим представлениям о прекрасном. Служить примером классического стандартизированного эпического описания богатырского коня может конь Джангара – Аранзал Зэрде, Разные версии дают различные характеристики этого коня: Ээлян Овла отмечал, что аранзал Зэрде родился от первожеребой кобылицы; М. Басангов подчеркивал, что конь Джангара Зэрде обучен в двухлетнем возрасте, а родился от пятилетней кобылицы; по малодербетской версии, он – первенец знаменитого жеребца Долда-Зээрдэ, чей косяк – восемьсот кобылиц:
Аранзал в крестце собрал
Всю грозную красоту свою,
Аранзал в глазах собрал
Всю зоркую остроту свою,
Аранзал в ногах собрал
Всю резвую быстроту свою.
.4 Лошадь в песенном искусстве калмыков
О коне-скакуне много величавых песен. Константин Эрендженов упоминает народные песни «Сыролысый иноходец», «Волчеушый чалый», «Темнолысый скакун», «Золотогубый Аранзал». Н. Биткеев на основе полевых фольклорных материалов написал книгу «Калмыцкий песенный фольклор». В главе «Исторические песни» рассматривает образы исторических персонажей. А рядом с героем всегда его боевой конь:
Как ласточка, быстрый твой Пёстро-гнедой
Не раз помогал тебе выиграть бой. («Миитр-нойон», с. 30)
Бывалый конь его, саврасый,
Чувствуя шенкеля (хозяина), спешит,
Привычный на войне Манка Талтаев
Все сильнее рубит (врагов). («Манка Талтаев», с. 37)
Образ коня помогает передать состояние героя, его внешний вид, поведение:
Грива резвого солового
К стремени развевается,
Пылкого юношу Шону
Не может взять сорокатысячная (вражья рать). («Шоно-Батыр», с. 24)
В песне о Миитр-нойоне, народном герое I половины XVIII века, конь помогает герою сбежать из заключения в Астраханской крепости. Конь, перепрыгивая через десятиярусную стену, задел копытом один рубец, тем самым разрушив его.
В лирической песне «Мой скакун гнедой» (с. 66) герой просит помощи у коня вернуть любимую:
Мой скакун гнедой,
Ты скачи быстрей, скакун мой милый,
Чтоб, покуда солнце не зашло,
Ту, которую увозят силой,
Нам догнать и взять в свое седло.
Сейчас очень популярна песня Валерия Игнатова в исполнении Леонида Очиргоряева «Скакун («Мчится конь подо мной»). Седок и его конь мчатся по степи, словно летят не через пространство, а сквозь время:
Мчится конь подо мной
По широкой степи
Чуть пониже облаков,
Чуть повыше травы.
И тюльпаны цветут,
Степь проснулась моя,
И несёт мой скакун,
Закусив удила.
Повод я натяну,
Ты, мой резвый, постой,
Три тюльпана сорву,
Снова прыгну в седло.
И тогда три беря*
Чуть пониже облаков,
Чуть повыше травы.
*Беря – мера длины у калмыков. Три беря – 25 км. (один дневной переход каравана)
.5 Лошадь в танцевальном искусстве калмыков
Танец – это наиболее древний вид художественного творчества. Возникнув в первобытном обществе, сопровождая жизнь человека на протяжении веков, он прошел сложный путь развития. Различные этапы развития танцевального искусства монголоязычных народов характеризуют древние рукописи, исторические летописи и литературные памятники разных эпох. Собственно калмыцкая культура создавалась на основе древних общемонгольских и ойратских традиций.
Музыке и танцам отводилась значительная роль и в повседневном быту, и во время религиозных и светских праздников. В танцах можно было дать выход избытку жизненной энергии, совершить религиозно-ритуальное действо, выразить свое отношение к окружающему.
В традиционной хореографии калмыков есть и обрядовые танцы (незначительная часть), и необрядовые, к которым относятся подражательные танцы. Т. Бадмаева в книге «Калмыцкие танцы и их терминология» пишет: «Не исключено, что в отдаленном прошлом они существовали в форме тотемических плясок, являвшихся фрагментом обряда. Почти все подражательные танцы по народной традиции исполнялись взрослыми мужчинами и чаще всего сольно».
В книге «Танцевальный фольклор калмыков» можно найти описание столь редкого сейчас мужского одиночного танца подражательного характера «Мɵрн цалмлдhн» (ловля или укрощение коня). Танец записан от Сангаевой О.С. из пос. Цаган Аман Юстинского района. В этом танце отразился труд табунщика, некоторые профессиональные приемы укрощения необъезженных лошадей. Исполняющий танец пантомиму мужчина делает движение, показывающее, как он догоняет коня, целится, набрасывает аркан, подтягивает коня поближе к себе и заскакивает на него.
Современное танцевальное творчество продолжает развиваться, реагируя на перемены в жизни этноса. Отголоском богатого военного прошлого калмыков являются воинственные или военные танцы.
Заслуженный артист П. Надбитов на музыку П. Чернявского поставил танец богатырей. Танец, навеянный эпосом «Джангар», исполняют тринадцать юношей, один из которых в роли Джангара. В танце передаются и поединки, и скачка на лошадях (шаг-бег с высоким поднятием колен, а в руках словно поводья). В нем прославляется сила, меткость, острый ум, верный конь, надежное оружие воинов. Один из лучших современных танцев вошел в золотой фонд танцевальной культуры калмыков.
.6 Народные игры и спорт
Как и любого народа, у калмыков много национальных игр. Калмыцкие народные игры были средством, способствующим развитию смелости, силы, ловкости и выносливости. Игры занимали значительное место в воспитании подрастающего поколения, они оказывали заметное влияние на формирование характера детей, являлись частью народной педагогики. Дети в своих играх имитировали трудовые процессы взрослых и повадки домашних животных
Широко распространены были различные игры в альчики (шага наадлгн), игральные кости. Умение играть в эту игру так же ценилось в народе, как и все другие. Описание игры в альчики есть и в эпосе "Джангар". При обсуждении тактических действий, в качестве боевых единиц использовали альчики. Каждый альчик имел свое четкое значение, что позволяла командирам более доходчиво донести до подчиненных свои задумки и тактические хитрости, что приводило чаще к неминуемой победе. Альчиками не только играли, но и гадали.
Есть несколько вариантов игры в альчики. У Константина Эрендженова в книге «Золотой родник» (с. 83-85) описаны «Скачки альчиков», имитировавшие скачки лошадей. В моей коллекции собраны бараньи и коровьи альчики. Из коровьих мы делаем лошадок. На стороне, называемой «тогн», сверлится дырочка и заливается свинец, чтобы легче было кидать, кость падала не на бок, а на сторону, называемую «альча». На своих «лошадок» сажаем всадников из бараньих альчиков. В игре участвуют несколько человек. Площадка для игры может быть круглой или квадратной, главное чтобы она была ровной. На площадке расчерчивают дорогу, старт и финиш. Альчики легко подбрасывают средним и большим пальцами. Побеждает самый ловкий и быстрый.
В статье Джиргал Мучкаевой «Самобытность калмыцких национальных игр» описаны игры «Ловкий наездник» и «Набрось аркан на лошадь», но в нашем селе в эти игры, к сожалению, не играют.
О замечательном качестве наших предков – умении держаться в седле – говорится в эпосе. Калмык – это прирожденный наездник. Свое умение держаться в седле простые люди показывали в конных состязаниях-скачках. У.Э. Эрдниев в книге «Калмыки: Историко-этнографические очерки» пишет: «Большой популярностью пользовались конские скачки – уралдан, приурочивавшиеся к важным событиям в жизни народа. Народные и религиозные праздники, свадьбы и другие массовые торжества сопровождались конными состязаниями. Конские скачки были поистине массовым и народным видом спорта. В них участвовали люди всех возрастов и социальных слоев».
Конные соревнования по-прежнему остаются одними из самых любимых видом спорта у калмыков. Мои братья Виталий и Владислав неоднократно становились победителями и призерами скачек. В Элисте в 1971 г. был образован республиканский ипподром, на котором ежегодно проводятся различные конные соревнования. Неоднократно проводились соревнования зоны Северного Кавказа и проводился чемпионат страны по троеборью. Лошади нашего ипподрома ежегодно гастролируют на других ипподромах страны – Ростов, Пятигорск, Нальчик с отличным успехом.
В 1975 году на территории Ипподрома при непосредственном участии Б.Б. Городовикова была открыта конно-спортивная секция, на базе которой была создана РСДЮШОР по конному спорту. В данное время в школе действуют группы иппотерапии, начальной подготовки, учебно-тренировочные группы и спортивного совершенствования. Занимаются дети из общеобразовательных школ республики и других учебных заведений.
Заключение
Для калмыков лошадь сродни драгоценности: верный боевой друг, главный помощник в хозяйстве. Образ коня часто встречается в калмыцких народных песнях, сказках, пословицах и поговорках, в эпосе «Джангар». Его образ воплощают в изобразительном и танцевальном искусстве.
В результате проведенного исследования поставленные задачи выполнены и сделаны следующие выводы:
·Лошади много тысяч лет живут рядом с человеком и на протяжении тысячелетий являлась постоянным спутником человека и его помощником в хозяйственной деятельности.
·В истории калмыцкого народа лошади играли огромную роль, о чем свидетельствуют многие исторические факты.
·Не утратит свое значение лошадь для многих народов и в том числе у калмыков и как мясное животное.
·Выявлено, что образ лошади используется в разных направления литературы и искусства, а именно:
в буддийской мифологии лошадь является символом Будды, жизненной энергии человека,
культ лошади занимает особое место в устном народном творчестве,
художники рисовали их в своих картинах, скульпторы посвящали им скульптуры.
Анализ литературы и исследовательские беседы со специалистами показали, что:
Конно-спортивные состязания, игры на конях были составной частью многих праздников. Эта добрая традиция прошла через века и сохранилась в республике до сих пор. В каждом селе нашей республики весной или осенью проходят конные состязания. В г. Элиста есть республиканский ипподром, на котором ежегодно проводятся конно-спортивные соревнования.
Лошадь не только друг, но и лекарь. Об этом свидетельствует активное применение методов иппотерапии, с помощью которых лечат пациентов. В настоящее время в Элисте при ипподроме действует группа иппотерапии.
Гипотеза исследования доказана: внимательно изучив роль лошади в жизни калмыков, мы видим, что они занимают значительное место в хозяйственной и художественной культуре моего народа.
Работа над исследованием места лошади в культуре калмыцкого народа будет продолжена по направлениям «Роль лошади в обрядах калмыков», «Образ лошади в произведениях калмыцких писателей и поэтов».
Лошадь – умное и интеллигентное животное. Она красива, радует сердце и глаз человека. Конь и всадник остаются образцами, исполненными красоты, стремительности, совершенной пластики, силы и гармонии, как это было многие тысячелетия назад.
Карий круп был, как бронза, крепок.
Серебром гремели подковы.
Я коня не видал быстрее.
Я нигде не видал такого.
Был он стройным, и был он строгим,
Были тонкими резвые ноги,
Был он легким и был высоким,
В нем играли земные соки. (Б. Дорджиев)
Список литературы.
1.Бадмаева Т.Б. Калмыцкие танцы и их терминология. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1992.
2.Бадмаева Т.Б. Танцевальный фольклор калмыков. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1982.
.Биткеев Н.Ц. Калмыцкий песенный фольклор. – Элиста: АПП «Джангар», 2005.
.Гиляровский В. Мои скитания
.Джимгиров М.Э. О калмыцких народных сказках. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1970.
.История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. – Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2009. – Т.3
.Ковалев И.Г. Калмыцкий народный орнамент. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1970.
.Манджиева Б.Б. Конь героя в калмыцкой богатырской сказке и в героическом эпосе «Джангар»
.Мучкаева Д.В. Самобытность калмыцких национальных игр
10.Оконов Б.Б. Калмыцкие народные пословицы и поговорки. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1980.
11.Пюрбеев Г.Ц. Эпос «Джангар»: Культура и язык (Этнолингвистические этюды). – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. – с. 33-43
.Шовунов К.П. Очерки военной истории калмыков (XVII-XIX вв.) – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991.
.Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. – 3-е изд., перераб. и доп. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985.
.Эрендженов К.Э. Золотой родник. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1990
Приложение
Рис. 1. Братья Адьян и Сергей с лошадью .
Рис. 2«Ки мɵрн» (Кони ветра)
Рис. 3 орнамент из книги «Калмыцкий народный орнамент» (с. 88)
Рис. 4 Гарри Рокчинский «Мɵрн-эрдни».
Рис. 4 Ким Ольдаев «Аюка-хан»
Рис. 5 О. Кикеев «Счастье» (1970 г.)
Рис. 5 В. Васькин «Аюка-хан» (п. Цаган Аман, 2003 г.)
Рис. 6 Н. Санжиев «Ока Городовиков» (г. Элиста, 1976 г.)
Рис. 7. Танец богатырей (Государственный ансамбль песни и танца «Тюльпан»)
Рис. 8. Брат Виталий (после конных соревнований в п. Харба)