- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 3,42 Мб
Луиза Буржуа – скульптор фрейдизма
ЛУИЗА БУРЖУА – СКУЛЬПТОР ФРЕЙДИЗМА
Введение
Луиза Буржуа (фр. <#”599013.files/image001.gif”>
В 1932 году Луиз поступила в Сорбонну, изучала философию, математику и геометрию. В этом же году посетила Советский Союз. С 1936 года начала заниматься в парижских художественных школах и студиях, включая знаменитую Ecole des Beaux-Arts и Академию de la Grande-Chaumiere. Начинающая художница посещала мастерскую великого скульптора Константина Бранкузи, в то время культовой фигуры парижского авангарда; брала уроки у прославленного кубиста Фернана Леже, оценившего одаренность Буржуа и побудившего ее заняться скульптурой. В 1938 году она вышла замуж за выпускника Гарварда, американского искусствоведа Роберта Голдуотера и переехала в Нью-Йорк, где он стал первым директором Музея первобытного искусства. Вплоть до самой смерти мужа в 1974 году длился образцово-показательный союз двух творческих и любящих друг друга людей, отдающих силы и время искусству и воспитанию троих сыновей. Л. Буржуа – пример художника, «возлюбившего свой симптом», мифологизировавшего факты собственного детства, свои навязчивые идеи и кошмары. Никаких реальных потрясений во взрослой жизни Луиз не произошло, но она продолжая пестовать психологическую травму, мучившую ее с детских лет.
В начале творческой карьеры Буржуа занималась графикой и живописью. В сериях «FemmeMaison» (1945-1947) и «FallenWomen» (1946-1947), она использовала технику сюрреалистов, сплавляя различные объекты: женское тело и похожие на дома структуры. Эти работы – размышление художницы о роли женщины в семье, которую многие определяют исключительно как поддержание домашнего очага. Но сама скульптор утверждает, что это пародия на сюрреализм, пытавшийся представлять женщину как конструкцию.
символический живопись скульптура буржуа
В 40-х годах Буржуа сконцентрировала свое внимание на скульптуре, в которой она в настоящее время признана одним из ведущих мастеров ХХ столетия. Ее первые пластические опыты несут в себе формальное воздействие архаической древнегреческой, африканской, древнеамериканской скульптуры. В этих работах отчетливо прослеживается влияние крупнейших скульпторов прошлого века Константина Бранкузи, Генри Мура, Альберто Джакометти, также опиравшихся на архаическую пластику. В начале скульптуры Буржуа состояли из групп абстрактных и органических форм, часто вырезанных из дерева.
Одна из самых известных ее работ «Слепой, ведущий слепого» (1947). Это прямая перекличка с шедевром Питера Брейгеля-старшего «Притча о слепых». Конструкция из двадцати длинных розовых сужающихся книзу деревянных подпорок, вверху соединенных чем-то вроде непрочной стяжки-мостика. Ощущение неустойчивости и ненадежности захлестывает, простота обескураживает. А Луиз заявляет, что скульптура – просто реминисценция детского желания спрятаться под столом во время обеденных семейных скандалов. В 1960-х она начала использовать латекс, бронзу и камень, а после поездок в Италию – мрамор. Первые скульптуры Буржуа были выставлены в 1949 году в галерее Перидо в Нью-Йорке.
The Blind Leading the Blind
Л. Буржуа принадлежит к числу художников-постсюрреалистов, заявивших о себе главным образом в 30-40-е годы, уже после того, как сюрреалистическое движение во Франции пришло в упадок. Художники этого круга никогда не образовывали сплоченных групп, не были склонны к декларативным заявлениям, широковещательным программам и манифестам.
В то же время среди них можно выделить группу, объединенную не только романтическим интересом к «темной стороне» психической и интеллектуальной жизни, но и к телу как манифестации этой «темной стороны». Поэтому сексуальность для Буржуа связана с травмой и мучительным поиском своей идентичности, своей роли в межполовых отношениях. В 1968 году Луиз Буржуа сделалa две скульптуры, одновременно ироничные и шокирующие: «Fillette» («Девочка») и «Janus Fleuri» («Цветущий Янус»).
"Девочка" представляет собой раскачивающийся на крюке мясника гигантский фаллос, сделанный из латекса. Эта скульптура – прежде всего, критический взгляд на иконографию фаллоса и мужского статуса, с ним связанного. Основание скульптуры читается и как женская грудь, и мужские семенники, и округлые начала женских бедер, ограничивающих женскую промежность. Соединение противоположностей и в омраченном сексуальном мужском веселье – возбужденный член поднялся лишь для того, чтобы быть повешенным на металлический крюк подобно мясной туше, готовой к нарезанию ломтями.
Fleuri
Бронзовый «Цветущий Янус» отражает вечное соединение гендерных форм, слившихся и перетекающих одна в другую. Янус в латинском языке означает арку, проход. Но Янус – это еще и двуликий бог, одно лицо которого обращено в прошлое, другое – в будущее, к божественным воротам (janua), которые были открыты во время мира и закрывались во время войн. Монолитная и жесткая основа скульптуры изображает два вялых пениса, соединенных с центральным, почти бесформенным элементом, напоминающим половую щель и лобковые волосы. Прилагательное «цветущий» в названии указывает на визуальную метафору гениталий как цветения и аромата. Мужское и женское, как два лица, слились воедино. Два пениса похожи одновременно на женские груди, бедра и ягодицы.
В 1974 году Буржуа создает свою первую инсталляцию, открывшую новый этап в ее творческой биографии. В работе «Разрушение Отца» в сложной пластической форме она реализует тягостные воспоминания, живущие в подсознании инстинкты, вызванные возникшими в детстве конфликтными отношениями с отцом. Инсталляция представляет собой похожую на пещеру структуру, в которой похожие на камни фигуры окружают жертвенную плиту, на которой разбросаны части тела (в том числе куски настоящего ягненка, купленные в мясной лавке). Это очень тревожная работа, которая напоминает творчество одного из любимых художников Буржуа, испанца Франсиско Гойи.
Destruction of the Father
(Hands and Mirror)
(Choisy)
IV
in Bed
Символом позднего творчества Луиз Буржуа стала инсталляция «Паук», как образец совершенной, созданной природой рациональной и выразительной конструкции.
Паук личном символическом словаре скульптора не несет в себе негативную коннотацию и ассоциируется у нее с матерью, "уравновешенной, умной, терпеливой, рассудительной, утонченной, проницательной, незаменимой, аккуратной и полезной, как паук», с ее трудолюбием и искусным мастерством ткача – реставратора шпалер. Одна из самых больших скульптур на эту тему так и называется – «Мама». Монументальная пластическая форма, отлитая из бронзы, ее геометрическая простота и лаконичность демонстрируют удивительное чувство гармонической уравновешенности, свойственное искусству Буржуа.
«Я делаю, я уничтожаю, я переделываю» – так называлась первая большая выставка Луиз Буржуа в лондонской галерее «TateModern», прошедшая в 2000 году.
Именно этой экспозицией Государственный национальный музей заявил о своем существовании, а Буржуа стала первым художником, представленным в новом бастионе contemporary art. Выставка имела огромный успех, и выбор мастера не случаен, ведь творчество Луиз Буржуа, по сути, является антологией современного искусства. Несмотря на свой почтенный возраст, Луиз продолжает работать, оставаясь в центре внимания, уважения и почета.