- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,13 Кб
Магическое значение культа Исиды в заупокойных верованиях древних египтян эпохи Среднего царства
Магическое значение культа Исиды в заупокойных верованиях древних египтян эпохи Среднего царства
Магическое значение культа Исиды является одним из основных элементов в заупокойных верованиях древних египтян. В пантеоне древнеегипетской религии Исида превосходит многих других богов. Она стала не только общеегипетской богиней – своих адептов Исида нашла и далеко за пределами Египта, где ее культ занял ведущее место, «подвинув» исконных богов грекоримской культуры. Культ Исиды символизировал тайные знания Древнего Египта, давал надежду на спасение в загробном мире и был неразрывно связан с магией.
Образ богини Исиды и ее мистерии были неотъемлемой частью культа Осириса. Миф об Исиде и Осирисе восстановлен по «Текстам пирамид» и «Текстам саркофагов», которые нашли свое отражение в «Книге Мертвых», а также по отдельным фрагментам, которыми так богаты египетские источники всех периодов. Пересказ мифа, единственная «полная» версия отношений Исиды и Осириса, также содержится в труде Плутарха1. К сожалению, культ Исиды незаслуженно обойден вниманием исследователей и сводился, в основном, к ее материнской роли. Нельзя не согласиться с высказываниями Ф. Питри и А. Морэ относительно того, что значение и роль Исиды в культе Осириса и заупокойных верованиях более важны и значительны, нежели роль самого Осириса.
Исида – эт0 греческий вариант древнеегипетского имени Исет, или Асет – (
– Ac.t), что означает – «трон», «место». Имя богини является отражением ее роли в осирическом цикле: Исида была «троном» для своего мужа, она многое преодолела и сделала для того, чтобы этот трон достался ему, а потом и сыну, да и сама богиня занимала трон пока Осирис жил среди людей. В связи с этим ее считали матерью всех царей, олицетворением царского места.
Согласно египетским источникам, Исида искусно владела магией, что было очень притягательным для ее адептов не только в Древнем Египте, но и в других странах. В египетском пантеоне Исида предстает не столько богиней, сколько магом. Она обладала множеством имен символизирующих ее магические способности: «Врачеватель бога» (АЕМТ, spell 74), «Великая волшебница, первая среди богов» (АЕМТ, spell 90), «Владычица слов власти (магии)» (АЕМТ, spell 81, 84), «Хозяйка богов». После того, как Исида показала свое магическое искусство людям, она решила испробовать его на богах. Благодаря своей магической силе, она поразила страшной болезнью Ра (АЕМТ, spell 84) и выведала его тайны. Исида стала могущественнее, чем ее отец-создатель и, будь она более дерзкой, могла бы стать верховной богиней. В папирусе Louvre I. 3079 Исида так и говорит: «Нет ни бога, ни богини, которые бы смогли сделать то, что сделала я».
В период Среднего царства Исида стала центральной фигурой заупокойного культа. Для всех египтян она была заступницей, символом преданности, нежной и отважной матерью, примером чистоты и святости. Благодаря своим магическим знаниям, Исида воскресила своего мужа, вдохнув в него жизнь своими крыльями; зачала ребенка и спасла его от смертельного укуса скорпиона. Поэтому все большее значение образ Исиды приобретает в заупокойном культе. Ее называли «Богиней Запада» (богиней царства мертвых, некрополя), «Хозяйкой мертвых». Позднее богиню и ее символы стали изображать на саркофагах, в росписях гробниц и в виньетках «Книги мертвых», что символи-
зировало ее защитную и оживляющую силу11: «Благодетельная Исида, которая защитила своего брата. Она не знала отдыха пока не нашла его. Она закрыла его своими перьями и вдохнула (дала) воздух своими крыльями» .
В «Текстах саркофагов», а позже и в «Книге Мертвых» Исиде отводится особое место. В магических текстах богиня выступает как защитница и помощница покойного. Уже в «Текстах пирамид» упоминается магическая сила Исиды и ее роль как заступницы умерших (РТ, spell 219, 357, 511, 535, 572, 664, 701). Имя богини помогало преодолеть все препятствия в путешествии по загробному миру: «Я пришла, чтобы защитить тебя…я помогла тебе предстать перед богом; я повергла всех врагов твоих к ногам твоим» (BD, spell 151А; 153А, 153В). Исида присутствует во время психостасии и принимает оправдательную речь покойного и возвращает сердце умершему (РТ, spell 664). Об этом говорят и изображения знаменитой 125-й главы «Книги мертвых». Именно Исида, а не Осирис, держит символ жизни Анкх, который символизировал ставшее видимым дыхание жизни, божественную искру, благодаря которой зарождается новая жизнь: «Исида садится на корточки (рождающая вас), она делает вас сияющими, она делает для вас справедливые пути защиты от ваших врагов, мужчины и женщины, и те, кто судил бы вас в царстве мертвого в этот счастливый день» (СТ, spell 6).
Именно Исида дала новую жизнь Осирису, на которую теперь мог надеяться каждый египтянин: «О, Исида, это твой брат, Осирис, которому ты дала жизнь (воскресила), если он будет жить, то и этот король (т. е. умерший – П. О.) будет жить» (РТ, spell 219). Даже зал, в котором проходил суд, называли «Залом Двух Истин» – Исиды и Нефтиды, которые как символ мудрости и истины, носили перо Маат.
Магические атрибуты богини являлись непременной составляющей похоронного ритуала. Например, одним из популярных амулетов был золотой коршун с раскинутыми крыльями и держащий в когтях символ жизни Анкх (BD, spell 156, 157). Он предназначался для того, чтобы сила Исиды, как матери бога, стала защитой умершему: «Приходит Исида и парит над городом, и ищет тайное обиталище Гора, когда он появляется из своих болот, поросших папирусом, и она поднимает плечо его, которое беспомощно… Его защищает мать его, могущественная госпожа, и она передает силу свою Гору» (BD, spell 157). В этой главе повествуется о том, как Исида спасла Гора, и как он победил Сета благодаря могуществу Исиды. В данном случае умерший олицетворял себя с Гором и
надеялся на материнскую опеку богини. (О другом символе Исиды, амулете Тет, подробнее рассказано в главе «магическое значение амулетов»).
Таким образом, можно утверждать, что в египетских верованиях эпохи Среднего царства Исида занимает очень активную позицию. В сущности, она и является стержнем культа Осириса. Это Исида «изобрела лекарство бессмертия» (Диодор. 25) – ритуал в честь Осириса, символизировавший воскрешение и вечную жизнь (Апулей. XI. 25). В отличие от Исиды, сам Осирис занимает пассивное место в собственном культе. Он ничего не делает и ничего не говорит. Более того, его странный поступок, когда он залазит в ящик Сета, трудно назвать божественно мудрым. Осирис не принес себя в жертву ради высшего блага или во спасение кого-то, он пострадал из-за своей глупости или же наивности. Даже в столь важном элементе заупокойных верований как суд над умершими, Осирис не проявляет активности: сердце взвешивает Анубис, приговор объявляет Тот. А Осирис вечность сидит на троне, который ему обеспечила Исида и так много за это пострадала, спеленатый, и непонятно, то ли он в трансе, то ли спит. «Владыка Молчания» – был одним из его титулов. Единственная речь Осириса в «Споре Гора с Сетом» (The Chester-Beatty Papyri, I; 1160 г. до н. э.), когда он угрожает богам, которые не могут определиться с наследником трона. Он с гордостью заявляет, что только благодаря ему, Осирису, все узнали как выращивать пшеницу, обрабатывать землю и собирать урожай. На что Ра справедливо отвечает: «Если бы тебя и не бывало, и если бы ты и не рождался, ячмень и полба все равно были бы!». Традиционно Осириса называют богом природы и растительности, на наш взгляд, таким он остался и в заупокойном культе (СТ, spell 269, 330).
Во взаимоотношениях между Осирисом и Гором также очень мало теплых чувств. Как отмечает Д. Меекс, по сути, Осирису сын нужен только для того, чтобы отомстить за его смерть. А Гор не столько жаждет справедливости, сколько стремится занять трон. На что ему Ра в гневе говорит: «Слаб ты своими членами, и этот сан слишком высок для тебя, о юнец, запах рта которого гадок!» (Спор Гора с Сетом). Гор даже не пожалел свою мать Исиду, которая так много выстрадала ради него и не раз спасала жизнь. В таком случае возникает вопрос – почему культ Осириса, а не Исиды, был столь значимым в египетской культуре?
Заупокойный культ был царским культом и являлся оправданием наследуемой царской власти на земле: каждый фараон становился Осирисом в загробном мире и по-прежнему оставался царем и богом для всех своих умерших подданных. А новый, наследный, царь являлся олицетворением Гора. Однако фараонами часто становились не прямые наследники царя, но и люди не царского происхождения. Поэтому, чтобы стать законным царем, следовало жениться на женщине из царской семьи23 , которая, как и Исида, являлась «троном» для своего мужа и передавала законный «царский ген» своему сыну. В более глубоком, Вселенском масштабе, Исида олицетворяла энергию, благодаря которой зародилась жизнь. Инцестные и насильственные элементы, которые нам могут показаться странными, в действительности отражают единство и противостояние мужского и женского начал, божественную искру, благодаря которой зародилась жизнь. А Исида являлась хранительницей этих божественных тайн и знаний.
Как видно, образ Исиды был связан со всеми наиболее важными и значимыми церемониями заупокойного культа. Для египтян она была универсальным божеством – могущественная чародейка и хранительница знаний, чьим словам подчинялись даже боги; милостивая богиня, идеал женщины и матери. Всегда находясь рядом с Осирисом, она могла помочь умершему открыть тайны вечной жизни в царстве своего мужа и была добра и снисходительна ко всем, кто просил ее о помощи. Каждый человек в Египте умирал в твердой уверенности, что в своем путешествии в мир иной он будет снабжен «словами власти» Исиды, которые помогут ему пройти весь путь беспрепятственно и получить в изобилии все необходимое для счастливой загробной жизни. Так как сама Исида не познала смерти а, напротив, посредством магии воскресила своего мужа и сына, египтяне верили, что великая богиня дарует и им новую жизнь, поскольку каждый умерший олицетворялся теперь с ее мужем. В изменившемся мировоззрении периода Среднего царства, египтяне выделяли женское начало – дающее и сохраняющее жизнь – приоритетным как в земном, так и в потустороннем бытии. Исида, как его символ, являлась носителем и хранителем знаний о жизни и смерти. Страдавшая, но благодаря своим магическим знаниям, победившая время и смерть богиня, была более понятна и близка каждому египтянину, нежели статичный Осирис. Ее забота и магическая сила для иного жизненного измерения были нужнее, чем труднодостижимые высокодуховные концепции спеленатого бога.
Таким образом, мы имеем явное подтверждение того, что Исида являлась центральной фигурой осирического цикла. Обладая необыкновенными магическими силой и знаниями, она властвовала над жизнью и смертью богов и людей, что было очень востребовано в заупокойных верованиях древних египтян. Поэтому, вооружившись магическими заклинаниями и произведя все необходимые ритуалы, каждый египтянин был уверен, что бог Тот запишет его имя в книгу вечности, и в загробном мире он станет царем.
культ исида египтянин