- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,36 Кб
Магия и колдовство в культуре народов мира
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Исторический факультет
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Курсовая работа
Магия и колдовство в культуре народов мира
Омск 2015
Содержание
Введение
Глава 1. Современные научные представления о магии
.1 Понятие, сущность и классификации магии в научной литературе
.2 Отличие магии от шаманизма и знахарства
Глава 2. Магические обряды (колдовство)
Заключение
Список литературы
Введение
На протяжении всей истории общественных отношений человечества магия играет важную и неотъемлемую роль. По сей день народы, находящиеся на стадии первобытного общества не только не отвергают актуальность магии, но свято верят в ее практики и магические убеждения. Даже, если магия работает не сию минуту, а через какое- то определенное или неопределенное время. Люди видят магию как часть природного мира, основную творящую силу, которая является средством защиты от коварной судьбы и человеческого зла на протяжении уже 4-5 тысячелетий. Актуальность магии не исчезает по мере духовного и материального прогресса, а только возрождается снова и снова. В развитых западных странах миллионы людей участвуют в колдовских обрядах, несмотря на «буржуазное» воспитание. Очевидно, что интерес ко всему магическому не угаснет у научных умов никогда.
Проблема магии давно привлекала внимание таких советских ученых как С.А. Токарева, А.Ю. Григоренко, В.И. Гараджа и т.д. Дж. Фрэзер, Б. Малиновский и другие ученые направили свои исследования в русло научного анализа магии.
Объектом исследования в данной курсовой работе является магия как общественное явление.
Предметом исследования выступают вопросы классификации, определения и происхождения магии.
Цель данной работы − научный анализ магии и колдовства.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить ряд задач:
) провести анализ понятий в научной литературе;
) классифицировать магию;
) отличить магическую практику от других мистических практик.
Также будут использованы научные методы изучения и анализа научной литературы, индуктивного умозаключения.
В Главе 1 раскрывается все разнообразие понятий магии, существующих в научной литературе. Каждый исследователь толкует магию по-своему и на основе различных точек зрения. Существует множество теорий относительно происхождения и сущности магии. Основные положения которых, приведены ниже. Наиболее ярко показаны теории Дж. Фрэзера, К. Кислюка, С.А. Токарева, Б. Малиновского. Также подробно описана система табу, объясняющая мистические запреты и предписания. Далее приводятся оригинальные и вместе с тем формальные и односторонние варианты классификаций магии С.А. Токарева, Дж. Фрэзера, А. Фиркандта, Е.Г. Кагарова, К. Мошиньского и других. Все основания для классификаций у исследователей различные, выявить которые очень проблематично. Данная работа требует немалых усилий, чтобы мыслить рационально в такой загадочной, окутанной тайной, теме. Очень важным аспектом в изучении магии считается умение отличить шаманизм от магии и знахарство от магии. Эти похожие друг на друга сферы все-таки имеют ряд заметных отличий, речь о которых пойдет в последнем пункте Главы 1.
В Главе 2 описывается понятие магического обряда, точка зрения на магические практики Б. Малиновского. Понятие неотъемлемой части магии – заклинания. Выяснение, какое же колдовство является магической практикой, а какое нет.
Глава 1. Современные научные представления о магии
.1 Понятие, сущность и классификации магии в научной литературе
Различные образы религиозной фантазии, как например, олицетворенные явления природы, порожденные страхом суеверного человека перед ее грозными стихиями, имеют различное происхождение и разное значение. Не стоит их рассматривать их как проявления одной формы религии, не стоит пресекать всякую возможность объективной классификации явлений и правильного объективного понимания. То же самое можно сказать и о понятии «магия». Магию много раз пытались рассматривать как самостоятельную форму религии, и столько же раз пытались разделить магию и религию. «Однако, понятие «магия» это чрезвычайно абстрактное обозначение весьма разнообразных обрядов и представлений. И эти обряды и представления различаются не только по степени сложности и по содержанию, но и по происхождению» (С. Токарев «Ранние формы религии»). Также магия по Токареву – это различные суеверные человеческие действия, которые имеют целью влиять сверхъестественным образом на тот или иной материальный предмет или явление.
Слово «магия» пришло в русский язык через латинский и греческий языки. Оно восходит к шумерскому или туранскому <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BD_(%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0)> слову imga (emga) («мудрый»), обозначавшему прото-халдейских жрецов. Впоследствии слово magi стало стандартным термином для зороастрийских (персидских) жрецов, от которых восточные оккультные искусства стали известны грекам, у которых слово magos (и родственные magikos, mageia) стало названием человека, обладающего тайными знаниями и силой подобно персидским magus.
«Существуют различные определения магии. Однако все они неизменно отмечают одну ее особенность, а именно: в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир» (А. Григоренко «Разноликая магия»).
«Магия (лат. magia, от греч. μαγεία) − это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов» (Большая советская энциклопедия). Разнообразные магические обряды распространены по всему миру, а в классовых обществах магия сохраняется как важная составная часть многих обрядов любых религий.
«Магия – совокупность чисто практических действий, служащих средством для достижения конкретных целей» − так обобщает Б. Малиновский в своем труде «Магия, наука и религия». Но есть и еще одно понятие, дающее развернутое определение магии, распространенной у дикарей, живущих по первобытным канонам. Это совершенно трезвое, прозаичное, грубое ремесло, служащее чисто практическим целям, опирающееся на примитивные и неглубокие верования с незрелой и ограниченной идейной основой и с простыми и однообразными практическими приемами.
«Магия – манипулирование безличной силой, мана с помощью особых приемов, колдовства, во имя достижения конкретных, отвечающих интересам индивида целей, не связанных моральными оценками»(В. Гараджа «Социология религии»). Эффективность зависит от точности выполнения ритуальных магических действий, соблюдения традиций. В. Гараджа также выявил понятие «мана» на основе изучения религиозной жизни полинезийцев, которое является центральным в их религии. Мана – некая сила, нечто исключительное, необычное. Безличная сила, пребывающая в объектах, явлениях, местах, личностях или временах. Здесь выражено представление о том, что выходит за рамки обычного мира, привычного течения событий. Если какое-то место или местность обретают мана, то они становятся священными. Если она входит в человека – он начинает обладать необычными способностями (по Веберу – харизма).
В учебнике Кислюка «Религиоведение» приводится такой термин: «Магия – совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность сверхъестественного влияния на окружающий мир. Таким образом, анализируя понятия магии в различной научной литературе, следует обращать внимание на спорные моменты, сохраняющиеся в оценке этого определения.
В истории религии магические обряды и представления играли и играют в высшей степени важную роль. Магия – одна из существенных, органических частей всякой религии, от самых ранних до самых поздних ее этапов. Магические (колдовские) действия могут быть бесконечно разнообразны. Они отличаются друг от друга по степени сложности – начиная от простого полубессознательного жеста и вплоть до сложной и торжественной магической церемонии с участием многих людей. Они различаются по целевой направленности, ибо есть обряды лечебной магии (знахарство), предохранительной магии (обереги, апотропеи), вредоносной магии (порча), хозяйственной магии (завораживание промыслового зверя, магическое оплодотворение полей и пр.); различаются и по психологическому механизму действия. Проблема магии является одной из самых спорных и неясных в религиозных кругах.
О сущности магии высказываются самые различные и противоположные мнения. Одни исследователи видят магию как неотъемлемый элемент религии, другие – противопоставляют эти явления друг другу. Одно несомненно, что магия в значительной части окрашивала мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное.
Наряду с анимизмом, тотемизмом, фетишизмом и шаманизмом магия входит в состав первобытных форм религий. Безусловно, тотемизм является самой примитивной первобытной религией, но проблема заключается в том, что в реальных первобытных верованиях различные представления и культы сосуществовали и переплетались в самых разных вариантах. При этом, они встречались во всех конкретных религиозных верованиях, будучи универсальными и распространенными.
«Магия состоит не из одних позитивных предписаний, она включает в себя большое число запретов». Первые предписания выражаются в магических обрядах (колдовстве), вторые – в магических запретах (табу). Это, безусловно, верное разграничение установлено Дж. Фрэзером в труде «Золотая ветвь».
Понятие табу – более широко, чем понятие магии, и столь же широко, как и понятие религии. Табу – система, сверхъестественным образом объясняемых запретов и предписаний, функционирование которой осуществлялось по определенному ритуалу (К. Кислюк «Религиоведение»).
Источники системы табу нужно искать в особенностях социальной организации первичного общества, когда повседневная борьба за выживание требовала от каждого члена общины полного и безоговорочного соотнесения собственных действий с действиями других членов первобытного коллектива. Такая авторитарная форма человеческой жизни опиралась на безусловное доверие. Поэтому, невзирая на то, что происхождение многих табу впоследствии стало непонятным, люди продолжали свято придерживаться их в силу одного только авторитета давней традиции.
Нет ни одного религиозного явления, которое в какой-либо степени не было табуировано. Не свободны от табу даже самые сложные продукты религиозной идеологии, но нельзя все это связывать с магией, ибо тогда понятие магия приобретает искусственный смысл. С магией непосредственно связаны магические запреты (табу).
Также составляет предмет табу и магическая формула (заклинание, заговор): формула должна храниться в тайне, иначе она лишается своей силы. Во время совершения магических обрядов человек должен воздерживаться от определенных действий, веря, что опять же, при несоблюдении этих запретов обряд теряет свою силу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обряды и табу постоянно сочетаются вместе, дополняя друг друга, при этом они могут сосуществовать и раздельно.
В этнографической литературе уже стало традицией объяснять происхождение магии с психологической точки зрения и исходя из анализа магических представлений. «В основе магии лежит неправильное применение ассоциации идей: из двух основных видов магии, «гомеопатическая» магия основана на ассоциации идей по сходству, а «контагиозная» − на ассоциации идей по смежности»:
«закон подобия» − подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину; осуществление желаемого действия путем простого подражания ему;
«закон заражения» − вещи, столкнувшиеся друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии и после прекращения прямого контакта. (Дж. Фрэзер «Золотая ветвь»).
Эту точку зрения категорически не поддерживает Р. Маретт, социальный антрополог и религиовед, которому непонятно откуда же тогда берется здесь момент мистики и тайны, если магическая связь есть просто неправильное применение ассоциации идей.
Психологическую теорию происхождения магии описал в своем труде английский этнограф Б. Малиновский. Суть теории заключается в том, что под действием сильного эмоционального переживания человек формирует яркий образ желаемой цели, на который он направляет все осознанные и неосознанные действия. В данном случае фрэзеровский «закон подобия» обладает ценностью реального действия. И в любой такой ситуации человек начинает имитировать желаемый результат в мечтах, если не удается воплотить в реальной жизни.
Деятельностную теорию происхождения магии сформулировал академик С.А. Токарев, согласно которой магия возникает в результате искажения повседневной практической деятельности людей. Выделяются стадии:
непосредственное стихийно-целесообразное действие;
действие, осмысленное как действие магической силы, т.е. к действию прибавляется обязательное заклинание;
возникшее представление о магической силе начинает влиять на человека и разумное действие в определенный момент становится магическим.
Проблема классификации магии представляет собой одну из важных задач в анализе магии. Можно пересчитать по пальцам все удачные попытки классифицировать магию, где содержатся ценные мысли, но в массе своей эти классификации формальны и односторонни и исходят из психологической стороны магии.
В научной литературе магию классифицируют по-разному: по использованию магии (белая, черная), по действию на объект воздействия (магия для себя, магия для других людей), по способу осуществления магических действий (астральная, ритуальная) и др.
В свою очередь С. А. Токарев , советский исследователь первобытной культуры, предложил оригинальный вариант классификации по технике передачи магической силы:
контактная магия – идея непосредственного перенесения магической силы путем прямого контакта, при этом носитель и характер прикосновения могут быть различными;
инициальная («магия первого дня», трансмиссионная, инцепционная) магия – магический акт направлен непосредственно на сам объект, но в силу его недосягаемости в том или ином отношении реально производится только начало желаемого действия, окончание же его и появление ожидаемого результата предоставляется магической силе;
парциальная магия – действие магической силы направлено не на объект, а на его заместителя (какая-нибудь частица объекта магии – слюна, ногти, волосы и т.д.), либо на предмет, бывший с объектом в соприкосновении (одежда, пища и т.д.);
имитативная магия – магические обряды, состоящие в подражании тому действию, которое желательно вызвать (вызывание дождя, охотничьи и военные пляски и т.д.), также это другой вид заместителя объекта – подобие и изображение объекта;
апотропеическая магия – стремление отогнать, отпугнуть враждебные силы, не допустить их приближения, сюда же примыкают и действия, направленные к тому, чтобы так или иначе уклониться от соприкосновения с нежелательными силами, укрыться, спрятаться от них;
катартическая магия – обряды очищения от предполагаемых злых влияний, проникших в человеческое тело, жилище, имеет защитное назначение (очищение достигается кровопусканием, омовением, окуриванием и т.д.);
вербальная магия («магия слова») – магические заклинания, нашептывания, заговоры. Токарев считал вербальную магию («магию слова») не особым и самостоятельным типом, а лишь «словесным аккомпанементом к совершаемому колдовскому действию». Но во многих случаях, при дальнейшем отмирании самого обряда, заговор остается как самостоятельная магическая сила и получает значение особого типа магии.
В таких типах магии, классифицируемых Токаревым, могут сочетаться несколько принципов воздействия и их тогда относят к смешанным типам.
Британский религиовед, антрополог, Дж. Фрэзер в своем классическом труде «Золотая ветвь» делил все магические обряды и верования на две категории: гомеопатическую (имитативную) и контагиозную (заразительную) магию. Гомеопатическая магия основана на психологическом законе ассоциации идей по сходству, а контагиозная – по смежности. Также он подразделял магию на положительную (колдовство) и отрицательную (табу). Но данные деления не охватывают все типы и магические обряды.
Несколько дробный характер носит классификация советского этнографа Е.Г. Кагарова. Деление магических обрядов на психологической основе: гомеопатическая, парциальная, контагиозная и энантиопатическая (основана на идее противоположности). Деление по целевой установке обрядов: профилактические (предохраняющие), протрептические (продуцирующие). Каждая из этих групп подразделяется еще на 4 и 8 типов соответственно. С.А. Токарев критически отнесся к данной классификации: «Схема страдает непоследовательностью и вместо целевой установки дает лишь более детальную группировку магических обрядов по психологическому механизму. Схема перегружена рубриками, к магии вообще не относящимися». Таким образом, данная классификация, является излишне дробной, довольно сбивчива и способна затруднить исследование магии, чем облегчить.
Заслуживает внимания классификация польского этнографа Казимира Мошиньского:
субмагические обряды – обряды, в которых «действие само по себе рационально», а магическим становится вследствие того, что объекты в действительности не существуют;
собственно магические обряды – обряды, «действия которых сами по себе иррациональны»:
трансляционные (фиктивное перенесение свойств объектов)
трансмиссионные (фиктивное влияние на отдаленный объект через короткое расстояние)
симпатические (фиктивное влияние на объект через фактическое влияние на другой предмет)
креационные (подражание)
инцепционные (влияние на будущее событие).
Существует самая распространенная классификация магии по видам у С.А. Токарева:
вредоносная магия – тайное причинение сверхъестественным способом какого-либо вреда определенному лицу;
военная магия – система публичных обрядов, направленная на обеспечение победы над противником;
половая (любовная) магия – вызывание или уничтожение полового влечения в человеке противоположного пола (приворот, отворот);
лечебная и предохранительная магия – знахарская практика как вид магии;
промысловая магия – различные магические обряды, имеющие отношение к хозяйственной деятельности человека;
метеорологическая магия – своеобразные приемы магического воздействия на погоду;
прочие, второстепенные виды магии – специфические, профессиональные разновидности магических обрядов и верований.
1.2 Отличие магии от шаманизма и знахарства
магия шаманизм обряд заклинание
Понятие шаманизма вошло в литературу очень давно: о тех же сибирских шаманах есть упоминание в документах XVII века. Итак, шаманизм (шаманство) – ранняя форма религии, основанная на вере в общение шамана с духами в состоянии экстатического путешествия (транса).
Шаманизм был основан на представлениях древних людей о существовании тесной связи между шаманом и духами, которая помогает бороться с другими, враждебными человеку силами. Судя по всему, первым духом-покровителем шамана был его родовой или семейный тотем. Недаром у многих народов душу шамана олицетворяло животное, с которым она была слита в единое целое. В дальнейшем образ «матери-зверя» приобрел вид духа-предка самого шамана. В конечном итоге он превратился в духа-помощника шамана, очень часто человекоподобного.
Шаманы заметно отличались от всех тех, кто в древнем обществе также специализировался на простом выполнении разнообразных религиозных и магических обрядов и ритуалов – знахарей, колдунов, жрецов, прежде всего одеянием и атрибутикой.
Большинство исследователей хорошо видели типичную особенность шаманизма – применение методов экстатического общения со сверхъестественным миром и в связи с этим выделение особых лиц, которым приписывается способность такого общения. Эта бросающаяся черта шаманизма настолько характерна, что шаманские обряды и верования без труда описывались, классифицировались многими исследователями в любой стране и у любого народа.
Обычный ритуал действий шамана – камлание – исступленная пляска с пением, ударами в бубен, громом железа и т.д. Камлание рассматривается как способ общения с духами, это достигается двумя путями: духи вселяются в тело шамана, либо душа шамана отправляется в царство духов. На самом деле смысл такой пляски заключается в гипнозе окружающих и самого шамана. Благодаря этому, шаман не только заставляет верить в его сверхъестественные способности, но и сам начинает в это верить. По мнению ряда наблюдателей, шаманское камлание напоминает истерический или эпилептический припадок. С уверенностью можно говорить о том, что такое погружение происходило в результате сочетания внешних воздействий с самовнушением. Предварительное очищение организма и облачение в ритуальные одежды уже сами по себе создавали особый настрой. Настрой этот поддерживался умышленным выбором шаманом темного времени суток и затемненного места совершения ритуальных обрядов, а также активной поддержкой участников или простых зрителей шаманских церемоний. В качестве исходного толчка для перехода в измененное состояние сознания могли использоваться растительные галлюциногенные средства (грибы, кактусы). Наибольшее же значение, судя по всему, имел особый ритм барабанного боя или звона бубнов, который дестабилизировал сознание шамана. Экстатичность же камлания только поддерживала разум шамана в таком измененном состоянии в течение желательного для него времени. Целью большинства шаманских обрядов выступает лечение людей и животных, борьба с неудачами, гадание и т.д.
Чтобы стать «настоящим» шаманом нужно переболеть «шаманкой». Симптомы этой болезни со стороны выглядели как припадки эпилепсии, оцепенения, обычно поражая в детском или юношеском возрасте. Данное явление считалось за установление связи между духами и будущим шаманом. Кстати, течение шаманской болезни полностью совпадало с циклом инициации: страдание, смерть и последующее воскрешение. Иногда шаманская болезнь сопровождалась «профессиональным» обучением кандидата у старого, опытного шамана, благодаря чему он приобретал необходимые знания, навыки и умения, расценивавшийся его соплеменниками как сверхъестественные. Длительность ученичества колебалась у разных народов от нескольких дней до нескольких месяцев или лет.
Под знахарством принято понимать народную медицину, смешанную с суеверными и шарлатанскими приемами врачевания. Народная медицина – это совокупность более или менее целесообразных приемов лечения, выработанных стихийным многолетним опытом народа. К этим лечебным приемам в дальнейшем приросли суеверные магические представления, породившие совершенно нерациональные шарлатанские действия.
Знахарь, согласно народным поверьям, – человек, обладающий сверхъестественным, магическим знанием и использующий его для лечения людей и скота, охраны от колдовства, отвращения градовых туч, прорицания судьбы и т.д.
Так называемая врачебная практика знахаря представляет собой тесное переплетение приемов народной медицины с чисто колдовскими и просто шарлатанскими действиями. Средства народной медицины это, как правило, травяные настои, массаж, удаление зубов, кровопускание. Шарлатанские действия начинаются уже с «высасывания» или «извлечения» болезни из тела человека. Сюда присоединяются магические формулы – заклинания.
Многие приемы народной медицины, несомненно, эффективны, но употребление их в практике знахарства обычно соединяется с элементами магии.
Таким образом, в практике народной медицины могли складываться и долго держаться нерациональные приемы, которые можно было бы назвать магическими. Но как таковой магии здесь еще нет. Она начинается тогда, когда определенная группа лечебных приемов выделяется в особую категорию действий, принадлежащих к миру сверхъестественного и священного. Отделение «сверхъестественного» и «естественного» приемов лечения связано с разными подходами к самому лечению различными знахарями.
Глава 2. Магические обряды (колдовство)
Под магическими обрядами понимаются такие обряды, имеющие целью непосредственное воздействие человека сверхъестественным образом на тот или иной материальный объект и которые не связаны при этом анимистическими обрядами (по С.А. Токареву).
Магические обряды никак не следует смешивать с мантическими обрядами (гадание, дивинация). В этих явлениях, бесспорно, есть много общего, например, связь с верой в сверхъестественное, но мантика не преследует цели произвести какие-либо последствия во внешнем мире. Цель гадания – узнать то, что человек не может узнать естественным путем.
Также к магии не относится и вера в приметы. В данном случае человек не действует, а только наблюдает происходящее вокруг него или в нем самом явления: действия других людей, поведение животных, перемены в природе, собственные ощущения, сновидения и прочее и делает из этого суеверные выводы о будущем.
Впрочем, как и мантика, вера в приметы – есть особая область исследования, пусть и частично, но все же связанные с магией и ее обрядами.
Очень трудно разграничить магические обряды и рациональные действия, направленные на достижение какой-либо цели естественным путем. Принципиальная разница, конечно, видна, но на деле одно зачастую переплетается с другим. Особенно ясно это для приемов врачевания: применяемые для лечения естественные средства обычно комбинируются с шарлатанско-магическими приемами. Если учесть большое психологическое значение веры больного в действенность рекомендуемых ему средств, то тут даже опытный врач не всегда сумеет разграничить рациональное и магическое среди приемов врачевания.
Английский этнограф Б. Малиновский считает сущностью магического обряда именно «драматическое» изображение эмоции на лице колдуна, то эмоциональное состояние исполнителя, состояние, соответствующее реальной ситуации, именно это состояние должно быть сымитировано со сценическим артистизмом. Однако, наряду с такими обрядами, где доминирующее действие служит выражению эмоций, существуют и другие, в которых доминирующее действие как бы предвосхищает результат. К ним относятся обряды, имитирующие свою цель. Есть обряды, в которых нет имитации, предвосхищения, выражения особых эмоций, идей. Это очень простые обряды, где присутствует только непосредственное применение магических чар. Предметы, использующиеся в таком простом обряде, тоже имеют свойства, строго соответствующие магическим целям, ведь это оболочки, способные заключать внутри и удерживать магические чары, пока эти чары не будут приложены к объекту назначения.
Б. Малиновский считает, что самым важным элементом в магическом обряде и в магии в целом является заклинание. Заклинание – та, собственно оккультная часть магии, передающаяся как магическое наследие и известная только тем лицам, которые практикуют магию. Исследователь выделяет три типичных элемента, ассоциирующиеся с верой в действенность магии:
фонетические эффекты, имитация природных звуков. Звук здесь выступают как символ определенного явления или выражения некоего эмоционального состояния;
использование слов, которые должны спровоцировать наступление желаемого события;
мифологический подтекст – апелляция к предкам и культурным героям, от которых магия получена.
Заключение
Полный обзор понятий, классификаций, видов, типов магии и магических обрядов позволяет сделать общие выводы, имеющие принципиально немаловажное значение.
Понятие «магии» это общее обозначение многочисленных и весьма разнообразных обрядов и соответствующих им поверий. Нечто общее, что объединяет и оправдывает данное общее обозначение, не что иное, как психологическое содержание магических представлений: идея способности человека воздействовать сверхъестественным образом на явления внешнего мира. Сами магические действия, их отношение к человеческой деятельности, их связи с общественной жизнью, бытом, культурой народа, оказываются принадлежащими к самым различным сферам жизни человека. Они связываются в одних случаях с хозяйственными заботами, в других – с областью брачно-половых и семейных отношений и пр. В данном случае магия не представляет в этом смысле ничего единого. Но все-таки, не будь в магических актах чего-то общего, никто бы и не подумал соединять все столь разнородные человеческие действия в какую-то общую категорию.
Если объективное содержание и значение магических актов совершенно различно и разнородно, и только с субъективно-психологической стороны проглядывается нечто общее, то естественно перед исследователями возникает вопрос: что именно нужно принять за основу при объяснении сущности магии и ее происхождения, объективную или субъективную стороны? Содержание магических представлений или направленность и функции магических действий?
Большинство западных исследователей кладут в основу объяснения магии ее субъективную сторону; они исходят из психологического механизма колдовства, либо пытаются вывести из законов ассоциативной психологии (ассоциации идей, по Дж. Фрэзеру). Также исследователи обращаются к эмоционально-волевой сфере психики человека (импульсивные, инстинктивные движения, по Маретт, Фиркандту).
Другие группы исследователей подходят к пониманию самого зарождения магических представлений. Но никакой даже самый тонкий анализ законов психики не дает нам нужного понимания магии, как и откуда складывалась магическая практика, почему удерживалась в одних областях существования человека, а в других – исчезала. Психологический анализ мало дает понимания объективной роли колдовства, его общественной функции, положения колдуна, знахаря, исполнителя магических обрядов. Если придерживаться субъективного объяснения магии, то исследователь не сможет рационально разъяснить преобладание в определенной области жизнедеятельности человека одного вида или типа магии.
Свободное от идеалистических глаз исследование фактов показывает, что магические действия, относящиеся к разным сферам человеческой жизни, гораздо теснее связаны с этими разными сферами, чем между собой. Например, лечебная магия неразрывно связана с народной медициной, а охотничья – с техникой и навыками охотничьего промысла и т.д. Связь настолько очевидна, что потребуется масса усилий, для того чтобы ее разорвать и связать абсолютно разные виды или типы магических актов. При этом самым недопустимым насилием над фактами является стремление дать этим разным действиям одно общее объяснение, игнорируя их реальные связи, или, наоборот, искусственно объединяя их по отвлеченному психологическому признаку.
Связь магических обрядов с разумной человеческой практикой есть связь причинная. Одно порождено другим. Например, совершенно очевидно, что народная медицина лежит в основе лечебной магии, а любовь и ухаживание – в основе половой (любовной) магии, и никак наоборот.
Но где же тогда искать грань между реальной человеческой практикой и колдовством? Она субъективна. Рациональный в своей основе, тот или иной прием, начинает постепенно осознаваться человеком как колдовство, т.е. как действие, основанное на сверхъестественной связи явлений. При этом, сам прием не перестает быть рациональным, будучи колдовским. Это и есть первый шаг в зарождении магии. Она становится доступной не всем членам группы, а только определенной ее части – вот они, первые зародыши общественного разделения труда.
Второй шаг состоялся тогда, когда магические представления начали сами влиять на магическую практику. Магический акт, выросший из разумного действия, отрывается от практики, превращается в традиционный обряд и постоянно усложняется. Усложнение происходит за счет работы человеческой мысли, активного действия колдовских представлений. Социальная основа отрыва магической практики от рациональной – выделение в обществе знахарей, колдунов и т.п.
Значительную роль в магическом обряде играет магическая формула – заклинание или заговор. Возможно, что первоначально это были непроизвольные выкрики и аффективные движения, либо слова, выражавшие желания и намерения человека. Но когда определенные виды или типы магии стали сосредотачиваться в руках определенных лиц-специалистов, главенствующую роль начали занимать именно слова. И тогда, формула становится заклинанием, окутанным тайной, которую знает только колдун. А действие сохранилось лишь как словесное описание некогда совершавшегося обряда.
С.А. Токарев приводит закономерную последовательность стадий в развитии магии:
стихийное действие человека (материальная практика);
то же действие, но уже осмысляемое как действие магической силы, может добавляться заклинание;
разумное действие становится магическим обрядом;
заклинание начинает вытеснять действие и становится главной частью обряда.
В основе подобной последовательности развития С.А. Токарев выделяет прямое или косвенное усложнение общественной жизни человека – выделение из группы «специалистов», монополизирующих в своих руках магические действия.
С течением времени магия порождает характерные для нее представления, окрашенные идеей сверхъестественного: вредоносные представления, либо обобщенная идея универсальной таинственной силы, могущей иметь самое различное применение. На этой почве возникают определенные олицетворенные образы личных сверхъестественных существ, которым приписывается выполнение заключенных в магических обрядах действий. По большей части это анимистические образы вредоносной магии, но также распространены и образы промысловой и лечебной магий. Но далеко не все образы непосредственно связаны с магией. Корни анимистических представлений весьма разнообразны.
Таким образом, можно сделать вывод, что совершенно бесполезно искать корни магии в чисто психологической области. Корни очень тесно связаны с человеческой практикой бытия. Будет большой ошибкой выводить один вид или тип магии из другого, также и магические поверья. Как и любая религия, магия всего лишь фантастическое отражение в сознании людей господствующих над нами внешних сил, как природных, так и общественных. Специфические корни различных видов магии – в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникали и сохранялись там, где налицо была беспомощность человека перед силами природы или общественности.
Список литературы
1.Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1980. – 831 с.
.Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990. – 622 с.
.Сущность и происхождение магии.
.Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 608 с.
.Гараджа В. И. Социология религии. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 348 с.
.Малиновский Б. Магия, наука и религия. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», 1998. – 304 с.
.Кислюк К. В., Кучер О. Н. Религиоведение: Учебник для высш. учебных заведений. – 4-е изд., исправ. и доп. / Серия «Учебники, учебные пособия» − Ростов н/Д: Феникс, Х.: Торсинг, 2004. – 512 с.
.Григоренко А. Ю. Разноликая магия. – М.: Советская Россия, 1987.