- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 33,55 Кб
Магия в нашей жизни
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Гл.1. Понятие магии
.1 Различные определения термина «магия»
.2 Магия как одна из ранних форм религии
.3 Виды магии
Гл.2. Магия с религией и наукой
.1 Различие между магией и религией
2.2 Магия и наука
Гл.2. Магия в современном мире
.1 Магия – сфера услуг
.2 Личность мага
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Многие из нас, хоть раз в своей жизни сталкивались с понятием «магия». Кто-то узнал о ней из фантастических книг, кто-то из фильмов про волшебников и чародеев. И в глубине души хотелось бы верить во все те чудеса, которые проделывают маги. Начиная с первобытной эпохи и до сегодняшнего дня «магия» имеет место существования в нашей жизни. Известно, что научно-технический прогресс завоевал почти все сферы существования общества, объяснил все явления с научной точки зрения. Но несмотря на это, люди по прежнему верят в сверхъестественные силы, в магов, медиумов, ведуний. Магия – это часть истории, покрытая пылью вечности. И именно из этой древней герметической науки вытекают более современные, такие как химия, физика, математика. И действительно тем, кто хорошо знает и помнит историю, должно быть известно, что наука сама по себе в том виде, в котором мы ее знаем, появилась относительно недавно, до этого были так называемые "темные науки", куда можно было отнести алхимию, астрологию и некоторые другие.
За многие годы магия не потеряла свою актуальность и популярность, что служит веским доказательством того, что её возможности проверены временем. Она исследовалась многими учёными, о ней рассуждают и простые люди. Магию практикую как люди весьма образованные, так и далёкие от науки, и все они добиваются определённых результатов.
Вопросами магии занимались такие известные мыслители как Леви-Брюль Л., Леви-Стросс К., Тернер В., Токарев С.А., Фрезер Дж., Элифас-Леви (Альфонс-Луи Констан) и многие другие.
Элифас-Леви пишет о том, что еще « с давних пор магию связывали с мошенничеством шарлатанов, с галлюцинациями расстроенных умов или с преступлениями каких-то необычных злоумышленников. С другой стороны, многие объясняют магию как искусство добиваться эффектов при отсутствии причин. В силу такого определения простой человек, обладающий здравым смыслом, скажет, что магия -это абсурд. Но такие определения, данные теми, кто не знает о магии ничего, не имеют никакого отношения к действительности. Она есть то, что есть, выведенная только сама из себя, как математика, потому что это точная и абсолютная наука о Природе и ее законах.»
Целью моей работы является как можно более подробное рассмотрение магии и ее роли как в первобытной религии так и в современной. В своей курсовой работе я занимаюсь следующими вопросами:
1.магия как одна из ранних форм религии;
2.виды магии;
.магия в жизни современного человека;
.возможная дальнейшая судьба магии;
.магия в современном религиозном представлении.
Значение моей курсовой работы заключается в том, что она проводит параллель между истоками магии и современным миром.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МАГИИ
1.1 Различные определения термина «магия»
Магия – одна из старейших форм религиозности Элементы каждой магии содержатся в различных религиозных традициях многих стран и народов. За время существования магии возникло очень много ее определений. Да и сама магия, в свою очередь, бывает очень разной. Некоторые ученые озвучивают свои определения данного термина, например профессор Г. Е. Маркова: «Магия – символическое действие или бездействие, которые направленные на достижение какой-то определенной цели сверхъестественным путём» , под это определение попадают и древние верования, и современная западная магическая традиция .Магия появилась как одна из форм первобытных верований еще на заре существования человечества.
Элифас Леви писал, что магия это «традиционная наука о секретах природы». Французский оккультист, маг и врач Жерар Анкосс, известный под псевдонимом Папюс определил, что магия – это «применение динамизированной человеческой воли к быстрому развитию сил природы». Алистер Кроули, выдающийся мистик и маг считал, что магия – это Наука и Искусство производить изменения в соответствии с собственной Волей. Карлос Кастанеда использовал термин «магия» для описания способа реализации возможностей человека, касающихся природы восприятия.
Н. А. Бердяев считает, что «магия есть господство над миром через познание необходимости и закономерности таинственных сил мира»
В Большой советской энциклопедии дается такое определение: Магия (лат. magia, от греч. magéia), колдовство, чародейство, волшебство, обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.
«Магия – знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками. Предполагая в делах этих связи человека с духовным миром, различают белую и черную магию: последняя есть чернокнижие, чародейство, волховство, колдовство, волшебство.»
Из теософского словаря мы можем почерпнуть следующие сведения для определения понятия "магия". «Магия считалась священной наукой, неотделимой от религии, у самых древних и образованных народов. Магия является наукой общения с божественными, Надземными Силами и управления ими, так же как и власти над силами низших сфер; практическим знанием сокровенных тайн природы. В то же время магия не есть нечто сверхъестественное. Маги "посредством жреческой теургии способны подниматься к более возвышенным и всемирным сущностям, и к тем, кто утвердился над судьбой»
Я представила лишь несколько вариантов определения магии, хотя ,наверное, их существует намного больше. все они неизменно отмечают одну ее главную особенность: в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир.
1.2 Магия как одна из ранних форм религии
Первобытная магия – одна из основных форм древней культуры и одна из древнейших форм религии. Первобытная магия возникла уже на заре человеческой истории. Именно к этому времени относят исследователи появление первых магических ритуалов и использование магических оберегов, считавшихся подспорьем в охоте, – например, ожерелий из клыков и когтей диких животных. Сложная система магических обрядов, сложившаяся в древнейшую эпоху, ныне известна по археологическим раскопкам и из описаний жизни и быта народов, живущих в условиях первобытного строя.
Магические обряды, которые проводили древние колдуны, часто представляли собой настоящее театральное действо. Они сопровождались пением заклинаний, танцами или игрой на костяных или деревянных музыкальных инструментах. Одним из элементов такого звукового сопровождения часто служило и красочное, производившее шум одеяние самого колдуна.
«У многих народов маги, колдуны часто выступали в качестве общинных лидеров, а то и признанных племенных вождей. С ними связывалось представления об особой, как правило, передававшейся по наследству, колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. Представления о волшебной силе вождей и их необыкновенной причастности миру духов всё ещё встречаются на островах Полинезии. Там верят в особую силу вождей, передающуюся по наследству, – ману. Считалось, что с помощью этой силы вожди одерживают военные победы и напрямую взаимодействуют с миром духов -предков, своих покровителей. Для того чтобы не лишиться маны, вождь соблюдал строгую систему запретов, табу.»
Имеются данные, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад.
Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), которые рассматриваются как свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей). Первобытные люди, считают некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножит число этих животных. У многих племен, сохранивших первобытный уклад жизни еще в конце ХIХ века и имевших аналогичные обряды захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно такое объяснение.
Другие обряды первобытной магии были направлены на обеспечение плодородия. С глубочайшей древности для этих обрядов использовались разнообразные изображения духов и божеств из камня, кости, рога, янтаря, дерева. Прежде всего это были статуэтки Великой Матери – воплощения плодородия земли и живых существ. В древнейшую эпоху статуэтки после обряда разбивались, сжигались или выбрасывались. «У многих народов считалось, что длительное сохранение изображения духа или божества приводит к его ненужному и опасному для людей оживанию. Но постепенно такое оживание перестаёт считаться чем-то нежелательным. Уже в древнейшем палеолитическом поселении Мезин на Украине одна из подобных статуэток в так называемом доме колдуна закреплена в земляном полу. Вероятно, она служила объектом постоянных заклинательных обращений.»
Обеспечению плодородия служили и широко распространённые у многих народов мира магические обряды вызывания дождя. Они до сих пор сохранились у некоторых народов. Например, у австралийских племён магический обряд вызывания дождя проходит так: два человека по очереди зачерпывают заколдованную воду из деревянного корытца и разбрызгивают в разные стороны, производя в тоже время лёгкий шум пучками перьев в подражание звуку падающего дождя.
«Если нет дождя или если дождей слишком много, если урожай плох, если животные дохнут, если охота и рыбная ловля неудачны, если трясется земля или море, выступая из берегов, сметая селения на побережье, если свирепствует эпидемия, то причина этого – колдовство»
Всё, что попадало в поле зрения древнего человека, наполнялось магическим смыслом. И любое важное, значимое для рода (или племени) действие сопровождалось магическим ритуалом. Ритуалы сопровождали и изготовление обычных, повседневных предметов, например глиняной посуды. Такой порядок прослеживается и у народов Океании и Америки, и у древних земледельцев центральной Европы. А на островах Океании изготовление лодок превращалось в настоящее празднество, сопровождаемое магическими обрядами под предводительством вождя. В нем принимало участие всё взрослое мужское население общины, распевались заклинания и восхваления для долгой службы судна. Похожие, хотя и менее масштабные, обряды существовали у многих народов Евразии.
Таким образом, гадание, магия и волшебство с древних времен используются людьми для того, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы, найти выход из различных жизненных ситуаций, помочь в принятии правильного решения и вникнуть в суть вещей, часто недоступных для человеческого сознания. Магические символы и заклинания, при условии их правильного использования, защищают от мелких неприятностей и крупных бед, наделяют людей уникальными способностями, дают ключ к разгадке многих тайн и загадок.
1.3 Виды магии
Существуют различные классификации магических обрядов и ритуалов. Их различают по направлению на цель действия мага ( теоретическая, бытовая, лечебная, промысловая, любовная, защитная, вредоносная, предсказательная и т.д.), по методам работы ( травничество, руническая магия, викка, мантика, друидизм, вуду и т.п.), по использованию средств для действий ( предметная, звуковая, словесная). В зависимости от общей направленности магического действа различаются две группы магии: агрессивная и защитная. По технике действия агрессивная или протрептическая магия разделяется на контактную и инициальную. Магическая сила не действует непосредственно на объект колдовства, а действие силы направляется на его заместителя, и только через него – на сам объект. К таким относятся парциальная, имитативная (гомеопатическая, симпатическая, симильная). По технике действия в оборонительной, профилактической магии выделяют два вида: отгоняющая (апотрепеическая) и катартическая. По способу осуществления магических действий можно выделить два основных вида магических воздействий: астральная (медитативная), ритуальная (обрядовая), заклинательная, энвольтование , С использованием жертвоприношения. Виды магии по использованию силы на проведение определенных действий: собственная сила мага, маг аккумулирует энергию из окружающей среды, вампиризм, из мест силы, маг подключается к эгрегорам, стихиальная магия.
Я думаю, что некоторые виды магии стоит рассмотреть подробнее.
Симпатическая магия
Дж. Фрезер пишет « магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй-законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения.»
Гомеопатическая, или имитативная, магия.
Выслушаем замечания Джорджа Фрезера: «Этот вид магии лучше всего обозначить термином Гомеопатическая, потому что альтернативный термин- Магия Имитативная – не исключает или даже подразумевает сознательно подражающего агента, что чрезмерно сужает сферу действия Магии. Гомеопатической, или Имитативной Магией можно назвать приёмы, базирующиеся на законе подобия, пространная формулировка которого гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Из закона подобия маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путём простого подражания ему,например, нанести человеку увечья методом воздействия на его изображение – восковую фигурку, любую личную вещь фотографию, портрет… Гомеопатическая Магия основывается на связи идей по сходству».
Контагиозная Магия. Джордж Фрэзер приводит следующие данные касательно этого типа Магии: "Контагиозной магией могут быть названы приёмы, базирующиеся на законе соприкосновения, полная формулировка коего такова: вещи, раз пришедшие в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Что бы ни произошло с одной из них, то же должно произойти и с другой. На основании сего закона маг делает вывод, что всё то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Контагиозная магия основывается на связи идей по смежности".Н. Бельский развивает его слова: «Так, существует связь между человеком и его волосами, ногтями, одеждой, оставленными им следами и т.п. Согласно этому же принципу передаётся магическая сила от источника к объекту воздействия (ношение амулетов и талисманов)». Следует, однако, заметить, что человеческая энергия, подобно любой другой энергии (например, статическое электричество), перенесённая или запечатлённая на каком-либо объекте, с течением времени теряет первоначальный заряд и рассеивается, вот почему знатоки Манипулятивной Магии рекомендуют обновлять магические ингредиенты раз в год в известные дни и вот почему в Ритуальной Магии нужно не забывать «подзаряжать» талисманы.
Руническая магия
Руны – это совокупность знаков, предназначенных не только для передачи информации, но и для магических ритуалов. Интерес к рунам усилился еще с первых веков н.э., хотя истоки рунического искусства значительно древнее. Смысл самого слова «руна», его значение близко по смыслу со словом «шептание» на языках Северной Европы. Слово «run» в современном ирландском языке означает «секрет» или «решение», рунами ирландцы пользовались, для гадания и принятия решений. Но когда появилась необходимость в письменности, система рун легла в основу алфавита. Ученые имеют археологические свидетельства о связи письма и рун. Мы можем увидеть, что даже в современном русском алфавите есть 10 букв, по форме соответствующих знакам рун, а в римском алфавите таких букв 13. Помимо этого некоторые буквы в древне-латинском, римском и руническом алфавитах очень похожи между собой, тем самым доказывая нам свое общее происхождение. Руническая символика хоть и зародилась в древние времена, но к искусству руны стали причислять только в первые века н.э. На протяжении веков сменилось несколько рунических алфавитов, но наибольшее распространение получил германский вариант, «Старший Футарк», названный по первым шести буквам F,U,Th,A,R и K. Он состоит из 24 знаков и делится на три группы по восемь букв: руны Фрейи, Хагалла и Тира.
Рассмотрим некоторые свойства рун, которые находят применение в магии.
«Руна Феху олицетворяет богатство, удачу, ответственность и творческую энергию. Основная её стихия – огонь, дополнительная – земля (огонь проявляется через посредство земли). Боги-покровители этой руны – ваны, прежде всего Ньёрд, Фрейр и Фрейя. Пол Феху – женский. Энергия Феху даёт начальный импульс, вливая в мага силы, необходимые для того, чтобы приступить к операции. Эта руна заключает в себе силу огня в его творческой и созидательной ипостаси (в противовес разрушительной мощи огня). С её помощью можно черпать энергию, необходимую для той или иной операции или магического "послания". В целом, её можно считать движущей силой магической работы.
Уруз символизирует уверенную силу, решимость, настойчивость, смелость, физическое здоровье и напористость. Бог-покровитель этой руны – Тор. Сила Уруз находит применение во врачевании. Эта руна связана со стихиями огня и льда. Пол Уруз – мужской. Энергия её – сырая, грубая сила.
Райдо придаёт человеку способность властвовать и брать на себя инициативу, управлять обстоятельствами, приводить вещи в порядок и подчинять события своей воле. Она помогает магу взять текущую ситуацию под контроль. Эта руна связана с телемическим принципом "каждый человек – звезда". Каждый идёт своим путём, руководствуясь собственной волей.
Кеназ символизирует родство, обучение и преподавание, то есть поиски знания и передачу знаний из поколения в поколение. В магической практике эта руна служит для получения оккультного знания с других планов. Таким образом, Кеназ применяется для астральных и шаманских путешествий – как в высшие астральные миры, так и в шаманский нижний мир.
Йера в высшей степени благотворная руна, позволяющая изменить ситуацию к лучшему. В составе благословений и созидательных заклинаний она плавно и осторожно видоизменяет узор вирда, помогая тем, кто столкнулся с затруднениями на пути к цели или при выполнении сложной задачи. В отличие от Дагаз, которая вызывает резкие перемены и действие которой не столь продолжительно, Йера может положить начало устойчивому процессу перемен, как в течение внешних обстоятельств, так и в сознании человека.»
Как мы видим, у каждой руны есть свои значения (гадательное, магическое и буквенное). Магическое применение рун иметь два вида. Первый из них – это нанесение рун на различные предметы, которые имеют специфические функции: на оружие, на кошелек, на посуду, на зеркала, на двери и тому подобное. Второй вид рунической магии – это изготовление талисмана или амулета с руническими символами, предназначенного для достижения определенной цели магическим образом. Археологи не раз находили подобные примеры применения обоих этих видов рунической магии. Самым сложным в рунической магии – это составление рунического заклинания, некоторого магического слова, составленного из нескольких рун. Находки археологов и представляют довольно обширный материал по применению в древности рунической магии. Это использование рунических слов, составленных из стандартных комбинаций рун. Такие слова были обнаружены на многих древних предметах.
Лечебная магия
С самого начала своей истории человек стремился найти такие средства, с помощью которых можно было вызвать дождь или ветер, вылечить болезнь и победить старость. Считалось, что всего этого можно добиться с помощью особых магических приемов и заклинаний.
В этой области наблюдается, пожалуй, наиболее богатый ассортимент приемов магии; здесь представлены все вообще известные ее типы, с многочисленными переходными и смешанными разновидностями. Очень показателен в этом отношении приводимый Брауном перечень средств, применяемых с лечебными целями на Андаманских островах. Эти средства довольно разнообразны. Широко применяется, например, красная охра, которая, будучи пережженной, смешивается с водой и принимается внутрь при разных болезнях или смешивается с жиром, и получаемой мазью обмазывается горло и грудь при кашле, насморке или головной боли, ухо при его заболевании и пр. Употребляется также белая глина, прикладываемая к язвам, и особая земля оливкового цвета, принимаемая с водой внутрь в качестве универсального средства. Из веществ животного происхождения андаманцы употребляют в лечебных целях пчелиный воск, которым в разогретом виде смазывается грудь больного плевритом, а также мясо и жир летучей мыши, будто бы помогающие при ревматизме, и т. д.
Где же в действительности должна быть проведена грань между средствами народной медицины и приемами лечебной магии? Эта грань не должна проводиться так, чтобы отделять средства действительно полезные от средств бесполезных или вредных. Подобное деление чрезвычайно условно и изменчиво, и даже современная медицина не всегда в состоянии его провести: то средство, которое в одном случае может быть полезно для больного, в другом случае может оказаться безрезультатным или даже вредным. Подлинная граница между народной медициной и лечебной магией заключается в другом: она носит субъективный характер. Одни средства в сознании самого пациента и его окружающих воспринимаются как естественные, другие как сверхъестественные. Почти безошибочным признаком, отделяющим одно от другого, служит то, что естественные средства народной медицины рассматриваются как общедоступные, их знают и могут применять все, так сказать, в порядке самолечения; магические же сверхъестественные средства, как общее правило, составляют монополию особых профессионалов – знахарей.
В знахарской практике народов Европы распространен обычай давать больному внутрь разные снадобья, которые должны выгнать из него болезнь. Связь с рациональным приемом очищения желудка (рвотное, слабительное) тут очевидна, но средства эти применяются далеко не при одних желудочных болезнях; тут ставится, скорее, более широкая и уже, по сути, магическая цель – при помощи особо горьких, неприятных на вкус и запах веществ выгнать болезнь из тела больного. Например, у белорусов знахари давали больному внутрь от «лихорадки» листья полыни, иногда смешанные со свежим хлебом, сушеную и толченую сердцевину подсолнуха, молодую осиновую кору, разные нарочито отвратительные на вкус снадобья, вроде водки с раздавленными клопами и пр. Все это – приемы катартической и в то же время контактной магии.
В качестве очистительных средств общеизвестное значение – особенно у культурных народов – получили огонь и вода. В основе здесь лежат опять-таки, конечно, вполне реальные очищающие свойства как огня, так и воды, но на этой почве и тут развилось множество суеверных обрядов и представлений. Широко распространенный обычай окуривать жилище и людей для предотвращения болезней не содержит еще в основе своей ничего суеверного. Точно так же обычай перегонять скот через огонь в случае эпизоотии вполне возможно толковать как рациональное средство народной ветеринарии. Подобных фактов немало приведено хотя бы в книге польского этнографа Станислава Цишевского , который, правда, объясняет эти вполне рациональные действия религиозными представлениями об «идеальной чистоте огня».
Итак, как мы видим, область магии очень обширна. На первый взгляд кажется, что магия-это лишь некий культ таинственного и непонятного, недоступного многим. Но на самом деле магия-это особый, сложный мир, который основан на вере в человеческую способность воздействовать на людей, предметы с помощью психических усилий, совершения ритуалов, изучении большого количества литературы по этой направленности, как современной, так и древней.
ГЛАВА 2. МАГИЯ С РЕЛИГИЕЙ И НАУКОЙ
Магия – это наука практического творения. Магия основана на знании, но знании духовном, знании о сверхчувственном. Магические эксперименты, направленные на изучение сверхъестественного, сами по себе носят научный характер, поэтому их изложение относится по жанру к научной литературе. Проследим за различиями и сходствами магии с религией и наукой.
.1 Различие между магией и религией
Начнем с наиболее определенного и бросающегося в глаза различия: в сакральной сфере магия выступает как некое практическое искусство, служащее для выполнения действий, каждое из которых является средством достижения определенной цели; религия — как система таких действий, выполнение которых само по себе есть некоторая цель. Попытаемся проследить это различие на более глубоких уровнях. Практическое искусство магии обладает определенной и применяемой в строгих границах техники исполнения: колдовские заклинания, ритуал и личные способности исполнителя образуют постоянное триединство. Религия во всем многообразии ее аспектов и целей не имеет столь простой техники; ее единство не сводится ни к системе формальных действий, ни даже к универсальности ее идейного содержания, оно скорее заключается в выполняемой функции и в ценностном значении веры и ритуала. Верования, свойственные магии, в соответствии с ее практической направленностью крайне просты. Это всегда вера во власть человека достигать желаемой цели с помощью колдовства и ритуала. В то же время в религии мы наблюдаем значительную сложность и многообразие сверхъестественного мира как объекта: пантеон духов и демонов, благотворные силы тотема, духи — хранители рода и племени, души праотцов, картины будущей загробной жизни — все это и многое другое создает вторую, сверхъестественную реальность для первобытного человека. Религиозная мифология также более сложна и разнообразна, в большей степени проникнута творчеством. Обычно религиозные мифы сосредоточены вокруг различных догматов и развивают их содержание в космогонических и героических повествованиях, в описаниях деяний богов и полубогов. Магическая мифология, как правило, выступает в виде бесконечно повторяющихся рассказов о сверхобычных достижениях первобытных людей.
Магия, как особое искусство достижения конкретных целей, в одной из своих форм однажды входит в культурный арсенал человека и затем непосредственно передается от поколения к поколению. С самого начала она является искусством, которым овладевают немногие специалисты, и первая профессия в истории человечества — это профессия колдуна и чародея. Религия же в самых своих первоначальных формах выступает как всеобщее дело первобытных людей, каждый из которых принимает в ней активное и равное участие. Каждый член племени проходит через обряд посвящения (инициации) и впоследствии сам посвящает других. Каждый член племени скорбит и рыдает, когда умирает его сородич, участвует в погребении и чтит память усопшего, а когда придет его час, он точно так же будет оплакан и помянут. У каждого человека есть свой дух, и после смерти каждый сам становится духом. Единственная существующая в рамках религии специализация — так называемый первобытный спиритический медиумизм — это не профессия, а выражение личного дарования. Еще одно различие между магией и религией — это игра черного и белого в чародействе, тогда как религия на своих первобытных стадиях не слишком интересуется противоположностью между добром и злом, благотворными и зловредными силами. Здесь опять-таки важен практический характер магии, направленной на непосредственные и измеримые результаты, тогда как первобытная религия обращена к роковым, неотвратимым событиям и сверхъестественным силам и существам (хотя, главным образом, в моральном аспекте), и потому не касается проблем, связанных с человеческим воздействием на окружающий мир.
Религиозная вера придает устойчивость, оформляет и усиливает все ценностно-значимые ментальные установки, такие, как уважение к традиции, гармоническое мироощущение, личностная доблесть и уверенность в борьбе с житейскими невзгодами, мужество перед лицом смерти и т.д. Эта вера, поддерживаемая и оформляемая в культе и церемониях, обладает огромным жизненным значением и раскрывает первобытному человеку истину в самом широком, практически важном смысле слова. Какова культурная функция магии? Как мы уже говорили, все инстинктивные и эмоциональные способности человека, все его практические действия могут заводить в такие тупиковые ситуации, когда дают осечку всего его знания, обнаруживают свою ограниченность силы разума, не помогают хитрость и наблюдательность. Силы, на которые человек опирается в повседневной жизни, оставляют его в критический момент. Природа человека отвечает на это спонтанным взрывом, высвобождающим рудиментарные формы поведения и дремлющую веру в их эффективность. Магия основывается на этой вере, преобразует ее в стандартизированный ритуал, обретающий непрерывную традиционную форму. Таким образом магия дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных определенной практической и ментальной техникой. Тем самым как бы воздвигается мост через те пропасти, которые возникают перед человеком на пути к его важнейшим целям, преодолевается опасный кризис. Это позволяет человеку не терять присутствие духа при решении самых трудных жизненных задач; сохранять самообладание и целостность личности, когда подступает приступ злобы, пароксизм ненависти, безысходность отчаяния и страха. Функция магии заключается в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием. В магии человек находит подтверждение того, что уверенность в своих силах, стойкость в испытаниях, оптимизм одерживают верх над колебаниями, сомнениями и пессимизмом.
По словам Дж. Фрезера, радикальной противоположностью магии и религии объясняется та непреклонная враждебность, с которой священнослужители на всем протяжении истории относились к колдунам. Священника не могла не возмущать высокомерная самонадеянность колдуна, его надменность в отношении к высшим силам, бесстыдное притязание на обладание равной с ними властью. Жрецу какого-либо бога с его благоговейным ощущением божественного величия и смиренным преклонением перед ним такие притязания должны были казаться неблагочестивой, богохульной узурпацией прерогатив, принадлежащих одному богу. Иногда обострению этой враждебности способствовали более низменные побуждения. Жрец провозглашал себя единственным подлинным заступником и истинным посредником между богом и человеком, и его интересы, равно как и чувства, часто шли вразрез с интересами соперника, который проповедовал более верную и гладкую дорогу к счастью, нежели тернистый и скользкий путь снискания божественной милости.
Но этот антагонизм, каким бы привычным он нам ни казался, по-видимому, появляется на сравнительно поздней стадии религии. На более ранних стадиях функции колдуна и священника часто сочетались или, вернее, не разделялись. Человек добивался благосклонности богов и духов с помощью молитв и жертвоприношений и одновременно с этим прибегал к чарам и заклинаниям, которые могли возыметь желаемое действие сами по себе, без помощи бога или дьявола. Короче говоря, человек совершал религиозные и магические обряды, произносил молитвы и заклинания на едином дыхании, при этом он не обращал внимания на теоретическую непоследовательность своего поведения, если всеми правдами и неправдами умудрялся достичь желаемого.
Как мы видим, различия между магией и религией существуют. Религия ориентирована на удовлетворение соответствующих потребностей народа, на массовое богослужение. Магия же по своей природе не может быть конвейерным производством. В магическом обучении обязательно постоянное персональное руководство человеком со стороны Высших Сил. Здесь имеется прямая параллель с экспериментальными исследованиями в науке.
Никто не допустит постороннего человека в закрытую лабораторию, где проводятся опыты, например, с высокими энергиями, с низкими температурами, ядерные исследования. Настоящие эксперименты проводятся только опытными учёными после предварительного математического и физического моделирования при полном соблюдении техники безопасности и гарантированном отсутствии посторонних лиц в помещении лаборатории.
магия религия обряд ритуал
2.2 Магия и наука
Веками длится противостояние науки и той области человеческой деятельности, которая получила название «магия».аука (англ. New) – то что даёт новое знание. Заметим, знание о природе. Даже «гуманитарные» науки, так или иначе, исследуют естественные закономерности, пусть даже в творчестве какого-нибудь поэта. Методы науки, также, определены достаточно чётко. Именно использование (или наоборот, не использование) научных методов зачастую является тем критерием, которым пользуются при отделении науки от «лженауки» или «не-науки».
«Магия – использование средств, которым приписываются сверхъестественные силы… для получения или предотвращения конкретного результата, считаемого недостижимым естественными средствами».
Наука – накопленные и признанные знания, которые систематизированы и сформулированы со ссылкой на открытие объективных истин или действие законов природы.
Магия и наука не являются диаметрально противоположными. У них гораздо больше общего, чем можно предположить. Несколько выдающихся антропологов указывали на это сходство. Так же, как и наука, древнейшая магия была попыткой сформулировать принципы, с помощью которых можно было бы понять и сделать управляемыми силы, влияющие на человека. Эти принципы должны были быть основаны на предположениях об окружающем мире. Когда предположения были неверными, древний человек получал магические принципы, когда же они были верны, он получал науку. В этом смысле магию можно назвать пасынком или псевдонаукой, поскольку древний человек не мог отличить верные предположения от неверных.
Интерпретация магии как псевдонауки оспаривалась. Оппоненты утверждали, что древний человек знал весьма хорошо разницу между магией и практическими технологиями, которые можно назвать древнейшей наукой.
Встречается утверждение, что древний человек использовал практические технологии и простейшую науку везде, где только мог, а магию оставлял лишь для тех вещей, которые были подвержены влиянию непредсказуемых факторов, где имела значение удача или шанс. Однако при выращивании растений магия использовалась не только для предотвращения бури или уничтожения вредителей; весь процесс зачастую сопровождался заклинаниями: "Сделай так, чтоб это зерно проросло!" Более того, такое разделение предполагает невозможное: будто древний человек считал предсказуемым и непредсказуемым именно то, что и мы считаем таковыми; он точно так же, как мы, различал естественное и сверхъестественное. В каком-то смысле вся его жизнь была сверхъестественной, окруженной могущественными силами, влиявшими непосредственно на его бренное тело и его весьма скудное имущество. Он делал все что мог со своими семенами и лейкой, а затем "покрывал" весь процесс толстым защитным слоем магии. Предполагать, что он замечал качественные отличия между рациональным и иррациональным в своих действиях, нет никаких оснований.
Одно из различий между магией и наукой лежит в обоснованности предположений, составляющих их основу. Однако не всегда легко различить предположение верное и ошибочное. Самый лучший способ определить, что предположение верно, – это посмотреть, как оно работает на практике. По иронии судьбы, если магия действительно действует, то она уже не магия, а наука.
Давайте на абстрактном примере рассмотрим, насколько правдоподобным может оказаться такое неверное предположение. Представьте себе, что вы неандерталец, у которого другой неандерталец побольше и посильнее, похитил подругу. Даже у пещерного человека было достаточно здравого смысла, чтобы избегать стычки с кем-либо из тех, кто может разорвать его на куски; тем не менее наш пещерный человек находится в состоянии абсолютного негодования по отношению к вору. Теперь некому собирать для него дрова, некому поджарить для него на углях бифштекс из мамонта, некому нести вещи, когда племя совершает очередной переход в поисках угодий для охоты. Все эти нудные процедуры ему приходится проделывать самому. Это приводит его в уныние. Укрывшись подальше от взгляда своего врага, так, чтобы его поведение не показалось вызовом, он раздражается вспышкой гнева. Он топает ногами, рычит, взмахивает своей заостренной палкой, будто вонзая ее в тело врага; если ему известны какие-либо дурные слова, он их высказывает. После того, как у него кончаются силы и запас ругательств, он в изнеможении падает на землю и вытирает пот со лба. После всего этого он, разумеется, чувствует себя гораздо лучше. Предположим, что в следующий раз, когда ненавистный враг идет на охоту, мамонт настигает его, а не наоборот, и всаживает в него бивень. Не надо слишком сильно полагаться на совпадение, чтобы допустить, что такое случалось время от времени; жизнь в те давние дни была тяжела. Что же после этого должен подумать наш герой? Зачатки знаний о причинно-следственных связях плюс ненависть и желание мести сделали для него возможным заключить, что его ярость с последовавшим затем эмоциональным облегчением и последующий несчастный случай имеют что-то общее. Он убил своего противника! В тот момент он почувствовал, что произошло что-то важное; ему было так хорошо!
Это один из пунктов, по которому магия и наука расходятся полностью. Последовательность событий вовсе не означает причинно-следственную связь между ними, хотя такой ошибочный вывод делается довольно часто.
Однако вернемся к нашему неандертальцу, окрыленному успехом и триумфом. Если у него достаточно воображения, чтобы связать свои действия с гибелью своего врага, он также заметит, как это можно все использовать. Это же величайшее открытие! Допустим, что он человек благородный и альтруист, как Руссо; если так, то он побежит домой после охоты и объяснит всем соседям свое новое открытие так, чтобы они могли оказывать влияние на людей и мамонтов. Однако есть шанс, что он так не поступит. Есть шанс, что он скажет им об этом, а затем объяснит, что это он один только может справиться с такой работой. И вот он становится колдуном-врачевателем или шаманом, или магом – одним из первых в долгой череде работников магии, на протяжении бесчисленных столетий живших за счет доверчивости своих товарищей.
В этом заключается еще одно отличие магии от науки – ее эффективность в основном зависит от личности мага. Ни в одной профессии харизма не важна так:, как в магии – кроме политики. Возьмем медицину, которая в древние времена была переполнена магическими проблемами. "Психосоматические" заболевания, которые могут включать в себе все – от боли в спине до слепоты – современная хирургия и терапия не лечат; но представьте себе влияние на них сильно уверенной в себе личности, усиленное верой пациента в магию. Несомненно, наступит облегчение. Так может быть снята боль даже при органических заболеваниях.
Мы рассмотрели различия науки и магии. Теперь же обратимся к их сходству.
Магия сродни науке в том смысле, что и та и другая направлены к определенным целям, тесно связанным с человеческой природой, потребностями и стремлениями людей. Магическое искусство направлено на достижение практических целей. Как и другие искусства и практические занятия, она подчинена ряду принципов, которые, складываясь в определенную систему, диктуют тот способ действий, какой считается наиболее эффективным. Такие системы принципов обнаруживаются при анализе магических обрядов, колдовских заклинаний и предметов, составляющих арсенал мага. Магия, как и наука, обладает собственным техническим оформлением. Как и в других искусствах, человек, прибегающий к магии, способен из-за ошибки погубить весь свой замысел, но может и исправить свою ошибку. Другое дело, что в магии количественное равенство черного и белого имеет гораздо большее значение, результаты колдовства уничтожимы в большей степени, чем это возможно в каком бы то ни было практическом искусстве или ремесле. Таким образом, между магией и наукой имеются некоторые сходства, и мы вправе, вслед за Джеймсом Фрэзером, назвать магию псевдонаукой.
Так можно сделать вывод о том, что магия и наука – всегда являлись антагонистами. Всё, что наука не могла объяснить, приписывалось действию сверхъестественных сил, за счёт чего сложилось мнение о том, что магия – это нечто, не поддающееся никаким законам. Однако это не так. У магии тоже есть свои принципы и законы, хотя они часто и идут в разрез с общепринятыми в физике, химии и других точных науках. Магия ограничена строгими условиями своей эффективности: точное воспроизведение колдовской формулы, безукоризненное совершенство ритуала, безукоснительное соблюдение табу и церемоний обряда, обязательных для мага.
ГЛАВА 3. МАГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Магия, возникнув на заре человечества и пройдя сквозь века и тысячелетия, продолжает существовать до сих пор как специфический феномен, имеющий свою структуру, по-прежнему выполняющий свои многочисленные функции в обществе. Выявление и изучение причин и факторов возникновения и последующего воспроизводства этого древнейшего феномена, анализ его природы и специфики изменения функций по мере исторической эволюции является поэтому необходимым условием для исследования и понимания нынешних разновидностей магии, ее функций в современном обществе, сознания и поведения ее сегодняшних адептов и приверженцев.
Христианство, с которым связана судьба человека, поставлено перед новым миром, и оно еще не осмыслило своего нового положения. Разрыв духа со старой органической жизнью, механизация жизни производит впечатление конца духовности в мире. Отставая от Запада в развитии технологий в течение десятилетий, мы начали активно догонять его за последние несколько лет. При этом идеологическое и философское "обеспечение" безнадежно отстало от чисто технологического. Мы не успеваем выработать своеобразный иммунитет против болезней роста. Негативные последствия многократно усиливаются общим положением России в данный момент. Так случилось, что в одном месте и в одно время совпал целый ряд проблем:
1.Кризис ценностей и идеологии политической системы;
2.Кризис ценностей техногенной цивилизации и веры в беспредельные возможности науки;
.Общий низкий уровень религиозного воспитания общества;
.Переход к новой социально-политической системе;
.Острая потребность общества в новой идеологии.
Создался духовный вакуум, который должен чем-то заполняться. Это создает благоприятную почву для распространения всевозможных сектантских, псевдорелигиозных и прочих течений в нашей реальной жизни общества. Интерес обывателя к магии, колдовству, оккультизму выразился в появлении особого оккультно-магического рынка по продаже магических аксессуаров, специальных издательских фирм и журналов, специализирующихся на этой тематике, а также в возрождении древнейшей "профессии" колдунов и ведьм, представленной сегодня тысячами "специалистов" в области черной и белой магии.
3.1 Магия – сфера услуг
Астрологические прогнозы, гороскопы, предсказания и пророчества в наши дни получили еще большее распространение. Им придаются разнообразные привлекательные формы: от лаконичной газетной памятки для бизнесменов до яркой телевизионной программы; от изысканно-утонченных гаданий по "И Цзин" ("Книге Перемен") до псевдонаучного компьютерного прогноза; от тоненькой брошюрки, из которой можно узнать всю свою прошлую и будущую жизнь, до каббалистических раскладок карт Таро, изучению которых предлагается посвятить долгие годы.
Бурное развитие эзотерики в конце двадцатого века было предсказуемо и объяснимо. В конце 19 – начале 20 века американский историк Фредерик Тернер писал о том, что сдерживающим фактором безумия человечества являются границы. Всегда найдутся люди, которым не по душе обычная серая жизнь обычного человека. Отсутствие примитивных знаний в древние времена, господство религиозного подхода в Средние Века, всё это ставило перед человечеством естественные границы существования. Отдельные мыслители, деятели науки и религии, умело обходили поставленные условия и устремлялись вперёд. Так появился технический прогресс, начиная с 17 века преодолевавший все поставленные ограничения.
Магия, как и другие псевдонауки, представляла и представляет собой границу. Существовавшая и ранее, она не вызывала особый интерес к познанию у обычных людей, умело сохраняя и накапливая знания между посвящённых. Положение «один из многих» позволяло оккультизму на протяжении большого промежутка времени оставаться «в тени». Но двадцатый век всё изменил. В магию устремился простой обыватель. Появились сообщения об НЛО, загадочных кругах на полях, о полтергейсте. Сообщения об этом встречались и в более ранних источниках. Однако, нет ни одного строгого научного доказательства существования в древности (как, и сейчас) паранормальных явлений.
В современном обществе наиболее распространены мифы, связанные с парапсихологией. Телекинез является самым привлекательным направлением в этой области. Умение без физического действия двигать на расстоянии предметы завораживает многих. Хорошо разрекламированный в голливудских блокбастерах, телекинез давно перестал быть чем-то из ряда вон выходящим. Относясь в большинстве своём к магии отрицательно, люди не считают телекинез проявлением именно магии, а, скорее, специфическими неизвестными способностями человека. Поэтому большинство людей начинают своё знакомство с оккультизмом именно с этого феномена.
Наиболее распространённые мифы о телекинезе можно назвать следующие:
1.Телекинез научно доказан (существуют объективные доказательства существования телекинеза).
2.Телекинезу можно научиться при помощи специальных малоизвестных техник.
.Каждый маг владеет телекинезом.
Телекинез научно не обоснован. Все эксперименты показали, что так или иначе каждый «маг» использует примитивные или не очень приспособления, основанные чаще всего на магнетизме. Ни в одном серьёзном трактате о магии телекинез не упоминается. Начиная от средневековых гримуаров и заканчивая такими классиками оккультизма, как Папюс, Кавендиш, Уайт. Нигде нет ни слова о телекинезе. Это позволяет заявить о том, что эти выдающиеся оккультисты телекинезом не обладали.
Современная массовая культура стремится вернуться к своим корням и тем самым обосновать свою легитимность. Для этих целей она обращается к автохтонным мифологическим образам и символам, замещая их современными стереотипами и брендами: спортивная команда «Борисфен» (одно из славянских названий Днепра), пиво «Сармат» и «Славутич» (название этноса, населявшего современную территорию Донбасса, и второе имя Днепра), квас «Ярило» (праславянское солярное божество), косметическая марка «Лада» (древнейшая праславянская солярная богиня, бывший андрогин Ладо – Лад – Лада), домашние соленья «Верес» (славянское божество плодородия Велес-Волос), напиток «Тархун» (хеттское божество плодородия Тархунт, Тарху) и т.п. Но в наибольшей степени такая стереотипизация коснулась именно системы суеверий: телекинез, обращение к необъяснимым явлениям.
По утверждению И.П. Смирнова, «тотемизм и анимизм свидетельствуют не столько о нарцистском характере породившего их первомыслителя, сколько о его бесхарактерности, об его отказе занимать уникальную позицию в мире». В этой логике сегодня сохраняются суеверия в их типизме, в нежелании выделяться из мира, принимать на себя ответственность за последствия самостоятельных поступков, решительного шага, собственных судьбоносных решений (не случайно при появлении домового нужно задать вопрос: «К худу или к добру?», таким образом целиком полагаясь на его, а не на собственную волю). Но в такой «бесхарактерности» современного человека есть, вероятно, и другая смысловая составляющая. Суеверность служит своеобразным залогом стабильности собственной судьбы в мире энтропии, в мире переизбытка информации, в мире, катастрофически утратившем и цельность, и самость, в мире психических стрессов и депрессий. В современной антимифологической ситуации коллективное бессознательное использует традиционные мифологические структуры, обеспечивающие консерватизм, стабильность и традиционность культуры.
Таким образом, с развитием общественного сознания, идей глобализации и космополитизма, все новыми достижениями научно-технического прогресса и, в целом, прогресса цивилизации, современный социум, сохраняет и очерчивает традиционный модус в сфере суеверий и предрассудков. Как правило, степень удержания их в современном массовом сознании наиболее очевидно связана с историческими и ментальными процессами естественного «старения» мифа конкретной этнической группы или, напротив, резкого, часто насильственного, перехода данного социума к следующему этапу исторического, идеологического, политического и религиозного развития.
Как мы видим, роль магии в современном мире также важна, как и в древние века. Несмотря на древность происхождения, магия по-прежнему необходима для современного человека. Реклама по телевидению, радио, интернету, в газетах так и пестрит различными объявлениями по поводу гаданий, приворотов, отворотов и другой подобного рода помощи. Даже в условиях того, что наука пытается разъяснить все необычные явления в мире, люди не перестают верить в высшие силы и обращаться к их посредникам.
3.2 Личность мага
Кто же такой современный маг? Это и экстрасенс, и парапсихолог, и гипнотизер, и телепат, и ясновидящий. Суть современного колдовства заключается в воздействии на человека словом, жестом и взглядом, часто одновременно. А магические способности колдуна – это прежде всего умение получать биоэнергетическую информацию и управлять ею.
Маг сознает, что в его иерархии ценностей первое место занимает он Сам. Соответствие Себе, проявляемое через безукоризненное следование Пути, является первейшим критерием его поступков. Второе место занимает его повседневное благоденствие и безопасность. Эта иерархия разумна.
По определению Желание одного мага не противоречит Желанию другого мага (с) Кроули. Таким образом, для следующих Пути, разумный эгоизм приводит к наилучшим результатам даже будучи применен в качестве категорического императива. Примечание: вышеизложенное действует асимптотически.
Внимание: «безукоризненное следование Пути» нередко требует значительных усилий по усовершенствованию потенциальных учеников и соратников, отдача же от этой деятельности не всегда явная. Не путать с заботой о людях, не путать с хобби – это однозначно магическая работа, через которую маг проявляет Себя.
Естественное состояние мага – некое оптимальное равновесие, позволяющее ему интуитивно принимать те решения, которые он одобряет и после продолжительного логического анализа. Это происходит благодаря целостности природы мага, его согласии с самим собой. Тем не менее, это предполагает наличие весьма развитого интеллекта.
Из всех качеств, относимых к этике (некоторыми – к эстетике), наиважнейшее для мага – стремление к истине. Необходимое условие ученичества – самостоятельное отвержение двойных стандартов и, конечно же, самообмана. На стремлении к истине зиждется отход от ценностей общества и от общечеловеческих качеств. Из него вытекает желание творческой свободы, равно как и воля к осуществлению этого желания путем принятия повышенной ответственности.
Интересно, что стремление к истине может очень гармонично сочетаться (при участии творческого воображения, одного из обязательных атрибутов мага) – с некоторой игровой либо ритуальной театральностью.
<#”justify”>1.Элифас Леви «История магии»
2.Элифас Леви «Учение и ритуал высшей магии. Том 2»
.Папюс «Практическая магия»
.Алистер Кроули «Магия в теории на практике»
.Бердяев Н. Самопознание.// Бердяев Н. Собрание сочинений. Том I. Париж: YMCA-PRESS, 1983
.Толковый словарь Даля
.Е.П.Блаватская. Теософский словарь. – М.: Изд-во "Сфера" Российского Теософского Общества, 1994
.Большая советская энциклопеция
.А.П. Ваганов «Первобытная магия»
.Л.Леви-Брюль. "Первобытное мышление", М. 1999
11.Дж.Фрезер «Золотая ветвь», М. 1986
12.Фрейя Асвинн. Руны и мистерии северных народов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
13.Brown A. R. The Andaman islanders. Cambridge, 1922.
.Токарев С.А. – Ранние формы религии, М., 1990
.Б. Малиновский «Магия, наука и религия» Магический кристалл. Сборник. – М., 1992
.Денис Майдыковский «Магия как наука»
.Барбара Мерц «Красная Земля, Черная Земля: Мир древних египтян», М.- 1988
19.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.-М., 1993.
20.Фредерик Тёрнер. Фронтир в американской истории. N. Y., 1962.
.Попов В.С. «Суеверия в современных формах магии»
22.Смирнов <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fsueverie.net%2Fvidi-sueveriy%2Fyazicheskie-sueveriya%2Fotkuda-proizoshli-sovremennie-sueveriya.html&text=%D0%98.%D0%9F.%20%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%B8%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E%D1%82%20%D0%BD%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%20%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%85%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%2C%20%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%20%D0%BE%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%2C%20%D0%BE%D0%B1%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%83%D1%8E%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8E%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5%C2%BB&l10n=ru&mime=html&sign=7f0720b0145ae4f21459119c4d1caeae&keyno=0> И. <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fsueverie.net%2Fvidi-sueveriy%2Fyazicheskie-sueveriya%2Fotkuda-proizoshli-sovremennie-sueveriya.html&text=%D0%98.%D0%9F.%20%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%B8%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E%D1%82%20%D0%BD%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%20%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%85%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%2C%20%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%20%D0%BE%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%2C%20%D0%BE%D0%B1%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%83%D1%8E%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8E%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5%C2%BB&l10n=ru&mime=html&sign=7f0720b0145ae4f21459119c4d1caeae&keyno=0> П . Система фольклорных жанров// Лотмановский сборник. – Вып.2 – М.: «О.Г.И.», 1997
23.magicwikipedia.at.ua/news/o_koldunakh_drevnikh_i_sovremennykh
24.Международная газета «Магия», Украина, г. Донецк.