- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,65 Кб
Марки СССР 1965–1975 годов
Реферат
Марки СССР 1965 – 1975 годов
Для общего экскурса в историю марок 1965-1975 годов кратко опишу каждую из тематик десятилетия и приведу по несколько примеров марок выделенной тематики. Все данные по описываемым мной маркам в этой главе были взяты из каталога В.Ю. Соловьева. Стоит сразу заметить, что были марки, которые имели очень высокие номиналы – обычно это были марки из серии трех – десяти марок. Так, в сериях первая марка обычно стоила две копейки, вторая четыре, третья шесть и так далее. Такие серии марок обычно были с изображением всемирно известных картин или же с изображением вождя пролетариата. Однако, серийные марки с такими номиналами были исключением, и скорее всего de jure предназначались для почтовой оплаты, а de facto оставались в коллекциях или в руках любителей. Например, серия из пяти марок «125 лет со дня рождения И.Е. Репина». На одной из марок был изображен автопортрет самого художника, а четыре остальные представляли собой миниатюры – «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Слава покорителям космоса – на марках изображались космонавты, в основном Гагарин и Терешкова, некоторые другие космонавты, а также ракеты, спутники и иная космическая техника.
К примеру, возьмем серию из двух марок, выпущенную в 1971 году, «День космонавтики». Первая марка – «Медаль Международной авиационной федерации имени Ю.А. Гагарина». Вторая – «Космические исследования – народному хозяйству. Система «Орбита». На двух марках, выпущенных огромными тиражами и высоким номиналом – 5,1 миллиона и 4,5. миллиона экземпляров номиналами в десять и двенадцать копеек соответственно, были изображены космические агрегаты Советского Союза. Основную часть первой марки занимает изображение золотой медали, на которой изображен Юрий Гагарин, а весь задний план занимает солнечная система, по орбите которой летит Земля, а вокруг Земли кружат искусственные спутники. Вторая марка символически поделена на две части – Земля с левой стороны и космос с правой. С правой стороны, на фоне сияющего Солнца холодно-голубым цветом изображена планета Земля и спутник, которые витает над ней. С левой же стороны на фоне глобуса, что символизирует то, что радиовещание спутника охватывает всю планету, изображены антенны-приемники телевидения и огромный военный крейсер, навигация которого также зависит от спутника.
Великая Отечественная война. Изображались Герои Советского Союза; офицеры (маршалы, адмиралы, генералы, полковники и др.), рядовые военные (солдаты, матросы и др.), партизаны, герои труда в тылу, которые самоотверженно внесли свой огромный вклад в победу Советского Союза. Изображалась военная техника СССР – самолеты, танки, дирижабли, зенитные установки и др., военная символика – ордена, медали, флаги. Сцены военных действий – танки, пробирающиеся сквозь руины городов, патрулирующие небо зенитные пушки, воздушные баталии, морские бои, сцены триумфа советских войск – захват солдатами какого-либо вражеского укрепленного объекта, территории и водружение Советского Знамени на покоренное место.
Например, марка с изображением героя Великой Отечественной войны В.И. Пешехонова, отпечатанная в 1970 году тиражом в пять миллионов экземпляров. На марке в профиль изображен младший сержант Пешехонов в военной форме и танкистском шлемофоне, с серьезным, пронзительным взглядом. По левую сторону изображен орден. Над головой сержанта надпись «навечно зачислен в списки части, 1925-1945». Или марка «30 лет разгрому Советской Армией фашистских войск под Курском» 1973-го года. Вышла тиражом в 3,2 миллиона экз. На этой марке на фоне большой красной звезды и военной карты, на которой был изображен план контрнаступления советских войск на фашистов, был изображен советский танк Т-34 и надпись «30 лет разгрома фашистских войск под Курском».
Русская и иностранная живопись. Марки, с изображением художников, начиная с представителей средневековых школ и заканчивая советскими художниками.
Например, серия из семи марок, выпущенная в 1970-м году. На марках были изображены известнейшие полотна кисти Эль Греко – «Апостолы Павел и Петр», Рембрандта – «Возвращение блудного сына», Ван Дейка – «Семейный Портрет», Рубенса – «Персей и Андромеда» и др. Или две марки «100 лет со дня рождения В.А. Серова» 1965-го года, на одной из которых был изображен портрет В.А. Серова и надпись «художник В.А. Серов, 1865-1911», а на второй марке «Портрет Ф.И. Шаляпина» кисти Серова. Стоит заметить, что марки тематики «живопись» издавались только сериями от двух до десяти марок. На одной марке из серии обычно изображался художник, а остальные марки были посвящены его работам.
Новогодние и праздничные миниатюры. Были отпечатаны разнообразные марки, приуроченные к советским и всемирным праздникам – Новый год, 8 марта и др.
Например, марка к 60-летию Международного женского дня 8 марта. Шестикопеечная марка с изображением фигуры женщины с факелом в руках на фоне нескольких пересекающихся линий, которые складываются в земной шар и по диаметру шара надпись «1910-1970. 8 марта – день Международной солидарности женщин».
Политики. Политические деятели Советского Союза и иностранных государств. Более подробно о марках данной тематики будет сказано в третье главе.
Выдающиеся деятели науки. Здесь на марках изображаются великие ученые Российской Империи, СССР – физики, химики, математики, авиаконструкторы, разработчики оружия и др.
Например, серия из трех марок номиналом в четыре копейки, отпечатанная в 1966 году, – А.Е. Ферсман, Д.К. Заболотный, М.А. Шателен. На марках изображены портреты ученых, годы их жизни и их ученые звания – академик, академик, член-корреспондент Академии наук СССР соответственно. Практически все марки с изображением ученых были крайне однотипны – основную часть марки занимала гравюра или портрет ученого, в нижней части марки были надписи, информирующие о его месте в академической иерархии, годы жизни, имя и инициалы. В самом низу марки была надпись «почта СССР» а по бокам от изображения ученого номинал марки и год выпуска.
Культура СССР и кинематограф. Композиторы, актеры кино, режиссеры, певцы, танцоры, сцены из фильмов советских режиссеров и др.
К примеру, две марки 1966-го года номиналами в четыре и десять копеек изображали сцены из недавно вышедших в СССР кинокартин – «Живые и Мертвые» 1965-го года режиссера А.Б. Столлера и «Гамлет» 1964-го года – Г.М. Козинцева. Марки были многоцветными и чем-то напоминали обычную афишу, которая вывешивалась перед кинотеатрами. Первая марка изображала двух разговаривающих солдат на фоне разворачивающейся военной баталии – горящего танка, бегущих пехотинцев, пикирующих истребителей. Вторая марка изображала Датского принца и его мать на фоне черной крепости. Марки данной тематики также в большинстве случаев были серийными и имели высокие номиналы.
Литература СССР. Изображаются на марках поэты, прозаики, драматурги. Например, марки с изображениями Садриддина Айни, Алишера Навои и Рейхана Бируни 1968-го года. На этих марках были воспроизведены общеизвестные изображения этих писателей. Однако, на марках, которые были посвящены писателям, которые жили уже во время СССР, помещались современные портреты этих людей, специально нарисованные художниками-дизайнерами для изображения на марке, и их инициалы.
Олимпийские игры. Изображаются сцены из олимпийских игр, проведенных в других странах с участием советских спортсменов.
К примеру, серия из пяти марок «XIX летние Олимпийские игры (Мехико, Мексика)». Марки имели номинал от четырех до шестнадцати копеек, были цветными и изображали разные виды спорта – фехтование, тяжелая атлетика, бег и др.
Чемпионаты мира. Иллюстрируются мировые поединки по боксу, борьбе, шахматам, футболу и др.
Четвертая марка «Хоккей. Золотая шайба с датами спортивных побед советской команды». На марке была изображена шайба в виде круга, по диаметру которого было написано СОВЕТСКИЕ ХОККЕИСТЫ – ЧЕМПИОНЫ МИРА И ЕВРОПЫ. А внутри круга был помещен хоккеист в спортивной форме и над ним четыре цифры – 1963, 1964, 1965, 1966.
К тому же советские марки изучаемого мной периода по номиналу можно поделить на три группы: Марки с высоким номиналом (8-20 копеек), средним (6 копеек) и низким номиналом (4 копейки). Марки с высоким номиналом издавались самыми малыми тиражами (в среднем два миллиона), но имели очень красочное изображение. Такие марки были предназначены для международной почты и для коллекций. Марки номиналом в шесть копеек имели средние тиражи (около трех миллионов экз.), четырехкопеечные имели самые большие тиражи (около четырех миллионов) и предназначались для почты внутри страны. Таких марок издавалось самое большое количество разновидностей и посвящены они были Героям СССР, выдающимся политикам, символам, военной и промышленной технике, транспорту.
Бюллетень «Филателия СССР» с 1966 по 1975 год
Теперь, когда я кратко описал марки, которые были выпущены, я могу перейти к общему экскурсу по бюллетеню «Филателия СССР». Стоит сразу заметить, что до 1977 года «Филателия СССР» называлась бюллетенем, с 1977 – это журнал.
Итак, бюллетень «Филателия СССР» выпускался ежемесячно с 1966 года. Редакция находилась в Москве. Главными редакторами бюллетеня в изучаемое мной десятилетие были В.А. Степанов (1966-1968), Б.А. Балашов (1968-1974) и Б.И. Буров. Стиль бюллетеня был научно-популярным.
В среднем бюллетень издавался стотысячным тиражом и пропорционально распространялся по всем советским республикам. Обычно, такие бюллетени распространялись по почтовым отделениям и филателистическим клубам. Выпускался бюллетень Министерством связи СССР совместно с Всесоюзным обществом филателистов.
Что касается внешнего вида бюллетеня, то первые несколько страниц были цветными и изображали обычно главную тематику нового выпуска бюллетеня. Допустим, если взять первый выпуск бюллетеня за 1967 год, то на титульном листе мы увидим изображение Ленина, разные надписи и несколько марок ленинской тематики. По обложке сразу можно понять, что основной тематикой будет именно В.И. Ленин и юбилей Октября. Статья об В.И. Ленине была самой большой и была напечатана на первых страницах. И так было практически с каждым выпуском бюллетеня. Интересно еще и то, что оглавление и краткое описание содержания были представлены на трех языках – русском, английском и немецком. Хотя вся основная часть была на русском языке. В среднем, один бюллетень состоял из 40-60 страниц и вмещал в себя около 15-20 статей.
Структура бюллетеня была такова, что в нем содержалось несколько традиционных рубрик, исследования или интересные факты в которых публиковались от выпуска к выпуску. Часть статей публиковалась вне определенной рубрики.
Итак, рубрики, которые повторялись практически во всех бюллетенях.
Авторские статьи разных ученых, академиков, партийных деятелей, выдающихся личностей и просто любителей филателии. В среднем, за один выпуск таких статей было от двух до четырех. Здесь авторитетные люди рассказывали о своих достижениях читателям. Рассказывать они могли о многом – о своих коллекциях, о своей биографии, том, как они прошли войну, как участвовали на выставках, как стали филателистами. Кратко говоря, в этих статьях люди с самыми глубокими коммунистическими убеждениями рассказывали как раз свои истории о том, каким образом марки поспособствовали укреплению в них веры в СССР, что марки изменили в их жизни или о чем они напоминают. Например: «Я видел и слышал Ленина» – статья, написанная В. Гроссманом, в которой этот человек повествует о годах своей юности, когда он, будучи делегатом Всероссийского съезда земельных отделов комитета бедноты и коммун, в 1918 году впервые лично увидел В.И. Ленина: «Читатель может понять, какое сильное, незабываемое впечатление произвела речь Ильича на всех участников съезда, особенно на нас, молодых. <…> Мне кажется, я вижу и слышу Ленина каждый раз, когда рассматриваю свою Лениниану в марках. Ведь для меня они не просто крохотные картинки из истории, сюжеты известных рисунков и полотен – для меня это кусочки жизни, частицы моей молодости» .
Филателистические выставки. В этих рубриках читатели могли узнать о том, как нужно правильно собирать коллекции марок, как их хранить, зачем вообще нужны выставки. В этих рубриках и велась в основном, как мне кажется, агитация за то, что нужно собирать марки, и разъяснялись те преимущества, которые может обрести коллекционер. Здесь рассказывалось о том, что выставки проходят по нескольку раз в год в разных странах социалистического содружества. И часто советские коллекционеры со своими коллекциями ездили в другие страны, чтобы обменяться опытом и показать свои достижения. Например: репортаж о Всесоюзной филателистической выставке «И смотр, и поиск». В этой статье повествуется о прошедшей в 1972 году главной в СССР филателистической выставке. Такие выставки обычно посещало огромное количество людей из разных стран, которые приезжали со своими тематическими коллекциями или просто как зрители, также на выставку приглашались все желающие филателисты из стран социалистического содружества: «Представители филателистических организаций НРБ, ВНР, ГДР, Кубы, МНР, ПНР, СРР, СССР, ЧССР, СФРЮ 28-31 октября 1972 года имели дружеские встречи в Москве в период работы Всесоюзной филателистической выставки, посвященной 50-летию образования СССР». Интересно, что масштабные филателистические выставки ежегодно проводились во всех странах социалистического содружества, странах Западной Европы. Что касается главной советской выставки, то ее посетило более пятидесяти тысяч человек из разных стран, включая СССР, а на 550-ти стендах было размещено более трехсот специализированных коллекций марок. «С кратким приветствие к участникам выставки и гостям обратился заместитель министра связи СССР Д.И. Мангельдин <…> затем выступает председатель правления ВОФ, народный художник РСФСР А.Н. Яр-Кравченко <…> Заместитель председателя польского союза филателистов Зигмунд Каламага от имени всех делегаций братских национальных филателистических организаций социалистических стран поблагодарил хозяев за приглашение не только посетить выставку, но и участвовать в ней».
Конкурсы от издания, «Справочный стол», «Мир увлечений». В каждом выпуске бюллетеня в рубрике для «юных филателистов» давались разнообразные интерактивные задания, а в следующем выпуске подводились итоги и объявлялся победитель.
По подсчетам издания, в 1970 году в редакцию пришло около десяти тысяч писем от коллекционеров. Интересно еще и то, что письма приходили также и из зарубежных стран. Например: в рубрике «Мир увлечений» одиннадцатого номера бюллетеня за 1970 год читателям предлагается поучаствовать в «конкурсе знатоков», в котором читатели бюллетеня предлагают свои вопросы, которые в дальнейшем публикуются. К примеру, загадка Сережи Куриловича: «Следующие три вопроса предложены участниками конкурса знатоков <…> Но знаете ли вы, что есть почтовая миниатюра, сюжетом которой послужила картина, созданная в честь филателии <…> филателистом на переднем плане? Назовите эту марку, а также автора картины, так польстившего коллекционерам марок». К тому же в этих рубриках для юных филателистов подготавливали статьи на самые увлекательные для молодежи темы: автомобили, спорт, животные, путешествия, военная техника, истории из жизни выдающихся людей: «В этом году ко Дню Военно-Морского Флота вышла серия марок, о которых вы, ребята, конечно, много слышали и читали. Названия их говорят сами за себя: Аврора, Варяг, Октябрьская революция, Грозный. Мы попросили старейшего филателиста, в прошлом моряка, Василия Адамовича Орлова прокомментировать эту серию».
Что-либо интересное о марках: «Филателия и публицистика», «Вам тематики». В статьях данных рубрик говорилось о новых марках СССР и стран социалистического содружества. Здесь читателю рассказывали об истории каких-либо марок, объясняли, почему именно эти марки были изданы. Обычно именно в контексте данных рубрик печатались статьи, которые были самыми главными в бюллетене и о теме которых читатель узнавал сразу, увидев обложку выпуска. К тому же в статьях подобной тематики рассказывалось о разных физических особенностях марок: разнообразные типы бумаги, типы красок, художники и прочее. Рассказывалось о том, как отличить бракованные марки от нормальных, какова ценность таких марок. Более подробно статьи данной тематики будут описаны в третьей главе работы.
«Филателистический атлас», «В почтовых окнах мира». Обычно несколько страниц в самом конце бюллетеня. Здесь рассказывается о разных странах, об их почтовых системах (необязательно, чтобы эти страны были из социалистического содружества), марках, особенностях почты и другое. Например, в четвертом выпуске бюллетеня за 1970 год рассказывалось о новых марках Конго «50-летие международной организации труда», «Рабочий и крестьянин за работой», о марках Пакистана – «50-летие перелета Англия – Австралия. Самолет над Пакистаном» и многое другое.
Также, в бюллетенях печатались статьи, тематики которых не обязательно должны были повторяться в каждом выпуске, но повторялись через раз либо несколько раз за год. Все же, мне удалось немного структурировать статьи такого типа по условным нижеприведенным тематикам.
Новые клубы Всесоюзного общества филателистов. В данных рубриках описывалось то, каким образом создавались новые клубы, через какие трудности пришлось пройти основателям клубов, рассказывалось о биографиях этих людей. В первые несколько лет выпуска бюллетеня рассказывалось о новых клубах в разных советских республиках – Азербайджане, Туркменистане, Армении, Узбекистане, Латвии, Литве и других. Эти статьи занимали примерно 3-4 страницы и в них рассказывалось обо всем, что касается филателии в этих республиках – о самих коллекционерах, о доступе к маркам, о том, что даже без специального клуба коллекционеры все равно собирались и делились своим опытом, о том, как местные власти относятся к созданию таких клубов, об основателе клуба и проч.
Марки зарубежных стран. В некоторых выпусках бюллетеня рассказывалось о почтовых новшествах в разных странах, союзных с СССР. Здесь описывались новые выпуски марок, рассказывалось про изображение на них, обязательно (завуалировано) говорилось о величии СССР и его мировом влиянии. Здесь рассказывалось о кубинских марках, о вьетнамской почте и др.
Статьи, посвященные любопытным фактам, – для общего просвещения читателей. Данные статьи не относились напрямую к теме филателии. Они могли касаться биографий героев Великой Отечественной войны, вооружения советских войск, историй про животных, про Арктику, про звезды и Луну, вселенную, погоду и прочее.
Пропаганда новых увлечений. В некоторых выпусках бюллетеня читателям рассказывалось про другие увлечения, которые не менее полезны для общего развития личности. В этих рубриках говорилось об увлекательности коллекционирования монет, о необходимости частого чтения книг и создании своей личной, большой библиотеки, о бонистике – коллекционировании бумажных денег. Бывает, что посредством чьих-либо рассказов редакторы бюллетеня пытаются мотивировать своих читателей на новые увлечения, развивающие личность.
Итак, теперь, когда я систематизировал советские марки изучаемого периода и кратко сделал общий обзор бюллетеня «Филателия СССР», мне кажется, что нужно ограничить направление моего исследования. Ведь за изучаемое мною десятилетие было напечатано более ста бюллетеней и свыше тысячи марок. Бюллетень нес в себе не только пропагандистские статьи, но и общеобразовательные, развлекательные статьи, разные игры, кроссворды, загадки и многое другое. Марки изображали не только советских и зарубежных ученых, политиков, но и трактора, самолеты, военную технику, разнообразных животных, кинематограф и прочее. Поэтому, чтобы в полной мере раскрыть заявленную мной тему, я сосредоточу свое исследование на изучении не столько изображений ни самих марках, сколько на методологии пропаганды коммунистических идей посредством марок.
Как было показано в моей курсовой работе за 2015 год, огромные тиражи и разнообразие изображений на марках можно свести к пяти темам, а именно: 1) марки, посвященные В.И. Ленину; 2) марки с изображением выдающихся личностей СССР и союзных государств; 3) знаменательные даты Советского Союза; 4) спорт в СССР; 5) Великая Отечественная война и все что связано с войной и военной техникой. В среднем, каждая марка из этих тематик имела тираж в пять миллионов экземпляров и была у всех на виду. Благодаря проведенной работе стало ясно, что эти марки в большей степени были предназначены для обращения внутри СССР и вели пропаганду тех людей и событий, которые хорошо известны только жителям Советского Союза. Мы изучили, как велась непреднамеренная пропаганда посредством марок, то есть не целенаправленное идейное воздействие марок на людей, а массовое просвещение (людям попадали в руки марки с изображением личностей и они по своему желанию, если такое возникало, сами изучали историю марки). Сейчас же мы проследим, как относилось государство, в лице министерства связи СССР и Всесоюзного общества филателистов, к прямой идейной пропаганде посредством марок, основываясь на источниках – бюллетенях «Филателия СССР». Следует сразу разделить пропаганду посредством марок на два типа: пропаганда «побуждающая» и «агитирующая».
К пропаганде «побуждающей» относятся как сами марки с изображением каких-либо миниатюр, так и статьи в бюллетенях, которые посвящены официальной интерпретации этих изображений. Практически каждая марка несет в себе какую-либо информацию и чем более марка красочна или разрекламирована, чем чаще появляется на виду, тем больше она побуждает человека, который держит ее в руках, взять энциклопедию или статью в журнале и узнать, что же нарисовано на этой марке или хотя бы взглянуть на нее более внимательно. Что касается бюллетеня, то здесь некоторые статьи рассказывали об истории людей, техники, праздниках или сюжетах, изображенных на марках. Это повествование отражало официальную идеологию КПСС и побуждало читателей, во-первых, гордиться своей страной и ее достижениями, а во-вторых, самим знакомиться с историями марок, которым не было уделено места в бюллетене. В большей степени за изучаемый мной период в бюллетенях публиковались «побуждающие» статьи, посвященные маркам следующих тематик: 1) пропаганда верности заветам В.И. Ленина и идеям коммунистической партии; 2) спортивные достижения страны, в том числе и активистов ВЛКСМ; 3) пропаганда мощи советского государства – Герои страны, морская, сухопутная, воздушная и космическая военная техника; 4) важные события, имевшие место в СССР.
К пропаганде «агитирующей» относятся статьи бюллетеня, которые призывают читателей коллекционировать марки и благодаря этому умственно развиваться. Интересно, что пропаганда коллекционирования марок велась не только в бюллетене «Филателия СССР», но и по разным радиоканалам, телевидению, в журналах и газетах. Часто, например, в СМИ отображались итоги каких-либо проведенных филателистических выставок. Такие «призывающие» статьи также можно условно поделить на две подкатегории: статьи – «пропагандисты» филателии и «практические». К пропагандистским статьям относятся написанные авторитетными в СССР людьми – академиками, министрами, военными, руководством Всесоюзного общества филателистов, членами ЦК КПСС. В этих статьях уважаемые люди писали о пользе филателии для государства и важности коллекционирования марок в современном для них обществе. Здесь приводились примеры из жизни этих людей, говорилось о том, как марки им помогли решить те или иные сложные проблемы, рассказывалось о цели СССР и о том, как правильно воспитанные граждане могут помочь государству в достижении этой цели, об отношении к маркам революционеров – Ленина, Бабушкина, Кирова и многих других. Практические же статьи были написаны в основном сотрудниками Всесоюзного общества филателистов (далее – ВОФ) и сотрудниками бюллетеня и повествовали о всесоюзных филателистических выставках, рассказывали о пользе этих выставок и обучали методологии создания своей выставочной коллекции. Если учесть, что к 1970-му году членами ВОФ были более двухсот тысяч человек, не говоря уже о «Клубах юных филателистов» (далее КЮФ), отделений которых были тысячи по Союзу (точного числа количества членов КЮФ-ов мне найти не удалось), то появляется огромный контингент людей, которым постоянно объяснялось о том, что марки собирать полезно и что обязательно нужно изучать истории изображений на марках. Здесь рассказывалось об агитационных работах председателей областных ВОФ-ов и КЮФ-ов, о привлечении членами этих организаций новых людей в свои ряды. Кратко говоря, «практические статьи» дают нам возможность изучить прямое пропагандистское воздействие марок на умы людей.
марка филателия журнал почтовый
Литература
Источники
. Филателия СССР : науч.-попул. ил. журн. М-ва связи СССР и Всесоюз. о-ва филателистов. – М. : Центр. филателист. агентство Союзпечать, 1966-1992.
Каталоги марок
2. Государственные знаки почтовой оплаты. Почтовые марки СССР 1961-1974 : каталог/ Федер. агентство связи. – М. : Марка, 2010. – 336 с.
. Каталог почтовых марок СССР. – М. : Радио и связь, 1983. – 40 с.
4. Каталог почтовых марок СССР. 1918-1969. – Москва : Центр. филателист. агентство «Союзпечать», 1970. – 654 с.
. Каталог почтовых марок СССР, 1918-1974. – М. : Союзпечать, 1976. – 837 с.
. Каталог почтовых марок СССР, 1918-1991 / под ред. Виктора Ляпина. – М.: Крас. пролетарий, 1999. – 240 с.
. Марки России и СССР. – Ростов н/Д. : Владис, 2009. – 400 с.
. Почтовые марки России и СССР (1857-1991 г.г.) : специализированный каталог справочник / составитель и редактор В.Ю. Соловьев. – М. : ИздАТ, 1998. – 311 с.
. Почтовые марки России и СССР (1857-1991 гг.) : специализир. кат.-справ. (доп.) / сост. и ред. В.Ю. Соловьев. – М. : ИздАТ, 2001. – 63 с.
. Почтовые марки СССР : каталог / Центр. филателист. агентство «Союзпечать». – М. : Радио и связь, 1981. – 44 с.