- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,51 Кб
Местоположение Рая
Реферат
Местоположение рая
ВВЕДЕНИЕ
В поисках рая, человечество, с момента своего появления в этом грешном мире, приложило немало усилий. Но человек так и не нашел место входа в рай, который Господь расположил на востоке, как это известно по Священному Преданию и Священному Писанию. Бог все устроил по промыслу Своему и не дал падшему и не раскаявшемуся человеку, отныне живущему на земле "из которой он взят" (Быт. 3, 23) легко войти в блаженное место. Господь позаботился и о безопасности блаженного места – поставил вооруженную охрану: "на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся" (Быт. 3, 24), чтобы не мог никто переступить запретную черту и подойти к древу жизни, посаженному посреди рая.
Вещество, природа и блаженное состояние рая соответствуют естеству его жителей – духов, и потому он недоступен для наших чувств, огрубевших от глубокого падения. Однако же, при содействии Святого Духа, райская природа, закрытая для одних, была открыта для других. Святые отцы по-разному трактуют Библию, указывая на местоположение рая и как будто вступают между собой в противоречия. Единственное, что не вызывает сомнения – это местоположение, по отношению к земле, небесного и земного рая – на Востоке.
Все святые отцы и учителя Церкви представляют рай как сад дивной, неописанной красоты, природа которого вполне соответствует природе души. Преподобная Феодора Цареградская, после представления, спрашивала ученика преподобного Василия Нового – Григория: "Вот если бы видел сад, который называется раем, который насадил Сам Господь на востоке, как бы тогда удивился?!" и сам он видел: "Посреди него были различные деревья с прекрасными плодами и, посмотрев на восток, я увидел роскошные палаты, светлые, высокие." Великий угодник Божий Симеон Дивногорец, находясь с матерью Марфой в Антиохии в месте "Херувим" видел Господа Иисуса Христа, находящегося на высоком престоле, с предстоящими праведниками и открыта была книга жизни, по которой творился суд: "и виден был на востоке рай, а на западе ад;" Преподобная Евфросиния Суздальская, в детстве удостоилась видения грозного и нелицеприятного суда Господа. Он держал в руках книги жизни, а "на востоке был виден рай, а на западе кипело озеро огненное."
Очевидно, что не один святой указывает нам на местоположение рая на востоке и нет сомнений, что он может находиться именно там. Православная Церковь, в свою очередь, не занимается отыскиванием местонахождения рая во вселенной и на земле, а в своих молитвах, особенно в Великую Субботу и Воскресение Христово, говорит о месте рая на небе.
Актуальность местоположения рая и в наше время не пропадает. Человек благодаря своей любознательности и большого интереса к историческим проблемам продолжает искать расположение райского Едема и при этом не теряет своей надежды на обретения блаженного райского места. При этом необходимо помнить, что здесь на земле мы не будем жить вечно и необходимо готовить себя и очищаться постом, молитвами и причастиями от грехов и скверны.
Для исследования и раскрытия данной темы мною будут использованы тексты Священного Писания, святоотеческое наследие, работы святителей Иоанна Златоустого, Игнатия Брянчанинова, Димитрия Ростовского, преподобного отца Никиты Стифата и толкователей Слова Божия.
Местоположение рая
Рассмотрим значение слова рай, с точки зрения религии и философии. рай – это место вечной совершенной жизни состоящей в Богообщении и Богопознании, блаженстве праведных в любви к Богу и друг ко другу, в гармонии с природой, где время не течет и отсутствует смерть. Подразумевается две категории трактования:
1.рай изначальный – состояние утраченное при земном рождении (Эдем), т.е. место жительства Адама и Евы, до того как они согрешили и были изгнаны. Прародители пребывали в раю в постоянном Богообщении, наслаждались всей душой созерцанием Бога и были близки с Ним.
2.рай – состояние вечного блаженства после смерти или конца мира: Царство небесное. Батюшка Серафим Саровский говорил, что: "если бы человек знал, как ужасен ад и как сладок рай, то он готов был бы вытерпеть самые страшные муки здесь, на земле."
Первозданный рай, созданный Богом на востоке – есть древнее наше отечество и далекая родина всего человечества. Святые отцы в своих трудах рассказывают нам, что рай состоит из двух природ: чувственной и духовной. Поэтому очень может быть, что сначала рай был действительно создан на земле.
Святитель Филарет Московский пишет: "Но вместо того чтобы скитаться по распутиям человеческих мнений, лучше остановиться в сем исследовании на ясных только указаниях Слова Божия…". Мы не будем выдумывать и изобретать что-то новое и последуем этому благочестивому указанию, опираясь на мнения святых отцов и толкователей Слова Божия. Итак рассмотрим несколько точек зрения на расположение рая, что позволит нам сделать выводы о его местоположении.
Пророк Моисей пишет, что из Едема вытекала река для орошения рая и далее делилась на четыре реки. Одна называлась Фисон и обтекала всю землю Хавила в которой находилось много золота, драгоценных камней и оникса. Вторая носила название Гихон (Геон) и обтекала всю землю Куш. И наконец две оставшиеся реки нам хорошо известны и описаны в Ветхом Завете: "Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат." (Быт. 2, 14). В наше время реки с таким названием несут свои воды через Месопотамию. Следовательно, Едем может быть расположен в районе Персидского залива, в стране которую можно искать рядом с Месопотамией, Сирией или Арменией.
Из сказания Моисеева очевидно, что рай необходимо искать на земле, т.к. там находятся деревья, выращенные Богом из земли, звери и птицы созданные из земли, а также реки, некоторые известны нам. Рай занимал немного места на земле и скорее всего был ее столицей или центром, т.к. Адам и Ева были изгнаны от туда с проклятием от Господа "пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми;" (Быт. 3, 14) и умножением в скорбях. Изгнаны они были, чтобы: в тяжелом труде возделывать землю, покуда не возвратятся в нее, в болезнях рожать детей и в поте лица своего есть хлеб. Нельзя утвердительно говорить, что следы рая были изглажены потопом или другим образом, потому, что те подробности, которые указывает нам Моисей о его местоположении, говорят об обратном.
Святитель Иоанн Златоуст говорит нам, что рай был создан Богом на именно на земле для человека: "А что точно для него Бог создал рай", а не на небе и при этом отправляет нас к Священному Писанию: и "насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал" (Быт. 2, 8). Видимо поэтому пророк Моисей открывает нам имя блаженного места, чтобы пустословы не сбивали с толку простых людей и не несли бред, при этом, что рай был расположен на небе, а не на земле.
Нам известно, что книга Бытия является канонической в ветхозаветной и новозаветной Церквах, т.е. она богодухновенна и значит пророк Моисей создавал ее находясь под особенным воздействием Святого Духа. Господь утверждает это своими словами, говоря Моисею: "Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить." (Исх. 4, 12). Почему тогда мы не можем доверять блаженному Моисею и сомневаться в точности его определения относительно расположения Рая на земле, тем более отвергая тщательно изложенные в Писании факты? Но ведь некоторые очень мудрые и красноречивые учат не по Писанию, и говорят, что нет рая на земле и при этом приводят иные доводы, также продолжают мудрствовать не по написанному, а так как им кажется и нравится. При этом сказанное о земле переносят на небо, "хотя Святое Писание, когда хочет научить нас чему-либо такому, само себя изъясняет и не дает слушателю заблуждаться.". К сожалению многие из нас слушают не для получения пользы от прочтения и изучения Божественного Писания, а ради удовольствия и поэтому склоняются не к доставляющим пользу, а к тем, которые им нравятся.
Святитель Иоанн просит нас отойти от таких "учителей" и следовать правилам Священного Писания. При этом напоминает нам, если мы слышим, что "насадил Бог рай в Едеме на востоке", то слово: "насадил" должно понимать прилично, с упованием на Бога, и знать что Он повелел и далее верить, что рай был сотворен, именно в том месте где это описано в Писании. Искажать и не верить написанному в божественном Писании, а также выдумывать в своем уме другое, являет собой большую опасность, для тех кто на это решается.
Такие подробности в описании рая, имена рукавов Едемской (Райской) реки, перечисление стран, через которые проходят эти рукава-реки, дают повод сделать вывод, что рай расположен на земле. Но при этом многие забывают о том, что рукава выходящие из реки райской, хотя и называются также как и земные реки, должный иметь один общий исток и прежде составлять одну реку и только потом делится на четыре. Именно эти условия не соблюдаются при сравнении райских рек с земными, у них даже истоки находятся далеко друг от друга. Не может находиться рай на земле, но при этом он почти точная копия ее и крепко связан с ней. Обращаясь к книге Бытия, святитель Игнатий замечает, что и создание самого рая называется не сотворением, а насаждением "из земли" (Быт. 2, 8-9), т.к. взяты были с земли жители для него.
Возможно причиной мыслей о нахождении рая на земле, было закрепившееся понятие о грубом, осязательном веществе, и когда люди не догадывались, что вещество способно иметь высокую степень тонкости, не постигаемую умом человеческим: "прежде утонченное вещество смешивали с духами и называли его духом, или же во всем невидимом, неподверженном и весьма мало подверженном нашим чувствам искали уже бесконечной тонкости, что одинаково погрешительно.".
Распятый на кресте Господь утешает разбойника сораспятого с Ним: "истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю." (Лк. 23, 43). Очевидно, что именно душа разбойника, как тонкое тело, помещается в рай, в то время как его физическое тело предается земле. Именно тонкое тело помещается в рай, потому что он сам состоит из тонкого вещества и соответствует своим жителям – сотворенным духам. Состояние тела Адама в раю объясняется с той же точки зрения, где он обитал с духами в одном жилище. Именно так, по воскресении своем, будут обитать с духами на небе праведники и святые в своих тонких телах.
Святой Иоанн Дамаскин говорит: "Небо есть то, что объемлет твари как видимые, так и невидимые. Ибо в нем заключаются и им ограничиваются и постигаемые только умом силы ангелов, и все чувственное. Неописуемо же одно только Божество, Которое все наполняет и все объемлет, и все ограничивает, так как Оно – выше всего и все сотворило.".
Размышляя над творением блаженного Моисея святые отцы, на первый взгляд, противоречат друг другу в размышлении о том, где место рая. Святитель Иоанн пишет о рае на земле, а святитель Игнатий пишет о рае на небе. Не вдаваясь глубоко в подробности, можно обнаружить отсутствие противоречий между святыми отцами. Они как будто дополняют один другого, чтобы мы, пройдя тернистый путь отрицаний, все-таки приблизились к истине.
Итак, по слову святителя Иоанна, рай не на небе, а на земле. Господь помещает человека в такой мир, куда могли попасть животные, птицы и даже враг рода человеческого в виде змея, т.е. не в невидимый ангельский мир. Естественно, в мир ангелов дьяволу закрыт был путь, и он не мог туда попасть для соблазнения Евы. Значит, рай не мог располагаться в мире ангельском и на небе как таковом и действительно был насажден и создан на земле, в доступном месте для прихода искусителя.
Святитель Игнатий говорит о насаждении рая на небе, а не на земле. Напомню, что после изгнания человека из рая, у входа туда Бог поставляет вооруженного Ангела, чтобы охранять его. На сегодняшний день человек изучил всю планету, но рая не увидел. А если рай на земле, то где тогда вход в него и Ангел с оружием? Мы этого не видим и не нашли. Господь и разбойника забирает в рай небесный, оставляя его бренное тело здесь на земле. Значит святитель Игнатий прав, когда он пишет, что рай действительно не на земле, как мире грубом вещественном.
Как же понимать различные толкования святых отцов? Рай как бы на небе, но не там. Рай как бы на земле, но не здесь. Получается необходимо глубже и более духовно понимать слова святых о местоположении рая. Он находится на небе и не на небе, Он есть на земле, и не на земле. Противоречиво, но немного разобравшись, мы понимаем, что человека Бог создал в виде переходном, между миром ангелов и животных. Следовательно, и место обитания человека создано было как буферное звено между всем видимым и невидимым. Рай как будто на земле, а точнее «на востоке», он не досягаем нам огрубевшим чувствами, он здесь находится как высшая точка – как тонкая земная сфера невидимая человеку.
С другой стороны рай не на земле, он не может находиться в грубом и мрачном материальном мире и не может быть его частью. Рай существует на небе, в мире тонких материй и веществ. Рай на небе, но и не там. Он не на небе, не в ангельском мире, не там где существуют огненные Серафимы и Херувимы. Святитель Игнатий пишет: "Святой Андрей был восхищен подобно святому Апостолу Павлу до третьего неба; на первом небе от земли, по видению сего святого, помещен рай.". Следовательно, рай – это первая часть неба, некоторая промежуточная ступень от земли, как мира грубого и осязаемого, к небу, миру невидимому, в котором живут Ангелы.
Рассматривая толкования святых отцов Иоанна и Игнатия, может показаться, что они вступают в противоречия друг с другом, но присмотревшись, мы находим, что это не так. Для нас земных их толкования рая – это только приближенное представление о высшем мире, какое способен человек познать. Апостол Павел правильно замечает в послании к Коринфянам: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан." (1 Кор. 13, 12). Человеку не дано познать тайну и окунуться в нее, нет у него таких возможностей здесь на земле и мы можем только приблизительно нарисовать себе всю возвышенную красоту рая, но все зависит от нас.
Земля может служить некоторым подобием рая. Пророк Моисей в Священном Писании сравнивает долину Содомскую с Божиим раем: "прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень…" (Быт. 13, 10). И поскольку земля была совершено другой, чем мы можем видеть ее в наше смутное время, после проклятия – в состоянии разрушения и подготовленной на сожжение, насколько тогда должен быть красив и превосходен рай, тогда уже превосходивший землю своей божественной красотой и ангельской благодатью.
Именно так лицезрел рай Святой Андрей и именно так он поведал о нем, о райской реке, плодах, цветах, птицах и их пении, виноградниках и деревьях. А о деревьях он сказал, что на земле нет подобных, т.к. Господь только мог посадить такое, а не человек. Возвышенная красота рая и влияние благодати настолько поразило Его, что он пришел в необычайный восторг. Если красоты земли могут приводить в восторг созерцателей, смотрящих на красоты мира, созданного Творцом, то что можно сказать о рае, в котором промысел Божий смог устроить все в высшей степени совершенно.
У преподобного Никиты Стифата есть труд, в котором он размышляет о рае. Он показывает нам и дает узнать, о богатой благодати возложенной Богом на нас: "Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия" (Рим. 2, 4) и какие благодеяния снисходят на нас свыше от Господа "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов" (Иак. 1, 17), а также почему произошло первоначальное грехопадение прародителей и до сих пор происходит среди людей, от Божественных духовных даров, как дурной акт самоопределения воли.
По мнению преподобного Господь промыслительно создает Адама двойным, вкладывая в него две природы – видимую и невидимую: "И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою." (Быт. 2, 7). Какой был Бог состоящий из этих природ, чувственно осязаемым и осмысленным умом, такой и сделал Бог, похожий на его природы – рай и вырастил среди него два Дерева Жизни и Знания, которое назвал Познанием добра и зла.
Один рай был создан в Эдеме, подобно этому видимому миру и возвышался он над всей землей для наслаждения Адама – потому, что "Эдем" есть "наслаждение" – окружен был благорастворенным, свежим и тонким воздухом, украшенный вечнозелеными растениями и цветами, был он полон яркого света и благоухания переполняющего все и вся, непостижимый умом в своей красоте. И, необходимо было только пребывать в этом образе жизни. Второй рай был насажен Господом сообразно умопостигаемому и незримому миру, какой существует и расположен внутри человека, т.к. сотворен человек – быть большим миром в меньшем мире, видимом, и расположен Богом на земле.
Как первый рай был закрыт для Адама и возврата туда не могло быть, "так и огненный меч отступает от меня уже с тех пор, как Христос был распят и воскрес" и всем верующим, из-за вышесказанного, нет необходимости в первом рае. Всем нам открыт вход на небо и всем завещано Царство с Христом Спасителем: "…чтобы там, где Я, и они были со Мною…" (Ин. 17, 24). В человеке есть потребность этого незримого рая, чтобы знать про все что сотворено там Богом и от творений Его получать помощь.
Все творения этого мира: небо, земля и все, что находится на них, утверждает преподобный Никита, есть большой рай для людей, вместо всего сотворенного в Эдеме для Адама. Потому что Господь создал рай на востоке и поселил там Адама, но предвидя грех, отсутствие раскаяния и изгнание, Сердцеведец приготовил существующий мир, будто другой второй рай, "один не больший другого великолепием благодати, но равный всем видом, да и действительно наполненный наслаждением." Ну, а т.к. человек является двойным, соответственно двойным для нас будет от него и "полный пир"-эстахологический, ощущаемо и духовно ощущаемо, а духовно от всех созданий Господа и как говорит мудрый Соломон, мы возвышаемся к Творцу.
Рай, по рассуждению преподобного Никиты, существует в жизни во Христе, а Царство Божие – вершина такой жизни и есть другое, более высокое, чем рай блаженства Боговедения. Человек насыщенный плодами и дарами Святого Духа, может войти в рай и насладиться от Древа Жизни, не сможет повредить себе от Древа Познания добра и зла, как апостол Павел, побывавший на третьем небе: "в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает", и по восхищении в рай: "слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать." (2 Кор. 12, 2-4). Толкуя данный отрывок, преподобный Никита говорит о двух состояниях – "третье небо" и "рай", считая, что это описание разных состояний, хотя традиционно считается, что это описание одного состояния.
Человек становится божественным раем и представляет собой дом нераздельной Троицы, в сердце содержит Древо Жизни, т.е. Самого Бога, и награжден плодами Бога, не повреждается от Дерева познания добра и зла, рождается от действия Святого и Божественного Духа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы можем наблюдать, насколько отличаются и также сходятся в своих мнениях о рае святые отцы. Что же нет Рая на земле или нет на небе? Нет, так нельзя сказать, и мы увидели множественные подтверждения этому. На сегодняшний день рай отделен от человека некоей преградой и попасть туда можно только человеку, наименее согрешившему в нашей нынешней жизни.
Существуют различные мнения о том, где существовал рай на нашей планете и что сегодня его здесь нет. Но может быть нам не дано до определенного времени видеть его и наслаждаться его красотой. Есть мнение святителя Димитрия Ростовского, знакомого с наукой, которая была в его время, конечно не на таком уровне развития, как сейчас. Он говорит нам, что рай существует и не погиб в водах Ноева потопа, т.к. если бы рай был на земле, он должен быть смыт водами потопа, так думали некоторые, только сегодня он отделен от земли.
Рай, как звезда явившаяся волхвам, освящал все мироздание, и Бог создал этот мир в перспективе рая. рай земной связан и с космосом. Бог сходил в рай, свет рая осветил землю, из него выходили реки воды живой, значит небо и земля все таки имели место соприкосновения в этой райской горе на востоке. Законы природы, созданные Господом, в прошлом существовали как-то иначе, чем сейчас. Наука, уважающая веру, может быть в будущем это обоснует, а Церковь сможет дать адекватный ответ на этот вопрос. Но точку над всеми спорами сможет дать только основанное на вере богословие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1998.
2.Афанасьев Д. Учебное руководство по предмету Священного Писания (Книги законоположительные). Ставрополь, 1888.
3.Евфросиния Суздальская, прп. – защитница веры (укрупненный шрифт) / Владимирская областная специальная библиотека для слепых; сост. Н.Г. Золин – Владимир, 2012. – Серия: «Святые земли Владимирской».
4.Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о человеке. М., 1997.
5.Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. М., 2003.
6.Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: в 12 т. СПб., 1895. Т.4: Беседы на книгу Бытия.
7.Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет. 2-х т. М.: ПСТБИ, 2003.