- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,61 Кб
Методика формирования типологических структур при исследовании закономерных взаимосвязей в системе дизайна костюма
Методика формирования типологических структур при исследовании закономерных взаимосвязей в системе дизайна костюма
В мире причинно и системно все, начиная с глобальных космических явлений и кончая, например, закономерностями гармонических композиций при проектировании объектов материальной среды, окружающей человека. Один из таких объектов – костюм, с одной стороны, являющийся составной частью этой среды, а с другой – представляющий собой результат сложного взаимодействия композиционно-конструктивных элементов, объединяемых в иерархическую систему с помощью средств композиции.
Возможность восприятия какого-либо объекта (например – одежды) как цельной гармоничной системы, может быть обусловлена комплексом эстетических воззрений, присущих данному народу или обществу в ту или иную эпоху.
В то же время существуют законы природы, эмпирически трансформирующиеся в процессе эволюционного развития в законы искусства, общие для всех народов. Сюда относятся, например, такие моменты, как восприятие закона симметрии а асимметрии, видов ритма, пропорционирования, законов контраста, нюанса и тождества, цветовой гармонии и т.д. При этом конкретные уровни этих факторов, сформировавшиеся в определенной среде, зависят, в первую очередь, от региона, природной и социальной среды обитания того или иного человеческого общества [1-3].
Современная транскрипция понятия «костюм» сводится не только к восприятию его как сочетания одежды, обуви и аксессуаров. По нашему мнению его осознание как гармоничной художественно-утилитарной системы зависит от степени корреляции его морфологических составляющих и уровней их варьирования, что должно оцениваться через призму критериев, присущих костюму определенных назначений и эксплуатируемому в то или иное время.
Иными словами здесь речь идет об имидже самого понятия «гармоничность костюма», выраженного через его структурное построение.
Подтверждение данной гипотезы потребовало выработки необходимой методики исследования и определения целей и круга задач, подлежащих решению.
Основными целями исследования явились:
-выявление закономерностей формирования гармоничной структуры костюма с помощью анализа морфологии изучаемых объектов;
-разработка концепции формирующей информации о взаимосвязях в системе дизайна костюма и технологии реализации указанной цели. При этом под технологией надо понимать систему средств, способов и путей достижения поставленной цели.
Эти цели могут быть ориентированы на исследование костюма самых различных назначений и эпох. Это – этнический и исторический костюм, а также современный костюм для различных социальных групп выполняющий самые различные функции.
При проведении работы использовался системный подход, позволяющий рассматривать предметы и явления во взаимосвязи.
Объединяя системно-структурный (Т.В. Козлова) [4] и художественно-конструкторский анализ (ВНИИТЭ) [5], учитывая методику анализа народного костюма (И.Н. Савельева, А.М. Упине) [2, 3, 6-9], разработана методика, основанная на культурологическом, культурно-историческом, сравнительно-историческом и историко-типологическом методах анализа костюмных форм. Использовались объединения элементов, противоположных или вообще несходных в структурное единство, также методики статистического анализа (математической статистики), а также методики, принятые в конструировании одежды. Применялись методы (А.Ф. Лосев) комплекс – интерполяции (объединение вполне дискретных отдельных элементов, связанных более или менее механически) и комплекс – компиляции.
Целевые установки определили основные задачи исследования, являющиеся по существу, главными этапами разработанной методики получения типологических структур, показывающих закономерные взаимосвязи между композиционно-конструктивными элементами одежды и являющиеся теоретическим основанием и объяснением представлений о гармонии, сформировавшиеся в ту или иную эпоху в костюме.
Эти задачи в целом можно сформулировать так:
-проанализировать репрезентативную выборку образцов костюма с позиций использования в них различных композиционно-конструктивных элементов и средств, составляющих основное морфологическое поле языка костюма;
-определить частоту встречаемости этих элементов и средств;
-выявить специфику трансляции найденных закономерностей морфологического строя костюма в структуру его гармонии;
-определить принципы образования закономерных взаимосвязей изучаемых морфологических составляющих костюма с учетом их анализа и синтеза.
Как уже было сказано ранее, предметом исследования по показанным позициям может быть любая одежда. Для данной статьи нами был выбран этнический костюм.
Был проведен художественно-конструкторский анализ образцов национальной одежды русских, народов Дальнего востока и Сибири, Коми, Испании, Марокко, Китая, Индии.
Выбор объектов исследования осуществлялся специально с учетом как можно более отличающейся среды обитания с тем, чтобы определяющие закономерные взаимосвязи составляющие народного костюма были как можно более наглядными и базирующимися на законе контраста.
Всего было проанализировано более 4000 образцов. Выполнены рисунки, фотографии и развертки кроя. Далее каждый из анализируемых экспонатов был в табличной форме разобран по композиционно-конструктивным составляющим. Затем была определена частота встречаемости этих составляющих в процентном выражении. Результаты этой части работы сведены в таблицы, данные которых послужили основой для разработки сводных диаграмм (классификационных моделей), в которых закодированы и наглядно представлены все сведения о композиционно-конструктивном строе народной одежды каждого из изучаемых регионов. Использование диаграмм, состоящих из концентрических окружностей, позволяет в компактном виде показать особенности морфологической структуры народного костюма.
На основании данных о частоте встречаемости элементов и средств композиции в народном костюме каждого из изучаемых регионов построены «древа» (типологические структуры) их наиболее характерных уровней и сочетаний [4-9], что показывает наличие взаимосвязей между ними и объясняет композиционное единство в структуре и системе народных изделий.
Эти «древа» строились так:
-в первой вертикальной графе таблицы перечислены основные элементы и средства композиции и их уровни, используемые в народных костюмах;
-графа «Частота встречаемости признака» разделена на 10 частей по 10% на каждую;
-в вертикальных графах в соответствующих клетках показана частота встречаемости признака в процентах от общего числа исследуемых образцов;
-клетки с наибольшей частотой встречаемости уровней каждого признака соединены линиями, что позволило выявить их наиболее характерные сочетания;
-в ряде случаев у того или иного признака имеется несколько достаточно значимых уровней. В этом случае существуют несколько вариантов взаимосвязей встречающихся несколько реже.
По данным разработанных схем (древа) выбраны цепочки взаимосвязанных элементов и средств композиции с разной степенью значимости. Наиболее часто встречающиеся сочетания затем расшифрованы.
В качестве примера приведем краткие результаты исследования основных элементов женского народного костюма Нижегородской губернии конца Х1Х-начала XX века.
Анализ классификационной модели композиционно-конструктивного строя народного костюма этого региона позволяет сделать следующие выводы:
-в народной одежде преобладает силуэт трапеция;
-конструктивные и конструктивно-декоративные линии превалируют над декоративными;
-гладкая фактура встречается чаще, чем шероховатая.
-ассортимент сарафанов характеризуется 100% использованием хроматической гаммы; в ассортименте рубах также преобладает хроматическая гамма;
-орнаментированная поверхность преобладает над неорнаментированной;
-пропорционально-последовательный ритм более употребителен, чем прямой равномерный;
-закон контраста проявляется в форме, закон нюанса и закон тождества – в направлении линий.
Первая по значимости цепочка композиционно-конструктивных элементов и средств – это: силуэт – прямой, сформированный с помощью конструктивных вертикальных линий из сатина с гладкой фактурой, плотного неэластичного декорированного растительным орнаментом. Используются хроматические теплые цвета (преимущественно красный) высокой насыщенности, прямой равномерный ритм (в основном – в орнаменте), симметрия, контраст в форме, нюанс и тождество – в направлении линий.
Вторая цепочка – это: трапециевидный силуэт. Расчлененный конструктивно-декоративными горизонтальными линиями. Используется льняной холст с шероховатой фактурой хроматических холодных цветов (с преобладанием синего), плотный, хорошо драпирующийся с геометрическим орнаментом. Применяются прямой равномерный ритм, симметрия, контраст в форме, нюанс и тождество – в направлении линий.
Третья цепочка взаимосвязанных элементов и средств композиции выглядит так: силуэт – трапеция. Расчлененный декоративными наклонными линиями; материал – гладкий. Неплотный ситец без орнамента, цвет – белый; ритм – пропорционально – последовательный; применяются асимметрия, контраст в направлении линий, нюанс и тождество в форме.
Исследование показало, что в основе Нижегородского народного костюма лежат принципы, согласно которым формировались покрой, декор, цветовое решение и другие элементы композиции, объединенные в единую гармоничную структуру с помощью комплекса композиционных средств.
Подобные исследования этнического костюма, как уже было сказано ранее, были осуществлены по одежде различных народов. В результате были построены типологические структуры «древа», иллюстрирующие гармонию эмпирически сформировавшуюся в процессе эволюции под влиянием конкретных уровней социально – экологический среды.
Выявленные закономерности позволяют по-новому трактовать понятие «использование и развитие народных традиций». Речь здесь идет не только о широко известных приемах вычленения элементов декора, кроя и т.д. и «внесения» их в современный костюм.
В современном дизайн – проектировании костюма могут быть широко использованы типологические структуры – «древа» как обобщенные принципиально выверенные композиционно – конструктивные схемы, дающие дизайнеру «канву», основу для проектирования. При этом они ни в коей мере не ограничивают его творческой инициативы, так как здесь речь идет о «принципе», а не о конкретном решении.
костюм этнос культурологический
Список литературы
1.Упине А.М., Александров С.П. К вопросу причинности и системности при определении эстетических предпочтений этнических групп. // Ученые РосЗИТЛП – в решении научных, технических и социальных проблем: сб. научных трудов РосЗИТЛП. – М.: РосЗИТЛП. – 1999.-С. 134-135.
2.Савельева И.Н. Теоретические основы гармонизации народной одежды. // Монография. – Уфа: Госкомнауки республики Башкортостан. – 2001. – 183 с.
3.Савельева И.Н. Закономерности гармонии в костюме народов России. // Монография. – М.: Информзнание. – 2002. – 202 с.
4.Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. – М.: Легкая и пищевая промышленность. – 1992.-292 с.
5.Методика художественного конструирования. Дизайн – программа. / отв. Редактор Л.А. Кузьмичев. – М.:ВНИИТЭ. – 1987.-171 с.
6.Упине А.М. Дизайн изделий из кож рыб (Традиции народов Сибири и современность): дис. канд. искусствоведения: 17.00.06/ Упине Анастасия Михайловна.-М.:2002.-286 с.
7.Упине А.М., Кузьмичев Л.А. О методических подходах к проблеме дизайн – проектирования. // Молодые ученые – развитию текстильной и легкой промышленности (Поиск – 2002):сб. научных трудов Межвузовской научно – технической конференции аспирантов, магистров и студентов. – Иваново: ИГТА. – 2002.-С. 272-273.
8.Упине А.М. Народный костюм как отражение имиджа этноса. // Мода и дизайн. Исторический опыт – новые технологии: сб. начных трудов 9Международной научной конференции .- СПб.: СПГУДТ, РЭМ. – 2006.-С. 272-275.