- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 48,49 kb
Мифология Древнего Востока и античного мира
Дзержинский педагогический колледж
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Реферат на тему:
«Мифология Древнего Востока и античного мира»
Выполнила студентка
специальности 050303
группы 303-1А
Короткова Н. В.
Проверила: Комлева О. Ю.
Дзержинск 2006
Содержание
Введение
Глава I. Что такое мифология
1.1 Понятие мифологии
1.2 О чем повествуют мифы
Глава II. Мифы Древнего Востока
2.1 Египетская мифология
2.2 Китайская мифология
2.3 Индийская мифология
Глава III. Мифы античного мира
3.1 Мифы Древней Греции
3.2 Мифология Древнего Рима
Заключение
Литература
Введение
Мифы и легенды в книгах и энциклопедиях понимаются достаточно широко: не только имена богов и героев всех времён, но и всё чудесное, магическое, с чем была связана жизнь древнейших людей – заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы и прочем.
Древо жизни людей тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя.
Первое тысячелетие до н.э. – время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в виде волшебных сказок, легенд, поверий и приданий.
Древнейшая система мифологических представлений предков современных народов мира, реконструируется с помощью сравнительно-исторического исследования отражений этой системы в исторически засвидетельствованных отдельных традициях.
Для традиций, сохранивших преемственность вплоть до недавнего времени, источником сведений о мифологии народов мира могут быть фольклорные тексты, особенно включающие мифологические имена и соответствующие мотивы; для фрагментарно сохранившихся традиций существенно и упоминание отдельных мифологических слов и особенно имён.
Данная тема достаточно хорошо изучена в литературе. Она является актуальной, потому что во все времена люди изучали мифы, предания, сказания, и другие форма устного народного творчества, и это изучение способствует развитию культуры речи, обогащению языка различными словами, фразами, афоризмами и другими компонентами.
Глава I. Что такое мифология
1.1 Понятие «мифологии»
Что такое мифы? В «школьном» понимании – это античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских героев – поэтические, наивные, нередко причудливые. Это «житейское», подчас до сих пор бытующее в настоящее время представление о мифах, в какой-то мере результат более раннего включения именно античной мифологии в круг знаний европейского человека. Само слово «миф», греческое и означает «предание», «сказание». Именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее доступные и известные самому широкому кругу читателей.
Действительно, вплоть до 19 века в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы – рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах. Особенно широко имена героев и богов были известны с эпохи Возрождения (15-16вв.), когда в европейских странах оживился интерес к античности.
Примерно в это же время в Европу проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцев. В образованной среде общества вошло в моду употреблять имена античных богов и героев в аллегорическом смысле : говоря «Марс», подразумевали войну, под «Венерой» понимали любовь, под «Минервой» – мудрость, под «музами» – различные искусства, науки и т.д. Такое словоупотребление удержалось до наших дней, в частности в поэтическом языке, вобравшем в себя многие мифологические образы.
В первой половине 19 века в научный оборот вводятся мифы широкого круга индоевропейских народов (древних индийцев, иранцев, германцев, славян). Последующее выявление мифов народов Америки, Африки, Океании, Австралии показывает, что мифология на определённой стадии исторического развития существовала практически у всех народов мира.
Научный подход к изучению «мировых религий» (христианства, ислама, буддизма) показал, что и они «наполнены» мифами. Создавались литературные обработки мифов разных времён и народов, появилась огромная научная литература, посвящённая мифологии отдельных народов и регионов мира и сравнительно-историческому изучению мифов; при этом привлекались не только повествовательные литературные источники, являющиеся уже результатом более позднего развития, чем первоначальная мифология, но и данные этнографии, языкознания.
1.2 О чем повествуют мифы
Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира – при чрезвычайном их многообразии – целый ряд основных тем и мотивов повторяется. К числу древнейших и примитивнейших мифов, очевидно, принадлежат мифы о животных. Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (таких мифов много у австралийцев) или мифологические представления о том, что люди были некогда животными. Мифы о превращении людей в животных и в растения известны едва ли не всем народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка-нимфа Дафна), о пауке Арахне и др.
Очень древни мифы о происхождении солнца, луны, звёзд: солярные мифы, лунарные мифы, астральные мифы. В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле и по какой-то причине поднявшимися на небо, в других – создание солнца (не олицетворённого) приписывается какому-либо сверхъестественному существу.
Центральную группу мифов, по крайней мере у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной и человека: космогонические мифы и антропогонические мифы.
У культурно отсталых народов мало космогонических мифов. Так, в австралийских мифах лишь изредка встречается идея о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, но вопросов, как появились земля, небо и прочее не ставиться. О происхождении людей говорится во многих мифах. Но мотива творения здесь нет: говорится или о превращении животных в людей, или выступает мотив «доделывания». У народов сравнительно культурных появляются развитые космогонические и антропогонические мифы. Очень типичные мифы о происхождении мира и людей известны у полинезийцев, североамериканских индейцев и у народов Древнего Востока и Средиземноморья.
Глава II. Мифы Древнего Востока
К мифам Древнего Востока относятся практически все мифы народов мира, такие как:
– Египетская мифология
– Индийская мифология
– Китайская мифология
– Мифология Мессопатамии и Междуречья
– Индуистская мифология
– Индоевропейская мифология
Рассмотрим несколько из них.
2.1 Египетская мифология
Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. до н. э.), «Книга мёртвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта, сборники заупокойных текстов.
Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как «Книга коровы», «Книга о том, что в загробном мире», «Книга дыхания» и другие. Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, иконографический материал.
Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, Плутарха.
Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тысячелетии до нашей эры, задолго до возникновения классового общества.
В каждой области складывается свой пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д. Сама область персонифицируется в образе особого божества; например богиней Гермопольской области считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома (области), вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний, например фиванская триада – бог солнца Амон, его жена Мут – богиня неба, их сын Хонсу – бог луны.
Женские божества, как правило, имели функции богини-матери.
Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звёздами, но иногда его олицетворяли в образе женщины. Существовали представления о том, что небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днём солнце обтекает землю. Под землёй тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывёт ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других – Акер. Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся различными добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и других.
Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле вовремя жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
Характернейшей чертой египетской мифологии является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта. Воплощённые в животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые из них стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных – воплощений различных божеств относились:
– бык – Апис, Мневис, Бухис, Бата,
– корова – Хатор, Исида,
– баран – Амон и Хнум,
– змея – Рененутет,
– крокодил – Себек,
– кошка – Баст,
– лев – Тефнут, Сехмет,
– шакал – Анубис,
– ибис – Тот и другие.
Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой. Тот – в виде человека с головой ибиса.
Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. Один демотический папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами различного цвета. Потом, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного чёрного быка, а все коровы – в одну чёрную корову. Культ быка, в глубокой древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона.
В Мемфисе, а затем и во всём Египте чёрный бык с белыми отметинами считался воплощением бога Аписа. В образе змей воплощались как добрые, так и злые божества. Главой всех врагов солнца – Ра, считался огромный змей Апоп, олицетворявший мрак и зло. В то же время в образе змеи почиталась богиня плодородия Рененутет, богиня – хранительница кладбищ Меритсегер, Исида и Нефтида – защитницы Осириса и, следовательно, любого умершего.
С развитием древнеегипетского государства мифологические представления видоизменялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли своё значение, но почитание некоторых из них распространилось за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение.
Наиболее значительны циклы мифов Древнего Египта – это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Изначально, считалось, мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод – Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Первым богом было Солнце, выступающее обычно в роли демиурга. В одном из мифов говориться, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке». В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесённым на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун». Наряду с этим существовали представления о богине неба – женщине, которая утром рождает солнце, вечером проглатывает – в результате наступает ночь – и следующим утром вновь рождает его.
С мифами о сотворении мира связаны мифы о солнечных богах. Солярные мифы отражают две группы представлений: о смене времён года и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворённым в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей.
В наиболее знойное время года солнце, считалось, распаляется гневом на людей. С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи по приказанию Ра. Когда Ра состарился, люди перестали почитать бога-царя и даже «затеяли против него злые дела». Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном, на котором было решено наказать людей. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифах Сехмет. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить её. Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. Тогда её хитростью напоили красным вином, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же, провозгласив, своим заместителем Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром.
Уже в эпоху Древнего царства живущие фараоны рассматриваются как «служители Гора», а умершие отождествляются с Осирисом. Фараон благодаря магическому погребальному обряду, оживает после смерти, как ожил Осирис. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Считалось, что каждый египтянин, подобно Осирису, возродится для вечной загробной жизни, если будет соблюдён весь погребальный ритуал.
Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах.
«Широчайшее распространение культа Осириса отразилось и на представлениях об Исиде. Почитавшаяся как любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, заботливая мать младенца Гора и одновременно великая волшебница, она в Греко-римскую эпоху превратилась во всеегипетскую богиню-мать, а её культ распространился за пределы Египта».
Многие персонажи египетской мифологии почитались в соседних странах, в частности в Древней Нубии, которая в течение длительного времени находилась под властью Египта. Государственным богом Древней Нубии был Амон, его оракулы избирали царя. Также популярностью пользовались мифы о Горе. Жители Древней Нубии восприняли и многие представления египтян о загробной жизни и суде, который Осирис вершит над умершими.
Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются.
Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы.
2.2 Китайская мифология
Китайская мифология – это совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской и буддийской мифологии.
Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений: « Шуцзин», «Ицзин», «Чжуань-цзы», «Ле-цзы», «Хуайнань-цзы» и другие. Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзинь» («Книга гор и морей», 4-2 вв. до н.э.), а также в поэзии Цюй Юаня (4в. до н.э.).
Одна из отличительных черт древнекитайской мифологии историзация мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи – в сановников, чиновников и т.д. Историзация мифов способствовала и характерному для китайской мифологии процессу антропоморфизации героев, который продолжался в народной мифологии вплоть до позднего времени. Большую роль играли тотемические представления. Племена иньцы считали своим тотемом ласточку, племена ся – змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождём, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а ласточка, вероятно, в фэн-хуан – мифическую птицу – символом государыни (дракон стал символом государя).
Миф о хаосе – «Хунь-тунь», являвшем собой бесформенную массу, относится к числу древнейших.
На могильных рельефах первых веков н.э. в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Сычуань Фу-си и Нюй-ва изображаются в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетёнными хвостами змеи, что символизирует супружескую близость.
Миф о потопе, в котором говориться о том, что Фу-си и Нюй-ва спаслись от потопа и вступили в брак, чтобы возродить человечество, зафиксирован в литературе ранее других мифов, однако стадиально он не относится к числу наиболее ранних мифов. Предполагают, что мифы о потопе зародились у китайских племён в районе рек Хуайхэ и Чжэцзян, а затем распространились в районе современной Сычуани. Согласно записи в «Шуцзине», в борьбу с потопом вступает Гунь, который пытается остановить воды с помощью похищенной им у верховного правителя чудесной саморастущей земли (сижан). Но побеждает потоп его сын Юй. Он занимается рытьём каналов, землеустройством, избавляет землю от всякой нечисти, создаёт условия для земледелия.
Поскольку древние китайцы представляли сотворение мира как постепенное отделение неба от земли, то в мифах есть упоминания о том, что первое время на небо можно было взобраться по особым небесным лестницам. В более поздние времена появилась новая интерпретация архаического представления об отделении земли от неба. Согласно этому варианту, верховный правитель Чжуань-сюй повелел своим внукам Ли и Чуну перерезать путь между небом и землёй (первый поднял небо вверх, а второй придавил землю книзу). Наряду с представлением о небесных лестницах и пути на небо существовали мифы и о горе Куньлунь, которая как бы соединяла землю и небо: на ней находилась нижняя столица верховного небесного владыки Шан-ди. В основе этих мифов лежит представление о некой «мировой оси», которая принимает форму не просто горы, но и возвышающейся на ней столицы – дворца. Другое представление о космической вертикали воплощено в образе солнечного дерева – фусан, в идеи которого лежит идея древа мирового. На дереве фусан живут солнца – 10 золотых воронов. Все они – дети матушки Си-хэ, живущей за Юго-Восточным морем. Согласно «Хуайнань-цзы», солнце купается в заводи, а затем поднимается на фусан и отправляется в путь по небу. По некоторым версиям, солнце везёт по небу сама Си-хэ в колеснице. Постепенно оно приходит на дикий запад, где садится на другое солнечное дерево жо, цветы которого освещают землю. С представлением о множестве солнц связан с нарушением космического равновесия в результате одновременного появления солнц: наступает страшная засуха. Поэтому посланный с небес стрелок И поражает из лука лишние девять солнц.
Важное значение для понимания китайской мифологии имеют представления о пяти звёздных дворцах: срединном, восточном, южном, западном и северном, которые соотносятся с символами этих направлений: Тай-и, Цин – лун, Чжу-цяо, Бай-ху и Сюань-у. Каждое из этих понятий было одновременно и созвездием, и символом, имеющим графическое изображение. Так, на древнейших рельефах кружочками изображали звёзды созвездия Цинлун и тут же рисовали зелёного дракона, Сюань-у изображалось в виде черепахи, перевитой со змеёй. Некоторые звёзды считались воплощением богов и местом их обитания.
Среди божеств стихий и явлений природы наиболее архаичен бог грома Лэй-гун, первоначально он представлялся в зооантропоморфном виде. Возможно, он считался отцом первопредка Фу-си.
Мир земной в китайской мифологии – это прежде всего горы и реки; леса и равнины, степи или пустыни практически не играют роли.
Духи вод представлены большей частью как существа, имеющие черты дракона, рыб, черепахи. Среди духов рек есть как женские, так и мужские. Также в качестве духов рек почитались различных утопленников; так, феей реки Ло, считалась утонувшая в ней Фуфэй, дочь мифического Фу-си.
Основные персонажи древнекитайской мифологии – культурные герои – первопредки, представленные в древних историзированных памятниках как реальные сановники и правители глубокой древности. Они выступают как создатели культурных благ и предметов: Фу-си изобрёл рыболовные сети, Суй-жэнь – огонь, Шэнь-нун положил начало земледелию, рытью первых колодцев, определил целебные свойства трав; Хуан-ди изобрёл средства передвижения – лодки и колесницы, а также предметы одежды из материи, начал устройство общественных дорог. С его именем связывают и начало счёта годам (календарь), а иногда и письменности. Всем мифическим первопредкам обычно приписывалось изготовление различных глиняных сосудов, а также музыкальных инструментов, что считалось в древности чрезвычайно важным культурным деянием. В разных вариантах мифа одно и то же деяние приписывается разным персонажем. Это означает, что связь между определённым героем и соответствующем культурным деянием окончательно определилось не сразу, что разные этнические группы могли приписывать изобретения своим героям. Все культурные изобретения, кому бы из первопрекдков оно не приписывалось, отражают стадиально далеко не самые ранние представления, так как герои мифов сами изготовляют эти предметы. Более архаичным способом их приобретения считается похищение или получение в виде дара чудесных предметов у их хозяев из иного мира.
Сохранился лишь реликт одного мифа такого рода – рассказ о добывании стрелком И снадобья бессмертия у Си-ван-му. Посещение этим стрелком хозяйки запада, ассоциировавшегося в китайской мифологии со страной мёртвых, можно истолковать как получение в загробном мире чудесного снадобья. Это находится в согласии с характером китайского мифологического мышления и позднее с даосским учением, ставившим своей целью поиски способов продления жизни и достижения долголетия. Сама владычица запада Си-ван-му, в отличие от других персонажей, имеющих ярко выраженные черты культурных героев, представляет собой совершенно мной тип мифического персонажа, первоначально, видимо, демонического характера. В архаических текстах она имеет явные черты зооморфности – хвост барса, клыки тигра, она ведает небесными карами, по другим источникам, – насылает мор и болезни. Черты барса и тигра, а так же её обитание в пещере позволяют предположить, что она – горное хтоническое существо, амбивалентное образу матриархальной хозяйки.
Разрозненные первоначально образы мифологии отдельных древнекитайских племён и племенных групп постепенно складывались в единую систему, чему способствовало развитие натурфилософских представлений и, в частности, различных классификационных систем, среди которых наибольшее значение имела пятеричная система – по пяти стихиям. Под её влиянием четырёхчленная модель мира превращается в пятичленную, соответствующую пяти ориентирам в пространстве – четыре стороны света + середина или центр, верховный правитель осознаётся теперь уже как божество центра.
В соответствии с пятеричной классификацией каждому из мифических владык как повелителю стороны света соответствовал и определённый первоэлемент, а также время года, цвет, животное, часть тела, например Фу-си – дерево, из животных – дракон, из цветов – зелёный, из времён года – весна, из частей тела – селезёнка, из оружия – секира; Чжуань-сюю – вода, чёрный цвет, зима, черепаха, кишки, щит. Всё это свидетельствует о появлении довольно сложной иерархической системы, где все элементы находятся в постоянном взаимодействии, и о возможности передачи одних и тех же представлений с помощью различных кодов. Не исключено, что в основе этой системы взглядов лежат представления о происхождении людей и космоса из первосущества.
Отмирание и забвение древних мифологических сюжетов, однако, не означало прекращение мифотворчества в устной народной традиции и появления новых мифических героев и сказаний о них. Одновременно шёл процесс активной антропоморфизации древних героев. Так, Си-ван-му из зооантропоморфного существа в искусстве и литературе рубежа н.э. превращается в антропоморфную фигуру, даже видимо, красавицу. Рядом с ней на Инаньском рельефе изображён тигр – дух запада, принявший на себя её звериные черты.
В эпоху Хань у владычицы запада появляется супруг – владыка востока – Дун-ван-гун. Его фигура моделирована по образу древнейшего женского божества. Он имеет зооантропоморфный вид – птичье лицо, тигриный хвост.
В изобразительном и прикладном искусстве (начиная с древней керамики и ритуальной бронзы) весьма активно разрабатывались мифологические темы. Мифологические сюжеты присутствуют в основном в настенной живописи эпохи Хань, украшавших в основном могильные сооружения.
Своеобразие отражения мифологии в древнекитайской культуре проявляется в том, что одни и те же мифологические сюжеты и представления начиная со времён глубокой древности несколько по-разному претворялись в образах словесного и изобразительного искусств. В одних случаях изобразительные памятники сохраняли более архаичные черты, чем литературные, в других случаях, наоборот, герои-первопредки в памятниках словесного творчества выглядели более архаическими, чем в произведениях изобразительного искусства того же периода.¹
2.3 Индийская мифология
Индийская мифология, прежде всего, совокупность мифологических систем (мифов и участвующих в них персонажей), существовавших в древней Индии. Самые ранние свидетельства религиозно-мифологических представлений относятся, видимо, к мезолиту.
Специфический выбор элементов из общего фонда предопределил актуализацию одних и забвение других мифологических сюжетов и даже персонажей, образование между ними новых связей.
Индийская мифология – это совокупность ведийской, индуистской и буддистской мифических систем.
Ведийская мифология сложилась в общем виде в конце 2 – нач. 1-го тысячелетия до н.э. в северо-западной Индии среди арийских племён. Её был свойственен политеизм с оттенком генотеизма.
Индуистская мифология оформилась позже, когда арийские племена уже продвинулись на юг и восток Индии, оказывая сильное влияние на автохтонные культуры и одновременно заимствуя ряд элементов из этих культур. Являясь продолжением ведийской мифологии, её трансформацией, индуистская мифология признавала авторитет вед как высшего источника знания, в том числе и мифологического, но в то же время она сильно эволюционировала в сторону монотеистических представлений. Это проявилось, в частности, в актуализации идеи первотворца всего сущего, в создании упорядоченной божественной триады, выработке черт, присущих великим религиям, претендующим на универсальность. Ведийская мифология не просто трансформировалась в индуистскую, но и сосуществовала с индуизмом, сохраняя свои позиции в ряде ритуалов и находя поддержку в соответствующих текстах, продолжавших считаться священными.
Заимствовав из ведийской и индуистской мифологий ряд персонажей и сюжетов, буддизм, в соответствии с его религиозно-философскими принципами, отводил мифологии достаточно ограниченное, второстепенное место, рассматривая включение мифологического слоя в свой состав как некий компромисс между высокой теорией и народными верованиями. Лишь там, где буддизм сталкивался с мощным субстратом мифоэпической стихии, он развивал более оригинальные мифологические концепции, часто смыкавшиеся с архаичными мифологическими представлениями автохтонного населения.
Характерной чертой индийской мифологии является не только наличие нескольких различных её воплощений, но и сосуществование их во времени, органическая преемственность мифологических систем. С этими обстоятельствами связаны нередко встречающиеся попытки такого описания индийской мифологии, при котором она выступает как единая мифологическая система, а различия между разными её частями трактующиеся как несущественные.
Глава III Мифы античного мира
3.1 Мифы Древней Греции
Мифы древних греков можно разделить на два вида: героические (в сказочной форме передающие реальные исторические события) и этиологические (в которых объясняются те или иные названия и причины возникновения народных обычаев и обрядов).
Сюжеты героических мифов складывались на протяжении многих веков, отражая исторические этапы развития общества – от изобретения человеком орудий труда и приручения домашних животных до реальных исторических событий, подлинность которых подтверждается современными археологическими раскопками.
Благоприятные социальные и природные условия, в которых развивались греческий народ и его культура, богатая фантазия и эмоциональная восприимчивость вызвали к жизни исключительное множество масштабных по форме и прекрасных по содержанию поэтических мифов. Многие крылатые выражения греческой мифологии давно вошли в обиход культурного человека и получили широкое распространение на правах пословиц, поговорок и афоризмов: «нить Ариадны», «авгиевы конюшни», «ахиллесова пята», «сизифов пруд» и другие.
Главными персонажами мифов били боги и герои. Через их поступки эллины (древние греки) передавали свои представления об устройстве мира, о природе, о человеческом обществе в целом.
Существуют мифы о происхождении мира и о борьбе богов с гигантами и титанами, которых, в конце концов, победил Тучегонитель и Громовержец Зевс и утвердился не горе Олимп: « Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов» – Гермес (вестник богов), Арес (бог войны), Гименей (бог семьи и брака), Гефест (бог-кузнец), Деметра (богиня земледелия и плодородия) – все те, кого народная фантазия причислила к числу главных богов.
Мифы рассказывают о том, что кроме этих богов, вся земля была населена богами и богинями, олицетворявшими силы природы. В реках обитали нимфы Наяды, в море – Нереиды, в лесах – Дриады и Сатиры, в горах жила нимфа Эхо. В небе главным богом считался Гелиос – солнце, объезжавший каждый день весь мир на золотой колеснице, запряженной огнедышащими конями. Ночью землю освещала Селена – луна. Ветры были представлены богами Бореем и Зефиром. Три богини судьбы – Мойры пряли нить человеческой жизни, обрывая её, когда считали нужным.
Боги
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни мира. Всё возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из безграничного Хаоса произошла и богиня Земли – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землёй, в неизмеримой глубине родился Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, всё оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил и вечный Мрак – Эреб и тёмную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землёй. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью-Землёй рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.
Уран воцарился в мире. Он взял себе в жёны благодатную Гею. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у них. Их сын Океан и жена его, богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиос, Луну – Селену и румяную Зарю – Эос. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на тёмном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождём тучи.
Кроме титанов породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трёх громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что каждый из них имел сто рук. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел Уран своих детей и заключил их в подземелье и не велел выходить на свет. Страдала мать их Земля. Её давило это страшное бремя, заключенное в её недрах. Вызвала она своих детей, титанов, и убеждала их восстать против отца, но они боялись поднять руку на Урана. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
Богиня ночь родила в наказанье Крону целый сонм ужасных божеств: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апата – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных видений, Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.
Герои. Пять веков
Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Люди в те времена жили как блаженные боги, не зная ни хлопот, ни забот, ни труда. Не знали они и немощной старости; всегда были крепки и сильны их ноги и руки. Смерть, после долгой жизни, была похожа на спокойный сон. При жизни они имели всё в изобилии. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.
Второй людской род и второй век уже не били такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они его. В зрелом возрасте их жизнь была коротка, а так как они были неразумны, они познали много горя и несчастий в жизни. Люди серебряного века были непокорны. Они не хотели подчиняться бессмертным верховным богам. Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он поселил их в подземном сумрачном царстве,
Зевс создал третий род и третий век – век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей – страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну. Они не знали земледелия, не ели плодов земли. Зевс дал им мощную силу и громадный рост. Их оружие было из меди, из меди были их дома. Своими собственными руками уничтожали они друг друга. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как не были они сильны, всё же чёрная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.
Лишь только этот род сошёл в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвёртый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год даёт им плоды, сладкие как мёд.
Последний, пятый век и род людской – железный. Он продолжается и теперь на земле. Днём и ночью, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям испытания. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Разрушают друг у друга города. Ценятся лишь гордость и сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей и улетели на высокий Олимп, а людям остались беды, и нет у них защиты.
Мифы. «Гиацинт»
Прекрасный, равный самим богам-олимпийцам своей красотой, юный сын царя Спарты, Гиацинт, был другом бога стреловержца Аполлона. Часто являлся Аполлон на берега Эврота в Спарту к своему другу и там проводил с ним время, охотясь по склонам гор в густо разросшихся лесах или развл6екаясь гимнастикой, в которой были так искусны спартанцы.
Однажды, когда близился уже жаркий полдень, Аполлон и Гиацинт состязались в метании тяжёлого диска. Всё выше и выше в небо взлетал бронзовый диск. Вот, напрягши силы, бросил диск могучий бог Аполлон. Высоко к самым облакам взлетел диск и, сверкая, как звезда, падал на землю. Побежал Гиацинт к тому месту, где должен был упасть диск. Он хотел скорее поднять его и бросить, чтобы показать Аполлону, что он, юный атлет, не уступит ему, богу, в умении бросать диск. Упал диск на землю, отскочил от удара и со страшной силой попал в голову прибежавшему Гиацинту. Со стоном упал Гиацинт на землю. Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила тёмные кудри прекрасного юноши.
Прибежал испуганный Аполлон. Склонился он над своим другом, приподнял его, положил окровавленную голову к себе на колени и старался остановить льющуюся из раны кровь. Но всё напрасно. Бледнеет Гиацинт. Тускнеют его всегда прекрасные глаза, бессильно склоняется его голова, подобно венчику вянущего на палящем солнце полевого цветка. В отчаянии воскликнул Аполлон:
– Ты умираешь, мой милый друг! О, горе, горе! Ты погиб от моей руки! Зачем бросил я этот диск! О, если б я мог искупить мо. Вину и вместе с тобой сойти безрадостное царство душ умерших! Зачем я бессмертен, зачем я не могу последовать за тобой!
Крепко держит Аполлон в своих объятиях умирающего друга, и падают его слёзы на окровавленные кудри Гиацинта. Умер Гиацинт, отлетела душа его в царство Аида. Стоит над его телом Аполлон и тихо шепчет:
– Всегда будешь ты жить в моём сердце. Пусть же память о тебе вечно живёт среди людей.
Греки считали, что на лепестках дикого гиацинта можно прочесть слово «ай-ай», что означает «горе-горе!». Празднества в честь Гиацинта, бывшего раньше божеством пастухов, так называемые гиацинтии, справлялись в июле, главным образом дворянами, на Пелопоннесе, в Малой Азии, на юге Италии, в Сицилии, в Сиракузах.
«Персей убивает горгону медузу»
Полидект замыслил насильно взять себе в жены прекрасную Данаю, но она ненавидела сурового царя. Персей заступился за свою мать. Разгневался Полидект и с этого времени он думал только об одном – как ему погубить Персея. В конце концов, жестокий Полидект решил послать Персея за головой горгоны Медузы. Он призвал Персея и сказал ему:
– Если ты действительно сын громовержца Зевса, то не откажешься совершить великий подвиг. Сердце твоё не дрогнет не перед какой опасностью. Докажи же мне, что Зевс – твой отец, и принеси мне голову горгоны Медузы. О, верю я, Зевс поможет сыну!
Гордо взглянул Персей на Полидекта и спокойно ответил:
– Хорошо, я добуду тебе голову Медузы.
Отправился Персей в далёкий путь. Ему нужно было достигнуть западного края земли, той страны, где царила богиня Ночь и бог смерти Танат. В этой стране жили ужасные горгоны. Всё тело их покрывала блестящая и крепкая, как сталь, чешуя. Ни один меч не мог разрубить эту чешую, только изогнутый меч Гермеса. Громадные медные руки с острыми стальными когтями были у горгон. На головах у них вместо волос двигались, шипя, ядовитые змеи. Лица горгон, с их острыми, как кинжалы, клыками, с губами, красными, как кровь, и с горящими яростью глазами были исполнены такой злобы, были так ужасны, что в камень обращался всякий от одного взгляда на горгон. На крыльях с золотыми сверкающими перьями горгоны быстро носились по воздуху. Горе человеку, которого они встречали! Горгоны разрывали его на части своими медными руками и пили его горячую кровь.
Тяжёлый, нечеловеческий подвиг предстояло совершить Персею. Но боги Олимпа не могли дать ему погибнуть. На помощь ему явился быстрый, как мысль, посланник богов Гермес и любимая дочь Зевса, воительница Афина. Афина дала Персею медный щит, такой блестящий, что в нём, как в зеркале, отражалось всё; Гермес же дал Персею свой острый меч, который рубил, как мягкий воск, самую крепкую сталь. Вестник богов указал дорогу.
Путь был долог. Прошёл он много стран. Наконец настиг он мрачной страны, где жили старые грайи. Один только глаз и один зуб имели они на всех трёх. По очереди пользовались они ими. Пока глаз был у одной из граё, две других были слепы, и зрячая грайя вела слепых, беспомощных сестёр. Когда, вынув глаз, грайя передавала его сестре, то все сёстры были слепы. Эти-то грайи охраняли путь к горгонам, только они знали его.
Тихо подкрался Персей к ним во тьме, и, по совету Гермеса, вырвал у одной их них глаз, как раз в тот миг, когда она передавала его сестре. Стали все три грайи слепы. И взмолились они над Персеем, заклиная его всеми богами, отдать им глаз. Они готовы были сделать всё для героя, лишь бы он вернул им их сокровище. Тогда Персей потребовал у них за возвращение глаза указать ему путь к горгонам.
Долго колебались грайи, но пришлось им, чтобы вернуть себе зрение, указать этот путь. Так узнал Персей, как попасть на остров горгон, и быстро отправился дальше.
Во время дальнейшего пути пришел Персей к нимфам. От них получил он три подарка: шлем властителя подземного царства Аида, который делал невидимым всякого, кто его надевал; сандалии с крыльями, с помощью которых можно было быстро носится по воздуху, и волшебную сумку, которая то расширялась, то сжималась, смотря по величине того, что в ней лежало. Надел Персей крылатые сандалии, шлем Аида, перекинул через плечо чудесную сумку и быстро понесся по воздуху к острову горгон.
Высоко в небе понёсся Персей. Под ним расстилалась земля с зелёными долинами, по которым серебряными лентами вились реки. Вихрем несётся Персей всё дальше и дальше. Вот блеснуло вдали, как расплавленное золото, море. Летит над морем Персей. Вот уже не видно земли. Наконец в голубой дали моря чёрной полоской показался остров. Это остров горгон. Что-то нестерпимым блеском сверкает на этом острове. Ниже спустился Персей. Как орёл парит он над островом и видит: на скале спят три ужасные горгоны. Они раскинули во сне свои медные руки, огнём горят на солнце их стальная чешуя и золотые крылья. Змеи на их головах чуть шевелятся во сне. Скорей отвернулся Персей от горгон, вдруг их взгляд обратит его в камень. Взял Персей щит Афины-Паллады – как в зеркале, отразились в нём горгоны.
Которая же из них Медуза? Как две капли воды похожи друг на друга горгоны. Из трёх горгон лишь Медуза смертна, только её можно убить. Задумался Персей. Тут помог Персею быстрый Гермес. Он указал ему Медузу и тихо шепнул на ухо:
– Скорей, Персей! Смелее спускайся вниз. Вон, крайняя к морю, Медуза. Отруби ей голову. Помни, на смотри на неё! Один взгляд, и ты погиб. Спеши, пока не проснулись горгоны!
Тут ринулся Персей к спящей Медузе. Он глядит в ясный щит, чтобы верней нанести удар. Змеи на голове Медузы почуяли врага. Поднялись они с грозным шипением. Медуза приоткрыла глаза. В этот миг сверкнул острый меч. Одним ударом отрубил Персей голову Медузе. Её тёмная кровь потоком хлынула на скалу, а с потоками крови из тела взвился в небо крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Быстро схватил Персей голову Медузы и спрятал её в чудесную сумку. Тело Медузы упало в море. От шума проснулись её сёстры. Взвились они над островом, но бесследно исчез убийца сестры их Медузы. Нигде не было видно ни души. А Персей быстро нёсся, невидимый в шлеме Аида. Вот несётся он над песками Ливии. Сквозь сумку просочилась кровь из головы Медузы и падала тяжёлыми каплями на песок. Из этих капель крови породили пески ядовитых змей. Всё кругом кишело ими, всё живое обращалось в бегство от них; змеи обратили Ливию пустыню.
«Персей и Атлас»
Всё дальше несётся Персей от острова горгон. Подобно туче, которую гонит бурный ветер, мчится он по небу. Наконец он достиг той страны, где царил сын титана Япета, брат Прометея, великан Атлас. Тысячи стад тонкорунных овец, коров и быков круторогих паслось на полях Атласа. Роскошные сады росли в его владениях, а среди садов стояло дерево с золотыми ветвями и листвой, и яблоки, которые росли на этом дереве, были тоже золотые. Атлас хранил, как зеницу ока, это дерево, оно было его величайшим сокровищем. Богиня Фемида предсказала ему, что наступит день, когда придёт к нему сын Зевса и похитит у него золотые яблоки. Боялся этого Атлас. Он окружил сад, в котором росло золотое дерево, высокой стеной, а у входа поставил стражем низвергающего пламя дракона. Атлас не допускал чужеземцев в свои владения – он боялся, что среди них явится сын Зевса. Вот к нему-то и прилетел в своих крылатых сандалиях Персей и обратился к Атласу с такими приветливыми словами:
– О, Атлас, прими меня, как гостя, в твоём доме. Я – сын Зевса, Персей, убивший горгону Медузу. Дай мне отдохнуть у тебя от моего великого подвига.
Когда Атлас услыхал, что Персей – сын Зевса, тотчас же вспомнил предсказание Фемиды и потому грубо ответил:
– Убирайся отсюда! Тебе не поможет твоя ложь о великом подвиге и о том, что ты – сын громовержца.
Атлас хочет выгнать героя за дверь. Персей, видя, что не может он бороться с могучим великаном, сам спешит выйти из дома. В сердце Персея бушует гнев; его рассердил Атлас тем, что отказал ему в гостеприимстве да ещё назвал лжецом.
В гневе Персей говорит великану:
– Хорошо же, Атлас, ты прогоняешь меня! Ну, так прими же от меня подарок!
С этими словами быстро вынул Персей голову Медузы и, отвернувшись, показал её Атласу. Тотчас же обратился в гору великан. Его борода и волосы обратились в густолиственные леса, руки и плечи – в высокие скалы, голова – в вершину горы, ушедшую в самое небо. С тех пор поддерживает гора Атлас весь небесный свод, со всеми его созвездиями.
Персей же, когда взошла на небо утренняя звезда, понёсся дальше.
«Возвращение Персея на Сериф»
После спасения Персеем Андромеды и женитьбы на ней, Персей, взяв с собой прекрасную Андромеду, вернулся на Сериф к царю Полидекту. Персей застал свою мать Данаю в великом горе. Спасаясь от Полидекта, ей пришлось искать защиты в храме Зевса. Не смела она ни на единый миг покинуть храм. Разгневанный Персей пришёл во дворец Полидекта и застал его с друзьями за роскошным пиром. Полидект не ожидал, что Персей вернётся, он был уверен, что герой погиб в борьбе с горгонами. Удивился царь Серифа, увидав пред собой Персея, а тот спокойно сказал царю:
– Твоё приказание исполнено, я принёс голову Медузы.
Полидект не поверил, что Персей совершил такой великий подвиг. Он стал издеваться над богоравным героем и назвал его лжецом. Издевались и друзья Полидекта. Гнев закипел в груди Персея, он не мог простить оскорбления. Грозно сверкнув очами, Персей вынул голову Медузы и воскликнул:
– Если ты не веришь, Полидект, то вот тебе доказательство!!!
Полидект взглянув на голову горгоны, в миг обратился в камень. Не избежали этой участи и друзья царя, пировавшие с ним.
«Персей в Аргосе»
Персей передал власть над Серифом Диктису брату Полидекта, а сам с Данаей и Андромедой отправился в Аргос. Когда дед Персея Акрисий, узнал о прибытии внука, он вспомнил предсказание оракула бежал далеко на север. Персей начал править в Аргосе. Он вернул подарки нимфам, вернул и Гермесу его острый меч. Голову Медузы отдал Афине-Палладе, а она укрепила её у себя на груди, на своём сверкающем панцире. Счастливо правил Персей в Аргосе.
Дед его Акрисий не избежал того, что определил ему неумолимый рок. Однажды устроил Персей пышные игры. Много героев собралось на них. И Акрисий был там. Во время состязания Персей метнул тяжёлый диск. Высоко, к самым облакам поднялся диск, и, падая на землю, со страшной силой попал в голову Акриссия и поразил его насмерть. Полный скорби, похоронил Персей Акрисия, сетуя, что стал невольным убийцей деда. Персей не захотел править в Аргосе, царстве убитого им Акриссия; он ушёл в Тиринф и царствовал там много лет. Аргос же Персей отдал во владение Мегапенту, своему родственнику.
3.2 Мифология Древнего Рима
В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определённых, индивидуализированных персонажах – в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы – нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, и т.д. Утверждению такого мнения способствовали неопределённость пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них (Фавн – Фавна, Помона – Помон), в формуле обращения к божеству – «бог или богиня», «муж или женщина»; использовали в обращении к божеству добавления: «или каким иным именем ты желаешь называться». Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер – камень, Марс – копьё, Веста – огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное и нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов и созданию мифологической системы, предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения. Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую триаду – Юпитера, Марса и Квирина, с которыми, однако, не связывали какие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской и особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними нимфы, научили римлян строить храмы, ваять статуи богов, различать богов по их полу, возрасту, функциям, положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем магические обряды, культ.
На основе немногих дошедших источников, а также отдельных упоминаний у позднейших авторов допустимо полагать, что верования римлян в древнейший период были аналогичны верованиям других народов.
Вероятно, существовал некогда миф о сотворении мира Янусом, а также миф о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями или богами (Янусом, Пиком, Пилумном и Пикумном и др.).
Почитание деревьев и рощ играло большую роль. Большинству древних богов были посвящены рощи, где в их честь совершались различные священные действия. Общим для всех рощ был бог Лукорис, хранитель убежища Ромула. Как священные почитались рощи и деревья в отдельных имениях и на отдельных холмах Рима.
Общими святынями Рима считались смоковница, под которой волчица кормила Рема и Ромула и признаки увядания которой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности; священный дуб на Капитолии, которому Ромул принёс свою первую добычу – доспехи и оружие убитого им царя, а также каменный дуб на Ватикане.
Культ леса имел непосредственное отношение к культу водных источников, каждый из них – священное обиталище лимф, а затем нимф – героинь многих преданий.
Существуют мифы о священных животных – дятле, орле и особенно волке.
Волкам приписывались различные чудесные и магические свойства, считалось, что волчица сочетается браком при всех сородичах и, если её муж гибнет, остается верна его памяти, что некоторые люди могут превращаться в волков.
Мир богов представлялся устроенным по образцу мира людей; они имели своего царя Юпитера, наиболее почитаемые из них именовались, как и сенаторы, отцами – patres, имели своих божественных слуг – famulitivi, и, видимо, аналог весталок – божественных дев – virgines divi, обслуживавших их очаг. Они делились на богов небесных, земных и подземных, однако одни и те же боги могли действовать во всех трёх мирах. Миры богов, людей и мёртвых были разграничены и вместе с тем взаимосвязаны. Люди не начинали ни одного важного дела, не узнав мнения богов. Отсюда же постоянное стремление истолковать необычное: рождение уродов у людей и животных, появление двух солнц на небе, комет, влаги на статуях богов и т.п., понять, не знак ли это неудовольствия богов, чем оно вызвано и как его искупить.
На дальнейшее развитие мифологии Древнего Рима оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложные отношения.
Когда, каким образом, в какой последовательности, из каких компонентов создавался «римский миф», установить трудно за отсутствием источников. Один из компонентов – миф об Энее, видимо, очень древен, но неизвестно, каков он был первоначально.
Так, «римский миф», объясняющий прошлое, оправдывающий настоящее и направляющий будущее, вытеснил, видимо, некогда существовавшие мифы о создании мира людей. Потребность в них стала удовлетворяться за счёт проникновения в Рим развитой греческой мифологии и отождествления римских богов с греческими. Заимствование греческих богов началось не позднее кон. 6 – нач.5 вв. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне начали знакомиться с греческими мифами.
Заключение
Таким образом, мифологию Древнего Востока можно представить как совокупность: египетской, индийской, китайской мифологий, а также мифология Мессопатамии и Междуречья, индуистская мифология и индоевропейская мифология. Каждая из представленных мифологий имеет свои особенности и характерные черты.
Характернейшей чертой египетской мифологии является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта. Воплощённые в животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных.
Своеобразие отражения мифологии в древнекитайской культуре проявляется в том, что одни и те же мифологические сюжеты и представления начиная со времён глубокой древности, несколько по-разному претворялись в образах словесного и изобразительного искусств. В одних случаях изобразительные памятники сохраняли более архаичные черты, чем литературные, в других случаях, наоборот, герои-первопредки в памятниках словесного творчества выглядели более архаическими, чем в произведениях изобразительного искусства того же периода.
Характерной чертой индийской мифологии является не только наличие нескольких различных её воплощений, но и сосуществование их во времени, органическая преемственность мифологических систем. С этими обстоятельствами связаны нередко встречающиеся попытки такого описания индийской мифологии, при котором она выступает как единая мифологическая система, а различия между разными её частями трактующиеся как несущественные.
Мифология античного мира также представляет собой совокупность, в состав которой входят: мифология Древней Греции и мифология Древнего Рима. Так же как и мифология Древнего Востока, компоненты мифологии античного мира имеют свои особенности.
Мифы Древней Греции складывались постепенно, в течение очень длительного периода времени, передаваясь из поколения в поколение в устной форме странствующими певцами-аэдами, так как письменности тогда ещё не было.
Особенностями мифологии Древнего Рима является культ деревьев, рощ, жителей обитающих в них. В мифологии Древнего Рима присутствует масса компонентов, взятых из греческой мифологии.
Литература
1. Мифологический словарь, книга для учителя. М.,1985 «Просвещение»
2. «Мифы народов мира» энциклопедия том I, II, гл. редактор С.А. Токарев М., 1987 «Советская энциклопедия»
3. История Древнего Востока под ред. В. Кузнецова, М., 1979
4. История Древнего мира «Древний Восток», Минск, 1999
5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Симферополь «Реноме», 1998. – 480 с.: ил.
6. Грушко Е. А., Медведев Ю.М. Русские легенды и придания. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 208 с.: ил.