- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,15 kb
Мифология и религиозные культы. Мусические и немусические искусства
Оглавление
Введение
Глава 1. Мифология и религиозные культы
Глава 2. Мусические и немусические искусства
Заключение
Список литературы
Введение
Из всех культур мира для нас наиболее интересны те, что возникли в Европе. Первостепенную роль в их становлении сыграла древнегреческая, или эллинская, культура. Возникнув на руинах крито-микенской (эгейской) цивилизации, она положила начало римской, а в дальнейшем западноевропейской и православной цивилизациям. В отличие от восточных, формировавшихся в бассейне великих рек, древне – греческая цивилизация была связана с морем. Ее бурная жизнь протекала в период между IX в. до н.э. и V в. н.э. и прошла три периода:
1) архаический – до VII в. до н.э.;
2) классический – до IV в. до н.э.;
3) эллинистический – до конца языческой Античности.
Язык этой культуры – древнегреческий – принадлежит к индоевропейской макросемье ностратических языков; представлен четырьмя основными диалектами: дорийским, ионийским, аттическим и эолийским. Главный массив текстов написан на аттическом диалекте. На его основе в III-II вв. до н.э. сложился общегреческий язык койне.
Важнейшим продуктом внутренней цивилизации является полис – город-государство, возникший в VIII-VII вв. до н.э. Применительно к Элладе внутренняя цивилизация вполне совпадает с тем, что обозначается термином, указывающим на отпечаток, накладываемый на человека жизнью в полисе. Аристотель определил человека как «полисное животное», подразумевая, что самые существ венные свойства люди приобретают в связях друг с другом.
В горизонтальной плоскости полис представлял собой единство семей, родов, фратрий и племен, которые постепенно были преобразованы в территориальные единицы: демы и филы. В вертикальной плоскости родовая аристократия уступила место демократическому общественному устройству, определявшему принадлежность к высшим и низшим по размерам имущества. К архаике восходило деление людей на эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). В VI в. до н.э. была сформирована четырехклассная система, соединявшая военные и имущественные критерии. Каждый класс мог использовать в своем хозяйстве рабов, освобождая себя для политической деятельности. Занимать государственные должности могли только представители первых трех классов, но представители низшего класса участвовали в избрании должностных лиц, в экклесии (народном собрании) и гелиэе (суде присяжных). Крайним проявлением аттической демократии стал остракизм – ежегодное голосование «черепками», на коих каждый свободный гражданин Афин писал имя человека, которого следует изгнать из города.
Демократичность внутренней цивилизации способствовала резкому повышению роли словесного убеждения и на этой основе бурному развитию риторики и диалектики (логики). Под влиянием демократии у эллинов произошло значительное смещение культуры с эзотерического уровня на экзотерический. Многие культурные продукты стали достоянием демоса, что исключалось в деспотических государствах Востока.
Греческие полисы существенно различались политической культурой: военизированная Спарта была гораздо ближе к принципам организации восточных деспотий, чем демократические Афины. Вершиной политико-правовой культуры Древней Греции можно считать аттическую справедливость зафиксированную в писаном законе и равенстве всех граждан перед ним и поддерживаемую открытым выборным судом.
Полисы были связаны торговлей и непрочными военными союзами. В эллинистический период они утрачивают самостоятельность. Сначала Македония, а затем Рим покоряют греков. Во II в. до н.э. эллинская культура становится частью римской.
Глава 1. Мифология и религиозные культы
Символическим выражением внутренней цивилизации Эллады стала мифология. Она безраздельно господствовала в духовной культуре всего архаического периода. В мифах родственные и властные отношенияния между людьми проецировались на природу. Мифологические образы происходили из верований различных народов, населяющих Элладу и соседние земли. Постепенно из них создается более или менее упорядоченная система. Сакральные существа делятся на три основных класса: древних хтонических богов (Гея-Земля, Уран-Небо, Хаос; Ночь, Мрак, титаны Крон. Океан и др.), олимпийских богов (Зевс, Гера, Деметра, Афина, Афродита и др.) и героев, родившихся от связи между богами и людьми (Ахилл, Геракл, Тесей, Персей и т.п.).
После войны между двумя поколениями богов побежденные титаны были сброшены в мрачный Тартар, а 12 олимпийских богов стали ведущими фигурами эллинской мифологии. Возглавил их Зевс – бог-громовержец, верховный носитель власти, закона и справедливости. Прочие олимпийцы взяли под свою опеку отдельные формы внешней и внутренней цивилизации, а также духовной культуры: Гестия – домашний очаг; Деметра – земледелие; Посейдон – море; Гера – супружескую жизнь; Афродита – любовь; Аполлон – искусство, врачевание и предсказания будущего; Артемида – охоту; Гермес – торговлю; Гефест – подземный огонь и кузнечное дело; Афина – мудрость, науки и ремесла; Дионис – виноделие.
Смена древних хтонических и тератоморфных богов небесными и антропоморфными символизировала существенный сдвиг во внутренней цивилизации. Власть хтонических богов основана на силе, магической способности давать и отнимать жизнь, на связи с Землей-матерью. Олимпийские боги поддерживают свою власть не только силой, но мудростью, законом и справедливостью. В отличие от людей, «жалких однодневок», божества бессмертны. Они похожи на людей, только значительно превосходят их красотой и мудростью. «Прекраснейшая обезьяна, – утверждал философ Гераклит, – отвратительна по сравнению с человеческим родом. Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего». Хотя в конкретных мифологических сюжетах эта мудрость видна далеко не всегда, а в моральном отношении поведение олимпийцев отнюдь не безупречно, сама идея божественного совершенства активизировала стремление людей приблизиться к идеалу.
Благодаря предвидению Прометей похитил огонь с Олимпа, чтобы передать его людям. Зевс, ревниво следящий за тем, чтобы на его власть никто не покушался, наказал и Прометея, и человечество. Титан был обречен на вечную муку, прикованный к скале, а людям за блага внешней цивилизации, добытые обманом, пришлось расплачиваться тяжким трудом, болезнями и страданиями.
Мифология стала основой многочисленных религиозных культов. Общеэллинское значение приобрели культы Деметры, Диониса, Аполлона и др. Центром культа Деметры был Элевсин, где проходили элевсинские мистерии (таинства, посвященные гибели и возрождению природы). Мистерии, посвященные Дионису (Вакху), назывались вакханалиями и носили оргиастический характер. В оргиях, которые проводились раз в два года в ночь зимнего солнцестояния в лесистой горной местности близ Киферона, участвовали только женщины – менады или вакханки, изображавшие нимф, вскормивших Диониса, и по ходу действия преображавшиеся в растерзавших его титанов. Опьяненные вином, они доводили себя до экстаза неудержимой стремительной пляской. В таком состоянии совершались спарагмос (разрывание на части жертвенного животного – козленка, ягненка или теленка) и омофагия (поедание его сырого мяса).
Дионисийские мистерии были своеобразной формой теофагии – поедания божественной плоти, поскольку жертвенное животное служило символическим заместителем бога Диониса. Безумие менад, обретаемое миметической игрой, считалось сакральным, снимающим дистанцию между человеческим и божественным.
Культ Аполлона был связан с мантикой – искусством предсказывать будущее. Аполлон – бог света, космической и человеческой гармонии – считался покровителем многих искусств и врачевания.
В повседневной жизни эллинов мантика занимала видное место. Состоятельные люди не предпринимали серьезных действий, не получив предварительно благоприятного прорицания. Место, где давалось предсказание будущего, называлось «оракул». Такое же именование получило и само прорицание. Наиболее известным в Элладе был Дельфийский оракул, расположенный в храме Аполлона. Жрицу этого храма, пифию, усаживали на священный треножник возле расщелины в скале, откуда выделялся ядовитый сернистый газ. По преданию, этот газ представлял собой испарения от трупа погребенного здесь Пифона. Вдыхая пары, пифия входила в экстатическое состояние и начинала «вещать». Храмовый жрец искусно толковал ее слова, достигая порою подлинного совершенства по части загадочности и двусмысленности. Авторитет Дельфийского оракула был очень высок до тех пор, пока его жрецы не стали впадать в очевидную политическую тенденциозность. Окончательно его закрыли в конце IV в. н.э.
Наряду с мантикой культ Аполлона включал в себя катартические (очистительные) ритуалы – священнодействия, освобождающие человека от грязи. Главными причинами осквернения у греков считались кровопролитие и прелюбодеяние.
Поскольку боги были образцами физического совершенства, религиозный культ включал и состязания в силе, ловкости и выносливости. Они проводились в благодарность богам за военную победу, хороший урожай и т.п. или входили в погребальный обряд (тризну) – как память об умершем и способ определения доли наследников. В честь Зевса с 776 г. до н.э. по 393 г. н.э. регулярно в городе Олимпия устраивались Олимпийские игры. Они состояли из атлетических соревнований (бег, пятиборье, кулачный бой, борьба, панкратий), скачек и гонок колесниц. Участие в играх приравнивалось к священнодействию. Иной формой игрового богослужения стали состязания танцоров, певцов, поэтов. Активное использование соревновательного элемента придало эллинской культуре особо динамичный характер.
Многочисленные боги ожидали от людей жертвоприношений, мистерий, факельных шествий и агонов. Самым большим грехом считалось унаследованное людьми от Прометея и других титанов дерзкое стремление тягаться с богами и присваивать их привилегии.
Ущербность политеистической религии касается прежде всего нравственной стороны. Дело не только в том, что почиталось множество богов и что совершались человеческие жертвоприношения. Признав победу высших олимпийских богов над хтоническими, греки никогда не забывали последних. Они молились им и приносили жертвы. Эллинская религия представляла собой компромисс между почитанием небесных и подземных сил, между служением добру и использованием зла. Это родимое пятно всякого язычества. По мере исторического развития нравственное содержание религии возвышалось. Сначала боги трактовались как могущественные сообщники, которые следят только за тем, чтобы неукоснительно выполнялись все обязанности перед ними и не пустовали жертвенные алтари. Потом к ним стали относиться как к старейшинам, наказывающим тех, кто обижает слабых, сирот, престарелых родителей, беззащитных иноземцев. Наконец, боги воспринимаются как блюстители единения людей, нравственного порядка вообще, всей внутренней цивилизации. Но даже в такой форме эллинская религия продолжает «искоса посматривать» в сторону темных сил. Конец такому «заигрыванию» положило только христианство. Глава 2. Мусические и немусические искусства
Греки верили в божественное происхождение искусства. Состояние, в котором осуществлялось художественное творчество, называлось – божественное воодушевление. Художественное вдохновение – это своего рода безумие, один из четырех видов одержимости, наряду с вакхической, идущей от Диониса; провидческой – от Аполлона и любовной – от Афродиты и Эроса. Искусство есть волшебная сила, идущая от богов к поэтам, а потом к зрителям, слушателям и читателям. Божественные существа, вызывающие художественное творчество, именовались музами. Это были дочери Зевса и Мнемосины (богини памяти). Традиция выделяет девять муз: Каллиопу – музу эпической поэзии; Эрато – любовной поэзии; Терпсихору – танца; Полигимнию – гимнов в честь богов и героев, а также ораторского искусства; Эвтерпу – лирической песни; Мельпомену – трагедии; Талию – комедии; Клио – истории; Уранию – астрономии как искусства постигать гармонию небесных сфер.
Предводителем муз считался Аполлон. Искусства, которым покровительствуют музы, у греков назывались мусическими. Позже для их обозначения был употреблен собирательный термин «музыка». Древнейшими видами мусического искусства были, скорее всего, гимны и эпос. Они постепенно складывались на основе устного народного творчества и даже в самых поздних своих формах сохраняли теснейшую связь с мифологией. Гимны, вероятно, являлись частью религиозных мистерий. Наиболее известны 34 гимна, приписываемых Гомеру, но составленных, по авторитетному мнению специалистов, на несколько столетий позже эпических поэм «Илиада» (прибл. VIII в. до н.э.) и «Одиссея» (прибл. VII в. до н.э.).
Эпическая поэзия формировалась из отдельных песен, исполняемых странствующими аэдами и рапсодами. На базе ионийского наречия они создали искусственный литературный язык. Выделяют две разновидности эпоса: героический и дидактический (поучительный). Первый повествовал о военных подвигах героев – полубожественных вождей древних племен. Как показали раскопки Г. Шлимана, героические поэмы Гомера основывались на реальных событиях. Эпическая поэзия как бы связывает в один клубок события человеческой истории и мир богов. Дидактические поэмы, например «Труды и дни» Гесиода, рисуют картины быта, мирного труда эллинов, формулируют правила на все случаи жизни.
К музам Полигимнии, Эрато и Эвтерпе восходит эллинская лирика. В VI в. до н.э. в Дельфах были учреждены Пифийские состязания поэтов и музыкантов. Кифареды соревновались в исполнении гимнов под звуки струнной кифары; авлоды – в пении под звуки авлосов (духовых инструментов типа гобоя). Подобные агоны производились также на Истмийских играх в честь Посейдона и Немейских – в честь Зевса. В эпоху эллинизма был составлен список самых великих лириков Эллады. Число поэтов соответствовало числу муз: Пиндар, Симо-нид, Бакхилид, Алкей, Сапфо, Алкман, Стесихор, Ивик и Анакреонт.
Важнейшие из мусических искусств – трагедия и комедия – возникли из дионисийских мистерий. Термин «трагедия» происходи тот слова «козел» и означает «козлиная песня». Название, вероятно, объясняется тем, что первоначально участники трагического представления, изображая сатиров, козлоподобных спутников бога Диониса, были одеты в козлиные шкуры.|
Становление театрального действа начиналось с отделения участников религиозного ритуала от зрителей. Слово «театр» означало «место для зрелищ». Зрители обычно располагались на склоне холма, а действующие лица – у его подножия на специальной круглой площадке («орхестре»), где находился жертвенник Диониса. Позднейшие театры в целом сохранили это устройство.
Цель трагедии располагалась в сфере внутренней цивилизации. Ею был катарсис – очищение человеческой души от пороков и вредных страстей через переживание чувства страха и сострадания. В трагедиях изображались гибель и страдания героев, их отважные, но тщетные попытки бороться с судьбой. Как правило, использовались мифологические, гораздо реже исторические сюжеты. Величайшими греческими драматургами являются уже названные Эсхил («Прометей прикованный», «Семеро против Фив» и др.) и Софокл («Царь Эдип», «Антигона» и т.д.), а также Еврипид («Медея», «Вакханки» и пр.).
Хотя тексты хоров порою были достаточно эзотеричными, требующими особых знаний, в целом трагедия отвечала помыслам и чувствам рядового гражданина, а потому служила мощнейшим объединяющим и воспитательным фактором. Состязания актеров и сочинителей трагедий устраивались ежегодно. Победителей и побежденных определяли 100 судей, избираемых от каждой филы по жребию. Афинским гражданам выдавались деньги из государственной казны на посещение театра. Подготовка к состязанию называлась литургией и считалась важным государственным делом, выполняемым наиболее богатыми гражданами по назначению правителя.
Вакхическому культу обязана своим происхождением и комедия. Она возникла из неофициальных сельских праздников в честь Диониса, во время которых проводились фаллефории – торжественные шествия жителей, несущих искусственный фаллос как символ плодородия. Термин «комедия» образован из слов «подвыпившая толпа» и «песнь», что вместе переводится как «песня пьяной толпы». Участники торжественного шествия распевали хвалебную песнь в честь бога Фалета и обменивались шуточными выпадами. Центральную часть комедии составлял агон – словесный поединок между актерами по какой-либо злободневной проблеме. Хор из 24 участников принимал сторону одного из сражающихся и присоединялся к осуждению противоположной стороны разнузданным танцем – кордаксом. Постепенно значение актеров возрастало, а хор полностью исчез. Сложился традиционный набор комедийных ролей: болтливый повар, хвастливый воин, хитрая гетера, бессовестный сводник, жадный парасит (нахлебник, зарабатывающий угощение, развлекая своими шутками хозяина стола и его гостей), ловкий раб, который вертит хозяином по своему усмотрению, и т.п. Некоторые видные граждане, в том числе и правители, высмеивались неприкрыто, под их настоящими именами. Лучшим комедиографом классической эпохи был Аристофан. Его комедии – «Облака», «Птицы», «Лягушки», «Лисистрата» и др. – пользовались большой популярностью. Новая аттическая комедия прославилась шедеврами Менандра «Третейский суд», «Отрезанная коса» и т.д.
Обособление трагедии и комедии происходило параллельно дифференциации высоких и низких сторон религиозного культа.
Наряду с мусическими искусствами, которые были временными или синтетическими, в античной Греции развивались немусические искусства: архитектура, скульптура и живопись. Покровителями их считались боги Афина, Гефест, Гермес.
Храмы строились на возвышенности в форме прямоугольника, перекрытого двухскатной крышей. Наиболее распространенный тип – периптер («оперенный»), т.е. окруженный со всех сторон колоннами. Выражая идею божественного совершенства, храмы имели математически выверенные пропорции. Основным модулем служила колонна. Соотношение длины и ширины храма задавалось числом колонн, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга: если число колонн на фасаде принять за п, то в боковой части их должно быть2n+1. Соотношение между горизонталями и вертикалями в храме регулировалось ордерной системой, возникшей еще в VI в. до н.э. Ордер – канонический способ оформления несущих и несомых конструкций здания: колонн и антаблемента. К дорическому («мужскому) ордеру в качестве своеобразной бинарной оппозиции был со временем добавлен ионический («женский»).
Главным признаком, позволяющим различать эти ордера, выступает капитель – верхняя часть колонны. В дорическом ордере она имела форму прямоугольной доски (абака) с полукруглой подушкой (эхином). Ионическая капитель украшена волютами (завитками как характерным элементом женской прически). Колонна дорического ордера символизировала мужество, силу. Она соответствовала идеальным пропорциям мужского тела: диаметр колонны относился к высоте как 1 : 6 (у идеального мужчины таким должно быть соотношение между длиной ступни и ростом). Колонна ионического ордера считалась олицетворением женственности и имела пропорции 1 : 8 (с аналогичным телесным соотношением). В дорическом ордере вместо колонн иногда использовались мужские статуи – атланты; в ионическом – женские, кариатиды.
Позднее появился третий ордер – коринфский (по названию города Коринф). В этом ордере еще более усилена идея женственности. Капитель оформлена в виде листьев растения аканф («медвежья лапа»).
Кроме храмов в античной Греции строились дворцы, театры, ипподромы, булевтерии, гимнасии и др. Самые величественные из них располагались в акрополе («верхнем городе»), окруженном мощными стенами.
Греческая скульптура, рассматриваемая некоторыми учеными (О. Шпенглер, А.Ф. Лосев и др.) как наиболее типичное эллинское искусство, начиналась с изображений богов и героев. Огромное значение для ее развития имела идея о том, что олимпийские боги своею красотой намного превосходят человека. На протяжении веков она побуждала к поиску и воплощению телесного совершенства. В эпоху классики появилась скульптура, которая представляла собой математически рассчитанные идеальные пропорции мужского тела («Дорифор» Поликлета). Выдающиеся мастера Фидий, Мирон и др. научились воспроизводить красоту человеческих движений. Решению сложных задач способствовало использование бронзы наряду с хрупким мрамором. Но вплоть до эпохи эллинизма греческая скульптура сохраняет верность изображению типа, а не индивидуальности. Узнать, кого изображает та или иная статуя, можно только благодаря символическим атрибутам и сведениям о том, кому посвящен храм.
Заключение
С IV в. до н.э. происходит перемещение акцентов с возвышенных, серьезных образов на нежные и легкие – процесс, аналогичный движению от дорического ордера к ионическому в архитектуре. Выдающимся представителем нового стиля был Пракситель. Одной из первых обнаженных женских скульптур является изваянная им Афродита Книдская. Лисипп отказался от традиционной для греческой классики фронтальности изображений. Его скульптуры одинаково тщательно отделаны со всех сторон. В дальнейшем происходит эмоциональное насыщение скульптуры. Бесстрастные лица богов и атлетов сменяются экспрессивными изображениями сильных человеческих чувств. Такова, например, скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья, борющиеся со змеями», изваянная Агесандром, Полидором и Афинадором.
От греческой живописи сохранились только рисунки на вазах. Об остальной живописи – настенных росписях – мы знаем по описаниям. Известно, что в архаический период художники пользовались только четырьмя красками: белой, черной, красной и желтой. Этот тетрахроматизм (четырехцветие) был обусловлен материалом и отражал символические цветовые предпочтения эллинской культуры. Живопись классического периода тяготела к иллюзионизму – воспроизведению на полотне полного подобия действительности. Очевидно, живописцы владели приемами перспективы, иначе они не могли бы создать иллюзию реальности.
Список литературы
1. Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Искусство, 1995 г.
2. Любимов Л. Греция и эллинский мир.// Искусство древнего мира. М.: Просвещение, 1980г.
3 Скрипник А.П. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов/ А.П. Скрипник. – М.: Гардарики, 2006.